Что такое рассказ? Жанровое своеобразие рассказа. Особенности рассказа как формы художественного произведения Жанровые признаки короткого рассказа

Жанр рассказ является одним из самых популярных в литературе. К нему обращались и обращаются многие писатели. Прочитав эту статью, вы узнаете, каковы особенности жанра рассказ, примеры самых известных произведений, а также популярные ошибки, которые совершают авторы.

Рассказ - это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.

Краткая история жанра рассказ

В. Г. Белинский (портрет его представлен выше) еще в 1840 годы отличал очерк и рассказ как малые прозаические жанры от повести и романа как более крупных. Уже в это время в русской литературе вполне обозначилось преобладание прозы над стихами.

Чуть позже, во 2-й половине 19 века, очерк получил широчайшее развитие в демократической литературе нашей страны. В это время сложилось мнение о том, что именно документальность отличает этот жанр. Рассказ же, как считалось тогда, создается с использованием творческого воображения. Согласно другому мнению, интересующий нас жанр от очерка отличается конфликтностью сюжета. Ведь очерк характеризуется тем, что это в основном описательное произведение.

Единство времени

Для того чтобы более полно охарактеризовать жанр рассказ, необходимо выделить закономерности, присущие ему. Первая из них - единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено. Однако не обязательно только одним днем, как в произведениях классицистов. Хотя это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя. Еще реже создаются произведения в этом жанре, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя. Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить "Смерть Ивана Ильича" (автор - Лев Толстой) и Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период. К примеру, в чеховской "Попрыгунье" изображен ряд значимых событий в судьбе героев, окружающая их среда, непростое развитие взаимоотношений между ними. Однако это дается предельно уплотненно, сжато. Именно сжатость содержания, большая, чем в повести, является общим признаком рассказа и, пожалуй, единственным.

Единство действия и места

Существуют и другие особенности жанра рассказ, которые необходимо отметить. Единство времени тесно связано и обусловлено другим единством - действия. Рассказ - это жанр литературы, который должен ограничиваться описанием какого-то одного события. Иногда главными, смыслообразующими, кульминационными в нем становятся одно-два события. Отсюда проистекает единство место. Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. К примеру, мест может быть 2-3, а вот 5 уже встречаются редко (они могут только упоминаться).

Единство персонажа

Еще одна особенность рассказа - единство персонажа. Как правило, в пространстве произведения этого жанра действует один главный герой. Изредка их может быть два, и совсем редко - несколько. Что касается второстепенных персонажей, их может быть достаточно много, однако они являются сугубо функциональными. Рассказ - это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев ограничивается созданием фона. Они могут мешать или помогать главному герою, но не более. В рассказе "Челкаш" Горького, к примеру, всего два персонажа. А в чеховском "Спать хочется" и вовсе один, что невозможно ни в повести, ни в романе.

Единство центра

Как жанра, перечисленные выше, так или иначе сводятся к единству центра. Действительно, рассказ невозможно себе представить без некоего определяющего, центрального знака, "стягивающего" все другие. Совсем не важно, будет ли этим центром какой-то статический описательный образ, кульминационное событие, само развитие действия или же значимый жест персонажа. Главный образ должен быть в любом рассказе. Именно за счет него держится вся композиция. Он задает тему произведения, обусловливает смысл рассказанной истории.

Основной принцип построения рассказа

Вывод из размышлений о "единствах" сделать нетрудно. Сама собой напрашивается мысль о том, что главным принципом построения композиции рассказа является целесообразность и экономия мотивов. Томашевский называл мотивом самый мелкий элемент Это может быть действие, персонаж или событие. Эту структуру уже невозможно разложить на составляющие. Значит, самым большим грехом автора является излишняя детализация, перенасыщение текста, нагромождение подробностей, которые можно опустить, разрабатывая этот жанр произведения. Рассказ не должен останавливаться на подробностях.

Нужно описывать только самое значимое, чтобы избежать распространенной ошибки. Она очень характерна, как ни странно, для людей, которые очень добросовестно относятся к своим произведениям. У них появляется желание по максимуму высказаться в каждом тексте. Так же часто поступают молодые режиссеры, когда ставят дипломные фильмы и спектакли. В особенности это касается фильмов, поскольку фантазия автора в этом случае не ограничивается текстом пьесы.

Авторы, обладающие развитым воображениям, любят наполнять рассказ описательными мотивами. К примеру, они изображают, как за главным героем произведения гонится свора волков-людоедов. Однако если начинается рассвет, они обязательно останавливаются на описании длинных теней, помутневших звезд, покрасневших облаков. Автор как будто полюбовался природой и лишь затем решил продолжить погоню. Жанр фантастический рассказ дает максимальный простор воображению, поэтому избежать этой ошибки бывает совсем не просто.

Роль мотивов в рассказе

Необходимо подчеркнуть, что в интересующем нас жанре все мотивы должны раскрывать тему, работать на смысл. Например, описанное в начале произведения ружье непременно должно выстрелить в финале. Мотивы, которые уводят в сторону, не стоит включать в рассказ. Или же нужно поискать образы, очерчивающие ситуацию, но чрезмерно не детализирующие ее.

Особенности композиции

Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе. Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе.

Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна. Именно с этим связывал появление катарсиса у читателя. Современные исследователи (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную пульсацию, которая появляется по мере чтения. Тем не менее значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить.

Место рассказа в мировой литературе

Рассказ - который занимает важное место в мировой литературе. Горький и Толстой обращались к нему как в ранний, так и в зрелый период творчества. Рассказ у Чехова является основным и излюбленным жанром. Многие рассказы стали классическими и наравне с крупными эпическими произведениями (повестями и романами) вошли в сокровищницу литературы. Таковы, например, рассказы Толстого "Три смерти" и "Смерть Ивана Ильича", тургеневские "Записки охотника", произведения Чехова "Душечка" и "Человек в футляре", рассказы Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш" и др.

Преимущества рассказа перед другими жанрами

Интересующий нас жанр позволяет выделить особенно выпукло тот или иной типичный случай, ту или иную сторону нашей жизни. Он дает возможность изобразить их так, чтобы внимание читателя было полностью сосредоточено на них. К примеру, Чехов, описывая Ваньку Жукова с письмом "на деревню дедушке", полным детского отчаяния, подробно останавливается на содержании этого письма. Оно не дойдет по назначению и из-за этого становится особенно сильно с точки зрения обличительности. В рассказе "Рождение человека" М. Горького эпизод с рождением ребенка, которое происходит на дороге, помогает автору в раскрытии основной идеи - утверждении ценности жизни.

Привет, друзья.
Я запускаю новую серию: «Как написать рассказ».

Сейчас в издательстве мой сборник из рассказов и публицистики. А также есть написанный рассказ, который вышел в сборнике «Притчи ХХI века». Всего у меня написано более 30 самых разных рассказов, теперь работаю над их изданием.

Если быть честным, то создавать рассказы в разы сложнее, чем роман. Это признают многие. Но недаром многие писатели признают, что искусство рассказа намного более сложное, чем искусство романа.

Если в крупном произведении есть слабые места – они с лихвой окупаются сильными местами. Главное, чтобы их не было много. Знаете, это как девочки читают «Войну и мир»? Войну пролистывают, а мир читают. Потому что есть слабые места даже в таком великом романе, как «Война и мир». В романе можно возить воду, а вот в рассказе – никогда.

Но тем рассказ и прекрасен, что если у вас получится создать сильное произведение, сильный рассказ – то вы сразу вырастаете на несколько порядков.

Причем в своих глазах, а не в глазах других. И правда – лучшее соревнование, это с самим собой. И осознание, что сегодня ты лучше, чем вчера самое прекрасное в саморазвитии.

И уметь создать рассказ, потом написать его, а затем издать – это то, что обязательно должен уметь каждый, кто пишет.

И еще обещаю, что не буду писать ерунду – то, что самому неинтересно. Например, происхождение рассказа, история рассказа это не всегда интересно, даже литературным критикам, как мне кажется.

Приступим!

В этой серии я точно планирую 10 частей с подробными примерами:

  1. Основы рассказа (вот она)
  2. Трехактная структура + композиция
  3. Конфликт
  4. Персонажи
  5. Кульминация
  6. Зачин
  7. Стиль
  8. Деталь
  9. Публикация

Особенностью прошлых серий было то, что я не только теорию рассказывал, но и показывал конкретные примеры сильных текстов. Так будет и в этот раз.

Требования к рассказу. Составляющие

На самом деле сложность рассказа в том, что нужно не только знать в теории, что включает в себя рассказ.

Но важно отпрактиковать это. Сделать своей ежедневной практикой.

Минимум, что должен включать в себя рассказ

  • Продуманность построения
  • Лаконичность
  • Высокое напряжение сюжета
  • Интересные герои
  • Острый конфликт.
  • Недосказанность. Это сложно.

Именно об этом я и буду говорить в каждой из частей, только подробнее.

Типичные ошибки при создании рассказа

Начинающие часто допускают типичные ошибки

  1. Недостаток подготовки.

Думаю, это главная ошибка пишущих. Особенно новичков, но и опытные иногда недостаточно готовятся.

Для начала стоит обдумать план рассказа, что вы хотите сказать. А только потом уже.

Нужно продумать все детали, конфликт, портрет каждого героя. И только затем начинать сам рассказ.

  1. Самомнение

«Мне не нужно учиться», «я справлюсь» — типичные мысли писателя с самомнением

Нужно трудиться, работать так много, сколько потребуется, чтобы текст получился, чтобы мысли в тексте были именно такими, как нужно.

  1. Нет страсти

Старое правило писателей гласит: «Что без страсти написано – без страсти будет прочитано».

Многие пишут потому, что хочется писать. Графоманство чистой воды. И этот этап проходят все. Но когда вы уже осознаете, что так делать не стоит – значит, внутри у вас есть внутренняя сила не графоманить больше.

Учитесь писать сильно. Учитесь писать продуманно. Не спешите,

Одни определяют рассказ местом и временем. Единство места и времени. ТО есть то, что происходит в определенный промежуток времени и в определенном месте. Тогда «Улисс» Джойса – это рассказ, просто растянутый.

Но есть рассказы, когда это правило не соблюдается, и всё равно это рассказ.

Лучше всего рассказ определяется объемом до 45 листов. Почему именно эта цифра?

Проза, которая длиннее 45 страниц – это уже повесть. А если присутствует несколько сюжетных линий – то и вовсе роман.

Работа над рассказом — как в столярной мастерской.

Перед началом создания рассказа нужно продумать его структуру.

Я использую 5 элементов для каждого рассказа. Сегодня я поделюсь ими коротко, но в будущем будет целая статья, посвященная этой составляющей рассказа.

  1. Идея

Какую идею я хочу заложить в рассказ. Например

  • Кролик хочет жить, но его отправляют на кухню, как основное блюдо вечера.
  • Заботиться о женщине – это честь для каждого мужчины.
  • Иметь детей – это счастье

То есть идея – это простое убеждение, которое вы хотите раскрыть. Причем может быть два рассказа, в котором прямо противоположные идеи.

Например, первый рассказ напишет любящий муж: «Заботиться о женщине – это честь для каждого мужчины.». А второй рассказ напишет мужчина, который только что развелся, и его идея будет: «Женщины – самые подлые существа». Именно потому мы любим разных авторов – ценности у каждого свои.

  1. Основной конфликт. Изюминка, которая будет двигать.

Возьмем идею вторую. Представим, что наш герой-мужчина любит свою жену. А она попала в аварию.

Его размышления, его желания, мысли и главное, действия и помощь жене – это будет тело рассказа. И чем сложнее его жене, тем острее конфликт.

  1. Герои . Особенности, которым я сострадаю, сопереживаю.

Молодежь – всегда спешит, наушники в ушах.

Старики – брюзгливы.

Бизнесмены – богаты, недовольны жизнью.

Это очень простой и примитивный взгляд на жизнь, и такие рассказы выглядят плоско и читаются без интереса.

Ваши герои должны быть интересны. Посидите в кафешке хотя бы час. Вы там встретите хотя бы двух одинаковых людей? Один громко говорит, другой спокоен, третий имеет привычку грызть ногти. В реальном мире все мы отличаемся.

Так почему же в рассказе мы делаем людей однообразными и скучными.

  1. Трехактная структура + композиция

Все серьезные фильмы и книги обычно имеют три основных акта:

— завязка. Около 20% рассказа.

— развитие конфликта. Здесь мы подаем основное развитие конфликта и всей ситуации. Обычно в среднем это 60% рассказа.

— развязка. Это 20% всего объема.

Я напишу об этом подробнее позже, как и обещал, в одной из частей серии.

  1. Кульминация

Это главное в любом произведении. Можно идеально продумать и проработать всю структуру книги, а затем затупить концовку и все смажется.

Именно после кульминации и развязка остается послевкусие.

  1. Сильный слог

Слова, которые цепляют, которые интересно читать. У каждого состоявшегося автора свой стиль, который чувствуется.

Вы увидите это в примерах рассказов Зощенко, Хэмингуэя, Чехова, которые я прилагаю бонусом. А также в рассказе Зощенко, который вы сможете прочесть прямо в этой статье.

Примеры сильных рассказов. Рассказ Зощенко

Михаил Зощенко — мастер малой прозы, рассказов

В приложении вы сможете скачать 3 коротких рассказа, которые я считаю очень сильными.

А здесь хочу разобрать один рассказ. В нем всё есть – идея, структура, сильный слог.

Это Михаил Зощенко — мастер коротких рассказов, от которых катаешься по полу от смеха.

ГИБЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА


Кончено. Баста! Никакой жалости к людям не осталось в моем сердце.
Вчера еще до шести часов вечера сочувствовал и уважал людей, а нынче не могу,
ребятишки. До последней точки докатилась людская неблагодарность.
Вчера, извольте видеть, за мою жалость к ближнему человеку отчаянно пострадал и,
может, даже предстану перед народным судом в ближайшем будущем.
Баста. Зачерствело мое сердце. Пущай ближние больше на меня не рассчитывают.
А шел я вчера по улице. Иду я вчера по улице и вижу — народ будто стоит, скопившись подле ворот. И кто-то отчаянно охает. И кто-то руками трясет, И вообще вижу — происшествие. Подхожу. Спрашиваю об чем шум.
— Да вот, говорят, тут ногу сломал один гражданин. Идти теперь не может..,
— Да уж, говорю, тут не до ходьбы.
Растолкал я публику и подхожу ближе к месту действия. И вижу — какой-то человечишко действительно лежит на плитуаре. Морда у него отчаянно белая и нога в брюке сломана. И лежит он, сердечный друг, упершись башкой в самую тумбу и бормочет:
— Мол, довольно склизко, граждане, извиняюсь. Шел и упал, конечно. Нога—вещь
непрочная.
Сердце у меня горячее, жалости к людям много и вообще не могу видеть гибель
человека на улице.
. — Братцы, говорю, да, может, он член союза. Надо же предпринять тем не менее.
И сам, конечно, бросаюсь в телефонную будку. Вызываю скорую помощь. Говорю: нога сломана у человека, поторопитесь по адресу.
Приезжает карета. В белых балахонах сходят оттеда четыре врача. Разгоняют публику и укладывают пострадавшего человека на носилки.
Между прочим, вижу — этот человек совершенно не желает, чтобы его положили на носилки. Пихает всех четырех врачей остатней, здоровой ногой и до себя не допущает.
— Пошли вы, говорит, все четыре врача туда-сюда. Я, говорит, может, домой тороплюся.
И сам чуть, знаете, не плачет.
— Что, — думаю, — за смятение ума у человека.
И вдруг произошло некоторое замешательство. И вдруг слышу — меня кличут.
— Это, говорят, дядя, ты вызывал карету скорой помощи?
— Я, говорю.
— Ну, так, говорят, придется тебе через это отвечать по всей строгости
революционных законов. Потому как зря карету вызвал — у гражданина искусственная
нога обломилась.
Записали мою фамилию и отбыли.
И чтобы я после этого факта еще расстраивал свое благородное сердце—ни в жисть! Пущай убивают иа моих глазах человека — ни по чем не поверю. Потому — может, для киносъемки его убивают.
И вообще ничему теперь не верю, — время такое невероятное.

Без лишних слов.

Идея есть.

Конфликт – есть.

Стиль – шикарен. Надо сказать, что в 20-е годы ХХ века был расцвет рассказа, появились Зощенко, Бабель, Грин. И на стыке жаргона, тюремной лексики, военной и разговорной появился стиль Зощенко. Как по мне – гениально.

Структура — есть. Неважно, кратко или нет.

Герои — просты и понятны.

Кульминация — неожиданна

Как написать рассказ. Первые выводы

Создать рассказ – это труд. Мне нравится, как Юрий Олеша, писатель 20-30 годов ХХ века сравнил писательство с шахтерским трудом. Действительно, адски устаешь от мыслительных процессов. Иногда хочется просто выдохнуть, тогда я беру книгу, сажусь на балконе и читаю адский труд другого. Умиляюсь, особенно, когда вижу серьезные усилия других писателей.

И окончив эту серию, вы будете иметь весь необходимый минимальный арсенал для создания сильного рассказа.

И обещанный подарок: одни из лучших рассказов Зощенко, Хэмингуэя и Чехова.

Коротко обо мне: Автор двух блогов ( и Слова Ободрения), руководитель студии текстов “Слово” . Пишу с 1999 года, Зарабатываю текстами с 2013-го года. Давайте дружить в соцсетях.

Хмельницкий национальный университет

г. Хмельницкий, Украина

ЖАНРОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА 1910 - 1930-х ГОДОВ

Жанр рассказа и особенности его поэтики привлекали внимание на протяжении нескольких веков. Много ценного внесли в изучение этих вопросов В. Виноградов, В. Гречнёв, Л. Ершов, А. Есин, И. Утехин, В. Шкловский , Б. Эйхенбаум и др. В отмеченных работах освещались проблемы жанра рассказа и общие возможности малой формы, особенности создания типического характера, вопросы мастерства писателя, проблемы сюжетной и композиционной организации произведений “малого жанра”.

Рассказ как отдельный жанр, по мнению Ф. Билецкого, сформировался в эпоху Возрождения, хотя некоторые элементы рассказа можно найти и в античной литературе (II-IV в.) [см.: 2, c. 8]. В эпоху романтизма на рубеже XVIII - XIX столетий рассказ появляется в Германии, а в ХIХ веке жанр “ярко расцветает в Северной Америке” . В. Бузник полагает, что начало русской новеллистики следует отнести “ко второй половине ХVII - началу ХVIII века, когда были созданы “История о российском дворянине Фроле Скобееве”, “Повесть о некотором госте богатом и славном о Карпе Сутулове и о премудрой жене ево…” .

Главную роль в формировании жанра рассказа в период “раннего Возрождения сыграл бытовой анекдот , “новость”, в Германии - народная сказка, в американской литературе - устная народная новелла” . В Украине, по мнению Ф. Билецкого, следует искать “коріння оповідання в фольклорі” . Именно, благодаря фольклорным источникам, писатели получали возможность обращения и к способам изображения людей, картин природы, и к образам, темам, сюжетам для своих произведений. Рассказ, возникнув на почве жанров устного народного творчества, стал удобной формой для создания художественной реальности и получил широкое распространение.

Вероятнее всего “становление русского рассказа шло, с одной стороны, через усвоение жанровых форм западной более ранней и более развитой новеллистической литературы, с другой - через преодоление её нравственного индифферентизма, её индивидуалистического духа, чуждого русскому общественному сознанию” . Вполне приемлем тезис о том, что в России “расцвет жанра рассказа был связан с периодами глубоких духовных сдвигов в общественном сознании, с периодами идейных метаний и мучительных поисков ответа на острейшие социальные вопросы” . Известно, что “в 1825 – 1842 годы завершился переход русской литературы к эстетическому типу, и она вступила в состояние художественной зрелости. Для этого периода характерно изменение жанрово-родовой структуры литературы. На смену преимущественно лирическим жанрам приходит эпос. Центральное место занимают рассказ (новелла) и повесть” .

Рассказ доказал собственную состоятельность и выдержал своеобразную конкуренцию в среде других литературных жанров: “В исторической борьбе жанров рассказ не выдержал бы соревнования с такими сильными формами, как роман и драма, если бы не обладал особыми качествами, обеспечившими ему устойчивость в бурях времени” . Максимальная сосредоточенность на событии, “концентрированность всех средств выразительности - вот что дает сразу же ощутить атмосферу рассказа” .

Период активного развития жанра рассказа приходится на время господства критического реализма в литературе, утверждения натуральной школы. Тогда возрастает и усиливается интерес к изображению бытовых, ежедневных событий и явлений. “Рассказ выступает как фрагмент повести, как “кусок жизни”, где интересно в конечном счёте не само “забавное событие”, а человек, его нравственный облик, многообразие его этических проявлений и связей” .

Следует отметить, что в первой половине ХIХ века для обозначения жанра рассказа употреблялся термин “повесть” (взявший “свое начало от древнерусских повестей” ), который применяли как к средней, так и к малой эпической форме. По С. Антонову, “прежде короткие вещи в русской литературе назывались повестями” .

Начало классическому рассказу было положено в XIX веке знаменитыми “Повестями Белкина” А. Пушкина, “Петербургскими повестями” и “Вечерами на хуторе близ Диканьки” Н. Гоголя, “Народными рассказами” М. Вовчок. Особенно важную роль в укреплении этого жанра сыграли И. Тургенев, П. Мирный, Г. Успенский, Л. Толстой, И. Нечуй-Левицкий и др.

Хотя в период утверждения и развития реализма рассказ претерпел значительную эволюцию, вбирая в себя черты поэтики других эпических жанров, и он также оказывал на них влияние. Ещё более значительное усложнение художественной структуры рассказа происходит в конце XIX - начале XX века. Расцвет рассказа в этот период связан с изменением общественных настроений и эстетических вкусов, а также социальной и духовной атмосферы в России (крах народничества, крушение веры в народнические идеалы).

В России и в других странах рубеж XIX - XX столетий отмечен нарастанием внимания к жанру рассказа. В это время рассказ, как и другие малые жанры, переживает период интенсивного развития. С жанром рассказа в это время были связаны поиски новых возможностей литературы, дальнейшее обновление и обогащение приёмов и средств художественного постижения действительности. Т. Заморий считает, что одной из характерных особенностей развития современного рассказа была тенденция “к усилению в нём эпического начала” , что привело к “раскрытию важных сторон действительности, серьёзному философскому осмыслению жизни” . Наиболее ценный опыт в этот период кристаллизовался в творчестве Л. Андреева, А. Бирса, И. Бунина, В. Гаршина, Г. Гауптмана, О. Генри, М. Горького, А. Куприна и др. Особое место в развитии малой эпической формы отводится Ги де Мопассану и А. Чехову.

В рассказе начала XX века складывается новый тип повествования со слабо выраженной сюжетикой, центр тяжести в нём переносится с конструирования сюжетной интриги на раскрытие внутреннего мира человека; намечается тенденция к уплотнённости, сгущённости повествования за счёт использования более концентрированных, опосредованных приёмов художественной выразительности; на жанровую структуру рассказа определённое воздействие оказывает поэтика сказки, притчи. “Русский классический рассказ отличался особой чуткостью к жизни, необыкновенным разнообразием человеческих типов, характеров, сцен, воплощённых в совершенной художественной форме” . Авторами рассказов выступают реалисты (И. Бунин, А. Куприн, А. Толстой, И. Шмелев, М. Арцыбашев и др.), модернисты (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, А. Белый и др.), и писатели, чьё творчество было отмечено двойственностью, - взаимодействием реализма и модернизма (Л. Андреев, Б. Зайцев, А. Ремизов, С. Сергеев-Ценский и др.), а также писатели-сатирики (М. Зощенко, П. Романов и др.).

В целом, русский рассказ начала XX века представляет собой явление сложное, многоплановое как по своим содержательным, так и по формальным признакам. Попытка выделения определённых устойчивых, доминантных черт его содержания и художественной формы ставит перед необходимостью установления основных типов малого эпического жанра в русской литературе этого периода. При этом речь идёт не о статичных, замкнуто-изолированных компонентах жанра, а о рассказе как подвижной историко-функциональной системе.

При обращении к конкретному литературному материалу среди многообразия рассказов в русской литературе начала XX века можно, как нам представляется, выделить несколько жанровых разновидностей. Это, во-первых, рассказ, включающий в себя лирическое пересоздание действительности (лирический рассказ), для жанра которого характерны: особая, определяемая лирическим сознанием героя, композиция произведения, ассоциативное построение повествования, преобладание медитативной формы речи, специально рассчитанной на слушание и сопереживание. Во-вторых, рассказ, тяготеющий к объективному изображению действительности (эпический рассказ), для жанра которого характерны: объективная, бесстрастная манера повествования, отсутствие открытой авторской оценки изображаемого, сжатость изложения и сдержанность интонаций. В-третьих, небольшой по содержанию рассказ изобличающего характера (сатирический рассказ), основными художественными приёмами построения которого становятся гиперболизация, шарж, гротеск, склонность к изображению важных общественных проблем, концентрация внимания на неожиданности ситуации, в которую попадает персонаж, глубоко скрытый подтекст, остроумность.

Становление советской прозы началось с разведки в области малых жанров: фельетона, сатирического очерка и рассказа. Особой интенсивностью поисков и экспериментов отличается литературный процесс 1920-х годов. Это время напряженного формирования советской литературы, “сложный, но динамический и творчески плодотворный период в развитии литературы. <…> Можно даже говорить об интенсивном, учащенном ритме в сфере искусства и культуры, временно не испытавших жестокого давления со стороны власти” . Новое время стимулировало к поискам свежих повествовательных стратегий. Резко изменившиеся социально-исторические условия жизни способствовали появлению большого числа сатирико-юмористических изданий, на страницах которых щедро раскрыли свои таланты М. Булгаков, О. Вишня, А. Зорич, М. Зощенко, И. Ильф и Евг. Петров, В. Катаев, М. Кольцов, П. Романов, Вяч. Шишков и др. По словам Л. Ершова, “за короткий срок произошло значительное идейно-эстетическое обновление таких популярных форм, как рассказ и фельетон” .

На современном этапе жанр “рассказ” исследован в работах А. Андреева “Жанровая эволюция советского рассказа 20-х годов” (1991), Е. Барбашовой “Традиции пейзажного бытописания и стиль рассказа начала XX века (,)” (2010), А. Гавенко “Рассказ как феномен современной художественной культуры” (2010), І. Денисюка “Розвиток української малої прози ХІХ - початку ХХ століття” (1999), Т. Капитан “Російське оповідання початку ХХ століття (жанрова типологія)” (2004), И. Родионовой “Портрет в строе текста современного английского рассказа” (2003), Г. Турчиной и И. Успенской “Советский рассказ 20-30-х годов” (1987), Г. Угловской “ Распутина: Динамика жанра” (2006), Н. Утехина “Жанры эпической прозы” (1982) и др. Благодаря многим из этих работ сложилась практика снятия четкой границы между рассказом и новеллой, употребления этих терминов в одном контексте и в качестве синонимичных понятий.

В русской литературе второй половины XX века рассказ традиционно теснит новеллу, хотя в определенных случаях можно говорить и о проявлении новеллистической тенденции в нем (В. Шукшин, С. Воронин и др.). Конфликт иногда простирается на всю жизнь героя или её продолжительный период с усилением “житийной” основы (“Судьба человека” М. Шолохов, “Матрёнин двор” А. Солженицына и др.). Подобное масштабирование материала свидетельствует о постоянном воздействии на рассказ со стороны других эпических жанров (повесть, роман), также - драмы и лирики. Но канонические жанровые стратегии позволяют по-прежнему считать рассказ устойчивым, эстетически ключевым, мобильным жанром, жанром номер один .

Исходя из названных признаков, можно подчеркнуть основные жанровые качества рассказа. Рассказ - это небольшое повествовательное художественное произведение об одном или нескольких событиях в жизни человека или группы людей. Таким образом, рассказ обосабливает частный случай из жизни, отдельную ситуацию. Событие как таковое становится центральным в сюжете произведения. Новелла же - “небольшое произведение с чёткой фабулой, насыщенное событиями, композиционно членённое” и характеризуется динамичностью сюжета, остротой интриги, быстрым развитием действия, неожиданным и внезапным финалом.

Важно подчеркнуть, “что русский рассказ (в сравнении с европейской новеллой) - жанр вполне самостоятельный и самобытный” , поэтому суммируя сказанное выше, следует заметить, что рассказ в традиционном понимании - это повествование об отдельном, частном событии или ряде событий, небольшое по объему. В центре произведения может быть одно сюжетное событие, чаще всего - одна сюжетная линия. В традиционном рассказе действует небольшой круг персонажей. Жизнь преподносится не развернуто, а характер раскрывается через обстоятельства жизни персонажа, которые оказываются фатальными, поворотными для героя.

Необходимо подчеркнуть, что в русской литературе признание рассказа в качестве самостоятельного жанра состоялось во второй половине 1840-х годов. Содержание понятия “рассказ” в течение первой половины XIX века неоднократно изменялось, а жанровое образование, близкое по современным понятиям к рассказу, определялось по-разному. И только во второй половине 1840-х годов за ним окончательно закрепилась дефиниция “рассказ”. Поэтому история термина в этом разделе прослеживается по двум линиям: во-первых, выясняется теоретико-методологическая трактовка понятия “рассказ”, во-вторых, выявляется общее и отменное в трактовке понятий “рассказ” и “новелла”.

Выясняется, что близость рассказа и новеллы, безусловно, связана с историческим взаимовлиянием настоящих понятий. При всем этом, однако, несправедливо отождествлять рассказ и новеллу. Хотя бы уже потому, что новелла как жанр канонический была сформирована задолго до появления и развития жанра рассказа.

Литература

1. Я читаю рассказ. Из бесед с молодыми писателями / Сергей Антонов. - М. : Молодая гвардия, 1973. - 256 с.

2. Білецький ідання. Новела. Нарис / Ф. М. Білецький. - К. : Дніпро, 1966. - 91 с.

3. Гречнев в системе жанров на рубеже XIX-XX веков (к вопросу о причинах смены жанров) / // Рус. лит. -1987. - № 1. - С.131-144.

4. Ершов сатирическая проза / Л. Ершов. - М.-Л. : Художественная литература, 1966. - 300 с.

5. Заморий русский рассказ / . - К. : Наук. думка, 1968. - 254 с.

6. В зеркале рассказа. Наблюдения, разборы, портреты / И. Крамов. - М. : Советский писатель, 1979. - 296 с.

7. Крамов рассказа / И. Крамов. // Дружба народов. - 1977. - № 8. - С. 249-266.

8. Мусий литература 1801-1855 гг. : учебное пособие / ; ОНУ им. , филол. фак., кафедра мировой литературы. - Одесса: Одесский нац. университет, 2010. - 146 с.

9. Нинов рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956-1966) / А. Нинов. - Л. : Худож. литература, 1969. - 288 с.

10. Роговер литература ХХ века: учебное пособие / . - Спб. : Сага, М. : Форум, 2004. - 496 с.

11. Русский советский рассказ. Очерки истории жанра: под ред. . - Л. : Наука, 1970. - 736 с.

12. Угловская В. Распутина: Динамика жанра: автореферат дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук: спец. 10.01.01 “Русская литература” / . - Бурят. гос. ун-т. - Улан-Удэ, 2006. - 24 с.

13. Шубин русский рассказ. Вопрос поэтики жанра: автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. филол. наук / . - Л., 1966. - 20 с.

Рассказ – это наиболее лаконичная форма художественной литературы. Рассказ труден именно из-за своего малого объема. Рассказ требует особенно серьезной, углубленной работы над содержанием, сюжетом, композицией, языком, т.к. в малых формах недостатки видны отчетливей, чем в больших.

Рассказ – это не простое описание случая из жизни, не зарисовка с натуры.

Рассказ так же, как и роман, показывает существенные нравственные коллизии. Сюжет рассказа нередко так же важен, как и в других жанрах художественной литературы. Существенна и авторская позиция, значимость темы.

Рассказ - произведение одноплановое, в нем – одна сюжетная линия. Один случай из жизни героев, одна яркая, значительная сцена может стать содержанием рассказа, или сопоставление нескольких эпизодов, охватывающих более или менее продолжительный промежуток времени. Слишком медленное развитие сюжета, затянутая экспозиция, излишние подробности вредят восприятию рассказа. Иногда при чрезмерной лаконичности изложения возникают новые недостатки: отсутствие психологической мотивировки поступков героев, неоправданные провалы в развитии действия, схематичность характеров, лишенных запоминающихся черт. Рассказ должен быть не просто короток, он должен обладать подлинно художественной лаконичностью. И здесь особую роль в рассказе играет художественная деталь

В рассказе обычно не бывает большого числа персонажей и многих сюжетных линий. Перегруженность персонажами, сценами, диалогами – наиболее частые недостатки рассказов начинающих авторов.

Итак, рассказ представляет собой небольшое по объему прозаическое произведение и его составляющими являются: единство времени, единство действия и событийное единство, единство места, единство персонажа, единство центра, значимая концовка и катарсис.

Под ЕДИНСТВОМ ВРЕМЕНИ подразумевается, что время действия в рассказе ограничено. Обычно основу рассказа составляет одно событие или происшествие, произошедшее в конкретный и достаточно небольшой срок.

Рассказы, которые охватывают всю жизнь персонажа, встречаются не слишком часто. Однако, замахиваясь на глобальное, автор должен отдавать себе отчет, что в этом случае ему придется пожертвовать многими деталями.

Единство времени определяет ЕДИНСТВО ДЕЙСТВИЯ . Рассказ, как правило, посвящен развитию одного конфликта. Часто авторы пытаются впихнуть в объем 20 тысяч кучу персонажей, да еще каждого со своей жизненной историей (конфликтом). Хорошо, если их истории имеют хоть какие-то точки соприкосновения с историей главного героя, тогда можно вытянуть и такое повествование. Автору нужно поставить себе ограничитель: один рассказ – одна история. То есть сконцентрироваться на отдельном событии, произошедшем \ происходящем в жизни конкретного героя.

В отличие от романа или повести рассказ дает автору установку на предельную краткость, в том числе, и в описании действий.

Единство действия связано с СОБЫТИЙНЫМ ЕДИНСТВОМ . То есть, рассказ либо ограничивается описанием единственного события, либо одно-два события становятся смыслообразующими.

ЕДИНСТВО МЕСТА . В рассказе смыслообразующие события происходят в одном месте, ну, в двух. Максимум, в трех. Больше для рассказа нереально. Обратите внимание, речь идет о местах, которые определяют развитие конфликта рассказа, который один! Если автор хочет подробно описать весь мир, то рискует получить не рассказ, а роман.

ЕДИНСТВО ПЕРСОНАЖА . Как правило, в рассказе существует один главный герой. Напомню, главный герой – это тот, который играет главную роль и является выразителем сюжетного действия. Иногда их бывает два. Очень-очень редко – несколько (главных героев), но тогда они выступают кучей и мало чем отличаются друг от друга - как, например, семеро козлят.

Второстепенных же персонажей может быть сколько угодно, хоть дивизия. Но зачем так много? Если про каждого сказать пару слов, как раз 20 тыс. знаков и получится. А главному герою места не хватит. Задача второстепенных персонажей - помогать или мешать главному герою, создавать фон. Поэтому автор должен строго дозировать описания персонажей. Главному – побольше, второстепенным – по чуть-чуть. Описывать только то, что имеет непосредственное отношение к конфликту, что служит его разрешению. Остальное – вон. Второстепенный персонаж не должен заслонять главного героя.

Все перечисленные единства сводятся к ЕДИНСТВУ ЦЕНТРА.

Рассказ не может существовать без центра кристаллизации. Им может быть и кульминационное событие, и развитие действия, и даже некий описательный образ – все равно. Главное, чтобы был стержень, за счет которого будет держаться вся композиционная структура.

ЗНАЧИМАЯ КОНЦОВКА И КАТАРСИС – рассказ должен иметь конец. Действие должно завершиться и, желательно, логично. На протяжении всего рассказа герои шли навстречу друг другу и, наконец-то, воссоединились. Или, наоборот, не встретились, отчего и умерли в один день.

Но это еще не вся концовка, - в рассказе также присутствует идейная составляющая. Автор в художественной форме намеревался поведать миру важную мысль, и в финале эта мысль должна найти максимальное выражение. Если нашла – рассказ состоялся.

В идеале при чтении рассказа у читателя должна возникать некая эмоциональная пульсация, а концовка – вызвать катарсис. То есть воздействовать очищающе и облагораживающе, возвысить и воспитать. Литература для того и нужна, чтобы читатель через героя лучше понял самого себя.

Сюжет . Париться над его оригинальностью, наверное, не стоит. В конце концов, все уже давно написано до нас. Максимум, что мы можем, это изложить старый, как мир, сюжет с присущим только нам стилем и изяществом.

В рассказе сюжетная линия одна. Герой хочет\не хочет что-то делать. Ему противостоят\помогают второстепенные персонажи, явления природы или социальная среда. Герой живет\борется\иногда страдает и, наконец, совершает\не совершает то, что должен\не должен.

Вот схема любого литературного конфликта – стержень, на который автор нанизывает придуманные эпизоды. Все эпизоды должны быть подогнаны под единую цель – раскрытие основного конфликта произведения. Все остальное – побоку.

Интрига присутствует обязательно. Главный герой хоть что-нибудь, но сделать должен. Хотя бы зевнуть - громко и протяжно. Иначе рассказ превращается в очень длинную миниатюру-настроение. Писать бессюжетные рассказы – очень большое искусство. Как, впрочем, и читать. Композиция рассказа должна быть соразмерной: 20% объема на вступление, 50% на основное действие, 10% на кульминацию и 20% на развязку. Еще раз пройдемся по терминам и соединим их с фактурой.

Экспозиция - изображение времени, пространства, действующих лиц.

«Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками.

Даже имена у них были похожи. Звали поросят: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и

Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, грелись на солнышке, нежились в лужах»

Завязка – начало конфликта, нарушение равновесия в отношениях между героями.

«Но вот наступила осень.

Солнце уже не так сильно припекало, серые облака тянулись над

пожелтевшим лесом.

Пора нам подумать о зиме, - сказал как-то Наф-Наф своим братьям,

проснувшись рано утром. - Я весь дрожу от холода. Мы можем простудиться.

Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей.

Но его братьям не хотелось браться за работу. Гораздо приятнее в

последние теплые дни гулять и прыгать по лугу, чем рыть землю и таскать

тяжелые камни»

Основное действие – нарастание конфликта, усиление противостояния героев.

«- Успеется! До зимы еще далеко. Мы еще погуляем, - сказал Ниф-Ниф и

перекувырнулся через голову.

Когда нужно будет, я сам построю себе дом, - сказал Нуф-Нуф и лег в

Ну, как хотите. Тогда я буду один строить себе дом, - сказал Наф-Наф.

Я не буду вас дожидаться.

С каждым днем становилось все холоднее и холоднее»

Кульминация наивысшая точка борьбы, вершина конфликта, когда становится ясен его исход.

«Он осторожно влез на крышу и прислушался. В доме было тихо.

"Я все-таки закушу сегодня свежей поросятинкой!" - подумал волк и,

облизнувшись, полез в трубу.

Но, как только он стал спускаться по трубе, поросята услышали шорох. А

когда на крышку котла стала сыпаться сажа, умный Наф-Наф сразу догадался, в

чем дело.

Он быстро бросился к котлу, в котором на огне кипела вода, и сорвал с

него крышку.

Милости просим! - сказал Наф-Наф и подмигнул своим братьям.

Ниф-Ниф и Нуф-Нуф уже совсем успокоились и, счастливо улыбаясь,

смотрели на своего умного и храброго брата.

Поросятам не пришлось долго ждать. Черный, как трубочист, волк

бултыхнулся прямо в кипяток.

Никогда еще ему не было так больно!

Глаза у него вылезли на лоб, вся шерсть поднялась дыбом.

С диким ревом ошпаренный волк вылетел в трубу обратно на крышу,

скатился по ней на землю, перекувырнулся четыре раза через голову, проехался

на своем хвосте мимо запертой двери и бросился в лес».

Развязка – новое состояние среды и героев после разрешения конфликта.

«А три брата, три маленьких поросенка, глядели ему вслед и радовались,

что они так ловко проучили злого разбойника.

А потом они запели свою веселую песенку.

С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей.

Вот и все, что мы знаем про трех маленьких поросят - Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа

и Наф-Нафа»

Отсутствие какой-либо части или сильный перекос по пропорциям портит рассказ однозначно.

У «Трех поросят», кстати, очень выверенная композиция! Потому мы и помним эту сказку по сию пору.

Вялое и затянутое начало приводит к тому, что читатель бросает читать рассказ после третьего абзаца.

Отступление от сюжета в виде описаний природы и цитирования научных статей допускаются, однако задайте себе вопрос – зачем это читателю? Если точно нужно, пусть остаются, но если есть хоть малейшее сомнение – все отступления вон!

Объем рассказа ограничен и предполагает исключение того, что не относится к сюжету. В рассказе (по сравнению с романом) возрастает значимость отдельного эпизода, а детали приобретают символический характер. Основные авторские силы надо бросать на описание главного героя. Главного героя можно описать в лоб, а можно – более изощренно, путем использования разнообразных художественных деталей.

Рассказ, написанный корявым языком, прочтут только ближайшие родственники автора. Самый большой грех автора – это нагромождение необязательных подробностей. Также портят рассказы излишняя детализация в описании действий, т.н. «гусеница».

Стиль можно выработать единственным способом – читать хорошую литературу. Закрепить – писать самому. Оттачивать и усовершенствовать стиль - значит внимать критике. Ну, и в заключение, как рекомендуется, парадоксальная развязка.

Не существует правил без исключений. Иногда нарушение законов построения рассказа приводит к ошеломительным эффектам.

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма. Определим его особенности и на примере рассказа А.П.Чехова » Хамелеон» рассмотрим их.

Особенности рассказа

  • Небольшой объём
  • Ограниченное число действующих лиц
  • Одна сюжетная линия, часто – это судьба главного героя.
  • В рассказе повествуется о нескольких, но чаще одном, важном эпизоде из жизни человека.
  • Второстепенные и эпизодические герои так или иначе раскрывают характер главного, проблему, связанную с этим главным героем.
  • По количеству страниц рассказ может быть и объёмным, но главное то, что всё действие подчинено одной проблеме, связано с одним героем, одной сюжетной линией .
  • Большую роль в рассказе играют детали. Иногда достаточно одной детали, чтобы понять характер героя.
  • В рассказе повествование ведётся от одного лица. Это может быть рассказчик, герой или сам автор.
  • Рассказы имеют меткое, запоминающееся название, в котором уже содержится часть ответа на поднятый вопрос. .
  • Рассказы написаны авторами в определённую эпоху, поэтому, конечно, они отражают особенности литературы той или иной поры. Известно, что до 19 века рассказы были близки к новеллам, в 19 веке появился в рассказах подтекст, чего не могло быть в более раннюю эпоху.

Пример.

Иллюстрации Герасимова С.В. к рассказу Чехова А.П.
« Хамелеон».1945 г.

Рассказ А.П. Чехова « Хамелеон»

  • Небольшой по объёму. Чехов вообще мастер короткого рассказа.
  • Главное действующее лицо – полицейский надзиратель Очумелов. Все остальные герои помогают понять характер главного, в том числе и мастеровой Хрюкин.
  • Сюжет строится вокруг одного эпизода – укуса собачкой пальца золотых дел мастера Хрюкина.
  • Главная проблема - высмеивание чинопочитания, подхалимства, угодничества, оценка человека по тому месту в обществе, которое он занимает, беспредел власть имущих людей. Всё в рассказе подчинено раскрытию данной проблемы - все изменения в поведении Очумелова по отношению к данной собачке - от желания навести порядок, чтобы не было бродячих собак, до умиления собачкой, которая, как оказалось, принадлежала брату генерала.
  • Важная роль в рассказе принадлежит детали. В данном случае это шинель Очумелова, которую он то снимает, то снова накидывает на плечи (в это время меняется его отношение к сложившейся ситуации).
  • Повествование ведётся от лица автора. В небольшом по объёму произведении Чехов сумел выразить своё негодование, сатирическое, даже саркастическое отношение к порядкам в России, в которой человек ценится не по его характеру, делам и поступкам, а по чину, им занимаемому.
  • Название рассказа – « Хамелеон»- очень точно отражает поведение главного героя, меняющего « свою окраску», то есть отношение к происходящему, в связи с тем, кому принадлежит собачка. Хамелеонство как социальное явление высмеивается автором в рассказе.
  • Рассказ написан в 1884 году, в период расцвет критического реализма в литературе России 19 века. Поэтому в произведении есть все черты данного метода: высмеивание пороков общества, критическое отражение действительности.

Таким образом, на примере рассказа Чехова А. П. « Хамелеон» мы рассмотрели особенности данного жанра литературы.

Жанр рассказ является одним из самых популярных в литературе. К нему обращались и обращаются многие писатели. Прочитав эту статью, вы узнаете, каковы особенности жанра рассказ, примеры самых известных произведений, а также популярные ошибки, которые совершают авторы.

Рассказ - это одна из малых литературных форм. Он представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев. При этом изображаются кратковременные события.

Краткая история жанра рассказ

В. Г. Белинский (портрет его представлен выше) еще в 1840 годы отличал очерк и рассказ как малые прозаические жанры от повести и романа как более крупных. Уже в это время в русской литературе вполне обозначилось преобладание прозы над стихами.

Чуть позже, во 2-й половине 19 века, очерк получил широчайшее развитие в демократической литературе нашей страны. В это время сложилось мнение о том, что именно документальность отличает этот жанр. Рассказ же, как считалось тогда, создается с использованием творческого воображения. Согласно другому мнению, интересующий нас жанр от очерка отличается конфликтностью сюжета. Ведь очерк характеризуется тем, что это в основном описательное произведение.

Единство времени

Для того чтобы более полно охарактеризовать жанр рассказ, необходимо выделить закономерности, присущие ему. Первая из них - единство времени. В рассказе время действия всегда ограничено. Однако не обязательно только одним днем, как в произведениях классицистов. Хотя это правило соблюдается не всегда, редко встречаются рассказы, в которых сюжет охватывает всю жизнь главного героя. Еще реже создаются произведения в этом жанре, действие которых длится веками. Обычно автор изображает какой-то эпизод из жизни своего героя. Среди рассказов, в которых раскрывается вся судьба персонажа, можно отметить "Смерть Ивана Ильича" (автор - Лев Толстой) и Бывает и так, что представлена не вся жизнь, а длительный ее период. К примеру, в чеховской "Попрыгунье" изображен ряд значимых событий в судьбе героев, окружающая их среда, непростое развитие взаимоотношений между ними. Однако это дается предельно уплотненно, сжато. Именно сжатость содержания, большая, чем в повести, является общим признаком рассказа и, пожалуй, единственным.

Единство действия и места


Существуют и другие особенности жанра рассказ, которые необходимо отметить. Единство времени тесно связано и обусловлено другим единством - действия. Рассказ - это который должен ограничиваться описанием какого-то одного события. Иногда главными, смыслообразующими, кульминационными в нем становятся одно-два события. Отсюда проистекает единство место. Обычно действие происходит в одном месте. Их может быть и не одно, а несколько, но их количество строго ограничено. К примеру, мест может быть 2-3, а вот 5 уже встречаются редко (они могут только упоминаться).

Единство персонажа

Еще одна особенность рассказа - единство персонажа. Как правило, в пространстве произведения этого жанра действует один главный герой . Изредка их может быть два, и совсем редко - несколько. Что касается второстепенных персонажей, их может быть достаточно много, однако они являются сугубо функциональными. Рассказ - это жанр литературы, в котором задача второстепенных героев ограничивается созданием фона. Они могут мешать или помогать главному герою, но не более. В рассказе "Челкаш" Горького, к примеру, всего два персонажа. А в чеховском "Спать хочется" и вовсе один, что невозможно ни в повести, ни в романе.

Единство центра

Признаки рассказа как жанра, перечисленные выше, так или иначе сводятся к единству центра. Действительно, рассказ невозможно себе представить без некоего определяющего, центрального знака, "стягивающего" все другие. Совсем не важно, будет ли этим центром какой-то статический описательный образ, кульминационное событие, само развитие действия или же значимый жест персонажа. Главный образ должен быть в любом рассказе. Именно за счет него держится вся композиция. Он задает тему произведения, обусловливает смысл рассказанной истории.

Основной принцип построения рассказа

Вывод из размышлений о "единствах" сделать нетрудно. Сама собой напрашивается мысль о том, что главным принципом построения композиции рассказа является целесообразность и экономия мотивов. Томашевский называл мотивом самый мелкий элемент Это может быть действие, персонаж или событие. Эту структуру уже невозможно разложить на составляющие. Значит, самым большим грехом автора является излишняя детализация, перенасыщение текста, нагромождение подробностей, которые можно опустить, разрабатывая этот жанр произведения. Рассказ не должен останавливаться на подробностях.

Нужно описывать только самое значимое, чтобы избежать распространенной ошибки. Она очень характерна, как ни странно, для людей, которые очень добросовестно относятся к своим произведениям. У них появляется желание по максимуму высказаться в каждом тексте. Так же часто поступают молодые режиссеры, когда ставят дипломные фильмы и спектакли. В особенности это касается фильмов, поскольку фантазия автора в этом случае не ограничивается текстом пьесы.

Авторы, обладающие развитым воображениям, любят наполнять рассказ описательными мотивами. К примеру, они изображают, как за главным героем произведения гонится свора волков-людоедов. Однако если начинается рассвет, они обязательно останавливаются на описании длинных теней, помутневших звезд, покрасневших облаков. Автор как будто полюбовался природой и лишь затем решил продолжить погоню. Жанр фантастический рассказ дает максимальный простор воображению, поэтому избежать этой ошибки бывает совсем не просто.


Роль мотивов в рассказе

Необходимо подчеркнуть, что в интересующем нас жанре все мотивы должны раскрывать тему, работать на смысл. Например, описанное в начале произведения ружье непременно должно выстрелить в финале. Мотивы, которые уводят в сторону, не стоит включать в рассказ. Или же нужно поискать образы, очерчивающие ситуацию, но чрезмерно не детализирующие ее.

Особенности композиции

Следует учесть, что не обязательно придерживаться традиционных приемов построения художественного текста. Их нарушение может оказаться эффектным. Рассказ можно создавать почти на одних описаниях. Но обойтись без действия все-таки нельзя. Герой просто обязан хотя бы поднять руку, сделать шаг (другими словами, совершить значимый жест). Иначе получится не рассказ, а миниатюра, зарисовка, стихотворение в прозе. Еще одной важной особенностью интересующего нас жанра является значимая концовка. Например, роман может длиться вечно, а вот рассказ строится иначе.

Очень часто концовка его парадоксальна и неожиданна. Именно с этим связывал появление катарсиса у читателя. Современные исследователи (в частности, Патрис Пави) рассматривают катарсис как эмоциональную пульсацию, которая появляется по мере чтения. Тем не менее значимость концовки неизменна. Концовка может кардинально изменить смысл рассказа, подтолкнуть к переосмыслению изложенного в нем. Об этом необходимо помнить.

Место рассказа в мировой литературе

Рассказ - который занимает важное место в мировой литературе. Горький и Толстой обращались к нему как в ранний, так и в зрелый период творчества. Рассказ у Чехова является основным и излюбленным жанром. Многие рассказы стали классическими и наравне с крупными эпическими произведениями (повестями и романами) вошли в сокровищницу литературы. Таковы, например, рассказы Толстого "Три смерти" и "Смерть Ивана Ильича", тургеневские "Записки охотника", произведения Чехова "Душечка" и "Человек в футляре", рассказы Горького "Старуха Изергиль", "Челкаш" и др.

Преимущества рассказа перед другими жанрами

Интересующий нас жанр позволяет выделить особенно выпукло тот или иной типичный случай , ту или иную сторону нашей жизни. Он дает возможность изобразить их так, чтобы внимание читателя было полностью сосредоточено на них. К примеру, Чехов, описывая Ваньку Жукова с письмом "на деревню дедушке", полным детского отчаяния, подробно останавливается на содержании этого письма. Оно не дойдет по назначению и из-за этого становится особенно сильно с точки зрения обличительности. В рассказе "Рождение человека" М. Горького эпизод с рождением ребенка, которое происходит на дороге, помогает автору в раскрытии основной идеи - утверждении ценности жизни.

Рассказ является большой литературной формой письменной информации в литературно-художественном оформлении. При записи устных пересказов рассказ обособился как самостоятельный жанр в письменной литературе.

Рассказ как эпический жанр

Отличительными чертами рассказа являются малое количество действующих лиц, небольшое содержание, одна сюжетная линия. Рассказ не обладает переплетениями в событиях и в нем не может встречаться пестрота художественных красок.

Таким образом, рассказ - это повествовательное произведение, которому присущ небольшой объем, малое количество героев и кратковременность изображаемых событий. Этот вид эпического жанра восходит к фольклорным жанрам устного пересказа, к иносказаниям и притчам.

В XVIII веке разница между очерками и рассказами была еще не определена, но со временем рассказ стали отличать от очерка конфликтностью сюжета. Существует различие между рассказом "крупных форм" и рассказом "малых форм", но зачастую это различие условно.

Встречаются рассказы, в которых прослеживаются характерные черты романа, а также есть небольшие по объему произведения с одной сюжетной линией, которые называют все-таки романом, а не рассказом, несмотря на то, что все признаки указывают на этот вид жанра.

Новелла как эпический жанр

Многие считают, что новелла - это определенный вид рассказа. Но все же определение новеллы звучит, как разновидность малого прозаического произведения. От рассказа новелла отличается сюжетом, который зачастую острый и центростремительный, строгостью композиции и объемом.

Новелла чаще всего раскрывает острую проблему или вопрос через одно событие. Как образец , новелла возникла в эпоху Возрождения - самым знаменитым примером является "Декамерон" Бокаччо. Со временем новелла стала изображать парадоксальные и необычные происшествия.

Расцветом новеллы, как жанра, считается период романтизма. Знаменитые писатели П. Мериме, Э.Т.А. Гофман, Гоголь писали новеллы, центральной линией которых было разрушить впечатление о привычной повседневности.

Новеллы, которые изображали судьбоносные события и игру рока с человеком, появились в начале XX века. Такие писатели, как О. Генри, С. Цвейг, А. Чехов, И. Бунин уделяли значительное внимание жанру новеллы в своем творчестве.

Повесть как эпический жанр

Такой прозаический жанр, как повесть, представляет собой промежуточное место между рассказом и романом. Изначально повесть была источником повествования о каких-либо реальных, исторических событиях ("Повесть временных лет", "Повесть о Калкской битве"), но впоследствии она стала отдельным жанром для воспроизведения естественного течения жизни.

Особенностью повести считается то, что в центре ее сюжета всегда находится главный герой и его жизнь - раскрытие его личности и пути его судьбы. Для повести характерна последовательность событий, в которых раскрывается суровая действительность.

А подобная тема крайне актуальна для такого эпического жанра. Знаменитыми повестями являются "Станционный смотритель" А. Пушкина, "Бедная Лиза" Н. Карамзина, "Жизнь Арсеньева" И. Бунина, "Степь" А. Чехова.

Значение художественной детали в повествовании

Для полноценного раскрытия замысла писателя и для полного понимания смысла литературного произведения очень важна художественная деталь. Это может быть подробность интерьера, пейзажа или портрета, ключевым моментом здесь является то, что писатель подчеркивает эту подробность, тем самым обращая на нее внимание читателей.

Это служит способом выделить какую-ту психологическую черту главного героя или настроения, которое характерно для произведения. Примечательно, что важная роль художественной детали заключается в том, что она одна может заменить множество повествовательных подробностей. Таким образом автор произведения подчеркивает свое отношение к ситуации или к человеку.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: О’Генри «Последний лист»: размышления о назначении художника и искусства
Следующая тема:   Басни Крылова: «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Волк и Ягненок» и др.

Введение

Данная курсовая работа дает возможность в общих чертах ознакомиться с творчеством У.С.Моэма. В зарубежном литературоведении интерес к творчеству Моэма не угасает на протяжении всего ХХ века.

Объектом исследования являются рассказы Моэма. Что может быть в них общего, а также в чем их уникальность. Первая глава не относится к творчеству писателя, здесь описываются признаки рассказа, что можно считать рассказом, жанрово-стилистические особенности рассказа, можно ли новеллу отнести к рассказу. Во второй главе можно в целом ознакомиться с биографией прозаика. Третья глава посвящена рассказам У.С. Моэма, дается краткое содержание некоторых рассказов и анализ. Чем отличаются периоды творчества, и по какому признаку можно разгруппировать рассказы.

Предметом анализа служат жанрово-стилистические особенности рассказов Моэма и элементы повествования.

Актуальность данной работы заключается в ярко выраженной индивидуальности стиля У.С.Моэма. Целью является доказать это, проанализировать рассказы и рассказать о личности Моэма.

> Короткий рассказ как жанр

> Жанровые признаки короткого рассказа

Литературные жанры, как и все общественные явления, подвержены законам эволюции. Поэтому жанры словесности никогда не будут окончательно завершенными: они находятся в постоянном диалектическом изменении, при этом сохраняя определенные жанровые особенности . Жанр - явление настолько сложное, что его невозможно определить даже развернутой дефиницией. Жанры сливаются, пересекаются, и в любом жанре наступает переломный момент, так называемый «кризис жанра», тогда происходят непроизвольные изменения. Эти изменения неизбежны, они вызваны различными причинами - историческими, социально-политическими, художественными и прочими. Эти причины и обусловливают становление и развитие каждого жанра.

Рассказ -- малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. -- и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.

Прежде всего нас интересует вопрос о рассказе как о явлении целостном, всегда изменяющемся во времени, но в то же время устойчивом. Каковы характерные признаки , позволяющие отличить рассказ от других видов литературы? Поиском ответа на этот вопрос литературоведы занимаются уже давно. Проблема жанровой специфики рассказа ставилась и решалась в работах И.А. Виноградова, Б.Н. Эйхенбаума, В.Б. Шкловского, В. Гоффеншеффера, и других критиков еще в 20-е, 30-е годы XX века.

Некоторые литературоведы причисляют новеллу к рассказам, некоторые относят новеллу и рассказ к жанровым разновидностям малой прозы. Я склоняюсь к последнему мнению , потому что для новеллы характерна напряженность действий и драматизм, главный герой борется с чем-то на протяжении истории. Так что новелла представляет собою малый роман. В рассказе же может быть лишь повествование, описание, и в конце его доносится какая-либо идея, философская мысль, или просто показывается исключительность героя или событий, при этом напряженность не является целью, и сюжет не запутывается.

Таким образом, рассказ (тем более короткий) - видоизменение жанров басни, сказки, легенды, которые уже устарели стилем, и им на смену пришел так называемый рассказ. Например, с исторической точки зрения, в баснях Крылова содержатся философские мысли. В басне «Ворона и лисица» прослеживается идея лести и мысль о том, что лесть лжива и обманчива, что ее следует остерегаться и не попадаться в е сети, т.к. человек льстит ради выгоды. При этом автор использует прием аллегории.

Корни рассказа лежат в фольклоре. Легенда, анекдот, сатира, песня, пословицы и другие виды народного творчества обусловили возникновение в художественной литературе повествовательного (рассказываемого) жанра.

Именно с фольклора писатели черпали и способы реалистического изображения людей, картин природы, образы, темы и сюжеты для своих произведений. Рассказ возник на почве жанров устного народного творчества, стал удобной формой художественного отображения действительности и получил широкое распространение. Элементы рассказа наблюдались еще в античной литературе (II - IV в н. э.), но как отдельный жанр рассказ окончательно сформировался в эпоху Возрождения. Образцами первых произведений рассказываемого жанра явились «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера в Англии, в Италии - «Декамерон» Боккаччо.

В рассказе материалом для перипетий выступают поступки, действия персонажей. Элементы композиции расположены почти всегда в причинно-логической последовательности. Детали тщательно отбираются, в основном наиболее яркие характеристичные, это создает лаконизм. Его задача - показать предмет, образ в его уникальности. Развязка рассказа представляет собой логическое умозаключение, которое и является идеей всего его.

По мнению большинства литературоведов, основные характерные признаки рассказа заключаются в следующем:

Малый объем;

Изображение одного или нескольких событий;

Четкий конфликт;

Краткость изложения;

Закон выделения главного героя из среды персонажей;

Раскрытие одной, доминирующей черты характера;

Одна проблема и вытекающее из этого единство построения;

Ограниченное количество персонажей;

Полнота и законченность повествования;

Наличие драматургического построения.

Исходя из названных признаков, можно вывести определение рассказа.

Рассказ - небольшое повествовательное художественное произведение про одно или несколько событий в жизни человека или группы людей, в котором изображаются типовые картины жизни. Таким образом рассказ обособливает частный случай из жизни, отдельную ситуацию и придает им высокий смысл. Главная задача рассказчика - передать событие, образ, в его доподлинной уникальности. Жанровое отличие рассказа ряд исследователей видит в особенностях изображения характера: в рассказе он статичен, то есть не меняется в поступках и действиях, а только раскрывается. Джек Лондон, например, говорил, что «развитие не присуще рассказу, это особенность романа».

Малый размер произведения влечет необходимость создавать строго ограниченный по объему материал» рассказ держит автора в строгости и композиционной, и стилистической.

Особую роль в создании картины в рассказе играет художественная деталь, т.е. особо содержательная подробность. Она помогает автору добиться предельной сжатости изображения.

Ø Эпос род повествовательной литературы, для которой характерно изображение событий и человеческий характеров, внешних по отношению к автору (личность автора остается за пределами текста).

Ø Лирика род литературы, для которого характерно воплощение мыслей, чувств, переживаний автора. В центре лирических произведений – описание внутреннего мира самого автора.

Ø Драма род литературы, основу которого составляет живое действие , которое разворачивается на глазах зрителей в настоящий момент. Характеры героев раскрываются через острые конфликты в форме диалогов и монологов.

ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

· Рассказ – малая форма эпической прозы, прозаическое произведение, которое изображает одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц.

· Повесть – жанр повествовательной литературы, чаще всего история одной человеческой жизни, связанная с судьбами других людей, рассказанная от имени героя или самого автора. По характеру развития действия сложнее рассказа.

· Новелла – жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу, с острым, захватывающим сюжетом. Небольшой повествовательный рассказ с необыденным и строгим сюжетом, с ясной композицией.

· Очерк – жанр, близкий по объему к рассказу или повести, основанный на достоверных событиях.

· Роман – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою целых поколений. Передает наиболее глубокие и сложные процессы.

· Эпопея или роман-эпопея – особый вид романа, монументальный по широте и времени изображаемых событий, особо значимых не только для жизни отдельного человека, но и нации. Характерная черта эпопеи – наличие множественных взаимосвязей между героями. Эпопея повествует о значительных, героических, исторических событиях.

ЛИРИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

· Ода – лирическое произведение прославляющего содержания, которое выражается в патетическом и торжественном стихе. Ода посвящается какому-нибудь историческому событию или герою.

· Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения или имитирующее особенности вокального исполнения.

· Романс – лирическое произведение любовного содержания, которое отличается от песни большей утонченностью эмоций, некоторой сентиментальностью.

· Элегия – лирический жанр, в котором выражаются преимущественно философские размышления, грустные раздумья, тоска по прошлому.

· Сонет – стихотворение в 14 строк. Классическая (итальянская) схема сонета – два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцины). Шекспировский сонет – три четверостишия и двустишие.


· Послание – лирической произведение в форме обращения к реальному или вымышленному лицу ил группе лиц.

· Сатира – художественное произведение, изображающее отрицательные явления действительности в смешном, гротесковом виде.

· Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь определенное лицо.

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

· Басня – небольшое сатирическое произведение аллегорического (иносказательного) характера с нравоучительными целями.

· Баллада – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-нибудь необычный случай.

· Поэма – поэтическое произведение, для которого характерно наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя.

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

Произведение, которое ставится на сцене драматического театра, называется драма [древнегреч. drama – «действие», «действо»]или пьеса [фр.piece – «кусок»]. В XVI-XVII вв. словом «пьеса» называли любой фрагмент, который представляли актеры или исполняли музыканты, в XVIII в. – текст, написанный специально для сцены.

В XVIII в. «драмой» называли не только род литературы, но и жанр драматургии.

· Трагедия (греч.«трагоди а») – драматический жанр, в основе которого лежит особо напряженный, непримиримый конфликт, таящий в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающийся гибелью героя. Трагедия подражает или изображает трагическое, но обязательно значительное.

§ Комедия (греч.«комоди а») – драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Стержень комедии – нелепые события, смешные и забавные поступки людей, их характеры.

§ Драма. Понятие «драма» имеет два значения: род литературы (эпос, лирика, драма) и жанр внутри одноименного рода. Сформировался в XVIII в. В драме сочетаются жанровые черты трагедии и комедии. Драма (в узком смысле слова) – драматический жанр, отличающийся наличием острого конфликта, который по сравнению с трагическим не столь возвышен, более приземлен и так или иначе разрешим.

§ Мим (от греч.«ми месис» – «подражание»). Мамами называют короткие сценки комического содержания, которые сочетают импровизированный диалог, пение и танцы. Мимы – называли и актеров, которые играли без слов, при помощи пластики тела и мимики. Появился в эпоху Античности.

§ Трагикомедия (от соединения – «трагедия» и «комедия») – драматическое произведение, построенное на основе трагедийного конфликта, разрешение которого связано с комическими, несуразными положениями и не требует обязательной гибели героя. Сформировалась в эпоху Возрождения. В трагедии события, персонажи рассматриваются двойственно: добрый-злой, щедрость-скупость, черное-белое и т.п.

§ Мелодрама (от греч. «мелос» – «песнь», «мелодия» и «драма»). Сложилась в XVIII в. Первоначально такие спектакли сопровождались музыкой. Позже мелодрамами стали называть пьесы, где изображались драматические события, но все завершалось благополучно. Персонажи мелодрамы говорят друг с другом на повышенных тонах, их речь сопровождается резкими жестами, они плачут или рыдают.

§ Водевиль (фр. Vaudeville, предположительно, термин произошел от названия французских городских песен – фр.voix de ville – «голоса города»). Получает развитие в европейских театрах на рубеже XVIII-XIX вв. Текст в водевилях – прозаический, либо поэтический – чередовался с веселыми куплетами, анекдотами, нравоучениями.

§ Монодрама (от греч.«монос» – «один», «единственный» и «драма») – сценическое произведения для одного актера. Получает развитие на рубеже XIX-XX вв.