Почитаемые иконы божией матери в алфавитном порядке. Богоматерь Великая Панагия (Оранта)

Божья Матерь Оранта

Оранта. Мозаика "Нерушимая стена", XII в., Софийский собор, Киев

Изображения Богоматери, стоящей с воздетыми в молитвенном жесте руками, известны с древнейших времен. Они встречаются и в мозаиках византийских церквей, и в убранстве католических храмов, и в русской иконописи. Более того, оранта, как называется данный иконографический тип, встречалась у ранних христиан, о чем свидетельствуют росписи в катакомбах древнего Рима. Символ прощения в лице Божьей Матери, простирающей руки в молитве за весь человеческий род, она до сих пор остается в числе наиболее распространенных сюжетов христианского изобразительного искусства.

Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящаяся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая), «Великая Панагия» или «Знамение». Распространенные на Руси изводы, такие как «Неупиваемая чаша» и сложные жанровые композиции, включая изображения праздников Вознесения и Покрова, представляют развитие иконописного типа оранта. Общее что объединяет их все — это сам принцип изображения Богоматери, которая пишется анфас, в рост или по пояс, с руками, воздетыми к небу в молитвенном жесте.

Сам по себе образ оранты известен с древнейших времен и связан более с монументальным и декоративным искусством (фрески, мозаики, скульптура), нежели с иконописью. С окончанием эпохи иконоборчества он получил широкое распространение в оформлении византийских, а позже и русских храмов. Традиционно изображения молящейся Божьей Матери располагаются в верхнем регистре росписей, на алтарных преградах и в конхах апсид и достигают порой внушительного размера. Так, высота мозаичной оранты в Софийском соборе в Киеве, датированной XII веком и почитаемой чудотворной, составляет чуть менее пяти с половиной метров. Интересно, что, несмотря на возраст, превышающий восемь столетий, мозаика, названная «Нерушимой стеной», избежала малейших утрат и сохранилась до наших дней в первозданном виде.

В силу традиции и православной догматики самостоятельные изображения молящейся Божьей Матери мало использовались в иконописи. Значительно чаще встречается здесь разновидность оранты «Знамение», которая отличается тем, что на фоне груди Богородицы располагается изображение Христа Эммануила, который пишется с раскинутыми в молитве руками, полупрозрачно, или же в специальном окружии — картуше. В этой трактовке значение иконы смещается от заступнической молитвы к идее Боговоплощения как основному мотиву иконографии Богородицы в целом.

Оранта. Новгородское Знамение Божьей Матери, XII в., Софийский собор, Великий Новгород

Композиция молящейся Божьей Матери с Христом происходит из византийской культуры, однако широкое распространение она получила в русской иконописи. Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. После того, как во время свершения крестного хода одна из стрел попала в старинную икону Божьей Матери, она обратилась ликом к городу и начала источать слезы. По преданию, новгородский епископ Иоанн воскликнул тогда: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред сыном твоим об избавлении града». Воодушевленные чудом новгородцы отбили город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков.

Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом является распространенным сюжетом православной иконописи. Знамения Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная известны и широко почитаемы на Руси. Особое место в этом ряду занимает чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Икона была обретена в 1878 году во Введенском Владычном монастыре города Серпухова и стала основой для двух почитаемых чудотворных списков, дошедших до наших дней. Ежегодно серпуховский монастырь принимает тысячи новых паломников, которые молятся перед «Неупиваемой чашей» об избавлении от алкоголизма и прочих пагубных пристрастий.

Святой образ демонстрирует Пречистую Деву с поднятыми и разведенными руками, что символизирует молитву заступничества. В разновидности «Оранты», которое наиболее известно в православии и называется «Знамение», наблюдатель видит Христа Эммануила (Божьего Сына в отрочестве). Православный народ, молящийся святыне, просит Господа о поддержке в тяжелый период, а также об исцелении. «Оранта» помогает встать на истинный путь и обрести стремление к духовному совершенствованию.

Что нужно знать об иконе

Молитвенная поза, в которой Богородица изображена на этом святом полотне, известна человечеству со времен Ветхого Завета. Самые первые образы Пречистой Богородицы встречаются в римских подземельях, созданных древними христианами, в мозаиках церквей Византии, в традициях католицизма и русской иконографии.

Икона Пресвятой Богородицы «Оранта»

Название «Оранта», переводится с латинского языка как «Молящаяся», другое наименование полотна - «Панагия», что значит «Пресвятая».

Иконография

Образ известен с древности, когда был тесно связан с декоративным искусством, которое включает монументальные формы скульптуры, мозаики и разнообразной фрески. Первые экземпляры создавались без лика Христа-Отрока на груди Матери. После иконоборческого периода образ «Молящейся» Девы Марии распространился в традициях оформления византийских и русских церквей.

Важно! Православная Церковь определяет священное изображение «Оранта» как способ подачи основных принципов христианского учения: непорочное зачатие Девы Марии и две ипостаси Сына Божьего - суть Человека и суть Бога. Отрок Эммануил олицетворяет таинство причастия, приобщающего к Крови и Телу Спасителя.

Молитва чудотворной иконе

Пречистая Богоматерь всегда является Небесной Заступницей христиан, Покровительницей государств, ведущих правильную политику.

К «Молящейся» Деве Марии, выражающей нескончаемое милосердие, обращаются, чтобы спасти душу от падения в бездну греховности, а также об исцелении от различных тяжелых заболеваний, возникающих от неправильного образа мыслей и действий.

Важно! Если человек с чистым намерением и откровенностью обратится к святому лику «Панагии», он обязательно получит поддержку от милосердной Богородицы.

Икона под названием «Оранта» обладает удивительной силой. Молитвы, обращенные к этому полотну, помогают верующему обрести правильное понимание существующего порядка вещей, прийти к просветлению, приближающему к Господу, а также отстраняют злые намерения неприятелей. Сила «Молящейся» Девы Марии способна покрыть целые государства от нападения.

Мозаичный образ Богоматери «Оранта»

В непосредственно молитвенном прошении возносится хвала Небесной Покровительнице. Здесь говорится, что главная надежда возлагается людьми именно на Пречистую Деву. Страдающие просят избавления от горестей и печалей, защиты от пагубного воздействия страстей и вдохновения на пути к престолу Всевышнего Творца. Святую Марию умоляют разогнать тьму непонимания и вселить в сердца свет ясного осознания. Наконец, Её просят ходатайствовать за человечество перед Богом и никогда не покидать преданных христиан.

Полное собрание и описание: молитва богоматери панагия для духовной жизни верующего человека.

Третий вид иконографии Богородицы: МОЛЯЩАЯСЯ (ОРАНТА, ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ, ЗНАМЕНИЕ)

_________________________________________________

Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы - Спас Эммануил.

Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение",

и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града".

Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки.

В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение» . Одно из значений славянского слова знамение - чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы - это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю - созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери - символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

* икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

* икона Божией Матери «Нерушимая Стена»

* икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

* Курско-Коренная икона Божией Матери

* Мирожская икона Божией Матери

* Никейская икона Божией Матери

* Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери

* Царскосельская икона Божией Матери

Часть 23 – Третий вид иконографии Богородицы: МОЛЯЩАЯСЯ (ОРАНТА, ВЕЛИКАЯ ПАНАГИЯ, ЗНАМЕНИЕ)

Икона Божией Матери «Великая Панагия Оранская»

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Великая Панагия Оранская» молятся об исцелении телесных и душевных болезней и страстей, об избавлении от душевных страданий.

Молитва богоматери панагия

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ "ПАНАГИЯ ЯТРИССА"

Пресвятая Богородица Целительница Иерусалимская.

Икона Целительницы Иерусалимской в Греции в г.Лутраки

История явления этой иконы окутана тайной. По свидетельствам старожилов г. Лутраки, что возле Афин (Греция), одна женщина по имени Мария, акушер по профессии, приезжала каждое лето к своей подруге Марии Сиоку. Обе подруги были глубоковерующими и набожными людьми. Следуя примеру древних христиан, Мария (акушер ) возымела желание посетить святые места Палестины. Во время своего подвига она вспомнила о любимой подруге и, зная ее благочестивое устроение души, решила приобрести для нее подарок. А что может быть лучшим подарком для христианина, как не икона?

Чудное, святое и дивное место Иерусалим. Всех своих посетителей, приходящих с верою и благоговением, Святая Земля не оставляет без утешения и вознаграждения за паломнические труды. Так сталось и с Марией. Обойдя многие лавки и магазинчики, изобилующие огромным количеством икон, кадильниц, крестиков, Мария остановила свой взгляд на небольшой иконе. Теплом и радостью наполнилось сердце паломницы, время остановило свое течение, Божия Матерь с Младенцем на руках смотрела в глаза удивленной женщины.

При покупке иконы произошло странное, загадочное событие: дивный продавец сообщил Марии, что икона чудотворная и должна быть подарена верующим людям или в храм для всеобщего поклонения в течение 20 дней, иначе покупательницу постигнет смерть. Но по прибытии домой паломница выпустила из головы предостережение продавца и забыла отдать икону своей благочестивой подруге. Через некоторое время Марию постигла смерть.

В 1928 году, по желанию усопшей, икона все же прибыла в дом Марии Сиоку. Эта история привлекла к иконе множество людей, которые стали замечать, что после того как человек приходил и целовал икону с верою, тяжкие и неизлечимые болезни отступали. По благословению митрополита Коринфского Дамаскина была построена небольшая церковь и названа в честь иконы, которую люди стали называть «Целительница».

Быстро распространилась добрая весть о том, что в Лутраки появилась исцеляющая многие болезни чудотворная икона Божией Матери. И сегодня в этот греческий город приезжают паломники из многих стран Европы и мира, дабы приложиться к «Целительнице» и излечиться от своих болезней

Когда врачи безпомощны, остаётся одна надежда – на Бога. Да и врачи без Бога ничего сделать не могут. О том, что подобных исцелений происходит множество, говорит тот факт, что вся икона и близлежащие колонны храма увешаны ювелирными украшениями, золотыми цепочками с изделиями из золота, изображающими руку, ногу, сердце, голову – ту часть тела, которая была исцелена у страждущих в результате молитвы у чудотворной иконы и заступничества Богородицы. По вере вашей да будет вам!

Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Целительница”

Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пение возсылающих со умилением, яко Тебе Самой зде сущей и внемлющей молению нашему. По коемуждо бо прошению исполнение твориши, скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, разслабленныя и недужныя исцеляеши, от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от бед избавлявши, прокаженныя очищаеши и малыя дети милуеши: еще же, Госпоже Владычице Богородице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти врачуеши: вся бо суть возможна ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пресвятая Богородице! Не престай молитися о нас, недостойных рабех Твоих, славящих Тя и почитающих Тя, и поклоняющихся со умилением Пречистому образу Твоему, и надежду имущих невозвратну и веру несумненну к Тебе, Приснодеве Преславней и Непорочней, ныне и присно и во веки веков Аминь.

Тропарь, глас 1

Любовию, Чистая Дево, Твою святую икону почитающим и Божию Тя истинную Матерь прославляющим и верно поклоняющим ти ся Целительница явися, всякое зло и болезни от сих удаляющая, яко Всемогущая

РАДУЙСЯ БЛАГОДАТНАЯ ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА ДУШ И ТЕЛЕС НАШИХ!

Храм в честь Пресвятой Богородицы Целительницы Иерусалимской в г. Лутраки, Греция

Канон Богородице от видиных и невидимых врагов

Канон Молебный Пресвятой Богородице, глас 2

Егоже и от оклеветания, в печалех и напастех сущии да поют

Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы "Великая Панагия Оранская"

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Великая Панагия Оранская»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Молитва богоматери панагия

Эта икона, представляющая точную копию ВЛАДИМИРСКОЙ иконы Божией Матери, написана протопопом московского Успенского собора Кодратом, любившим заниматься иконописью, при участии другого иконописца Григория Чёрного.

В царствование Михаила Феодоровича в окрестностях Нижнего Новгорода жил один благочестивый человек по имени Пётр Гладков. Он проводил добродетельную жизнь и питал большое уважение и почитание к Владимирской иконе Божией Матери. Желая иметь у себя точную копию с Владимирской чудотворной иконы, он обратился к протопопу Кодрату и просил его списать с неё такую копию. При содействии иконописца Григория Чёрного Кодрат исполнил желание Петра Гладкова. Получив Оранскую икону Божьей матери, Пётр отвёз её в свою вотчину, в село Бочеево.

Пять лет пребывала икона Божьей матери в доме Гладкова. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, под субботу Похвалы Богородицы, Гладков услышал во сне голос, повелевавший ему идти. И вот он почувствовал, что идёт помимо своей воли и останавливается на какой-то горе. Там он опять услышал голос, говоривший ему: «Поставь здесь крест и построй храм в честь Владимирской иконы Божией Матери».

Три раза повторялось то же видение и то же повеление. Гладков уразумел, что это воля Божия, и решил повиноваться. Проведя в усиленной молитве оставшиеся дни Великого поста, в субботу после Пасхи он отправился отыскивать ту гору, которую видел во сне. Во время пути он забрёл в дремучий лес и там на горе Славенской заметил свет, который принял за огонь, разведённый какими-нибудь путниками. Обрадовавшись этому, он решил отправиться на гору, чтобы иметь возможность провести ночь у огня. День был пасмурный и дождливый.

Подойдя к горе, Пётр увидел, что свет, принятый им за огонь, был небесным сиянием, имевшим вид солнечного столба. Когда же он взошёл наверх, то сразу признал в ней ту гору, которую видел во сне. Немедленно он отправился в Москву и испросил у патриарха Филарета грамоту на сооружение храма на Славенской горе в честь Владимирской иконы Богородицы. Возвратившись из Москвы, Пётр Гладков сначала поставил на выбранном им месте мраморный крест, а затем приступил к постройке храма. Местное население – некрещёная мордва – противилась строительству храма на горе, так как именно там они поклонялись своим идолам, но с Божьей помощью церковь и несколько монашеских келий были Петром Гладковым построены.

Вскоре от иконы Богородицы ОРАНСКАЯ, поставленной Гладковым в новоустроенном храме, стали совершаться многочисленные чудеса. Слух об этих чудесах и исцелениях дошёл до патриарха. Последний предписал архимандриту Печерского монастыря удостовериться в них, что тот и исполнил. Он сообщил патриарху, что действительно у образа Богородицы, находящегося в храме, совершались чудеса. Патриарх доложил об этом царю, который и приказал устроить на Орано-поле (так называлось поле около горы, на которой стоял храм) монастырь. Повеление царя было приведено в исполнение, и монастырь получил название Оранский. Чудотворную икону, которую перенесли в обитель, также стали называть Оранской.

После революции Оранский Богородичный монастырь был разорён, настоятель расстрелян, а святая ОРАНСКАЯ икона изъята и передана в Нижегородский историко-архитектурный музей, где находится и поныне. В 1993 году обитель вернули Церкви, в нём почитается список (копия) чудотворной Оранской иконы Пресвятой Богородицы.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Великая Панагия Оранская» молятся об исцелении телесных и душевных болезней и страстей, об избавлении от душевных страданий.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Великая Панагия Оранская»

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже, Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единей прикладныя, от нас недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его. Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди, яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные “духовные” практики.

Молитва богоматери панагия

Благодатью своей славилась Пресвятая Богородица особенно среди множества бездетных семей, которые с благоговением ждали момента, когда Пресвятая дарует им ребенка.

Одну такую историю поведал мне покойный Aнгелос Панидис из Сурмена.

В моем сердце, говорил он, скрывается само Православие, соединяются Понт и Богородица Сумелийская.

Его родители, будучи в браке более девяти лет, несмотря на все приложенные усилия, не могли родить ребенка. Обратились они как-то к священнику, который, внимательно их выслушав, сказал им следующее: “Я увидел, насколько велика и глубока ваша вера в Бога, и посоветовал бы вам поехать в монастырь Панагии (Богородицы) Сумела и попросить у Нее помощи”. Родители Ангелоса, подробно обсудив это предложение, несмотря на колебания, решили обратиться к благодати Пресвятой. Добравшись до назначенного места, они разбили палатку у окраины монастыря.

Так прожили они обычной супружеской жизнью и в непрестанных молитвах Богородице Сумелийской целых 25 дней, после чего благополучно вернулись домой. В следующем месяце – это произошло в 1911 году – с особой радостью госпожа Феофили Панили, урожденная Ефрема Eфремидиса, объявила мужу, что после девяти лет брака и теплых молитв, обращенных Панагии Сумелийской, она ждет своего первого ребенка.

Такой же примечательной, как и этот простой рассказ тихого, скромного и неутомимого почитателя Панагии Сумела, покойного Aнгелоса, является и история его дочери Филицы Паниду–Рупа, произошедшая спустя 55 лет. Вот как она сама описала это событие.

Несмотря на ее беспредельное желание, в первые три года своего замужества она не могла обрести ребенка. Во время одной из своих поездок в новый монастырь Сумела, как впоследствии об этом рассказала мне моя мать Кассьяни, она увидела Филицу сидящей на ступеньках монастыря, заливающуюся горькими слезами. На вопрос, почему она плачет, Филица ответила, что, будучи в браке целых три года, она не смогла обрести ребенка. Г-жа Кассьяни стала утешать ее и тут же рассказала ей о множестве бытующих в то время чудесных историях, которые ей приходилось слышать в монастыре на протяжении долгих лет, а именно: она была наслышана о бездетных парах, которые с помощью Пресвятой Богородицы Сумелийской, в конце концов, смогли обрести желанного ребенка. Затем она посоветовала ей с благоговением помолиться Богородице Сумелийской и дотронуться до завеса, висящего на входе в маленькую сводчатую комнату, где находился образ Пресвятой Богородицы. Через полтора месяца Филица позвонила моей матери и воодушевленно, полная радости и счастья, объявила, что ждет своего первенца. Она рассказала ей, что в тот же вечер, после состоявшейся беседы, она еще раз обратилась за благодатной помощью к Богородице Сумелийской, просидев в той комнате и промолившись всю ночь, прося помощи у Пресвятой, и, уходя оттуда с глубокой верой в Нее, с благоговением дотронулась до завеса у иконы Богородицы.

“Уходя, я собрала в себе всю веру в то, что так, как когда-то, много лет назад, Панагия Сумела услышала мою бабушку, таким же образом и сейчас, спустя 55 лет, Она выслушает и меня и сотворит Свое чудо!”

: «Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без Младенца называется «Молящаяся», или «Оранта» (греч.). Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конхе верхней части алтаря . Божья Матерь, изображенная в полный рост, с Бого-младенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Рис. 1. Икона Божией Матери – Богоматерь «Оранта — Великая Панагия». Икона Ярославской школы. XIII в. Размер — 193.2 × 120.5 см — Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия . (Обычно никто из искусствоведов не отмечает то, что отношение высоты иконы к ее ширине составляет величину (193,2/120,5) = 1,60332, что в пределах ошибки измерения размеров доски иконы практически равно числу золотого сечения Ф=1,6180339887…. (Прим. ред.)). «Богоматерь стоит на овальном орнаментированном красном ковре. Руки подняты вверх с раскрытыми маленькими ладонями до уровня плеч. На ее груди помещен золотой диск с поясным Еммануилом , широко распростершим руки с пальцами, сложенными в ораторском жесте. В верхних углах расположены заключенные в белые кольца полуфигуры предстоящих Богоматери архангелов в крещатых омофорах, с зерцалами в руках. Стиль живописи Великой Панагии – монументальный образ. Как в киевских мозаиках, большую роль играет золото, тип классически-законченных лиц матери и младенца, эллинистические облики ангелов, характер украшений одежд и ковра — все это не находит аналогии в начинавшей складываться в начале XIII в. ростово-суздальской школе живописи. Ни во Владимире Залесском, ни в Ростове Великом, ни в Суздале, ни в самом Ярославле — крупнейших центрах этой школы — не сохранилось от XIII века памятников, отмеченных, как Великая Панагия, законченным живописным мастерством…».

На рисунке 2 в увеличенном виде показан образ Еммануила в золотом круге.


Рис. 2.
Образ Спаса Еммануила в золотом круге. Над ним справа и слева видны на одежде Богоматери «звезды». «Иммануи́л , (Иммануэль, Эммануэль, Эмануил, Мануил, Мануэль ) — мужское теофорное имя библейского (еврейского) происхождения (ивр. עִמָּנוּאֵל‎, «с нами бог»). В форме фр. Emmanuelle (Эммануэль) — французское женское имя. По упоминанию в пророчестве Исайи и в Евангелии от Матфея это имя ассоциируется с мессией. В христианстве оно является другим именем Иисуса Христа . Теофорные имена (от греч. θεός, «бог» и φορός, «несущий») — личные имена людей, включающие в себя имя бога (богов) или божественный эпитет . Например, Теодор, Фёдор — греч. θεός, «бог» и δῶρον, «дар» — дар божий; Гавриил — ивр. גבריאל‎‎, Гавриэль, в буквальном переводе ивр. גבורה‎ — мужество/мощь, אל — Бог, то есть божественная мощь».

Справа вверху в круге показан Архангел Гавриил. На рисунке 3 этот фрагмент иконы показан в увеличенном виде. Слева вверху в круге показан Архангел Михаил. На рисунке 4 этот фрагмент иконы показан в увеличенном виде.


Рис.3.
Фрагмент иконы – Архангел Гавриил.


Рис.4.
Фрагмент иконы – Архангел Михаил.

КОММЕНТАРИЙ 1:

Вначале рассмотрим основные элементы иконографии Божьей Матери. Они показаны на рисунке 5.

Рис. 5. Основные элементы иконографии Божьей Матери — 1 — нимб , 2- мафорий , 3 — звезды , 4 — поручи , 5 — именование — вверху — Матерь Бога , внизу — Господь Иисус Христос . Настоящий рисунок сделан на базе рисунка из работы .

На иконе Оранта Панагия на мафории также изображены звезды . Это существенный канонический элемент иконы, сакральное значение которого мы увидим ниже. Для лучшей видимости этих и других деталей иконы на рисунке 6 отдельно показаны эти элементы.

Рис. 6. Икона Божьей Матери — Богоматерь «Оранта — Великая Панагия». Икона Ярославской школы — XIII век. Слева показано изображение Иконы Богоматери «Оранта — Великая Панагия», которое графически отредактировано для лучшей видимости основных деталей иконы без изменения ее внешних размеров. Справа на фрагменте иконы Толгской Богоматери показано положение канонического элемента — «звезды». Слева на иконе «Оранта» дуговыми стрелками показаны те же «звезды». Внизу, в увеличенном масштабе показан орнамент рисунка в нижней части иконы. Этот орнамент (ковра), на котором стоит Богоматерь сродни виду матрицы Мироздания.

Совместим икону Оранта Панагия с матрицей Мироздания. Результат совмещения иконы с матрицей показан на рисунке 7. Икона располагается в месте перехода между Верхним и Нижним миром матрицы.


Рис. 7.
На рисунке показан результат совмещения Иконы Богоматери «Оранта — Великая Панагия» с «энергетической матрицей мироздания». Верхний обрез иконы расположился на половине расстояния между 6-ым и 5-ым уровнем Верхнего мира Матрицы, а нижний обрез иконы совместился с 6-ым уровнем Нижнего мира матрицы. Боковые стороны доски иконы пересекают крайние позиции на 5-ом уровне Верхнего и Нижнего мира матрицы. Угол разворота поднятых рук Богоматери фактически точно соответствует углу наклона боковых сторон пирамиды Верхнего мира, а пальцы рук указывают на крайние позиции матрицы 4-го уровня Верхнего мира матрицы. «Звезды » на лбу Богоматери совместились соответственно со средней позицией 5-го уровня, а звезды на плечах с двумя позициями 4-го уровня Верхнего мира матрицы. Таким образом, нам становится понятным, что канонический элемент «звезда» на христианской иконе – это «ключ» для совмещения иконы с матрицей Мироздания! В этом сакральный смысл элемента иконописи — «звезда» . Голова Христа — Младенца в круге на груди Богоматери совместилась с вершиной пирамиды Нижнего мира матрицы. Это символически говорит о том, что Иисус Христос, Сам находясь в Верхнем мире, Царь, властелин Нижнего мира матрицы. Круги с изображениями Архангелов (Ангелов) оказались вписанными в квадраты матрицы, как показано слева кругом — А . Стрелками — В — показаны кресты перед ангелами, которые совмещаются в пределах точности деталей рисунка с вертикальными и горизонтальными линиями матрицы на 5-ом уровне Верхнего мира.

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо . И действительно, изображение Младенца Христа на лоне Богородицы — это символ величайшего чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. И этим иконография «Знамение» перекликается с иконами Божией Матери «Умиление».

Слово «Знамение» также родственно славянскому глаголу «знаменаю» — созываю , призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери как символ молитвы. Младенец Христос в круге как символ Евхвристии — «(греч. — Благодарение, благодарственная молитва). В позднем иудаизме и раннем христианстве хвалебная молитва. С 1-го века в христианской религии причащение, одно из христианских таинств с обрядом и элементами причащения (хлеб, вино)». Поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю».

На рисунке 8 аналогичном с рисунком 7 сверху иконы нарисованы два Священных символа — Тетрактисы верхний (вершина пирамиды Верхнего мира матрицы) и нижний (вершина пирамиды Нижнего мира матрицы), и «звезда Давида».


Рис. 8.
На рисунке аналогичном с рисунком 7 поверх иконы «Великая Панагия» нарисованы два Священных символа — Тетрактисы и «звезда Давида». Эти священные символы, как мы видели по результатам наших исследований, характеризуют место перехода между Верхним и Нижним миром матрицы мироздания. В данном случае икона «Великая Панагия» располагается также в месте перехода между Верхним и Нижним миром «энергетической матрицы мироздания» поэтому мы вправе поверх иконы нарисовать эти два священных символа. Остальные детали хорошо видны на рисунке.

КОММЕНТАРИЙ 2:

Выше на рисунке 7 и 8 мы видели, что на иконе положение головы Христа — Младенца в круге на груди Богоматери совместилось с вершиной пирамиды Нижнего мира матрицы. Это, как мы говорили, символически говорит о том, что Иисус Христос, Сам находясь в Верхнем мире, Царь, властелин Нижнего мира матрицы.

Аналогичное положение головы в матрице Мироздания встречается в древней египетской традиции изображения родившегося Гора (Хора) младенца .

На рисунке 9 из работы де Любича показано — египетское изображение мальчика Гора (Хора) младшего родившегося от Исиды (Ast) и Осириса (Asar), которого греки называли именем Гарпократ.


Рис. 9.
«Справа налево: (предположительно ) певец Амона Ра , Хер-Убен , и бабуин (бога мудрости ) Тота перед изображением глаза Утчат . Надпись, под ним гласит: «Поклонение Ра; новый год Ра; в небесной ладье Ра». Между двумя львами — Акерами (Это Шу и Тефнут ) они олицетворяют «Вчера » и «Завтра ». Над Головой Антилопы изображен на горизонте (на что указывает знак горизонта) сидит, прижав к губам палец, Гор (младший ) Гарпократ — мальчик с атрибутами коронованного наследника престола. «Солнечный диск», внутри которого сидит Гор, обвивает по кругу змея, кусающая собственный хвост (символ вечности). Змею обнимают две руки, спускающиеся с небес». Так описывается этот символический рисунок в работе де Любича.

На рисунке 10. показан результат совмещения рисунка Гора — Гарпократа с матрицей Мироздания.


Рис. 10.
На рисунке показан результат совмещения египетского символического рисунка Гора (Хора) Хорпакхарта (Гарпократа) с «энергетической матрицей мироздания » в месте перехода между пирамидами «Верхнего » и «Нижнего » Египта. Из рисунка хорошо видно, что он точно вписывается в пределы верхнего и нижнего Тетрактисов. Позиции матрицы хорошо связаны с основными узловыми деталями рисунка. Это дает основание с большой убедительностью сделать вывод о том, что аналогичная «матрица » была исходной основой для создания этого рисунка в древнем Египте. «Матрица» и ее следы были убраны египетскими жрецами, а рисунок «понес в будущее » тайное знание, как о собственно символах, изображенных на нем, так и о своей принадлежности миру «» или «Миру Невидимого Света». Только при совмещении этих двух ключей — «матрицы» и символов, изображенных на рисунке, возникает возможность правильной интерпретации и символов и статусов «матрицы» .

На рисунке 11 справа показана запись (сверху вниз) египетских иероглифов, обозначающих «Имя» Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта.


Рис. 11.
На рисунке справа показана запись (сверху вниз) египетских иероглифов, обозначающих «Имя» Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта. Из рисунка видно, что верхний иероглиф Хор в «Имени» Гора начинается с 14-го уровня в «Верхнем» мире (в верхнем Египте) в матрице Мироздания. Это означает, что «энергетический статус» или Власть божественного мальчика Гора (Хора) достигает 14-го уровня Верхнего мира матрицы. Этот факт удивительным образом соответствует тому, что мы увидим дальше при исследовании сакрального смысла иконы «Оранта Панагия».

В древних египетских иероглифических записях «Имен» царей или богов была скрыта сила соответствующая тому уровню «энергетической матрицы мироздания », с которого начиналась запись в матрице этого «Имени». Эту тайну знали жрецы, нарекавшие то или иное «Имя» родившемуся малышу. Внешне, окружающим их людям казалось, что имена детей просто перекликались с именами богов.

Существенно отметить, что иероглифическая запись Имени Божественного Гора — мальчика Хорпакхарта начинается с именно с 14-го уровня Верхнего мира матрицы. Сакральное Значение этого уровня для душ, идущих к небесам, мы обсуждали в статье на сайте в разделе «Авторские статьи» — «Во сне Иаков видел лестницу, ведущую в небеса, в матрице Мироздания! », при исследовании иконы «Духовная лестница» из монастыря Святой Катерины на Синайском полуострове.

В этой статье (или даже целом цикле статей, которые время от времени будут появляться на нашей сайте) мы хотим познакомить читателей с некоторыми основами иконографии - науки о «писании образа» в православном искусстве. Икона - это «умозрение в красках», по словам князя Е. Н. Трубецкого. Ибо в основе ее содержания - всегда либо известный евангельский текст, либо слова молитвы. Волею истории значительная часть икон оказалась в музеях, но истинная цель создания икон от этого не изменилась. Икона неотделима от богослужения, смысл ее - жизнь в храме, а не в музее (при всем признаваемом нами значении музеев и государственных институтов в деле реставрации и изучения икон). И кто бы ни изучал иконопись, будь то человек верующий или неверующий, он должен помнить о ее отличии от светской живописи. Для светского художника главное - свобода самовыражения. Не то иконописец.

Он ничего в иконе своим не считает, он выстраивает образ по канону, преданию и подлиннику. Многовековое повторение того или иного типа изображения в XIX веке стало предметом научного описания. Была открыта система типов изображения Пресвятой Божией Матери и Иисуса Христа.

Академик Н. П. Кондаков первым описал семь основных типов изображения Богоматери (см. его книгу «Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи». СПб., 1910): Оранта (Молящаяся), Влахернитисса (Знамение), Агиосоритисса (Деисусная), Никопея (Победоносная), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милостивая), Ассунта (Вознесенная). Это византийские типы.

Православная вера пришла на Русь из Византии - первого в мире великого христианского государства. Естественно, что все сопутствующее православию пришло к нам оттуда же. Византийскими (греческими) были первые богослужебные книги; их сменили книги на древнеболгарском языке. Византийскими были и первые иконы, пришедшие на Русь (такие, как Владимирская Богоматерь). Для постройки храмов и «писания образов» приглашались византийские мастера (в XI веке мастера, выполнившие мозаику киевской Софии; в конце XIV века - Феофан Грек, учитель ).

В иконе каждая деталь имеет свой смысл и значение, каждой принадлежит определенное место в системе образа. Это очень хорошо видно на примере иконографии Божией Матери Оранты.

Первые греческие мастера, приглашенные на Русь, не только возглавили строительство киевской Святой Софии, но и украсили ее мозаикой и фресками. Главным мозаичным образом этого храма стала «Богоматерь Оранта». Она выдержала испытание временем, считалась охранительницей Киева и особо здесь почиталась. Киевляне назвали ее «Нерушимой стеной».

Этот образ древнего происхождения. Слово «оранта» латинское, оно означает «молящаяся». Но почему греческая икона названа латинским именем? Заглянем в историю. Вплоть до 1054 года Византия и Рим были единым государством - Римской империей. Впервые образ Оранты появился в римских катакомбах еще в конце ІІІ века, когда христианская вера подвергалась гонениям. Императоры-язычники использовали любой повод для преследования христиан. Но вот настала эпоха Константина Великого (IV век) - первого императора-христианина. Исповедание христианской веры становится открытым. Всюду строятся христианские храмы. Их стены покрывают изображениями Иисуса Христа и Богоматери. В храмах ставятся и иконы (в переводе с греческого - образы, изображения). Некоторые из них становятся общечтимыми в результате явленных ими чудес, особенно в дни народных бедствий, войн, землетрясений, вражеских нашествий.

После чудесного спасения Царьграда от персов и аваров в 626 году создается вступительная часть Акафиста Божией Матери - Ее стихотворной похвалы. В этом праздничном песнопении и прославляется Богоматерь, «стена (…) девам» и «царствия нерушимая стена».

Согласно легенде, во время одного из землетрясений знаменитый Влахернский храм был разрушен, но одна из его стен с мозаичным образом Богоматери Оранты уцелела. С тех пор понятие «нерушимая стена» было связано в народном сознании с образом Богоматери Оранты, сначала только в Константинополе, а затем в Киеве - восприемнике византийских традиций.

Обратимся к иконографии Богоматери Оранты. В ее основе - фронтальный (расположенный лицом к зрителю) одноличный образ Богоматери, молящейся с воздетыми руками, без Младенца. Этот образ - первая икона Богоматери. Пречистая в народном сознании была символом Церкви земной, молящей Господа - Церковь Небесную - о снисхождении к грешникам.

Иногда Богоматерь Оранту называют Влахерни-тиссой (Знамением), связывая этот образ с Богоматерью Влахернского храма в Константинополе. Сведения из области сфрагистики и нумизматики говорят о том, что это правомерно. На монетах Константина IX Мономаха (1042-1055) и Андроника Палеолога (1282-1328) молящаяся Богоматерь названа Влахернитиссой. Этим же именем на византийских монетах и печатях называлась «Богоматерь Панагия» («Всесвятая»). Ее украинским аналогом позднее стала икона «Знамение»: Богоматерь с молитвенно воздетыми руками и с Младенцем на Ее лоне.

Возможно, во Влахернах имелось несколько чтимых икон Божией Матери, одной из них могла быть «Оранта», другой - «Панагия». И оба изображения в то время могли носить имя Влахернитисса. Сейчас, после открытий Н. П. Кондакова, было бы неточным одно и то же имя относить к двум различным иконографическим типам изображений. Оранта всегда представляет только одно лицо - Пречистую Божию Матерь. Влахернитисса (типа «Знамения») изображает Богоматерь и Сына.

Смешение имен иконографических типов случается часто. Орантой иные ученые называют не только Влахернитиссу (Знамение), но и Агиосоритиссу (Деисусную), а также Ассунту (Вознесенную). Между тем Оранта не тождественна Агиосоритиссе, хотя обе представляют молящуюся Богоматерь. В «Оранте» Дева Мария дана репрезентативно, фронтально, с воздетыми по обе стороны до плеч руками, в «Деисусной» Она в трехчетвертном развороте по отношению к Спасу, руки обращены в одну сторону. Оранта могла быть самостоятельным изображением. Деисусная же чаще всего была образом в составе деисусного ряда иконостаса.

Не тождественна Оранта и Ассунте. В отличие от Оранты руки в Ассунте - перед грудью. Оранта обычно изображает стоящую Богородицу. Ассунта - стоящую или сидящую на троне.

Иконы Оранты на православной почве не сохранились. Но этот образ стал частью композиции икон великих праздников - «Вознесения Господня», «Сошествия Св. Духа», «Покрова Пресвятой Богородицы». Так, например, Богоматерь Оранта представлена в сюжете «Вознесения» на миниатюре Сирийского кодекса Рабулы 586 года во Флоренции. К отечественным примерам относятся «Оранта» на мозаике Киево-софийского собора XI века, утраченная фреска «Вознесения» храма Спаса Нередицы 1199 года, изображение Покрова конца XIV - начала XV века в Третьяковской галерее. Впоследствии мы увидим, что использование готовых типологических форм для создания более сложных праздничных композиций было характерной чертой христианского искусства.