Трагедия русской деревни в лирике С. Есенина


Лирика Есенина с самых первых стихов уносит читателя в уютный и спокойный мир, в котором комфортно находиться, и проводить время с пользой. Стихи Есенина очень глубокие, сильно затрагивающие душу, не зависимо от того, о ком или о чем пишет автор. Особенно душевно и необычно написаны автором стихотворения о городе и деревне. Это связано с тем, что сам писатель родом из маленькой деревни и, конечно же, знает, как жили крестьяне в России, как вели хозяйство и чем занимались в то время.

Деревня - это одна из составляющих жизни писателя.

В произведениях, в которых описывается деревня, автор выделяет неразделимую связь крестьянской жизни с природой. Все эти поэтические картины, описанные в стихотворениях, были увидены автором в реальном мире и своими глазами. В есенинской лирике присутствует не только деревня, но так же и город. Во многих произведениях Есенина идёт речь об истории России и о произошедшей революции, о народе и государстве. Например, в маленькой поэме «Сорокоуст» автор так описывает время прихода революции:

«Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Из этих строк можно увидеть, как революция постепенно накрывает спокойную жизнь обычных людей. Революция, выходящая из города, рисуется в стихотворении как громадная машина, надвигающаяся на беззащитную, нежную, трогательно красивую как маленький милый жеребенок природу. Любовью пронизаны обращения автора к непосредственному в своем поведении маленькому конику при встрече с железным гостем. Таким образом, Есенин показывает, что городской прогресс несравним с обыденностью и простотой деревни, но это не означает, что красота и изящество деревни не заметны за городскими новшествами.

Во многих произведениях Есенина затрагивается проблема взаимоотношений деревни и города. Автор чувствовал душой натиск города на деревню. Он прекрасно понимал, к чему может привести городской прогресс, т. к. эти изменения могут разрушить тончайшую связь между человеком и природой. Но также, во многих произведениях Сергея Есенина видно превосходство деревни над городом. Красота деревни и ее природа несравнима с серостью города. Автору больше по душе спокойная жизнь в деревне, поэтому чаще всего в его произведениях встречаются жизнь простых крестьян. Одним из таких произведений является стихотворение «Калитка моя бревенчатая…»:

Калитка моя

Бревенчатая.

Девки, бабы

Поют о весне.

Прыгает грач

Над пашнею.

Проклинайте вы все

Долю вчерашнюю.

Есенин в этом стихотворении показывает обычную деревенскую жизнь, но до боли родную. Автор в своих произведениях любуется крестьянской жизнью, умело вписывая быт в общую картину природы. Именно любовь к своей земле, беспредельная вера в свой народ, патриотизм в поэзии Есенина, выраженные с покупающей искренностью, сделали его достоянием народа.

Подводя итог, можно сказать, что в лирике Есенина мир природы и мир крестьянского быта образуют неразрывное гармоническое единство. В этом единстве поэт видит свой идеал естественного бытия, истинной жизни. А город, по сравнению с этим единством, находится на втором плане.

Обновлено: 2017-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

В творчестве Есенина, одного из самых выдающихся русских поэтов XX века, отобразилась современная ему жизнь во всех своих противоречиях и во всей своей неоднозначности.
Едва ли не самой насущной проблемой в те годы был вопрос о деревне и о крестьянстве. Вопрос о земле вообще «роковой» вопрос для России, который она пытается разрешить на протяжении столетий (к сожалению, до сих пор пока безуспешно). Во многом история страны является историей решения именно этого вопроса. Революционные изменения, коренное переустройство жизни не могли не явиться толчком к новой, острой постановке старой проблемы. Необходимость технического прогресса, преодоление нарастающего отставания России от стран Америки и Европы из-за неэффективной системы собственности и власти - все это становилось ясно множеству передовых людей.
Все эти острейшие вопросы, эти вечные российские дилеммы нашли отражение в творчестве Есенина.
Основной идеей есенинского поэтического творчества является утверждение духовного мира национальной самобытности, которая сложилась еще в эпоху допетровской Руси. Народная мудрость видится Есенину как высшая нравственная ценность. Психологическая неуверенность человека в современном мире воспринимается писателем как следствие утраты моральных жизненных опор. Обретение же этих опор лежит через возвращение к родным местам, к традициям отцов, к гармоничной слиянности с природой.
Поэт придерживался во многом заимствованной у Н. Клюева концепции «избяного космоса», согласно которой изба является центром мироздания. Отсюда такое
пристальное и последовательное внимание к образу «золотой бревенчатой избы», предметам ее утвари, обстановки (самовар, печь, оконные ставни, деревянная скамья), атрибутам крестьянского хозяйства (хлев, сеновал, солома, дощатый мост, стога сена, плетень, калитка, околица, деревянные колодцы).
Город и деревня в лирике Есенина - всегда антиподы. Мало того, они ведут нескончаемый поединок. В ряде стихотворений они даже противопоставлены как два вражеских стана: деревня для поэта - родное и близкое, город - далекое и чужое. Деревня олицетворяет простор, покой, душевную открытость, город - суету, фальшь, распри и скандалы. Деревня - дерево, город - железо.
Однако соотнесение города и деревни в лирике Есенина не так однозначно. Взгляды поэта прошли определенную эволюцию, видоизменяясь со временем. В первую очередь это касается восприятия города. Дело в том, что город был, скорее, для Есенина неким символом бездушного технического прогресса, синонимом насилия, совершаемого над исконной природой человека. Этот абстрактный город рисуется им как нагромождение стекла и камня. Он греховен по своей сути, так как является отступлением от естественного жизненного уклада (например, в стихотворении «Город»):
Храня завет родных поверий -
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
В противовес бескрайним сельским просторам город переполнен своими хилыми обитателями («Как муравьи кишели люди», «И, схилясь, двигались их груди, что чешуя скорузлых рыб»), непривычными для взора лирического героя постройками, которые не только не соответствуют его эстетическим критериям, их даже нельзя назвать домами и жилищами. Сама природа отторгает эту прогрессивную, но чуждую ей архитектуру:
А небо хмурилось и блекло,
Как бабья сношенная шаль.
Разгульный характер городской жизни, гораздо более праздной по сравнению с деревенской, нашел свое отражение в названии сборника «Москва кабацкая».
В стихотворении «Ты прохладой меня не мучай» город воспринимается как некий адский мир скандалов и сплетен:
И известность моя не хуже, -
От Москвы по парижскую рвань
Мое имя наводит ужас,
Как заборная, громкая брань.
Есенина привлекала в жизни прежде всего нерукотворная красота. Живя в городе, поэт ощущал себя деревенским по духу человеком.
Тем не менее постепенно, с приобретением жизненного опыта, взгляды Есенина несколько корректируются. Если в ранней лирике поэт во многом идеализировал деревню, не замечая назревших противоречий, то позже, воодушевившись идеей социальных перемен, начал видеть сельскую нищету и отсталость.
В стихотворении «Я последний поэт деревни» Есенин высказывает свое понимание того, что дни старой, патриархальной деревни сочтены, что объективный ход истории настоятельно требует перемен. Но он настолько сросся, с этим укладом, что с его гибелью он отождествляет собственную смерть. Он ощущает, что его стихи и песни не нужны, устарели.
Еще позднее настроение поэта меняется еще заметнее. Вероятно, это было связано с заграничными поездками, в которых Есенин увидел, как безнадежно отстала его любимая Россия в техническом отношении от Европы и Америки. Так, в стихотворении «Неуютная жидкая лунность» появляется двойственное отношение к родной стране. Продолжая любить родину, поэт в то же время не желает принимать ее сельскохозяйственную и промышленную отсталость:
Мне теперь по душе иное.
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.
Кроме того, заметно изменяется отношение Есенина к городу. Не к городу-символу, но к вполне конкретному городу, Москве. Несмотря на все усиливающийся мотив возврата, тоски по своей малой родине, лирический герой Есенина вполне сознает, что он уже не тот человек, каким был несколько лет назад, до своего приезда в город. «Я московский озорной гуляка», - называет себя поэт в стихотворении «Я обманывать себя не стану...». А вот что он пишет в стихотворении «Да! Теперь решено. Без возврата...»:
Я люблю этот город вязевый,
Пусть обрюзг он и пусть одрях.
Золотая дремотная Азия
Опочила на куполах.
Естественно, эти впечатления неравнозначны тем кровным связям, которые приковали его к деревне, но эти строки вполне наглядно отмечают тот трудный путь, который прошел поэт по направлению к пониманию и принятию современного ему бытия.
Итак, тема города и деревни, их извечной вражды и соперничества, борьбы за душу человека, красной нитью проходит через все творчество Есенина. Оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы», он тем не менее проделал значительную эволюцию, в результате чего отчасти смирился с необходимостью внедрения технического прогресса, изменения веками формировавшегося уклада.
Творчество Есенина оказало колоссальное влияние на русскую поэзию, его глубокий психологизм и серьезные размышления над темами, которые веками волновали русского человека, явились залогом того, что его произведения не устаревают. Они говорят понятным и близким русскому человеку языком о самых важных, самых насущных для него проблемах.

Деревня и город («живое» и «железное») в поэзии С. Есенина

Я гражданин села...

С. Есенин

Сергея Александровича Есенина называют «крестьянским» поэтом. Сам себя он считал «последним поэтом деревни». Действительно, особой красотой и напевностью наполнены его стихи о сельском приволье, прелести родных просторов. Лиризм и нежность строк Есенина входят в душу, поражают своей наполненностью светом, воздухом, звучанием, завораживают сказочностью.

Покраснела рябина,

Посинела вода.

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

Снова выплыл из рощи

Синим лебедем мрак.

Чудотворные мощи

Он принес на крылах.

Только влюбленному в жизнь открываются такие искренние и проникновенные строки, доходящие до глубины сознания, трогающие до слез, до сердечной боли. Поэт любил Россию такой, какой она была, не приукрашивая и не умаляя ее достоинств. Сыновней любовью веет от его произведений.

Даль подернулась туманом.

Чешет тучи лунный гребень.

Красный вечер за куканом

Расстелил кудрявый бредень.

Под окном от скользких ветел

Перепелъи звоны ветра.

Тихий сумрак, ангел теплый,

Напоен нездешним светом.

Но поэт не может вечно существовать в тихом замкнутом мирке, каким бы милым и привлекательным он ни был. Его манит жизнь, и Есенин уезжает в город, далекий и таинственный в воображении молодого человека.

Храня завет родных поверий -

Питать к греху стыдливый страх.

Бродил я в каменной пещере,

Как искушаемый монах.

Как муравьи кишели люди

Из щелей выдолбленных глыб,

И, схилясъ, двигались их груди,

Что чешуя скорузлых рыб.

И я услышал зык от бога:

«Забудь, что видел, и беги! («Город»)

Теперь город давит поэта своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и неискренностью окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина. В искусственно созданном мире приходится искать утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и еще не понимая, чего хочет душа.

А когда ночью светит месяц,

Когда светит... черт знает как!

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

Сердце бьется все чаще и чаще,

И уж я говорю невпопад:

«Я такой же, как вы, пропащий,

Мне теперь не уйти назад».

Есенину видится город, закованный в бетон, подобно свободному человеку, закутанному в смирительную рубашку. Постепенно из лирики поэта исчезают яркие тона - золотой сменяется серым, алый цвет зари - лимонно-желтым. Тускнеют не только краски, но и чувства. Автор пытается обрести и здесь гармонию, примирить несоединимое.

Дар поэта - ласкать и корябатъ,

Роковая на нем печать.

Розу белую с черной жабой

Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись

Эти помыслы розовых дней,

Но коль черти в душе гнездились -

Значит, ангелы жили в ней.

Но ничто не приносит утешения поэту, кроме родных необозримых просторов, которые врачуют истерзанную душу, даруют покой и радость. Любовь к природе возрождает Есенина, дает силы жить и творить. Поэт ясно видит, что остановить прогресс невозможно, он неотвратимо наступает на милую сердцу патриархальность. Еще в стихотворении «Сорокоуст» дана картина, поражающая читателей своей правдивой образностью.

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунный поезд?

По большой траве.

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребенок?

Милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужелъ он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Действительно, не обогнала, а «победила», но как-то горько и грустно от этой победы, торжества железа и грохота над «синью, упавшей в реку», «сыпучей ржавчиной» холмов, «молочным дымом села». Поэту остается одна судьба - «как псаломщику, петь // Над родимой страной аллилуйя».

И все же исторически России дан только один путь решения крестьянского вопроса - путь обновления деревни. Принимая эти перемены умом, Есенин в то же время чувствовал, что преодолеть его сельской Руси будет далеко не так просто и быстро, как это казалось современникам поэта. Отсюда постоянные тревожные, порой мучительные раздумья Сергея Александровича о будущем мужичьей страны.

Полевая Россия! Довольно

Волочиться сохой по полям!

Нищету твою видеть больно

И березам и тополям.

Я не знаю, что будет со мною...

Может, в новую жизнь не гожусь,

Но все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

Здесь правда чувств особенно дорога нам, в этом подлинное (величие поэта. Поняв необходимость обновления, Есенин при|стальнее вглядывается в кипение жизни, стремясь, по его сло|вам, «постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь». Еще недавно поэт «проклинал» город, видя в нем лишь первопричину всех страданий и несчастий крестьянской Руси, с тревогой писал о том, что «каменные руки» города-шоссе - «сдавили за шею деревню». Теперь все эти тревожно-трагические раздумья и мысли оказываются в прошлом.

Друзья! Друзья! Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны, Бежать за комсомолом.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лирика Есенина очень глубокая, она затрагивает душу каждого, вне зависимости пишет он о человеке, о народе или о городе. Кстати, много из своих произведений он посвятил именно тематики о деревне, поскольку сам поэт вырос в рязанском селе. Поэтому Есенину очень хорошо знакомо то, как жили крестьяне в России, и ему данная тема является совершенно небезразличной.

В есенинской лирике, которая была написана в 20-годах, можно встретить много раздумий по поводу социально-философских проблем. Здесь можно прочесть о городе и деревне, об истории и революции, о народе и государстве. Поэт в своих многочисленных произведениях очень точно зафиксировал о том, что было внедрено в быт деревни России.

Многие проблемы в это время пришлось именно на долю деревень Руси, которые, по мнению самого Есенина, преодолеть им будет очень нелегко, как возможно казалось других современникам того времени.
Поэтому так часто в поэзии данного автора можно встретить раздумья, которые отличались тревожностью и мучительностью, касающейся будущего русского крестьянства.

Как выражался поэт в своих стихотворениях, ему очень больно видеть нищету, которая воцарилась в деревне. Особенно трудной для Есенина оказалась революционная ломка, относящаяся к старым и патриархальным устоям деревни русской.

Есенин чувствовал натиск города на деревню. Он понимал, к какому трагизму может привести прогресс общества, техники, поскольку именно такие изменения способны окончательно нарушить и разрушить ту тонкую связь, которая с давних времен воцарилась среди человека и природы.

Во многих зарисовках поэта можно прочесть его любовь к природе. Здесь рассказывается именно о сельских пейзажах, деревенском быте, труде крестьян. Для этого поэта очевидным было превосходство именно деревни над городом и городским бытом.

Для него собственно именно крестьянство считалось главным проявлением России, по этой причине основной тематикой 20-х годов для данного поэта и был мир, который царил в русском крестьянстве.
Есенин говорил о себе в своих стихотворениях, как о поэте золотой избы и утверждал, что вне зависимости от любых изменений, он всегда останется таковым. Он не предаст своих идеалов, которые были заложены в него с самого детства.

Проследить сравнение города и деревни можно в стихотворении «Сорокоусте». Здесь можно увидеть символический образ жеребенка, который без успеха пытается догнать быстрый поезд. Таким образом автор показывает, что городской прогресс невозможно догнать деревне, но это не значит, что ее красота блекнет по сравнению с городскими преимуществами и новшествами.

Несмотря ни на что, поэт остается симпатизировать именно той красоте, которая олицетворяет село. Он видит бедного жеребенка намного привлекательнее, чем железный поезд, который хоть и является быстрым, но все же он мрачный. Однако Есенин переживает, что этот так называемый железный гость угрожает деревне, поскольку такой прогресс не сможет сжиться с простой, но в то же время уникальной красотой, принадлежащей сельским пейзажам.

Переживания Есенина за будущее деревень можно прочесть и в «Песне о хлебе», и в «Исповеди хулигана», и в «Мире таинственном, мире моем древнем..» и во многих других произведениях. Здесь мы видим неподдельную тревогу за дальнейшую долю сельской России, которую так и хотел забрать себе гость железный. Поэтому тема деревни и города для Есенина является очень небезразличной. Он ощущал боль, когда видел, к чему ведут неминуемые перемены и страдал из-за изменений в старом крестьянском укладе.

Я гражданин села... С. Есенин Сергея Александровича Есенина называют «крестьянским» поэтом. Сам себя он считал «последним поэтом деревни». Действительно, особой красотой и напевностью наполнены его стихи о сельском приволье, прелести родных просторов. Лиризм и нежность строк Есенина входят в душу, поражают своей наполненностью светом, воздухом, звучанием, завораживают сказочностью. Покраснела рябина, Посинела вода. Месяц, всадник унылый, Уронил повода.

Снова выплыл из рощи Синим лебедем мрак. Чудотворные мощи Он принес на крылах. Только влюбленному в жизнь открываются такие искренние и проникновенные строки, доходящие до глубины сознания, трогающие до слез, до сердечной боли. Поэт любил Россию такой, какой она была, не приукрашивая и не умаляя ее достоинств.

Сыновней любовью веет от его произведений. Даль подернулась туманом. Чешет тучи лунный гребень. Красный вечер за куканом Расстелил кудрявый бредень. Под окном от скользких ветел Перепелъи звоны ветра.

Тихий сумрак, ангел теплый, Напоен нездешним светом. Но поэт не может вечно существовать в тихом замкнутом мирке, каким бы милым и привлекательным он ни был. Его манит жизнь, и Есенин уезжает в город, далекий и таинственный в воображении молодого человека. Храня завет родных поверий - Питать к греху стыдливый страх. Бродил я в каменной пещере, Как искушаемый монах. Как муравьи кишели люди Из щелей выдолбленных глыб, И, схилясъ, двигались их груди, Что чешуя скорузлых рыб. И я услышал зык от бога: «Забудь, что видел, и беги! («Город») Теперь город давит поэта своей громадой, отсутствием простора, суетливостью и неискренностью окружающих. Безысходная тоска начинает звучать в стихотворениях Есенина.

В искусственно созданном мире приходится искать утешения в пьянстве и разгуле, стихийно протестуя и еще не понимая, чего хочет душа. А когда ночью светит месяц, Когда светит... черт знает как! Я иду, головою свесясь, Переулком в знакомый кабак. Сердце бьется все чаще и чаще, И уж я говорю невпопад: «Я такой же, как вы, пропащий, Мне теперь не уйти назад».

Есенину видится город, закованный в бетон, подобно свободному человеку, закутанному в смирительную рубашку. Постепенно из лирики поэта исчезают яркие тона - золотой сменяется серым, алый цвет зари - лимонно-желтым. Тускнеют не только краски, но и чувства. Автор пытается обрести и здесь гармонию, примирить несоединимое. Дар поэта - ласкать и корябатъ, Роковая на нем печать. Розу белую с черной жабой Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись Эти помыслы розовых дней, Но коль черти в душе гнездились - Значит, ангелы жили в ней. Но ничто не приносит утешения поэту, кроме родных необозримых просторов, которые врачуют истерзанную душу, даруют покой и радость. Любовь к природе возрождает Есенина, дает силы жить и творить. Поэт ясно видит, что остановить прогресс невозможно, он неотвратимо наступает на милую сердцу патриархальность. Еще в стихотворении «Сорокоуст» дана картина, поражающая читателей своей правдивой образностью. Видели ли вы, Как бежит по степям, В туманах озерных кроясь, Железной ноздрей храпя, На лапах чугунный поезд? А за ним По большой траве. Как на празднике отчаянных гонок, Тонкие ноги закидывая к голове, Скачет красногривый жеребенок?

милый, смешной дуралей, Ну куда он, куда он гонится? Неужелъ он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Действительно, не обогнала, а «победила», но как-то горько |и грустно от этой победы, торжества железа и грохота над «синью, упавшей в реку», «сыпучей ржавчиной» холмов, «молочным дымом села». Поэту остается одна судьба - «как псаломщику, петь // Над родимой страной аллилуйя». И все же исторически России дан только один путь решения [крестьянского вопроса - путь обновления деревни.

Принимая эти перемены умом, Есенин в то же время чувствовал, что преодолеть его сельской Руси будет далеко не так просто и быстро, как это казалось современникам поэта.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Есенин принимает жизнь с ее противоречиями, неустройствами, наконец –то успокоившись, «утихнув», и «душой бунтующей навеки присмирев» («Русьсоветская», 1924год). Так, например, в стихотворении «Видно, так...

  2. Загрузка... Все стихи С. Есенина, от певучих и нежных стихов о стране «березового ситца» до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый...

  3. Загрузка... Творческий путь как А. А.Блока, так и С. А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я...

  4. Загрузка... Я буду воспеватьВсем существом в поэтеШестую часть землиС названьем кратким “Русы.С. ЕсенинИмя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Его лирика никого не оставляет...

  5. Загрузка... Гой ты, Русь моя родная,Хаты - в ризах образа…Не видать конца и края-Только синь слепит глаза.Волшебный мир поэзии С. Есенина, певучий и лиричный, сливается...