Рыбалка Маргарита Викторовна
Должность:
ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение:
МБ ДОУ ДС "ЖУРАВУШКА"
Населённый пункт:
Г.НОВЫЙ УРЕНГОЙ
Наименование материала:
статья
Тема:
Чтение художественной литературы во второй младшей группе
Дата публикации:
14.11.2018
Раздел:
дошкольное образование
Использование художественной литературы на занятиях в детском саду -
мощнейшее средство развития гармоничной личности. Чтение помогает
улучшить умственные, эстетические, речевые способности и навыки ребёнка.
Во второй младшей группе всё больше внимания нужно уделять чтению,
воспитывать любовь к книге. Построить сам процесс занятия можно
совершенно по-разному - это зависит от поставленных задач и тематики
выбранного произведения.
Чтение художественной литературы развивает образное мышление,
воспитывает любовь к чтению, природе, окружающему
миру. Коллективное чтение в группе помогает воспитателю раскрыть для
малышей мир взаимоотношений между людьми, особенности жизни в
обществе.
Коллективное чтение художественной литературы во 2 младшей группе
позволяет воспитателю открывать через поэтические и художественные
образы своим воспитанникам мир взаимоотношений и человеческих чувств,
красоту природы, особенности жизни в обществе. Именно оно обогащает
эмоциональный мир детей, способствует развитию их воображения, знакомит
с удивительными образами литературного русского языка. Такие образы
отличаются по механизму воздействия на психику ребенка.
ДОУ чтение художественной литературы? 2 младшая группа (картотека книг
может быть составлена для удобства) отличается использованием большого
количества стихов, сказок, которые помогут педагогу сформировать у ребят
стабильный интерес к чтению.
стандартом, есть русский фольклор: Сказки: «Колобок», «Теремок», «Волк и
семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Лиса и Заяц», «Снегурочка», «Кот, петух и
лиса». Стихи: «Травка-муравка…», «Пальчик-мальчик…», «Сидит белка на
тележке…», «Радуга-дуга…», «Сорока, сорока…», «Чики-чики-
чикалочки…», «Как у нашего кота…», «На улице три курицы…», «Заря-
заряница». «Жили у бабуси…», «Тень, тень, потетень…», «Еду-еду к бабе, к
деду…», «Тили-бом! Тили-бом!». Помимо чтения сказок, стихотворений
также в дошкольных учреждениях воспитатель использует для развития
творчества и коммуникационных качеств у своих воспитанников
запоминающиеся детские песенки. Например, во время разучивания песенки
«Кораблик» у ребят формируется представление о море, осуществляется
первое знакомство малышей с миром профессий. Среди поэтических
«Стишок с отгадками» Я. Балтвилкса; «Дождь» А. Босева; «Ежик и барабан»,
Г. Виеру; «Хитрый ежик», П. Воронько; «Карандаш», Н. Забила; «Кто скорее
допьет?», «Маша не плачет» С. Капутикяна.
Формирование гуманности Чтение художественной литературы во 2 младшей
группе, например народных сказок, способствует знакомству дошкольников с
выразительным русским языком, образной речью, юмором, образными
сравнениями. С помощью народных сказок формируется интерес в
подрастающем поколении к традициям предков, закладывается чувство
гордости за свою страну. Ребенок, который в дошкольном возрасте научится
сопереживать литературным героям, не будет испытывать проблем при
общении со сверстниками, взрослыми людьми. Именно в процессе чтения в
подрастающем поколении формируют такие гуманные качества, как доброта,
сочувствие, справедливость, забота.
Эстетическое воспитание С помощью художественного слова дети понимают
красоту звучания русской речи. Оно дает ребятам представление о
нравственных качествах, которыми должен обладать человек. В. А.
Сухомлинский говорил о том, что чтение является тропинкой, по которой
думающий и умный воспитатель найдет подход к сердцу ребенка.
Способствует формированию у дошкольников языковых форм, словесных
характеристик именно чтение в детском саду. 2 младшая группа - это время,
когда важно формировать у подрастающего поколения поэтическую лексику,
эмоциональный настрой, метафоры, сравнения, эпитеты.
Для того чтобы у дошкольников был сформирован стабильный интерес к
чтению, важно включать в программу дошкольного образования чтение книг
воспользовавшись мягкими игрушками. При знакомстве малышей со
стихотворением К. Бальмонта «Комарики-макарики» воспитатель
одновременно осуществляет экологическое воспитание своих подопечных. Д.
Мамин-Сибиряк в своих рассказах «Сказка про храброго Зайца - Длинные
уши, косые глаза, короткий хвост»; «Притча о Молочке, овсяной Кашке и
сером котишке Мурке» уделяет особое внимание красоте природы, важности
бережного отношения к окружающему миру. Именно поэтому его
младшей группе детского сада. Какие еще произведения вошли в этот
перечень? Это, например, рассказы К. Ушинского: «Васька», «Петушок с
семьей», «Лиса Патрикеевна», «Уточки», «Ветер и Солнце». Без внимания не
должны остаться в детском саду и произведения А. С. Пушкина. Например, в
данном возрасте ребятам будет интересна его «Сказка о мертвой царевне и о
Планирование чтения художественной литературы в младшей группе детского сада
Сентябрь 1 неделя
Чтение
С. Черный «Приставалка» ;
Г Цыферов «Про друзей» ,
«Когда не хватает игрушек» (из книги );
«Два жадных медвежонка» (венг. ; обр. А. Краснова, В. Важдаева) ;
«Пальчик - мальчик…» , «Храбрецы» , англ., обр. С Маршака.
Сентябрь 2 неделя
Чтение
«Кот петух и лиса» , обр. Боголюбской; К. Б. ;
К. Бальмонт «Осень» ;
А. Н. Толстой «Еж» ;
К. Д. Ушинский «Петушок с семьей» ;
«Заинька попляши…» ;
«Волк и козлята» .
Рукавичка», укр., обр. Е. Благининой;
К. Чуковский. «Путаница» ,
Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад» (из книги «Что я видел» );
М. Зощенко. "Умная птичка"
П. Воронько. - Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака;
Заучивание наизусть : Н. Саксонская. «Где мой пальчик?»
Сентябрь 3 неделя
Чтение » Еду-еду к бабе, к деду.»,.
«Кот, петух и лиса» , обр. М. Боголюбской;
«Что за грохот» , пер. с латыш. С. Маршака;
К. Бальмонт. «Осень» ;
А. Майков. «Колыбельная песня» ,
С. Черный., «Про Катюшу» ;
А. Милн. «Три лисички»
Ч. Янчарский. «Игры» «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»
Заучивание наизусть : «Огуречик, огуречик.»
Сентябрь 4 неделя
Чтение
«Заинька, попляши.»
«Упрямые козы» , узб., обр. Ш. Сагдуллы;
А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» , (из );
К. Чуковский» Краденое солнце»,
Т. Александрова. «Медвежонок Бурик» ;
Л. Муур. «Крошка Енот и. Тот, кто сидит в пруду»
«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
Заучивание наизусть :
«Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;
Октябрь 1 неделя
Чтение
«Заинька, попляши.» ,
«Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
«Упрямые козы» , узб., обр. Ш.
С. Черный «Приставалка» ;
К. Чуковский. «Мойдодыр» ,
Б. Житков. «Зебра» , (из книги «Что я видел» );
М. Зощенко. "Умная птичка";
Е. Виеру. «Ежик и барабан» , пер. с молд. Я. Акима;
Заучивание наизусть :. А. Плещеев. «Сельская песня» ;
Октябрь 2 неделя
Чтение
«Колобок» , обр. К. Ушинского;
«Что за грохот» , пер. с латыш. С. Маршака;
С. Маршак. «Зоосад» , (из цикла «Детки в клетке» );
К. Чуковский., «Мойдодыр» ,
Б. Житков. «Как слон купался» (из книги «Что я видел» );. А. Милн. «Три лисички» , пер. с англ. Н. Слепаковой; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка» , пер. с болг. М. Маринова;
Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;
Октябрь 3 неделя
Чтение
«Сорока, сорока.,
«Колобок» , обр. К. Ушинского;
Песенки. «Кораблик» , англ., обр. С. Маршака;
А. Плещеев. «Осень наступила.» ,
С. Маршак. «Жираф» , «Зебры» , (из цикла «Детки в клетке» ); Б. Житков. "Слоны", (из книги «Что я видел» );
Ч. Янчарский. «Игры» , «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика» , пер. с польск. В. Приходько
Октябрь 4 неделя
Чтение
А. Блок. «Зайчик» ;
«Тили-бом! Тили-бом.» ;
А. Плещеев. «Осень наступила.» ,
А. Майков. «Колыбельная песня» ,.» (из новогреческих песен) ;
С. Маршак «Белые медведи» , «Страусенок» , (из цикла «Детки в клетке» );
К. Чуковский. «Путаница» ,
М. Зощенко. "Умная птичка";
Д. Биссет. «Лягушка в зеркале» , пер, с англ. Н. Шерешевской; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» ;
Ноябрь 2 неделя
Чтение
«Сорока, сорока.,
«Кот, петух и лиса» , обр. М. Боголюбской;
А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.» , «(из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );
С. Маршак. «Пингвин» , «Верблюд» , (из цикла «Детки в клетке» ); Г. Цыферов. «Про друзей» , из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка» );
К. Чуковский. «Так и не так» ;
Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;
Ноябрь 3 неделя
Чтение
«Рукавичка» , укр., обр. Е. Благининой
С. Маршак. «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке» );
К. Чуковский. «Краденое солнце» ,. «Так и не так» ;
А. Милн. «Три лисички» , пер. с англ. Н. Слепаковой;
Ноябрь 4 неделя
Чтение
«Ночь пришла,.» ,
«Два жадных медвежонка» , венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева;
К. Бальмонт. «Осень» ;
А. Блок. «Зайчик» ;
К. Чуковский «Так и не так» ;
Е. Виеру. «Ежик и барабан» , пер. с молд. Я. Акима;
Л. Муур. , пер. с англ. О. Образцовой
Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка»
Декабрь 1 неделя
Чтение
«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова
«Как у нашего кота.» ,
«У солнышка в гостях»
С. Гродецкий, «Кто это?» ;
Д. Мамин-Сибиряк. ;
Заучивание наизусть : А. Плещеев. «Сельская песня» ;
Декабрь 2 неделя
Чтение
«Снегурушка и лиса» обр. М. Булатова
«Сидит белка на тележке.» ,
«Маленькие феи» , англ., обр. С. Маршака;
«Лиса-нянька» , пер. с финск. Е. Сойни;
А, Пушкин. «Свет наш, солнышко!.» , (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );
Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, косые глаза, короткий хвост» ;
Н. Забила. «Карандаш»
Декабрь 3 неделя
Чтение
«Ай, качи-качи-качи» .»,
«Гуси-лебеди» ;,обр. М. Булатова;
«Купите лук.» «Храбрец-молодец» , пер. с болг. Л. Грибовой;
А, Пушкин. «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );
С. Капугикян. «Кто скорее допьет» , пер. с арм. Т. Спендиаровой
Е. Бехлерова. «Капустный лист» , пер. с польск. Г. Лукина;
А. Босев. «Трое» , пер, с болг. В. Викторова;
Декабрь 4 неделя
Чтение
«Жили у бабуси.» ,
«Снегурочка и лиса» ; обр. М. Булатова
В. Берестов. «Курица с цыплятами» ,
Л. Воронкова. «Снег идет» (из книги «Снег идет» );
А. Босев. «Трое» , пер, с болг. В. Викторова
Заучивание наизусть : Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.) ;
Январь 2 неделя
Чтение
«Заря-заряница.» ;
«Гуси-лебеди» ; обр. М. Булатова;
«Маленькие феи» , англ., обр. С. Маршака;
С. Маршак. «Тихая сказка» ,
А. Н. Толстой. «Петушки» .
Й. Чапек. «Трудный день» , «(из книги , пер.. чешек. Г. Лукина;
Январь 3 неделя
Чтение
«Чики-чики-чикалочки.» ,
«Гуси-лебеди» ; обр. М. Булатова;
В. Берестов. «Бычок» ;
Н. Носов «Ступеньки» ;
Б. Поттер. «Ухти-Тухти» , пер. с англ. О. Образцовой;
Январь 4 неделя
Чтение
«Гуси-лебеди» ;
«Рукавичка» , укр., обр. Е. Благининой
«Кисонька-мурысенъка.» ,
«Лиса и заяц» , обр. В. Даля;
«Лиса-нянька» , пер. с финск. Е. Сойни;
Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали» ;
Д. Хармс. «Храбрый еж» ;
Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка» (в сокр.) ;
Февраль 1 неделя
Чтение
«Как у нашего кота.» ,
«Купите лук.» , пер. с шотл. Н. Токмаковой;
«У солнышка в гостях» , пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной;
Й. Чапек. «В лесу» , (из книги «Приключения песика и кошечки» , пер.. чешек. Г. Лукина;
Февраль 2 неделя
Чтение
«Сидит белка на тележке.» ,
«Лиса и заяц» , обр. В. Даля;
К. Чуковский. « «Муха-цокотуха» ,
Й. Чапек. «Трудный день «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки» , пер.. чешек. Г. Лукина;
Заучивание наизусть : Н. Саконская. «Где мой пальчик?»
Февраль 3неделя
Чтение
«Ай, качи-качи-качи» .»,
Д. Хармс. «Храбрый еж» ;
Н. Забила. «Карандаш» , пер. с укр. 3. Александровой;
«Как у нашего кота.» ,
Заучивание наизусть : К. Чуковский. «Елка»
Февраль 4 неделя
Чтение
В. Берестов. «Петушки» ;
«Жили у бабуси.» ,
А, Пушкин. «Свет наш, солнышко!.» , «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях» );
Е. Бехлерова. «Капустный лист» , пер. с польск. Г. Лукина;
Заучивание наизусть :. В. Берестов. «Петушки» ;
Март 1 неделя
Чтение
«Храбрец-молодец» , пер. с болг. Л. Грибовой;
С. Маршак. «Тихая сказка»
В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?» ,А. Н. Толстой. «Еж» , «Петушки» .
Б. Поттер. «Ухти-Тухти» , пер. с англ. О. Образцовой;
Март 2 неделя
Чтение
П. Косяков. «Все она» ;
«Травка-муравка. ,.» ,
Обр. М. Булатова;
«Пых» , белорус, обр. Н. Мялика;
К. Бальмонт, «Комарики-макарики» ;
Л. Толстой. «Птица свила гнездо.» ;
Март 3 неделя
Чтение
«На улице три курицы.»
«Бычок - черный бочок, белые копытца» , обр. М. Булатова;
«Три зверолова» англ., обр. С. Маршака;
«Лесной мишка и проказница мышка» , латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой;
П. Косяков. «Все она» ;
К. Ушинский. «Васька» ,
Март 4 неделя
Чтение
«Тень, тень, потетень.» ,
«У страха глаза велики» , обр. М. Серовой;
Д. Хармс. «Храбрый еж» ;
А. Майков. «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен) ;
К. Чуковский «Айболит»
Л. Толстой. «Таня знала буквы.» ;
«Поет зяблик»
Заучивание наизусть :. «Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;
Апрель 1 неделя
Чтение
«Дождик, дождик, пуще.» ,
«Теремок» , обр. Е. Чарушина
«Петух и лиса» , пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;
К. Чуковский «Айболит»
Л. Толстой. «У Вари был чиж,.» ,
М. Карем. «Мой кот» , пер. с франц. М. Кудиновой.
Апрель 2 неделя
Чтение
А. Плещеев. «Весна» (в сокр.) ;
«Божья коровка. ,» ,
«Несговорчивый удод» , пер. с чеш. С. Маршака.
«Свинья и коршун» , сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова
А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая» ;
К. Ушинский. «Лиса-Патрикеевна» ;
«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;
С. Капугикян. «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой;
О. Альфаро. «Козлик-герой» , пер. с исп. Т. Давитьянц;
Апрель 4 неделя
Чтение
«Радуга-дуга.» ,
«Петух и лиса» , пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой;С. Маршак. «Сказка об умном мышонке» ;
К. Чуковский. «Черепаха» ;
Л. Толстой. «Пришла весна.» ;
О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!» , пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду »
Май 1 неделя
Чтение
А. Плещеев. «Весна» (в сокр.) ;
«Курочка-рябушечка.»
«Разговор лягушек» , пер. с чеш. С. Маршака.
В. Маяковский «Что ни страница - то слон, то львица» ;В. Бианки. «Купание медвежат» ;
«Не только в детском саду » (в сокр., пер. с румын. Т. Ивановой.
Май 2неделя
Чтение
«Травка-муравка. ,.» ,
С. Михалков. «Песенка друзей» ;
Э. Мошковская. «Жадина» ;
Ю. Дмитриев. «Синий шалашик» ;
«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;
Май 3 неделя
Чтение
«Бычок - черный бочок, белые копытца» , обр. М. Булатова;
«Тень, тень, потетень.» ,
«Несговорчивый удод» , пер. с чеш. С. Маршака.
«Пых» , белорус, обр. Н. Мялика;
И. Токмакова. «Медведь» .
К. Чуковский. «Чудо-дерево» ,
С. Прокофьева. «Маша и Ойка» ,
А. Н. Толстой «Лиса» ,
«Поет зяблик» , пер. с болг. И. Токмаковой;
Май 4 неделя
Чтение
«Курочка-рябушечка.» ,
Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» , пер. с англ. О. Образцовой
К. Бальмонт, «Комарики-макарики» ;
П. Косяков. «Все она» ;
С. Прокофьева. «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки» );
«Мыши водят хоровод. ,.» - рус. нар. песенки;
Воспитатель МДОУ «ЦРР - детский сад № 247» г. Саратов
Учебно-методическая разработка. Перспективный план в ДОУ
Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы по программе «Детский сад 2100» в соответствии с ФГТ с учетом тематического планирования.
Тексты прилагаются.
Сентябрь «Мы и наш детский сад» |
||
«Игрушки» «На что похоже солнце» Т. Бокова |
Вспомнить, что летом дети много играли с игрушками; помочь вспомнить знакомые стихи Познакомить детей с понятием «рифма»; развивать мышление |
|
«Мои игрушки» З. Петрова «Некогда» Б. Иовле |
Помочь детям научиться слушать стихотворные тексты; воспитывать бережное отношение к игрушкам Воспитывать умение различать плохие и хорошие поступки |
|
«Лето» В. Орлов «Утренние лучи» К. Ушинский |
Закрепить основные признаки лета Развивать умение слушать небольшие рассказы; продолжать знакомить детей с сезонными признаками |
|
Н. Калинина «В лесу» Стихотворение «Осеннее» |
Продолжать учить детей слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания о деревьях, цветах Продолжать знакомить детей с осенними признаками; расширять кругозор |
|
Октябрь «Мы и природа» |
||
Стихотворение «Трава. Кусты. Деревья» И. Токмакова «Осенние листья» |
Закреплять знания детей о видах растительности Продолжать знакомить детей с основными осенними признаками |
|
Ф. Гуринович «Огород» «По ягоды» Я. Тайц |
Закрепить знания об овощах и месте их произрастания Продолжать учить слушать небольшие произведения; воспитывать любовь к близким |
|
Н. Кисилева «Котенок и щенок» Русская народная песенка «Коровки» |
Поддерживать интерес к сказкам; закрепить знания о домашних животных; знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения Продолжать знакомить с малыми фольклорными жанрами; закреплять знания о домашних животных; учить отвечать на вопросы по тексту |
|
С. Маршак «Детки в клетке» К. Чуковский «Айболит» |
Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знания о диких животных Продолжать учить слушать большие по объему стихотворные произведения, отвечать на вопросы; закрепить знания о диких животных |
|
Ноябрь «Цветная страна» |
||
Л. Разумова «Красный цвет» «Светофор» Б. Житков |
Закрепить знания красного цвета; продолжать учить детей находить в окружающем предметы красного цвета Продолжать развивать умение слушать рассказы; закрепить знания красного цвета; продолжать знакомить с элементарными правилами дорожного движения |
|
К. Чуковский «Цыпленок «Солнышко, похожее на маму» А. Павлова |
Поддерживать устойчивый интерес к художественной литературе; закрепить знание желтого цвета. Продолжать знакомить детей с природными явлениями; учить детей находить в окружающем предметы желтого цвета |
|
В. Сутеев «Капризная кошка» «Разноцветный подарок» П. Синявский |
Учить оценивать поступки героев; закрепить знание основных цветов Продолжать учить детей слушать стихотворные произведения; закрепить знание основных цветов |
|
«Карандаш» Я. Тайц «Сказка про то, как краски рисовали» М. Шкурина |
Учить понимать юмор литературных произведений; закрепить знание синего цвета Познакомить детей с тем, что при смешивании красок получается другой цвет |
|
Декабрь «Зима» |
||
М. Клочкова «Снежинки» Зима для здоровья З. Александрова |
Продолжать знакомить с основными признаками зимы, со свойствами снега Помочь детям понять пользу морозного воздуха |
|
Стихотворение «Птица» Стихотворение «Зимующие птицы» |
Продолжать знакомить детей с отличительными признаками птиц Закреплять имеющиеся знания о зимующих птицах, воспитывать желание помочь птицам зимой |
|
Стихотворение «Звери зимой» «Как на горке снег» И. Токмакова |
Знакомить детей с тем, как зимуют дикие звери Продолжать знакомить детей с тем, что делают звери зимой |
|
О. Чусовитина «Скоро,скоро Новый год» Н. Мигунова «Новый год» |
Помочь детям запомнить стихотворение Продолжать знакомить детей с новогодними стихами |
|
Январь «Мы и наша семья» |
||
Потешка «Вот наши ручки» Про нос и язык. Пермяк Е. А. |
Продолжать знакомить с малыми формами фольклора; закрепить знание частей тела человека Продолжать знакомить детей с назначением частей тела |
|
З. Александрова «Плохая девочка» «Сам» В. Степанов |
Помочь понять детям, что все люди разные и поступают по разному; учить оценивать поступки героев Прививать детям положительные привычки |
|
Е. Благинина «Голышок - малышок» «Сто одежек» |
Закрепить знания детей о видах одежды Расширять словарный запас детей названиями предметов одежды |
|
Февраль «Наша семья» |
||
Н. Павлова «Чьи башмачки» «Модница и туфельки» Виктор Полянских |
Продолжать учить слушать небольшие по объему произведения; закрепить знания обуви Продолжать знакомить детей с разнообразием видов обуви |
|
Стихотворение «Моя семья» «Помощница» Е. Благинина |
Помочь понять детям, кто является их семьей Помочь детям понять, чем можно помочь дома |
|
Полюбуйтесь-ка, игрушки! Е. Благинина Приходите, поглядите! Е. Благинина |
Воспитывать желание помогать взрослым Поддерживать желание детей совершать хорошие поступки |
|
З. Александрова «Дождик» И. Пивоварова «Волшебные палочки» |
Развивать усидчивость, внимание; закрепить знание о фиолетовом цвете Развивать умение воспринимать стихотворные тексты; закрепить знание основных цветов |
|
Март «Мы и наш дом» |
||
З. Александрова «Что взяла - клади на место» «У стола четыре ножки» С. Я. Маршак |
Помочь понять смысл стихотворения; закрепить знания мебели Продолжать знакомить детей с предметами мебели |
|
Что нельзя купить? Владимир Орлов «Три копейки на покупки» Ш. Галиев |
Помочь понять детям, что не все можно купить за деньги Помочь понять детям, что игрушки дорогие; воспитывать скромность |
|
И. Токмакова «Ай да суп» «Ой как вкусно пахнет щами» |
Помочь заучить наизусть небольшие стихи; закрепить знания о кухонной и столовой посуде Закрепить знания предметов столовой и кухонной посуды |
|
Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар» К. Чуковский «Муха-цокотуха» |
Учить отвечать на вопросы по тексту; закрепить знания о чайной посуде Учить слушать большие по объему стихотворные произведения; продолжать учить отвечать на вопросы |
|
Апрель «Весна и времена года» |
||
А. Плещеев «Мой садик» Р.н.с. «Заюшкина избушка» |
Учить находить в стихотворении сезонные признаки Познакомить с новой сказкой; помочь понять причину таяния лисичкиной избушки |
|
«Старик и яблони» Л. Толстой «Сказка про котенка Кузьку и прекрасный цветок» М. Шкурина |
Познакомить детей с тем, что весной сажают плодовые деревья Воспитывать бережное отношение к природе |
|
В. Сутеев «Кораблик» «Солнечная краска» М. Скрябцова |
Помочь понять смысл произведения: закрепить знание голубого цвета Довести до сознания детей смысл рассказа; закрепить голубой цвет |
|
Э. Мошковская «Добежали до вечера» Н. Калинина «Утром» |
Закрепить знание частей суток Продолжать знакомить с частями суток |
|
Май «Что мы знаем и умеем» |
||
Считалка «Мы делили апельсин» Лето Л. Корчагина |
Помочь запомнить считалку; закрепить знания о фруктах Продолжать знакомить детей с сезонными признаками |
|
«Медведь» Г. Ладонщиков «Времена года» А. Кузнецова |
Закрепить знания детей о временах года; воспитывать чувство юмора Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе |
|
В. Осеева «Плохо» «Страшный рассказ» Е. Чарушин |
Помочь детям понять смысл рассказа; воспитывать доброту, сострадание Развивать умение слушать произведения большие по объему; довести до сознания детей смысл |
|
«Здравствуй, лето» Т. Бокова Загадки об игрушках |
Развивать умение воспринимать стихотворный текст, выделяя сезонные признаки Развивать умение отгадывать загадки; мышление |
На что похоже солнце? Татьяна Бокова
На что похоже солнце?
На круглое оконце.
Фонарик в темноте.
На мяч оно похоже,
На блин горячий тоже
И на пирог в плите.
На жёлтенькую пуговку.
На лампочку. На луковку.
На медный пятачок.
На сырную лепёшку.
На апельсин немножко
И даже на зрачок.
Только если солнце мяч — Почему же он горяч?
Если солнце — это сыр,
Почему не видно дыр?
Если солнце — это лук,
Все бы плакали вокруг.
Значит, светит мне в оконце
Не пятак, не блин, а солнце!
Пусть оно на всё похоже,
всё равно ВСЕГО ДОРОЖЕ!
Скачать Перспективный план по чтению художественной литературы для младшей группы
Примерный список литературы для чтения детям во 2-ой младшей группе.
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик...», «Заинька, попляши...», «Ночь пришла,..», «Сорока, сорока...?, «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Тили-бом!...»; «Как у нашего кота...», «Сидит белка на тележке...», «Ай, качи-качи-качи », «Жили у бабуси...», «Чики-чики-чикалочки...», «Кисонька-мурысенъка...», «Заря-заряница...»; «Травка-муравка.,.», «На улице три курицы...», «Тень, тень, потетень..», «Курочка-рябушечка...», «Дождик, дождик, пуще...», «Божья коровка..,», «Радуга-дуга...».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.
Фольклор народов мира
Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверолова» англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук...», пер. с шотл. Н. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несговорчивый удод», «Помогите!» пер. с чеш. С. Маршака.
Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза» укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В, Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер, с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус, обр. Н. Мялика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М, Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия . К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры...» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила...», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась...» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», « Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц...» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий, «Кто это?»; В.Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт, «Комарики-макарики»; П. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».
Проза . К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса-Патрикеевна»;Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Слоны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. -Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»; «Таня знала буквы...»; «У Вари был чиж,..», «Пришла весна...»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия . Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронько. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. 3. Александровой; С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет» пер. с арм. Т. Спендиаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.
Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер, с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцовой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер, с болг. В. Викторова; Б. Поттер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесv», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. . чешек. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давитьянц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.
Примерный список для заучивания наизусть
«Пальчик-мальчик...», «Как у нашего кота...», «Огуречик, огуречик...», «Мыши водят хоровод.,.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Картотека художественной литературы в младшей группе
Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»»
Цель: создание условий для запоминания стихов А. Барто, через самостоятельное их проговаривание.
Тема: «Рассматривание любимых книжек (по желанию детей)»
Цель: создание условий для внимательного прослушивания сказки, через рассматривание иллюстраций.
Тема: Название: «В. Драгунский "Что я люблю"»
Цель: Создание условий для
Тема: «К. Чуковский "Федорино горе"»
Цель: Создание условий для развития речевой активности посредством ознакомления детей с произведением К.Чуковского.
Тема: Н. Носов "Винтик, Шпунтик и пылесос»
Цель: Создание условий для
ознакомления с содержанием сказки через рассматривание иллюстраций.
Тема: «Автомобиль и метро» Н.Носов
Цель: Создание условий для
формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.
Тема: «Дядя Степа» С.Михалков
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением С.Михалкова.
Тема: «Пчельникова А. - Птичка»
Цель: Создание условий для развития внимания через музыкальное сопровождение.
Тема: В. Голявкин
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением В.Голявкина.
Тема: «Сказки народов мира»
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей со сказками народов мира.
Тема: Русская народная сказка «Петушок и курочка»
Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с русскими народными сказками.
Тема: Олеся Емельянова «Врач»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением О.Емельяновой «Врач».
Тема: Андрей Ошнуров «Наша армия»
Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А.Ошнурова.
Тема: Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка»
Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А. Барто.
Тема: Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с русскими народными закличками.
Тема: А. Барто «В театре»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением А.Барто.
Тема: В.Г.Квашин «Как море заселилось»
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Г.Квашина.
Тема: «Цветик семицветик» В.Катаев
Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Катаева.
Тема: Виталий Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности, через знакомство с произведением В.Бианки.
Тема: К.Ушинский «Лето»
Цель: Создание условий для развития интереса к поэтическому слову, через ознакомление с произведением К.Ушинского.