Андрей Драченков: "Возможно, мы последнее поколение, у которого есть почерк". Андрей Драченков: "Возможно, мы последнее поколение, у которого есть почерк" Вятская азбука

В выставочном зале Государственной универсальной областной научной библиотеки им. А. И. Герцена проходят уникальные для нашего города экспозиции, посвященные книжной культуре.

19 октября, в День открытия Царскосельского лицея, гимназисты 4акласса (в рамках курса риторики и краеведения)посетили предметную выставку «Забытые буквы. Исчезнувшие храмы».


Культурно-образовательный проект «Забытые буквы. Исчезнувшие храмы» посвящен 400-летию выхода в свет первого славянского букваря. Традиционно идея экспозиции связана с понятием «Слово и образ». Эта тема раскрывается через представленные на выставке работы двух вятских художников, творчество которых направлено на развитие интереса к искусству книжной культуры. Это член Союза дизайнеров России Юрий Жданов и член Союза каллиграфов России Андрей Драченков.


О творчестве художников, представивших зрителямдва творческих проекта: «Православные храмы Вятки» (Ю. Жданов) и «Вятская азбука» (А. Драченков), рассказала искусствовед Любовь Борисовна Горюнова. В экспозиции представлены около 60 экспонатов: 22 графические работы, посвященные православным храмам Вятки, 14 объемных буквенных композиций, раскрывающих историю ушедших из русской азбуки букв.


Многие из этих работ показаны широкой публике впервые. Учащиеся познакомились на выставке с экспонатами, которые соответствовали задуманной концепции — забытые буквы славянской азбуки, исчезнувшие вятские храмы.


А затем Екатерина Николаевна Ворожцова — куратор выставки, провела мастер-класс по работе на ручном типографском станке. Каждый гимназист распечатал для себя образец букв, исчезнувших из славянского алфавита.

Караваева Е.А., педагог-библиотекарь


Все знают Дымковскую игрушку, у каждого в советском детстве были эти яркие свистки и дуделки. Но мало кому известно, что в начале прошлого века 400-летний вятский промысел был уничтожен. Традиция глиняной игрушки сохранилась лишь благодаря одному человеку и пережила ренессанс в СССР.

Зародилась игрушка вместе с праздником Свистунья, который проходил в слободе Дымково под Вяткой каждую весну. Женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уток и раскрашивали их для красоты. Вскоре игрушки стали делать не только по праздникам, образовался настоящий промысел. Но в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые статуэтки. Легким способом производства (а отсюда своим количеством и дешевизной), они составили серьезную конкуренцию лепной расписной Дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали народное ремесло. К 1917 году в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку – Анна Афанасьевна Мезрина. В 1933 году, заинтересовав своих дочерей и соседок, Анна Афанасьевна создала артель и начала возрождать промысел. Спустя 80 лет на основе Дымковских мотивов, которые сохранила Мезрина, будут делать модную одежду.

Микрорайон Дымково в Кирове

Крупнейшая коллекция Дымковской игрушки представлена в экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Еще большой коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей


Старые игрушки прошлого века

Дымковские мастерицы

Впрочем, Киров славится не только Дымковской игрушкой. Еще один интересный промыслел – Вятская азбука. Идея принадлежит руководителю студии печатной и рукописной книги Андрею Драченкову. Ему удалось собрать вокруг себя мастеров и начать возрождение письменной культуры Вятки.

Для создания каждого элемента Вятской азбуки используются подлинные вещи – образцы русской народной культуры конца девятнадцатого – начала двадцатого века

В оформлении букв есть свой символизм и значение

Например, буква Ѫ (большой юс). С середины XII века большой юс исчез из русского письма, временно появился под влиянием болгарско-румынской книжности в XV веке, а в XVII веке исчез окончательно. Его выложили в виде каменного скелета.

Все знают Дымковскую игрушку, у каждого в советском детстве были эти яркие свистки и дуделки. Но мало кому известно, что в начале прошлого века 400-летний вятский промысел был уничтожен. Традиция глиняной игрушки сохранилась лишь благодаря одному человеку и пережила ренессанс в СССР. Зародилась игрушка вместе с праздником Свистунья, который проходил в слободе Дымково под Вяткой каждую весну. Женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уток и раскрашивали их для красоты. Вскоре игрушки стали делать не только по праздникам, образовался настоящий промысел. Но в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые статуэтки. Легким способом производства (а отсюда своим количеством и дешевизной), они составили серьезную конкуренцию лепной расписной Дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали народное ремесло. К 1917 году в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку - Анна Афанасьевна Мезрина. В 1933 году, заинтересовав своих дочерей и соседок, Анна Афанасьевна создала артель и начала возрождать промысел. Спустя 80 лет на основе Дымковских мотивов, которые сохранила Мезрина, будут делать модную одежду.
Микрорайон Дымково в Кирове:
Крупнейшая коллекция Дымковской игрушки представлена в экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Еще большой коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей:

Старые игрушки прошлого века:
Дымковские мастерицы:
Впрочем, Киров славится не только Дымковской игрушкой. Еще один интересный промыслел - Вятская азбука. Идея принадлежит руководителю студии печатной и рукописной книги Андрею Драченкову. Ему удалось собрать вокруг себя мастеров и начать возрождение письменной культуры Вятки:
Для создания каждого элемента Вятской азбуки используются подлинные вещи - образцы русской народной культуры конца девятнадцатого - начала двадцатого века
В оформлении букв есть свой символизм и значение:
Например, буква Ѫ (большой юс). С середины XII века большой юс исчез из русского письма, временно появился под влиянием болгарско-румынской книжности в XV веке, а в XVII веке исчез окончательно. Его выложили в виде каменного скелета:

Андрей утверждает, что отказал одному состоятельному арабскому богачу на выставке в Москве в продаже Вятской азбуки. Мол, хочет собрать и сохранить этот проект на родине. Это, безусловно, похвально и достойно уважения!

Все знают Дымковскую игрушку, у каждого в советском детстве были эти яркие свистки и дуделки. Но мало кому известно, что в начале прошлого века 400-летний вятский промысел был уничтожен. Традиция глиняной игрушки сохранилась лишь благодаря одному человеку и пережила ренессанс в СССР.

Зародилась игрушка вместе с праздником Свистунья, который проходил в слободе Дымково под Вяткой каждую весну. Женщины лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, уток и раскрашивали их для красоты. Вскоре игрушки стали делать не только по праздникам, образовался настоящий промысел. Но в конце 19 века глиняную игрушку стали теснить гипсовые статуэтки. Легким способом производства (а отсюда своим количеством и дешевизной), они составили серьезную конкуренцию лепной расписной Дымковской игрушке. Заполнив рынки, они почти ликвидировали народное ремесло. К 1917 году в Дымкове оставалась единственная мастерица, лепившая игрушку - Анна Афанасьевна Мезрина . В 1933 году, заинтересовав своих дочерей и соседок, Анна Афанасьевна создала артель и начала возрождать промысел. Спустя 80 лет на основе Дымковских мотивов, которые сохранила Мезрина будут делать модную одежду .

Микрорайон Дымково в Кирове:

3.

Крупнейшая коллекция Дымковской игрушки представлена в экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и Аполлинария Васнецовых. Еще большой коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей:

4.

5.

Старые игрушки прошлого века:

6.

Дымковские мастерицы:

7.

Впрочем, Киров славится не только Дымковской игрушкой. Еще один интересный промыслел - Вятская азбука. Идея принадлежит руководителю студии печатной и рукописной книги Андрею Драченкову. Ему удалось собрать вокруг себя мастеров и начать возрождение письменной культуры Вятки:

8.

Для создания каждого элемента Вятской азбуки используются подлинные вещи - образцы русской народной культуры конца девятнадцатого - начала двадцатого века:

9.

В оформлении букв есть свой символизм и значение:

10.

Например, буква Ѫ (большой юс). С середины XII века большой юс исчез из русского письма, временно появился под влиянием болгарско-румынской книжности в XV веке, а в XVII веке исчез окончательно. Его выложили в виде каменного скелета:

11.

12.

Андрей утверждает, что отказал одному состоятельному арабскому богачу на выставке в Москве в продаже Вятской азбуки. Мол, хочет собрать и сохранить этот проект на родине. Это, безусловно, похвально и достойно уважения!

13.

". Мне кажется, нас не очень ждали, все были заняты работой. Не могу сказать, что общение сложилось...

Сам клуб занимается популяризацией истории края, проводит различные встречи, мероприятия, ежегодные краеведческие экспедиции.

Из поездок по заброшенным деревням привозится огромное количество экспонатов, буквально все стены завешены артефактами.

Мы далеко не все знали. Например, это к ткацкому станку детали.

В клубе много детей и молодежи, ребята ездят также в экспедиции, учатся ткать, мастерить, шить, знакомятся с историей, можно сказать, на "живых" примерах. Все-таки совершенно разное отношение к вещам, когда ты просто экскурсовода послушал, или когда сам нашел, починил, научился пользоваться...

Некая неловкость от встречи была компенсирована вторым залом, посвященным проекту "Вятская Азбука ". Вот тут я зависла надолго! Очень интересно!

"Вятская Азбука" - представляет собой буквы славянской азбуки размером 1,5 на 1,3 метра, выполненные в разных техниках. В каждой букве используются работы мастеров народных промыслов Вятки.
Буква "Г" - глаголица с изразцами и гербом Вятки.

Вот, например, из описания про букву "В" . "«В» - это Византия. Эта буквица встречается чаще всего в Евангелии. Взятая из Остромирова Евангелия, она являет лик Вятки и напоминает об отношении наших предков к живой силе буквы, особенно написанной. Первая буква указывает нам на истоки русской христианской культуры. Изображение солнца и луны говорят о Времени и Вечности. Символизм глаголицы лучше всего передает эти слова."

Про каждую букву есть описание, почему именно эти материалы использовались, с чем эта буква ассоциируется. К сожалению, мы были уже очень уставшие, я больше буквы снимала, а описание не сняла, но что-то понятно и так.