В каком итальянском городе родился артуро тосканини. Легендарный артуро тосканини - случаи из его жизни и его божество - музыка

(1867-03-25 )

Биография

Родился в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме . Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 1885 году, в 18-летнем возрасте, с отличием окончил консерваторию в Парме по классу виолончели у Л. Карини; ещё в студенческие годы руководил небольшим оркестром, организованным им из соучеников . По окончании консерватории был принят в передвижную итальянскую оперную труппу в качестве концертмейстера виолончелей, помощника хормейстера и коррепетитора. В 1886 году труппа отправлялась на зимний сезон в Рио-де-Жанейро; во время этих гастролей, 25 июня 1886 года, из-за пререканий между постоянным дирижёром труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось встать за дирижёрский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди . Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижёрская карьера, которой он отдал около 70 лет .

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине . В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, постепенно завоевывая репутацию лучшего дирижёра своего времени. Он провел мировую премьеру "Паяцев" Руджеро Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением «Богемы» Джакомо Пуччини в Турине (1896) . С 1896 года выступал также в симфонических концертах; в 1898 впервые в Италии исполнил 6-ю симфонию П. И. Чайковского .

В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но один сын умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижёром миланского театра «Ла Скала ». С 1898 по 1903 он делил своё время между зимним сезоном в «Ла Скала» и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса . Несогласие с художественной политикой «Ла Скала» заставило Тосканини в 1904 году покинуть этот театр, в 1906 он вернулся туда ещё на два года. В 1908 году очередная конфликтная ситуация побудила дирижёра вновь покинуть Милан. Так он впервые оказался в США, где в течение семи лет (1908-1915) был дирижёром «Метрополитен-опера». С приходом Тосканини началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и здесь Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где после окончания войны снова стал главным дирижёром «Ла Скала». Этот период (1921-1929) стал эпохой блестящего расцвета «Ла Скала». Хотя в своё время он согласился поддержать авантюру Габриеле д’Аннунцио и даже принять пост «министра культуры» провозглашённой тем Республики Фиуме , в 1929 году Тосканини надолго покинул Италию, не желая сотрудничать с фашистским режимом .

Ещё с 1927 года Тосканини одновременно работал в США: был главным дирижёром Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер; после слияния оркестра в 1928 году с Нью-Йоркским симфоническим оркестром вплоть до 1936 года возглавлял объединённый Нью-Йоркский филармонический оркестр . В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. В Европе он дважды дирижировал на Байройтских вагнеровских фестивалях (1930-1931), на Зальцбургском фестивале (1934-1937); основал свой собственный фестиваль в Лондоне (1935-1939) и дирижировал также на фестивале в Люцерне (1938-1939). В 1936 году он способствовал организации Палестинского оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр).

Завершающий и самый известный период жизни Тосканини, запечатлённый в многочисленных записях, начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC) . С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов.

После сезона 1953-1954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своём доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957. Похоронен в Милане в семейном склепе на Монументальном кладбище . На похоронах дирижёра пришедшая публика пела знаменитый хор Va", pensiero из оперы

Арту́ро Тоскани́ни (итал. Arturo Toscanini; 25 марта 1867, Парма - 16 января 1957, Ривердейл, Нью-Йорк) - итальянский дирижёр.

Артуро был сыном портного. Его отец хотел, чтобы он стал адвокатом, но Арутро поступил в консерваторию. Он учился по классам виолончели, фортепиано и композиции. Консерваторию в Парме он с успехом окончил в 1885 году. Артуро сразу же едет в Бразилию. Там он подписывает контракт и возглавляет группу виолончелей в оркестре Рио-де-Жанейро. Также он там работает хормейстером и виолончелистом. В 1866 году он дебютирует как дирижер. Тогда Артуро понимает, что это его настоящее призвание. У него обнаружилась поразительная музыкальная память. Когда он впервые выступал в 19 лет в качестве дирижера, то поразил публику тем, что дирижировал «Аидой» без нот. Кстати, Джузеппе Верди был кумиром Артуро. Тосканини был от природы очень стеснительным и встречался со своим кумиром только три раза. Он всю жизнь носил с собой записку Верди, которую нашел в партитуре оперы «Фальстаф». Эту записку Арутро считал своим талисманом.

Тосканини еще не стукнуло тридцать лет, а в его репертуаре уже было 165 оперных сочинений, которые он знал наизусть. В 1887-98 гг. он выступал как оперный дирижер, а с 1896 году еще и как симфонический. Он и его оркестр давали концерты во многих театрах Италии. Тосканини всегда был требователен не только к себе, но и к оркестрантам. Он с ними репетировал по шесть и семь часов. Артуро был настоящим патриотом. Как-то в начале 1890-х он давал концерт в театре Пизы. Во время концерта как-то кинул бомбу и концерт сорвался. Требовали вызвать полицию. Однако Тосканини взмахнул дирижерской палочкой и заставил оркестр играть гимн гарибальдийцев. Зрители и артисты подхватили гимн. Поднялась овация, а Артуро выносили на руках из театра. Однажды в той же Пизе на репетиции певица сделала красивый, но совсем ненужный голосовой пируэт. Что сделал Артуро? Он немедленно прервал репетицию. Певица сильно обиделась. Она сказала, что она звезда и может делать то, что хочет. Тосканини сказал ей, что звезды лишь на небе и передал эту партию другой исполнительнице.

После концерта в Турине он очень устал и, вернувшись в гостиницу, сразу лег спать. Публика в театре отказалась расходиться и звала Артуро. Ему пришлось проснуться, одеться и опять пойти в театр. Там он без репетиций, на «бис» продирижировал симфонией Шуберта. Он был известен в Италии и за ее пределами. Он был главным дирижером в «Ла Скала», потом в США в «Метрополитен-опере». Америка никогда не имела дирижеров такого уровня у себя в стране, а потому, чуть ли не каждый шаг Тосканини оплачивался золотом. В 1910 году Тосканини ставил в театре вместе с Карузо Энрико «Девушку с Запада». Через три года он поставил «Бориса Годунова». На столетний юбилей Джузеппе Верди Артуро прибыл в Италию. Он руководил празднествами, поставил две оперы в «Ла Скала».

Во времена первой мировой войны «Ла Скала» был закрыт. Однако Артуро решил возродить театр. В 1920 году он гастролировал по Европе. Вернувшись в Италию, он опять начал работать в «Ла Скала». За несколько выступлений ему вручили большую сумму денег, но дирижер не принял ее и истратил на театр. В 1922 году он выступал в «Ла Скала» 90 раз. Ни один театр мира не имел такого репертуара как этот. Когда к власти пришли фашисты, Артуро уехал в Штаты. В 1926-36 гг. он дирижировал филармоническим оркестром в Нью-Йорке. В 1937-54 гг. – симфоническим оркестром Национального радио США. В 1942 году он исполнил седьмую симфонию Шостаковича. Пластинку с записью он отправил ему. В 90 лет он все еще дирижировал. Однако его постигло несчастье в 1955 году. На одном из концертов он забыл, что надо было дальше играть. Можно представить, что творилось у него на душе, ведь всю жизнь он имел восхитительную музыкальную память. Оркестр умолк, а Артуро со слезами в глазах покинул зал. Скоро все газеты ядовито критиковали дирижера. Тосканини переехал в загородный дом и больше не выступал. Он не появлялся на публике и почти ни с кем не общался. Однажды он все-таки принял у себя дома Эмиля Гилельса. Он провел его в полутемную комнату, поставил в проигрыватель пластинку с седьмой симфонией Шостаковича и сел в кресло. Он и гость слушали музыку со слезами на глазах. Великий дирижер, чья слава продолжалась около 70 лет, скончался в 1957 году в Нью-Йорке.

Тосканини Arturo Toscanini Карьера: Музыкант
Рождение: Италия, 25.3.1867
Завершающий и самый известный период жизни Тосканини начался в 1937, когда он провел первый из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC).

Родился в Парме (Италия) 25 марта 1867 в семье портного. В девять лет он был принят в Королевскую музыкальную школу в Парме. Занимаясь в классах виолончели, фортепиано и композиции, получил стипендию в одиннадцать лет, а в тринадцать начал выступать как профессиональный виолончелист. В 18-летнем возрасте с отличием окончил консерваторию и был принят в передвижную итальянскую оперную труппу как виолончелист и помощник хормейстера. Труппа отправлялась на зимний период в Бразилию. 25 июня 1886 из-за пререканий между постоянным дирижером труппы, менеджерами и публикой Тосканини пришлось стать за дирижерский пульт при исполнении Аиды Верди в Рио-де-Жанейро. Он продирижировал оперой наизусть. Так началась его дирижерская карьера, которой он отдал примерно 70 лет.

Первый итальянский ангажемент Тосканини получил в Турине. В течение последующих 12 лет он дирижировал в 20 итальянских городах и городках, понемногу завоевывая репутацию лучшего дирижера своего времени. Он провел премьеру Паяцев Леонкавалло в Милане (1892); его пригласили дирижировать первым исполнением Богемы Пуччини в Турине (1896). В 1897 он женился на дочери миланского банкира Карле де Мартини; от этого брака родилось четверо детей, но единственный сынуля умер в младенчестве.

В течение 15 лет Тосканини был ведущим дирижером миланского театра Ла Скала. С 1898 по 1903 он делил родное время между зимним сезоном в Ла Скала и зимним сезоном в театрах Буэнос-Айреса. Несогласие с художественной политикой Ла Скала заставило Тосканини в 19041906 оставить тот самый театр, позже он вернулся туда ещё на два года. В 1908 очередная конфликтная обстановка побудила дирижера оставить Милан. Так он в первостепеннный раз приехал в США, где в течение семи лет (19081915) был дирижером Метрополитен-опера. С приходом Тосканини, тот, что привлек в театр таких певцов, как Энрико Карузо, Джеральдина Фаррар и других крупнейших музыкантов того времени, началась легендарная эра в истории оперного театра в США. Но и тут Тосканини выразил несогласие с художественной политикой и в 1915 уехал в Италию, где вслед за тем окончания войны сызнова стал главным дирижером Ла Скала. Этот отрезок времени (19211929) стал эпохой блестящего расцвета Ла Скала.

В 1927 он стал главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, с которым выступал в течение двух предыдущих сезонов как гастролер. В 1930 он отправился с оркестром в первое европейское турне. Этот пост Тосканини оставил в 1936, следом 11 проведенных сезонов. В Европе он дважды дирижировал на байройтских вагнеровских фестивалях (19301931), на зальцбургском фестивале (19341937); создал свой свой фестиваль в Лондоне (19351939) и дирижировал кроме того на фестивале в Люцерне (19381939). В 1936 он способствовал организации Палестинского оркестра (сегодня Израильский филармонический оркестр).

Завершающий и что ни на есть имеющий известность отрезок времени жизни Тосканини начался в 1937, когда он провел первостепеннный из 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC). С этим оркестром он совершил турне по Южной Америке в 1940, а в 1950 объехал США с ансамблем оркестровых музыкантов.

После сезона 19531954 Тосканини покинул оркестр Нью-Йоркского радио. Он умер во сне в своем доме в Ривердейле (шт. Нью-Йорк) 16 января 1957.

Так же читайте биографии известных людей:
Артюр Рембо Artur Rembo

Артюр Рембо - один из величайших поэтов в истории Франции и Европы. Родился 20 октября 1854 года.Является одним из основоположников символизма,..

Артюр Адамов Artur Adamov

Ранние стихи в манере сюрреализма. В духе авангардистского театра пьесы "Пародия" (издана 1950), "Вторжение" (1950). Трагедия "Весна 71 года" (1961)..

Артюр Онеггер Artur Honegger

Многие сочинения Онеггера свидетельствуют о мощи его таланта, которая ослабела лишь в последние годы жизни композитора, когда его здоровье серьезно..

Арутюн Акопян Arutyun Akopyan

Арутюн Акопян - советский и российский артист эстрады, фокусник-манипулятор. Народный артист СССР. Родился 25 апреля 1918 года.Арутюн Акопян являлся..

Выдающийся итальянский дирижёр.

С 13-и лет выступал как профессиональный виолончелист. Ещё учась в Консерватории, Артуро Тосканини руководил оркестром студентов.

В 1886 году итальянская труппа отправлялась на гастроли в Рио-де-Жанейро, где из-за конфликта между дирижёром и менеджерами, юному Артуро Тосканини пришлось встать за дирижёрский пульт при исполнении «Аиды» Джузеппе Верди и продирижировать оперой наизусть... С этого началась его карьера дирижёра.

«Тосканини рос как нелюбимый ребёнок и в дальнейшем требовал от всех и каждого беспрекословного подчинения.
Если исполнению его желаний что-то препятствовало, он впадал в ребяческое раздражение и бросался в окружающих острыми предметами.
Всё, кроме мгновенного удовлетворения и полного согласия - со стороны отечески опекавшего его правительства или по-детски доверчивых музыкантов - вызывало у него реакцию самую бурную.
С оркестрами Тосканини был груб и создал культ грубости, которую переняли у него другие дирижёры, сделав из неё в наше авторитарное время символ авторитетности.

Он был задирой - но не трусом. Перед лицом и наёмных головорезов, и верховной, теоретически, власти современного государства Тосканини упрямо держал голову поднятой над бруствером истории.

Многие считают его величайшим из дирижёров всех времен. «Музыка никогда прежде не звучала так, как под дирижёрской палочкой Тосканини, - заявляет дочь одной из его певиц, - и сегодня многие и многие из нас могут засвидетельствовать, что она и с тех пор никогда так не звучала».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 81-82.

«И спустя два сезона его уже стали называть в числе трех-четырёх выдающихся театров мира - положение, которого он с тех пор так и не утратил. В следующие полстолетия слишком в нём владычествовала крошечная фигурка Тосканини, независимо от того, был он связан с тем или иным сезоном или не был.
К триумфу Тосканини прибавились как счастливая находка двух лучших в то время певцов - лирического тенора Энрико Карузо и высокого баса Фёдора Шаляпина , - так и умение подбирать отвечающие их талантам оперные партии.
Карузо блеснул в прелестной, давно не ставившейся комедии Доницетти «Любовный напиток», а огромный русский бас спел зловещего Мефистофеля в одноименной опере Бойто. Другими звёздами театра стали баритон Антонио Скотти и лирическое сопрано Розина Сторчио, ставшая трагической любовью Тосканини.
После того, как на исходе столетия умер Верди , Тосканини обратился в общественное лицо итальянской музыки - именно он, а не Пуччини и не веристы, чьим операм, при великой их популярности, недоставало возвышенного благородства.
Благодаря Тосканини главным в музыке стал дирижёр, а не композитор .
Противники Тосканини сплотились, борясь с его политикой и высокомерием. Местные композиторы и их влиятельный издатель, Рикорди, развернули ксенофобскую кампанию, направленную против его любви к чужеземным операм, театральную публику возмущал отказ Тосканини повторять популярные арии.
На последнем спектакле сезона 1902 года они потребовали биса посреди первого акта «Бала-маскарада». Тосканини продолжал дирижировать, не обращая внимания на поднявшийся крик, а в антракте покинул театр.
Он появился дома на час раньше обычного, в крови - из-за того, что пробил кулаком оконное стекло. «Что случилось? Всё уже закончилось?», - спросила его жена Карла. «Для меня закончилось», - ответил дирижёр и отправился заказывать билеты до Буэнос-Айреса, в котором и проработал следующие четыре сезона».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 86.

Артуро Тосканини был главным дирижёром театра «Ла Скала» в Милане, «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке и т.п.

В 1929 году он уехал из Италии, не желая сотрудничать с фашистским режимом.

С 1937 года Артуро Тосканини провёл 17 сезонов радиоконцертов с Симфоническим оркестром Нью-Йоркского радио (NBC), что сделало его имя известным десяткам миллионов человек.

«Когда его положение в Италии стало шатким, медиа-гигант США обратил семидесятилетнего Тосканини в головную, престижную фигуру, отведя ему главное место в своем круглосуточном коктейле из новостей, мыльных опер и развлекательной музыки. The National Broadcasting Company (NBC) предложила создать для Тосканини оркестр из 92 виртуозов, дабы он дал с ними десять концертов, которые будут транслироваться по радио из студий компании. NBC это обходилось в 50 000 долларов, ежегодно выплачиваемых дирижёру, и в сумму ещё в шесть раз большую, уходившую на жалованье музыкантов, однако расходы эти позволили компании нажить престиж и предотвратить расследование Конгрессом стандартов радиовещания. NBC получила также эксклюзивные права на издание записей Тосканини под маркой своей материнской компании, The Radio Corporation of America (RCA).

Поначалу с подозрением относившийся к записям, Тосканини в конце концов признал их как средство, которое позволяет подтвердить его превосходство с помощью более чистого, чем у других дирижёров, звука и большего, чем у них, числа проданных пластинок.
Хотя превзойти в последнем отношении Леопольда Стоковского и Филадельфийский оркестр - в том, что касается такой популярной классики, как «На прекрасном голубом Дунае» и сюита из музыки к «Щелкунчику», - ему не удалось, в репертуаре более серьёзном имя Тосканини на конверте пластинки задевало душевные струны потребителя совсем по-иному.
Музыка в исполнении Тосканини словно бы обладала сертификатом качества: все признанные авторитеты гарантировали, что это музыка великая и превосходно исполненная. Его записи можно было покупать с полной уверенностью и выставлять на полках гостиной как символ исповедуемых их обладателем культурных ценностей. Иными словами, они исполняли роль «китча» - подставного искусства, однажды определённого (Вильгельмом Фуртвенглером) как проявление «боязни человека, интеллектуального лишь наполовину что его надуют».
Прессе скармливались выдуманные истории - «Самый большой барабан в мире спешно везут в Нью-Йорк для использования в концерте Тосканини», - и даже его политическая позиция по отношению к происходившему в Европе обращалась в сенсационную новость.
Портреты Тосканини появлялись на обложках Life, Time и любого сколько-нибудь почтенного журнала. И хотя слушатели Тосканини составляли едва ли одну шестую радиослушателей Боба Хоупа, рейтинг трансляции любой серии его концертов был в два раза выше.
Тосканини стал первым дирижёром, у которого имелась массовая аудитория, а для большинства людей и единственным, чье имя они способны были назвать.
Слава - или, по крайней мере, то, что именуется ею на жаргоне средств массовой информации, - оказалась приемлемым суррогатом любви».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 89-90.

«Тосканини обладал плохим зрением, и ему приходилось выучивать партитуру наизусть и без нот обдумывать до тонкости всё, что сокрыто в записи. Работая по ночам, он отдавал сну лишь три часа в сутки. Итак, мы видим, что «в борьбе художника за совершенство нет конца, а есть одно непрерывное начало» (Стефан Цвейг ). Творческие поиски всё более глубокого понимания гениальных произведений и совершенного выражения их в исполнении, необходимость постоянно держать в полной готовности значительное число ранее выученных пьес и пополнять их запас, стремление непрерывно оттачивать технику, которая, как правило, быстро притупляется, если о ней забывают - вот, что не даёт покоя подлинному художнику, делает его величайшим тружеником».

Савшинский С.И., Пианист и его работа, Л., «Советский композитор», 1961 г., с. 18.

«Он был известен просто как «Маэстро» - дефиниций не требовалось, поскольку Тосканини сам дефиницией и был: единственным из дирижёров мира.
Владелец нью-йоркской фирмы грамзаписи, приславший автомобиль за «мистером Тосканини», получил строгий выговор: «МАЭСТРО, а не мистер», - сказал Маэстро. Впрочем, цель составляла не слава, но власть.
Он был скромным человеком, сказавшим: «Я не гений. Я ничего не создал. Я играю музыку, написанную другими. Я просто музыкант».
Обожествление Тосканини было американской выдумкой - созданной для нации с глобальными амбициями и монолитными, вскормленными на нехитрых несомненностях средствами массовой информации, исповедовавшей монотеистическую веру в единственного идола - по одному Синатре , по одной Гарбо , по одному поэту, по одному живописцу и одному президенту за раз.
Для того чтобы проникнуть на широкий рынок, музыка, сокрытая среди высот американских радиобашен, которые и сформировали образ Тосканини, неизбежно нуждалась в богоподобном посреднике. Этому тотему надлежало представлять собой нечто большее, чем просто музыкант во фраке.
В идеале, ему следовало быть и видной фигурой мировой сцены - идеологической иконой, защитником демократии, - и в то же самое время человеком, с коим мог бы отождествить себя средний американец: любящим домашний уют патриархом в шлёпанцах, который смотрит по телевизору бокс и играет с внучатами в прятки в саду.
Тосканини сыграл обе составляющие этого мифа и в конечном счёте уверовал в него сам».

Норман Либрехт, Маэстро Миф. Великие дирижёры в схватке за власть, М., «Классика-XXI», 2007 г., с. 82.

Во время гастролей итальянской труппы в Рио-де-Жанейро (1886), где Тосканини работал концертмейстером виолончелей, дебютировал как дирижёр в «Аиде», заменив заболевшего маэстро. В 1887-98 работал в различных театрах Италии. Участник мировых премьер опер «Паяцы» (1892), «Богема» (1896). В 1898-1903 и 1906-08 главный дирижёр Ла Скала, где исполнил впервые в Италии «Зигфрида» (1899), «Евгения Онегина» (1900), «Эврианту» Вебера (1902) и другие. В 1901 выступил в знаменитой постановке «Мефистофеля» Бойто, где огромный успех выпал на долю Шаляпина (в спектакле пели также Карузо, Карелли). В 1908-15 главный дирижёр Метрополитен Опера. Среди постановок в этом театре: мировая премьера «Девушки с Запада» Пуччини (1910), первая американская постановка «Бориса Годунова» (1913).

В 1921-29 снова главный дирижёр Ла Скала. В 1926 был участником мировой премьеры последней (неоконченной) оперы Пуччини «Турандот». Выступал на Байрёйтском фестивале в 1930-31 («Тристан и Изольда», «Парсифаль»), на Зальцбургском фестивале (1934-37). С 1926 работал с рядом симфонических оркестров в США, в 1937-53 главный дирижёр симфонического оркестра Национального радио США (NBC).

После войны Тосканини исполнил ряд опер по американскому радио («Аида», «Фальстаф» и других). Среди лучших постановок также оперы «Валли» Каталани (одного из самых любимых его композиторов), «Андре Шенье», «Нерон» Бойто (1924, Ла Скала, мировая премьера) и другие.

Тосканини - один из самых выдающихся дирижёров XX века. Одним из первых в Италии стал уделять внимание режиссуре, придавал огромное значение сохранению авторского замысла произведения, выступая против стремления некоторых оперных звёзд к демонстрации собственных вокальных возможностей в ущерб музыкальной и драматургической целостности сочинения. Среди записей (с оркестром NBC) оперы «Богема», «Аида», «Бал-маскарад», «Отелло», «Фальстаф» (среди солистов Э. Нелли, Вальденго, Штих-Рэндал, Винай, Ж. Пирс, Такер, Альбанезе и другие, все RCA Victor).

Е. Цодоков

1. вот это память!

Память была одним из самых выдающихся даров природы, которыми обладал Артуро Тосканини. В тот день, когда с места обычного виолончелиста он встал за дирижерский пульт, первое, что он сделал, закрыл партитуру, лежавшую перед ним: "Аида", которая шла в тот вечер, уже полностью хранилась в его памяти, несмотря на то, что он еще ни разу не стоял за дирижерским пультом. Причем, он помнил не только ноты, но и все знаки, поставленные Верди для выразительности звучания музыки...

2. "фа-диез!"

Однажды маэстро готовил "Тристана", репетируя с исполнителями под рояль. Вместе с певцами он находился на сцене. Когда проходили второй акт, Тосканини полуобернулся в сторону рояля и коротко бросил:
- Фа-диез!
Услышав замечание, аккомпаниатор слегка растерялся. Сцену повторили еще раз, и вновь, когда дошли до того же места, Тосканини снова крикнул, уже более громко: "Фа-диез!"
Но на нотной странице никакого фа-диеза не было! На третий же раз Тосканини в ярости вскочил со стула и заревел:
- Фа-диез!
Перепуганный аккомпаниатор робко заметил:
- Простите меня, маэстро, но фа-диеза тут не написано...
Тосканини, немного смутился и... тут же ушел в свой кабинет. Через некоторое время аккомпаниатор отыскал другое издание партитуры "Тристана", побежал к маэстро в кабинет и увидел Тосканини, листающего партитуру "Тристана", он хотел собственными глазами убедиться, есть ли в ней злополучный фа-диез или нет. - Маэстро, - радостно обратился к Тосканини аккомпаниатор, - вы были совершенно правы, в партитуре была опечатка!
Тосканини ответил довольно холодно, но чувствовалось, что за внешней его сдержанностью проскальзывают нотки победной радости:
- Знаешь, меня чуть удар не хватил: выходит, я всю жизнь был ослом, если всегда играл этот фа-диез.
- Осел я, маэстро, потому что не заметил опечатки, - ответил аккомпаниатор.

3. ми-бемоль не нужен

В Сан-Луисе перед концертом в самый последний момент у второго фагота обнаружилось, что клапан ми-бемоль испорчен. Музыкант был в совершенном отчаянии: "Что скажет маэстро, если не услышит эту ноту!" Зная крутой нрав Тосканини, решено было сообщить ему об отказе клапана до начала концерта. Когда же Тосканини объяснили, что случилось, он мгновенно перебрал в памяти все произведения, что стояли в программе концерта, и сказал:
- Может быть, я ошибаюсь, но, думаю, этого ми-бемоль ни разу и не придется брать за вечер.
Тосканини оказался прав: испорченный клапан второму фаготу ни разу не понадобился.

4. дирижер - это укротитель!

Тосканини любил повторять с ласковой но коварной улыбкой, что оркестр похож на необъезженного коня, которого необходимо укротить. Если конь почувствует, что на нем сидит добряк, то просто сбросит седока-дирижера. Оркестр всегда с первых же тактов понимает, знает дирижер свое дело или нет.

5. кляксы на память...

Когда Тосканини изучал партитуры, то запоминал все чернильные пятна и пометки, которые были на страницах. Эти кляксы во время дирижирования проносились перед его внутренним взором с той же скоростью и графической четкостью, что и ноты. Он говорил друзьям:
- На пари могу воспроизвести по памяти почти все свои партитуры, и непременно поставлю на свои места и все... чернильные пятна!

6. "простуженная" скрипка

Тосканини был чрезвычайно чувствителен к тембровым краскам в оркестре.
Как-то на репетиции нью-йоркского оркестра Тосканини внезапно остановил музыкальную фразу и строго указал на одного из скрипачей:
- Что с вашим инструментом?!
- Но разве я не точно играю? - перепугался скрипач. - Я спрашиваю, не про то, как вы играете, а что с вашим инструментом! У меня такое впечатление, что ваша скрипка подхватила ангину. У вас сегодня другой инструмент?
- Совершенно верно, моя скрипка осталась дома.
- На сегодня репетиция окончена. А вы чтобы завтра же имели вашу скрипку. Сейчас из-за вашей "простуженной" скрипки я не могу верно слышать звучание всей скрипичной группы.

7. бесстыдные домочадцы

Тосканини был чрезвычайно требовательным к себе и исполнителям. Малейшие неудачи он переносил очень болезненно. Он мог отправиться на концерт в наилучшем расположении духа, а спустя три часа покинуть зал в полнейшем отчаянии, выкрикивая проклятия в адрес оркестра или самого себя. Как-то в Милане после проведенного в "Ла Скала" спектакля Тосканини вернулся домой крайне подавленным и направился в столовую, где был накрыт стол к позднему ужину. Остановившись в дверях, маэстро обрушился на своих домочадцев:
- Как вы можете есть после такого исполнения, стыдитесь! - хлопнув дверью, Тосканини ушел. И все в тот вечер разошлись спать голодными.

8. будем играть громче, господа!..

Однажды Тосканини посвятил всю репетицию оркестра работе над фортиссимо.
- Почему мы сегодня занимаемся только этим нюансом? - спросил дирижера концертмейстер.
- Потому что вчера на нашем концерте во время исполнения "Полета валькирий" зритель в первом ряду безмятежно спал, а я не намерен допускать, чтобы подобное безобразие повторилось!..

9. соседи оценят

К Тосканини приходит девушка и спрашивает, не нуждается ли он в хористках. Тосканини отвечает, что вакансий нет и прослушивать девушку не желает, но добавляет:
- Впрочем, у вас, видимо, есть хорошие рекомендации?
- Нет, - смутилась девушка.
- Тогда вы принесли хорошие характеристики, ведь не с улицы же вы пришли?
- К сожалению, и характеристик у меня тоже нет. Но я могу принести отзывы моих родных. Им очень нравится, как я пою, они поклонники знаменитого маэстро.
Тосканини на секунду задумался, на губах его мелькнула хитрая улыбка:
- Тогда приходите на следующей неделе и не забудьте прихватить отзывы ваших соседей. Если они благоприятные, возможно, я вас и прослушаю.

10. объяснил!

Во время оркестровой репетиции симфонической поэмы Дебюсси "Море" Артуро Тосканини хотел добиться нежного, как бы парящего звучания инструментов. Он пытался разъяснить оркестру, чего он хочет, и так и этак, но все безуспешно. В конце концов, придя в полное отчаяние, но так и не сумев подобрать достаточно убедительных слов, дирижер вынул из кармана тонкий шелковый платок, поднял его высоко над головой и разжал пальцы...
Оркестранты недоуменно смотрели на платок, который легко и плавно парил в воздухе и наконец бесшумно приземлился.
- Ну теперь вы поняли меня, господа? - серьезно сказал Тосканини. - Прошу вас, сыграйте мне вот точно так!

11. кто этот негодяй?!

С годами художественные взгляды Тосканини заметно менялись.
Однажды оркестр, которым руководил Артуро Тосканини, возвращался после гастролей в Южной Америке. Чтобы скоротать время, группа оркестрантов пригласила маэстро послушать коротковолновую передачу из Лондона. Радио включили в середине "Героической симфонии" Бетховена. По мере того как Тосканини слушал, его лицо все более и более омрачалось.
- Что за негодяй берет такие темпы! - возмущался он. - Это просто невозможно! Что он себе позволяет! К концу исполнения Тосканини, охваченный яростью, был готов выбросить радиоприемник в окно. Тут раздался невозмутимый голос английского диктора: "Вы прослушали запись оркестра Би-Би-Си под управлением Артуро Тосканини".

12. пусть это будет нашей маленькой тайной...

Артуро Тосканини, дирижируя как-то в Нью-Йорке, сделал замечание певице, выступавшей с оркестром. - Но я великая артистка, - воскликнула оскорбленная дива, - знаете ли вы об этом?
Тосканини учтиво ответил:
- Не беспокойтесь, я никому об этом не скажу...

13. да ну их!

Однажды знаменитого маэстро спросили, почему в составе его оркестра никогда не было ни одной женщины.
- Видите ли, - ответил маэстро, - женщины очень мешают. Если они красивы, то мешают моим музыкантам, а если безобразны то еще больше мешают мне!

14. этого не может быть, но... так было

Однажды Тосканини дирижировал симфонией, в которой арфист должен был один-единственный раз взять одну-единственную ноту. И арфист умудрился сфальшивить! Тосканини решил повторить всю симфонию, но когда пришла очередь вступать арфе, музыкант снова споткнулся.
Рассвирепевший Тосканини покинул зал. Вечером состоялся концерт. Незадачливый арфист занимает свое место в оркестре, снимает с арфы футляр. И что же он видит? Все струны с арфы сняты. Осталась только одна: нужная.

15. дорогой подарок

Тосканини был чрезвычайно импульсивен и вспыльчив. Неверно взятая нота немедленно доводила его до бешенства. Рассердившись на репетиции, великий маэстро имел обыкновение ломать все предметы, которые попадались ему под руку. Однажды, выйдя из себя, он швырнул на пол свои дорогие часы и растоптал их каблуком... После этой выходки оркестранты, которые любили своего бешеного дирижера, решили подарить ему двое дешевых часов. Тосканини с благодарностью принял подарок и довольно скоро использовал часы "по назначению"...

16. а кто его знает...

В день своего рождения Тосканини отказался от всяческих почестей и провел его в напряженном труде, репетируя со своим оркестром программу предстоящего концерта. Несмотря на строгое запрещение Тосканини, к маэстро все же явился один из друзей с поздравлениями и как бы между прочим спросил:
- Артуро, не скрывайте, сколько вам исполняется лет - 86 или 87?
- Я точно не знаю, - ответил Тосканини, - я веду учет всех партитур, всех репетиций, всех пластинок с записями выступлений моего оркестра. Неужели я должен кроме всего этого вести еще и точный учет моих лет?!