Значение «оливер, исаак (айзек). Английская портретная миниатюра эпохи Елизаветы I Тюдор Европейское искусство: Живопись

Еще в собрание гравюр Хендрика Хондиуса попал один англичанин, с биографией которого повезло побольше. Правда, возникает вопрос - почему у голландского гравера помещен именно он, а не более известный его учитель - английский художник, ювелир и иллюстратор манускриптов, прославившийся своими портретными миниатюрами Николас Хиллиард (Nicholas Hilliard, 1547-1619). О Хиллиарде поговорим как-нибудь в другой раз, а сегодня представлю его ученика.

Исаак (Айзек) Оливер
Isaac Oliver

Robert de Baudous Isaac Oliver the Englishman.

Английский художник-миниатюрист и рисовальщик французского происхождения.
Впрочем, о годе рождения историки ведут споры, называя даты между 1556 и 1568 годами. Родители Оливера – французские гугеноты Петер и Епифания Оливер (Peter and Epiphany Oliver), бежали из Франции в Англию от преследований из-за начавшихся религиозных войн приблизительно в 1568 году. В 1571 году они получили в Лондоне право на жительство, а поскольку семья приехала в Англию приблизительно тремя годами ранее уже с сыном, то Исаак, должно быть, родился в Руане в 1568 году или ранее. Гипотеза о том, что будущий художник родился в 1565 году, является общепринятой.

Есть сведения, что отец Оливера в 1557 году проживал в Женеве, когда там же жил молодой живописец Николас Хиллиард, и, возможно, они были знакомы. Отсюда можно сделать вывод, почему Оливер спустя 20 лет стал учеником именно Хиллиарда (1547-1619), который считается основателем английской школы портретной живописи. Отмечу, что Николас был сыном ювелира, сам учился ювелирному искусству, а примерно в 1570 году стал придворным миниатюристом королевы Елизаветы.
Оливер начал обучение в Лондоне в возрасте пятнадцати лет и был учеником уже знаменитого миниатюриста в течение семи лет. В письме 1598 года Ричард Хэйдок именует Оливера, как «хорошо получающего прибыль» ученика Хиллиарда. Самая ранняя датированная миниатюра Оливера – «Портрет двадцатилетней женщины» (1587). Высокий профессионализм уже первых миниатюр, а также рисунки 1590-х годов на библейские темы, свидетельствуют о знакомстве Исаака с творчеством художников школы Фонтенбло и фламандских маньеристов, в частности Флориса.
Общепринято, что самое значительное достижение елизаветинской живописи - миниатюры. В ней новые влияния реалистического искусства сочетаются с тонкостью выполнения, выразительным силуэтом, изысканными красками, унаследованными от традиций средневековой книжной миниатюры. Портреты-миниатюры были очень распространены в повседневной жизни. Художники писали портреты невест для королей, портретами обменивались влюбленные, портрет королевы в ювелирной оправе мог быть наградой. Часто их носили в качестве украшений. Миниатюры включали сложную систему символов и аллегорий - определенных аксессуаров, цветов и т.п. При этом за этими деталями не терялось внимание к личности изображаемого человека.
Примерно в 1595 году у монополиста на изображения королевы и других личностей высшей английской знати Хиллиарда появился конкурент в лице его ученика Исаака Оливера. Хотя стиль Оливера несколько отличается от стиля учителя, он более реалистичен - художник использовал игру света и тени, а линиям в его работах отведена второстепенная роль.

Isaac Oliver Self-Portrait. 1590 г.
Isaac Oliver Self-Portrait.

Примерно в 1596 году Оливер совершил путешествие в Италию, впечатления от этой поездки дали новые импульсы творчеству художника. Он пытался в своих работах соединять традиции средневековых миниатюр с их изысканной декоративностью и творчество Леонардо да Винчи с их интеллектуальной одухотворенностью.
Уже к началу семнадцатого века Оливер приобрел в Англии славу портретиста и королевское покровительство. После смерти королевы Елизаветы I, Исаак стал придворным художником Джеймса I. Отмечу, что у художника круг его заказчиков был гораздо шире, чем у Хиллиарда. Наряду с аристократами из окружения королевы Анны Датской и принца Уэльского Генри Фредерика он писал зажиточных горожан и их жен, был автором прелестных детских портретов.
Историки считают, что кабинетные миниатюры художника по композиции и укрупненности форм ближе к станковой живописи. Среди известных портретов называют «Портрет Ричарда Саквилла, графа Дорсета» (1616), «Портрет Генри Фредерика, принца Уэльского» (ок. 1616), «Портрет девочки с гвоздикой» (1590), «Портрет девочки с яблоком» (1590), «Портрет неизвестной в маскарадном костюме» (1609), «Портрет неизвестной» (1596-1600). Кроме портретов, Исаак писал и религиозные сцены.
Художник был дважды женат. Его первая жена, Элизабет, умерла в 1599 году, родив художнику сына Питера(1589-1647), который стал также знаменитым портретистом. Питер был учеником отца и продолжил его более поздний стиль.

Peter Oliver Self portrait.

В 1602 году Исаак женился на Саре, дочери известного художника-портретиста Маркуса Герартса Старшего (Marcus Gheeraerts the Elder, ок. 1520 – ок. 1590). По одной из версий, до учебы у Хиллиарда Оливер был учеником Герартса. Мать Сары – Сюзанна де Критс была дочерью ювелира из Антверпена Троил де Критса и близкой родственницей придворного художника Джона де Критса (John de Critz, 1551-52, Антверпен – похоронен 14 марта 1642, Лондон), которого называют «художником №1» среди голландских живописцев, активно работавших в Англии. Видимо, благодаря новой женитьбе у Оливера появились прочные связи с Голландией и новые знакомства при дворе Елизаветы I.

Johann Sebastian Müller, after Isaac Oliver Portrait of Isaac Oliver. 1762 г.

Искусство Исаака Оливера завершает период расцвета ренессансного миниатюрного портрета в Англии. Его работы находятся в Королевском собрании в Виндзорском замке, Музее Виктории и Альберта, Национальной портретной галереи, Британском музее и галереи Тейт в Лондоне. Кроме того, работами художника гордятся музей Метрополитен в Нью-Йорке, музей университета в Кембридже, Рейксмузеум в Амстердаме, картинная галерея Южной Австралии в Аделаиде, музеи искусств Кливленда и Цинциннати в Огайо, музей искусств Филадельфии, государственный музей Дании в Копенгагене и др.

Оливер изобразил трех одинаково одетых братьев стоящими на галерее загородного семейного дома Браунов; четвертый молодой человек нам неизвестен. В результате создается ощущение семейного единения. Дед братьев, первый граф Монтегю, подозревался в участии в заговоре Ридольфи, целью которого было освобождение Марии, королевы Шотландии, а старший брат Энтони Мария (в центре) в 1605 г. был вовлечен в Пороховой заговор, в результате которого должно было быть разрушено здание Парламента. Сам Гай Фоукс был в доме слугой, и это обстоятельство делало угрозу подрыва Парламента еще более реальной, поскольку Брауны слыли горячими сторонниками католицизма. Судя по картине, представляется естественным, что братья любили друг друга, и позже, перед угрозой казни, проявили семейную солидарность.

Братья Браун

1598. Гуашь, акварель, пергамент. 24 х 26 см Берли-Хаус, Линкольншир

Возможно, Оливер хочет подчеркнуть, что братья поддерживают друг в друге преданность их общей вере. Но их позу можно также объяснить обращением к классическим примерам гармонии, например, трем грациям, в результате чего получился причудливый религиозный символ. Неизвестный молодой человек подчеркивает тесное единение членов семьи, поскольку ему никогда не суждено оказаться в этом кругу, спаянном братской любовью. Хотя он хорошо одет, но на его более низкое положение указывает снятая шляпа. Возникает ощущение, что этот четвертый играет свою таинственную роль в пьесе, которую нам и надо разгадать

Портрет печального молодого человека

Ок. 1590, Акварель, пергамент. 12 х 9см Собрание Ее Величества королевы

Этот молодой человек выглядит очень изысканно в черном с золотом костюме, очень модной расцветки для того времени. Восхитительны его украшенные кружевами подвязки, подчеркивающие изящную форму ног. Молодые люди елизаветинской эпохи грустили только по романтическим поводам, и, возможно, причиной его меланхолии является прогуливающаяся по аккуратным дорожкам сада пара, которую мы видим в правой части картины. Молодой человек устремил на нас полный мелодраматизма взгляд, и, как часто бывает с персонажами картин Оливера, заставляет нас строить догадки по поводу его личности и истории жизни.

Оливер (Oliver) Исаак (до 1568 - 1617). Английский миниатюрист французкого происхождения, сын эмигранта-гугенота, золотых дел мастер, обосновавшегося в Англии в 1568 г. Обучался у Хиллиарда (самый известный из английских миниатюристов), чьим конкурентом позже стал. К 1590 году начал работать самостоятельно. В 1604 году стал лимнером (в средние века так называли иллюстраторов рукописей, а с XIV в. - живописцев, авторов миниатюрный портретов) датской королевы Анны и получил покровительство Генри, принца Уэльского , и его круга. Для моделировки объема он использовал светотень, обходился без эмблематических украшений, так любимых елизаветинской эпохой. В 1596 г. он посетил Венецию. Современные источники отмечают, что, возможно, он создавал крупноразмерные портреты и некоторые работы, приписываемые Уильяму Ларкину (ум.1619), могут принадлежать кисти Оливера. Его сын, Питер (1594-1647), продолжал в своем творчестве стиль отца, но специализировался на миниатюрных копиях старых мастеров.

Under Nicholas Hilliard ; and developed a naturalistic style, which was largely influenced by Italian and Flemish art. He later married Sara, daughter of the well-known portrait painter Marcus Gheeraerts the Elder (c. 1520 - c. 1590) and his wife Susannah de Critz in 1602 after his first wife, Elizabeth, had died in 1599 - the mother of his eldest child: Peter Oliver , who was also a famous "limner". Susannah was the daughter of Troilus de Critz, a goldsmith from Antwerp , and close relative of John de Critz , the Queen"s Serjeant-Painter . She was also the older sister or cousin of Magdalen de Critz who married Marcus Gheeraerts the Younger (1562 - 1635).

After the death of Elizabeth I , he became a painter of James I "s court, painting numerous portraits of the queen Anne of Denmark and Henry Frederick, Prince of Wales .

Some of his work is housed in Windsor Castle . Some of his pen drawings are located in the British Museum .

* List of British artists

External links

* cite web |publisher= Victoria and Albert Museum
url= http://www.vam.ac.uk/collections/paintings/miniatures/artists/hilliard/index.html
title= Nicholas Hilliard & his Pupil Isaac Oliver
work=Paintings & Drawings
accessdate= 2007-08-21

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Old Cariboo Highway
  • FHI

Look at other dictionaries:

    Isaac Oliver - Naissance vers 1565 Rouen, France Décès 1617 Londres, Angleterre Nationalité naturalisé Anglais Activité(s) Portraitiste … Wikipédia en Français

    OLIVER (I.) - OLIVER ISAAC (1556 env. 1617) Probablement d’origine française, ayant quitté Rouen en 1568 pour l’Angleterre, Isaac Oliver se forme auprès de Nicholas Hilliard, qui lui apprend l’art de la miniature. Il voyage sans doute dans les Pays Bas en 1588 … Encyclopédie Universelle

    OLIVER, Isaac - (c. 1565 1617) Isaac Oliver, French by birth, became well known as a limner, a painter of miniature portraits, receiving his training from the greatest of the Tudor min­iaturists, Nicholas Hilliard.* He took the art of the miniature beyond its… … Renaissance and Reformation 1500-1620: A Biographical Dictionary

    Oliver - This article is about the surname Oliver. For other uses, see Oliver (disambiguation). Oliver Family name Related names Oliver; Olivier Clan affiliations Fraser The surname Oliver is of several different origins … Wikipedia

    Oliver - Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Sur les autres projets Wikimedia: « Oliver », sur le Wiktionnaire (dictionnaire universel) Sommaire … Wikipédia en Français

    Oliver O. Howard - Oliver Otis Howard Portrait of Oliver O. Howard by Mathew Brady, during the Civil War Born November 8, 1830 … Wikipedia

    Isaac Franklin - was an american slave trader and planter. He was born on May 26 1789 at Pilot Knob Plantation on Station Camp Creek in Sumner County, Tennessee. Father was Capt. James Franklin of Baltimore, Maryland and mother was Mary Lauderdale, the daughter… … Wikipedia

    Isaac Reed - (* 22. August 1809 in Waldoboro, Lincoln County, Massachusetts; † 19. September 1887 ebenda) war ein US amerikanischer Politiker. Zwischen 1852 und 1853 vertrat er den Bundesstaat Maine im US Repräsentantenhaus. Werdegang Isaac Reed wurde… … Deutsch Wikipedia

    Oliver Foot - Oliver Isaac Foot The Hon. Oliver Isaac Foot (19 September 1946 – 6 February 2008) was a British actor, philanthropist, charity worker and Christian. Contents 1 Early life … Wikipedia

    Oliver Morton - Oliver Hazard Perry Throck Morton Oliver Hazard Perry Throck Morton (* 4. August 1823 in Salisbury, Indiana; † 1. November 1877 in Indianapolis, Indiana) war ein US amerikanischer Politiker, Kongressabgeordneter und zwischen … Deutsch Wikipedia

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Оливер, Исаак (Айзек)

1555/1556, Руан (?) - 1617, Лондон.

Английский художник-миниатюрист и рисовальщик, француз по происхождению. Приехал в Англию в 1568 вместе с родителями-гугенотами, бежавшими от преследований. Учился миниатюре у Хиллиарда, но, вероятно, получил определенное художественное образование, будучи еще на континенте. Об этом говорит высокий профессионализм уже первых миниатюр, а также рисунки 1590-х на библейские темы, свидетельствующие о знакомстве мастера с художниками школы Фонтенбло и фламандскими маньеристами, в частности с Флорисом. На стиль художника оказали также влияние гравированные портреты Х. Голциуса. В отличие от Хиллиарда, Оливер применял светотеневую моделировку пластической формы, опираясь на опыт европейского станкового портрета, использовал более плотную, кроющую акварель, иногда делал подготовительный рисунок. Гораздо шире был и круг его заказчиков. Наряду с аристократами из окружения королевы Анны Датской и принца Уэльского он писал зажиточных горожан и их жен, был автором прелестных детских портретов. Впечатления от путешествия в Италию в 1596 дали сильные импульсы его творчеству, вершиной которого стал Портрет неизвестной (1596-1600, Лондон, Музей Виктории и Альберта). В этом словно сотканном из лунного света произведении встретились две традиции: средневековой миниатюры с ее линеарностью и изысканной декоративностью, с одной стороны, и леонардовского портрета с его интеллектуальной одухотворенностью, знаменитой полуулыбкой и сфумато - с другой. Кабинетные миниатюры Оливера по композиции, укрупненности форм ближе к станковой живописи. Его искусство завершает период расцвета ренессансного миниатюрного портрета в Англии. Основные произведения: Портрет девочки с гвоздикой (1590), Портрет девочки с яблоком (1590), Портрет неизвестной в маскарадном костюме (1609), Портрет Ричарда Саквилла, графа Дорсета (1616, все - Лондон, Музей Виктории и Альберта), Портрет Генри Фредерика, принца Уэльского (ок. 1616, Виндзор, Королевское собрание).