Архитектурно-этнографический музей хохловка пермь. Архитектурно-этнографический музей хохловка Музей деревянного зодчества хохловка экспонаты и имена

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Координаты : 58°15′40″ с. ш. 56°15′40″ в. д.  /  58.26111° с. ш. 56.26111° в. д.  / 58.26111; 56.26111 (G) (Я)
Архитектурно-этнографический музей "Хохловка"
Дата основания
Местонахождение Пермский край , Пермский район, с. Хохловка
Директор Кокоулин Валерий Витальевич
Сайт
К:Музеи, основанные в 1969 году

Хо́хловка - архитектурно-этнографический музей в Пермском крае, основанный в 1969 г. Открыт для посетителей 17 сентября 1980 г. Музей расположен на живописном берегу реки Камы в 43 км от Перми, около села Хохловка. Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом . В его составе 23 уникальных памятника конца XVII - первой половины XX в. На территории площадью, по разным источникам, 35-42 гектара находятся различные деревянные здания и сооружения, привезённые сюда из других мест и представляющие собой лучшие образцы народной строительной и художественной культуры региона. Во многих памятниках размещены этно-стилизованные интерьеры и выставочные комплексы. АЭМ «Хохловка» является филиалом Пермского краевого музея .

На фото - церковь Преображения (1707 г.) и сторожевая башня (XVII в.).

Объекты музея

  • Церковь Преображения , 1707 г. из с. Янидор Чердынского района
  • Церковь Богородицкая , 1694 г. из с. Тохтарёво Суксунского района
  • Сторожевая башня , XVII в. из с. Торговище Суксунского района
  • Колокольня , 1781 г. из д. Сыра Суксунского района
  • Изба Кудымова , XVIII в. из д. Яшкино Юсьвинского района
  • Гумно с овином , 1920 г. из с. Ошиб Кудымкарского района
  • Пожарное депо , 1930-е гг. из д. Скобелевка Пермского района
  • Амбар для зерна , 1906 г. из с. Хохловка Пермского района
  • Михайловский соляной ларь , 1880-е г г. из г. Соликамска
  • Никольский соляной амбар , 1880-е гг. из г. Соликамска
  • Ветряная мельница , XIX в. из д. Шихари Очёрского района
  • Рассолоподъёмная башня , XIX в. из г. Соликамска
  • Никольская солеварня , 1880-е гг. из г. Соликамска
  • Дом усадьбы Светлакова , 1920 г. из д. Дёма Кочёвского района
  • Изба Игошева , кон. XIX в. из д. Грибаны Уинского района
  • Охотничье становище , 1996 г.

Мероприятия в музее

На территории музея регулярно проходят различные этнические и культурные фестивали и праздники.

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2015 год

Помимо «Хохловки», в Пермском крае расположены различные музеи под открытым небом, представляющие экспозиции архитектурно-этнографического и краеведческого содержания.

См. также

  • Лудорвай »
  • Архитектурно-этнографический музей «Тальцы »

Напишите отзыв о статье "Хохловка (музей)"

Ссылки

  • - анонсы мероприятий в АЭМ «Хохловка»

Примечания

Литература

  • Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л. А. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Кн. изд-во, 1976.
  • Канторович Г. Д. Музей под открытым небом как форма сохранения памятников деревянного зодчества в Прикамье // Коноваловские чтения. Березники, 1995. Вып. 1.
  • Терехин А. С. Архитектура Прикамья XVI-XIX веков. Пермь, 1970.

Отрывок, характеризующий Хохловка (музей)

Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.
Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.
Звуки церковного пения прекратились, и послышался голос духовного лица, которое почтительно поздравляло больного с принятием таинства. Больной лежал всё так же безжизненно и неподвижно. Вокруг него всё зашевелилось, послышались шаги и шопоты, из которых шопот Анны Михайловны выдавался резче всех.
Пьер слышал, как она сказала:
– Непременно надо перенести на кровать, здесь никак нельзя будет…
Больного так обступили доктора, княжны и слуги, что Пьер уже не видал той красно желтой головы с седою гривой, которая, несмотря на то, что он видел и другие лица, ни на мгновение не выходила у него из вида во всё время службы. Пьер догадался по осторожному движению людей, обступивших кресло, что умирающего поднимали и переносили.
– За мою руку держись, уронишь так, – послышался ему испуганный шопот одного из слуг, – снизу… еще один, – говорили голоса, и тяжелые дыхания и переступанья ногами людей стали торопливее, как будто тяжесть, которую они несли, была сверх сил их.
Несущие, в числе которых была и Анна Михайловна, поровнялись с молодым человеком, и ему на мгновение из за спин и затылков людей показалась высокая, жирная, открытая грудь, тучные плечи больного, приподнятые кверху людьми, державшими его под мышки, и седая курчавая, львиная голова. Голова эта, с необычайно широким лбом и скулами, красивым чувственным ртом и величественным холодным взглядом, была не обезображена близостью смерти. Она была такая же, какою знал ее Пьер назад тому три месяца, когда граф отпускал его в Петербург. Но голова эта беспомощно покачивалась от неровных шагов несущих, и холодный, безучастный взгляд не знал, на чем остановиться.
Прошло несколько минут суетни около высокой кровати; люди, несшие больного, разошлись. Анна Михайловна дотронулась до руки Пьера и сказала ему: «Venez». [Идите.] Пьер вместе с нею подошел к кровати, на которой, в праздничной позе, видимо, имевшей отношение к только что совершенному таинству, был положен больной. Он лежал, высоко опираясь головой на подушки. Руки его были симметрично выложены на зеленом шелковом одеяле ладонями вниз. Когда Пьер подошел, граф глядел прямо на него, но глядел тем взглядом, которого смысл и значение нельзя понять человеку. Или этот взгляд ровно ничего не говорил, как только то, что, покуда есть глаза, надо же глядеть куда нибудь, или он говорил слишком многое. Пьер остановился, не зная, что ему делать, и вопросительно оглянулся на свою руководительницу Анну Михайловну. Анна Михайловна сделала ему торопливый жест глазами, указывая на руку больного и губами посылая ей воздушный поцелуй. Пьер, старательно вытягивая шею, чтоб не зацепить за одеяло, исполнил ее совет и приложился к ширококостной и мясистой руке. Ни рука, ни один мускул лица графа не дрогнули. Пьер опять вопросительно посмотрел на Анну Михайловну, спрашивая теперь, что ему делать. Анна Михайловна глазами указала ему на кресло, стоявшее подле кровати. Пьер покорно стал садиться на кресло, глазами продолжая спрашивать, то ли он сделал, что нужно. Анна Михайловна одобрительно кивнула головой. Пьер принял опять симметрично наивное положение египетской статуи, видимо, соболезнуя о том, что неуклюжее и толстое тело его занимало такое большое пространство, и употребляя все душевные силы, чтобы казаться как можно меньше. Он смотрел на графа. Граф смотрел на то место, где находилось лицо Пьера, в то время как он стоял. Анна Михайловна являла в своем положении сознание трогательной важности этой последней минуты свидания отца с сыном. Это продолжалось две минуты, которые показались Пьеру часом. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился (тут только Пьер понял, до какой степени отец его был близок к смерти), из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Анна Михайловна старательно смотрела в глаза больному и, стараясь угадать, чего было нужно ему, указывала то на Пьера, то на питье, то шопотом вопросительно называла князя Василия, то указывала на одеяло. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение. Он сделал усилие, чтобы взглянуть на слугу, который безотходно стоял у изголовья постели.

· 09.01.2016

Текст статьи обновлён: 28.03.2019

Четвертую часть отчета о грандиозном мероприятии на новогодние выходные – о поездке на машине по интересным местам Пермского края, мы закончили на невеселой ноте: рассказе об экскурсии в мемориальный комплекс жертв политических репрессий «Пермь-36». Что же, постараемся отбросить печальные мысли и поедем дальше. Из первой части отзыва о путешествии мы помним карту маршрута, и знаем, что следующая остановка – деревня Хохловка. Здесь 17 сентября 1980 года открылся филиал Пермского краеведческого музея – архитектурно-этнографическая экспозиция, представляющая образцы деревянного зодчества Южного и Северного Прикамья, построенных начиная с 17-го века. Мне давно уже приходилось слышать восторженные отзывы об этой достопримечательности, поэтому решено было включить посещение её в программу нашего новогоднего тура.

Отзыв об экскурсии в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»

Находится экспозиция на окраине деревни Хохловка, в 45-ти километрах от Перми или в 143-х километрах от села Кучино Чусовоского района, где мы посещали колонию политзаключенных. По пути пересекли мосты с живописнейшим видом на Камское водохранилище через реку Чусовая и Кама, потом блуждали по какому-то поселку и, наконец, подъехали к центральным воротам музея. Пришлось немного покружить в поисках места для стоянки автомобиля.

На территорию зашли в 15:40, а солнце должно было зайти за горизонт в 16:40, поэтому быстренько купили билеты и отказались от настойчивого предложения экскурсовода осмотреть сначала усадьбу зажиточного уральского крестьянина – нам хотелось успеть сфотографировать деревянные строения Хохловки в режимном свете. Пошли бродить по дорожкам самостоятельно.

Сначала заглянули в гумно, где можно увидеть крестьянские телеги и предметы, используемые для молотьбы зерна.

Построили его в конце 1920-х годов в селе Ошиб Кудымкарского района. В музей под открытым небом строение перевезли в 1981 году.

Следующий объект – деревянная Церковь Преображения 1707 года постройки, доставленная в Хохловку в 1983 году из села Янидор Чердынского района.

Здание церкви было реконструировано в 1960-1962 году по месту нахождения. Второй раз реставрационные работы проводились в 1984-1985 годах уже после «переселения» в музей.

В храм можно зайти. Вот как он выглядит внутри.

Конечно, посетителей привлекает издалека и старинная ветряная мельница.

Фото 7. Ветряная мельница в музее под открытым небом «Хохловка». Куда поехать на выходные из Перми. 1/80, 0.33, 320, 24.

Раньше она принадлежала мельнику по имени Сафрон Кузьмич Рахманов, проживавшему в деревне Шихари Нововознесенского сельсовета Очерского района. В 1931 году мельница перешла в собственность колхоза, а в 1950-м во время урагана с нее сорвало крылья. Но до 1966 года на ней продолжали молоть, использовав в качестве привода тракторный двигатель. В музей Хохловка деревянная реликвия попала из Шихарей в 1977 году.

Интересно, в скворечниках по весне селятся птицы?

Если да, представляю, как здесь интересно наблюдать за пернатыми, когда, наверное, вся округа наполняется чириканьем птенцов!

Музейный комплекс располагается на живописном берегу Камского водохранилища на полуострове Варнач. Опытные туристы говорят, что лучше сюда приезжать летом, будет намного красивее.

Представляю: зелень вокруг и голубое «Камское море» до горизонта, берег изрезан.

Еще один интересный экспонат – сторожевая башня из села Торговище Суксунского района.

Село Торговище основано на одной из остановок водного пути по реке Сылва еще во времена Ивана Грозного. Для защиты от кочевников (башкиры, наверное, имеются ввиду) был построен острог с 8-ю башенками, огороженный рвом с водой. Деревянная крепость простояла до конца 18-го века. Сторожевая башня «Спасская проезжая» была построена в XVII веке, в 1899-м году сгорела. Селяне построили уменьшенную копию, которую в 1971-м и перевезли в музей «Хохловка».

В общем, пока мы ходили по территории архитектурно-этнографического комплекса, солнце окончательно скрылось за горизонтом и внутрь крестьянской усадьбы мы уже не стали заходить (можно, как я понимаю, только с экскурсоводом туда попасть). А жаль! Смотрел фотографии других фотографов, съездивших в Хохловку – понравились «натюрморты» с деревенской утварью, снятые при естественном свете от окна.

Посмотрите видео, снятое с дрона, чтобы представить, что из себя представляет этот архитектурный музей.

Подводя итого экскурсии, могу сказать, что мы были не очень впечатлены. То ли повлияло подавленное настроение после музея «Пермь-36», то ли тот факт, что мы уже видели подобную экспозицию деревянного зодчества Урала под открытым небом в окрестностях Екатеринбурга: в деревне Нижняя Синячиха. Думаю, жителям Перми будет интересно побывать в Хохловке. А вот тем, кто живет в Свердловской области проще добраться в Синячиху. Кроме того, если не заходить внутрь строений, фотографировать у нас можно и бесплатно. Там тоже можно увидеть усадьбы XVII…XIX веков, принадлежавшие зажиточным крестьянам, деревянную мельницу, острог и пожарную башню. Лучше бы мы съездили в Белогорье и сфотографировали Свято-Николаевский мужской монастырь – зимой там все покрыто инеем, получаются просто волшебные фотографии.

Маршрут нашей автомобильной поездки по Пермскому краю на длинные новогодние выходные включал еще упомянутую Белую гору рядом с Кунгуром и, заодно, Ледяную пещеру. Но к вечеру погода испортилась: потеплело и стало пасмурно (не будет подходящего для фотографий света). Поэтому решено было пропустить Белогорье, поехали ночевать к родственникам в Красноуфимск. По пути заглянули в Пермь, чтобы удостовериться в одной простой мысли: «Счастье — не за горами!»

История музея-заповедника под открытым небом «Хохловка»

Очень трудно найти какие-либо документы в Интернете. Удалось только узнать, что открыть такую экспозицию деревянного зодчества Северного и Южного Прикамья предложил в 1966 году историк архитектуры Прикамья Александр Сергеевич Терехин. Через 2 года, в 1968-м главный архитектор Пермской области Николай Николаевич Кукин решил, что лучшая площадка для нее – окраина села Хохловка. Для согласования всех формальностей приезжала московская комиссия под руководством В.В. Маковецкого. По результатам всех этих действий в апреле 1969 года Пермский областной исполнительный комитет постановил создать здесь музей.

Хохловка. Как добраться на машине или на автобусе

Если вы решили доехать в Хохловку из Перми на автомобиле, то маршрут следующий: микрорайон Гайва (лучше ехать по Коммунальному мосту и потом через Сосновый бор). Тем, кто захочет добраться в музей из микрорайона Мотовилиха, проще ехать через Камскую ГЭС. Выезжаем на улицу Гайвинскую, проезжаем заводы «Камкабель» и «ЖБК №7» и на Т-образном перекрестке сворачиваем налево: на Ильский тракт. Через 9 километров увидим указатель «на Скобелевку» направо. Координаты GPS архитектурно-этнографического музея «Хохловка»: 58.258092, 56.260875.

А вот добраться сюда на автобусе – как всегда, мутный вопрос. Официальный сайт музея (http://www.museumperm.ru/filiali/muzey-khohlovka) сообщает, что доехать можно на пригородном маршруте №487 от остановки «Центральный рынок» (автовокзал). Но на различных форумах туристы пишут, что этот автобус иногда не приходит вовремя или, вовсе, рейсы отменяются, и поэтому лучше доехать на №340 (с автовокзала: 9:25, 14:05, 17:30, из Хохловки: 10:45, 15:10, 19:00). Думаю, проще позвонить в справочную музея или по телефонам на официальном сайте Хохловского сельского поселения (http://hohl.permraion.ru/page/transport).

Цена билета на вход в музей – 120 рублей с человека. Официальный сайт утверждает, что время работы: с 10:00 до 18:00 без выходных (кроме последнего понедельника месяца, когда проводится санитарный день). Но на других площадках упоминается, что с 1 июня по 31 октября заведение открыто с 10 до 18-ти, с 1 ноября по 31 мая – с 9-ти до 17-ти. Во время нашей экскурсии 5 января они закрывались в пять часов вечера. В общем, проще позвонить и проконсультироваться.

За сим эпопею с рассказом о поездке по Пермскому краю на машине заканчиваю. Как уже сказал в первой части отзыва, нам путешествие понравилось не меньше, чем приключения в Гималаях в Индии в ноябре 2015 года, хотя денег на сие мероприятие затратили в 10 раз меньше. Особенно рекомендую, конечно, посетить природные достопримечательности из нашего маршрута: Каменный город, Усьвинские столбы, камни Полюд и Ветлан на Северном Урале. Карту с описанием маршрута и GPS координаты каждого интересного места, что мы постелили, можно увидеть в первой главе. Мы для себя поставили цель съездить в Пермский край еще и летом, заглянуть в Соликамск и Чердынь, где полно древних улочек и церквей, сходить на Помянный камень и к Жигаланским водопадам. Но, поживем – увидим. Удачных, вам друзья, путешествий по родной земле!

Хохловка – это удивительный архитектурно-этнографический музей недалеко от Перми. Хохловка – одна из главных достопримечательностей Пермского края, привлекающая множество туристов.

Архитектурно-этнографический музей был основан в 1969 году. Однако его открыли для посетителей лишь 17 сентября 1980 года. Он находится в одноименной деревне.

Экспонаты архитектурно-этнографического музея под открытым небом стоят на живописном холме на полуострове Варнач.

В состав музея Хохловка входит более двух десятков уникальных экспонатов – памятников деревянного зодчества под открытым небом. Они датируются концом XVII – первой половиной ХХ века. Все строения были привезены сюда с разных точек Пермского края. В некоторые здания можно зайти и познакомиться с интерьерами и экспозициями.

Площадь музея разделена на несколько секторов: Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное и Южное Прикамье. Такое разделение не случайно – для каждого из этих условных районов Прикамья характерна своя архитектура.

Очень интересны достопримечательности Хохловки, связанные с солепромышленностью. Здесь можно познакомиться с технологией добычи соли. Большим интересом среди туристов пользуются церкви, построенные в традициях русского деревянного зодчества, и ветряная мельница.

Несколько раз в год в Хохловке проходят фольклорные праздники и гулянья. Наиболее популярны Масленица, Троица, Яблочный Спас. Также в Хохловке проходит популярный пермский фестиваль «КАМВА». На некоторые праздники в Хохловку приезжает более пяти тысяч человек.

Рекомендуем поездку в Хохловку как отличный маршрут выходного дня. Также рекомендуем посмотреть достопримечательности города Перми, знаменитую пермскую деревянную скульптуру, музей истории Мотовилихинских заводов, Камскую ГЭС и мыс Стрелка.

Как доехать до Хохловки?

На автомобиле из Перми по мосту через Каму — м.р. Гайва — Ильинское шоссе по указателям на Хохловку. Расстояние от Перми до музея — 45 км. На пригородном автобусе № 340 «Пермь-Хохловка». Автобус ходит с автовокзала Перми 3-4 раза в день.



Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» на карте:

Интересно? Расскажи друзьям!

Нам нужна ваша помощь!

Проект «Наш Урал» долгое время существовал на деньги от продажи наших книг. К сожалению, бумажные книги пользуются с каждым годом все меньшим успехом. Если вам хочется, чтобы в регионе был такой портал, как «Наш Урал» , поддержите нас финансово. Любая помощь от вас будет ценной, а из капелек дождя сначала образуются ручейки, а потом мощные реки, которые впадают в моря. Спасибо Вам!

Хохловка - это архитектурно-этнографический музей, расположенный в 43 километрах от Перми, на полуострове Варнач. Это первый уральский музей деревянного зодчества под открытым небом, он основан в 1969 году, всего на 3 года позже, чем знаменитые Кижи.

Место для музея было выбрано очень удачно. Комплекс расположен не в искусственном парке, а окружен девственным лесом.

С северной стороны музея между живописных холмов вьётся красавица Кама.

А в южной части комплекса вы точно надолго задержитесь на набережной Камского водохранилища, любуясь синевой воды и величественными скалами.

Более 20 деревянных сооружений, привезенных из разных районов Пермского края, разбросаны по территории 30-40 га и очень органично вписаны в ландшафт.

Всё выглядит настолько естественно, что невольно возникает ощущение, что ты случайно попал в машину времени и прокатился лет на 200 назад.

Возле избы, как и положено, растет картофель, ограда сооружена без единого гвоздя, а водосток деревянный.

В некоторых избах размещены этно-стилизованные интерьеры.

Все строения соединены между собой различными лестницами и переходами, вдоль которых то и дело встречаются лавочки и смотровые площадки.

Чтобы незабываемые впечатления от прогулки остались не только у взрослых, по всей территории тут и там можно найти различные деревянные фигуры и детские городки, конечно, современные, но так гармонично вписывающиеся в общую картину, что действительно забываешь, что ты в 21 веке.

На территории комплекса живет олень Айхо. Хотя северные олени постоянно и не живут на территории Пермского края, но периодически заходят в северные его районы. А манси, представители одного из коренных народов, населявших Прикамье, занимались охотой на оленей и разводили их в качестве домашних животных.

А подруга Айхо, олениха Най, совсем не против время от времени оторваться от свежих веточек и составить компанию посетителям музея.

Последуем примеру Най и прогуляемся по экскурсионной тропе, разглядывая памятники деревянного зодчества.

Типичные практически для любой российской местности ветряная мельница и колокольня 1781 года постройки.

Пожарное депо 1930-х годов.

Сторожевая башня, копия 1905 года оригинала 1660 годов.

Тропинка петляет между строений и через мостик приводит к охотничьему становью. Сделано оно исключительно стильно: лесной полумрак, запах хвои, тишина. И вот ты уже чувствуешь себя утомленным охотником, а твоим единственным желанием является - спрятать пушнину в лабаз и отдохнуть в охотничьей избушке, переночевать в которой может любой.

Охотничье становье охраняет то ли леший, то ли какой-то другой лесной дух.

А теперь покинем тишину леса и переместимся в индустриальный район, на территорию солевого завода 1880 года, доставленного из Соликамска.

Вообще история Пермского края началась с солеварения, работа на любом этапе производства была крайне тяжелая, рабочие буквально «просаливались», отсюда и пермяк - соленые уши. Технология производства не менялась веками, так что примерно так могли выглядеть первые постройки пермяков.

В рассолоподъемной башне рассол поднимался по стволу скважины.

А это не просто бревнышко, это трубопровод, по которому рассол поступал в следующее сооружение.

В варнице рассол выпаривался при очень высокой температуре, готовую соль выгребали специальными граблями.

И последний «цех» соляного завода - амбар, куда соль переносили огромными мешками.

На всей территории музея в большей или меньшей степени стоит запах дерева. А вот рядом с заводом пахнет по-особенному, здесь стоит запах соленого дерева, который постепенно тает в воздухе по мере удаления от завода вверх по тропе.

И напоследок рассмотрим главные жемчужины музея, деревянные церкви конца 17 - начала 18 веков.
Богородицкая церковь 1694 года - из южного района Пермского края.

Преображенская церковь, срубленная в 1707 году, из северного района. То есть две церкви строились разными мастерами, но северная сестра отличается от южной в основном только крещатой бочкой под главной башней, то есть пересечением «двух бочек».

Башни церквей покрыты лемеховой кровлей, так что купола выглядят, как настоящее произведение искусства.

Вот и подошла к концу прогулка, пора возвращаться в настоящее время, а Хохловка остается на своем месте ждать следующих посетителей, заинтересовавшихся историей Пермского края.

В 45 км от г. Перми, возле села Хохловка, на живописном высоком мысу, с трех сторон

Омываемом водами Камского водохранилища, расположен причудливый деревянный городок – это

Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник под открытым небом. Здесь, на площади

В 42 гектара, перед посетителями предстают 19 памятников деревянной архитектуры Пермской

Области конца XVII - начала XX вв. Во многих из них размещаются интерьеры и выставки,

Создаваемые научными сотрудниками музея.
Идея создания архитектурного музея под открытым небом была предложена ещё в 1966 году

Известным пермским архитектором А.С. Терехиным. В 1968 г. главный архитектор области Н.Н.

Кукин предложил разместить музей деревянного зодчества около с. Хохловка. Для окончательного

Решения из Москвы выезжала комиссия во главе с архитектором В.В. Маковецким. В результате

Пермский облисполком в апреле 1969 года принял постановление о создании около Хохловки музея

Деревянного зодчества, строительство которого поручили Пермским специализированным

Научно-реставрационным мастерским. Все работы по созданию музея финансировали Всероссийское

Общество охраны памятников истории и культуры, затратившее в 70-80-е гг. свыше 2 млн. руб.,

И областное управление культуры. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило

Эскизный проект музея разработанный архитекторами Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторовичем и А.С.

Терехиным. По этому проекту, Пермскими реставраторами перевезены и восстановлены на

Территории музея 12 памятников архитектуры.
В начале 80-х годов был рассмотрен эскизный вариант генерального плана выполненный

Архитекторами Пермгражданпроекта Н.Д. Зелениной и Ф.Н. Нигматуллиной.

В 1981 году для детализации генерального плана музея "Хохловка" были привлечены специалисты

Московского проектного института. Они предложили выделить в составе музея три территориально

Этнографические зоны - Коми - Пермяцкий сектор, Северное и Южное Прикамье, и два

Комплекса: солепромышленный -сооружения Усть-Боровского завода из г. Соликамска

(технологическая ячейка) и сельскохозяйственный с амбарами, овином, гумном, мельницами,

Полями. В основу экспозиции каждого из секторов было положено характерное для того или иного

Народа, края типологическое поселение, а также объекты, связанные с традиционными занятиями

Народов: земледелием, охотой, рыболовством, различными промыслами по обработке дерева,

Камня, металла, глины, кож и т.д. Проведенные исследования позволили архитекторам

Разработать несколько вариантов размещения будущих секторов и комплексов на территории музея

"Хохловка", которые были рассмотрены на научно-реставрационном совете объединения

"Росреставрация" в Москве.

Почти у самой Камы, в наиболее живописном природном уголке музея, размещен уникальный

Архитектурный ансамбль промышленных сооружений, связанных с древним промыслом нашего края -

Солеварением.

История солеварения в Прикамье насчитывает свыше пяти веков. Первый промысел был основан еще

В начале XV века, а с XVI века пермская соль, или "пермянка", становится известной во многих

Районах Русского государства. Основными районами солеварения в Прикамье были Соликамск,

Пыскор, Дедюхин, Ленва, Усолье. Все постройки соляного комплекса вывезены из города

Соликамска с Усть-Боровского солеваренного завода, основанного в 1882 году промышленником

А.В. Рязанцевым - интересно, что "рязанцевские солеварни" закрылись недавно, в январе 1972

Здесь сосредоточен весь технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из

Скважины до погрузки. Рассол выкачивали из-под земли. Для этого сооружали скважину, бурение

Которой продолжалось от 3 до 5 лет. В землю загоняли трубу-матицу из соснового бревна

Диаметром "с край на край аршин без двух вершков" - 62 сантиметра! По ней бадьями поднимали

Рассол. С XVII в. стали применять насосы - над скважиной появился сруб рассолоподъемной

Башни, прототипом которой, как полагают некоторые исследователи, послужила башня крепостная.

Комплекс вывезен на барже из Усть-Боровского солеваренного завода Соликамска, где еще в XV

Веке варили знаменитую во всем мире соль-пермянку. Авторы проекта реставрации архитекторы

Г.Д. Канторович, Г.Л. Кацко, Т.К. Муксимов. Соляной комплекс включает несколько построек:

12-метровую рассолоподъемную башню, соляной ларь-отстойник, в который по деревянным трубам

Самотеком переливался рассол. Ларь весом более 100 т, по предложению пермских реставраторов,

Перевезен в музей без разборки. Из ларя рассол поступал в варницу, внутри которой

Расположена печь, а над ней на цепях укреплялся цирен - чугунная сковорода, где и

Выпаривался рассол. Длина соляного амбара составляет 28 м. Амбары ставили на "ряжи" -

Бревенчатые клети, которые предохраняли соль от намокания во время разлива реки, - и делили

На отсеки - закрома, куда соль загружали сверху.

В 1984 году состоялось обсуждение и утверждение проекта генерального плана развития

Архитектурно-этнографического музея плана детальной планировки Коми-Пермяцкого сектора, -

Разработанных группой архитекторов-реставраторов института "Спецпроектреставрация" под

Руководством Е.Ю. Барановского. Согласно проекту, Коми-Пермяцкий сектор размещается у

Входной зоны на месте нынешней д. Гора. В него входят 5-6 крестьянских усадеб, в том числе

Усадьба зажиточного крестьянина и изба бедняка, зимовье охотника и другие объекты.

Выше размещается сектор "Северное Прикамье" с уникальными деревянными постройками,

Замечательными образцами жилой архитектуры. В основу планировочной структуры русского

Поселения принята застройка с. Янидор Чердынского района. Здесь предусмотрен показ

Транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в

Хозяйстве северных народов.

Ядро сектора "Южное Прикамье" составляют колокольня, привезенная из с. Сыра, островерхий

Шатер которой виден издалека, и Богородицкая церковь из с. Тохтарево (рублена в 1694 году),

Покоряющая своей красотой и изяществом. Оба памятника вывезены из Суксунского района и

Установлены на самой высокой точке полуострова. Вокруг них разместятся усадьбы,

Хозяйственные сооружения. В этой части музея будут широко представлены крестьянские ремесла

И промыслы, найдут отражение культура и быт не только русского, но и татарского и других

Народов.

Источник фото и текста.