Правила подготовки публичных выступлений. Требования к устному выступлению Основные требования к устной речи выступающего

Основные требования к публичному выступлению

Когда мы готовимся к публичному выступлению, некоторые виды выступлений кажутся нам не очень сложными - например, если нам надо сделать объявление о завтрашней экскурсии (хотя и здесь есть свои трудности, как мы увидим потом), другие - например, доклад по какой-нибудь теме, официальная речь юбилее института, торжественном собрании - гораздо труднее. Надо учиться хорошо говорить перед аудиторией в самых разных условиях, а для этого надо овладеть умением готовить публичные выступления разных жанров - и информационные, и убеждающие, и протокольно-этикетные, и развлекательные. Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклада, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления - правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления. в любом жанре. Эти правила называются общими требованиями к публичному выступлению.

Назовем основные требования:

    Решительное начало выступления.

    Драматизм.

    Сдержанная эмоциональность.

    Краткость.

    Диалогичность.

    Разговорность.

    Установление и поддержание контакта с аудиторией

    Понятность главной мысли.

    Решительный конец.

1. Решительное начало выступления .

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете, - такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным. Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Она должна быть заранее приготовлена и хорошо отрепетирована, произнесена уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Драматизм - это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения, путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Дейл Карнеги, “мир любит слушать о борьбе”. Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность .

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной. Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном учителе-ораторе, который при рассказе об А. Македонском так разошелся, что сломал стул: “Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?” В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как более умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известной поговорке «Коротко и ясно»: смысл ее в том, что если коротко, то, следовательно, и ясно.

Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

Хороший совет на эту тему дал своему сыну американский президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя сыну, как надо выступать публично, Ф. Рузвельт дал ему три совета: “Будь искренен, будь краток, садись”.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями. Оратор не должен все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на поведение аудитории. Любое выступление должно иметь черты беседы. Эти вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы. В этом и заключается разговорность стиля выступления.

Поль Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда - не что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит - и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Что значит «установить контакт с аудиторией»? Это значит - смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции аудитории, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть сформулирована словами, причем желательно – не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет выводов от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать словами. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это - завершение вашего выступления.

В публичных выступлениях разных жанров некоторые из приведенных общих требований могут проявляться в разной степени: например, понятность главной мысли более важна в убеждающих выступлениях, чем в развлекательных, краткость важнее в информационных, чем в некоторых видах протокольно-этикетных выступлений, эмоциональность в протокольно-этикетных выступлениях может быть выше, чем в информационных, где эмоции требуются в значительно меньшей степени и т.д. С подобными особенностями проявления основных требований к публичному выступлению мы познакомимся при изучении отдельных жанров публичных выступлений, но в большинстве случаев основные требования должны в той или иной степени соблюдаться в любом выступлении.

«Советы начинающему оратору».

    Говори только о том, что хорошо знаешь, что волнует тебя лично, что тебе лично интересно.

    Уважай своих слушателей, не думай, что они глупее тебя.

    Не кричи. Убеждай аргументами и фактами, а не силой голоса.

    Не стремись сказать сразу о многом. Будь кратким, но убедительным и логичным.

    Говори проще.

    Обращайся не только к разуму, но и к сердцу слушателей.

    Следи за правильностью своей речи. Если не уверен, что произнесешь слово с правильным ударением или неточно знаешь значение слова или выражения - замени его другим.

    Употребляй пословицы, поговорки, крылатые выражения. Они - твои друзья и помогут сделать твою речь более образной и выразительной.

    Помни, что удачным выступление бывает тогда, когда оно хорошо продумано и подготовлено.

    Cледует помнить, что презентационные слайды готовятся после завершения работы над текстом выступления и являются сопровождением для основного содержания устного сообщения.

    Количество слайдов зависит от объема сообщаемой информации , но рекомендуется ограничиться 10-12 слайдами , которые смогут отразить основные положения рассматриваемой темы.

    При выборе содержательных координат для каждого слайда следует воспользоваться практикой концептуального членения информации : выделения в тексте, подготовленном для устного выступления, концептуальных положений, которые станут основанием для оформления содержания на слайде. (Но объем вербальной записи не должен превышать 40 – 50 слов. )

    Вербальная информация должна излагаться тезисно и сжато , рекомендуют использовать при распределении информации на слайде приемы абзацного маркирования и шрифтового и цветового выделения (Но следует выбрать единую стилистику выделения и оформления, что не будет отвлекать от содержания.)

    Показ слайдов должен быть рассчитан по времени (Следует выбрать оптимальное время – от 3 до 5 минут, что позволит слушателям удерживать в памяти и визуальную, и вербальную информацию.)

    Вербальная информация на слайде может быть дополнена символическими рисунками. (Но следует выбрать единую стилистику для оформления рисунка, чтобы запись в целом соответствовала задачам сообщения.)

    Презентационные материалы должны удачно дополнять и иллюстрировать текст сообщения. (Не следует читать текст с экрана или,наоборот, игнорировать демонстируемую визуальную информацию.)

    Оформление текста и его компонентов должно соответствовать стандартам восприятия. (Рекомендуется выбирать шрифт без засечек, 12-14 кегль через 2 интервала; маркировка текстовой информации осуществлять синим или красным цветом .)

Соблюдая правила информационного диалога , нужно подготовить показ слайдов, чтобы он не нарушал процесс говорения, обеспечивал поликодовый режим.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИЧНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТНОЙ РЕЧИ

КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЬ:

Знакомство с основными понятиями теории ораторского
искусства, технологиями подготовки публичного
выступления.
Выработка навыков и умений самостоятельной
подготовки и произнесения различных видов публичных
выступлений.
2

Публичная речь – это особая форма речевой
деятельности в условиях непосредственного общения;
речь, адресованная определённой аудитории;
ораторская речь.
3

Особенности публичной речи:

- Наличие обратной связи
(реакция на слова оратора)
- Устная форма общения
- Сложная взаимосвязь между книжной
речью и её устным воплощением
- Использование вербальных и
невербальных средств общения
4

Характеристика публичной речи

В процессе публичного выступления нередко
приходится отстаивать свою точку зрения, доказывать
её правильность, убеждать, а порой и переубеждать
слушателей.
5

Характеристика публичной речи

С целью убеждающего воздействия в ораторской речи
используются логические и психологические доводы.
Логические доводы обращены к разуму слушателей. К
ним относятся: теоретические обобщения и выводы,
ранее доказанные законы науки, аксиомы и постулаты,
определения основных понятий, факты, статистика.
Психологические доводы действуют на чувства
слушателей. Психологи доказали, что на процесс
убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное
состояние слушателей.
6

Адаптация к аудитории

Публичная речь произносится в определённой
аудитории, поэтому оратор должен хорошо знать,
перед кем ему предстоит выступать, учитывать
состояние и настроение слушателей. Это позволит ему
лучше подготовиться к выступлению и добиться успеха
в общении.
7

Основные трудности публичного выступления

Американский специалист в области ораторского
искусства Ф. Снелл указывал на следующие трудности
оратора:
Нельзя прервать выступление, когда хочется;
Нельзя рассчитывать на собеседников, успех зависит
только от вас;
Трудно понять отношение аудитории к себе;
Нельзя вести себя свободно, так, как хочется;
По вашему выступлению о вас составят мнение,
которое трудно будет изменить
8

Разные жанры, как и разные формы публичного
выступления требуют разных приёмов подготовки.
Но есть в риторике и общие правила подготовки к
публичному выступлению.
9

Общие требования к публичному выступлению

Решительное начало выступления.
Драматизм.
Сдержанная эмоциональность.
Краткость.
Диалогичность.
Разговорность.
Поддержание контакта с аудиторией.
Понятность главной мысли.
Решительный конец.
10

Решительное начало выступления

Первая фраза должна быть продумана, подготовлена
заранее и хорошо выучена.
Нельзя в первой же фразе выступления задумываться
над тем, с чего вы начнёте.
Первую фразу необходимо произнести уверенно и
выразительно.
11

Драматизм

Это напряжение в тексте.
Драматизм создаётся в выступлении при намеренном
столкновении разных точек зрения.
Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его
подготовки.
12

Сдержанная эмоциональность

Эмоциональность – обязательное требование к
публичному выступлению.
Слушатели должны ощущать, что вы говорите
эмоционально, взволнованно, что вам небезразлично
то, что вы произносите.
Однако эмоциональность должна быть сдержанной.
Предпочтительнее приводить факты, вызывающие
эмоции у слушателей, нежели самому говорить
слишком эмоционально.
13

Краткость

Краткие выступления рассматриваются в большинстве
аудиторий как более правильные, содержащие
истинную информацию.
Крайне необходимо соблюсти отведённый регламент,
уложиться в отведённое время
14

Диалогичность

Выступление должно представлять собой как бы диалог
со слушателями.
Оратор не обязан всё время говорить сам, он может
задавать вопросы аудитории, выслушивать её ответы,
реагировать на её поведение.
Вопросы могут быть риторическими.
15

Разговорность

Стиль выступления должен быть преимущественно
разговорным, выступление может быть носить характер
непринуждённой беседы.
Разговорность ораторского выступления существенно
повышает доверие к оратору.
Не надо использовать много специальных, книжных,
иностранных слов.
16

Поддержание контакта с аудиторией

Данное требование относится к числу важнейших.
Необходимо смотреть на аудиторию во время
выступления, следить за её реакцией, демонстрировать
приветливость, дружелюбие, готовность ответить на
вопросы, вести с аудиторией диалог.
Аудиторию необходимо разбить на секторы и смотреть
по очереди на каждый.
17

Понятность главной мысли

Главная мысль должна быть передана не менее двухтрёх раз в ходе выступления.
В подавляющем большинстве случаев аудитория
любит выводы и ждёт их от оратора в
сформулированном виде.
18

Решительный конец

Как и начало, конец выступления должен быть кратким,
ясным, заранее продуманным.
Окончательную фразу нужно продумать и
сформулировать.
Заключительная фраза должна быть произнесена
эмоционально, несколько замедленно и
многозначительно, чтобы аудитория поняла, что это
завершение вашего выступления.

Согласитесь, что довольно проблематично правильно воздействовать на аудиторию и призывать их к действию, если голос оратора тихий и монотонный. Необходимо постоянно работать над постановкой речи (самостоятельно или с группой на тренинге). Излишняя торопливость донесения информации до слушателя также ухудшает речь. Обычно она вызвана робостью лектора и слушателям очень сложно извлечь из неё максимум пользы. Однако, и медленная монотонная и даже гнусавая речь вызывает у аудитории скуку и показывает нежелание автора рассказывать. В этом случае слушатели и вовсе теряют интерес к происходящему.

Вне зависимости от площади и особенностей помещения голос оратора должен быть слышен в каждом ее уголке, чтобы ни один из слушателей не остался без полезной информации. Но не стоит кричать, ведь голос лектора должен звучать естественно и уверенно.

Чёткость и последовательность объяснений, а также логичность и убедительность приводимых фактов и доводов

Лектор обязан быть заранее подготовлен к выступлению, определив, что именно и в какой части речи он должен сказать своим слушателям. Для этого он должен изучить вопрос из литературных источников и подобрать необходимые примеры и сопутствующие материалы (документы, фото и пр.). Также оратору стоит быть готовым к тому, что ему придётся отвечать на вопросы аудитории.

Доступность языка выступающего

Оратор должен обладать большим и богатым словарным запасом. Также не стоит использовать лишние слова, вульгарные выражения, жаргонные слова и т.п. Подобное поведение может «сбить» настрой слушателей, вызвав насмешку или раздражение.

Ясность и простота изложения материала

Речь оратора должна строиться так, чтобы она была полностью доступной всей аудитории. К примеру, не нужно употреблять разные узкоспециализированные термины перед неподготовленными к ним слушателями. Будет хорошо, если он сможет рассказать о сложном простыми словами, которые намного ближе к обыденному разговору.

Краткость

Помните, что длинные фразы не только способны сбить дыхание оратора, но и плохо воспринимаются слушателями. Цицерон утверждал, что хороший оратор должен поведать лишь о нужном и промолчать о не нужном. Выражайтесь кратко и по делу.

Образность самих выражений

Поэтичность речи и образность фраз оратора должна быть на высоте, вызывая у аудитории яркие картины и чёткие представления. По-возможности стоит избегать сухих, шаблонных и безликих речевых оборотов. Чем больше ораторской речи экспрессии и образности, тем лучше воспринимает оратора слушатель.

Использование обращений

Аудитория вовлекается в решение поднимаемой оратором темы и начинает размышлять над вопросами, которые подымает выступающий, если оратор использует в своей речи прямые обращения (давайте посмотрим, слушайте и пр.). эти общепринятые обращения приобщают слушателя к лектору.

Публичная или, иначе, ораторская речь - это особая форма речевой дея­тельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная опреде­ленной аудитории. Она произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевле­ние, призыв к действию и т.

Д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Публичные речи могут быть включены в другие формы деловой комму­никации, такие как деловые совещания, конференции, дискуссии, презентации, а могут иметь и самостоятельное значение. Речь в деловой среде направлена на достижение прагматических целей, например, речь адвоката - на эффективность защиты клиента, речь руководителя на совещании - на стимулирование высокой продуктивности работы его участников, на информирование, речь на митинге - на убеждение участников, на призыв их к действию и т. и.

Речь как компонент делового общения должна быть не только убедитель­ной, но и красноречивой, доказательной, логичной, продуманной.

1. Речь должна быть с начала и до конца захватывающе интересной и полезной. Французская поговорка гласит: «Хороший оратор должен иметь голо­ву, а не только глотку». Слушатели точно чувствуют, есть ли в выступлении ра­циональное зерно.

2. У любой речи должна быть тщательно продумана внутренняя структура. Композиция публичной речи должна включать вступление, основ­ную часть и заключение.

3. Речь должна быть ориентирована на слушателей в зависимости от то­го, предназначена она для индивидуального собеседования или для выступления перед большой аудиторией. Она может быть обращена к разнородной аудитории.

Пять заповедей искусства речи, не потерявших актуальности до наших дней, были предложены британским дипломатом сэром Гамильтоном еще в XVIII веке:

Понять, что следует сказать;

Упорядочить: что по делу, а что шутки ради;

Облечь в слова и украсить слогом;

Запечатлеть в памяти;

Приятно и достойно изложить.

Эти заповеди отражены в книге Поля Л. Сопера «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать» . Автор книги дает следующие советы начинаю­щим ораторам:

1. Выбирайте тему, соответствующую вашим познаниям и интересам.

Выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши потенциальные слушатели, или тему из такой области, в кото­рой у вас, по крайней мере, не меньший опыт, чем у слушателей. Выступающий должен иметь общественные интересы и широкий кругозор.

2. Подбирайте уместную тему. Выбор темы зависит от места, времени и настроения публики, от актуальности конкретного момента. Официальный повод следует иногда использовать как исходный пункт для развития выбранной вами те­мы, которая, в свою очередь, может стать интересней и важней.

3. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Тема должна быть интересна, важна и понятна для слушателя. Это зависит, главным образом, от следующих факторов: а) основных интересов аудитории; б) групповых интере­сов; в) злободневных интересов; г) конкретных интересов; д) новизны темы; е) заложенных в теме полярных мнений.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Требования к публичной речи:

  1. Участие защитника в судебных прениях. План и написание защитительной речи. Содержание и структура защитительной речи
  2. 25. Словесное оформление публичного выступления: понятливость, информативность и выразительность публичной речи.

Существует довольно много типов публичных выступлений. С точки зрения цели выделяют четыре:

  • 1) информационное; цель - сообщить некую информацию; жанры информационного выступления - научный доклад, сообщение, лекция, рассказ о каком-либо событии или явлении, инструктаж, объявление;
  • 2) протокольно-этикетное; цель - соблюсти некий общепринятый ритуал; жанры - приветственная речь, официальное поздравление; вступительное слово перед каким- либо мероприятием; похвальное слово в адрес человека или организации; речь на траурном митинге, тост;
  • 3) развлекательное; цель - развлечь собравшихся; жанры - рассказы об интересных происшествиях, случаях, наблюдениях, анекдоты;
  • 4) убеждающее; цель - убедить в правоте того или иного утверждения, справедливости того или иного тезиса; жанры - научные дискуссии, политические дебаты, агитационные выступления, речи рекламного характера.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, и в результате выступление может приобретать комплексный характер. Можно говорить об информационно-развлекательных, информационно-убеждающих и других смешанных типах выступлений.

Когда мы готовимся к выступлению, одни виды выступлений кажутся нам совершенно несложными (например, объявление о том, что завтра будет заседание студенческого совета), а другие - например, доклад или официальная речь на каком-нибудь собрании - гораздо труднее. Для того, чтобы научиться хорошо говорить, нужно овладевать умением выступать в самых разных жанрах. Безусловно, различные жанры публичной речи требуют разной степени подготовленности оратора. Однако в риторике существуют общие правила, которые можно применять при подготовке выступления любого жанра. Перечислим основные из них:

  • 1. Решительное начало (первая фраза должна быть четкой, произносить её следует уверенно и выразительно; необходимо всегда хорошо знать, с чего вы начнёте; если это подготовленное выступление - первая фраза должна быть тщательно продумана и выучена).
  • 2. Драматизм (некое напряжение в тексте).
  • 3. Сдержанная эмоциональность (слушатели должны понимать, что тема выступления вам небезразлична; выступление не должно быть монотонным, но эмоциональность не должна быть избыточной, в противном случае она вызывает у слушателей чувство неловкости).
  • 4. Краткость (краткие выступления воспринимаются как более умные и информативные).
  • 5. Диалогичность (лучшее впечатление производят выступления, направленные на диалог со слушателями; для этого используются разного рода вопросы, в том числе риторические, а также обращения к аудитории).
  • 6. Разговорность (лучше воспринимаются выступления, построенные в форме непринужденной беседы; простота и доступность изложения - тоже проявление разговорности, однако это особая разговорность - литературная, она предполагает незначительное использование собственно разговорных слов и выражений).
  • 7. Установление и поддержание контакта с аудиторией (необходимо смотреть на аудиторию, следить за её реакцией).
  • 8. Понятность главной мысли (главная мысль должна быть выражена словами, причём в ходе выступления лучше повторить её не менее двух-трёх раз).
  • 9. Чёткое завершение (как и начало, оно должно быть хорошо продумано, отрепетировано; завершающую фразу нужно произносить так, чтобы аудитория поняла, что это финал).

Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению:

1) экспромт - выступление без подготовки;

выступление публичный композиция ораторский

  • 2) опора на план-конспект - заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены;
  • 3) опора на текст - дословное воспроизведение (прочитывание) написанного текста;
  • 4) воспроизведение наизусть - заучивание и воспроизведение без опоры на записи.

Какой из этих способов самый лучший? Это зависит, прежде всего, от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Опытные ораторы (например, преподаватели, много лет читающие лекции в вузах,) пользуются различными видами планов-конспектов. План-конспект - это тот идеал, к которому надо стремиться. Однако, если вы боитесь публики, текст лучше заучить наизусть. При себе можно и нужно иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Итак, вы узнали, что должны выступить с неким сообщением. С чего начать подготовку? Опытные ораторы предостерегают от распространённой ошибки: не стоит сразу советоваться с кем-либо или искать литературу по теме (информацию в Интернете). Сначала обдумайте то, что вы сами можете сказать по данному вопросу. Д. Карнеги советовал: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей». Только тогда, когда вы поймёте, что вы знаете, а чего не знаете по теме выступления, можно начинать сбор материала. В противном случае вы рискуете просто «утонуть» в обилии информации.

Подбор литературы - это важный навык для любого оратора. Психологи рекомендуют для формирования этого навыка чаще работать с библиотечными каталогами, просматривать перечень статей, который обычно даётся в последнем номере журнала, изучать библиографические издания и справочники. Это позволяет ускорить процесс подготовки к выступлению.

Работая с книгами, обращайте внимание на аннотацию, которая обычно напечатана рядом с выходными данными книги в самом начале или в конце её. В аннотации отражено основное содержание книги, эта информация поможет вам быстро определить, какие из отобранных книг подходят для работы над выступлением больше всего.

Собирая материал, не отбрасывайте то, что сейчас кажется вам лишним. Всегда лучше иметь так называемые резервные знания по теме, они придают выступающему особую уверенность.

Когда материал собран, необходимо структурировать его. Возможно, тема выступления была дана вам заранее. В таком случае надо, как говорят в логике, разделить объём понятия, то есть выделить его составляющие. Они станут пунктами плана выступления, его каркасом. Например, в теме «Проблемы современного студенчества» могут быть выделены такие вопросы: проблема платного / бесплатного образования, качество учёбы, возможность совмещения учёбы и работы, профессиональная реализация после окончания вуза и др. Эти проблемы станут основой выступления.

Если же вам предстоит самостоятельно сформулировать тему, необходимо делать это таким образом, чтобы тема не была слишком общей (например, неудачны темы «Забота о здоровье» или «Российское собаководство»). Тема должна содержать в себе скрытый вопрос, на который даётся ответ в ходе выступления. Например, уже упомянутая тема «Проблемы современного студенчества» даёт ответ на вопрос, какие проблемы существуют у студентов в наше время. Тема научного доклада должна указывать на раскрываемые в данном докладе научные понятия или на взаимосвязи тех или иных явлений (например: «Влияние фторсодержащих продуктов на зубную эмаль»). Сформулированная тема не должна быть громоздкой. Если в ней десять и более слов, она уже с трудом воспринимается. Длинные формулировки, особенно включающие в себя иноязычную терминологию, отталкивают слушателей, порой даже программируют отрицательное отношение к выступлению в целом.

Структурируя собранный материал, ведите записи. Д. И. Менделеев считал, что «найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад». Наиболее простой вид записи - это выписки. С этим видом работы многие знакомы, но не все делают выписки правильно. Д. Карнеги предлагал: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги - так будет легче их собрать и классифицировать». Не стоит писать в тетрадях и блокнотах, поскольку там трудно будет быстро найти то, что нужно. Лучше использовать карточки - возможно, цветные. В верхней части напишите, к какой теме относится данная запись, и потом вы легко соберёте вместе все записи на одну тему. Если карточки будут разного формата и размера, их тоже будет проще сортировать. Кроме того, это способствует запоминанию информации. Конечно, не стоит писать на каточке с двух сторон. Эта формальная экономия приведёт к тому, что многое придется переписывать - ведь для дополнительных заметок уже не будет места. Кроме того, может оказаться, что записанное на одной стороне будет использовано в начале доклада, а то, что записано на другой, - в середине.

В результате чтения и выписывания информации вы должны сформулировать собственное отношение к предмету речи, это даст вам возможность в дальнейшем правильно отсортировать информацию.

Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для конкретного выступления, можно поступить следующим образом:

  • - записать перечень собранных фактов на листе бумаги (это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение);
  • - отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство (сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления);
  • - выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами.

У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение. Вы сразу увидите, чего вам не хватает, над чем нужно поработать. Если нет необходимости составлять полный текст выступления, то этот план можно считать конспектом, на который можно опираться в процессе произнесения речи. Проработав собранную информацию таким способом, вы уже достаточно хорошо запомните её, чтобы свободно воспроизвести. Останется записать только вступительную и заключительную части.

Однако довольно часто приходится строить выступление по уже написанному тексту. Это бывает, например, при защите курсовых, дипломных работ, диссертаций. В такой ситуации хорошо написанный текст ещё не является гарантом хорошего выступления. Текст должен быть удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. Последнее особенно важно, потому что иначе самая интересная и убедительная информация не будет оценена аудиторией по достоинству.

М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор - никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух - действительно довольно трудная задача, и её надо максимально упростить для слушателей. Существует ряд приёмов превращения письменного текста в устный.

Во-первых, все малоупотребительные книжные слова и выражения должны быть заменены нейтральными. Исключение составляют научные понятия, на которых базируется исследование. Если эти понятия известны не всем слушающим, необходимо дать им простые, доступные определения. Можно дать синонимы слова, привести примеры его употребления, объяснить происхождение. Объяснение сложных слов и понятий через простые называется популяризацией. Владение этим приёмом является важнейшим условием создания эффективного устного текста.

Иноязычные слова следует по возможности заменять русскими эквивалентами. Так, вместо прессинг лучше сказать сильное давление , а вместо конфронтация - противостояние .

Во-вторых, необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать многословия, длинных сложноподчинённых предложений, причастных оборотов - все эти построения плохо воспринимаются на слух. Текст лучше строить с применением простых, коротких предложений. Можно использовать вопросно-ответную форму, которая является наиболее простой для аудиального восприятия. Если в вашем тексте есть обширные цитаты, лучше заменить их пересказом.

В-третьих, важно обратить внимание на приводимые в тексте цифры. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил, которые помогают сделать цифровую информацию более доступной. Цифр должно быть немного; по возможности их стоит заменять сравнением. Например, вместо точного указания количества произведённого товара можно сказать: в 2006 году было выпущено более 100 тысяч штук, а в 2008 году - в полтора раза больше . Используемые в выступлении цифры лучше округлять.

В-четвёртых, лексика в выступлении должна быть по возможности конкретна. Вместо того, чтобы сказать: «Наше исследование будет интересно владельцам собак всех пород», - лучше конкретизировать: «Наше исследование заинтересует владельцев и сторожевых овчарок, и бойцовых питбультерьеров, и карликовых пуделей». Д. Карнеги учил своих слушателей: «Не говори: Лютер был упрям . Говори: его пороли розгами по 15 раз в день ». Использование конкретной лексики приближает выступление к слушателям. Это же относится употреблению глаголов вместо глагольно-именных сочетаний: помочь - вместо оказать помощь , улучшить - вместо достичь улучшения .

Кроме того, в устном выступлении вполне уместно прибегать к выразительным языковым средствам и фигурам речи.