Христианские ценности в романе преступление и наказание. Христианские мотивы в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание

Православие, принесенное на Русь еще в X веке, глубочайшим образом повлияло на менталитет русского народа, наложило неизгладимый отпечаток на русскую душу. И, кроме того, православие принесло с собой письменность, а следовательно и литературу. Христианское влияние так или иначе можно проследить на творчестве любого писателя. Глубочайшее внутреннее убеждение в христианских истинах и заповедях несет, в частности, такой титан русской литературы, как Достоевский. Его роман «Преступление и наказание» тому доказательство.

Отношение писателя к религиозному сознанию потрясает своей глубиной. Понятия греха и добродетели, гордыни и смирения, добра и зла - вот то, что интересует Достоевского. Грех и гордыню несет Раскольников, ключевой герой романа. Причем грех вбирает в себя не только прямые поступки, но и затаенные помыслы (Раскольников несет наказание еще до преступления). Пропустив через себя заведомо мощную теорию о «наполеонах» и «тварях дрожащих», герой убивает-таки старушку-процентщицу, но не столько ее, сколько себя. Пройдя по пути саморазрушения, Раскольников тем не менее с помощью Сони находит ключ к спасению через страдание, очищение и любовь. Как известно, все эти понятия - самые главные и важнейшие в христианском мировоззрении. Люди, лишенные покаяния и любви, не познают света, а увидят темный загробный мир, страшный по своей сути.

Так, Свидригайлов уже при жизни имеет четкое представление о загробном мире. Он предстает перед нами в виде «черной бани с пауками и мышами» - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает «черт». Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Мотив мо литвы в романе свойствен и Раскольникову (после сна о лошади молится, но его молитвы не услышаны, и он идет на преступление). Постоянно молятся Соня, дочь квартирной хозяйки (готовит себя в монастырь), дети Катерины Ивановны. Молитва, неотъемлемая часть христианина, становится частью и романа. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.

Христианское в романе усиливается от многочисленных аналогий и ассоциаций с библейскими сюжетами. Присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу («гроб» - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).

Четко прослеживаются евангельские мотивы в именах. Ка-пернаумов - фамилия человека, у которого Соня снимала комнату, а Мария-блудница жила недалеко от города Капернаума. Имя «Лизавета» значит «почитающая Бога», юродивая. Имя Ильи Петровича вбирает в себя Илью (Илья-пророк, громовержец) и Петра (твердый как камень). Заметим, что именно он самым первым заподозрил Раскольникова". Катерина - «чистая, светлая». Цифры, являющиеся символичными в христианстве, символы и в «Преступлении и наказании». Это числа три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых; Марфа выкупает Свидригайлова также за 30, а он, как Иуда, предает ее, покушаясь на ее жизнь. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», Раскольников 3 раза звонит в колокольчик и столько же раз бьет старуху по голове. Происходит три встречи с Порфирием Петровичем. Число семь: в седьмом часу узнает, что не будет Лизаветы, совершает преступление «в седьмом часу». А ведь число 7 является символом союза Бога с человеком; совершая преступление, Раскольников хочет разорвать этот союз и поэтому терпит муки. В эпилоге: осталось 7 лет каторги, Свидригайлов прожил с Марфой 7 лет.

В романе присутствует тема добровольного мученичества ради покаяния, признания своих грехов. Именно поэтому Миколка хочет взять вину Раскольникова на себя. Но Раскольников, ведомый Соней, которая несет в себе христианскую правду и любовь, приходит (хотя через преграду сомнений) к народному раскаянию, ибо, по мысли Сони, только народное, открытое раскаяние при всех является настоящим. Воспроизводится главная мысль Достоевского в этом романе: человек должен жить, быть кротким, уметь прощать и сострадать, а все это возможно только с обретением истинной веры. Это чисто христианская точка отсчета, поэтому роман является трагикомическим, роман-проповедь.

В силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского христианская мысль реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и, как следствие, доносит до каждого христианскую идею, идею спасения и любви.

    Образ Петербурга является одним из наиболее важных в романе. Прежде всего это место действия, на фоне которого разворачиваются события. В то же время образ столичного города имеет некоторую философскую перспективу. Разумихин, рассуждая о причинах пороков...

    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» - этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...

    Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться...

    Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» сочетаются в Достоевском с неверием...

Творчество Ф. М. Достоевского считают глубоко психологичным и глубоким. Автора всегда волновало нравственное богатство человека и общества в целом. Но важно заметить, что героев произведений Достоевского невозможно разделить на положительных и отрицательных. Чаще всего персонажи этого писателя наделены различными, иногда противоположными, чертами характера. Внутренняя противоречивость и нестабильность делает их интересными и, в то же время, естественными, правдоподобными.

Роман «Преступление и наказание» становится произведением, в котором автор обращает свое внимание на самые острые общественные проблемы. Достоевский считает, что среда очень сильно воздействует на человека, на его отношение к себе и окружающим. Достоевский обращается к обратной стороне жизни Петербурга, где под внешней роскошью, богатством и красотой скрыт иной мир – жестокий, грязный и пошлый. Именно такая среда могла привести к тем идеям, которые возникли у Родиона Раскольникова.

Нельзя говорить, что Раскольников – отрицательный герой, ибо многое он делает для людей, и поступки его не продуманы заранее. Стремление к хорошему заложено в этом герое от природы, а вот стремление увидеть в себе исключительную личность – заслуга общества и окружающей среды.

Если вспомнить судьбу самого Достоевского, то она сложна и трагична. Писателю пришлось многое осознать и переоценить в своей жизни. Главной ценностью он считал любовь к окружающим, чего так не хватало людям его времени. Достоевский не приемлет достижения цели любыми средствами и путями. Он пытается донести до читателя губительность подобных стремлений не только для окружающих, но и для самого человека, который становится безжизненным и пустым духовно. Герой романа «Преступление и наказание» пришел к убеждению собственной нравственной смерти: «Я себя убил, а не старушонку».

На мой взгляд, Раскольников – человек, в котором существуют две противоположные идеи: с одной стороны, любовь к людям, с другой – презрение к ним. Следует заметить, что Достоевский не описывает подробно процесс духовного возрождения Раскольникова. Но читатель все же чувствует подобные изменения в герое. Надежду на восстановление любой преступной, падшей личности Достоевский видел в том, что невозможно полностью растоптать совесть и любовь.

В черновых записях «Преступления и наказания» человеколюбие и наказание выступают как единственное условие для обретения внутренней, душевной гармонии. «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием», - считал Достоевский.

Возможность духовного возрождения главного героя романа обуславливается уже тем, что Раскольников умеет чувствовать чужую боль и умеет искренне любить. Такова его любовь к Соне Мармеладовой. Достоевский писал: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого». В подтверждение этого достаточно вспомнить тот момент, когда Сонечка узнает о совершенном Родионом преступлении. Она бросилась перед ним на колени и обняла его. «Доброе чувство» «волной хлынуло в его душу и разом размягчило ее».

Важно помнить о том, что сам Достоевский был глубоко верующим человеком. Поэтому естественно его неприятие идеи о сверхчеловеке. Для писателя жизнь человеческая есть самая важная и главная ценность.

По мнению Достоевского, только любовь к окружающим делает людей настоящими людьми. Только это удивительное, данное Богом, чувство способно вытеснить в человеке гордость и эгоизм.

Я считаю, что сам писатель осознал все это, исходя из собственного, очень сложного, жизненного опыта. Автор не принимает стремления «по своей глупой воли пожить». Только следование за Иисусом Христом и жертвенная любовь могут спасти душу человека от зла и душевных мук.

На каторге под подушкой Раскольникова «лежало Евангелие», с помощью которого, как считает Достоевский, только и можно преодолеть бесовские силы и душевный эгоизм как порождение зла.

По мысли писателя, для людей на земле существует лишь две перспективы: или любить, или уничтожить друг друга, или вечная жизнь, или вечная смерть. Я думаю, что многие согласятся с подобным мнением, ибо в мире существуют нравственные ценности, которые одинаково дороги и важны для каждого человека на земле. Нужно стремиться к истине и правде только через любовь и самопожертвование.

Христианские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

В творчестве Ф.М. Достоевского христианская проблематика получает свое главное развитие в романах «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». В «Преступлении и наказании» затронуты многие проблемы, получившие затем развитие в «Братьях Карамазовых».

Главная мысль романа «Преступление и наказание» проста и ясна. Она есть воплощение шестой заповеди Божьей – «Не убий». Но Достоевский не просто декларирует эту заповедь. Он доказывает невозможность совершения преступления по совести на примере истории Родиона Раскольникова.

Целью убийства сам Раскольников в начале романа называет облагодетельствование тысяч несчастных петербургских бедняков. Однако истинная цель преступления формулируется главным героем позже, во время диалогов с Соней Мармеладовой. Эта цель – определение принадлежности Родиона к первому или второму разряду людей.

Итак, Раскольников после долгих сомнений (все-таки совесть в нем жива) убивает старуху. Но во время совершения убийства в квартиру неожиданно входит Лизавета, сестра процентщицы, забитое, беззащитное существо, одна из тех, чьим благом прикрывается Родион. Он убивает и ее.

После совершения убийства главный герой потрясен, но не раскаивается. Однако «натура», полностью заглушенная разумом во время подготовки и совершения убийства, снова начинает восставать. Символ этой внутренней борьбы в Раскольникове – физическое недомогание. Раскольников страдает от страха разоблачения, от ощущения «отрезанности» от людей, и, главное, он мучается от понимания того, что «убить-то он убил, но не переступил и на этой стороне остался».

Свою теорию Раскольников все еще считает верной, потому свои опасения и волнения по поводу совершенного преступления главный герой трактует как признак совершенной ошибки: он замахнулся не на свою роль в мировой истории – он не «сверхчеловек». Соня уговаривает Родиона сдаться в полицию, где он признается в убийстве. Но это преступление воспринимается Раскольниковым сейчас не как грех против Христа, а именно как нарушение принадлежности к «тварям дрожащим». Истинное раскаяние приходит только на каторге, после апокалипсического сна, в котором показываются последствия принятия всеми людьми теории «наполеонизма» как единственно правильной. В мире начинается хаос: каждый человек считает себя истиной в последней инстанции, и поэтому люди не могут договориться между собой.

Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Достоевский опровергает бесчеловечную, антихристианскую теорию и тем самым доказывает, что историей движет не воля «сильных» людей, а духовное совершенство, что люди должны жить, следуя не «иллюзиям ума», а велению сердца.

10 класс. Итоговая работа по литературе. 1 вариант.

Часть 1

  1. Кто из героев романа И.А. Гончарова «Обломов» обладает «хрустальной, прозрачной душой»?

А) Захар Б) Штольц В) Ольга Ильинская Г) Обломов

  1. Какой тип героя изображал И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети»?

А) Лишний человек Б) Рефлектирующая личность В) Нигилист Г) Разумный эгоист

  1. Кому посвящено стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас…»?

А) Елене Денисьевой Б) Амалии Крюденер В) Элеоноре Тютчевой Г) Анне Керн

  1. Кто из персонажей пьесы А.Н. Островского «Гроза» утверждал: «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»?

А) Кабанов Б) Борис В) Кудряш Г) Варвара

  1. Из какого стихотворения Н.А. Некрасова взяты строки:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен.

А) «Элегия» Б) «Поэт и гражданин» В) «Муза» Г) «Блажен незлобивый поэт»

6) Какой наказ от отца получил герой сказки М. Е. Салтыкова–Щедрина «Премудрый пескарь»?

А) «Береги и копи копейку» Б) «Береги честь смолоду» В) «Гляди в оба» Г) «Угождай всем людям без изъятья»

7) Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» - это

А) История семьи Б) История умертвий В) История одного города Г) История без героя

8) Кому из героев романа Достоевского «Преступление и наказание» соответствует портрет: «У неё такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство – многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на всё согласная. А улыбка у ней даже очень хорошая»?

А) Дуне Б) Алёне Ивановне В) Соне Г) Лизавете

9) Почему Л.Н. Толстой изображает Бородинское сражение через восприятие Пьера?

А) Показать в истинном и ярком свете происходящее Б) Это необходимо для развития характера Пьера В) Показать состояние человека в экстремальной ситуации Г) Это оригинальный сюжетный ход

10) Кто из перечисленных персонажей не является действующим лицом пьесы Чехова «Вишнёвый сад»?

А) Гаев Б) Фирс В) Старцев Г) Яша

Часть 2

  1. Напишите название теории середины XIX века, представители которой утверждали независимость художественного творчества от общества.
  2. Кого Н. А. Добролюбов назвал «лучом света в тёмном царстве»?
  3. Как называли родственники Порфирия Головлёва?
  4. Что символизирует образ Сони Мармеладовой?
  5. Какое художественное средство использовал А.А. Фет в приведённом отрывке:

Лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся…

Часть 3

  1. Кто из персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза» не принадлежит к «тёмному царству»?

А) Борис Б) Кабаниха В) Феклуша Г) Дикой

  1. Что такое «обломовщина»?

А) Практицизм в отношении к жизни Б) Апатия и инертность В) Стяжательство и накопительство Г) Бессмысленное прожектёрство

  1. Какая деталь в портрете Базарова, героя романа Тургенева «Отцы и дети», выявляет род его деятельности?

А) Высокий рост Б) Крупные выпуклости просторного черепа В) Обнажённая красная рука Г) Улыбка, выражающая самоуверенность и ум

  1. Какая тема не исследуется в творчестве Ф.И. Тютчева?

А) Природа и человек Б) Назначение поэта и поэзии В) Любовь Г) Революционное преобразование действительности

  1. Кому из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»

«…судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь?»

А) Савелию Б) Грише Добросклонову В) Якиму Нагому Г) Ермиле Гирину

  1. Какое художественное средство использует Салтыков-Щедрин для характеристики персонажа сказки «Дикий помещик»: «видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой»?

А) Ирония Б) Метафора В) Гипербола Г) Эпитет

  1. Кем стали «племяннушки» Порфирия Головлёва, уехав из родного дома?

А) Сёстрами милосердия Б) Актрисами В) Учительницами Г) Монахинями

  1. Какой христианский образ является лейтмотивом романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

А) Образ блудницы Б) Образ воскресения Лазаря В) Образ Голгофы Г) Образ креста

  1. Что, по мнению Толстого, решило исход Бородинского сражения?

А) Продуманный план военных действий Б) Талант военачальников В) Дух армии Г) Численное превосходство войск

  1. К кому (или к чему) обращается Гаев со словами «Дорогой, многоуважаемый…»?

А) К саду Б) К Фирсу В) К Лопахину Г) К шкафу

Часть 2

  1. Кого из персонажей поэмы Н. А. Некрасова называли «губернаторшей»?
  2. Кто из русских писателей первым написал роман-эпопею?
  3. Кто из героев сказок Салтыкова-Щедрина «жил – дрожал и умирал – дрожал»?
  4. Напишите название эпизода, когда князь Андрей понимает, что «всё пустое, всё обман».
  5. Какой исторический деятель был кумиром Раскольникова?

Часть 3

Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

1) Какие принципы Базарова не выдерживают спора с жизнью?

Ответы:

Часть 1.

1. Христианство в культуре России.

2. Основные христианские мотивы.
3. Символика цифр.
4. Библейские имена.
5. Идея гуманности человека.

Привнесенное на Русь еще в X веке христианство наложило глубокий отпечаток практически на все уровни человеческой жизни — культурный, духовный, физический. Кроме того, именно благодаря христианству, а точнее православию, на Руси появилась письменность, а вместе с ней и литература. Отрицать влияние христианства на русского человека нельзя, так же как нельзя отрицать влияние этой религии на искусство — живопись, музыку, литературу. В частности, глубочайшее убеждение в истинности идеалов православия содержится в произведениях великого русского писателя Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» является ярчайшим тому подтверждением.

Религиозность писателя, его искренняя вера в силу православия поражают своей чистотой и силой. Достоевского интересуют такие категории, как грех и добродетель, грешник и святой, мораль и ее отсутствие. Главный герой романа Родион Раскольников является ключом для понимания этих понятий. Изначально несет он в себе грех гордыни, не только в поступках, но и в помыслах. Впитав в себя теорию о земных Наполеонах, тварях дрожащих и правоимеющих, герой оказывается одурманенным несвойственными ему идеалами. Он убивает старушку-процентщицу, еще не понимая, что губит не столько ее, сколько себя, свою душу. Дальше следует чистилище на земле — пройдя долгий путь через угрызения совести, саморазрушение и отчаяние, герой находит свое спасение в любви к Соне Мармеладовой,

Понятия страдания, любви, очищения — центральные в христианской религии. Лишенные покаяния и любви люди не могут познать истинный свет и вынуждены пребывать во тьме. Так, Свидригайлов еще при жизни знает, как будет выглядеть для него ад — местом вроде «черной бани с пауками и мышами». При упоминании об этом герое в тексте постоянно возникает слово «черт», и даже добро, которое он может и хочет совершить, оказывается ненужным, бесполезным. Позднее сам Раскольников в своей покаянной речи скажет, что дьявол преследует его: «Черт меня вел на преступление». Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством, что является в христианской религии самым страшным грехом, то раскаявшийся Раскольников оказывается способен к очищению и перерождению.

Немаловажен в рамках романа мотив молитвы. Молится и сам главный герой, несмотря на его изначальные устремления. После эпизода сна о лошади Раскольников молится, но молитвам его не суждено быть услышанными из-за порочности молящегося, а потому ему ничего не остается, кроме совершения давно запланированного и мучившего его преступления. Постоянно молятся Сонечка, готовящая себя в монастырь дочь хозяйки квартиры, дети Катерины Ивановны. Молитва как важная и неотъемлемая составляющая жизни христианина становится такой же неотъемлемой частью романа.

Важную роль играют в рамках произведения еще два святейших символа христианской религии — крест и святое писание. Евангелие, ранее принадлежавшее Лизавете, Раскольникову передает Соня. Читая его, герой возрождается духовно. Крест, также Лизаветин, герой сначала его не принимает так как не готов к раскаянию и осознанию своего греха, но затем он находит в себе силы взять и его, что также свидетельствует о духовном возрождении.

Значение религии в романе, религиозность его текста усиливаются благодаря постоянным ассоциациям, аналогиям с библейскими сюжетами. Есть отсылка и к библейскому Лазарю, звучащая в эпилоге романа из уст Сонечки, которая рассказывает историю о нем Раскольникову на четвертый день после совершения героем преступления. При этом в самой притче есть упоминание о том, что Лазарь воскрес также на четвертый день. По сути, Раскольников мертв, он лежит в гробу — в своей каморке, а Соня приходит для того, чтобы спасти, излечить и воскресить его. Присутствуют в тексте, органично в нем переплетаясь, такие притчи, как история о Каине и Авеле, притча о блуднице («если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень»), притча о мытаре и Фарисее, притча о Марфе, суетящейся всю жизнь о пустом и пропускающей самую суть жизни (ассоциации с женой Свидригайлова Марфой Петровной).

Легко проследить евангельские начала в именах действующих лиц. Они говорящие. Здесь следует привести христоматийный пример о Марфе и Марфе Петровне, здесь же необходимо сказать о Капернаумове, человеке, у которого Соня снимала комнату (Капернаум — библейский город, из которого пришла блудница), о Илье Петровиче (совмещение имен Илья — святой громовержец и Петр — твердый, как камень), о Лизавете (Елизавета — почитающая бога, юродивая), о Катерине (Екатерина — чистая, светлая).

Большое значение имеют цифры, также отсылающие читателя к библейским мотивам. Самые частые числа — три, семь и одиннадцать. Соня выносит Мармеладову 30 копеек, первый раз она же приносит «с работы» 30 целковых, Марфа выкупает Свидригайлова теми же 30 копейками, а он, как Иуда, предает ее. Свидригайлов предлагает Дуне «до тридцати», а Раскольников три раза бьет старуху по голове. Герой совершает убийство в седьмом часу, а цифра семь в православии — символ единения человека и бога. Совершая преступление, Раскольников пытается разорвать гнетущую связь и получает в итоге душевные мучения и семь лет каторги.

Основной же библейский мотив, имеющий значение для романа — это мотив добровольного принятия мук и признания своих грехов. Неслучайно Микола хочет взять на себя вину главного героя. Но Раскольников, ведомый Соней, отказывается от такой жертвы: это не принесло бы ему долгожданного утешения. Он принимает просьбу Сони о прилюдном покаянии и признании своих грехов и добровольно идет на это. И только затем он становится готовым к духовному и душевному перерождению.