Кто сидит рядом с синявской. Тамара Синявская

Весна 1964 года. После большого перерыва снова объявлен конкурс для приема в стажерскую группу при Большом театре. И, как по команде, сюда хлынули выпускники консерватории и гнесинцы, артисты с периферии - многие желали испытать свои силы. Должны были пройти конкурс и солисты ГАБТ, защищающие свое право оставаться в труппе Большого театра.

В эти дни в моем кабинете не умолкал телефон. Звонили все, кто только имеет отношение к пению, и даже те, кто никакого отношения к нему не имеет. Звонили старые товарищи по театру, из консерватории, из Министерства культуры... Просили записать на прослушивание того или иного, по их разумению, пропадающего в неизвестности таланта. Выслушиваю и невнятно отвечаю: ладно, мол, присылайте!

И большинство звонивших в тот день говорили о молодой девушке Тамаре Синявской. Я выслушал народную артистку РСФСР Е. Д. Кругликову, художественного руководителя пионерского ансамбля песни и пляски В. С. Локтева и еще какие-то голоса, сейчас уже не припомню. Все они уверяли, что Тамара, хотя и не окончила консерватории, а всего лишь музыкальное училище, но, дескать, вполне подходит для Большого театра.

Когда у человека слишком много ходатаев, это настораживает. Либо он действительно талантлив, либо ловкач, сумевший мобилизовать всех родных и знакомых на «проталкивание». Что греха таить, иногда в нашем деле это бывает. С некоторым предубеждением беру документы и читаю: Тамара Синявская - фамилия известная скорее по спорту, чем по вокальному искусству. Окончила музыкальное училище при Московской консерватории по классу педагога О. П. Померанцевой. Что ж, рекомендация неплохая. Померанцева - педагог известный. Девушке двадцать лет... Не молода ли? Впрочем, посмотрим!

В назначенный день началось прослушивание кандидатов. Председательствовал главный дирижер театра Е. Ф. Светланов. Слушали мы всех очень демократично, давали петь до конца, не прерывали певцов, дабы не травмировать их. И так они, бедные, волновались больше чем нужно. Наступила очередь выступать Синявской. Когда она подошла к роялю, все переглянулись и заулыбались. Начались перешептывания: «Скоро из детского сада начнем брать артистов!» - так молодо выглядела двадцатилетняя дебютантка. Тамара спела арию Вани из оперы «Иван Сусанин»: «Бедный конь в поле пал». Голос - контральто или низкое меццо-сопрано - прозвучал нежно, лирично, даже, я сказал бы, с какой-то взволнованностью. Певица явно входила в роль того далекого паренька, предупредившего русское войско о подходе врага. Это понравилось всем, и девушку допустили ко второму туру.

Второй тур прошел для Синявской тоже благополучно, хотя репертуар ее был весьма беден. Помню, она исполняла то, что было ею приготовлено для дипломного концерта в училище. Оставался теперь третий тур, на котором проверялось, как звучит голос певицы под оркестр. «Открылася душа, как цветок на заре», - пела Синявская арию Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», и ее красивый голос наполнял огромный зрительный зал театра, проникая в самые дальние уголки. Всем стало ясно, что это перспективная певица, которую нужно брать в театр. И Тамара становится стажером Большого театра.

Началась новая жизнь, о которой мечтала девушка. Петь она начала рано (видимо, унаследовала от матери хороший голос и любовь к пению). Пела везде - в школе, дома, на улице, повсюду был слышен ее звонкий голосок. Взрослые посоветовали девочке записаться в пионерский ансамбль песни.

В Московском Доме пионеров руководитель ансамбля В. С. Локтев обратил внимание на девочку и занялся ею. Вначале у Тамары было сопрано, она любила петь большие колоратурные произведения, но вскоре в ансамбле все заметили, что ее голос постепенно становится все ниже и ниже, и наконец Тамара запела альтом. Но это не мешало ей по-прежнему увлекаться колоратурой. Она и сейчас говорит, что распевается чаще всего на арии Виолетты или Розины.

Жизнь рано связала Тамару со сценой. Воспитанная без отца, она изо всех сил старалась помочь матери. С помощью взрослых ей удалось устроиться в музыкальную группу Малого театра. Хор в Малом театре, как во всяком драматическом, чаще всего поет за кулисами и лишь иногда выходит на сцену. Тамара впервые показалась публике в спектакле «Живой труп», где она пела в толпе цыган.

Постепенно постигались тайны актерского ремесла в хорошем понимании этого слова. Естественно поэтому, что в Большой театр Тамара вошла как в родной дом. Но в дом, который предъявляет к входящему свои требования. Еще когда Синявская училась в музыкальном училище, она, конечно, мечтала работать в опере. Опера в ее понимании связывалась с Большим театром, где лучшие певцы, лучшие музыканты и вообще все самое лучшее. В ореоле славы, недостижимый для многих, прекрасный и загадочный храм искусства - таким представлялся ей Большой театр. Попав в него, она всеми силами старалась быть достойной оказанной ей чести.

Тамара не пропускала ни одной репетиции, ни одного спектакля. Присматривалась к работе ведущих артистов, старалась запоминать их игру, голос, звучание отдельных нот, чтобы дома, может быть, сотни раз повторить те или иные движения, ту или иную модуляцию голоса, и не просто скопировать, а попытаться открыть что-то свое.

В дни поступления Синявской в стажерскую группу в Большом театре проходили гастроли театра «Ла Скала». И Тамара старалась не пропустить ни одного спектакля, особенно если выступали известные меццо-сопрано - Семионата или Кассото (такова орфография в книге Орфёнова – прим. ред. ).

Все мы видели старательность молодой девушки, ее приверженность вокальному искусству и не знали, как поощрить ее. Но вскоре случай представился. Нам предложили показать по Московскому телевидению двух артистов - самых молодых, самых начинающих, одного из Большого театра и одного из «Ла Скала».

Посовещавшись с руководством миланского театра, решили показать Тамару Синявскую и итальянскую певицу Маргариту Гульельми. И та и другая до этого не пели в театре. И та и другая впервые переступали порог в искусстве.

Мне выпало счастье представлять этих двух певиц на телевидении. Как мне помнится, я говорил, что вот сейчас все мы являемся свидетелями рождения новых имен в оперном искусстве. Выступления перед многомиллионной аудиторией телевидения прошли успешно, и для молодых певиц этот день, я думаю, запомнился надолго.

С момента поступления в стажерскую группу Тамара как-то сразу сделалась любимицей всего коллектива театра. Что тут сыграло свою роль - неизвестно, то ли веселый, общительный характер девушки, то ли молодость, то ли каждый видел в ней будущую звездочку на театральном горизонте, но все заинтересованно следили за ее развитием.

Первой работой Тамары стал Паж в опере Верди «Риголетто». Мужскую роль пажа обычно исполняет женщина. На театральном языке подобная роль называется «травести», от итальянского «травестре» - переодеваться.

Глядя на Синявскую в роли Пажа, мы думали, что теперь можно быть спокойным за мужские роли, которые в операх исполняются женщинами: это Ваня («Иван Сусанин»), Ратмир («Руслан и Людмила»), Лель («Снегурочка»), Федор («Борис Годунов»). Театр нашел артистку, способную играть эти партии. А они, эти партии, очень сложны. От исполнительниц требуется так играть и петь, чтобы зритель не догадался, что поет женщина. Это как раз и удавалось Тамаре с первых же шагов. Ее паж был очаровательным мальчиком.

Второй ролью Тамары Синявской была Сенная девушка в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Роль невелика, всего несколько слов: «Боярыня, царевна пробудилась», - поет она, и все. Но надо вовремя и быстро появиться на сцене, исполнить свою музыкальную фразу, точно вступив вместе с оркестром, и убежать. И все это проделать так, чтобы твое появление было замечено зрителем. В театре, по существу, нет второстепенных ролей. Важно, как сыграть, как пропеть. А это уже зависит от актера. И для Тамары в то время было неважно, какая роль - большая или маленькая. Главное то, что она выступала на сцене Большого театра - ведь это было ее заветной мечтой. Даже к маленькой роли она готовилась основательно. И, нужно сказать, многого достигла.

Подошла пора гастролей. Большой театр собирался в Италию. Ведущие артисты готовились к отъезду. Случилось так, что все исполнительницы партии Ольги в «Евгении Онегине» должны были ехать в Милан, и для спектакля на московской сцене нужно было срочно готовить новую исполнительницу. Кто же будет петь партию Ольги? Подумали, подумали и решили: Тамара Синявская.

Партия Ольги - это уже не два слова. Много игры, много пения. Ответственность большая, а времени на подготовку мало. Но Тамара не подвела: сыграла и спела Ольгу очень хорошо. И на долгие годы стала одной из основных исполнительниц этой роли.

Рассказывая о своем первом выступлении в партии Ольги, Тамара вспоминает, как она волновалась перед выходом на сцену, но, посмотрев на партнера - а партнером был тенор Виргилиус Норейка, артист Вильнюсской оперы, - успокоилась. Оказалось, что он тоже волновался. «Я, - рассказывала Тамара, - подумала, как же быть спокойной, если уж такие опытные артисты волнуются!»

Но это хорошее творческое волнение, без него не обходится ни один настоящий артист. Шаляпин и Нежданова тоже волновались перед выходом на сцену. И нашей молодой артистке приходится волноваться все чаще, так как ее стали все больше занимать в спектаклях.

Готовилась к постановке опера Глинки «Руслан и Людмила». На роль «младого хазарского хана Ратмира» были две претендентки, но обе они не очень соответствовали нашему представлению об этом образе. Тогда постановщики - дирижер Б. Э. Хайкин и режиссер Р. В. Захаров - решили рискнуть отдать роль Синявской. И не ошиблись, хотя пришлось как следует потрудиться. Выступление Тамары прошло удачно - ее глубокий грудной голос, стройная фигура, молодость и задор делали Ратмира весьма обаятельным. Конечно, первое время чувствовалась некоторая недоработка вокальной стороны партии: отдельные верхние ноты еще как-то «запрокидывались». Требовалась еще основательная работа над ролью.

Это хорошо понимала и сама Тамара. Возможно, что именно тогда у нее и появилась мысль о поступлении в институт, которую она осуществила несколько позднее. Но все же удачное выступление Синявской в роли Ратмира повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она была переведена из стажерской группы в штат театра, и для нее был определен профиль ролей, которые стали с этого дня ее постоянными спутниками.

Мы уже говорили о том, что Большой театр ставил оперу Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь». Москвичи уже знали эту оперу в постановке «Комише опер» - театра Германской Демократической Республики. Партию Оберона - короля эльфов в ней исполняя баритон. У нас роль Оберона была дана Синявской - низкое меццо-сопрано.

В опере на сюжет Шекспира действуют мастеровые, герои-любовники Елена и Гермия, Лизандр и Деметрий, сказочные эльфы и гномы во главе со своим королем Обероном. Декорации - скалы, водопады, волшебные цветы и травы - заполнили сцену, создавая сказочную атмосферу спектакля.

По комедии Шекспира, вдохнув аромат трав и цветов, можно полюбить или возненавидеть. Воспользовавшись этим чудодейственным свойством, король эльфов Оберон внушает царице Титании любовь к ослу. Но осел - это мастеровой Шпулька, у которого только голова ослиная, а сам он живой, остроумный, находчивый.

Весь спектакль легкий, веселый, с оригинальной музыкой, хотя и не очень легко запоминающейся певцами. Три исполнительницы были назначены на роль Оберона: Е. Образцова, Т. Синявская и Г. Королева. Каждая решала роль по-своему. Это было хорошее соревнование трех вокалисток, удачно справившихся с трудной партией.

Тамара решила роль Оберона по-своему. Она ни в чем не похожа на Образцову или Королеву. Король эльфов у нее самобытен, он капризен, горд и немного язвителен, но не злопамятен. Он шутник. Хитроумно и озорно плетет свои интриги в лесном царстве. На премьере, которую отметила пресса, Тамара очаровала всех бархатным звучанием своего низкого красивого голоса.

Вообще, чувство высокого профессионализма отличает Синявскую в среде ее сверстников. Может быть, оно у нее прирожденное, а может, она воспитала его в себе, понимая ответственность перед любимым театром, но это так. Сколько раз профессионализм приходил в трудную минуту на выручку театру. Дважды в одном сезоне Тамаре пришлось рисковать, выступая в тех партиях, которые хотя и были у нее «на слуху», но как следует она их не знала.

Так, экспромтом, она исполнила две роли в опере Вано Мурадели «Октябрь» - Наташи и Графини. Роли различные, даже противоположные. Наташа - девушка с Путиловского завода, где скрывается от полиции Владимир Ильич Ленин. Она активный участник подготовки революции. Графиня же - враг революции, особа, подстрекающая белогвардейцев к убийству Ильича.

Спеть в одном спектакле эти роли - для этого нужен талант перевоплощения. И Тамара поет и играет. Вот она - Наташа, поет русскую народную песню «По небу по синему тученьки плывут», требующую от исполнительницы широкого дыхания и русской напевной кантилены, а потом она же лихо отплясывает кадриль на импровизированной свадьбе Лены и Илюши (персонажи оперы). И несколько спустя мы видим ее Графиней - томной дамой высшего света, певческая партия которой построена на старинных салонных танго и полуцыганских надрывных романсах. Удивительно, как на все это хватило умения у двадцатилетней певицы. Вот это мы в музыкальном театре и называем профессионализмом.

Одновременно с пополнением репертуара ответственными ролями Тамаре все еще дают и некоторые партии второго положения. Одной из таких партий была Дуняша в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», подруга Марфы Собакиной, невесты царя. Дуняша должна быть также молода, красива – ведь неизвестно еще, кого из девушек выберет царь на смотринах себе в жены.

Кроме Дуняши, Синявская пела и Флору в «Травиате», и Ваню в опере «Иван Сусанин», и Кончаковну в «Князе Игоре». В спектакле «Война и мир» она исполняла две партии: цыганки Матреши и Сони. В «Пиковой даме» она пока играла Миловзора и была очень милым, изящным кавалером, отлично спев эту партию.

Август 1967 года. Большой театр в Канаде, на Всемирной выставке ЭКСПО-67. Спектакли следуют один за другим: «Князь Игорь», «Война и мир», «Борис Годунов», «Сказание о невидимом граде Китеже» и др. Столица Канады Монреаль восторженно встречает советских артистов. Впервые с театром выезжает за рубеж и Тамара Синявская. Ей, как и многим артистам, приходится исполнять по нескольку ролей в вечер. Ведь во многих операх занято около пятидесяти действующих лиц, а актеров поехало всего тридцать пять. Вот и надо как-то выходить из положения.

Здесь во всю ширь сказался талант Синявской. В спектакле «Война и мир» Тамара исполняет три роли. Вот она цыганка Матреша. Всего на несколько минут появляется она на сцене, но зато как появляется! Красивая, грациозная - настоящая дочь степей. И через несколько картин она играет старую служанку Мавру Кузьминичну, а между этими двумя ролями - Соня. Надо сказать, что многие исполнительницы роли Наташи Ростовой не очень любят выступать вместе с Синявской. Ее Соня слишком хороша, и Наташе быть самой красивой, самой обаятельной в сцене бала рядом с ней трудно.

Хочется остановиться на исполнении Синявской роли царевича Федора, сына Бориса Годунова.

Эта роль будто специально создана для Тамары. Пускай Федор в ее исполнении более женствен, чем, например, у Глаши Королевой, которую рецензенты называли идеальным Федором. Однако Синявская создает великолепный образ юноши, интересующегося судьбой своей страны, изучающего науки, готовящегося к управлению государством. Он чист, мужествен, а в сцене смерти Бориса по-детски искренне растерян. Ее Федору веришь. А это главное для артистки - заставить слушателя поверить в создаваемый ею образ.

Много времени заняло у артистки создание двух образов - жены комиссара Маши в опере Молчанова «Неизвестный солдат» и Комиссара в «Оптимистической трагедии» Холминова.

Образ жены комиссара скуп. Маша - Синявская прощается с мужем и знает, что навсегда. Если бы вы видели эти безысходно взметнувшиеся, словно подбитые крылья птицы, руки Синявской, вы бы почувствовали, что переживает в этот миг советская женщина-патриотка в исполнении талантливой артистки.

Роль Комиссара в «Оптимистической трагедии» довольно хорошо известна по спектаклям драматических театров. Однако в опере эта роль выглядит по-иному. Мне пришлось много раз слушать «Оптимистическую трагедию» во многих оперных театрах. Каждый из них ставит ее по-своему, и, на мой взгляд, не всегда удачно.

В Ленинграде, например, она идет с наименьшим количеством купюр. Но зато там много длиннот и чисто оперных ариозных моментов. В Большом театре взят другой вариант, более сдержанный, лаконичный и в то же самое время позволяющий артистам шире показать свои возможности.

Синявская создавала образ Комиссара параллельно с двумя другими исполнительницами этой роли - народной артисткой РСФСР Л. И. Авдеевой и народной артисткой СССР И. К. Архиповой. Это почетно для начинающей творческий путь артистки - встать в один ряд с корифеями сцены. Но к чести наших советских артистов надо сказать, что и Л. И. Авдеева, и особенно Архипова во многом помогли Тамаре войти в роль.

Осторожно, не навязывая ничего своего, Ирина Константиновна, как опытный педагог, постепенно и последовательно раскрывала перед ней тайны актерского мастерства.

Трудно давалась Синявской партия Комиссара. Как вникнуть в этот образ? Как показать тип политического работника, женщины, посланной революцией на флот, где взять нужные интонации в беседе с моряками, с анархистами, с командиром корабля - бывшим царским офицером? Ох, как много этих «как?». К тому же и партия написана не для контральто, а для высокого меццо-сопрано. Тамара в то время еще не совсем освоила высокие ноты голоса своего диапазона. Вполне естественно, что на первых репетициях и первых выступлениях были огорчения, но были и удачи, которые свидетельствовали о возможностях артистки вжиться в эту роль.

Время взяло свое. Тамара, как говорят, «впелась» и «выгралась» в роль Комиссара и исполняет ее с успехом. И даже была удостоена специальной премии за нее наряду со своими товарищами по спектаклю.

Летом 1968 года Синявская дважды побывала в Болгарии. В первый раз она принимала участие в фестивале «Варненское лето». В городе Варна, на открытом воздухе, пропитанном запахом роз и моря, построен театр, где оперные труппы, соревнуясь между собой, показывают летом свое искусство.

Из Советского Союза на этот раз были приглашены все участники спектакля «Князь Игорь». Тамара исполняла на этом фестивале роль Кончаковны. Выглядела она очень импозантно: азиатский костюм богатой дочери властительного хана Кончака... краски, краски... и голос - красивое меццо-сопрано певицы в протяжно-медленной каватине («Меркнет свет дневной»), на фоне южного знойного вечера - просто очаровывали.

Вторично Тамара была в Болгарии на конкурсе IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов по классическому пению, где завоевала свою первую золотую медаль лауреата.

Успех выступления в Болгарии стал поворотной вехой на творческом пути Синявской. Выступление на IX фестивале стало началом целого ряда всевозможных конкурсов. Так, в 1969 году она вместе с Пьявко и Огреничем направляется Министерством культуры на Международный конкурс вокалистов, который проводился в городе Вервье (Бельгия). Там наша певица была кумиром публики, завоевав все главные награды - Гран-При, золотую медаль лауреата и специальный приз бельгийского правительства, учрежденный для лучшей певицы - победительницы конкурса.

Выступление Тамары Синявской не прошло мимо внимания музыкальных рецензентов. Приведу один из отзывов, характеризующий ее пение. «Ни одного упрека нельзя предъявить московской певице, обладающей одним из самых прекрасных голосов, слышанных нами в последнее время. Голос ее, исключительно яркий по тембру, льющийся легко и свободно, свидетельствует о хорошей певческой школе. С редкой музыкальностью и большим чувством она исполнила сегидилью из оперы «Кармен», при этом ее французское произношение было безупречным. Затем она продемонстрировала многогранность и богатую музыкальность в арии Вани из «Ивана Сусанина». И наконец, с подлинным триумфом спела романс Чайковского «Ночь».

В том же году у Синявской еще две поездки, но уже в составе Большого театра - в Берлин и Париж. В Берлине она выступала в партиях жены комиссара («Неизвестный солдат») и Ольги («Евгений Онегин»), а в Париже пела партии Ольги, Федора («Борис Годунов») и Кончаковны.

Парижские газеты особенно тщательно рецензировали выступления молодых советских певцов. О Синявской, Образцовой, Атлантове, Мазуроке, Милашкиной писали восторженно. Эпитеты «очаровательная», «объемный голос», «подлинно трагическое меццо» так и сыпались со страниц газет в адрес Тамары. Газета «Монд» писала: «Т. Синявская - темпераментная Кончаковна - пробуждает в нас видения таинственного Востока своим великолепным волнующим голосом, и становится сразу понятным, почему Владимир не может против нее устоять».

Какое счастье в двадцать шесть лет получить признание певицы высшего класса! У кого от успехов и похвал не закружится голова? Можно и зазнаться. Но Тамара понимала, что пока еще рановато зазнаваться, да и вообще зазнайство не пристало советской артистке. Скромность и постоянная настойчивая учеба - вот что сейчас для нее самое главное.

Чтобы повысить свое актерское мастерство, чтобы овладеть всеми тонкостями вокального искусства, Синявская еще в 1968 году поступает в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, на отделение актеров музыкальной комедии.

Вы спросите - почему в этот институт, а не в консерваторию? Так получилось. Во-первых, в консерватории нет вечернего отделения, а Тамара не могла бросить работу в театре. Во-вторых, в ГИТИСе она получила возможность заниматься у профессора Д. Б. Белявской, опытного педагога-вокалиста, у которой учились многие великолепные певцы Большого театра, в том числе и замечательная певица Е. В. Шумская.

Сейчас, по возвращении с гастролей, Тамаре предстояло сдавать экзамены и заканчивать курс института. А впереди защита диплома. Дипломным экзаменом Тамары было ее выступление на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, где она вместе с талантливой Еленой Образцовой получила первую премию и золотую медаль. Обозреватель журнала «Советская музыка» писал о Тамаре: «Она обладательница уникального по красоте и силе меццо-сопрано, имеющего ту особую насыщенность грудного звучания, которое так свойственно низким женским голосам. Именно это и позволило артистке превосходно исполнить арию Вани из «Ивана Сусанина», Ратмира из «Руслана и Людмилы» и ариозо Воина из кантаты П. Чайковского «Москва». Столь же блестяще прозвучали сегидилья из «Кармен» и ария Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского. Хотя талант Синявской и нельзя назвать вполне созревшим (ей не хватает еще ровности в исполнении, законченности в отделке произведений), он подкупает большой теплотой, яркой эмоциональностью и непосредственностью, которые всегда находят верный путь к сердцу слушателей. Успех Синявской на конкурсе... можно назвать триумфальным, чему, конечно, способствовало и чарующее обаяние молодости». Далее рецензент, озабоченный сохранением редчайшего голоса Синявской, предупреждает: «И все же уже сейчас необходимо предостеречь певицу: как показывает история, голоса такого типа сравнительно быстро изнашиваются, лишаются своей сочности, если их обладатели обращаются с ними недостаточно бережно и не придерживаются строгого вокального и жизненного режима».

Весь 1970 год был для Тамары годом больших успехов. Ее талант признавали и у себя в стране, и во время зарубежных поездок-гастролей. «За активное участие в пропаганде русской и советской музыки» ей присуждается премия Московского горкома ВЛКСМ. Удачно идут у нее дела и в театре.

Когда Большой театр готовил к постановке оперу «Семен Котко», на роль Фроси были назначены две артистки - Образцова и Синявская. Каждая решает образ по-своему, сама роль это позволяет.

Дело в том, что эта роль совсем не «оперная» в обычно принятом понимании этого слова, хотя современная оперная драматургия строится в основном на тех же самых принципах, которые характерны для драматического театра. Разница только та, что артист в драме играет и говорит, а артист в опере играет и поет, всякий раз приспосабливая свой голос к тем вокально-музыкальным краскам, которые должны соответствовать тому или иному образу. Скажем, к примеру, певица поет партию Кармен. В ее голосе звучит страсть и экспансивность девчонки с табачной фабрики. А вот та же артистка исполняет партию влюбленного пастуха Леля в «Снегурочке». Совершенно другая роль. Другая роль - другой голос. А бывает и так, что, исполняя одну роль, артистке приходится менять окраску своего голоса в зависимости от сложившейся ситуации - показать горе или радость и т. п.

Тамара остро, по-своему, поняла роль Фроси, и в результате у нее получился очень правдивый образ крестьянской девушки. По этому поводу в адрес артистки было немало высказываний в печати. Приведу только одно, наиболее ярко показывающее талантливую игру певицы: «Фрося - Синявская подобна ртути, неугомонному чертенку... Она буквально светится, постоянно заставляя следить за своими выходками. У Синявской передразнивание, шаловливая игра превращаются в действенное средство лепки сценического образа».

Роль Фроси - новая удача Тамары. Правда, и весь спектакль был хорошо принят зрителем и отмечен премией на конкурсе, проводившемся в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

Пришла осень. Снова гастроли. На этот раз Большой театр выезжает в Японию, на Всемирную выставку ЭКСПО-70. До нас дошло немного рецензий из Японии, но и в этом малом количестве отзывов сказано о Тамаре. Японцы восхищались ее изумительно богатым голосом, который доставил им большое удовольствие.

Вернувшись из поездки, Синявская начинает готовить новую роль. Ставится опера Римского-Корсакова «Псковитянка». В прологе этой оперы, носящем название «Вера Шелога», она поет партию Надежды - сестры Веры Шелоги. Роль небольшая, немногословная, но исполнение блестящее - зал рукоплещет.

В этом же сезоне она выступила еще в двух новых для нее ролях: Полины в «Пиковой даме» и Любавы в «Садко».

Обычно при проверке голоса меццо-сопрано певице дают спеть партию Полины. В арии-романсе Полины диапазон голоса певицы должен равняться двум октавам. И этот скачок на верхнюю, а затем на нижнюю ноту ля-бемоль очень труден для любой артистки.

Для Синявской партия Полины была преодолением трудного препятствия, которое она долгое время не могла осилить. На этот раз «психологический барьер» был взят, но закрепилась певица на достигнутом рубеже значительно позже. Спев Полину, Тамара стала думать и о других партиях меццо-сопранового репертуара: о Любаше в «Царской невесте», Марфе в «Хованщине», Любаве в «Садко». Так получилось, что первой она спела Любаву. Грустная, напевная мелодия арии во время проводов Садко сменяется у Тамары радостной, мажорной при встрече с ним. «Вот идет муженек, мил-надежа мой!» - поет она. Но и в этой, казалось бы, чисто русской, распевной партии есть свои подводные камни. В финале четвертой картины певице нужно взять верхнее ля, что для такого голоса, как у Тамары, является рекордом трудности. Но певица преодолела все эти верхние ля, и партия Любавы проходит у нее великолепно. Давая оценку творчеству Синявской в связи с присуждением ей в том году премии Московского комсомола, газеты писали о ее голосе: «Ликование страсти, беспредельной, неистовой и вместе с тем облагороженной мягким, обволакивающим голосом, рвется из глубины души певицы. Звук то плотен и округл, и кажется, что его можно держать в ладонях, то он звенит, и тогда страшно пошевелиться, потому что он может разбиться в воздухе от любого неосторожного движения».

Хочется напоследок сказать о незаменимом качестве характера Тамары. Это общительность, умение улыбкой встретить неудачу, а потом со всей серьезностью, как-то незаметно для всех бороться с ней. Несколько лет подряд Тамара Синявская избиралась секретарем комсомольской организации оперной труппы Большого театра, была делегатом XV съезда ВЛКСМ. Вообще Тамара Синявская очень живой, интересный человек, любит пошутить, поспорить. А как смешно она относится к суевериям, которым подсознательно, полушутя-полусерьезно подвержены актеры. Так, в Бельгии, на конкурсе ей вдруг достается тринадцатый номер. Известно, что этот номер «несчастливый». И вряд ли кто обрадовался бы ему. А Тамара смеется. «Ничего, - говорит она, - этот номер будет счастливым для меня». И что вы думаете? Певица оказалась права. Гран-При и золотую медаль принес ей ее тринадцатый номер. Первый ее сольный концерт был в понедельник! Тоже по приметам тяжелый день. Вот уж не везет! И живет-то она в квартире на тринадцатом этаже... Но не верит в приметы Тамара. Она верит в свою счастливую звезду, верит в свой талант, верит в свои силы. Постоянным трудом и упорством завоевывает свое место в искусстве.

Первая гражданская жена прославленного певца выступила в печати с претенциозными откровениями, нарушившими покой этой пары.

Они очень друг друга любят. Сегодня – как и тогда, когда он был вожделенной всеми женщинами Союза эстрадной звездой, а она – начинающей солисткой Большого театра. Им завидовали, о них рассказывали легенды. Но как друзья, так и недоброжелатели одинаково заслушивались их туго сплетёнными в канат прекрасными голосами. Помните это – про черноглазую казачку, что «подковала мне коня».

Есть артистические пары, которые только и делают, что сходятся-разводятся. Хороший способ напомнить о себе, забытом. Синявская с Магомаевым вместе с 1974 года. Говорить о семейной жизни не любят. Не то, чтобы это было тайной, а просто из суеверных соображений.
Но недавно их тихое счастье было потревожено. Спокойствие семьи нарушила бывшая гражданская жена Магомаева Людмила Карева, живущая ныне в США. В своём скандальном интервью одному толстому журналу экс-жена, что когда-то поспорила на Магомаева с подругой на бутылку коньяка и комплексный обед. И выиграла. Через четыре дня после знакомства Магомаев был её рабом. А потом ещё 15 лет был так безумно в неё влюблён, что не смог простить маленьких измен. Но и полюбить другую всей душой ему не удалось…

Публикацию громко обсуждали по радио, в театре и даже в поликлинике Большого. Кто-то сочувствовал, кто-то злорадствовал, кто-то требовал продолжения «банкета». Тамара Ильинична комментировать эту ситуацию не хотела – она выше досужих разговоров и сплетен. Если и ответила на какие-то мои вопросы, то тут же пожалела об этом: такая тема не стоит обсуждения!

И когда я спросила: но неужели вас не задело даже то, что, по утверждению Людмилы, ей достался самый прекрасный Муслим, а другие, мол, пусть пользуются тем, что осталось, Синявская просто сказала, что Муслим всегда и во всём был прекрасным мужчиной. И с ним она в любых ситуациях чувствовала себя спокойно.

Так случилось, что с «американской женой» семья Магомаева до недавнего времени даже дружила. Приезжая из-за рубежа, Людмила останавливалась у них в доме. И, по словам Синявской, такого ножа в спину они просто не ожидали.

Магомаев в порыве ярости позвонил в Штаты, попытался разобраться. А потом понял: в такой ситуации лучше сохранить хладнокровие и сделать вид, что ничего не произошло.

Хотя какие-то претензии Людмилы явно задели его чувства. Например, в заметке рассказывалось, что в Америке у него уже достаточно взрослый сын… Когда мальчик родился, знакомые приходили к Людмиле, как на аттракцион, — посмотреть, похож ли он на Магомаева…

Между тем мальчик появился на много позже того, как Муслим и Людмила перестали общаться. Просто Магомаев, приехав как-то на гастроли в Америку, встретился с «сыном» и по доброте душевной разрешил ему называть себя папой. По мнению Синявской, от своего ребенка Муслим Магометович никогда бы не отказался, но здесь не тот случай…
Словом, откровенный рассказ Людмилы, явно рассчитанный на привлечение внимания к своей персоне, потрепал Магомаеву и Синявской нервы. Впрочем, Тамаре Ильиничне к этому не привыкать: она пережила немало «революций» в Большом театре. В те времена она пыталась соблюсти нейтралитет и поплатилась за это… Синявскую просто выжили из театра. Тихо и интеллигентно. С соблюдением приличий и реверансами.

У меня с Большим был роман. Какие бывают с молодыми людьми. Любовь прошла, связь порвалась. Театр меня разлюбил, я его – нет. У Цветаевой я встретила замечательное слово «надоба». Так вот Большому во мне этой надобы нет…

Тамара Ильинична, в Большом принято судачить о примах. В основном – нелестно. Образцова, Синявская, Вишневская. Все знают, что отношения между вами не самые лучшие. С Образцовой вы не нашли общего языка из-за результатов какого-то конкурса. Был случай – ваш коллега оскорбил вас прямо на сцене, при зрителях…

Приме явно не хочется говорить на столь щекотливые темы. Она пытается дипломатично уйти от ответа, не расшифровывая отголосков давних обид и скандалов.

Всё, что случается с нами в жизни, мы, певцы, несём на сцену. А зачем брать с собой отрицательную энергетику? Это всё на голосе отражается, в нём появляются стекло и металл. Поэтому мне даже отрицательные персонажи не очень давались. Марина Мнишек, например. Я люблю петь русских женщин – они всегда в любви честны. А что касается обид – было дело, один известнейший певец до закрытия занавеса умышленно меня обидел. Мне пришлось ответить – достойно, не оскорбляя его. Со сцены он ушёл раньше всех на ватных ногах.

Известные люди любят рассуждать о религии. Я знаю, что вы, даже будучи депутатом в советские времена, постоянно бывали в церкви. Есть ли у вас с мужем разногласия на религиозной почве? Вы – православная, он – мусульманин…

Думаю, лет десять назад вам и в голову не пришло бы задать такой вопрос! Мне лично совершенно всё равно, какой веры мой любимый человек. Главное, чтобы не был ортодоксом и не заставлял носить паранжу. Хотя… если любишь, можно пойти и на это.

Когда они познакомились, Магомаев был популярнее. От него сходили с ума женщины всех возрастов. И трудно назвать имя артиста, кто был бы так популярен сегодня, как Магомаев в семидесятые. У обоих были семьи. У Синявской – особенно хорошая. Говорили, что от таких мужей, как у неё, не уходят. Она рискнула. Всем. Рискнула уйти к мужчине, у гримёрной которого толпились самые красивые женщины страны. И не проиграла. Когда их отношения только начинались, Синявскую отправили учиться в Италию. Магомаев через брата, жившего в Швейцарии, посылал ей цветы.

Как-то вы сказали, что у Магомаева есть мужской стиль. А что это такое?

Очень просто: это когда женщина остаётся спокойной за свою репутацию, будучи рядом с самым красивым, самым популярным и заметным мужчиной. Когда она знает: он — не предаст, не унизит и позорно не сбежит. Сейчас таких мало. Их практически нет. Главное для Мужчины – не мельтешить…

Многие думают, что с популярным мужчиной жить трудно: поклонницы, романы, измены.

Это не про моего мужа! За всё время нашей с ним жизни он ни разу не дал мне повода для ревности. А любовь поклонниц воспринимается мною как необходимый атрибут в жизни кумира. Его любят до сих пор. Приносят к дверям цветы. Это нормально. Странно, если бы этой любви и этих цветов не было…

Не секрет, что партийные бонзы красивых актрис легко превращали в своих любовниц. Не верится, что вам таких предложений не поступало.

Меня, слава Богу, миновала чаша сия. Конечно, каждая женщина по натуре провокатор. Но… я провоцирую только со сцены. А в жизни – нет. В жизни не каждый бы осмелился ко мне подступиться. Вы же видите, что во мне есть нечто, не совсем доступное. Когда я не певица, а просто Тамара, мне достаточно одного Магомаева.

Часто ходили слухи, что Магомаев ревнует Синявскую, петь не даёт, комплексует от её успехов. Иногда даже побивает из зависти к её славе…

У Муслима всегда был свой пьедестал, на который никто не посягал. Мой же пьедестал меня мало беспокоил. О нас сочиняли самые разные байки. Больше всего меня потрясла эта… что мы с Муслимом разбились в автокатастрофе. Слух разрастался с такой быстротой, что дошёл до самых верхов. В театр позвонили из приёмной Косыгина – узнать, когда похороны. Ну а разводили нас в течение всей нашей совместной жизни. Мы к этому давно привыкли и даже не удивлялись.

Напоследок я всё же хотела бы разобраться, кто в семье Синявская-Магомаев главнее. Это во-первых. А во вторых, получается, что у вас, Тамара Ильинична, идеальный муж. Такого не бывает.

Начну с последнего. Если уж мы действительно так долго прожили вместе, то в этом что-то есть. Муслим не только красавец-мужчина, но и отличный хозяин. Любую работу в доме может сделать сам. А что касается главенства, то он, конечно, голова, но у головы всегда есть шея…

Анны Амелькиной


Её именем 4981 Sinyavskaya названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.


Если бы прекрасные голоса продавались в супермаркетах, у них бы нашлось немало покупателей. Жаль, что до этого еще не додумались", - сказала однажды Марлен Дитрих. Но если бы даже до этого додумались, то такой восхитительный голос, как у Народной артистки СССР Тамары Синявской, купить было бы невозможно ни за какие деньги. Коренная москвичка, она с детства была наделена особой грацией и рано почувствовала призвание к сцене. Ее творческий путь начался в шестилетнем возрасте, когда девочку приняли в танцевальную (!) группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров, которым руководил Владимир Локтев. Позже Тамара Синявская перешла в хор этого ансамбля, окончила Музыкальное училище при Московской консерватории, а затем ГИТИС по классу пения. Еще будучи студенткой,- нечастый случай, -она обратила на себя внимание и была приглашена в Большой театр, стала солисткой. Громкая известность пришла к певице после впечатляющих побед на международных конкурсах вокалистов в Болгарии, Бельгии и на IV Международном конкурсе им. Чайковского (весомость этой золотой медали намного увеличивается, если вспомнить, что в жюри тогда входили Мария Каллас и Тито Гобби). Для постижения тайн бельканто много дала молодой артистке стажировка в миланском театре «Ла Скала». Редкий по красоте голос- меццо-сопрано с возможностями контральто- позволил Тамаре Синявской блистать во многих партиях русского и зарубежного оперного репертуара: Ратмир и Ваня, Ольга и Марина Мнишек, Любаша и Марфа, Лаура и Кончаковна, Кармен и Азучена…. Большую популярность принесла певице также широкая концертная деятельность, в рамках которой она исполняет не только оперные арии и классические романсы, но и русские народные песни, нередко выступает вместе со своим знаменитым мужем Муслимом Магомаевым.

Гастроли

В 1972 г. принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. Покровского "Не только любовь" Р. Щедрина (партия Варвары Васильевны) . 1973-74 - проходила стажировку в миланском театре Ла Скала. Много выступает за рубежом. Участница музыкального фестиваля "Варненское лето" (Болгария). Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее. Некоторые партии из ее обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в "Снегурочке" Н. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена ("Трубадур") и Ульрика ("Бал-маскарад") в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы "Война и мир" С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Ведет обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в БЗК, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Концертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. Прокофьева, П. Чайковского, "Испанский цикл" М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа. Интересно выступает в жанре вокального дуэта (с мужем Муслимом Магомаевым). Плодотворно сотрудничала с Евгением Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижерами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

Награды

В 1968 г. стала обладательницей I премии IX Международного фестиваля молодежи и студентов в Софии.

В 1969 г. на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия) получила Гран при и специальную премию за лучшее исполнение романса.

В 1970 г. получила I премию IV Международного конкурса имени П. И.Чайковского и стала лауреатом премии Московского комсомола.

В 1971 г. была награждена орденом Трудового Красного знамени.

В 1973 г. была удостоена звания "Заслуженная артистка РСФСР".

В 1976 г. - звания "Народная артистка РСФСР".

В 1980 г. получила орден "Знак Почета".

В 1982 г. была удостоена звания "Народная артистка СССР".

В 2001 г. была награждена орденом Почета.

В 2004 г. стала лауреатом премии Фонда Ирины Архиповой и была награждена орденом Ломоносова I степени.

Советская и российская оперная певица (меццо-сопрано) Тамара Ильинична Синявская родилась 6 июля 1943 года в Москве .

Ее творческий путь начался в танцевальной группе Ансамбля песни и пляски Московского городского дворца пионеров под руководством Владимира Локтева, позже Тамара Синявская перешла в хоровой коллектив ансамбля .

Впервые вышла на сцену в роли Пажа в опере "Риголетто" Джузеппе Верди. Первой ее большой партией стала партия Ольги в "Евгении Онегине" Петра Чайковского.

Известность пришла к певице после побед на международных конкурсах вокалистов.

В 1968 году она получила золотую медаль IХ Международного фестиваля молодежи и студентов в Софии (Болгария). В 1969 году она завоевала Гран-при и золотую медаль ХII Международного конкурса вокалистов в Вервье (Бельгия). В 1970 году певица была удостоена золотой медали IV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в Москве.

С 1973 по 1974 год Синявская стажировалась в Италии, в миланском оперном театре La Scala.

Тамара Синявская исполняла заглавные партии в операх Михаила Глинки, Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Жоржа Бизе, Джузеппе Верди, Сергея Прокофьева, Родиона Щедрина.

В ее репертуар в Большом театре вошли партии Дуняши в "Царской невесте" и Любавы в опере "Садко" Римского-Корсакова, Ратмира в опере "Руслан и Людмила" и Вани в "Иване Сусанине" Глинки, Кончаковны в "Князе Игоре" Александра Бородина, Полины в "Пиковой даме" Чайковского, Марины Мнишек в "Борисе Годунове" и Марфы в "Хованщине" Мусоргского, Кармен в одноименной опере Бизе. Она была первой исполнительницей партии Мадемуазель Бланш в опере "Игрок" Прокофьева. Также среди партий Синявской — Княгиня ("Русалка" Александра Даргомыжского), Лаура ("Каменный гость" Даргомыжского), Женя Комелькова ("Зори здесь тихие" Кирилла Молчанова), Ульрика ("Бал-маскарад" Верди), Морена ("Млада" Римского-Корсакова).

Певица выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в "Снегурочке" Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена ("Трубадур") и Ульрика ("Бал-маскарад") в операх Верди, а также Кармен — в Турции. В Германии и во Франции она с большим успехом пела произведения Рихарда Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы "Война и мир" Прокофьева (партия Ахросимовой).

Синявская работала с такими известными дирижерами как Евгений Светланов, Геннадий Рождественский, Юрий Симонов, Владимир Спиваков, Мстислав Ростропович.

Большую популярность принесла певице также широкая концертная деятельность, в рамках которой она исполняет не только оперные арии и классические романсы, но и русские народные песни. В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения Прокофьева, Чайковского, "Испанский цикл" Мануэля де Фалья и других композиторов, произведения старых мастеров в сопровождении органа.

С 2005 года она занимает пост заведующей кафедрой вокального искусства факультета музыкального театра Российского института театрального искусства (ГИТИС), является профессором.

В 2010 году Синявская Международный конкурс вокалистов имени М. Магомаева.

Тамара Синявская — народная артистка СССР (1982), Заслуженный деятель музыкального искусства (2016).

Лауреат премий Московского комсомола (1970) и Ленинского комсомола (1980), лауреат премии Правительства Российской Федерации в области культуры (2013).

Наверняка многие считают, что у М. Магомаева всю жизнь была одна-единственная супруга, оперная певица Однако до нее он хотя и недолго, но был женат на армянке Офелии, которая родила ему дочь - Марину Магомаеву. Муслима Магомаева, конечно, очень тяготило то обстоятельство, что его ребенок живет и воспитывается вдали от него, но такова жизнь…

Встреча родителей

Отцом Марины Магомаевой-Козловской является известный советский певец, баритон Муслим Магомаев, а мать Офелия (фамилия ее нигде не упоминается), по национальности армянка, была однокурсницей Муслима по Бакинскому музыкальному училищу. Она была очень привлекательной девушкой, с роскошными черными как смоль волосами, бровями как полумесяцы, и неудивительно, что будущий известный певец воспылал к ней любовью. Им обоим было по 18 лет. Казалось, это любовь навсегда! Офелия была из очень целомудренной семьи, поэтому ни за что не позволяла себе какие-либо вольности. Страсть Муслима была очень сильной, и для того чтобы добиться близости Офелии, он решил не откладывать своей женитьбы на ней.

Вопреки всем

Его родные - бабушка, дядя и его супруга (отец артиста погиб на фронте, а мама вышла замуж, оставив ребенка на попечительство свекрови и деверя) - не желали, чтобы талантливый юноша так быстро оказался под семейным бременем. Бабушка - в будущем прабабушка Марины Магомаевой-Козловской - даже выкрала его паспорт и спрятала у соседки, чтобы ее внук, не дай Бог, не подал заявления в ЗАГС. Однако эта информация вскоре всплыла, и Муслим благодаря напористости и обаянию - качествам, перед которыми не мог устоять никто, - сумел уговорить подругу бабули вернуть паспорт. В семье Офелии также никто не подозревал, что дочь собирается замуж за 18-летнетго, ничего не представляющего собой юнца, иначе тоже оказали бы сопротивление.

Женитьба

Юная парочка поставила своих родных перед фактом: хотите или нет, мы - законные супруги. Приводить в дом дяди молодую армяночку Муслим не пожелал, и молодожены поселились в доме родителей Офелии. Тесть и теща, мягко говоря, не одобряли выбора дочери. Интересно, если бы они знали, что их будущий зять будет одним из выдающихся певцов СССР, было бы ли их отношение таким же? Они все время пилили его и напутствовали найти хорошую, а главное - высокооплачиваемую работу, чтобы смочь обеспечить свою семью, предлагали выступать в различных ансамблях в ресторанах, где, по их мнению, платили гораздо больше, нежели в филармонии или ансамбле ПВО. В итоге всех этих неурядиц молодая пара решила уехать на заработки в Грозный. Несмотря на то что Муслим не признавал своего чеченского происхождения и во всеуслышание рассказывал о том, что является азербайджанцем, в его жилах текла кровь горца. Вот почему он искал убежища именно на родине предков.

История рождения

Офелия, в отличие от своих родителей, не упрекала любимого в том, что он не зарабатывает достаточно денег на ее содержание, однако когда поняла, что беременна, то физически не могла находиться рядом с супругом, который все время разъезжал с концертами по аулам. Она сама уже не понимала, хочет ли находиться с ним рядом, ведь больше не получала от него ни теплоты, ни ласки. Он словно вымещал на ней злобу на ее родителей, хотя по своей природной доброте и порядочности не был с ней откровенно груб. Однако Офелия знала точно, что хочет во что бы то ни стало и вопреки уговорам своих родителей родить ребенка от этого обаятельного молодого таланта. Ничего не сказав ему о своей беременности, она уехала обратно в Баку, где и родила дочь, которую назвали Мариной Магомаевой (год рождения 1961-й).

А тем временем в Грозном Магомаеву становилось невмоготу, несмотря на возрастающую популярность. Ему не выплачивали гонорары, даже отказались платить за жилье, и ему однажды даже пришлось ночевать в парке на скамейке. Однажды, повстречав своего коллегу Мусу Дудаева, он в сердцах сказала ему: "Я же чеченец, почему они так плохо со мной поступают?" Больше он ни когда в жизни не признавался, что принадлежит к чеченской нации и называл себя азербайджанцем, поскольку родился и вырос там. Обида к "родной" Чечне все крепла в нем, и вот однажды он получил из Баку письмо, где сообщалось, что Офелия родила дочь. Муслим Магомаев был очень удивлен, но вместе с тем обрадован, ведь для кавказского мужчины рождение ребенка - не простые слова, это большое счастье, благословение небес и новая жизненная ступень.

Встреча с дочкой

Недолго думая, он собрал свои вещи (их оказалось не так уж и много) и поехал к супруге и своей малышке. Дочь Муслима Магомаева уже с детства была просто очаровательной. Еще бы, ведь у нее были такие красивые родители, да и смешение стольких кровей (чеченской, адыгейской, азербайджанской, русской и армянской) должны были дать такой результат. Кстати, мама Муслима также была невероятной красавицей со славянскими чертами, которые также передались ее сыну. Если посмотреть его детские фотографии, то можно заметить, что в мальчике практически нет ничего восточного, однако с возрастом кавказские черты стали брать верх.

Дочь Муслима Магомаева, Марина, однако же, с самого раннего детства была типичной восточной красавицей. В более зрелом возрасте певец признавался, что сразу же воспылал к малышке безграничной любовью и стал испытывать к ней чувства, до сих пор ему не ведомые, которые может в родителе пробудить только его ребенок. Впервые он увидел свою крошку зимой, в день, когда в солнечном Баку внезапно выпал снег, он стал называть свою малютку Снегурочкой. Самые первые воспоминания дочери об отце связанны именно с тем, как он берет ее на руки, нежно целует и называет снежинкой и Снегурочкой.

Расставание

Несмотря на рождение дочери, Муслим и Офелия все же расстались. Тесть - очень интеллигентный человек, ученый-геодезист, сотрудник Академии наук - несколько раз беседовал с зятем, уверяя, что так делать нельзя, ведь есть общий ребенок, но Муслим был непреклонен. Даже до того как подать на развод, он не желал и дня провести в доме родителей Офелии. Он не мог простить ее матери обидные слова: "Ты не станешь хорошим мужем". При расставании он, конечно же, сказал, что будет заботиться о своей дочери всегда, будет платить алименты, будет общаться с девочкой и оказывать ей всяческую поддержку, однако больше не желает связывать себя узами брака, он творческий человек и для него на первом месте музыка! Марина Магомаева - дочь Муслима Магомаева - навсегда осталась для него любимым чадом. Она росла очень музыкальной девочкой, и отец надеялся, что она когда-нибудь пойдет по его стопам и они еще вместе споют на одной сцене.

История имени дочери Муслима Магомаева

Интересно узнать, что имя дочери выбирал сам Он уже давно знал, что если у него родится дочь, то назовет ее непременно Мариной, как его первую любовь. А произошло это, когда ему было 13 лет. Девочка была очень красивая, он ее помнил именно такой. За ней бегали все мальчишки в школе, а она была неприступной и очень гордой. Муслим посвятил ей песню "Марина" и исполнял ее на школьных мероприятиях, молодежных дискотеках. Позже, в 70-х годах, для этой песни сделали аранжировку, и она стала звучать со многих концертных площадок. Те, кто знали, что у певца есть дочь, думали, что песнь посвящена именно ей, однако, как мы уже знаем, он написал ее, вдохновившись юной красавицей Мариной, в которую был влюблен еще подростком.

Детство и юность

Многих, наверное, интересует, чем занималась дочь Муслима Магомаева, Марина Магомаева, в детские годы? Она росла очень доброй, ласковой девочкой, и каждый раз при встрече с ней папа просто таял в ее объятиях и готов был выполнить любое ее желание. Приближенные к певцу люди говорили, что он платил бывшей супруге бешеные алименты. Дочка была музыкально одарена. Еще бы, ее оба родителя были музыкантами (как уже упоминалось, Офелия с Муслимом познакомились в музыкальном училище). Посоветовавшись с бывшим супругом, Офелия отдала дочку в музыкальную школу на класс фортепьяно. После этого отец стал мечтать, что споет под аккомпанемент дочери. Но и этому не было суждено случиться, потому что дочка, хотя и была неплохой пианисткой, но не тяготела к публичным выступлениям, в отличие от своего известного отца. Она по настоянию дедушки-армянина, отца Офелии, пошла в географы.

Отъезд в Штаты

Шел 1977-й. Муслим уже два года был женат на своей коллеге, оперной певице Тамаре Синявской. Он в ней холил и лелеял. У пары детей пока не было (к великому сожалению, у них за 35 лет супружеской жизни так и не родилось детей). И вот Муслим получает известие, что Офелия вместе с дочкой уезжают по ту сторону Атлантики, в Америку. Как же так? Как он будет жить в разлуке со своей любимицей? Спустя многие годы Магомаев в беседе с журналистами сказал, что в его жизни были три большие любви - Музыка, дочь Марина и супруга Тамара. Дочка сказала, что по возможности будет часто навещать отца, да и он пусть приезжает к ним. Но ведь были советские времена, и осуществить это было очень сложно.

Марина Магомаева: личная жизнь, дети

Итак, в возрасте 16 лет дочь известного певца, которого знали поклонники и классической, и эстрадной музыки (в этот период Муслим уже вступил в сотрудничество с великим армянским композитором Арно Бабаджаняном, и вся страна пела и танцевала под его музыку), получила визу в Соединенные Штаты и вместе с матерью Офелией уехала из страны. В этот же период семья друга Магомаева, также представителя шоу-бизнеса (это слово в СССР не употреблялось) Козловского также уехала в Америку. Через какое-то время певец узнал, что его дочка и Александр Козловский - сын его давнишнего друга - нашли друг друга на чужой земле, и между ними вспыхнула любовь. В первую секунду у него кольнуло сердце. Как? Его маленькая принцесса, Снегурочка, уже так выросла, что собирается замуж? С другой стороны, он прекрасно знал семью будущего жениха и был другом его отцу. Он, конечно же, дал свое отцовское благословение. Таким образом, стал Александр Козловский мужем Марины Магомаевой.

Вскоре в семье родился сын, которому дали имя Ален, однако у него было еще несколько имен, и одно из них - Муслим, как его знаменитого деда.

Отношения с семьей отца

Марина с сыном часто посещали дедушку, иногда к ним присоединялся и Александр Козловский - зять известного певца. Также бывало, что Магомаев и Синявская гостили у них в Огайо. У Тамары и Офелии были прекрасные отношения. Как говорила мать Марины: "Тамара ведь не уводила у меня мужа, он с ней познакомился спустя более 10 лет". Ален также очень привязался к бабушке Тамаре.

Прощание

Когда до Марины дошло известие, что ее папа умер, ей не дали визу в Москву. Шел 2008 год. Тогда она прямиком отправилась в Баку, куда перевезли тело певца. Офелии также хотелось попрощаться со своим бывшим супругом, однако, будучи армянкой, она понимала, что ей в Азербайджане не будут рады.

Маленький же Ален вначале не знал, что дедушки больше нет, так как бабушка Тамара считала, что для мальчика это будет большим стрессом. Некоторое время он ждал, что дедушка скоро приедет к нему, однако спустя некоторое время мама ему объяснила, что случилось с дедом.