Конспект урока настоящая жизнь в понимании толстого. “Настоящая жизнь” в понимании Л.Н

В произведениях Л. Толстого многое строится на противопоставлениях. Одно из главных - противопоставление «жизни настоящей» и «жизни ложной». При этом героев «Войны и мира», можно разделить на тех, которые живут «жизнью ненастоящей» (это, как правило, люди светского,
петербургского общества: фрейлина Шерер, князь Василий Курагин, Элен Курагина, генерал-губернатор Растопчин), и тех, чья жизнь исполнена настоящего смысла.
Очень ярко изображается в романе жизнь семейства Ростовых. Ростовы прежде всего люди чувства, ощущения, им несвойственна рефлексия. Каждый член этого семейства воспринимает жизнь по-своему, особенно, но вместе с тем во всех них есть что-то общее, объединяющее их, делающее их действительно семьей. А известно, какое значение придавал Толстой этому понятию.
Непременным условием настоящей жизни, по Толстому, является раскрепощенность человека, понимающего условности и пренебрегающего ими, строящего свое поведение в обществе не на светских требованиях приличия, а на иных основаниях. На именинном обеде, происходящем в доме Ростовых, Наташа решается на дерзость: она громко, при всех гостях спрашивает у матери, какое будет подано мороженое. И хотя графиня сделала вид, что она недовольна и возмущена невоспитанностью дочери, Наташа почувствовала, что ее дерзость благосклонно принята гостями именно благодаря ее естественности и натуральности. Анну Павловну Шерер пугает появившийся в ее гостиной Пьер Безухов, потому что он отличается непосредственностью и простотой поведения и непониманием светского этикета, требующего от людей непременного приветствия «никому не нужной тетушки» только во имя соблюдения какого-то ритуала. Очень колоритно рисует Толстой непосредственность поведения в сцене русского танца старого графа Ильи Андреевича Ростова и Марьи Дмитриевны Ахросимовой. Наташа, вся сияющая от восторга, указывает гостям на своего отца. Толстой передает чувство радости, которое охватило самого графа, Наташу, Николая, Соню, гостей... Это в понимании писателя и есть подлинная жизнь.
Также выразительным примером проявления настоящей жизни является знаменитая сцена охоты. Было решено поехать на охоту в другой день, но утро было такое, что Николай Ростов почувствовал, как пишет Толстой, что «нельзя не ехать». Независимо от него это чувство испытывают Наташа, Петя, старый граф и ловчий Данила. Во время охоты отбрасываются и забываются все условности, и Данила может нагрубить графу и даже грубо обозвать его, и граф понимает это, понимает, что в другой обстановке ловчий никогда бы себе этого не позволил, но ситуация охоты раскрепощает Данилу во всех смыслах этого слова, и уже не граф хозяин его, а он сам хозяин положения, обладатель власти над всеми. Участники охоты испытывают одинаковые ощущения, хотя каждый проявляет это по-разно- му. Когда охотники загнали зайца, Наташа восторженно и громко визжит, все понимают ее чувства, восторг, ее охвативший. После такого раскрепощения становится возможной пляска Наташи.
Кульминацией толстовской эпопеи становится война 1812 года. Она отсеивает все ненастоящее, ложное в жизни людей, дает человеку возможность раскрыться до конца, почувствовав в этом необходимость, как чувствуют ее Николай Ростов и гусары его эскадрона в тот момент, когда нельзя не начать атаку. Так же ощущает необходимость смоленский купец Ферапонтов, сжигающий свое добро и раздающий его солдатам. Герои, которые не стремятся быть полезным общему ходу событий, а живут своей нормальной жизнью, являются самыми полезными его участниками. Итак, настоящие, искренние чувства являются безошибочным критерием жизни настоящей.
Но и герои, живущие скорее по законам разума, тоже способны к жизни настоящей. Примером этого является семейство Болконских. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. Но у князя Андрея и его сестры свой путь к настоящей жизни. И князь Андрей пройдет через полосы заблуждений, но безошибочное нравственное чутье поможет ему низвергнуть ложные кумиры, которым он поклонялся. Так будут развенчаны в его сознании Наполеон и Сперанский, в его жизнь войдет любовь к Наташе, такой не похожей на всех петербургских красавиц. Наташа станет олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Вот почему так болезненно перенесет Андрей ее измену - ведь это будет равносильно крушению идеала.
Но и здесь война все расставит по своим местам. После разрыва с Наташей Андрей пойдет на войну, движимый уже не честолюбивыми мечтами, а внутренним чувством причастности к народному делу, делу защиты России. Раненный, он перед смертью прощает Наташу, потому что к нему приходит истинное понимание жизни.
Настоящая жизнь у Толстого может быть выражена в чувствах одних героев и в мыслях других. Олицетворением этого становится в романе Пьер Безухов, в образе которого сочетаются оба эти начала, ибо он обладает и способностью к непосредственному чувству, как Ростовы, и острым аналитическим умом, как его старший друг Болконский. Он тоже ищет смысл жизни и заблуждается в своих поисках, теряет порой всякие ориентиры, но чувство и мысль ведут его к новым открытиям, и этот путь приводит его к пониманию народной души. Это проявляется и во время его общения с солдатами на Бородинском поле в день сражения и в плену, когда он близко сходится с Платоном Каратаевым. Платон становится для него олицетворением простоты и ясности основных жизненных законов, ответом на все размышления. Чувство необъятности истинной жизни охватывает Пьера, когда он смотрит на звездное небо и проникается ощущением своего единства со всем мирозданием. Можно сказать, что он видит то же небо, что видел князь Андрей на Аустерлицком поле. И Пьер хохочет от одной только мысли, что его, то есть все мироздание, солдат может запереть и не пустить куда-либо. Внутренняя свобода есть характерная черта истинной жизни.
Любимые герои Толстого сходятся в своем преклонении перед жизнью, неосознанном, как у Наташи, или, наоборот, четко осознаваемом, как у князя Андрея. Полководец Кутузов, понимающий неизбежность того, что должно совершиться, противопоставлен Наполеону, который воображает, что он управляет ходом событий, как будто ходом мысли можно управлять. Жизнь настоящая всегда проста и естественна, как бы она ни складывалась и ни проявлялась.

Коллекция сочинений: "Настоящая жизнь» в романе Л. Н. Толстого "Война и мир»

"Настоящая жизнь»... Что же это такое, какую жизнь можно назвать настоящей? Первое значение слова "настоя­щая» заключается в понимании жизни как жизни сейчас, в

Данный момент, жизни сегодняшним днем. Но в выражении "настоящая жизнь» скрыт более глубокий смысл. Наверное, перед миллионами людей не раз вставал вопрос, действитель­но ли их жизнь настоящая, такая, какой она и должна быть, действительно ли они живут правильно и нет другой, лучшей жизни? Вопрос о настоящей жизни поднимается и в произве­дении Л. Н. Толстого "Война и мир». Эту проблему автор не мог обойти, так как "Война и мир» - аналог Библии, а в ней, как известно, можно найти ответ почти на любой вопрос. Раз­мышления героев на эту тему, их споры между собой, их тол­кование настоящей жизни заставляют и читателей задумы­ваться над своей жизнью, над ее смыслом. Взгляды героев ро­мана на поставленную проблему тоже неодинаковы, и, когда читаешь эту книгу, следишь за мыслями одного, анализиру­ешь сказанное другими. С кем-то ты соглашаешься, а точку зрения другого категорически отказываешься разделять, а может, и вовсе останешься при прежнем мнении, по-своему понимая настоящую жизнь. Представления эти формируются под влиянием различных факторов. Человек очень долго ищет именно то, что ему действительно нужно, множество раз меня­ет по этому поводу свое мнение. Так и герои романа не сразу поняли, какая же жизнь является действительно настоящей, а многие не узнали этого вообще. Они шли к пониманию этого вопроса постепенно, не раз меняя свое мировоззрение.

Например, князь Андрей Болконский. Он пытался найти настоящую жизнь на войне, уйдя в армию и разочаровавшись в той жизни, которую вел. Князь понял одно: скучная, однооб­разная светская жизнь не для него. На войне он жаждал славы, признания, желал отличиться, составляя стратегичес­кие планы и представляя, как он спасет армию в критический момент. Но после ранения под Аустерлицем, когда князь Анд­рей вернулся домой и здесь на его глазах умерла жена, оставив ему маленького сына, все, к чему он стремился на войне, ото­шло на второй план. Болконский осознал, что это не есть на­стоящая жизнь, и его поиски таковой продолжились. Обратим теперь внимание на другого главного героя романа - Безухо­ва. Вначале его жизнь составляли развлечения, выходы в свет, кутежи, пьянство, с помощью всего этого он отвлекался от волнующих его проблем и забывался. Серьезная перемена в его взглядах произошла после встречи с масонами и вступле­ния в это общество. Теперь для него открылась вера в братство людей, в нем проснулась добродетель, появилось желание по­мочь окружающим. С этой целью он уезжает в свое имение, где намеревается облегчить положение народа, построив боль­ницы и школы. Вернувшись, он навещает своего друга князя Андрея. Между ними происходит серьезный разговор, более того, настоящий спор, в котором каждый пытался доказать правоту своих взглядов и убеждений. Князь Андрей говорит, что его мудрость теперь - это жизнь для себя. Все, что он делал, делал для себя, потому что отныне обрел спокойствие после того, как перестал жить для других. Пьер восклицал: "А как же самопожертвование, как же братство!» Он убеждал друга, что так жить нельзя, это не жизнь, он тоже, дескать, прошел через это и чуть не погиб. Пьер утверждал, будто счас­тье состоит в том, чтобы жить для других, помогать тем, кто в этом нуждается, например строить больницы. Князь Андрей наступал, говоря, что больному работнику не нужно лечение, ему лучше умереть. И "надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной». "Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь лучше, никому не мешая, дожить до смерти», - говорил он. Пьер возражал, убеждая, что настоя­щая жизнь состоит в любви и вере.

Я не думаю, что князь Андрей удовлетворен тем, как он живет теперь. Сам Л. Н. Толстой пишет, что после этого спора во внутреннем мире князя Андрея начинается броже­ние. И в этом мы убедимся в скором времени. Итак, пока Болконский не обрел настоящей жизни, у него это впереди. И виновницей очередной перемены становится Наташа. Когда князь Андрей услышал ее голос в лунной ночи, ее раз­говор, все это запало ему в душу, и он не раз задавался во­просом: чему она так рада и о чем она думает? И тогда же решил для себя, что жизнь не кончилась, что теперь его за­дачей будет, чтобы все узнали о нем, чтобы не жили незави­симо от него, от его жизни, а "чтобы на всех она отража­лась» и все жили с ним вместе. Позднее, когда князь Андрей уже влюбился в Наташу, но еще не осознавал этого, он вспомнил слова Пьера и подумал, что тот был прав. И теперь князь Андрей тоже начинает верить в возможность счастья. "Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым», - думает он. С этого момента и начинается новое понимание настоящей жизни князем Анд­реем. Любовь к Наташе изменила его. Он делится с Пьером и говорит о своих чувствах, добавляя, что он ужасно мучился и страдал, но этих мук не отдал бы ни за что в мире. Он про­износит такие слова: "Я не жил прежде. Я только теперь живу». Теперь, когда он страдает и любит одновременно, он считает, что живет, живет по-настоящему. Почему же князь Андрей говорит, что не отдал бы этих мучений и страданий, что только благодаря им и жив? Значит, получается, что на­стоящая жизнь должна наряду со счастливыми мгновениями содержать и страдания. В ней должны сочетаться плохое и хорошее, радостное и грустное, любовь и разочаро­вания. Только страдая, мы можем понять истинную цену тому, что у нас есть, и по-настоящему дорожить этим.

Князь Андрей познал все это, поэтому можно сказать, что он нашел то, что искал, нашел настоящую жизнь. Я считаю, что Л. Н. Толстой связывает понятие "настоящей жизни» с князем Андреем. Он в романе стоит выше всех, ведь ему уда­лось понять то, чего многие не осознавали. Возьмем того же Пьера. Разочаровавшись в масонстве, он в конце концов на­ходит счастье с Наташей в семейном кругу. Но их жизнь протекала спокойно, они были просто счастливы и не страда­ли, не пытались больше искать ничего лучшего для себя. А князь Андрей, поняв смысл истинной жизни, уходит в иной мир и приобщается как бы к божественному. Вот почему, я думаю, постичь идеал жизни, "настоящую жизнь» Л. Н. Толстой дал именно князю Андрею.

"Настоящая жизнь"... Что же это такое, какую жизнь можно назвать настоящей? Первое роль слова "настоящая" содержится в понимании жизни как жизни в данный момент, в в данный момент, жизни сегодняшним днем. Но в выражении "настоящая жизнь" скрыт более основательный смысл. Наверное, перед миллионами людей не раз вставал вопрос, действи- тельно ли их жизнь настоящая, такая, какой она и должна быть, реально ли они живут правильно и нет другой, лучшей жизни.

Вопрос о настоящей жизни поднимается и в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир". Эту проблему автор не мог обойти, так как роман - некий аналог Библии, а в ней, как понятно, можно найти ответ почти на любой вопрос. Размышления героев на эту тему, их споры между собой, их толкование настоящей жизни заставляют и читателей задумываться над своей жизнью, над ее смыслом. Взгляды героев романа на поставленную проблему неодинаковы, и, когда читаешь эту книгу, следишь за мыслями одного, анализируешь сказанное другими. С кем-то ты соглашаешься, а точку зрения другого категорически отказываешься разделять, а может, и отнюдь останешься при прежнем мнении, по-своему понимая настоящую жизнь. Взгляды эти формируются под влиянием различных факторов. Человек очень длительно ищет то, что ему реально надобно, множество раз меняет по этому поводу свое мнение. Так и многие герои романа не сразу поняли, какая же жизнь является реально настоящей, а многие не узнали этого вообще.
Так, Андрей Болконский, разочаровавшись в прежнем, светском образе жизни - скучном и однообразном, - пытался найти жизнь подлинную на войне. Он жаждал славы, подвига, составлял стратегические планы и мечтал, как спасет армию в критический момент. Но после неба Аустерлица то, к чему он стремился на войне, отошло на второй план. Слава, великие люди (Наполеон) - все ничтожно перед вечностью. Болконский осознал, что это не есть настоящая жизнь, и его поиски такозой продолжились.

Жизнь Пьера Безухова сначала составляли развлечения, выходы в свет, кутежи, рискованные пьяные забавы (история с медведем и квартальным). Очевидно, с помощью всего этого он отвлекался от волнующих его проблем. Серьезная перемена в его взглядах произошла после встречи с масонами и вступления в это общество. Теперь для него открылась вера в братство людей, в нем проснулась добродетель, появилось стремление помочь окружающим. С этой поставленной задачей он уезжает в свое имение, где намеревается облегчить положение народа, построив больницы и школы. Вернувшись, он навещает своего друга князя Андрея. Между ними происходит серьезный разговор, более того, настоящий спор, в котором всякий пытался обосновать правоту своих взглядов и убеждений. Болконский говорит, что его мудрость теперь - это жизнь для себя, потому что он обрел спокойствие только после того, как перестал существовать для других. А Пьер возражает: как же любовь к ближнему и самопожертвование? Друзья не могут прийти к единому мнению потому, что находятся на различных стадиях духовного развития, имеют различный актуальный опыт. Но главное в другом: они не останавливаются в своих поисках настоящей жизни.

Толстой анонсирует, что как раз после этого спора во внутреннем мире князя Андрея начинается брожение. А виновницей очередной перемены становится Наташа Ростова. Когда Болконский в Отрадном услышал ее звук, ее экстаз перед прелестью волшебной лунной ночи, все это запало ему в душу, и он не раз задавался вопросом: чему она так рада и о чем она думает? И тогда же решил для себя, что жизнь не кончилась и что теперь его задачей будет, чтобы все узнали о нем, чтобы не жили независимо от него, от его жизни, а "чтобы на всех она отражалась". Позднее Андрей вспомнил слова Пьера и подумал, что тот был прав. И теперь князь Андрей тоже начинает верить в вероятность счастья. С этого момента и начинается новое понимание настоящей жизни князем Болконским. Любовь к Наташе изменила его. Он делится с Пьером и говорит о своих чувствах, добавляя, что он ужасно мучился и страдал, но этих мук не отдал бы ни за что в мире. Он произносит такие слова: "Я не жил прежде. Я только теперь живу". Теперь, когда он страдает и любит одновременно, он считает, что живет, живет по-настоящему. Почему же князь Андрей говорит, что не отдал бы этих мучений и страданий, что только благодаря им и жив? Значит, настоящая жизнь должна наряду со счастливыми мгновениями содержать и страдания. В ней должны сочетаться плохое и хорошее, радостное и грустное, счастье, любовь и разочарования. Только страдая, мы можем понять истинную цену тому, что у нас есть, и по-настоящему дорожить этим.

Князь Андрей познал все это, поэтому можно высказать, что он нашел то, что искал, нашел настоящую жизнь. Я считаю, что Л. Н. Толстой связывает понятие "настоящей жизни" с князем Андреем. С моей точки зрения (может быть, и неверной), как раз он стоит выше всех в романе, ведь ему удалось понять то, чего многие не осознавали. Возьмем того же Пьера Безухова. Разочаровавшись в масонстве, он в конце концов находит счастье с Наташей в семейном кругу. Но их жизнь протекала спокойно, они были просто счастливы и не страдали, не пытались больше разыскивать ничего лучшего для себя. А князь Андрей, поняв смысл истинной жизни, уходит в другой мир и приобщается как бы к божественному.

В любом случае для Толстого, по-моему, важно не достижение цели, а как раз ее поиск - поиск "настоящей жизни".

Жить для себя одного нельзя - это духовная смерть. «Жизнь только тогда, когда живешь для других», - писал Толстой. В романе этот принцип настоящей жизни является главным. Каратаев считал жизнь настоящей только ту, которая не имеет смысла как отдельная жизнь. Она имеет смысл только как частица целого.

Князь Андрей такой частицей быть не может. Он человек действия, он выбился из ритма общества и вообще жизни. Болконский не плывет по течению, а скорее готов сам подчинить себе жизнь, но в этом он ошибается. Жизнь дана нам Богом,

Он управляет нами, и поэтому жизнь подчинить себе невозможно.

В то же время Пьер, все время плывущий по течению, понял для себя сущность жизни: «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается, движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь - любить Бога». Он осознал никчемность своей жизни, с ее кутежами и разгулами, однако он продолжает кутить и гулять. Хотя когда Пьер понимает, что надо жить для других, он пытается построить школы, облегчить жизнь крестьян, но, как мы видим, у него это не получается, потому что Пьер не делал никаких усилий, а поддался внезапному

Порыву, пыл которого скоро охладел. Толстой писал: «Не делай усилий, живи по течению - и ты не живешь». Безухов знал, что такое настоящая жизнь, но ничего не сделал, чтобы жить ею.

Князь Болконский, напротив, строит школы, снижает оброки, отпускает крепостных, то есть делает все то, что не доделал Пьер, однако и он не живет настоящей жизнью, потому что его принципом является: «надо жить для себя». Однако жизнь для одного себя - это духовная смерть.

В «Войне и мире» Толстой раскрывает, что есть настоящая жизнь, показывая это на примере Пьера Безухова и Андрея Болконского. Он показал, что жить, как князь Андрей, для себя одного нельзя, что нельзя, как Пьер, плыть по течению, не делая никаких усилий, но надо, как Андрей, «рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться». А спокойствие, в котором находился Болконский в Богучарово или Пьер в Петербурге, - душевная подлость. Но, как Пьер, надо любить жизнь «в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях». Надо жить, надо любить, надо верить.

«Живой человек тот, - писал Толстой, - который идет вперед, туда, где освещено… впереди его двигающимся фонарем, и который никогда не доходит до освещенного места, а освещенное место идет впереди его. И это жизнь. И другой нет». Человек должен искать и не найти покоя, должен стремиться к достижению своей цели. Счастливый тот человек, который всю жизнь добивается задуманного, всю свою жизнь посвятив чему-либо.

Но все-таки настоящая жизнь - это общая жизнь людей, «приводящая личный интерес в гармоническое согласие с общими интересами всех людей». Настоящая жизнь - это мир. Войны же противоречат человеческой сущности, войны - это зло, порожденное самими людьми. Ожегов писал, что жизнь - деятельность человека и общества, то есть взаимосвязанная деятельность того целого и его частичек, о которых писал в романе Л. Н. Толстой.

Надо жить, надо любить, надо верить.

Л.Н. Толстой известен всему миру не только как писатель, но и как философ. Он даже создал свою философскую школу. Неудивительно, что в его произведениях помимо общественной и моральной проблематики появляется и философская. Проблема жизни, ее смысла занимает в творчестве писателя почетное место. В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой разделяет героев на тех, которые живут «настоящей» жизнью и «ненастоящей».

В таких салонах, как у Анны Павловны Шерер люди забывают об истинном смысле их бытия. Они разучиваются помогать другим, нести миру добро. Для них не существует ничего кроме власти, денег, интриг. А ведь все это – лишь иллюзия жизни, которая может рухнуть в один момент. Герои, живущие «ненастоящей» жизнью руководствуются только своим недалеким разумом. Почему недалеким? Они неспособны думать шире, чем это позволяют светские рамки. В романе такими персонажами являются Анна Павловна Шерер, семейство Курагиных, офицеры, которые ради подвига готовы идти через головы других.

Герои «Войны и мира», которые живут «настоящей» жизнью умеют прислушиваться к своим чувствам. Это Наташа Ростова, Марья Болконская, Пьер Безухов, Андрей Болконский. Руководствуясь советами своего сердца, эти герои попадают в неловкие ситуации в светском обществе, наживают себе врагов в высших кругах.

Яркий пример – сцена вечера в салоне Шерер. на этом приеме «новичок», поэтому он тонко чувствует искусственность этого общества. Когда все встают, чтобы поздороваться с «тетушкой», Пьер не следует общему примеру. Этот поступок не говорит о неуважении. Мужчина просто чувствует, что не хочет этого делать. Безухов вызывает презрение, но оно быстро угасает, ведь за молодым человеком стоят большие деньги.

И Марья Болконская похожи по духу. Они поступают по законам совести. Разум их часто затмевают чувства. Девушки умеют искренне любить, невзирая материальные обстоятельства или чины. Они страдают от любви, но зато живут полной жизнью, в отличие от той же Элен Курагиной, которая до конца своей недолгой жизни так и не узнала, как это любить по-настоящему.

Князь – человек с незаурядным умом. Он тоже живет «по-настоящему», но его поступками руководят не только чувства, но и разум. На примере Болконского Л. Н. Толстой показывает, что разум, не опутанный ложью и интригами, может вести человека к «настоящей» жизни. Князь Андрей также один из немногих героев, которому открывается истинный смысл человеческого бытия. И если до аустерлицкого ранения разум молодого человека затмевается жаждой подвига и славы, то трагедия помогает осознать, что жить нужно ради любви.

Таким образом, в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» есть «настоящая» жизнь. Одни герои живут ею с рождения, другие ступают на истинный путь бытия благодаря личным драмам и трагедиям. Персонажи, которые живут, прикрываясь искусственными масками, гибнут душевно или физически. Противопоставление двух групп героев позволяет писателю показать все грани двух типов жизни.