Семен альтов личная жизнь. Семен Альтов: биография

О своей известности он говорит с юмором: «Вершина моей популярности – когда увидел себя в газете рядом с Софи Лорен. Это были маленькие портретики без подписи – в сканворде. Составители были уверены, что нас с ней и так узнают!»

«Роковой подарок»

Будущий юморист появился на свет 17 января 1945 года, за пять месяцев до капитуляции фашистской Германии. Родился Семен Альтов в Свердловске, где в то время жили в эвакуации его родители Любовь Наумовна и Теодор Семенович. А потом молодые родители и их сын вернулись в Ленинград, там Альтов испытал все прелести жизни в коммуналке: «Я прекрасно помню своих соседей, хотя многих уже нет в живых. Рядом с нами жили две тети Шуры – абсолютно феллиниевских форм. Благодаря этим формам у меня в голове сложился свой тип женщины. Помню, как на коммунальной кухне по праздникам пекли пирог с жутким названием “Утопленник”, весь синий от мака. Никогда не забуду, как муж одной из теть Шур – дядя Коля – купил себе телевизор с большой линзой. На телевидении тогда была всего одна программа – с шести до девяти вечера. И как только дядя Коля, заядлый кавээнщик, усаживался перед линзой, тут же молча, не спрашивая у него разрешения, заходили остальные 29 жильцов со своими стульями. Рассаживались. А после 21.00 так же молча расходились. А дядя Коля и тетя Шура, облегченно вздыхая, могли приступать к своей семейной жизни».

Отец Семена преподавал в Кораблестроительном институте электротехнику, мама работала архитектором. А сам Альтов вовсе и не думал в детстве быть писателем – он мечтал стать химиком! «В те далекие времена не было такого выбора игрушек, как сегодня, – вспоминает Семен Теодорович. – Девочки как-то обходились без “барби” – кукол мастерили сами, отчего они были им ближе. А мне в восемь лет подарили набор “Юный химик”. Это был роковой подарок, изменивший мою жизнь».

Родители и сами были в ужасе, увидев, что их сын постоянно возится с реактивами. Сначала они боялись, что все эти опыты окончатся трагически. Потом, узнав, что Семен после школы собрался поступать в Ленинградский технологический институт, тоже были не в восторге. «Сейчас уже не помню, что думали родители о моей будущей профессии, но точно не мечтали о том, чтобы я стал химиком. Но я все-таки настоял на своем, – говорит Альтов. – Это, кстати, был чуть ли не единственный случай в жизни, когда я не послушал маму и папу. Наверное, зря».

«Я не был агрессивным вышибалой»

Будущий писатель окончил институт и даже проработал три года по специальности. Он совсем не считает то время выброшенными из жизни: «Помню, как-то в институте был ремонт, и на доске висело расписание, кто и где занимается. Мы вносили туда кое-какие изменения, сводя в одной аудитории сразу несколько потоков, и срывали тем самым занятия. Восторг был сумасшедший!»

Расставшись с химией, Альтов успел поработать заведующим творческим отделом, ночным сторожем и вышибалой: «Это было вершиной моей карьеры в силовых структурах, – улыбается Семен Теодорович. – Кстати, я не был агрессивным вышибалой, но результат делал всегда. В мои обязанности входило освободить ресторан от посетителей к полуночи. Когда срок близился, я подходил к столику, говорил: “Товарищи, надо бы закругляться, ресторан скоро закрывается!” Мне отвечали: “Садись!” Мы выпивали, и в 12 все вместе, взявшись за руки, с песнями выходили на улицу. Правда, несколько раз мне все же приходилось вступать в единоборство. Из-за Михаила Боярского. Он тогда еще не был звездой, но хорош был необыкновенно. Так вот я разнимал девочек, которые дрались из-за него».

А вот писателем Альтов себя осознал, когда получил первый перевод из «Литературной газеты». Там была рубрика «Афоризмы», где напечатали сразу девять фраз, придуманных Семеном. Вскоре он получил перевод на 36 рублей – одна фраза стоила 4 рубля: «Мы сразу с женой прикинули, сколько фраз я должен написать в месяц, чтобы свести концы с концами, – рассказывает Альтов. – С тех пор “Литературку” мы какое-то время открывали, как лотерейную таблицу. Смотрели, есть ли моя фамилия и сколько фраз. Увы, выигрыши были нечасто, печатали меня тогда крайне нерегулярно».

Но это Альтова не смутило, он продолжил работать, а через пару лет начал и выступать перед слушателями с концертами: «Мы пришли в ленинградский Театр эстрады посмотреть, как артисты выступают, чтобы получить ставку в “Ленконцерте”, – говорит Семен Теодорович. – И вдруг мне кричат: “Быстро на сцену!” А я перед комиссией постеснялся выходить на сцену в джинсах. И попросил у кого-то за кулисами костюм. Брюки оказались на два размера больше, чем я мог себе позволить. Во время выступления я думал только о том, как бы штаны с меня не упали, – придерживал их локтем, отчего весь скособочился. В итоге мне дали ставку в девять пятьдесят – вместо шести рублей. “За актерское мастерство!” – сказали».

О славе писателя Альтов не мечтал – просто делал то, что у него лучше всего получается: «Амбиции – это пинок в будущее. Конечно, они заряжают, как допинг. Но я – исключение. Никогда ни к чему не стремился и ничего для этого не предпринимал. Моя жизнь прошла под дорожным знаком “уклон тридцать градусов” – только не вниз, а вверх. Я никогда не просыпался утром, став за ночь звездой. Зато всегда спал спокойно».

Тем не менее произведения Альтова исполняли такие известные эстрадные артисты, как Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Клара Новикова и другие. Семен Теодорович никогда не придумывал ничего на заказ. Исключением был случай, когда король сатиры Аркадий Райкин попросил Альтова написать для него пьесу. «Я работал в Ленинградском доме актера, – вспоминает Семен Теодорович. – Там отмечали юбилей Аркадия Райкина. Директор попросила написать поздравление. Я прочитал его в присутствии театральной элиты Ленинграда. Все смеялись и аплодировали. После чего Аркадий Исаакович попросил зайти к нему домой. Так началась работа над спектаклем “Мир дому твоему”».

Однако о тех временах и выдающихся людях, с которыми приходилось встречаться, помнит Альтов совсем мало: «У меня с детства полное отсутствие памяти, именно поэтому мне не страшен возрастной склероз – я с ним родился. Чудовищно! Так получилось, что, когда я работал с Аркадием Райкиным, мы по требованию врачей много гуляли – ходили кругами в районе Тверской улицы. Я шел рядом, поддерживая Аркадия Исааковича, и он все время что-то рассказывал. Райкин был замечательный рассказчик! Но я ничего не помню! Поэтому до мемуаров дело не дойдет. Тут я свалял дурака. Все, что Райкин успел мне поведать, ушло в никуда».

«К моей жене это отношения не имеет!»

Из-за плохой памяти Альтов умудрился несколько раз знакомиться со своей будущей женой. В первый – пригласил ее на какой-то концерт, через год повторил попытку познакомиться, а когда собирался пойти на третий заход, услышал: «Может, хватит уже знакомиться?» Четвертого не потребовалось. Начали встречаться, и тут выяснилось, что у Семена дома есть первые четыре тома собрания сочинений Бунина, а у его любимой девушки Ларисы оказался пятый. Так поняли, что это судьба – и поженились.

«Мою жену в молодости считали одной из первых красавиц Ленинграда, – говорит Альтов. – А я и тогда красотой не блистал. Теперь я хоть человек более-менее известный, а тогда – кто меня знал! Когда родители Ларисы первый раз увидели меня рядом со своей красавицей дочерью – они пошатнулись и на какое-то время потеряли дар речи. Но потом, когда прошли годы, они относились ко мне с большой теплотой – говорили Ларисе с ее непростым характером: “Как тебе с Сеней повезло!” Всякий раз я просыпался утром и видел рядом красивую женщину, а потом оказывалось, что это моя жена, и мне всякий раз было это приятно. С тех пор и живем, всякое бывало, но разводиться ни разу не собирались. Это пожизненный срок».

Так вышло, что как раз после свадьбы Альтов и начал писать юмористические вещи: «Такая странная взаимосвязь, которая до сих пор никак не закончится. А до знакомства с женой я писал совершенно чудовищные стихи, которые позже сжег. Я тогда, чтобы остаться анонимом в случае провала, печатал на одном листе четверостишие свое, потом четверостишие Брюсова и четверостишие Блока – все без обозначения авторов – и давал на лекциях девочкам почитать и выбрать, какое больше понравится, и почти всегда они говорили, что мое. Я домой не шел, а летел на крыльях. Ну, вы представляете: Блок сзади, Брюсов сзади, а я впереди – вот это счастье».

Был период, когда Лариса просила мужа перед тем, как со сцены читать про женщин, делать ремарку: «К моей жене это отношения не имеет!» Сейчас она про это уже не говорит, зато старается помогать ему в работе, дарит всевозможные ручки и записные книжки, покупает костюмы для выступлений – Альтов ведь из тех, кто никогда не позволит себе выйти перед зрителями в свитере или джинсах. Что же касается гастрономических вкусов, то здесь писатель, в отличие от многих мужчин, непривередлив. «Если выдается свободный вечерок, мы обычно отправляемся в ресторан японской кухни, – говорит Лариса. – А так супругу нравится все, что я готовлю, особенно супы и салаты. Семен часто помогает мне на кухне: моет посуду, картошку чистит. Кулинарных талантов у него, правда, нет. Вершина мастерства – яичница. Но это не так уж и плохо».

После вкусного обеда для Альтова наступает рабочее время, и он традиционно уходит к себе в кабинет. «Когда муж трудится над рассказом, он не бегает по дому и не призывает музу, – рассказывает Лариса Васильевна. – Но я всегда стучу, если хочу зайти к нему в кабинет. Вдруг спугну вдохновение? Мне иногда кажется, что Семен постоянно работает: он никогда не расстается со своей записной книжкой, куда записывает интересные события или смешные фразы из разговоров».

Был момент, когда Альтов пытался приобщить к творчеству и своих детей. Сына даже увлек киношной деятельностью: «Водил с собой на съемки фильма “Недотепа”. У нас там снимались Фарада, Мигицко и многие другие замечательные актеры, – вспоминает писатель. – Паша приходил, смотрел, как они искали и создавали образ. Это очень увлекательно. И он заболел киношной деятельностью. И это до сих пор ему нравится. Но занимается он серьезным бизнесом, к которому, сразу скажу, я не имею никакого отношения».

«Ворую таблички в гостиницах всего мира»

Себя Альтов называет очень ленивым человеком: вытянуть его куда-то на отдых почти невозможно. Исключение – это рыбалка, которой писатель увлекся еще в далёком 1969-м: «Я только начал писать, и вдруг мне сказали, что можно поехать с выступлениями в Братск и заработать 500 рублей. По тем временам – огромные деньги. И вот компания молодых, начинающих артистов прилетела в Братск. И выяснилось, что нас там никто не ждет. Денег на обратные билеты у нас не было. Поначалу все растерялись и переругались, ища виноватого. Но потом все-таки собрались, скинулись последними рублями и наняли маленький теплоходик. Плыли по Ангаре, выступали в маленьких поселках, собирая деньги буквально шапкой. Как сейчас помню, подошли два пионера и сказали: “Дяденька, у нас нет 50 копеек, есть только 20!” И я, смахнув слезу, конечно, пустил их. Прекрасная компания, золотая осень, красивейшая река… Это были лучшие дни в моей жизни!»

Рыбалка тогда была главным занятием: «Мы ловили с нашего теплоходика окуней на окуневый же глаз. Нитка, крючок – и вперед! У нас вся палуба была в три слоя покрыта рыбой – мы только ее и ели. Вот эту рыбалку я никогда не забуду. Как-то друзья приглашали меня в Астрахань, а я не смог поехать. Зато каждый день звонил им, интересовался уловом. А они утомленными и встревоженными голосами спрашивали меня: “Ты не знаешь, что нужно насадить на крючок, чтобы перестало клевать?!” Я от расстройства даже спать плохо стал! А потом они приехали и признались, что рыбы не было вообще. И мне сразу стало легче».

Есть у Альтова и своя домашняя необычная коллекция: «Мне стало неловко, что все что-то собирают, а я – нет. И начал собирать таблички, которые вешают в гостиницах на двери: “Прошу убрать”, “Прошу не беспокоить”. Я их ворую в гостиницах всего мира. Этим же занимаются мои знакомые. Подарок ничего им не стоит, а мне важен знак внимания. Дома уже штук триста. Если найдется идиот, у которого такое же хобби, – можем обмениваться».

В компаниях от Альтова все ждут шуток, однако он всегда приходил в гости, садился, как и другие, за стол, затем спокойно уходил. «А потом народ возмущался: “Ну что за хам: ест, пьет и молчит!” – говорит писатель. – Но со временем люди привыкли к моей “обыкновенности”. К тому же, когда я чувствую себя спокойно и расслабленно, то действительно могу рассказать что-то веселое. Менять мне в себе что-либо поздно. К тому же я всю жизнь был одиночкой. Моя работа – это стол, бумага, ручка и я».

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам

Его умный юмор импонирует многим, а своеобразный тембр голоса очаровывает с первых же произнесенных слов. Он уже больше 40 лет счастлив в браке и, смущаясь, признается, что залогом его семейного счастья стала плохая память. Он может каждый день удивляться тому, какая красивая женщина с ним рядом, и признается, что с собственной женой знакомился три раза.

Тройное знакомство

Семён Альтов. / Фото: www.olga-luna.com

Семен Альтов не стыдится того, что у него плохая память. Даже на концертах он иногда читает свои собственные произведения и ему становится смешно, потому что может не помнить свои шутки.

С девушкой по имени Лариса он знакомился трижды. В первый раз он пришел в ДК, где вел после института «Устный журнал», и увидел в фойе очень симпатичную девушку, читавшую книгу. Решился познакомиться, пригласил на свидание, на свой «Устный журнал». Лариса на свидание пришла, но он ее не нашел. Впрочем, в тот день она сама не планировала продолжать знакомство, потому что особого впечатления Семен на нее в тот день не произвел.

Лариса Альтова. / Фото: www.bulvar.com.ua

Во второй раз они встретились примерно через год, в какой-то общей компании. Девушка изумительно играла на гитаре, да и внешне была очень хороша. И он познакомился с ней снова.
Когда же еще через какое-то время он увидел в профкоме собственного технологического института удивительно красивую девушку, сидевшую за роялем и вдохновенно игравшую Грига. Когда же Семен подошел к ней знакомиться, она просто возмутилась: сколько же можно? Но на свидание с ним все-таки пошла. При этом её кавалер, чтобы не забыть о свидании, дни встреч отмечал крестиком в специальном календаре, который супруги хранят до сих пор.

А судьбоносное решение жениться Семен Альтов принял, впервые побывав у Ларисы дома. Он увидел на ее книжной полке одинокий томик Бунина. Это был пятый том из пятитомника. У будущего сатирика были первые четыре, пятый ему достать в то время так и не удалось. Им обоим показалось, что это знак и имущество надо воссоединить. По сути, это и было их первым признанием друг другу в чувствах.

Начало долгого пути

Семён и Лариса Альтовы. / Фото: www.kpcdn.net

Свадьбу праздновали шумно и весело. Больше всего Семену Альтову понравился тост о том, что в этой семейной паре воссоединились красота ума жениха и удивительная красота невесты.
Семен Теодорович до сих пор не перестает восхищаться красотой своей супруги. И не понимает, что она могла найти в нем, обычном на тот момент инженере с небольшой зарплатой. Лариса Васильевна на этот вопрос отвечать отказывается.

Сам же сатирик считает, что без любви они не могли бы прожить вместе так долго. И при этом не забывает пошутить на тему своей плохой памяти даже в таком серьезном вопросе, как семейные отношения. Он говорит о том, что каждое утро удивленно смотрит на красивую женщину рядом и только потом вспоминает, что это – его жена.

Дом, где всем тепло и уютно

Семён и Лариса Альтовы. / Фото: www.sobaka.ru

Когда в семье появился сын, супруги оказались весьма единодушны в том, что маленький человек – это уже личность. Поэтому и воспитывали они его с большим уважением, стараясь не ломать и не лепить по собственному усмотрению, а просто поддерживая в ребенке стремление к тому, что ему нравилось.

Семён Альтов с сыном. / Фото: www.liveinternet.ru

Когда Семен Теодорович решил развивать в сыне писательский талант, то предложил писать в день всего половину печатной страницы на их машинке. В итоге мальчик приносил отцу текст, больше похожий на бухгалтерский отчет. Писателем Павел так и не стал, зато одно время был продюсером отца, пробовал себя в режиссуре, а затем успешно стал заниматься бизнесом.

Семён Альтов с женой, сыном, невесткой и внуками. / Фото: www.documental.su

Семен Теодорович и Лариса Васильевна очень разные люди и по характеру, и по темпераменту. Но живут они вместе легко и радостно, за 40 лет так и не успев друг другу наскучить. Они оба не представляют, как можно поехать отдыхать порознь, если есть возможность провести время вместе. Новый год и другие семейные праздники они неизменно стараются отмечать дома, собирая под одной крышей самых близких и дорогих сердцу людей.

Семён Альтов с женой и сыном. / Фото: www.liveinternet.ru

Ссориться всерьез им удается редко. Даже когда горячая и вспыльчивая Лариса Васильевна устраивает сцену из-за рубашки не того цвета, надетой мужем, Семен Теодорович считает, что нужно сначала дать ей успокоиться. Но иногда не выдерживает накала ссоры и невозмутимо говорит что-то такое, из-за чего разгорающийся скандал тут же превращается в комедийный спектакль.

Семён Альтов коллекционирует таблички из гостиниц. / Фото: www.ml-dom.ru

Даже хобби у сатирика весьма необычное: он собирает таблички из отелей с надписями, которые обычно вешают на двери номера с просьбами «Не беспокоить!». Свой первый экземпляр он натурально украл из гостиницы в Турции, а затем уже друзья и знакомые стали привозить их ему со всех концов света.

Семен Альтов считает, что для счастья нужно не так уж много: «Радоваться тому, что есть, а не мучиться из-за того, чего нет».

Семён Теодорович Альтов (1945), (настоящая фамилия Альтшуллер) - русский и советский писатель-сатирик, сценарист, заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Родился Семён Альтов 17 января 1945 года в Свердловске, куда его родители были эвакуированы во время Великой отечественной войны. Его отец, Теодор Семёнович Альтшуллер, был преподавателем Ленинградского кораблестроительного института, а мать, Любовь Наумовна Залесская - архитектором. После окончания войны, они вернулись в родной город - Ленинград.

Когда Семену исполнилось 8 лет, родители подарили ему набор «Юный химик», который так увлек юного Семёна, что в будущем он выбрал себе профессию химика. Окончив химический техникум, он поступает в Ленинградский технологический институт им. Ленсовета по специальности химик-лакокрасочник. В 1968 году, после окончания института, он устраивается работать по своей специальности в Государственный институт минеральных пигментов и на заводе им. Шаумяна.

Писательская деятельность Семена Альтова.

Биография писателя-сатирика Семёна Альтова начинается в 1970-х годах, когда ему было 26 лет, с первых сатирических и юмористических произведений. Хотя в нескольких интервью Семен Теодорович признавался, что изначально пытался писать стихи.

Первая публикация Альтова была в рубрике «Фразы» Литературной газеты, в разделе «Клуб 12 стульев». За сочинение афоризмов сатирик и получил свой первый гонорар - в размере 38 рублей.

В 1973 году, спустя два года после первой публикации, Семён Альтов был приглашен в Ленконцерт. По выражению самого Семена Теодоровича, «вскарабкался на сцену, где и торчу» до сих пор.

В настоящее время Семён Альтов является автором 4-х книг: «Набрать высоту», «Собачьи радости», «224 избранных страницы», «Шанс». Также им написано множество монологов, которые исполнялись на эстраде такими известными юмористами как Геннадий Хазанов, Владимир Винокур, Клара Новикова, Ефим Шифрин, и конечно же, самим автором.

Кроме того Семёном Альтовым написано множество сценариев для телевизионных и эстрадных программ, спектаклей и фильмов.

В 1987 году на сцене московского Театра эстрады состоялась премьера последней сценической работы Аркадия Райкина – спектакля «Мир дому твоему», автором интермедий в котором был Семён Альтов.

Участие в телепередачах.

1 декабря 1995 года Альтов принял участие в капитал-шоу «Поле чудес», посвящённом 50-летнему юбилею Геннадия Хазанова.

Также был частым гостем в таких юмористических телепередачах как «Вокруг смеха», «Джентльмен-шоу», «Без антракта», «Комната смеха», «Кривое зеркало», «Измайловский парк», «Юрмала», «Вечерний Квартал». Неоднократно принимал участие в съемках телепередач, шоу и фильмов в качестве сценариста, артиста и приглашенного гостя.

В 1997 году на канале НТВ вышел юмористический телесериал «Недотёпы» (24 выпуска), автором и инициатором создания которого явился Семен Альтов, а режиссёром этого сериала был его сын - Павел Семенович Альтов.

В 80-х годах Семен Альтов в сотрудничестве с Леонидом Якубовичем, Михаилом Городинским, Яном Арлазоровым, Вячеславом Полуниным, Валерием Николенко, Виктором Биллевичем и театром "Лицедеи", создает новую эстрадную юмористическую программу «ШОУ-01». Программа активно и успешно концертировала по всему Советскому Союзу и включала в себя розыгрыши, привлечение зрителей к участию в представлении.

Перу Семена Альтова также принадлежат диалоги к музыкальному фильму по мотивам оперы-буфф Жака Оффенбаха – «Перикола».

Своеобразная исполнительская манера Семена Альтова заметно выделяет его среди других артистов юмористического жанра. Он читает свои монологи не улыбаясь, монотонно, с неизменным застывшим выражением лица, однообразным с гнусавинкой, голосом. Благодаря такому своего стилю, он не раз становился героем пародий.

Его супруга - Лариса Васильевна Альтова - по специальности хоровой дирижер. Они состоят в браке более тридцати лет.

Сын - Павел Семёнович Альтов - режиссер, бизнесмен и продюсер своего отца (режиссёр сериала «Недотепы» на НТВ). Невестка - Анна Альтова.

Внуки - Варвара Павловна Альтова, Екатерина Павловна Альтова, Василий Павлович Альтов.

В 1994 году Семён Альтов стал лауреатом международного фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап». Ему была вручена позолоченная статуэтка вслед за Сергеем Довлатовым и Михаилом Жванецким.
в 2001 году получил Кубок Аркадия Райкина на Рижском международном фестивале «Море Смеха».
2003 год получает звания Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации.
2008 - Лауреат Царскосельской художественной премии.

Фильмография

1984 - Перикола (автор диалогов)
1986 - БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль; участие)
1987 - Мир дому твоему (телеспектакль; автор реприз и интермедий)
1992 - Удачи вам, господа
1992 - Кто там? (короткометражный; участие)
1993 - Шанс (Украина, короткометражный; сценарист)
1994 - Альтшоусы (режиссёр и сценарист)
1996 - Недотепы (короткометражный; сценарист)
1997 - Не валяй дурака - член экспедиции

Родился 17 января 1945 года в Свердловске, через полгода семья вернулась из эвакуации в Ленинград. Отец - Теодор Семенович, преподавал в Кораблестроительном институте электротехнику. Мать - Любовь Наумовна, архитектор.
В детстве увлекся химией, в юности занимался боксом.
Окончил химический техникум, а затем Ленинградский технологический институт имени Ленсовета. Получил диплом химика-лакокрасочника и проработал три года по специальности. Успел поработать заведующим творческим отделом Дома актера, ночным сторожем и вышибалой в ресторане.
Начал писать в 26 лет, первая публикация состоялась в «Литературной газете» в разделе «Клуб 12 стульев». Через два года стал артистом «Ленконцерта».
Его произведения исполняли Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Клара Новикова и другие известные эстрадные артисты. Автор последнего спектакля Аркадия Райкина «Мир дому твоему».
Часто сам исполняет собственные произведения. Отличается от других юмористов весьма специфической исполнительской манерой: непроницаемое выражение лица, нарочитое отсутствие эмоций, однообразный тягучий голос – все это пользуется неизменным успехом у зрителей и даже является объектом подражания и пародирования со стороны других артистов.
В качестве сценариста принимал участие в создании комедийного сериала «Недотепы» на канале НТВ, участвовал в создании нескольких фильмов и фильмов-спектаклей («Мир дому твоему», «БДТ тридцать лет спустя»).

Родился 17 января 1945 года в Свердловске, через полгода семья вернулась из эвакуации в Ленинград. Отец - Теодор Семенович, преподавал в Кораблестроительном институте электротехнику. Мать - Любовь Наумовна, архитектор.
В детстве увлекся химией, в юности занимался боксом.
Окончил химический техникум, а затем Ленинградский технологический институт имени Ленсовета. Получил диплом химика-лакокрасочника и проработал три года по специальности. Успел поработать заведующим творческим отделом Дома актера, ночным сторожем и вышибалой в ресторане.
Начал писать в 26 лет, первая публикация состоялась в «Литературной газете» в разделе «Клуб 12 стульев». Через два года стал артистом «Ленконцерта».
Его произведения исполняли Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Клара Новикова и другие известные эстрадные артисты. Автор последнего спектакля Аркадия Райкина «Мир дому твоему».
Часто сам исполняет собственные произведения. Отличается от других юмористов весьма специфической исполнительской манерой: непроницаемое выражение лица, нарочитое отсутствие эмоций, однообразный тягучий голос – все это пользуется неизменным успехом у зрителей и даже является объектом подражания и пародирования со стороны других артистов.
В качестве сценариста принимал участие в создании комедийного сериала «Недотепы» на канале НТВ, участвовал в создании нескольких фильмов и фильмов-спектаклей («Мир дому твоему», «БДТ тридцать лет спустя»).
Издал несколько сборников рассказов: «Шанс», «Собачьи радости», «Как нам разорить Америку» и других.
Член Санкт-Петербургского отделения Союза концертных деятелей Российской Федерации.
Участвовал в телепередачах «Комната смеха», «Кривое зеркало», «Без антракта», «Измайловский парк», «Джентльмен-шоу», «Юрмала», «Вечерний Квартал» и других.

Звания

▪ Заслуженный деятель искусств РФ (2003)

Награды

▪ Приз международного фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» (1994)

Семья

Супруга – Лариса Васильевна, по специальности дирижер-хоровик
Сын – Павел, продюсер отца (режиссер сериала «Недотепы» на НТВ)
Невестка - Анна
Внучки - Екатерина и Варвара
Внук - Василий