Аттика. Населённые пункты — Путеводитель по Греции

Д ревнейший период в исторической жизни Аттики, ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скор-ченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.
При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники не-сравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) - погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датиру-емые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.
Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности. Обильные находки протогеометрической и геометри-ческой керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику.
Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаруже-но около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.
В античной литературной традиции об Аттике древнейшей поры сохранились лишь отрывочные сведения. Фукидид, Геродот и в одном из своих диалогов Платон подчеркивают, что жители Аттики были не пришельцами, а автохтонами -
аттическая земля была для них не мачехой, а родной матерью. Эта область вследствие скудости почвы не привлекла завоевателей, утверждает Фукидид, дорийское вторжение ее не затронуло. В дальнейшем же, когда расцвела афинская государственность, в Аттику стали стекаться выходцы из других мест, ум-ножая ее население и способствуя своим трудом рос-ту ее благосостояния.
В представлениях последующих афинских поколений древнейшие социальные установления, сохра-нившиеся в виде пережитков и в более позднее и зна-чительно лучше нам известное время, явились резуль-татом деятельности ряда легендарных царей. Так, например, мифический царь Ион разделил, по пре-данию, все население Аттики на четыре родовые филы, каждая из которых делилась на три фратрии, в свою очередь подразделявшиеся на 30 родов, в роде же было по 30 семей, так что всего в древней Аттике было 10 800 семей.
Свидетельством прежней разобщенности населения могут служить развалины многочисленных ук-реплений, некогда окружавших постоянно враж-довавшие друг с другом родовые поселки. Следы та-кого рода укреплений до сих пор обнаруживаются при раскопках, производимых в различных пунктах Аттики.
Таким образом, здесь мы встречаемся с типичной для эпохи родового строя социальной структурой, закономерно порожденной всей совокупностью исторических условий того времени. Для древней Аттики характерна и другая ти-пичная для эпохи господства родовых отношений черта - родо- племенная раздробленность. По афинским преданиям, на терри-тории Аттики в древнейшие времена находилось 12 отдельных, обособленных и не зависимых друг от друга родовых общин. Конец этой раздробленности, по преданию, также был положен мифическим афинским царем Те- сеем, который объединил население всей этой области вокруг Афин и учредил один общий для всех совет и один пританей. «С той поры и поныне, - пишет Фукидид (II, 15), - афиняне со-вершают в честь богини [Афины] всенародное празднество синойкии [объединения]». В исторической действительности процесс объедине-ния Аттики, по-видимому, занял не меньше двух-трех столетий. Можно думать, что в течение IX-VIII вв. до н. э. к Афинам в результате напряженной борьбы присоединилась Паралия - прибрежная часть Аттики. После этого местный культ бога Посейдона был перенесен в афинский акрополь. Вслед за тем была присоединена Диакрия - горный район на севере страны. Отсюда в Афины был перенесен культ Тесея. Дольше всех сохраняла свою независимость юго-за-падная часть Аттики - область Элевсина с ее знаме-нитым храмом богини Деметры. Судя по дошедшему до нас гимну в честь Деметры, Элевсин в VII в. до н. э. все еще продолжал сохранять независимость и, от-стаивая ее, вел ожесточенную борьбу с афинянами. Афинский синой-кизм явился, таким образом, дли-тельным процессом, обусловленным существенными изменениями в строе прежних общественных отно-шений. Развитие производительных сил общества и связанных с ними производственных отношений породили потребность в объединениях более широкого характера, выходящих за пределы прежних родо- племенных организаций.

Деталь коринфского кратера с изображением битвы. VII в. до н. э.
К VII в. до н. э. в Аттике возникают предпосылки для становления в ней классового строя и государст-ва. Для его изучения мы располагаем уже несравнен-но более широким кругом источников. Первое мес-
то среди них, безусловно, занимает «Афинская по- лития» Аристотеля, долгое время считавшаяся навсегда утраченной и неожиданно вновь обретенная в виде рукописи на четырех листах папируса, найденной среди других папирусов, привезенных в 1890 г. в Британский музей из Египта.
«Афинская полития» Аристотеля - единствен-ное дошедшее до нашего времени сочинение, дающее цельную картину политической истории Афин начи-ная с VII в. до н. э. Аристотеля существенно допол-няют свидетельства об отдельных событиях афинской истории раннего времени Геродота, Фукидида, Дио- дора Сицилийского, Плутарха и других античных авторов, а также некоторые, правда, немногочисленные, надписи, монеты и археологический материал.
На основании всех этих данных можно заключить, что афинская община начала рассматриваемого периода была в основном земледельческой. Ремесла и торговля были развиты относительно слабо. Тем не ме-нее социально-имущественное расслоение достигло значительной глубины. Могущественная родовая аристократия - эвпатриды («происходящие от благо-родных отцов») сосредоточили в своих руках лучшие земли. Значительная часть остального населения оказалась в зависимости от них. «Бедные, - пишет Ари-стотель, - находились в порабощении не только сами, но также и дети их и жены. Назывались они пе- латами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей. Да и ссуды обеспечивались личной кабалой вплоть до времени Солона» («Афинская полития», 2, 2).
Иными словами, у афинян VII в. существовало суровое долговое право, хорошо знакомое древности, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и личной свободой, и свободой членов своей семьи; несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев. Потребность крупных, по аттическим масштабам, землевладельцев-аристократов в рабочей силе, таким образом, удовлетворялась преимущественно за счет труда зависимых от них бедняков и труда рабов, ре-крутировавшихся благодаря долговой кабале из среды ранее свободных членов той же общины. Это под-тачивало силы общины.
Территориально-земельные владения афинской аристократии были сосредоточены главным образом в пределах так называемого Педиона - в буквальном переводе «равнины», прилегавшей с севера и северо- запада к самому городу Афинам и являвшейся наиболее плодородной частью этой области.
Промежуточный между родовой аристократией и зависимыми от нее бедняками и рабами слой населения был представлен в Аттике двумя группами: геоморами - крестьянами-земледельцами, сохранившими свои участки главным образом на территории каменистой и малоплодородной Диакрии, получить урожай на которой можно было только ценой непо-мерно больших трудовых затрат; и демиургами-ре-месленниками, частично уже утратившими связь с землей. Деление на эвпатридов, геоморов и демиургов, явившееся закономерным результатом социаль-но-имущественного расслоения, афинскими преданиями также приписывалось деятельности мифического царя Тесея.
В дальнейшем, когда в Афинах получили развитие ремесло, товарное производство и морская торговля, население, в большей или меньшей мере ут-ратившее связь с землей, - полностью в греческих полисах античной эпохи эта связь почти никогда не порывалась - сосредоточилось по преимуществу в самом городе Афинах, афинской гавани Пирее и частично в прибрежной полосе - Паралии. Эта группа населения по понятным причинам обладала некото-рыми общими специфическими интересами.
Наряду с коренным населением Аттики постепенно образовалась и обособилась, как и в других гре-ческих полисах, группа пришлого населения - так называемые метеки. Метеки не могли войти в состав афинских родовых фил и фратрий, принадлежность к которым продолжала определяться кровной связью с афинской общиной. Оказавшись, таким образом, за пределами родовой организации, метеки не получили политических и некоторых имущественных прав, какими пользовались коренные афиняне. Метеки, например, не могли иметь в собственности землю на территории Аттики, собственного дома в Афинах, выплачивали особый налог и т. д. В то же время они оставались лично свободными.
Древняя родовая организация в форме четырех фил, фратрий и родов в рассматриваемое время про-должала существовать, хотя связанная с ней полити-ческая структура уже претерпела изменения.
В Афинах перестала существовать царская власть. Как уже отмечалось, афинские цари известны нам только по преданиям и не могут считаться реальными историческими деятелями. По преданию, последним афинским царем был царь Кодр, пожерт-вовавший жизнью для спасения отечества при напа-дении на Аттику дорян. В рассматриваемое время царская власть уступила свое место правлению девяти, ежегодно избиравшихся из среды только эвпа- тридов, должностных лиц - архонтов. Между ними теперь были распределены основные функции испол-нительной, военной и судебной власти, ранее сосре-доточенной в руках басилея. Возглавлялась коллегия архонтов архонтом-эпонимом - старшим архонтом, дававшим свое имя году. По именам архонтов-эпонимов афиняне вели свое летосчисление.
За архонтом-эпонимом следовали архонт-полемарх, ведавший военными делами и начальствовавший над ополчением афинян, и архонт, унаследо-вавший главным образом культовые обязанности царя и потому по традиции именовавшийся архонтом-ба- силеем. Остальные шесть архонтов были архонтами- фесмофетами - хранителями древних законодательных обычаев, передававшихся устной традицией от поколения к поколению. Все перечисленные должно-стные лица располагали самостоятельной юрисдик-цией и заседали в специальных зданиях: архонт-эпо-ним - в пританее, архонт-басилей - в так называемой буколее, полемарх и фесмофеты - также в особых зданиях.
После года пребывания в должности архонты передавали свои полномочия вновь избранным на их места магистратам, сами же механически станови-лись пожизненными членами ареопага - так в Афи-нах именовался по названию холма бога Арея, где он обычно заседал, древний совет. Некогда он представ-лял собой совет старейшин. Теперь, пополняясь бывшими архонтами, которые, как уже указывалось, из-бирались лишь из среды эвпатридов, ареопаг стал одним из органов власти аристократов, притом самым влиятельным. В политической жизни афинской общины на протяжении всего раннего периода ее истории ареопаг пользовался исключительным значением. Он представлял верховную инстанцию для большинства дел, ему принадлежал решающий голос при избрании архонтов, авторитет его был непререкаем.
Таким образом, социально-политический строй древних Афин характеризовался господством родовой аристократии. Владея лучшими землями в Аттике, афинская аристократия сосредоточила в своих руках и политическую власть. Народное собрание утратило свое былое значение и не играло сколько- нибудь заметной роли в общественной жизни афинян.
Афинский народ - демос - вынужден был подчи-няться власти аристократов до тех пор, пока не обрел в себе достаточных сил для того, чтобы начать с ними ожесточенную борьбу.
История Афин и Аттики VII и VI вв. до н. э. насы-щена событиями этой борьбы. Стремясь сохранить и закрепить свое господство, аристократия отстаивала уже отживающий родовой строй, препятствующий дальнейшему развитию производительных сил афинской общины. Защищая свою свободу и права от по-сягательств аристократии, а затем перейдя в реши-тельное против нее наступление, афинский демос был носителем новой и для той эпохи более передовой системы общественных отношений. Конечная победа демоса над аристократией поэтому знаменовала собой становление более прогрессивного строя - классового строя и государства как аппарата господства нового класса рабовладельцев.
Демос не был в социальном отношении однород-ным. Под термином «демос» следует иметь в виду все свободное коренное население Аттики, про-тивопоставляемое родовой аристократии. Наряду с беднотой, зависимыми батраками и ремесленниками в его состав входили и относительно зажиточные крестьяне, сохранившие участки своей земли, и владельцы ремесленных мастерских, и купцы, и судовладельцы. По мере развития экономической жизни в Афинах все больше стало появляться состоятельных и богатых людей неаристократического происхождения. С другой стороны, процесс социально-имуще-ственной дифференциации затронул не только демос, но и аристократию. Одни из аристократических ро-дов беднели, представители других приобщались к торговле и морскому делу, тем самым проникаясь новыми интересами, уже не совпадающими с интересами землевладельческой аристократии Педиона.
Беднейшие слои свободного населения прежде всего стремились добиться передела земли, чтобы удовлетворить свой земельный голод, аннулирования тяготевших над ними долгов, отмены долговой кабалы. Более обеспеченные и богатые слои демоса, уже ощущавшие под ногами твердую экономическую почву, в первую очередь ставили перед собой задачу до-биться политического преобладания и власти. Для этого требовалось лишить афинских эвпатридов их родовых привилегий в пользу тех, кто по рождению не принадлежал к числу благородных, но не уступал им в экономических возможностях и силе.

Политическая история Аттики представляет классический образец возникновения государства. Афины-главный город Аттики издревле был населен народом, этнически близким малоа- зийским грекам.

Аттика-область Средней Греции-представляет собою полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море и омываемый с запада Сароническим заливом, пролив Эврип отделяет ее от острова Эвбеи. Центральная область Аттики (Месогея) окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем. На западном берегу Аттика имеет несколько естественных гаваней: Фалер, Пирей (Муни- хия). Природа страны оказала свое влинне на историю Аттики. В основном оставаясь земледельческой страной садоводов, скотоводов, огородников и пчеловодов, Аттика при наличии хороших бухт и гаваней развила большую торговлю и промышленность, завоевавших ей славу во всем эллинском мире и за его пределами. Спарта в этом отношении не может итти ни в какое сравнение.

Древнейшая история Аттики немногим более известна, чем история Спарты. Подобно Спарте Аттика и Афины своими историческими корнями уходят в крито-микенский мир. В послеми- кенский период Аттика была покрыта мелкими крепостями баси- леев, как о том свидетельствуют уцелевшие до настоящего времени остатки. В мифах сохранились имена древнейших полулегендарных аттических царей и героев: Кекропа, Эгея, Тезея, Кодра и др.

В мифах и легендах образование Афинского государства представляется в виде многолетней борьбы друг с другом басилеев, сидевших в своих полисах, рассыпанных по территории Аттики. Впоследствии этот процесс борьбы стали представлять себе в виде мирного объединения, или синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того как царскую власть получил Тезей, соединявший в себе силу с умом, он привел в порядок страну, упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей. В память объединения Аттики был учрежден всеафинский праздник Панафинеи, посвященный памяти-покровительницы города Афине Палладе, богине войны и маслиновых рощ. Впоследствии Панафинеи превратились в национальный праздник, сопровождавшийся играми, гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Социально-экономический строй Аттики XII-VIII вв. может быть определен как гомеровский строй.

Населявшие Аттику четыре племенных союза, или филы, делились на фратрии, фратрии-на роды. По общему закону рост производительных сил, разделение труда и обмен разлагали родовые организации, выдвигая на их место другие организации- соседские, профессиональные и имущественные. Дольше всего родовая организация сохранялась у верхнего слоя «благородных и богатых» аристократов, называвшихся в Аттике эвпатридами, т. е. имеющими благородных родителей.

Афинский ландшафт.

Вдали долина реки Кефиса и эгалейский горный проход с «священной дорогой » на Элевсин. Направо Эрехтейон.

Ббльшую часть населения составляли средние и мелкие земледельцы- геоморы, ремесленники - демиурги, торговцы и феты. Низший слой аттического общества составляли рабы, число которых с каждым столетием возрастало.

Под действием тех же факторов, которые разрушали род, происходило слияние в единое Афинское государство отдельных местностей и родов. Процесс образования Афинского государства, длительный и многообразный, закончился приблизительно в начале VI в. до н. э.

Объединение Аттики, вызванное ростом производительных сил, с своей стороны, являлось фактором, способствовавшим дальнейшему социально-экономическому и культурному прогрессу. Наряду с местными обычаями, учреждениями, культом и пр. возникали общеаттические (афинские) учреждения. Таким путем Афины из крепости, местопребывания басилея и его дружины, превращались в полис-город в собственном смысле.

Верховная власть над объединенной Аттикой в течение нескольких столетий принадлежала афинским басилеям. Около же VIII в. царская власть в Афинах исчезает. Последним афинским царем был, по преданию, Кодр. После отмены царской власти во главе Афин стояли избранные из эвпатридов правители-архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем архонты избирались на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт, около середины VI в. образовалась коллегия девяти архонтов: 1) первый архонт, архонт-эпоним, первоначально имел большую власть, впоследствии же функции его были ограничены; 2) архонт-басилей выполнял, главным образом, жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом; 3) архонт-полемарх был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов фесмофетов-хранителей закона, председателей различных судебных коллегий. Архонты отправляли общественные должности безвозмездно. Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал.

По выполнении срока полномочий архонты вступали в ареопаг , высший государственный совет. В ареопаге разбирались уголовные дела, в особенности дела, об убийстве. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ему принадлежали рекомендация и контроль над архонтами. Заседал ареопаг на скале, посвященной богу войны Арею. Отсюда, повидимому, происходит и само название.

Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, члены самых влиятельных афинских родов. Располагая богатством и имея в своем распоряжении массу слуг и зависимых людей, эвпатриды могли проживать в Афинах и заниматься общественными делами.

Экономическую основу могущества эвпатридов составляли земли, расположенные в плодородной местности вблизи Афин. Пережитки родового строя были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось в роде. Однако давали себя знать уже и новые отношения. Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей, тем более, что географическое положение Афпн, удаленных всего на 5 километров от моря, предрасполагало к заморской торговле. Число богатых и влиятельных аристократических родов в Аттике, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением уменьшалось. Денежное хозяйство разлагало не только роды в низших слоях Аттики, но захватывало также и верхний слой «благородных». Меньшая часть эвпатридов богатела и возвышалась, становясь еще более благородными и знатными, ббльшая же часть беднела и опускалась в разряд худородных. «Родовой строй абсолютно несовместим с денежным хозяйством» 1 . Чем дальше, тем все больше родовитость становилась символом и признаком богатства. Число влиятельных эвпатрид- ских родов и семей в Афинах в VIII-VII вв., накануне великих реформ, было невелико, но в их руках находились богатство, сила и власть.

Влияние совершавшихся экономических перемен-рост денежного хозяйства и рост рабовладения-болезненнее всего ощущалось в деревне. Проникавшие в деревню торговля и ростовщичество беспощадно ломали освященные глубокой стариной патриархальные отношения, неотделимые от натурального хозяйства.

«...Развивающееся денежное хозяйство проникало, точно разъедающая кислота, в основанный на натуральном хозяйстве исконный образ жизни сельских общин» .

Положение сельской массы-геоморов и фетов-в VII-VI вв. в Аттике было в высшей степени тяжелым, как в материальном, так и в правовом отношении. Об этом имеются совершенно определенные свидетельства наших главных источников, «Афинской политии» Аристотеля и Плутарха (в биографии Солона). Несмотря на известный схематизм и односторонность их освещения, самый факт разорения аттической деревни не вызывает сомнений. Главным бичом деревни были ростовщичество л растущее рабовладение, вытеснявшее свободный труд.

Плутарх и Аристотель сообщают, что в Аттике накануне Соло- новых реформ (VI в.) масса мелких землевладельцев находилась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю богатых или же брали деньги под залог собственной личности. Заимодавцы имели право обратить должника в рабство или же продать за границу.

«Дело в том,-говорит Аристотель в «Афинской политии» («Истории Афинской конституции»),-что вто время государственный строй в Афинах был олигархический, бедные находились в рабстве у богатых, они сами и их семьи. Они обрабатывали земли эвпатридов, отдавая им за это пять шестых получаемого с земли дохода, а одну шестую оставляя для личного пользования себя и своей семьи. Потому их и называли шестидольниками (гектоморами). Вся земля находилась в руках немногих. Если должники во-время не вносили следуемую с них плату, то их самих и членов их семьи разрешалось брать в кабалу».

Против эвпатридов, имевших в своих руках политическую власть и силу и крепко державшихся за родовые порядки, выступали не только порабощенные шестидольники, но и другие общественные прослойки Аттики, в том числе и часть «благородных». Другими словами, против господства эвпатридов выступали все элементы складывавшегося рабовладельческого полиса, среди них и часть «благородных», по каким-либо.причинам оторвавшихся от своего класса. Классовые противоречия в VII-VI вв. в Аттике были столь же остры, как и в других греческих полисах, о которых говорилось выше.

«Столкновение новообразовавшихся общественных классов взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах» 1 .

«Родовой строй приходил к концу. Общество с каждым днем все более вырастало из его рамок; даже худшие отрицательные явления, которые возникали у всех на глазах, он не мог ни ослабить, ни устранить. А тем временем незаметно развилось государство...»

Долго скоплявшееся недовольство существующим строем, наконец, прорвалось наружу в виде так называемой Килоновой смуты в 30-х годах VII в. Сущность Килоновой смуты такова: Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, зять мегарского тирана Феагена, пользовался большой популярностью в Афинах. Воспользовавшись скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил произвести государственный переворот с целью захвата верховной власти. Приверженцам Килона удалось захватить Акрополь, но удержаться в нем они не могли вследствие слабой поддержки народа. «Узнав об этом, афиняне устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у Акрополя, начали осаждать его. Осада затянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставив архонтам сторожить Килона и дав им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время ббльшая часть административных функций принадлежала архонтам» . Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили Акрополь. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, искавшим убежища у жертвенника Афины? была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполнено. По выходе из храма сообщники Килона были убиты, некоторые даже у алтаря эвменид.

Во главе осаждавших стояли представители рода Алкмеонидов. «Кплонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алкмеонидов. В течение всей афинской истории Алкмеониды считались проклятым родом, не сдержавшим своего обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини покровитель- нипы города. Этим обстоятельством при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические и личные враги.

Попытка государственного переворота Кплона не удалась по причине незрелости движения, но все же толчок был дан. Классовые противоречия углублялись, а вместе с ними обострялась и классовая борьба. Начатая Килоном «смута» продолжалась и после его изгнания. Все это указывало на то, что общественное недовольство и брожение в Аттике в середине VI в. были очень сильны.

Первой серьезной уступкой эвпатридов было издание писанных законов-законов Драконта. В 621 г. одному из архонтов, Дра- конту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Возложенное поручение было выполнено. Так возникли «Драконтовы законы».

Законы Драконта, согласно преданию, отличались необыкновенной суровостью («драконовы законы!»), что свидетельствовало о грубости и жестокости нравов этой эпохи. Смертная казнь полагалась даже за такие преступления, как праздность, кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны не чернилами, а кровью»,-так характеризовали Драконтовы законы сами греки. Рассказывали, что когда спросили самого законодателя, почему он почти за все преступления назначил смертную казнь, то Дра- конт будто бы ответил, что незначительные проступки, по его мнению, заслуживают этого наказания, для крупных же он не мог придумать большего. Особенно свирепы были кары за нарушение прав частной собственности: воровство, поджог, убийство и прочие гражданские правонарушения.

И тем не менее при всей свирепости, техническом несовершенстве и примитивности правосознания законы Драконта имели большое историческое значение как победа складывавшегося (рабовладельческого) демократического полиса над элементами родового строя, имели хотя бы потому, что некоторые статьи их были определенно направлены против кровной мести. Больше всего выгод от введения писанного права получил верхний слой демоса, в особенности проживавшие в Афинах иностранцы (метэкп). Метэки (или метойки), купцы и ремесленники, были заинтересованы в фиксации твердых правовых норм для торговых и денежных операций. Писанное право охраняло частную собственность и вносило порядок в имущественные и деловые отношения.

  • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938 г., стр. 106.
  • Там же.
  • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938, стр. 4.
  • Там же, стр. 109.
  • 8 Фукидид, 1, 126.

АТТИКА

Древняя ("Attikn) - область Др. Греции. Заселена с эпохи неолита. Отроги Киферона и Парнета делят А. на небольшие равнины: афинская, элевсинская, месогейская, марафонская - пригодные для с. х-ва. Кроме равнинного, было распространено террасное земледелие. Гл. с.-х. культурами А. в древности были виноград и оливки. Урожаи ячменя и пшеницы были невысокие, хлеба не хватало. На горных пастбищах разводили овец и коз. А. была богата солью, мрамором, глиной, серебром (добывалось в горах Лаврион на юге А.). В А. были развиты ремесла (гончарное, обработка металлов, судостроение). Изрезанность берегов А., ее срединное положение в Др. Греции, потребность в импорте хлеба способствовали развитию мор. торговли А. (гавани - Пирей, Фалерон). К 5 в. до н. э. А. постепенно стала самой развитой социально-экономич., политич. и культурной областью (центр - Афины) Др. Греции. В совр. Греции А. образует одну из адм.-терр. единиц - номов.

Лит.: Колобова К. М., Глускина Л. М., Очерки истории Древней Греции, Л., 1958; Wrede W., Attika, Athen, 1934.

Аттика времен Клисфена


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "АТТИКА" в других словарях:

    В древности область на юго востоке Ср. Греции. В современной Греции Аттика один из номов (центр Афины) … Большой Энциклопедический словарь

    - (Attica, ή Άττιχή). Важнейшая область средней Эллады, страна гористая и малоплодородная; столицей ее были Афины. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 область (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Аттика - (Attica), обл. в юго вост. части Центр. Греции. В древности здесь было неск. небольших поселений, к рые постепенно объединились в город государство Афины. Этот процесс завершился к 7 в. до н.э. Семьи крупных землевладельцев продолжали жить вне… … Всемирная история

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    В древности область на юго востоке Средней Греции. В современной Греции Аттика один из номов (центр Афины). * * * АТТИКА АТТИКА, в древности область на юго востоке Средней Греции. В современной Греции Аттика один из номов (центр Афины) … Энциклопедический словарь

    Attĭca, ή Άττική (от ακτή, вместо ακτική), называлась раньше также Άκτή, «прибрежная страна», а у поэтов Μοψοπία, или Ίωνία, или Ποσειδωνια и была важнейшей из 8 областей, составлявших собственную (среднюю) Элладу. Она имела форму … Реальный словарь классических древностей

    - (греч. Attike) в древности область на юго востоке Средней Греции. Политическое объединение А. вокруг Афин (Синойкизм) произошло, согласно древнегреческим преданиям, при царе Тесее (См. Тесей), в действительности процесс этот растянулся на … Большая советская энциклопедия

    - (греч. ή Αττική, что значит прибрежная страна) юго восточная область Средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и Архипелагом, приблизительно в 2200 кв. км пространства; граничить на С. Виотией, на З. Мегарой, с Ю. и В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Аттика - (от греч. страна побережья) полуостров, одна из крупнейших областей на юго востоке Средн. Греции. Ее горы являются разветвлениями Киферона, крутого каменистого хребта, который образовал естественную границу А. с Беотией и Мегарами. Среди… … Античный мир. Словарь-справочник.

В Греции есть все, что ищет современный турист. Эта страна ласкает солнцем 300 дней в году, ее границы омывает 4 моря и окружает 1400 островов.

Греция приглашает в увлекательные походы по древним руинам и музеям, где хранятся античные сокровища. Манит эта солнечная страна своими фруктовыми рощами и вкусностями, приготовленными из даров Средиземного моря.

Греческие пляжи заслужили звание лучших для отдыха во всем мире. Сюда стекаются туристы, чтобы позагорать, провести время на молодежных дискотеках, сделать уникальные фотосессии и насладиться вкусом ароматных оливок.

Одним из таких туристических мест является Аттика. Она расположена в сердце страны. Это область, где закладывалась государственность, и где расположилась столица Греции.

Аттика в переводе означает «береговая страна» . Аттика расположена на полуострове, который с трех сторон омывается заливами Эгейского, Эвбейского, Петалийского и Саронического морей.

Климат Аттики – средиземноморский.

Находится в этом месте не только приятно, но и полезно, так как этот регион отличает сухость, что идеально подходит тем туристам, которые не переносят высокую влажность.

В январе воздуха прогревается +12 градусов и практически никогда не опускается ниже +5 .

Температура морской воды зимой держится на отметке в +17 градусов, а купальный сезон открывается уже в мае, когда температура воды прогревается до 22 градусов.

Пик сезона в этом регионе Греции приходится на август. Морская вода в этот период прогревается до 26 градусов , а воздух – до отметки в 33-35 градусов .

Любителям солнца и сухой жары следует отправляться в Аттику с мая по октябрь. Однако настоящее удовольствие можно получит отдыха в этом месте в период цветения.

Отели Аттики

Несмотря на то, что Аттика является индустриальным районом, здесь обустроены пляжи, а современные отели открывают свои двери для многочисленных путешественников.

  • Royal Olympic Hotel расположен в пешей доступности от Акрополя. Из роскошно обставленных комнат отеля открывается великолепный вид на храм Зевса или благоухающий сад с бассейном.

    Poseidonion Grand Hotel расположился на острове Спетсес и является его достопримечательностью, за счет своей богатой архитектуры. Номера обставлены стильной мебелью, и роскоши им добавляют деревянные полы. С балконов комнат открывается вид на морской пейзаж или цветочный сад.

  • Отели 4*

    Amalia Hotel находится в пешей доступности до Акрополя и центральной площади города Плаки. За использование натуральных туалетных принадлежностей, чистящих средств и органических продуктов гостиница была отмечена экологическим значком Green Key.

    Herodion расположен у подножия Акрополя. В этом отеле каждый номер оформлен в элегантном стиле. На крыше гостинице разбит великолепный сад, где можно отдохнуть в гидромассажных ваннах и шезлонгах с видом на Афины.

  • Отели 3*

    Hermes Hotel спрятался в тихом районе Плаки. К услугам гостей здесь предлагают просторный холл для отдыха и сад на крыше.

    Номера отеля обставлены современной мебелью, а интерьер выполнен в светлых тонах.

    Plaka Hotel расположен в историческом центре столицы Греции. На крыше гостиницы работает кафе-бар с впечатляющим видом на Акрополь.

Чем заняться в Аттике: осмотр достопримечательностей

Земли Аттики впитали в себя древние легенды и мифы, которые оживают в глазах впечатлительных путешественников.

Гуляя по достопримечательным местам можно легко перенестись в античные времена, когда смертных страну населяли всемогущие божества. Оказавшись в Аттике, не откажите себе в удовольствии посетить следующие храмы и монастыри и просто интересные места:

  • Храм Посейдона

    Уникальная постройка, расположенная на мысе Сунион . В этом храме совершались таинства и обряды, чтобы задобрить грозного морского бога.Стройные колонны храма, которые обрамляются массивное строение, поражают воображение. В здании сочетаются тонкость и величие, олицетворяющие связь земли и моря.

  • Монастырь Дафни
    Его можно найти в 10 километрах от Афин. Это строение возведено на месте языческого храма Аполлона Дафнийского в VI веке. На сегодняшний день монастырь имеет статус памятника.

  • Остров Энгина

    Этот небольшой островок притягивает своими роскошными пляжами и прозрачной морской водой. Он находится посреди Сардонического залива.В истории этот остров известен тем, что на нем было построено порядка 360 храмов. Большинство из них было стерто с лица земли, но путешественники, любящие старину могут попасть в город Палеохора, считающийся привидением, в котором уже давно никто не живет.

Классические символы Афин — величественный Акрополь , Парфенон , храм Зевса , театр Диониса , одеон Ирода Аттики. Ежегодно тысячи туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы посетить знаменитые районы Плака , Монастираки , Синтагма , полюбоваться величественной красотой гор и изобилием пляжей.

Грандиозные памятники архитектуры Афин заслуживают особого внимания, так же, как и многочисленные музеи города.

Найдите время прогуляться по пешеходной зоне в историческом центре города, чтобы полюбоваться богатой коллекцией сокровищ Национального археологического музея и посетить священный Акрополь — главную достопримечательность для многих туристов. Прекрасный архитектурный комплекс включает несколько древних храмов, святилищ и культовых сооружений, уцелевшие фрагменты которых позволяют в полной мере насладиться величием этих мест.

В центральной части афинского Акрополя находится еще одно уникальное архитектурное сооружение — храм Парфенон , поражающий своими размерами, возрастом и великолепием. Сегодня этот наиболее известный памятник античной архитектуры, построенный в честь богини Афины, хорошо виден из любой точки города.

Всего в полукилометре от Акрополя находится самый большой храм Греции — храм Зевса или Олимпейон. О былой славе великого памятника греческой истории напоминают 14 огромных мраморных колонн, высота которых достигает почти 20 метров. Изящные развалины храма Зевса и окружающие его руины других античных сооружений особенно прекрасны в ночное время, благодаря живописной подсветке.

Одна из самых известных природных достопримечательностей региона — гора Имиттос — расположена на востоке Афин. На вершине горного массива, притаившись за кипарисовыми лесами, расположились удивительные монастыри с целебными источниками и причудливыми пещерами. Здесь вас встретит обилие пешеходных дорожек, мест для катания на горных велосипедах и скалолазания, и уединенных уголков. Попасть в Аттику — значит обязательно подняться на эту гору: захватывающий дух вид на весь город Афины вам обеспечен.

Не откажите себе в удовольствии посетить древний храм Посейдона — уникальную постройку, расположенную на живописном мысе Сунион. С этим культовым сооружением связано немало легенд и интересных историй. Некоторые из стройных дорических колонн храма, обрамляющих величественное строение, сохранились до наших дней.

Посетите древнегреческий храм богини Деметры в Элевсине — в его музее собраны исторические артефакты самых разных эпох. По большей части территории комплекса можно свободно прогуливаться, любуясь древними руинами.

В 10 километрах от Афин расположен монастырь Дафни — строение, возведенное в VI веке и признанное одним из величайших шедевров эпохи средневизантийского периода. Древний монастырь-музей, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, славится прекрасными внутренними мозаиками и фресками.