Упражнения в рисунке на развитие глазомера. Тренинги «Развитие глазомера как один из приемов обучения учащихся детского объединения по моделированию одежды

Глазомер — это умение определять размер, расстояние одного предмета или линии по соотношению к другим, не используя при этом сторонних предметов типа линейки или еще чего-нибудь. Глазомер — отсюда и не сложно догадаться, что мерить мы будем глазами.

Как развить глазомер? Есть много техник и способов, сегодня я приведу несколько из них. Первое, что нужно знать — это свой рост, длину и ширину пальца, расстояние шага, с помощью чего вы потом и будете определять некоторые из нужных вам размеров.

Действительно, развить глазомер — это один из шагов в своей практике рисования , который просто необходим. Так как в дальнейшем вы будете рисовать более сложные рисунки, такие как , и так далее. Там без хорошего глазомера, можно сказать, что никуда…

Так что не считайте практику развития глазомера ненужной для себя, не ленитесь, и, уверяю Вас, это вам очень пригодится.

Упражнение 1: как развить глазомер с помощью линий

Сперва мы будем рисовать линии, . Итак, тут вроде все понятно, берем бумагу, рисуем отрезки и набиваем руку до тех пор, пока у нас не получится так, как на рисунке. Хотя, кое-что забыл… Сперва нужно наметить точки начала и конца этих линий, это важный момент, таким образом вы дадите сигнал своей голове, что нужно рисовать линию именно по этому пути.

Делаем такое упражнение до тех пор, пока вас не удовлетворит результат. Это не сложная задача, не жадничайте бумаги, возьмите старую и ненужную, если жалко использовать хорошую. Рисуйте столько, сколько посчитаете нужным, и когда вы достигнете тех линий, которые удовлетворят, можно приступать к следующему упражнению.

Упражнение 2: делим линии на ровные части

А здесь мы будем наши линии резать на ровные кусочки. Сначала на две части, потом на четыре и так далее, я думаю, исходя из рисунка, вы сами все поймете. И когда у вас получится это, можно усложнить себе задачу и делить наши линии нечетно: на три, пять, семь и т.д.

Упражнение 3: делим линии на ровные нечетные части

Это намного сложнее, так как проще поделить линию на две части, чем на три.

Когда вы будете делить линии на три части, можете сначала обозначить центр линии, а потом слева и справа сделать отметки, но так, чтобы получилось три ровных части и так далее. Чтобы поделить на 5 частей, можно сначала делить на 4. Пробуйте, старайтесь, и у вас обязательно получится!

Упражнения для развития глазомера Штриховка и тушевка в рисунке — что выбрать?

Первый урок фактически является тестом на глазомер, умение проводить линии – прямые и кривые, выполнять штриховку и т.д.Это, пожалуй, единственная не творческая работа, но она позволит вам понять, где стоит еще позаниматься и, соответственно, уделить большее внимание и время самостоятельным дополнительным упражнениям.

Для выполнения задания нам понадобятся два листа бумаги формата А4 и мягкий хорошо отточенный карандаш (лучше несколько карандашей различной твердости). Бумага может быть любой – для черчения, рисования или просто принтерной. Карандаши художники затачивают с помощью скальпеля или макетного ножа, это позволяет получить более длинный и тонкий стержень. Ластик использовать не будем, но опыт показывает, что новички себя чувствуют гораздо увереннее, имея его под рукой.

Все задания, и это в том числе, лучше выполнять на наклонной поверхности – это может быть мольберт или просто доска, опирающаяся нижним краем вам на ноги, а серединой – в торец стола (если вы сидите на стуле за столом).

Лист 1

Лист бумаги расположите горизонтально. Мысленно разделите его пополам. В левой половине сверху и снизу разместите по 7 точек. Точки не должны быть расположены в геометрическом порядке (на одной линии или в узлах регулярной сетки).

Верхние 7 точек (все возможные пары) соедините прямыми линиями. Не обязательно это делать одной идеальной линией, которая строго начинается и заканчивается в точке. Главное – линии должны быть прямые. В нижней части все точки соедините плавными кривыми линиями. Они могут делать любые изгибы и петли, но не должны иметь изломов и углов.
Зачем нам нужны эти навыки?
При рисовании различных предметов сначала проводят оси симметрии, намечают пропорции по ширине и высоте, затем с помощью прямых и кривых линий соединяют полученные точки.
В рисунке, а особенно если это рисунок фигуры или лица человека, очень важно соблюдать пропорции. При несоблюдении пропорций лица узнать лицо становится все сложнее.

Портреты Джонни Деппа с верными и нарушенными пропорциями лица. Использованы рисунки Игоря Казарина

Упражнение на развитие глазомера заключается с делении отрезков на равные части. В правой половине от руки рисуем 9 параллельных горизонтальных отрезков. Дальше на глазок делим их на равные части: верхний – пополам, второй – на 3 части, следующий – на 4 и так до 10 частей.

Лист 2

Как в карандашном рисунке передать полутон? Для этого есть два варианта – тушевка и штриховка. Что выбрать?
Тушевка – получение полутона путем сплошного наложения штрихов без пробелов между ними. При штриховке между отдельными штрихами есть промежутки, поэтому к этому способу предъявляются более строгие требования.

Сравним возможности тушевки и штриховки при выполнении утемняющейся шкалы.
Для наращивания интенсивности штриховки в шкале сверху вниз мы можем: увеличивать нажим карандаша, наращивать толщину линий, уменьшать промежутки между штрихами, использовать более мягкие карандаши и штриховку в нескольких направлениях. Таким образом, именно штриховка дает больше возможностей качественной передачи полутонов.

Для наращивания интенсивности штриховки в шкале сверху вниз мы можем: увеличивать нажим карандаша, наращивать толщину линий, уменьшать промежутки между штрихами, использовать более мягкие карандаши и штриховку в нескольких направлениях. Таким образом, именно штриховка дает больше возможностей качественной передачи полутонов.

Кроме тог о, тушевка карандашом проявляет текстуру бумаги или поверхности, на которой она лежит. Поэтому ее не стоит применять на бумаге типа акварельной или пастельной, если не стоит задача сделать текстуру бумаги видимой.
Тушевку использовать , безусловно, можно, но в ограниченном числе случаев – например, для передачи гладкой текстуры изображаемой поверхности.
Второй лист расположите также горизонтально. Делим лист мысленно пополам, левую половину еще раз пополам. В левой четверти тренируемся выполнять штриховку в различных направлениях – по прямой, по дуге и т. д. Сложность в том, что если рука опирается на ребро ладони или на палец, она начинает работать как циркуль, и штрихи получаются не прямыми.

В следующей четверти второго листа от руки рисуем шкалу из 8 ступеней и заштриховываем ступени с наращиванием интенсивности: первая – самая светлая, вторая – темнее и т.д. Следите, чтобы штриховка ступеней выполнялась строго в их границах – исключены как выход за границы, так и вариант, когда штриховка не доходит до рамки.
Для равномерного покрытия штриховкой больших площадей художники применяют так называемую «конопатку» – штриховку под небольшим углом (примерно 20°).

В правой половине на глазок строим квадрат, проводим в нем диагонали, вписываем в квадрат окружность, дальше в эту окружность вписываем еще один квадрат и еще одну окружность. На пересечении окружностей, квадратов и диагоналей получаем фигуры, которые надо заштриховать в разных направлениях с разной интенсивностью.

Как развить глазомер? С точки зрения изобразительного искусства понятие "глазомер" может употребляться как в широком, так и в узком понятии. В первом случае имеется ввиду, что изображение на картине художника прямо зависит от того, как он видит окружающий мир своими глазами. Например, человек со здоровым зрением и отсутствием офтальмологических заболеваний видит отдельно стоящие деревья с расстояния 2000 метров, и чем ближе предмет, тем более четко можно разглядеть его детали. А с таким заболеванием, как близорукость, даже близкие предметы кажутся размытыми. Это несомненно отразится на том, как художник изобразит дерево. История знает яркие примеры близоруких художников: многие критики придерживаются мнения, что знаменитый французский живописец Анри Матисс страдал миопией, однако, недуг никак не помешал его творениям стать венцами искусства. Но чаще всего глазомер рассматривается не как общее понятие, а именно как термин, обозначающий способность правильно определять расстояния. Прежде всего, необходимо понимать, что глазомер - это навык и его можно и нужно развить. Очень многие начинающие художники великолепно могут изобразить предмет отдельно, но если попросить их нарисовать два предмета вместе, тут же возникают сложности. Если таковые имеются, не стоит ставить крест на рисовании, напротив, следует усиленно практиковаться. СУЩЕСТВУЮТ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ГЛАЗОМЕРА: 1. Рисование параллельных линий без линейки на обычном листе (не в клеточку). Кажется, что это легко, но на деле оказывается, что все наоборот. Начинать следует с совсем коротеньких линий, потом их можно постепенно удлинять. Первые параллели будут получаться кривыми, волнистыми или с явным наклоном. Чтобы облегчить себе задачу, отмечайте точками конец и начало отрезка, а затем старайтесь соединить их карандашом, не отрывая его от листа бумаги. Со временем, можно научиться очень быстро и четко изображать линии. Чтобы проверить себя, можно прикладывать к получившимся отрезкам линейку. 2. Деление отрезков на части. Научились делать ровные линии? Теперь попробуйте поделить их на равные части. Начинайте обязательно с четного числа кусочков. Для начала разделите отрезок пополам. А потом каждую образовавшуюся часть еще на два отрезка и так далее. Показалось не сложным? Попробуйте разделить отрезок на три части. Так же делите линию на две части, а затем отделяйте от половинок два куска такого расстояния, чтобы получились три равные части. Руководствуясь тем же принципом делите отрезок на пять частей: отмерьте шесть кусочков и из них компонуйте пять одинаковых, а затем и семь. 3. Геометрические фигуры и орнаменты. Оказывается, школьники и студенты, рисуя на полях тетрадей геометрические орнаменты, не "занимаются ерундой", а развивают глазомер. Любой орнамент основан на чередовании определенного набора геометрических фигур. Попробовать лучше с самых простых: это может быть змейка из квадратиков или кирпичики. Так же пробуйте поделить различные фигурки на равные части, как и отрезки. Такая практика позволяет значительно улучшить глазомер и набить руку. 4. Сложные упражнения. Возьмите несколько объектов разной формы и размеров (например, фруктов, бутылок, овощей), расположите их на одной линии и попробуйте срисовать. Как только стало получаться - меняйте линии их положения. Пробуйте изобразить конкретные предметы так, чтобы их перспектива была идентична реальной. Например: домашнее животное на окне. Учитывайте не только, что окно больше животного, а именно насколько больше, в какой пропорции, во сколько раз. Затем попробуйте изобразить вид так, чтобы животное получилось крупнее, чем окно. Пусть кот сидит теперь на столе, а окно выступает задним фоном. Очень действенно регулярно вырезать симметричные фигуры из чистого листа бумаги. Попробуйте вырезать силуэт женщины, не рисуя его предварительно: вы удивитесь, насколько он далек от того, что вы можете изобразить карандашом.

Упражнения для развития глазомера: Для того чтобы правильно изображать на бумаге видимые предметы окружающего мира, необходимо развивать «глазомер», отвечающий за чувство пропорции. Процесс этот может быть довольно скучным и длительным, но в дальнейшем гораздо упростит Вам жизнь. Итак, для начала нужно научиться рисовать ровные параллельные линии (отрезки). Возьмите лист бумаги и просто рисуйте одну линию под другой. Сначала они будут немного неровными (иногда очень кривыми), но это не страшно. С опытом Вы набьете руку, и у Вас это станет получаться все лучше. Стоит отметить, что первоначально необходимо наметить на листе точки, обозначающие начало отрезка и его конец. И только после этого быстрым движением проводите линию. То, что Вы видите перед собой точку, обозначающую конец отрезка, очень важно - так Вы мысленно намечаете для себя путь, который проделает Ваша рука. Упражняемся в этом столько, сколько потребуется. Руководствуйтесь внутренними ощущениями - как только Вас устроит результат, переходите к следующему упражнению. Дальше нужно делить нарисованный Вами отрезок на различное количество частей. Для начала - на две, четыре, восемь. Когда нужно разделить отрезок на восемь частей - то, по сути, нужно всегда делить пополам: сначала на 2 части, затем каждую часть еще на 2 и т.д. После этого делаем более сложное упражнение - делим отрезок на нечетное количество частей: 3, 5, 7. При этом руководствуемся следующим: Для деления на 3: сначала делим отрезок пополам, затем с обеих сторон от середины отделяем по такой части, чтобы в итоге все 3 части были равными, и середина средней части совпадала с серединой всего отрезка. Звучит немного сложно, но нужно пробовать. Для деления на 5: делим отрезок на 4 части, затем уменьшаем каждую часть ровно настолько, чтобы в итоге получилось 5 равных частей, И середина всего отрезка совпадала с серединой третьей части. Для деления На 7: сначала делим отрезок на 6 частей (это мы уже умеем) и потом действуем согласно принципу, описанному Выше. Делить отрезок На 5 7 и сложно, но после даже небольшой практики Вы увидите прогресс. Главное - не бояться и начать тренироваться. После этого можно приступать к рисованию геометрических фигур и делению их на части. Квадрат делим пополам разными способами: либо по диагонали, либо путем соединения середин противоположных сторон. Все прямоугольники и косоугольники делим на заданное количество частей путем деления противолежащих сторон на заданное число и соединением их линиями. Таким образом, можно раскладывать абсолютно любые геометрические фигуры. Далее все зависит только от Ваших стараний: чем больше будет у вас практики, тем легче вам будут даваться все более сложные упражнения.


Опытный боец спецназа, прошедший войну, хорошо знает цену мгновениям. Более того, их долям. Бывают ситуации, когда даже секунда – это много. Современный бой требует увеличения скорости принятия решения на открытие огня и мгновенной изготовки к его ведению. Интересен результат, рожденный опытом вооруженных конфликтов на территории СНГ: он показал, что шансы на выживание в бою среди спортсменов игровых видов и единоборств значительно выше среднестатистического уровня. Суть в том, что именно игровые и бойцовские виды спорта значительно улучшают реакцию и координацию движений. В бою это один из главных факторов выживания – и, соответственно, выполнения задачи. У тренированного солдата больше шансов выиграть мгновения на принятие единственно правильного решения и открытие огня.

Заметно улучшить реакцию подчиненных, научить их мгновенно вскидывать оружие и прицеливаться вполне возможно за 2–3 месяца систематических занятий. Отмечу лишь, что данная методика легкодоступна, практически не требует финансирования – расходы минимальны. Что немаловажно, она реально проверена многолетним опытом обучения спецназовцев.

Как расширить диапазон восприятия

Необходимо расширять диапазон восприятия – сенсорную остроту. Как известно, у человека есть 5 основных органов чувств – каналов восприятия (KB): зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность (болевая, температурная, мышечно-суставная, вибрационная, давления, чувствительность внутренних органов). Вначале идет последовательная, а затем одновременная тренировка каждого KB: это необходимое условие эффективного и адекватного реагирования в нестандартных ситуациях.

Обычно начинают с тренировки зрительного канала. Расфокусировка взора, тренировка периферического (бокового) зрения позволяют замечать малейшие движения вне поля основного обзора. Затем – совершенствование слуха, осязания и т.п. В конечном счете результатом становится закрепленная на уровне автоматизма формула: «Все вижу, все слышу, все чувствую». При этом сознание остается свободным для оценки изменений в окружающей обстановке.

Помните, что человеческий организм обладает громадными возможностями. Например, у тренированного человека точность позицирования головы составляет около 1° вбок и 1,5-2° вперед и назад – на уровне среднего гироскопического датчика. Скорость передачи импульса возбуждения от центральной нервной системы к мышцам – около 120 м/с. То есть теоретически промежуток времени от момента принятия решения до выстрела должен быть 0,008 с, если взять расстояние от мозга до указательного пальца ~1 м, но в жизни оказывается на два (!) порядка больше.

Есть над чем поработать. Объем статьи не позволяет детально остановиться на всех методах тренировок и упражнениях. Перечислю некоторые наиболее простые и эффективные из них.

Улучшение реакции и координации движений

Для упражнения нужен небольшой мяч, но подойдет и мешочек, набитый опилками или песком. По команде бойцы отрабатывают поочередные уклонения от мяча или отбивают его, стоя в дверном проеме или самодельных воротах 1,5х2 м. Смена задания – через каждые 30 сек. Надо сказать, наиболее трудно придется более крупным бойцам, им сложнее маневрировать в узком дверном проеме. Хорошие навыки появляются после выполнения такого простого упражнения, как ловля мяча, отскакивающего от стены или пола. При этом надо учесть, что бросать мячи следует из-за спины обучаемого, стоящего лицом к стене, и в высоком темпе. Это упражнение развивает еще и боковое зрение.

Подбрасывание одновременно нескольких камешков (монет) и ловля их бросающей рукой. Исходное положение стоя, монеты лежат в ряд на тыльной стороне ладони. Подбрасывать не выше своего роста, а ловить поочередно каждую хватом только сверху. Известный мне рекорд – 5 монет!

На конце гибкого, упругого прутика L~1 м закрепляется груз в виде куска пластилина или гильзы. Его начинают вращать и качать с большой амплитудой. Задача обучаемого перехватить груз броском руки. В дальнейшем условия необходимо усложнить. Обучаемому завязывают глаза, а на прутике закрепляют колокольчик (или гильзу с шариком). Цель – тренировка слухового аппарата. Высшая форма тренировки – рукопашный бой с завязанными глазами.

Игра за столом в паре. На середину ставят любой небольшой предмет (например, гильзу 12,7×108, 7,62×54 или монету на ребре – для мастеров). По команде руководителя обучаемые стараются схватить его по принципу – кто быстрее. Периодически надо давать команду на смену рук. Можно устроить чемпионат подразделения по олимпийской системе на звание «самого быстрого бойца». Не забудьте поощрить победителя.

Развитие глазомера

Перед началом занятий врач части должен определить у бойцов доминирующий (направляющий) глаз. Длительная работа одним глазом способствует тому, что он становится направляющим. Наличие астигматизма должно обусловливать выбор типа прицельных приспособлений, поэтому при отборе снайпера обязательно воспользуйтесь таблицей, позволяющей обнаружить астигматизм. Проверьте у солдат умение правильно прицеливаться – пропустите каждого через командирский ящик КЯ-73.

На заранее подобранной местности с характерными для вашего подразделения целями устройте соревнование на точность определения дальностей до нескольких из них. Победитель тот, кто сделает это максимально точно. Проверку результатов выполняйте любым дальномером (оптическими ДС-0,9 и ДС-1, квантовыми ДКРМ или ЛПР). Добейтесь запоминания реальных дальностей всем личным составом: в дальнейшем ваши подчиненные будут ассоциативно сопоставлять отложившиеся в памяти размеры учебных целей с реальными.

Обучение инстинктивному вскидыванию оружия

Используйте лазерный целеуказатель (ЛЦУ) (или лазерную указку, что на порядок дешевле), смонтированный на оружии (рис.2). Для применения указки соберите схему питания, как показано на рис.4. Чтобы замкнуть цепь, используйте микровыключатель с передней крышки транспортно-пускового контейнера ПТУР 9М111 «Фагот» или 9М113 «Конкурс». Точка прицеливания и «зайчик» должны совпадать. Ход спускового крючка для срабатывания микровыключателя должен примерно соответствовать его ходу, необходимому для срыва курка (рис.1). Учебное оружие должно иметь массу снаряженного боевого, поэтому присоединяйте магазин с учебными патронам, ремень. Для обучения используйте любое помещение (спортивный зал, класс, спальное помещение). «Стрельба» навскидку производится по заранее отмеченным номерами целям по команде руководителя в любой последовательности: 6, 9, 1, 5… Попадание «зайчика» ЛЦУ на мишень означает ее поражение. Постепенно, по мере появления устойчивого навыка, мишени необходимо уменьшать и рассредоточивать до 360° по горизонту и до 45° по вертикали. Следует также повышать темп подачи команд и усложнять тренировки: отрабатывать применение оружия со сложенным прикладом, занимать различные исходные положения – лежа на спине, сидя, на ходу, с одной «раненой» рукой и т.д. Высшей формой отработки данного упражнения является использование внешних раздражителей (световых мигалок, сильных шумов) и «стрельба» из неустойчивых положений (примените батут или панцирную сетку кровати).

Берегите паза от лазерного излучения!




Проверьте полученные навыки на стрельбище и будете приятно удивлены результатами подчиненных. Кстати, бойцы СОБРа, с которыми проводились занятия с применением некоторых указанных методик, уже практически самостоятельно пришли к выводу об эффективности ведения одиночного огня в высоком темпе (40–70 выстр./мин). Правда, это противоречит КС СО-85, требующему вести огонь из автоматического оружия очередями.

Кроме того, используйте специальные мишени (рис.3) для тренировок с оружием с установленным ЛЦУ. Прицеливаясь, максимально быстро и плавно перемещайте «ровную мушку» по периметру мишени внутри контура. Можно устраивать соревнования: кто быстрее проведет «зайчик» без выхода за линии.

Развитие ночного зрения

Как правило, неуверенность действий солдат в ночных условиях связана с отсутствием элементарной тренированности. Старайтесь побольше проводить занятий в темное время суток. Для этого можно использовать любые возможности: подъем в темноте, проведение стрелковых тренировок при низкой освещенности. В конце концов, даже почистить картошку попробуйте в затемненном помещении (не оставьте часть без завтрака).

Ускорение адаптации зрения. Известно, что сужение зрачка до устойчивого уровня продолжается до 5 с, для обратного расширения после прекращения действия светового раздражителя требуется до 3 мин. Поэтому при выходе из светлого помещения посветите в глаза красным светом. Наблюдайте за местностью при пуске осветительной ракеты одним глазом, таким же образом поступайте при стрельбе трассирующими боеприпасами (для ведения огня из СВД и ПКМ используйте патроны 7БТ1 и 7Т2М с выносом начала трассирования), точно так же наблюдайте за фарами машин. Проверьте и отработайте эти приемы на стрельбище.

Улучшение ночного зрения. Используйте медикаментозные средства: за несколько дней до начала боевого применения вашего подразделения начните регулярный прием препаратов типа «Олиговит» и «Гексавит». В повседневной деятельности употребляйте побольше витаминов и микроэлементов с растительной пищей.

Обучение определению скорости целей при их фронтальном и фланговом движении

Очень эффективно применение в обучении милицейских скоростомеров. Рекомендую договориться с местным отделением ГИБДД, чтобы прислали специалиста с прибором. Измеряйте скорости любых движущихся объектов. После появления у бойцов некоторых навыков устраивайте опрос на точность действий. Постарайтесь отработать это упражнение в сумерках.

Развитие равновесия

В этом помогают следующие упражнения: длительное стояние на деревянном бруске, балансирование на доске, положенной на круглую опору, хождение по рельсу. В последнем случае, где-то на 10-м километре, наиболее способные бойцы смогут идти строевым шагом и бежать по рельсу.

Рекомендую проводить стрелковые тренировки в форме комплексных занятий. Например, при отработке темы «Ведение огня по появляющимся и движущимся целям» можно охватить практически все упражнения, перечисленные в данной статье. Уверяю, что занятие пройдет насыщенно и интересно, ваши бойцы будут действовать с азартом и даже в перекурах устраивать незамысловатые соревнования. Используя перечисленные приемы тренировок, не переусердствуйте, чаще консультируйтесь с врачом части, сделайте его своим союзником.