Обличение крепостнического строя в комедии Д. И

...Угнетать рабством себе подобных беззаконие.
Д. И. Фонвизин

«Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова. В них не осмеиванье одного лица, а раны и болезни всего общества, выставленные напоказ".

Эти слова сказал о Фонвизине великий русский писатель Н.В. Гоголь. Чем же вызвана была язвительная насмешливость Фонвизина, чем питались его злые шутки?..

Указ Екатерины II 1762 года «О вольности дворянства» дал практически неограниченные права дворянскому сословию. И век Екатерины стал временем внешнего расцвета и внутреннего упадка страны, во всех отношениях, начиная от просвещения и заканчивая развитием крепостничества. В екатерининскую эпоху особенно тяжелым было положение крестьян, ведь власть помещиков над крепостными не была ограничена. Прогрессивные люди своего времени ставили вопрос о каких-либо ограничениях произвола помещиков. К ним принадлежал и один из первых русских комедиографов Денис Иванович Фонвизин, который в своей комедии «Недоросль» ярко показал, что рабство «в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

Фонвизин в своей комедии изобразил в образах Простаковой, Скотинина не недостатки отдельных лиц, а ярко, красочно и, что особенно важно, очень точно охарактеризовал всех крепостников-помещиков с их грубостью, жестокостью, безжалостным отношением к подвластным им крестьянам. Этих помещиков преследует жажда накопительства, алчность, страсть наживы: они все общественное приносят в жертву своему, личному. Характерно при этом и отношение их - в частности, госпожи Простаковой и ее сына - к образованию. Не считая его необходимым, они тем самым еще больше подчеркивают свою нравственную несостоятельность. Их произвол делает жизнь крепостных тяжелой, полной страданий, лишений и боли. Никому нет житья от таких помещиков: ни дворовым, ни оброчным. И те, и другие чувствуют властную и безжалостную руку господина. Фонвизин в своей комедии, раскрывая образ Митрофана, дает понять, что и при новом, молодом поколении положение крестьян не улучшится, а, скорее всего, станет еще тяжелее, так как «что может выйти из такого Митрофана, за которого невежды - родители платят еше и деньги невеждам - учителям".

На образах крепостников-помещиков и их крестьян Фонвизин показал, как проходит растление человеческой личности под влиянием крепостного права. Идеология этих людей целиком совпадает с их социальным положением. Если Ере- меевна - раба в душе, то Простакова - истинная рабовладелица. Вся комедия «Недоросль» полностью отражает реальную действительность. Белинский говорил, что «вместе с Державиным Фонвизин есть полное выражение екатерининского века». Сам Фонвизин - дворянин-крепостник. Говорить о полном уничтожении крепостничества он не может, он говорит лишь о его смягчении. Но главный идейный герой «Недоросля» Стародум - против угнетения человеческой личности. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно», - утверждает он.

Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания?

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» написана в 1782 году. XVIII век в культуре был ознаменован эпохой Просвещения. Это было время, когда ценность искусства сводилась к его воспитательно-нравственной роли. Деятели искусства этого времени взяли на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности. Классицизм - одно из течений, в рамках которого они творили. Целью литературы, по мысли классицистов, являлось воздействие на разум человека для исправления пороков и воспитания добродетели.

Основные проблемы комедии «Недоросль» – это проблема жестокого отношения помещиков к своим крестьянам и проблема воспитания молодого поколения и «дикого невежества старого поколения» (В. Г. Белинский). Однако, комедию, обличающую крепостное право, называют комедией воспитания.

Причиной этого является тесная связь первых двух проблем. Именно проблема воспитания и невежества выступает причиной злонравия героев пьесы. Бессердечие, деспотизм, нежелание признавать за крепостным никаких прав на равенство с «благородными» характеризует отношение диких помещиков к своим людям. Одна из самых преданных крепостных Простаковой – мамка Еремеевна – служит ей вот уже сорок лет, а получает в качестве вознаграждения за свою службу «по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день». Причину злонравия своих героев Д.И.Фонвизин видит в их невежестве, «в собственном их развращении». «Не умел грамоте» отец Простаковой и Скотинина, «ни от кого слышать не хотел» о ней их дядя Вавила Фалалеич; «от роду ничего не читывал» Скотинин-младший. Пренебрежение к науке дети получали в наследство от отцов. «Без наук люди живут и жили», ученье вздор», главное уметь «достаточек нажить и сохранить» - к этому сводится житейская философия невежественного дворянства. И в руках этого дворянства находится воспитание молодого поколения дворян.

Основной идеей произведения является вопрос об истинном, идеальном воспитании. Этот вопрос поднимается на фоне воспитания Митрофана и описания его учителей. «Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арифметике учит его один отставной сержант Цыфиркин. По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман.» Но учителя мальчика ничему не учили, так как сами были необразованны и ленивы. На самом же деле - это была лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой.

По мнению Фонвизина, важной частью воспитания является не только развитие ума, но и нравственных чувств. Размышления об истинном воспитании высказывает герой-резонёр Стародум в разговоре с Софьей. Он рассуждает на эту тему глобально, видя источники проблем воспитания в самой власти: «Идеальный государь прежде всего нуждается в просвещённых поданных и сам должен заботиться о своей нравственности, думать о хорошем воспитании». Фонвизин боролся за расцвет просвещения в России и считал, что воспитанные в строгих гражданских правилах дворяне будут достойными руководителями страны.

Тема воспитания в комедии напрямую связана с важнейшими проблемами XVIII века. Фонвизин считал, что идеальное воспитание может способствовать распространению нравственности и человеческого отношения, гуманности помещиков к крестьянам.

И в этом смысле комедия «Недоросль» для современников Фонвизина была поучительна и назидательна, была настоящим «руководителем» в воспитании.

Крепостное право было настоящей трагедией для всего русского народа. Помещик был для крепостного и хозяином, и судьей, и палачом, если нужно. Торговля и обмен людьми в XVIII веке шли бойко...

Именно такую - "крепостническую" Россию изобразил в комедии "Недоросль", написанной в 1782 году, Денис Иванович Фонвизин. В ней драматург показал подлинное лицо крепостничества и главных его носителей - помещиков. Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинины смотрят на крепостных как на рабочий скот. У Простаковой "беда" - она ничего не может содрать с крестьян сверх того, что уже отняла. Ее сын - недоросль Митрофанушка - под стать своей упрямой и глупой матушке. Три учителя вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову "робенка" хоть какие-то зачатки знаний. Пожалуй, Митрофан даже более страшен, чем его родители и дядя. У тех были хоть какие-то привязанности (хотя бы к свиньям, как у Скотинина). Митрофан же никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Тяжела жизнь и у сироты Софьи, живущей в доме этих господ, - она обещана в жены Скотинину. Крепостная Еремеевна старается угождать своей хозяйке, а взамен получает "по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день". Простакова не жалеет никого из своих крестьян. Когда ей сообщают, что дворовая девка Палашка лежит в бреду, крепостница кричит: "Бредит, бестия! Как будто благородная!" И сколько же таких помещиц было на Руси! Вспомним хотя бы печально известную помещицу Дарью Салтыкову, запоровшую до смерти около сотни своих крестьян. Неизвестно, порола ли собственноручно Простакова, но ее бесчеловечность в отношениях даже с близкими людьми говорит о том, что она вполне могла это делать. Простакова так привыкла к безнаказанности, что даже с Софьей хочет поступить как с крепостной, принудить ее к браку с Митрофаном, узнав, что девушка унаследует десять тысяч рублей. Простакову останавливает только сила, да она и понимает-то лишь язык силы. В последний момент, когда Софью пытаются тайно увезти, чтобы обвенчать с Митрофаном, Стародум спасает свою племянницу и лишает помещицу ее власти, говоря: "Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно".

В финале комедии зло наказано, а добро торжествует. Фонвизин словно показывает правительству, как надо поступать с жестокосердными помещиками. Писатель полагал, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России и высказал свое резко отрицательное отношение к крепостникам, живущим за счет крестьян. А. С. Пушкин высоко ценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его "сатиры смелым властелином" и "другом свободы".

Крепостное право было настоящей трагедией для всего русского народа. Помещик был для крепостного и хозяином, и судьей, и палачом, если нужно. Торговля и обмен людьми в XVIII веке шли бойко... Именно такую - «крепостническую» Россию изобразил в комедии «Недоросль», написанной в 1782 году, Денис Иванович Фонвизин. В ней драматург показал подлинное лицо крепостничества и главных его носителей - помещиков. Жадные и жестокие помещики Простаковы и Скотинины смотрят на крепостных как на рабочий скот. У Простаковой «беда» - она ничего не может содрать с крестьян сверх того, что уже отняла. Ее сын - недоросль Митрофанушка - под стать своей упрямой и глупой матушке. Три учителя вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Пожалуй, Митрофан даже более страшен, чем его родители и дядя. У тех были хоть какие-то привязанности (хотя бы к свиньям, как у Скотинина). Митрофан же никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против. Тяжела жизнь и у сироты Софьи, живущей в доме этих господ, - она обещана в жены Скотинину. Крепостная Еремеевна старается угождать своей хозяйке, а взамен получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Простакова не жалеет никого из своих крестьян. Когда ей сообщают, что дворовая девка Палашка лежит в бреду, крепостница кричит: «Бредит, бестия! Как будто благородная!» И сколько же таких помещиц было на Руси! Вспомним хотя бы печально известную помещицу Дарью Салтыкову, запоровшую до смерти около сотни своих крестьян. Неизвестно, порола ли собственноручно Простакова, но ее бесчеловечность в отношениях даже с близкими людьми говорит о том, что она вполне могла это делать. Простакова так привыкла к безнаказанности, что даже с Софьей хочет поступить как с крепостной, принудить ее к браку с Митрофаном, узнав, что девушка унаследует десять тысяч рублей. Простакову останавливает только сила, да она и понимает-то лишь язык силы. В последний момент, когда Софью пытаются тайно увезти, чтобы обвенчать с Митрофаном, Стародум спасает свою племянницу и лишает помещицу ее власти, говоря: «Ты сама себя почувствуешь лучше, потеряв силу делать другим дурно». В финале комедии зло наказано, а добро торжествует. Фонвизин словно показывает правительству, как надо поступать с жестокосердными помещиками. Писатель полагал, что крепостное право тормозит экономическое и культурное развитие России и высказал свое резко отрицательное отношение к крепостникам, живущим за счет крестьян. А. С. Пушкин высоко ценил благородную деятельность Фонвизина, назвав его «сатиры смелым властелином» и «другом свободы».