В чем сила характера и протеста катерины. Сила и слабость характера Катерины Кабановой (Островский А

Островский был удивительный писатель, который чувствовал настроение своего времени. Его произведения наполнены жизнью, вопросы им затронутые остаются актуальны и по сей день. Те, кто желает не просто читать хорошие книги, но и заниматься самоанализом, должны познакомиться с его творчеством.

Одним из самых главных произведений писателя является пьеса «Гроза», написанное в эпоху революционного движения. Данная атмосфера очень сильно повлияла на содержание произведения, мы можем увидеть, как название символизирует начало чего-то страшного и необычного.

В первой части пьесы, герои чувствует приближение страшной и мощной силы. Особенной сильно ощущает ее главная героиня, которая, словно поддавшись хаосе в стране, пригласила его в свою собственную жизнь. История Катерины трагична, так как девушка приняла любовь, но не смогла ее присмирить.

История девушки довольна банальна для того времени. Детство Катерины было веселым и беззаботным, находясь под крылом родителей она чувствовала себя в безопасности. Девушка любила жизнь и мир, и, казалось бы, он отвечал ей тем же. Ситуация изменилась после ее взросления, будучи наивной и мечтательной девушкой. Она вышла замуж за нелюбимого ей человека, для того что бы быстрее стать самостоятельнее и наконец-то обрести статус замужней, о чем мечтали все девочки того времени.

Замужество оказалось настоящей пыткой и теперь читатель видит ее уже уставшей и измученной женщиной. Она не весела и все дни проходят в печали, ей ненавистны все из ее новой семьи, а муж вызывает лишь жалость. Она была такой счастливой и беззаботной, но за несколько лет в ней умерло все самое сказочное и волшебное, то что привлекало ее в других людях. Появление Бориса меняет жизнь главной героини, создавая шатающейся мост, который в любой момент может упасть.

Катерина очень религиозна, ей стыдно от одной лишь мысли – изменить своему мужу, предать его и стать грешной. С каждым разом видя при встрече Бориса она желает скрыться, убежать, но влюбленное сердце заставляет смотреть, подойти ближе и завести разговор.

Действительно, такая ситуация не могла оставаться на одном месте долгое время. Борис так же полюбил Катерину и намеривался увезти ее с собой, где они бы могли упиваться своим счастье. Надвигалась гроза, автор применяет подобный символ что бы охарактеризовать не только настроение вокруг, момент, когда крепостное право будет отменено, но и настроение главной героини, которое двигалось к своему апогею.

Катерина и Борис позволили любви поглотить полностью их сердца и сознание. Герой обещал ей выбраться из железных лам семьи Кабановых, но вот только Катерина не смела и мечтать о таком счастье. Она прекрасно понимала какое предательство совершила, какой грех обрушился на ее хрупкие плечи.

Нельзя точно сказать, сильная и слабая личность Катерина. Она представляется читателем с нескольких сторон, первая это сторона ее слабости. Девушка была замужней, но несмотря на это она поддалась чувствам, которые, по ее словам, было сложно сдержать. Другая сторона – это сторона сильной Катерины, ее роковой поступок, подаривший ей спокойствие и отсутствие выбора. Многие могут подумать, что самоубийство было попыткой сбежать от проблем, но это ни так. Ведь она понимала какой грех принесет подобное преступление, она хотела наказать себя, наказать за то, что совершила такую ужасную и глупую ошибку – отдалась воле своего сердца.

29.03.2013 20467 0

Урок 68
СИЛА И СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРА КАТЕРИНЫ. СТАТЬЯ
Н. ДОБРОЛЮБОВА «ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ»

Цели : углубить представления учащихся о главной героине пьесы Островского; раскрыть силу и слабость характера Катерины; развивать умение анализировать образы-персонажи; совершенствовать навыки самостоятельной работы над текстом драматического произведения; определить, в чем смысл заглавия пьесы.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Чем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?

2. Расскажите о ее интересах и увлечениях в девичестве.

3. В чем различие между жизнью Катерины в родительском доме и в доме Кабанихи?

4. Могла ли Катерина найти свое счастье в семье? При каких условиях?

5. С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?

6. В чем трагизм ее положения?

7. Финал драмы. Докажите, что развитие действия неизбежно ведет к нему.

8. Могла ли Катерина найти иной выход, кроме самоубийства?

9. Смерть героини – поражение или победа?

Н. Добролюбов пишет о Катерине: «Вот истинная сила характера». Героиня Островского, в отличие от окружающих ее людей, – натура искренняя, поэтическая. Катерина везде ищет красоту: в труде, в общении с людьми, с Богом. Все, что происходит в душе, для нее важнее событий внешнего мира.

Но нельзя не заметить решительности и свободолюбия в характере Катерины. Бесполезно такую героиню «переделать» или подчинить кому бы то ни было. И вот такая женщина попадает в обстановку произвола и лицемерия. Катерина пытается противопоставить деспотизму и ханжеству Кабанихи чувство собственного достоинства. В этом – начало ее гибели.

Трагедия Катерины обусловлена тем, что она не любит мужа. Она понимает, что Тихон недостоин не только ее любви, но и уважения. Во время проводов Тихон повторяет Катерине оскорбительные наставления матери.

Но в душе Катерины уже возникло чувство к Борису. Проснувшаяся любовь воспринимается ею как страшный грех, позор, потому что чувство к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Душевная драма разгорается.

Катерина не может жить обманывая. В этот период она одинока, даже любимый человек не способен ее поддержать… Земные муки кажутся ей страшнее ада, а смерть она воспринимает как избавление от них. Со стороны Катерины самоубийство – это сила, даже протест, очевидно, в том случае, когда иные формы борьбы невозможны.

Кто же виновники ее гибели? Их предостаточно. Это и властная Кабаниха, и безвольный Тихон, и нерешительный Борис. Катерина одержала нравственную победу над всеми этими людьми и обстоятельствами.

«Смерть Катерины произвела существенные последствия в калиновском сознании и поступках обывателей», – пишет А. Анастасьев .

II. Обсуждение статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Статья, посвященная анализу пьесы «Гроза», была напечатана вслед за постановкой драмы в Московском Малом театре в 1860 г. (Критик дал блестящий анализ идейного содержания, а также художественных особенностей пьесы «Гроза». Охарактеризовал всех действующих лиц, но больше всего внимания уделил главной героине – Катерине. )

Вопрос ы:

1. «Луч света в темном царстве» – что имел в виду Добролюбов, дав такое название своей статье?

2. Прочитайте наиболее яркие, на ваш взгляд, положения статьи.

3. «Конец этот кажется нам отрадным», – говорит Добролюбов о судьбе Катерины. Справедлива ли эта мысль?

4. Какова суть спора Д. И. Писарева и Н. А. Добролюбова по поводу «Грозы» и главной героини? Чья точка зрения представляется вам более глубокой?

(Д. И. Писарев. Статьи «Мотивы русской драмы» и «Посмотрим!».

«Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… Катерина, как все обиженные Богом и воспитанием мечтатели, видит вещи в розовом свете… Она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым образом, самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой».)

«Лучом света в темном царстве» назвал Катерину Н. А. Добролюбов. По словам критика, в трагическом конце «дан страшный вызов самодурной силе». Самоубийство героини как бы на миг осветило «беспробудный мрак «темного царства».

«В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

III. Обсуждение смысла названия драмы «Гроза».

Беседа с учащимися по вопросам :

1. Что означает слово «гроза» в произведении Островского?

2. Какой смысл вкладывает в него каждый из героев?

Гроза … Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.

Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.

В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)

Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.

Гроза – это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.

Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.

Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.

3. Как же относятся герои пьесы к грозе?

Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.

Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы. Вот почему поэтический образ грозы выражает и то «освежающее и ободряющее чувство», о котором говорил критик Н. А. Добролюбов.

Домашнее задание.

1. Чтение драмы «Бесприданница».

2. Ответить на вопрос ы:

1) В чем суть основного конфликта драмы?

2) Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой? Катерина Кабанова и Лариса Огудалова.

Сочинение на тему:

"Сила или слабость Катерины проявляется в ее самоубийстве
в произведении Островского "Гроза"?

Читая пьесу Островского "Гроза", невольно задаешься вопросом: сила или слабость
Катерины проявляется в ее самоубийстве в финале пьесы? Правильно она поступила или
нет? По этому поводу существовало много споров между литературными критиками 40-х, 50-х годов 19-го столетия. Так, Добролюбов отметил "сильные, бунтующие
мотивы" в характере Катерины и связал их с атмосферой кризиса, в котором находилось все
российское общество. По его словам, в драме Островского показан сложный, трагический
процесс раскрепощения оживающей души.

Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым - Борисом. Сцена пронизана
тревогой. Звучит мотив народной песни - мотив неминуемой гибели ("Ты убей, загуби меня
со полуночи... "). "Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?" - предчувствует
беду Катерина. Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя любви идёт на
верную гибель! "Не жалей, губи меня!" - восклицает она, отдавшись этому чувству. Так
любить может не всякий, и мы убеждаемся в необычайной силе героини.

А каковы слова Катерины, произнесенные в оправдание своему мужу и себе, перед
Кабанихой. Вслушаемся в них внимательно: "Для меня, маменька, всё одно, что родная
мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит". В отличие от жены, Тихон произносит свои
оправдания жалобно, и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на "вы".
Катерина говорит о том же, что и Тихон, возражая на упреки. Но с каким достоинством, как
просто и искренне говорит она. Характерно и это обращение на "ты" (как к равной). Она
стремится к ясным, доброжелательным человеческим отношениям.

В первом явлении мы представляем себе Катерину как покорную жертву, человека со
сломанной волей и растоптанной душой. "Маменька её поедом ест, а она как тень какая
ходит, безответная. Только плачет да тает как воск", - говорит о жене Тихон. И вот она сама
перед нами. Нет, она не жертва. Она человек с сильным, решительным характером, с живым,
вольнолюбивым сердцем. Она не чувствует себя рабой, напротив, она свободна, хотя бы
потому, что всё потеряла, что нечем ей больше дорожить, даже жизнью: "Для чего мне
теперь жить, ну для чего?"

Жажда освобождения торжествует и над ее религиозными представлениями. "Всё равно, что смерть придёт, что сама…, а жить нельзя." размышляет она о самоубийстве. И далее она подвергает сомнению это представление: "Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться".
Предсмертные слова Катерины обращены не к богу и выражают не раскаяние в совершённых
грехах, они обращены к любимому; "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Так свободное от
предрассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины

С другой стороны можно показать, что Катерина проявила слабость. Такая точка
зрения существует у Писарева, когда в статье "Мотивы русской драмы" он оценивал
"Грозу". Статья была направлена полемически против Добролюбова. Писарев назвал
Катерину "полоумной мечтательницей" и "визионеркой": "Вся жизнь Катерины, по его
мнению, - состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из
одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что сделала вчера, и между тем,
сама не знает, что будет делать завтра; наконец, перепутавши все, что было у нее под
руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством".

На самом деле самоубийство - не глупое, а последнее средство отчаявшегося
человека. С точки зрения атеиста, в поступке Катерины - сила. Но с точки зрения
православия, самоубийству нет прощения, какими бы мотивами оно не оправдывалось. Это
один из самых тяжелых грехов. Считается, что люди должны терпеть то, что им посылает
судьба. Катерина должна была нести свой крест. Интересен тот факт, что в старину самоубийц хоронили не на кладбище, а рядом. И проходившие мимо люди знали о судьбе
умершего. А ведь Катерина мечтала, освободившись от мирской жизни, о том, как: "Под
деревцем могилушка... Солнышко ее греет... Птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
выведут. " Ее душа не могла спокойно существовать без красот природы, любви.

Таким образом, мы видим, что если пробуждается протест, пусть и в таких пассивных
формах, пусть и таким слабым существом, какой считали женщину в ту эпоху, то это и есть
нарастающий протест в народе, сигнал, который являлся предвестником гибели старого
уклада жизни, опиравшегося на систему феодально-крепостнического деспотизма, и
набирания оборотов новых прогрессивных стремлений к равноправию, к свободе
человеческой жизни.

Пьеса Островского написана в середине XIX века, во время подъема революционного движения масс, в эпоху, когда личность поднималась на борьбу за свое раскрепощение. «Гроза», по мнению Н. А. Добролюбова, «самый решительный произведение Островского», потому что в нем показан сложный трагический процесс раскрепощения души, оживает. В пьесе мрак борется со светом, взлеты сменяются падениями, здесь показаны и живучесть морали «темного царства», и непрочность этой морали, и сила характера, которая смогла перешагнуть через нее даже ценой собственной жизни. И со всей жестокостью, несправедливостью «темного царства» борется Катерина — главная героиня пьесы Островского. Светлым и тихим было ее детство. Екатерина ходила в церковь, слушала рассказы паломниц, вышивала золотом по бархату Но религиозность Катерины — это вера в волшебные сказки, которые она слушала в детстве. В религии Катерину привлекает прежде красота переводов, церковная музыка, иконопись, «ее представления работает неутомимо и уносит ее в новый мир,« тихий и светлый.

Но смелый и решительный характер Катерины проявляется еще в детстве. Она рассказывает Варваре: «Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем дома, а дело было вечером, уже темно: я выбежала на Волгу, села в лодку и оттолкнула его от берега. На другое утро уже нашли верст за десять »Светлое детство прошло, и Катерину выдают замуж за нелюбимого. Жизнь у свекрови сразу не понравилось Екатерине. Сварливая и жестокая Кабанихи, что своих родных «поедом ест», «точит, как ржа железо», пытается подавить свободолюбивую натуру Катерины. Но героиня смело вступает в борьбу с Кабанихи. Честная и правдолюбна, Екатерина не умеет приспосабливаться к жизни «темного царства». «Не хочу здесь жить, так не буду, хоть ты меня край» — решительно говорит она Варваре.

Нежно и страстно Екатерина любит Бориса. Ее любви — это тоже протест против моральных устоев «темного царства». Сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественные обычаи и религиозные понятия: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю» Но счастье только поманили Екатерину. Две недели она встречалась с Борисом, но вот приезжает Тихон. Напуганная грозой и причитаниями полусумасшедших дамы, Екатерина во всем признается мужу. «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался! — Зло говорит Кабанихи Тихону. Она зловтишаеться, получившая верх над Екатериной. Но мы видим, что в этой борьбе морально побеждает Катерина, а не Кабанихи. Протест Катерины растет. Она готова на все, поэтому просит Бориса взять ее с собой. Но Борис «не по своей воле» едет, он полностью зависит от своего дяди, купца дикого. Последняя надежда угасла в душе Катерины. «Сову жить? Нет, нет, не надо … нехорошо! »- Думает она. Екатерина понимает, что жить в доме Кабанов — это аморально. Но лучше не жить совсем, чем мириться с «жалким прозябанием. Н. А. Добролюбов пишет: «… Она рвется к новой жизни, хотя бы пришлось умереть в этом порыве. Вот он, протест Катерины, протест против зла и мещанства, жестокости и лжи, протест, «доведенный до края»

В ответ на статью Н. А. Добролюбова через четыре года вышла статья Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы». В ней Писарев критикует статью Добролюбова «Луч света в« темном царстве »и удивляется, что критики не смогли« сделать Добролюбову ни одного возражения. Писарев говорит о Катерине: «Что это за любовь, которая возникает от обмена несколькими взглядами? .. Наконец, что это за самоубийство, вызванное такими мелкими обидах, которые переносятся совершенно благополучно всеми членами всех русских семейств? »Критик подтверждает, что Добролюбов, увидев в каждом поступке Катерины что-нибудь хорошее, составил идеальный образ, увидел вследствие этого« луч света в «темном царстве». Писарев не может согласиться с этим, потому что «воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума. Разум дороже превыше всего, или, вернее, ум — все ».

Почему же так расходятся взгляды Писарева и Добролюбова Что заставляет одного писать о силе характера Катерины, а другого — о слабости этого характера? Вспомним, что статья Добролюбова вышла в 1860 году, во время революционного подъема, когда на первом плане стояли смелые и решительные герои, рвались к новой жизни, готовы к смерти ради него. В то время другого протеста быть не могло, но даже такой протест утверждал силу характера личности. Статья Писарева была написана в 1864 году, в эпоху реакции, когда нужны были мыслящие натуры. Поэтому Д. И. Писарев так и пишет о поступке Катерины: «… Сделав много глупостей, бросается в воду и делает таким образом последнюю и самую глупость.

Как я отношусь к Катерине ли считаю ее «лучом света в« темном царстве »? Да, я люблю Катерину, люблю ее доброту и нежность, искренность ее чувств, ее решительность и правдивость. Я считаю, что Катерину можно назвать «лучом света в« темном царстве », потому что она протестует против кабанивських представлений о нравственности,« не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу ». В этом и состоит, по-моему, сила характера Катерины.

Изучая и анализируя произведение А. Н. Островского «Гроза», я понял, что главная героиня драмы – Катерина является крайне противоречивой личностью.

Основным противоречием является самоубийство. Я считаю, что оно произошло в результате конфликта между Кабанихой и Катериной и разочарования в Борисе. Даже возникающие в последнем действии драмы мотивы доброты и прощения не могут спасти главную героиню от самоубийства. В связи с тем, что Катерина глубоко верующий человек, она понимает, что супружеская неверность – страшный грех и у неё остаётся только один выход – броситься в Волгу. Гибель Катерины очень тесно связана с отсутствием милосердия, прощения, понимания… Свою роль также сыграли жестокие нравы города Калинова.

Как оценивать поступок Катерины? Стоит ли её осуждать или правильнее будет понять и оправдать? Если посмотреть на этот вопрос с точки зрения греха, то она слабая личность, которая не смогла с достоинством прожить. С другой стороны, Катерина на протяжении всего произведения показывала себя сильной личностью: правильной и светлой, чуткой и честной, покорной и доброй. Она заступалась за нелюбимого мужа, подчинялась надоедливой свекрови, была открытой в своих чувствах. Исходя из этого, можно оправдать главную героиню драмы «Гроза».

Из вышеуказанного следует, что нельзя однозначно утверждать о силе или слабости Катерины, так как самоубийство зависло от разнообразных причин и не было импульсивным и внезапным, Катерина предрекала свою смерть. Необходимо понять, что мир, где отсутствует понимание, сопереживание и милосердие обречён!

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.