Тоталитарные режимы в истории мировой культуры. Тоталитарная культура» и её принципы

ХХ век был веком глобальных исторических потрясений, значимых и не имеющих аналогов в прошлом как по своим масштабам, характеру протекания, так и по своим результатам.

XX век принес человечеству многочисленный тоталитаризм, из которого наиболее жестокими были диктаторский режим Б. Муссолини в Италии (1922 1943), гитлеровский фашизм Германии 30-х начала 40-х гг. и сталинская диктатура 30-х начала 50-х годов в СССР.

Интеллектуальная работа по осмыслению тоталитарного прошлого в самых различных формах (от крупных научно-исследовательских проектов до попыток осознания, предпринимаемых в художественных произведениях) ведется достаточно давно и небезуспешно. Накоплен богатый и полезный опыт.

Однако это вовсе не означает, что на сегодняшний момент не существует лакун в этом вопросе. В связи с этим закономерно возникает вопрос о необходимости эстетического осмысления феномена тоталитаризма ХХ века и особенностей формирования независимой культуры XX века, так как при тоталитаризме в нашем государстве даже литература проходила классификацию на «соответствующую», и не «соответствующую», а «всякая классификация есть способ подавления».

Цель данной работы – рассмотреть основные положения культуры в период тоталитаризма.

Для достижения данной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и сущность тоталитаризма;

2. Рассмотреть основные положения социально-политической культуры в период тоталитаризма.

1. Понятие и сущность тоталитаризма

В советской историографии проблема изучения тоталитаризма практически не поднималась. Сами термины «тоталитаризм» и «тоталитарный» до «перестройки» подвергались критике и практически не использовались. Применять их начали только после «перестройки» в первую очередь для характеристики фашистских и профашистских режимов.

Однако даже такое употребление этих терминов было весьма эпизодическим, предпочтение отдавалось другим формулировкам «агрессивный», «террористический», «авторитарный», «диктаторский».

Так в «Философском энциклопедическом словаре» (1983), «тоталитаризм» представлен как одна из форм авторитарных буржуазных государств, характеризующихся полным государственным контролем над всей жизнью общества.

С этой интерпретацией можно согласиться, ведь до сих пор как справедливо отмечает со ссылкой на Ф. Фюре видный российский исследователь тоталитаризма В.И. Михайленко «понятие тоталитаризма с трудом поддается определению».

При этом ученый считает, что попытки объяснить высокий уровень консенсуса в тоталитарных государствах насилием режима вряд ли представляются убедительными.

И совсем не убедительная, на наш взгляд, характеристика этого явления содержится в «Советском энциклопедическом словаре» (1986), где говорится о том, что «понятие тоталитаризм употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры», а также «используется антикоммунистической пропагандой с целью создать фальшивую критику социалистической демократии» .

Переоценка методологических и мировоззренческих принципов исторической науки после развала СССР и ослабления марксистской методологии общественно-политического развития позволила критически объективно подойти к наследию советской эпохи и использовать инструментарий других теорий.

Тоталитаризм становится популярной и изучаемой проблемой. Период критики и осуждения зарубежных концепций тоталитаризма сменился периодом пристального интереса к ним. За короткое время российскими учёными было написано более сотни книг, статей и диссертаций. Современная российская историография добилась значительных результатов в области исследования тоталитаризма. Наиболее освоенными оказались англо-американские, немецкие и итальянские концепции и подходы в изучении тоталитаризма. К настоящему времени в России написаны специальные работы о становлении и эволюции концепции тоталтаризма в целом, и в американской историографии в частности. Специальных трудов по избранной теме в отечественной философии нет.

Концепция тоталитаризма, разрабатывавшаяся западными теоретиками М. Истменом, Х. Арендт, Р. Ароном и др. в 30-50-е гг. была подхвачена учеными, имевшими определяющее влияние на формирование реальной политики США (прежде всего такими, как советник президента США по национальной безопасности З. Бжезинский и профессор Гарварда, один из авторов конституции ФРГ К. Фридрих) и активно использованы в качестве основополагающей идеологической стратегии в «холодной войне» против СССР: отождествление побежденного европейского фашизма с советским коммунизмом, при полном игнорировании фундаментальных различий между этими режимами, преследовало вполне очевидные политические цели.

С конца 80-х гг. концепция тоталитаризма становится чрезвычайно популярной в отечественной исторической и социально-философской науках. Понятие «тоталитаризм» начинает использоваться как ключевой, всеобъясняющий концепт при описании советского периода российской истории, а в некоторых исследованиях и русской культуры в целом: идеологический симулякр стал той точкой идентификации, в которой советское и постсоветское общество уясняло себе свою целостность. При этом либеральное происхождение термина «тоталитаризм» воспринималось как некий трансцендентный гарант значения и научной объективности - только другой владеет подлинной неидеологизированной правдой о нас самих.

Критический анализ определения сущности такой важной категории, как тоталитаризм, в трудах зарубежных и российских философов, социологов и политологов показывает, что понимание ее неоднозначно.

Некоторые авторы относят его к определенному типу государства, диктатуры, политической власти, другие - к общественно-политическому строю, третьи - к социальной системе, охватывающей все сферы общественной жизни, либо к определенной идеологии. Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль за населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Такое определение отражает важнейшие черты тоталитаризма .

Однако оно явно недостаточно, ибо понятие политический режим» слишком узко по своему объему для того, чтобы охватить все многообразие проявлений тоталитаризма.

Представляется, тоталитаризм это определенный общественно-политический строй, который характеризуется насильственным политическим, экономическим и идеологическим господством бюрократического партийно-государственного аппарата во главе с вождем над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы господствующей идеологии и культуре.

Сущность тоталитарного режима в том, что при нем нет места для личности. В этом определении, на наш взгляд, дана сущностная характеристика тоталитарного режима. Она охватывает весь его общественно-политический строй и его главное звено - авторитарно-бюрократическое государство, которое характеризуется деспотическими чертами и осуществляет полный (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества.

Таким образом, тоталитаризм, как и любой другой политический строй, необходимо рассматривать как социальную систему и политический режим.

В широком смысле слова, как социальная система, охватывающая все сферы общественной жизни, тоталитаризм это определенный общественно-политический и социально - экономический строй, идеология, модель «нового человека».

В узком смысле слова, как политический режим, это один из компонентов политической системы, способ ее функционирования, совокупность элементов идеологического, институционного и социального порядка, способствующих формированию политической власти. Сравнительный анализ этих двух понятий свидетельствует о том, что они являются однопорядковыми, но не тождественными. В то же время политический режим выступает ядром социальной системы, отражающим все многообразие проявлений тоталитаризма.

Итак, тоталитаризм одно из спорных в науке понятий. В центре внимания политической науки по-прежнему является вопрос о сопоставимости его исторических типов. В нашей и зарубежной социально-политической литературе по данному вопросу имеются различные мнения.

2. Социально-политическая культура в период тоталитаризма

С начала 30-х годов в стране началось утверждение культа личности Сталина. Первой «ласточкой» в этом отношении стала статья К.Е. Ворошилова «Сталин и Красная Армия», опубликованная в 1929 годку к пятидесятилетнему юбилею генсека, в которой вопреки исторической правде преувеличивались его заслуги. Постепенно Сталин становился единственным и непогрешимым теоретиком марксизма. В общественное сознание внедрялся образ мудрого вождя, «отца народов» .

В 30-40-е годы в СССР окончательно сложился культ личности Сталина и были ликвидированы все действительные или мнимые оппозиционные «генеральной линии партии» группировки (в конце 20-х - начале 50-х годов состоялись процессы: «Шахтинское дело» (вредители в промышленности), 1928 год; «Контрреволюционная трудовая крестьянская партия» (А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев); процесс над меньшевиками, 1931 год, дело о «вредительстве на электростанциях СССР», 1933 год; антисоветская троцкистская организация в Красной Армии, 1937 год; Ленинградское дело, 1950 год; Еврейский антифашистский комитет, 1952 год. Этапными событиями в борьбе с оппозицией в 30-е годы были разгром троцкизма, «новой оппозиции», «троцкистско-зиновьевского уклона» и «правого уклона» .

Политическая система, сложившаяся в этот период просуществовала с теми или иными модификациями до начала 90-х годов.

Гонения политических противников, судебные процессы над ними стали своеобразным феноменом российской социально-политической культуры новейшего времени. Они были не только блестяще организованными театральными представлениями, но и своего рода ритуальными действиями, где каждый играл отведенную ему роль.

Своеобразно эволюционировала и социальная система государства. Она прошла фазу ликвидации так называемых «эксплуататорских классов», включая значительную прослойку зажиточного крестьянства; фазу опоры на представителей прежде всего рабочего класса и беднейшего крестьянства в деле формирования новой интеллигенции, военной и политической элиты; фазу формирования партийно-бюрократической элиты, осуществлявшей фактически бесконтрольную власть.

Еще одна характерная черта социально-политической культуры советского периода - определяющее влияние на внутреннюю жизнь чувства внешней опасности. Действительная или мнимая, она всегда существовала, заставляя до предела напрягать силы, сокращать прохождение тех или иных этапов, проходить «великие переломы», «решающие» или «завершающие» годы и т.д.

Духовная и художественная культура периода тоталитаризма. В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, но ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива. В 30-е годы культурная жизнь в Советской России обрела новое измерение. Пышным цветом расцветает социальный утопизм, происходит решительный официальный поворот культурной политики в сторону конфронтации с «капиталистическим окружением» и «построения социализма в отдельно взятой стране» на основе внутренних сил. Формируется «железный занавес», отделяющий общество не только в территориально-политическом, но и в духовном отношении от остального мира.

Стержнем всей государственной политики в области культуры становится формирование «социалистической культуры», предпосылкой чего стали беспощадные репрессии по отношению к творческой интеллигенции.

Пролетарское государство относилось к интеллигенции крайне подозрительно. Шаг за шагом ликвидировались институты профессиональной автономии интеллигенции - независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Под жесткий идеологический контроль была поставлена даже наука. Академия наук, всегда достаточно самостоятельная в России, была слита с Комакадемией, подчинена Совнаркому и превратилась в бюрократическое учреждение.

Проработки «несознательных» интеллигентов стали нормальной практикой с начала революции. С конца 20-х годов они сменились систематическими запугиваниями и прямым уничтожением дореволюционного поколения интеллигенции. В конечном счете это закончилось полным разгромом старой интеллигенции России.

Параллельно с вытеснением и прямым уничтожением прежней интеллигенции шел процесс создания интеллигенции советской. Причем, новая интеллигенция мыслилась как чисто служебное подразделение, как конгломерат людей, готовых реализовать любые указания руководства независимо от чисто профессиональных возможностей или собственных убеждений. Тем самым подрубалась сама основа существования интеллигенции - возможность независимого мышления, свободного творческого проявления личности.

В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

Таким образом, советская национальная культура к середине тридцатых годов сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке.

Среди ценностей официальной культуры доминировали беззаветная верность делу партии и правительства, патриотизм, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, законопослушность и интернационализм. Системообразующими элементами официальной культуры выступали новые традиции: светлое будущее и коммунистическое равенство, примат идеологии в духовной жизни, идея сильного государства и сильного вождя.

Социалистический реализм - единственный художественный метод. В 1932 году во исполнение решений XVI съезда ВКП (б), в стране были распущены ряд творческих объединений - Пролеткульт, РАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А.А. Жданов, изложивший большевистское видение художественной культуры в социалистическом обществе .

В августе 1934 года был создан единый Союз писателей СССР, затем союзы художников, композиторов, архитекторов. Наступил новый этап в развитии художественной культуры. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный метод социалистического реализма. В его утверждении в области литературы большую роль сыграл Горький, который был давним противником символизма, футуризма и прочих направлений авангарда. Приехавший по приглашению Сталина в 1929 году, он сделал доклад на первом съезде советских писателей, который и считается официальным признанием социалистического реализма в качестве ведущего метода советского искусства.

Выступая в качестве «основного творческого метода» советской культуры он предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового, типа сознания», которое появилось в результате утверждения марксизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз навсегда данным, единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Данное определение соцреализма опиралось на сталинское определение писателей как «инженеров человеческих душ». Тем самым художественной культуре, искусству придавался инструментальный характер, то есть отводилась роль инструмента формирования «нового человека».

После утверждения культа личности Сталина давление на культуру и преследование инакомыслящих усиливаются. Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. Характерными чертами искусства этого времени становятся парадность, помпезность, монументализм, прославление вождей, что отражало стремление режима к самоутверждению и самовозвеличению.

В изобразительном искусстве утверждению социалистического реализма способствовало объединение художников - рьяных противников всяких новшеств в живописи - в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), члены которой, руководствуясь принципами «партийности», «правдивости» и «народности», разъезжались по фабрикам и заводам, проникали в кабинеты вождей и писали их портреты. Особенно много они работали в армии, поэтому главными меценатами их выставок выступали Ворошилов и Буденный.

Социалистический реализм постепенно внедряется и в театральную практику, особенно во МХАТ, Малый театр и другие коллективы страны. Сложнее этот процесс идет в музыке, но и здесь ЦК не дремлет, публикуя в «Правде» 26 января 1936 года статью «Сумбур вместо музыки» с критикой творчества Д.Д. Шостаковича, которая подводит черту под искусством авангарда, заклейменного ярлыками формализма и натурализма. Эстетическая диктатура соцарта, социалистического искусства превращается в доминанту, которая в предстоящие пять десятилетий будет господствовать в огосударствленной культуре.

Однако художественная практика 30-40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В предвоенный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам: «Кюхля» Ю. Тынянова, «Радищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингиз-хан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого .

Советская литература в 30-е годы достигла и других значительных успехов. Были созданы четвертая книга «Жизни Клима Самгина» и пьеса «Егор Булычев и другие» А.М. Горького, четвертая книга «Тихого Дона»" и «Поднятая целина» М.А. Шолохова, романы «Петр Первый» А.Н. Толстого, «Соть» Л.М. Леонова, «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, заключительные книги романа-эпопеи А.А. Фадеева «Последний из Удэге», «Бруски» Ф.И. Панферова, повесть А.С. Новикова-Прибоя «Цусима», «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко .

С большим успехом на сценах шли пьесы «Человек с ружьем» Н.Ф. Погодина, «Оптимистическая трагедия» В. В. Вишневского, «Салют, Испания!» А.Н. Афиногенова, «Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука, «Любовь Яровая» К. Тренева .

В эти же годы наступает расцвет советской детской литературы. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши .

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни – «Слово о полку Игореве» .

В 30-е годы создается собственная база кинематографии. Всей стране были известны имена кинорежиссеров: С.М. Эйзенштейна, М.И. Ромма, С.А. Герасимова, Г.Н. и С.Д. Васильевых, Г.В. Александрова. Продолжает развиваться музыкальное искусство: появляются замечательные ансамбли (квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр), создается Государственный джаз, проводятся международные музыкальные конкурсы. В связи со строительством крупных общественных зданий, ВДНХ, метрополитена развиваются монументальная скульптура, монументальная живопись, декоративно-прикладное искусство .

Заключение

Подведем краткий итог проделанной работе.

Вторая половина 30-х годов - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. В тридцатые-сороковые годы культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма.

В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма. Сложные культурные явления сознательно упрощались, им давались категоричные и однозначные оценки.

В период сталинизма особенно ярко проявились такие тенденции в развитии духовной культуры, - как манипулирование именами и историческими фактами, преследование неугодных.

В итоге оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек становился тотально вовлеченным в общественные структуры, а подобная невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя.

Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли еще больше дорожить своим социальным статусом, безоговорочно поддерживать официальные взгляды на политику, идеологию, культуру.

Но даже в таких неблагоприятных условиях отечественная культура продолжала развиваться, создавая образцы, по праву вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Итак, выполнив все поставленные перед собой задачи, мы достигли цели работы.

1. Аронов А. Отечественная культура в период тоталитаризма. – М.: Экон-Информ, 2008.

2. История России. 1917-2004. Барсенков А.С., Вдовин А.И. М.: Аспект Пресс, 2005.

3. История России. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006.

4. История России. В 5 ч. Вишленкова Е.А., Гилязов И.А., Ермолаев И.П. и др. Казань: Казанский гос. ун-т, 2007.

1917 год стал определенной границей в развитии всей русской культуры. Российское искусство в полной мере разделило трагическую судьбу страны и его народа. Оно стало развиваться как бы в трех самостоятельных плоскостях: искусство зарубежья, искусство, не признанное официально в новой, большевистской России и советское искусство, т.н. искусство социалистического реализма.

Первое направление (искусство зарубежья) представляли деятели отечественного искусства, эмигрировавшие за границу, покинувшие Родину, не согласившись с ее новыми порядками или лишенные возможности свободного творчества. В литературе это были: И.Бунин, В.Набоков, И.Шмелев, Д.Мережковский, М.Цветаева, А.Куприн и многие другие. В изобразительном искусстве и архитектуре: А.Бенуа, В.Кандинский, И.Репин, Н.Рерих и др. Не смогли найти свое место в новой России великий оперный певец Ф.Шаляпин, композиторы С.Рахманинов и И.Стравинский, балерина А.Павлова, авиаконструктор И.Сикорский, ученые Н.Андрусов, А.Агафонов, А.Чичибабин и др. Всего же добровольно или по принуждению страну покинуло более 2 млн. человек - по сути цвет Российской интеллигенции.

Русская эмиграция не была едина в оценке того, что происходило в России после 1917 года. Одна часть выступала с сугубо непримиримых позиций. Манифестом этой части интеллигенции стали речь писателя И.Бунина "Миссия русской эмиграции", произнесенная им в Париже в 1933 г. при вручении Нобелевской премии. Другая часть, группировавшаяся вокруг сборника "Смена вех" (Париж 1921), предлагала принять революцию как свершившийся факт и отказаться от борьбы с большевизмом. Но какую бы позицию ни занимал русский интеллигент в эмиграции почти каждый (за редким исключением) прошел трагический путь осознания того, что без Отечества его творческая судьба несостоятельна.

Судьба этих людей особенно ярко отразились в творческих исканиях писателя А.Н.Толстого. Уже сложившимся писателем его застал октябрь

1917 г. Он не принял новую власть, работал в отделе пропаганды в генерала Деникина, в 1918 г. эмигрировал во Францию. Вдали от Родины чувствовал себя совершенно опустошенным и не создал сколько-нибудь значимых произведений. По возвращению в Россию (1923 г.) создал произведения, которые принесли ему славу ("Петр I", "Хождение по мукам" и др.).

Второе направление русского искусства, т.н. "непризнанное", оно подвергалось различным репрессиям и запретам. Таковым подвергались творчество М.Булгакова, А.Ахматовой, А.Платонова и др.

Первые признаки сопротивления свободе литературного самовыражения обнаружились уже в начале 20-х годов. В сгустившейся нетворческой обстановке умер А.Блок, сами покончили жизнь В.Маяковский и С.Есенин, был расстрелян Н.Гумилев, запрещено издание "Литературной газеты". ЦК партии большевиков стал претендовать на руководящую роль в становлении и развитии молодого советского искусства. Именно ЦК стал решать вопрос "Какое искусство нужно народу?".


В связи с эмиграцией крупных деятелей искусства на первый план в России стала выдвигаться молодежь.

Тоталитаризм, как таковой, характерен всеобщим (total - общий, целый) проникновением государства, его специального аппарата, во все стороны жизни и деятельности общества, отдельного человека. При этом всеобщее проникновение в культуру носит обязательный характер. Государство через своих представителей не только "проникает" во все сферы культуры, но и активно вмешивается во все процессы, в ней происходящие и контролирует их.

Главным идеологическим стержнем этого контроля и регулирования культуры в СССР стала статья В.И.Ленина "Партийная организация и партийная литература". В ней "вождь мирового пролетариата" дал четкое указание идеологам большевизма об отношении к культуре в тоталитарном обществе. Суть этого указания - если культура, искусство, литература служат интересам пролетариата (читай - партии большевиков) - значит они полезны и разрешены; если нет - то они вредны и запрещены. Второй тезис не менее категоричен: внепартийного искусства и литературы не бывает - либо оно носит пролетарский, либо - буржуазный характер.

Исходя из этих двух постулатов, деятели культуры и искусства должны примкнуть к одному из берегов: либо пролетарскому, либо буржуазному. Им также дали понять, что никакой свободы творчества правящая большевистская партия не потерпит, т.к. вопрос стоит: либо мы, либо - они. С учетом того, что во главу угла ставились не ценностные, а идеологические прерогативы любого произведения, можно сказать, что тоталитаризм насильственно разделил творческую интеллигенцию на послушных сторонников режима и тех, кто в интересах свободы творчества стал его противником.

Ленин, позже Сталин и др. т.н. вожди четко осознали, что подчинить народные массы можно только при помощи общей и понятной большинству идеологии. Власти не нужны были индивиды, мыслящие по-своему, ей была нужна покорная масса, которая бы выполняла любые приказы и решения. Вот почему главный упор был сделан на массовую культуру: огромные толпы людей собирались на демонстрации, слушали пламенные и зажигательные речи о светлом будущем; массовым тиражом издавались книги, речи вождей; низкопробные произведения искусства, содержащие идеологические штампы немедленно становились "великими" и "грандиозными". Культура носила массовый, утилитарный, в ряде случаев примитивный характер. Общество, народ, индивид мыслились как аморфная масса, где все равны (личности нет, есть народ). Соответственно, и искусство должно принадлежать всем и должно быть всем понятно. Поэтому естественно желание власти, чтобы произведения создавались просто, реалистично, доступно для обывателя. Если это картина - значит либо портрет вождя, либо сцена из жизни рабочего (колхозника), либо пейзаж. Литература, в основном, воспевает вождей, героику войны (часто ложную), трудовых будней; музыка - должна быть ритмичная, бодрая; слова песен бесхитростны и лаконичны. Другими словами во всех аспектах культуры процветает т.н. "социалистический реализм" - штампованный, наигранный, ложно отражающий реальную жизнь народа и отдельных его представителей.

Вторая отличительная черта культуры тоталитаризма - везде присутствуют элементы борьбы: новый строй борется с отжившим, идеология социализма - с идеологией буржуазного упадничества; будущая "светлая жизнь" - с "бесперспективностью Запада"; "настоящая культура и искусство" с диссидентством и "преклонением перед Западом и т.д. Вместо качества и заинтересованности в работе и ее результатах - сплошные призывы типа: "Встанем против отрыва от современности", "Не допустим романтической путаницы", "Долой псевдоискусство", "Коммунизм - светлое будущее всех народов и стран" и т.д.

Подобные призывы встречали советского человека везде, где бы он ни находился: на работе, на улице, в общественных местах. "Бойцов за новую социалистическую культуру" - пропагандистов и агитаторов было очень много. Даже если ты не был профессионалом - работником идеологического аппарата - ты был вынужден этим заниматься: артист, художник, литератор, просто руководитель любого предприятия ценился только тогда, когда в его работе присутствовали пропагандистские и агитационные способы и методы. Этот всеобщий культ борьбы "за все наше", в конечном итоге - пародия на милитаризм во всех сферах жизни общества. Долголетний руководитель "идеологическим фронтом" М.А.Суслов, обращаясь к "солдатам", говорил о многомиллионной пропагандистской армии идеологических кадров, которая должна одолеть врага. Врагами в СССР были и "остатки буржуазии", и "недобитые кулаки", и "волюнтаристы" и "диссиденты" (т.е. инакомыслящие). Ну, а врагов надо уничтожать: их осуждали, исключали из партии, отправляли в лагеря и ссылки, на принудительные работы, расстреливали, водворяли за пределы СССР. Врагами становились ученые и целые науки (например: генетика, кибернетика и др.).

Приведем выдержку из Словаря иностранных слов за 1956 г.: "Генетика - лженаука, основанная на утверждении о существовании генов, неких материальных носителей наследственности, якобы обеспечивающих преемственность в потомстве тех или иных признаков организма, и будто бы находящихся в хромосомах". Или другие цитаты из того же источника: "Пацифизм - буржуазное политическое движение, пытающееся, внушить трудящимся ложную мысль о возможности обеспечить постоянный мир при сохранении капиталистических отношений... Отвергая революционные действия масс, пацифисты обманывают трудящихся и прикрывают пустой болтовней о мире подготовку империалистической войны буржуазией". И весь этот, и подобный этому бред размножали в миллионных экземплярах и читали все в СССР - от мала до велика. Культура в тоталитарном обществе должна была делать еще одно необходимое - прославлять вождя. В тоталитаризме нельзя обойтись без вождя и он концентрирует в своей личности "все лучшее, замечательное, недоступное другим".

Прославление Ленина началось сразу после его смерти: появились сотни, тысячи памятников во всех городах и поселках СССР; его именем стали называть города, села, улицы, колхозы и заводы, корабли и горы. Художники писали его портреты, создавали выставки, мемориальные музеи и памятные доски в местах, где он присутствовал или выступал. В киноискусстве тема Ленина была особой. Другими словами делалось все, чтобы показать величие его гения и того дела, которое он начал, а продолжает на новом историческом этапе великий ученик, ныне сам ставший "великим учителем" - Сталин. Он уже идет дальше своего "великого учителя" - он становится живым богом. При своей жизни Ленин не любил, когда с ним спорят, но допускал это (вспомним дискуссию о Брестском мире, НЭПе и т.п.). Слово Сталина было окончательным и не могло подвергаться сомнению. Поэтому в СССР в школах и ВУЗах учили так, как было угодно партии (читай Сталину). Проводилась солидная идеологическая работа по воспитанию граждан в духе уважения и любви к вождям. Это была своеобразная религия, которая вытесняла христианство и заменяла его в сознании масс. Для того, что бы обыкновенный простой человек не думал, что он забыт, задвинут вождями, культура, время от времени напоминала стране о существовании "простого героя". В этих целях, как правило, искусственно создавался образ "производственника-новатора, рекордсмена". Такими были шахтер Стаханов, ткачиха Гаганова, летчик Чкалов и др. Идеологи тоталитаризма объясняли, что героем может стать каждый, только вот на практике все было иначе. Страна по сути стала одним большим концлагерем, где кто-то уже сидел, кто-то ждал, когда сядет, а большая часть населения - колхозники - содержались на правах крепостных крестьян, не имея даже паспорта. Основой советского искусства в то время был т.н. социалистический реализм. Сущность этого метода заключалась в "правдивом, исторически-конкретном показе действительности. Его характерными чертами являлись: идейность, партийность и народность. Главной темой было воспевание героизма вождей военного и трудового фронтов и достижений народного хозяйства. Действительность изображалась "в ее революционном развитии".

"... когда кремлевскими стенами

Живой от жизни огражден,

Как грозный дух он был над нами, -

Иных не знали мы имен.

Гадали, как еще восславить

Его в столице и селе.

Тут не убавить,

Ни прибавить -

Так это было на земле...

(А.Твардовский, из поэмы "За далью - даль").

В конечном итоге этот подход привел к тому, что из сферы искусства ушли любые конфликты между личностью и государством, насильственной коллективизацией сельского хозяйства и потерей хозяина на земле.

Объективный показ репрессий власти над своими гражданами был заменен идеологическим мифом о наличии в стране сил, мешающих строить социализм, прямых пособников империализма, с которыми надо вести беспощадную войну.

Нельзя сказать, что тоталитаризм в культуре "задушил" все истинное искусство. Это тяжелое для страны время стало временем взлета таких талантов, как Платонов ("Котлован", "Чивингур"), Булгаков ("Собачье сердце", "Роковые яйца", "Бег", "Дни Турбиных", "Мастер и Маргарита"), Катаев ("Время вперед"), Шолохов ("Тихий Дон"), А.Толстой ("Петр Первый", "Хождение по мукам"), Новиков-Прибой ("Цусима"), Шишков ("Угрюм-река") и др.

Лирических стихов писали в это время немного, зато расцвел жанр массовой песни: Исаковский "Катюша", Лебедев-Кумач "Веселый ветер", М.Светлов "Гренада" и др.

Особый период творчества отечественных деятелей культуры и искусства - Великая отечественная война и послевоенные годы. Отметим лишь наиболее значимые на наш взгляд произведения: Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке", В. Некрасов "В окопах Сталинграда", Ю.Герман "Россия Молодая", Д.Медведев "Это было под Ровно", А.Фадеев "Молодая гвардия", С.Злобин "Степан Разин", С.Бородин "Дмитрий Донской", К.Симонов "Наука ненависти". Совершенно особое место занимает в поэзии тех лет поэма А.Твардовского "Василий Теркин". В изобразительном искусстве - творчество "Кукрыниксов" (Куприянов, Крылов, Соколов).

Война оказала очень большое влияние на духовный климат советского общества. Народ вышел из нее с ожиданием решительных перемен, ждал освобождения от тягот тоталитарной системы, духовной несвободы. Сформировалось поколение, не знавшее страха, ощутившее в связи с победой чувство собственного достоинства. В связи с опасностью духовного пробуждения народа наступление на личность и интеллигенцию возобновилось с новой силой. Свободное отечественное искусство было задавлено четырьмя постановлениями. 14 августа 1946 г. было обнародовано Постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград", 26 августа - "О репертуарах драматических театров и мерах по его улучшению", 4 сентября "О кинофильме "Большая жизнь". В 1948 г. - Постановление "Об опере В.Мурадели "Великая дружба". Таким образом, практически все сферы искусства подверглись обвинению в пропаганде буржуазной идеологии. Позже это коснется и живописи. Начались всевозможные кампании по "разоблачению" всех т.н. "вольнодумцев", кампании против космополитов, вейсмонистов-морганистов и т.д.

В литературе наступает эра посредственных писателей типа Н.Грибачева; живописцы под воздействием А.Жданова стали "воспевать" процесс беспроблемности послевоенного развития. Не обошла административно-командная система и театр, музыку, балет.

3.6. Культура "оттепели"

После смерти Сталина (март 1953 г.) и ХХ съезда КПСС (1956 г.) и опубликования Постановления ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий" в культурной жизни общества и в искусстве наступил новый этап - т.н. "оттепель". Первым откликнулся на положительные перемены журнал "Новый мир" (гл. редактор А.Т.Твардовский). В нем были опубликованы ряд острых и злободневных статей о ценностях внутренней свободы личности, праве на искренность - "праве на себя".

К концу 50-х годов в литературу вошло "поколение лейтенантов" (Г.Бакланов, Ю.Бондарев, В.Быков, В.Богомолов и др.). Их произведения отличались нравственным осмыслением такого масштабного явления, каким была Великая отечественная война. Самыми объемными и грандиозными произведениями о войне станут трилогия "Живые и мертвые", "Солдатами не рождаются" К.Симонова, "Жизнь и судьба" В.Гроссмана (текст был в 60-е годы арестован, книга нашла читателя значительно позже).

Одной из важнейших задач "оттепели" было возвращение людям огромного пласта культуры, ранее находившемся в запрете. Публикуются стихи Б.Пастернака и А.Ахматовой, М.Цветаевой, С.Есенина. В поэзию смело ворвалось новое поколение: Б.Слуцкий, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Б.Окуджава, Р.Рождественский и др.

"Мы вынесли из Мавзолея его,

Но как из наследников Сталина

Сталина вынести?

Иные наследники розы в отставке стригут,

Но втайне считают, что временна

Эта отставка.

Иные и Сталина даже ругают с трибун,

А сами ночами тоскуют о времени старом.

Покуда наследники Сталина

Живы еще на Земле,

Мне будет казаться, что Сталин -

Еще в Мавзолее".

(Е.Евтушенко, из стихотворения "Наследники Сталина") .

Значительным событием "оттепели" стали публикации А.Солженицына, т.н. "Деревенской прозы", роман Ф.Абрамова "Братья и сестры", В.Шукшина "Деревенские жители"; молодежной тематики: В.Аксенов "Коллеги", "Звездный билет", А.Рекемчук "Молодо-зелено", В.Тендряков "Про Клаву Иванову" и др.

К сожалению, период "оттепели" заканчивается грохотом танков по улицам Праги, многочисленными судебными процессами над инакомыслящими: И.Бродским, А.Синявским, Ю.Даниэлем, А.Гинзбургом; выдворением из СССР т.н. диссидентов: А.Солженицына, В.Войновича, Г.Владимирова и др. В эти годы лауреатами Нобелевской премии в области искусства становятся М.Шолохов (1965 г.), А.Солженицын (1970 г.), И.Бродский (1987 г.).

Как феномен утопического сознания тоталитаризм возник в недрах марксизма , который сформулировал свои ключевые политические принципы, категории.

Марксизм как основа тоталитаризма

Анализ сущности марксизма вне линии преемственности с классической немецкой философией подчеркивает тот факт, что учение на стало сосредоточением всей европейской культуры. В рамках концепции в ранг центрального столпа культуры возводились боковые линии развития общественной мысли, что приводило к существенному искажению, деформациям философской сущности. В центре внимания учения – интеллектуальный, духовный максимализм, революционный терроризм, глобализм, которые воспринимаются в качестве основного инструмента преобразования мира в соответствии с революционными замыслами, идеалами. Материальное воплощение революционных идей, таким образом, выступает результатом непримиримого, систематического насилия.

Подходы к пониманию тоталитаризма

Свое проявление тоталитаризм как культурный феномен находит не только по отношению к политическому строю, основанному на авторитете власти, но и по отношению к самой власти, авторитет которой основывается исключительно на внешнем принуждении, прямом насилии.

Определение 1

Тоталитаризм в современной научной литературе понимается как система насильственного политического господства, которая характеризуется полным подчинением общества, его социальной, экономической, духовной, идеологической бытовой жизни власти, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат, управление которым осуществляется лидером.

Основной социальной силой тоталитаризма выступает люмпенство, отличающееся дезориентированностью, социальной аморфностью, ненавистью к другим социальным слоям, группам по причине наличия у них стабильного жизненного уклада, собственности, определенных этических принципов и пр.

Тоталитарное общественно-политической устройство базируется на исходной теоретико-методологической основе, которая внедряется в жизнь средствами неограниченного террора, насилия, бюрократизации и милитаризации всех общественных взаимоотношений и структур. Все социальные, политические, правовые формы оказываются в подчинении у идеологических, доктринальных истоков.

На первом месте в тоталитаризме – идеология, которая пронизывает все политические атрибуты.

Определение 2

Под идеологией понимается комплекс идей, обосновывающий право тоталитарных режимов на существование.

Идеология связывает между собой массы и власть, трансформирует массовое сознание, общественную психологию в сторону нерасчленимого, целостного единства.

Истоки формирования тоталитарной культуры в России

Протототалитарные идеологические культурологические концепции появились в России в трудах ученых второй половины XIX столетия К. Леонтьева, Вл. Соловьева, Н. Данилевского, которые обосновывали возможность и необходимость создания в России идеократического идеального государства.

Впоследствии огромный вклад в развитие идей тоталитаризма внесли его непосредственные основоположники – теоретики: Сталин, В. Ленин, Луначарский и др., провозглашавшие идеи социалистической культурной революции, новой социалистической культуры, а также идеи революционного преобразования мира в соответствии с требованиями высшей духовности.

В качестве основных факторов, которые привели к усилению тоталитаризма именно в России, Н. Бердяев называл следующие:

  • традиции деспотического государства, исторически свойственные для России;
  • исконный синкретизм национального мировосприятия, сохраняющий целостность всех аспектов мира в религиозной культуре.

Замечание 1

Таким образом, тоталитаризм выступает порождением исторического развития культурной модели. Зародившись в рамках немецкой классической философии, именно в русской культуре он нашел свое фундаментальное теоретическое обоснование.

Недооценка творческих возможностей «безымянной массы» и молчаливое признание героев и элит в качестве основной движущей силы человеческого прогресса, к сожалению, часто питает антидемократическую практику, в какие бы привлекательные одежды она порой ни рядилась. А на основе определенной практики формируются соответствующие политические режимы, которые так или иначе пытаются воздействовать на культуру и использовать ее в своих интересах. При этом ни один авторитарный режим - абсолютная монархия, фашистская или коммунистическая диктатура - открыто не признает своего антинародного характера, неизменно выступая от имени всей нации.

До начала XX в. антидемократические формы правления чаще всего отождествлялись с сохранявшимся кое-где самодержавием, отсутствием парламентаризма, с нарушением самим государством собственных законов и, конечно, с существовавшими под республиканскими вывесками «классическими» диктатурами, как это происходило в Латинской Америке. Несколько упрощая, можно сказать, что понятие авторитаризма связывалось с неограниченной властью какого-либо правителя и его ближайшего окружения. Правда, следует признать, что правитель мог быть человеком гуманным и образованным и опираться на людей, близких ему по духу. В этом случае независимо от формы правления культура не только не страдала, но и испытывала определенный взлет. Так возникло понятие «просвещенная монархия», примерами которой могли бы служить начало царствования Фридриха II в Пруссии, правление Екатерины II в России, Карла III в Испании, а еще раньше - правление римского императора Марка Аврелия, прославившегося своими нравственными принципами.

Однако после Октября 1917 г., бросившего вызов «старому миру», наряду с отжившими свой век монархиями и традиционно понимаемыми диктатурами под прямым влиянием идеологии и практики большевизма стала формироваться новая форма авторитарной государственной власти - тоталитаризм. Не следует забывать, что большевизм - во многом порождение личных качеств Ленина - с самого начала проявил себя, сложился и рос как течение, по природе своей расположенное к авторитарной форме партийной, а позднее и государственной организации. Правда, термин «тоталитаризм» был предложен значительно позже, хотя само явление имело своего прародителя с вызывающе откровенным обозначением «диктатура пролетариата». Подобная откровенность проистекала от марксистского понимания государства прежде всего как инструмента господства не какой-то сравнительно узкой интеллектуальной или духовной элиты, а целого класса, в данном случае пролетариата. К сожалению - и это достаточно хорошо известно, - реально к власти пришел не класс, а ВКП(б), уничтожившая старый культурный слой и опиравшаяся на далеко не самую просвещенную и нравственную часть общества.

Каковы особенности тоталитаризма и его воздействия на культуру по сравнению с прежними формами авторитарного правления? Как всегда, многое можно понять из этимологии самого термина (поздне - лат. totalis - законченный, полный, абсолютный), речь идет о некой превосходной степени диктатуры, когда она ведет к абсолютному подавлению личности, пронизывает и контролирует буквально все сферы жизни. А это невозможно сделать ни отдельному «герою» или «вождю», ни какой-либо сравнительно узкой административной элите. В отличие от «злого» монарха или «жестокого» тирана с их приближенными коллективным диктатором становится само бюрократическое государство. Если оно попадает в руки многочисленной и хорошо организованной по военному образцу партии «нового типа», отвергающей так называемый абстрактный гуманизм, будь то на расовой (НСДАП), националистической (итальянская фашистская партия) или классовой (В КП (б)) основе, то перед нами и будет истинный источник тоталитаризма. В его практическом осуществлении, т.е. во всеобъемлющем руководстве и контроле, принимают участие миллионы людей, подлинной драмой которых стало следование ложным идеологическим мифам и отсутствие необходимой культуры. Художественное изображение доведенного до абсурда тоталитаризма в его начальных и завершающих стадиях дано, например, в широко известных романах русских писателей Евгения Ивановича Замятина (1884- 1937) «Мы» и Андрея Платоновича Платонова (1899-1951) «Котлован», а особенно в романе английского прозаика Джорджа Оруэлла (1903-1950) «1984». Все эти произведения основывались на совершенно конкретных фактах социальной действительности тоталитарных режимов XX в.

Не вдаваясь подробно в рассмотрение тоталитаризма как экономической и политической практики (огосударствление экономики, однопартийная система, нарушение конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни и т.д.), остановимся на его характерных проявлениях в духовной сфере, которую в первую очередь стремится подчинить тоталитарное государство.

Во-первых, монополизация и стандартизация системы образования и воспитания, представляющая собой неразрывную и ревниво контролируемую цепь от дошкольных учреждений до докторантуры, где готовятся научные кадры высшей квалификации. При этом допуск в академическую и художественную псевдоэлиту производится не на основе способностей и талантов, а по признакам социального происхождения или национальности. Свидетельство последнего - типичный для тоталитарных государств скрытый или открытый антисемитизм. Вся эта система работает «под колпаком» единой идеологии, носящей расистский, националистический или классовый характер с обязательным подчеркиванием приоритета коллектива над личностью и соответствующими молодежными организациями. Частное и платное образование и университетская автономия при этом обычно отсутствуют или влачат жалкое существование. Важная черта тоталитаризма в области научного знания - запрет на отдельные, нежелательные для государства темы и даже дискриминация целых наук. Так, при Гитлере преследовался марксизм-ленинизм, а при Сталине с не меньшим ожесточением преследовались генетика, фрейдизм, позднее - кибернетика. В искусстве наблюдалась такая же картина: анекдотичным выглядит запрет в СССР до сговора Гитлера и Сталина «фашистской» музыки Вагнера и ее немедленная «реабилитация» после подписания пакта Молотова-Риббентропа, когда в срочном порядке в Большом театре была поставлена опера «Валькирия».

Во-вторых, монополизация средств массовой информации и превращение их в послушный инструмент манипулирования общественным сознанием. Это делается, с одной стороны, методом жестокой цензуры, а с другой - путем гипертрофии пропагандистской функции радио, телевидения и прессы в ущерб их информационному назначению. Цензуре подвергается все, что угрожает ослаблением государственной власти, особенно в сфере общественной мысли, политики и, конечно, искусства. Обл>ективная передача сведений о событиях в стране и мире максимально сокращается, и их место занимают идеологические мифы, восхваление режима, развлекательный материал, различного рода призывы и лозунги. Наоборот, в условиях развитых парламентских демократий предпочтение обычно отдается не такого рода методам искусственного укрепления государственности, а «свободному потоку информации», хотя и там не обходится без пропагандистской «приправы», которая носит, однако, более замаскированный и утонченный характер. Вообще в мире, вступающем в электронно-информационную эру, понятие «пропаганда» все чаще приобретает отрицательный оттенок и воспринимается как препятствие на пути прогресса и одно из остаточных «зол» предшествующей цивилизации. Ни в одной из стран, претендующих на демократический статус, никогда не существовало такого государственного органа, как министерство пропаганды. В то же время общеизвестно и весьма показательно, что первым в истории «министром народного просвещения и пропаганды» (красноречивое сочетание!) был в нацистской Германии главный идеологический подручный Гитлера - доктор Йозеф Геббельс. Именно он считается у специалистов по общественной психологии «отцом» современных методов манипулирования массовым сознанием, взятых позднее на вооружение многими диктаторскими и тоталитарными режимами, в том числе и деятелями сталинского агитпропа.

В-третьих, поскольку одним из главных общественных слоев, не признающих монополии государственной власти на духовное самоопределение народов, является критически мыслящая «диссидентская» интеллигенция, то диктаторское, тоталитарное государство обычно относится к ней с крайним недоверием и, как правило, подвергает ее всяческого рода преследованиям. И дело здесь не только в том, что она активно выступает против социальной несправедливости, а в более тонком психологическом нюансе: А.И. Солженицын как-то весьма справедливо заметил, что власть боится не тех, кто против нее, и не тех, кто не с нею, она боится тех, кто выше ее. Вообще антиинтеллектуализм - неотъемлемая черта любого режима, проявляющего склонность к авторитарным и диктаторским методам управления. В этой связи широко известны преследования немецкой интеллигенции после прихода Гитлера к власти; массовая эмиграция, высылка и физическое уничтожение российской интеллигенции большевиками в годы революции и гражданской войны; мартиролог советского диссидентства в сталинскую и постсталинскую эпоху.

Дискриминация передовой интеллигенции в условиях тоталитарного государства, чаще всего ориентированного на популизм, иногда принимает и более утонченные, не насильственные формы в зависимости от общего культурного уровня правящей верхушки. В то время как режимом сознательно создается привилегированный, высокооплачиваемый слой продажных интеллектуалов, писателей и служителей искусства, основная масса работников умственного труда и духовной сферы (учителя, врачи, инженеры, работники культурных учреждений, критически настроенные лица «свободных профессий» и т.д.) вынуждены влачить полунищенское существование.

История мировой культуры полна примеров дискриминации, преследований и террора со стороны государства в отношении инакомыслящих, хотя нельзя не признать, что объективно они далеко не всегда служили добру, прогрессу и гуманизму, если вспомнить, например, деятельность террористов-интеллигентов и левого, и правого толка и вообще любых «борцов за народное счастье», признающих и проповедующих насилие.

В-четвертых, характерный признак тоталитаризма в духовной сфере - стремление государства не только лишить народ исторической памяти, но и изолировать его от внешнего мира разного рода «железными занавесами», «берлинскими стенами» и т.п. Насильно насаждаемые массовые беспамятство и изоляционизм призваны скрыть от подданных культурное убожество режима на фоне общего поступательного развития мировой цивилизации. Для погрязших в самовосхвалении и самоуверенности «фюреров» и «вождей» тоталитаризма славное прошлое собственного народа и достижения соседей - нежелательные и неприятные конкуренты. Поэтому история, как правило, замалчивается и искажается, а другие общественные системы, прежде всего демократические, подвергаются очернению. Наверное, нигде так наглядно не ощущаются подобные устремления тоталитарной власти, как в строго контролируемых ею энциклопедических словарях. Там, где отсутствуют свобода мысли и свобода слова, энциклопедии - эти сокровищницы и бесстрастные летописцы культуры - страдают одними и теми же пороками: в них или просто отсутствуют неугодные режиму имена и факты, или их значение тенденциозно фальсифицируется, или информация о них сводится к минимуму. При этом все, что «работает» на режим, будь то идеологические мифы или конкретные события и лица, получает несправедливо расширенное освещение.

Одним из многих и ярких свидетельств сказанного может служить советский «Энциклопедический словарь» в 3 томах, изданный массовым тиражом в год смерти Сталина (1953). По количеству текста Гёте, например, уступает Ворошилову (91 строчка против 97); Бальзака, Байрона и Шекспира превосходят Жданов и Торез (57, 54 и 52 против 66 и 77); Сен-Симон и Сервантес приравниваются к таким малоизвестным коммунистическим главарям, как Престес и Рейман, но всех их превосходит немецкий «вождик» В. Пик. Даже великий Достоевский не «дотягивает» до марксиста Плеханова (68 против 86!). Нечего и говорить, что на подобном фоне выдающемуся отечественному философу Н. Бердяеву - и только потому, что его когда-то критиковал Ленин, - посвящено всего несколько слов: «реакционный русский философ, белоэмигрант; ярый враг советской власти». Если говорить о других рассмотренных нами культурологах, то Данилевский и Тойнби в энциклопедии вообще не упоминаются, о Тайлоре сказано, что его теория «носит идеалистический характер», о Фрейде - что он «автор антинаучного течения», а Сорокин и Шпенглер представлены как «идеологи империализма». В подобном кривом зеркале отражены и тысячи других имен и событий, что свидетельствует о чрезвычайно низком уровне и крайней лживости тогдашней официальной культуры и ее «жрецов».

В-пятых, тоталитаризму в духовной сфере соответствует и еще одна непреложная закономерность: с ним всегда в той или иной степени связано такое общественно-психологическое явление, как культ личности. Это не значит, конечно, что тот или иной «вождь» единолично представляет систему и принимает все решения; но его обожествление необходимо для превращения рядовых граждан в некое подобие идолопоклонников, слепо верящих в своего кумира. А что касается правящей верхушки, то она сознательно поддерживает культы, будь то культ умершего Ленина, сменившего его Сталина или какого-либо новоявленного «вождя», для того чтобы легче держать в повиновении загипнотизированную массу. Отсюда пирамиды и мавзолеи, многочисленные памятники и портреты живых и мертвых руководителей, их беззастенчивое восхваление в средствах массовой информации, инспирирование верноподданнических чувств, разного рода идеологические мероприятия и годовщины и т.д. и т.п. «Вожди в авторитарных системах, - пишет Э. Фромм, - хорошо понимают потребность в общих ритуалах и предлагают новые формы политически окрашенных церемоний, которые удовлетворяют эту потребность и привязывают средних граждан к новой политической вере». И далее немецко-американский социолог замечает: «В современных демократических культурах ритуалов немного» .

Говоря о проявлении культа личности в прошлом и настоящем, важно отметить, что он неизменно вел к таким губительным для культуры действиям, как борьба с религией. Поддавшись власти тоталитаризма, гасившего религиозные маяки и плодившего людей-винтиков.

«мы обрубили и извратили мировую и отечественную мысль, загнав ее в темницы, объявленные нами презрительно «объективным» или, того страшнее, «субъективным идеализмом», «религиозным мракобесием», иррационализмом или мистикой и т.д., и т.п.» , - справедливо замечает философ-русист М.П. Капустин. Религиозность и связанная с ней духовность десятилетиями рассматривались как вызов режиму. Вожди поумнее пытались подчинить себе церковь и поставить ее на службу государству. Другие, видя в религиозной вере угрозу своим доктринам, а в Боге - чуть ли не личного конкурента, обрушивали на духовенство волну репрессий. Все это сопровождалось разрушением и уничтожением величайших художественных и культурных ценностей, человеческой духовности вообще, свидетельство чего - наше недавнее трагическое прошлое.

  • Сумерки богов. М., 1990. С. 215.
  • Капустин М.П. Конец утопии. Прошлое и будущее социализма. М., 1990. С. 565-566.

Новый взгляд ищет и не находит в тоталитарной культуре многих привычных вещей. Но в культуре есть все, все свое и все взаимосвязано. Тоталитарная культура (как и любая другая) всякий раз опорожняет категории, чтобы вложить в них свой, присущий и нужный ей смысл.

Новый этап "культурной революции". В сфере культуры в 20-х годах, большевики, как и прежде, держали в центре внимания старую интеллигенцию. Политические настроения этого слоя российского общества продолжали меняться в благоприятную для властей сторону, чему в немалой степени способствовал переход к НЭПу. Под влиянием отступления правящей партии на экономическом фронте среди интеллигенции все большей популярностью пользовалась примиренческая идеология "сменовеховства" (по названию сборника статей "Смена вех", изданного в 1921 г. в Праге бывшими кадетами и октябристами Н. В. Устряловым, Ю. В. Ключниковым, А. В. Бобрищевым-Пушкиным и др.). Существо идейно-политической платформы "сменовеховства" - при всем разнообразии оттенков во взглядах ее апологетов - отражало два момента: не борьба, а сотрудничество с советской властью в деле хозяйственного и культурного возрождения России; глубокая и искренняя уверенность в том, что большевистский строй будет "под напором жизненной стихии" изживать экстремизм в экономике и политике, эволюционируя в сторону буржуазно-демократических порядков. Власти, стремясь вовлечь старую интеллигенцию в активную трудовую деятельность, впервые послевоенные годы поддерживали такие настроения. Специалистам в разных областях знаний (кроме, пожалуй, гуманитарных) обеспечивались более сносные по сравнению с основной массой населения условия жизни и работы. Особенно это касалось тех, кто так или иначе был связан с укреплением научного, экономического и оборонного потенциала государства.

Едва укрепившись у власти, большевистская партия взяла курс на формирование собственной, социалистической интеллигенции, преданной режиму и верно ему служащей. "Нам необходимо, чтобы кадры интеллигенции были натренированы идеологически,- заявлял в те годы Н. И. Бухарин,- «И мы будем штамповать интеллигенцию, вырабатывать ее, как на фабрике». В стране открывались новые институты и университеты (в 1927 г. их было уже 148, в дореволюционное время - 95). Еще в годы гражданской войны при высших учебных заведениях были созданы первые рабочие факультеты (рабфаки), которые, по образному выражению наркома просвещения А. В. Луначарского, стали "пожарной лестницей в вузы для рабочих". К 1925 г. выпускники рабфаков, куда по партийным и комсомольским путевкам направлялась рабоче-крестьянская молодежь, составляли половину принятых в вузы студентов. При этом выходцам из буржуазно-дворянских и интеллигентских семей доступ к высшему образованию был весьма затруднен.

Коренной реформе подверглась система школьного образования. Школьные программы были пересмотрены и сориентированы на воспитание у учащихся сугубо "классового подхода" к оценке прошлого и настоящего. В частности, систематический курс истории заменило обществоведение, где исторические факты использовались как иллюстрация к марксистским социологическим схемам, доказывающим неотвратимость социалистического переустройства мира.

С 1919 г., когда был принят декрет о ликвидации неграмотности, начинается наступление на это вековое зло. У властей не могло не вызывать беспокойство то обстоятельство, на которое не раз указывал В. И. Ленин,- "неграмотный человек стоит вне политики", т. е. он оказывался мало-восприимчивым к идеологическому воздействию большевистского "агитпропа", постоянно наращивавшего обороты. К концу 20-х гг. в стране выпускалось намного больше газет и журналов, чем в 1917 г., и среди них не было ни одного частного печатного органа. В 1923 г. было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность!" во главе с председателем ВЦИК М. И. Калининым. Его активисты открыли тысячи пунктов, кружков, изб-читален, где обучались взрослые и дети. К концу 20-х гг. около 50% населения умели читать и писать (против 30% в 1917 г.).

Литературно-художественная жизнь Советской России в первые послереволюционные годы отличалась много-цветием, обилием различных творческих группировок и течений. Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты Серебряного века русской литературы (А. А. Ахматова, А. Белый, В. Я. Брюсов и др.).

Завершение "культурной революции". В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х гг. стала проводимая властями унификация и жесткая регламентация. Была окончательно сломлена автономия Академии наук СССР, напрямую подчиненной Совнаркому. Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. "О перестройке литературно-художественных организаций" ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место заняли централизованные, удобные и подконтрольные правительству "творческие союзы" интеллигенции: Союз композиторов и Союз архитекторов (1932 г.)…. Союз писателей (1934 г.). Союз художников (в 1932 г.- на республиканском уровне, во всесоюзном масштабе оформлен в 1957 г.). Господствующим творческим направлением был провозглашен "социалистический реализм", требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описания "объективной реальности", но и "изображения в ее революционном развитии", служения задачам "идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма".

Утверждение жестких канонов художественного творчества и авторитарно-начальственный стиль руководства углубили внутреннюю противоречивость развития культуры, характерную для всего советского периода.

В стране огромными тиражами публиковались книги А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. Гете, У. Шекспира, открывались дворцы культуры, клубы, библиотеки, музеи, театры. Жадно тянувшееся к культуре общество получало новые произведения А. М. Горького, М. А. Шолохова, А. П. Гайдара, А. Н. Толстого, Б. Л. Пастернака, других советских прозаиков и поэтов, спектакли К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, Н. П. Акимова, первые звуковые фильмы ("Путевка в жизнь" режиссера Н. Экка, "Семеро смелых" С. А. Герасимова, "Чапаев" С. и Г. Васильевых, "Мы из Кронштадта" Е. А. Дзигана и др.), музыку С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича, картины и скульптуры В. И. Мухиной, А. А. Пластова, И. Д. Шадра, М. В. Грекова, архитектурные сооружения В. и Л. Весниных, А. В. Щусева.

Но одновременно вычеркивались целые историко-культурные пласты, не вписывавшиеся в схемы партийных идеологов. Практически недоступным стало русское искусство начала века и творчество модернистов 20-х гг. Изымались из библиотек книги русских философов-идеалистов, невинно репрессированных литераторов, писателей-эмигрантов. Подвергалось гонениям и замалчивалось творчество М. А. Булгакова, С. А. Есенина, А. П. Платонова, О. Э. Мандельштама, живопись П. Д. Корина, К. С. Малевича, П. Н. Филонова. Разрушались памятники церковной и светской архитектуры: только в Москве в 30-е гг. были уничтожены Сухарева башня, храм Христа Спасителя, возведенный на народные пожертвования в честь победы над Наполеоном, Красные и Триумфальные ворота, Чудов и Воскресенский монастыри в Кремле и множество других памятников, созданных талантом и трудом народа.

В то же время всячески ограничивались возможности интеллигенции участвовать в политической жизни, влиять на массовое общественное сознание. В 1921 г. упразднена автономия высших учебных заведений. Они были поставлены под бдительный надзор партийных и государственных органов. Профессора и преподаватели, не разделявшие коммунистических убеждений, увольнялись. В 1922 г. был создан специальный цензурный комитет - Главлит, обязанный осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за "враждебными выпадами" против марксизма и политики правящей партии, за пропагандой национализма, религиозных идей и т. п. Вскоре к нему прибавился Главрепертком - для контроля за репертуаром театров и зрелищных мероприятий. В августе 1922 г. по инициативе В. И. Ленина из страны было выслано около 160 оппозиционно настроенных видных ученых и деятелей культуры (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, С. Н. Прокопович, П. А. Сорокин, С. Л. Франк и др.).

Среди гуманитарных наук особым вниманием властей пользовалась история. Она была коренным образом переработана и превращена, по выражению И. В. Сталина, в "грозное оружие в борьбе за социализм". В 1938 г. вышел в свет "Краткий курс истории ВКП(б)", ставший нормативной книгой для сети политпросвещения, школ и вузов. Он давал далекую от истины сталинскую версию прошлого большевистской партии. В угоду политической конъюнктуре была переосмыслена и история Российского государства. Если до революции оно рассматривалось большевиками как "тюрьма народов", то теперь, напротив, всячески подчеркивались его мощь и прогрессивность присоединения к нему различных наций и народностей. Советское многонациональное государство представало теперь в качестве преемника цивилизаторской роли дореволюционной России.

Подлинный бум переживала в 30-е гг. высшая школа. Государство, испытывая острую нужду в квалифицированных кадрах, открыло сотни новых вузов, преимущественно инженерно-технических, где обучалось в шесть раз больше студентов, чем в царской России. В составе студентов доля выходцев из рабочих достигала 52%, крестьян - почти 17%. Специалисты советской формации, на ускоренную подготовку которых расходовалось в три-четыре раза меньше средств по сравнению с дореволюционным временем (за счет снижения срока и качества обучения, преобладания вечерних и заочных форм и т. д.), широким потоком вливались в ряды интеллигенции. К концу 30-х гг. новые пополнения достигли 90% от общей численности этого социального слоя.

Серьезные изменения происходили и в средней школе. В 1930 г. в стране было введено всеобщее начальное образование, а в городах - обязательное семилетнее. Через два года в школах училось 98% детей в возрасте 8-11 лет. Декретом СНК и ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. была изменена структура единой общеобразовательной школы. Упраздняются две ступени и вводятся: начальная школа - с I по IV классы, неполная средняя - с I по VII классы и средняя - с I по Х классы. Постепенно свертывалось неумеренное экспериментирование в области методов обучения (отмена уроков, бригадный способ проверки знаний, увлечение "педологией" с ее абсолютизацией влияния наследственности и общественной среды на судьбу ребенка и др.). С 1934 г. было восстановлено преподавание всемирной и русской истории, правда, в ее марксистско-большевистском толковании, введены стабильные учебники по всем школьным предметам, строгое расписание занятий, правила внутреннего распорядка.

Наконец, в 30-е гг. решительным приступом была в основном преодолена неграмотность, остававшаяся уделом еще многих миллионов людей. Большую роль сыграл здесь начатый в 1928 г. по инициативе комсомола всесоюзный культурный поход под девизом "Грамотный, обучи неграмотного". В нем участвовало свыше 1200 тыс. врачей, инженеров, студентов, школьников, домохозяек. Перепись населения в 1939 г. подвела итоги: число грамотных среди населения старше 9 лет достигло 81,2%. Правда, сохранились довольно резкие различия в уровне грамотности между старшими и младшими поколениями. Среди лиц старше 50 лет количество умевших читать и писать составляло только 41%. Невысокими оставались и качественные показатели уровня образованности общества: среднее образование имело 7,8% населения, а высшее - 0,6%.

Однако в этой области советское общество ожидал в близком будущем серьезный сдвиг, ибо СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Тогда же завершилась и выработка письменности для национальных меньшинств, никогда не знавших ее. За 20-30-е гг. ее обрело около 40 народностей Севера и других регионов.

Война 1941-45 гг. отчасти разрядила удушливую общественную атмосферу 30-х гг., поставила многих людей в условия, когда они должны были критически мыслить, инициативно действовать, брать ответственность на себя. К тому же миллионы советских граждан - участники освободительного похода Красной Армии (до 10 млн.) и репатрианты (5,5 млн.) - впервые лицом к лицу столкнулись с "капиталистической действительностью". Разрыв между образом и уровнем жизни в Европе и СССР был столь разительным, что они, по свидетельству современников, испытали "нравственный и психологический удар".

И он не мог не поколебать утвердившиеся в сознании людей социальные стереотипы!

В среде интеллигенции широко распространились надежды на экономические реформы и смягчение политического режима, на налаживание культурных контактов с США, Англией, Францией, не говоря уже о странах "народной демократии". Тем более что ряд внешнеполитических акций СССР укреплял эти надежды. Так, в 1948 г. ООН во Всеобщей декларации прав человека, подписанной и советским представителем, торжественно провозглашала право каждого человека на свободу творчества и передвижений независимо от государственных границ.