Шуман краткая биография и творчество. Шуман – кто он? Несостоявшийся пианист, гениальный композитор или острый музыкальный критик? Жизненный и творческий путь Шумана

Известный немецкий композитор Роберт Шуман - романтик, мечтатель с нежной и ранимой душой, привнес в традиционную классическую размеренность мирового музыкального искусства прогресс и новаторство. Соединив в своем творчестве поэтику, гармонию и философию, он добился того, что его произведения были не просто мелодичными и красивыми по звучанию, но были внешним отражением внутреннего мироощущения человека, его стремлением выразить душевное состояние. Шумана с полным правом можно считать новатором, стремившемся к прогрессу в европейской классической музыке 19 века.

Годы жизни

Шуман прожил не слишком длинную жизнь, отмеченную печатью и страданиями тяжелой и мучительной болезни. Он родился 8 июня 1810 года, а умер 29 июля 1856 года. Его родная семья была совершенно не музыкальной. Он родился в семье книгопродавца, где помимо него было четверо старших детей. С семи лет мальчик начинает заниматься музыкой у местного органиста, а в 12 лет он попытался создать собственное музыкальное произведение.

Родители мечтали, чтобы их сын стал юристом и Роберт потратил несколько лет на учебу, чтобы угодить им, но оказалось, что его призвание к музыке гораздо сильнее желания угодить родителям и устроить благополучное будущее для себя. Учась в Лейпциге на юридическом факультете, она все свободное время посвящал музыке.

Его знакомство с Францем Шубертом, путешествие в итальянскую Мекку искусства – Венецию, восторг от посещения концертов Паганини, укрепили в нем желание посвятить себя музыке. Он начинает брать уроки фортепьяно у Фридриха Вика, где знакомится со своей будущей женой Кларой, ставшей его верной единомышленницей и спутницей до конца жизни. Ненавистная юриспруденция остается в стороне, и Шуман полностью посвящает себя музыке.

Его стремление стать пианистом закончилось практически трагически. Для увеличения беглости пальцев, что очень важно для исполнителя, Шуман сделал операцию, которая оказалась неудачной, и он потерял возможность сделать карьеру музыканта. Но теперь он все свое время посвящал сочинительству музыкальных произведений. Вместе с другими молодыми музыкантами Шуман начинает выпускать журнал «Новая музыкальная газета». Для этого журнала Шуман пишет большое количество критических статей о современном музыкальном искусстве.

Произведения Роберта Шумана, начиная с самых первых произведений, полны романтизма, идиллической мечтательности и наполнены отголосками его собственных чувств. Но, не смотря на столь модный для его времени налет сентиментальности, в нем было развито стремление к материальному успеху. Особенно это проявилось, когда Шуман решил создать семью. Его избранницей стала Клара Вик, дочь его музыкального педагога и наставника. Клара была одаренной и очень успешной пианисткой, поэтому союз этих двух музыкально талантливых людей был очень гармоничным и счастливым.

Практически каждый год в семье Роберта и Клары появлялся очередной ребенок, всего их было восемь. Но это не помешало супругам успешно гастролировать по европейским городам. В 1844 году они посетили с концертами Россию, где им был оказан очень теплый прием. Его супруга была удивительной женщиной! Сама прекрасная пианистка, она, сознавая необыкновенный талант своего мужа, постаралась оградить его от бытовых сложностей, и Шуман смог полностью посвятить себя сочинительству.

Шестнадцать счастливых супружеских лет подарила судьба Шуману, и только тяжелая душевная болезнь омрачала этот счастливый союз. В 1854 году болезнь обострилась и даже добровольное лечение в передовой клинике не помогло. В 1856 году Шумана не стало.

Творчество композитора

Роберт Шуман оставил после себя огромное музыкальное наследие. Начиная с первых напечатанных произведений «Бабочки», «Давидсбюндлеры», «Фантастические пьеы”, «Крейслериана» таких воздушных, нежных, прозрачных миниатюр, наполненных воздухом и светом, и заканчивая операми «Фауст», «Манфред», симфониями и ораториями, он всегда оставался, верен своему идеалу в музыке.

Роберт Шуман, несомненно, тонкий и талантливый мастер, гениально передает все оттенки чувств и настроений, поэтому его знаменитые лиричные циклы «Круг песен», «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», по-прежнему пользуются необыкновенной популярностью среди исполнителей и слушателей. Многие, как и его современники, считают его произведения трудными, сложными для восприятия, но сочинения Шумана это образец духовности и благородства человеческой натуры, а не только блеск и мишура гламурности.

Роберт Шуман - один из наиболее ярких и заметных композиторов романтической эпохи в Европе. Он родился в июне 1810 года в городе Цвиккау, расположенном в саксонской области Германии, став пятым и самым младшим ребёнком в семье. Мальчик начал обучаться музыке с семи лет, и, хотя его родители не были музыкантами, они поощряли интерес сына.
Когда Роберту было 16 лет, его отец умер, и вскоре совершила самоубийство его родная сестра. Потеря сразу двоих близких людей глубоко потрясла юного музыканта.
После смерти отца ни мать, ни опекун не поощряли его серьёзных музыкальных устремлений Шумана, зато видели его будущим адвокатом. Таким образом, Роберт был обязан был в посещать юридическую школу в Лейпциге и учиться праву. Музыка стала лишь хобби, оставшись на втором плане в его жизни. Однако, несмотря ни на что, Роберт не прерывал своего музыкального образования. Одним из его учителей был Фридрих Вик, чья девятилетняя дочь Клара впечатлила Шумана великолепной игрой на фортепиано.
В 1834 году Шуман обручился с 16- летней Эрнестиной фон Фриккен, происходившей из богатой семьи. Но этот союз оказался кратким и до свадьбы дело не дошло: Шуман разорвал помолвку, всё более и более увлекаясь Кларой Вик.
Музыкант поддерживал связь с Виками, и, дождавшись, когда Клара подрастёт, сделал ей предложение. Её отец решительно выступил против этого брака, и только за день до 21- летия девушки Роберт и Клара смогли, наконец, пожениться. Это случилось 12 сентября 1840 года.
Хотя Клара была удивительно талантлива как пианист и композитор, её музыкальная карьера так и не получила достойного продолжения, а собственные сочинения остаются домтоянием частных коллекционеров. По некоторым предположениям, ревность мужа стала для неё сдерживающим фактором. Впрочем, даже успевая воспитывать детей, Клара всё-таки сыграла немаловажную роль в классической музыке, продолжая давать гастроли и вдохновлять других композиторов, в том числе и знаменитого Брамса.

Последствия травмы правой руки, полученной ещё во время обучения у Вика, помешали Шуману развить музыкальную деятельность в качестве гастролирующего пианиста. Он направил свою энергию и талант на сочинение музыки, создав сотни произведений для фортепиано и голоса, а также четыре симфонии и оперы.
Первые годы брака были безоблачно счастливыми: сотрудничество супругов в профессиональной сфере и рождение первого ребёнка сделало этот период весьма плодотворным для композитора. В это время Шуман сочинял почти исключительно для фортепиано. Весной 1841 была впервые исполнена его «Весенняя Симфония» .
В 1843 году композитор занимает должность преподавателя Лейпцигской консерватории, но чувствует, что это дело плохо ему удаётся. Зачастую он мог высидеть целый урок, не сказав ни слова своим ученикам. Он подал в отставку в 1844 году, и с этого времени его приступы депрессии стали более тяжелыми и более продолжительными.
В 1844 году Роберт и Клара предприняли тур по России, принёсший им огромный финансовый успех и общественное признание. Но Шуман начал испытывать пугающие физические страдания, включая временную слепоту и частые головокружения.
К концу жизни композитор страдал от тяжёлого психического заболевания и даже опасался причинить вред жене. 27 февраля 1854 он попытался покончить с собой, прыгнув в Рейн с моста, но был спасён лодочником. Тогда Шуман сам попросил отвести его в психиатрическую больницу, где он и провел свои последние и одинокие два года. Композитор получил возможность увидеться с женой лишь за два дня до своей смерти 29 июля 1856. Хотя он, казалось, узнал ее, но не мог сказать ни слова.
Существуют разные догадки относительно причин его смерти. Существует мнение, что композитора убило отравление ртутью, применяемой в качестве лечения от сифилиса. Другие исследователи его биографии считают, что Шумана погубила опухоль мозга.
Личная субъективность и эмоциональная интенсивность, присущая произведениям Шумана, стала отличительной чертой его музыкальных произведений. Он оказал существенное влияние на творчество многих выдающихся деятелей музыкального искусства, таких как Брамс, Лист, Вагнер, Элгар и Форе, по сей день оставаясь в числе самых популярных композиторов 19- го века.

По праву называются величайшими композиторами 19 века. Но чаще слышится фраза шумановский период, такое название дается эпохе романтизма в мире музыки.

Детство и юность

Немецкий композитор и музыкальный критик Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в Саксонии (Германия) у любящей пары Фридриха Августа и Иоганны Кристианы. Из-за любви к Иоганне, родители которой противились браку с Фридрихом по причине бедности, отец будущего музыканта за год работы помощником в книжной лавке заработал на свадьбу с девушкой и на открытие собственного дела.

Роберт Шуман вырос в семье, где было пятеро детей. Мальчик рос озорным и веселым, похожим на мать, и сильно отличался от отца, замкнутого и молчаливого человека.

Роберт Шуман начал учебу в школе в шесть лет, отличался лидерскими качествами и творческими способностями. Через год родители заметили музыкальный талант ребенка и отдали учиться игре на фортепиано. Вскоре у него проявилась способность сочинять оркестровую музыку.


Молодой человек долго не мог определиться с выбором будущей профессии – заняться музыкой или податься в литературу, как хотел и настаивал отец. Но концерт пианиста и дирижера Мошелеса, на котором Роберт Шуман побывал, не оставил шансов литературе. У матери композитора были планы сделать из сына юриста, но в 1830 году все-таки получил благословение родителей посвятить жизнь музыке.

Музыка

Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.


Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них - тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.

Но ни одна из версий не доказана, они опровергнуты в дневниках жены Клары, которую Роберт Шуман знал, так сказать, с детских лет. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Печатаясь в газете, критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами.


Композитор бросил вызов депрессивной и убогой Германии того времени, вкладывая в свои произведения гармонию, краски и романтизм. Например, в одном из самых знаменитых циклов для фортепиано «Карнавал» одновременно присутствуют женские образы, пестрые сценки, карнавальные маски. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни.

Отдельного внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.


Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.

В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.


При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.

Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал». Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

Личная жизнь

С будущей женой Кларой Жозефиной Вик композитор познакомился в юном возрасте в доме учителя по фортепиано – девушка оказалась дочерью Фридриха Вика. В 1840 году состоялось бракосочетание молодых. Этот год считается самым плодотворным для музыканта – написано 140 песен, а также год примечателен присвоением ученой степени доктора философии Лейпцигского университета.


Клара славилась знаменитой пианисткой, разъезжала по концертам, в которых муж сопровождал любимую. У пары родилось 8 детей, первые годы совместной жизни были похожи на сказку о любви со счастливым продолжением. Спустя 4 года у Роберта Шумана начинают проявляться острые приступы нервного расстройства. Критики предполагают, что причина этого - жена композитора.

До свадьбы музыкант боролся за право стать мужем знаменитой пианистки, в большей степени с отцом девушки, который категорически не одобрял намерения Шумана. Вопреки препятствиям, созданным будущим тестем (дело дошло до судебных разбирательств), Роберт Шуман женился по любви.


После бракосочетания пришлось бороться с популярностью и признанием жены. И хотя Роберт Шуман был признанным и знаменитым композитором, ощущение того, что музыкант прячется в тени славы Клары, не покидало. В результате душевных переживаний Роберт Шуман делает перерыв длиной в два года в творчестве.

История любви о романтических отношениях творческой пары Клары и Роберта Шуманов воплощена в фильме «Песнь любви», увидевшем свет в Америке в 1947 году.

Смерть

В 1853 году знаменитые композитор и пианистка отправляются путешествовать по Голландии, где пару принимали с почестями, но через некоторое время симптомы болезни резко обострились. Композитор предпринял попытку самоубийства, спрыгнув в реку Рейн, но музыканта спасли.


После этого случая был помещен в психиатрическую клинику возле Бонна, встречи с женой разрешались редко. 29 июля 1856 года в 46 лет великий композитор скончался. По результатам вскрытия причина болезни и смерти в раннем возрасте – переполненные кровью сосуды и повреждения в мозге.

Произведения

  • 1831 – «Бабочки»
  • 1834 – «Карнавал»
  • 1837 – «Фантастические отрывки»
  • 1838 – «Детские сцены»
  • 1840 – «Любовь поэта»
  • 1848 – «Альбом для юношества»

Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор, музыкальный критик и педагог. Один из выдающихся музыкантов эпохи такого художественного направления в искусстве, как романтизм. Ему пророчили будущее лучшего пианиста Европы, но Роберт повредил руку и не смог дальше играть на музыкальном инструменте, в связи с этим посвятил свою жизнь написанию музыки.

Родители

Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.

Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.

В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».

Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.

Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».

Детство

Шуман рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.

В шестилетнем возрасте мальчика отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.

Нельзя сказать, что в школе Шуман учился блестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту обучаться игре на фортепиано. Помимо музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.

Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.

Страсть к музыке

Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай. В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.

В 1828 году юноша окончил гимназию, получив диплом первой степени. Радость от этого слегка омрачалась предстоящим выбором карьеры и профессии. К этому времени умер отец, и Роберт лишился всяческой творческой поддержки. Мама настаивала на дальнейшем юридическом образовании. Послушав её уговоры, Роберт стал студентом Лейпцигского университета. В 1829 году он перевёлся в одно из самых престижных в Германии высших учебных заведений – университет Гейдельберга.

Но сердце молодого композитора истосковалось по музыке, и в 1830 году Шуман получил разрешение от матери бросить юридическую учёбу и заняться творческой деятельностью.

Творчество

Он вернулся в Лейпциг, нашёл хороших наставников и стал заниматься уроками фортепиано. Роберту хотелось стать виртуозным пианистом. Но во время обучения у него случился паралич среднего и указательного пальцев, из-за чего пришлось расстаться с мечтой и сосредоточиться на музыкальном сочинительстве. Одновременно с композицией он занялся музыкальной критикой.

В 1834 году он основал влиятельное периодическое издание – «Новая музыкальная газета». На протяжении нескольких лет он был её редактором и печатал там свои статьи.

Большинство произведений Роберт писал для фортепиано. В основном это «портретные», лирико-драматические и изобразительные циклы из нескольких небольших пьес, которые между собою связаны сюжетно-психологической линией:

  • «Бабочки» (1831);
  • «Карнавал» (1834);
  • «Давидсбюндлеры», «Фантастические отрывки» (1837);
  • «Крейслериана», «Детские сцены» (1838);
  • «Любовь поэта» (1840);
  • «Альбом для юношества» (1848).

В 1840 году Роберту была присвоена учёная степень доктора философии Лейпцигского университета. Этот год вообще стал для композитора самым плодотворным в его творчестве, воодушевлённый женитьбой на любимой женщине, он написал около 140 песен.

В 1843 году Феликс Мендельсон основал в Лейпциге высшую школу музыки и театра (сейчас консерватория), Шуман занимался в ней преподаванием по композиции и фортепиано, чтением партитур.

В 1844 году Роберт прервал свою преподавательскую деятельность и работу в музыкальной газете, так как поехал с женой в гастрольный тур в Москву и Петербург. Приняли их там очень горячо. Клара играла у самой Государыни, а Шуман завёл много полезных знакомств. Особенно впечатлила супругов роскошь Зимнего Дворца.

Вернувшись из России, Роберт отказался дальше издавать газету и полностью посвятил себя написанию музыки. Но такое усердное рвение к работе пагубно стало сказываться на его состоянии. Расстраивало композитора и то обстоятельство, что его повсюду встречали как мужа знаменитой пианистки Клары Вик. Путешествуя с женой в гастрольных турах, он всё больше убеждался, что его слава не вышла за пределы Лейпцига и Дрездена. Но Роберт никогда не завидовал успеху супруги, ведь это Клара была первой исполнительницей всех произведений Шумана и делала его музыку знаменитой.

Личная жизнь

В сентябре 1840 года Роберт женился на дочери своего музыкального наставника Фридриха Вика. Этот брак встретил много препятствий на своём пути. При всём уважении к Шуману, Фридрих Вик желал для своей дочери более подходящего жениха. Влюблённые даже прибегли к крайней мере – обратились в суд с просьбой решить их судьбу.

Суд вынес решение в пользу молодых, и они сыграли скромную свадьбу в селе Шенфельд. Осуществилась мечта Шумана, теперь рядом с ним были любимая Клара Вик и фортепиано. Блестящая пианистка соединилась с великим композитором, у них родилось восемь детей – четыре девочки и четыре мальчика. Супруги были безумно счастливы, пока у Роберта не начались психические отклонения.

Последние годы жизни

В 1850 году Шумана пригласили в Дюссельдорф занять место городского директора музыки. Приехав с женой в этот город, они поразились тёплой встрече, которую им оказали. Роберт с радостью начал работать на новой должности: вёл духовные концерты в церкви, каждую неделю занимался с хором, управлял симфоническими оркестрами.

Под свежими впечатлениями в Дюссельдорфе композитор создал «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», увертюры к Шекспировской драме «Юлий Цезарь» и к произведению Гёте «Герман и Доротея».

Однако вскоре начались размолвки с оркестром, и в 1853 году с Шуманом не продлили контракт. Он с женой уехал путешествовать в Голландию, но там начали проявляться симптомы психической болезни. Вернувшись в Германию, легче не стало. Наоборот, апатия и признаки болезни усиливались. Сознание такого печального состояния подтолкнуло Роберта к самоубийству, он пытался свести счёты с жизнью, кинувшись в реку Рейн с моста. Композитора спасли и поместили в психиатрическую клинику неподалёку от Бонна.

Поначалу ему разрешали переписываться с Кларой и принимать друзей. Но вскоре врачи заметили, что после посещений Шуман дико возбуждался, и товарищам запретили приходить к больному. Роберт впал в состояние глубочайшей меланхолии, помимо слуховых и зрительных у него начались галлюцинации обоняния и вкуса. Силы душевные угасали, физическое здоровье иссякало ещё быстрее, так как композитор полностью отказался от еды. Он ушёл из жизни 29 июля 1856 года в результате истощения организма.

При вскрытии черепа обнаружили, что причина болезни находилась именно здесь: у Шумана были переполнены кровеносные сосуды, кости в основании черепа стали утолщёнными и пустили новую костную массу, которая острыми кончиками прорвала внешний мозговой покров.

Тело великого композитора перевезли в Бонн и предали земле при огромном стечении народа.

Роберт Шуман (нем. Robert Schumann). Родился 8 июня 1810 года в Цвиккау - умер 29 июля 1856 года в Энденихе. Немецкий композитор, педагог и влиятельный музыкальный критик. Широко известен как один из самых выдающихся композиторов эпохи романтизма. Его учитель Фридрих Вик был уверен, что Шуман станет лучшим пианистом Европы, но из-за повреждения руки Роберту пришлось оставить карьеру пианиста и посвятить жизнь сочинению музыки.

До 1840 года все сочинения Шумана были написаны исключительно для фортепиано. Позднее было опубликовано много песен, четыре симфонии, опера и другие оркестровые, хоровые и камерные произведения. Свои статьи о музыке он публиковал в Новой музыкальной газете (нем. Neue Zeitschrift für Musik).

Вопреки желаниям отца, в 1840 году Шуман женится на дочери Фридриха Вика Кларе. Его жена также сочиняла музыку и имела значительную концертную карьеру пианистки. Прибыль с концертов составляла большую часть состояния её отца.

Шуман страдал от психического расстройства, впервые проявившегося в 1833 году эпизодом сильной депрессии. После попытки самоубийства в 1854 году он, по собственному желанию, был помещён в психиатрическую клинику. В 1856 году Роберт Шуман скончался, так и не излечившись от душевной болезни.


Родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана (1773-1826).

Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста Иоганна Кунцша. В возрасте 10 лет начал сочинять, в частности, хоровую и оркестровую музыку. Посещал гимназию в родном городе, где познакомился с произведениями и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана.

В детстве он приобщился к профессиональной литературной работе, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, выполнял предыздательскую корректуру большого латинского словаря. А школьные литературные сочинения Шумана написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов. В определённый период юности Шуман даже колебался, избрать ли ему поприще литератора или музыканта.

В 1828 году он поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешёл в университет Гейдельберга. Он по настоянию матери планировал стать юристом, но музыка всё больше затягивала юношу. Его влекла идея стать концертирующим пианистом.

В 1830 году он получил разрешение матери полностью посвятить себя музыке и вернулся в Лейпциг, где надеялся найти подходящего наставника. Там он начал брать уроки фортепиано у Ф. Вика и композиции у Г. Дорна.

Во время обучения у Шумана постепенно развился паралич среднего пальца руки и частичный паралич указательного пальца, из-за чего ему пришлось оставить мысль о карьере профессионального пианиста . Широко распространена версия о том, что данное повреждение случилось из-за использования тренажера для пальцев (палец привязывался к шнурку, который был подвешен к потолку, но мог «ходить» вверх и в низ по принципу лебедки), который Шуман якобы самостоятельно изготовил по типу популярных в то время тренажеров для пальцев «Dactylion» Генри Герца (1836) и «Happy Fingers» Тициано Поли.

Еще одна необычная, но распространенная версия гласит, что Шуман в стремлении достичь невероятной виртуозности пытался удалить себе на руке сухожилия, связывающие безымянный палец со средним и мизинцем. Ни одна из этих версий не имеет подтверждений, и обе они были опровергнуты женой Шумана.

Сам Шуман связывал развитие паралича с чрезмерным писанием от руки и чрезмерной продолжительностью игры на фортепиано. Современное исследование музыковеда Эрика Самса, опубликованное в 1971 году, предполагает, что причиной паралича пальцев могло стать вдыхание паров ртути, которой Шуман по совету врачей того времени, возможно, пытался излечиться от сифилиса. Но ученые-медики в 1978 году сочли сомнительной и эту версию, предположив, в свою очередь, что паралич мог возникнуть в результате хронической компрессии нерва в районе локтевого сустава. До настоящего времени причина недомогания Шумана остается неустановленной.

Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой. Найдя поддержку в лице Фридриха Вика, Людвига Шунке и Юлиуса Кнорра, Шуман смог в 1834 году основать одно из влиятельнейших в дальнейшем музыкальных периодических изданий - «Новую музыкальную газету» (нем. Neue Zeitschrift für Musik), которое на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с так называемыми филистерами, то есть с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства.

В октябре 1838 года композитор переехал в Вену, однако уже в начале апреля 1839 года вернулся в Лейпциг. В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году, 12 сентября, в церкви в Шёнфельде состоялось бракосочетание Шумана с дочерью его учителя, выдающейся пианисткой - Кларой Жозефиной Вик .

В год бракосочетания Шуманом было создано около 140 песен. Несколько лет совместной жизни Роберта и Клары протекли счастливо. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф. Мендельсоном.

В 1844 году Шуман вместе с супругой отправился в гастрольную поездку в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году Шуман переезжает из Лейпцига в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства. Лишь в 1846 году Шуман поправился настолько, что был в состоянии снова сочинять.

В 1850 году Шуман получил приглашение на должность городского директора музыки в Дюссельдорфе. Однако вскоре там начались размолвки, и осенью 1853 года контракт не был возобновлен.

В ноябре 1853 года Шуман вместе с женой отправляется в путешествие по Голландии, где его и Клару принимали «с радостью и с почестями». Однако в том же году вновь стали проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись в Рейн, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна. В больнице он почти не сочинял, эскизы новых сочинений утеряны. Изредка ему разрешали увидеться с супругой Кларой. Роберт умер 29 июля 1856 года. Похоронен в Бонне.

Творчество Роберта Шумана:

В своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Его ранняя музыка, интроспективная и зачастую причудливая, была попыткой порвать с традицией классических форм, по его мнению, слишком ограниченных. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Шумана бросало вызов духовной убогости Германии 1820-х - 1840-х годов, звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Шуман развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Мало понятая при жизни, большая часть его музыки теперь расценивается как смелое и оригинальное явление в гармонии, ритме и форме. Его произведения тесно связаны с традициями немецкой музыкальной классики.

Большая часть фортепианных произведений Шумана - это циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, связанных между собой внутренней сюжетно-психологической линией. Один из самых типичных циклов - «Карнавал» (1834), в котором пёстрой вереницей проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Киарина - Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена.

Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, по мотивам произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана - музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к высшим достижениям Шумана. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отображены в таких произведениях Шумана для фортепиано, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835-1838, 1836), Фантазия (1836-1838), концерт для фортепиано с оркестром (1841-1845). Вместе с произведениями вариационного и сонатного типов у Шумана есть фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.

В вокальном творчестве Шуман развивал тип лирической песни Ф. Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Шуман отобразил детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живого языка. Значительно возросшая у Шумана роль фортепьянного сопровождения даёт богатое очерчивание образа и нередко досказывает смысл песен. Наиболее популярный из его вокальных циклов - «Любовь поэта» на стихи (1840). Он состоит из 16 песен, в частности, «О, если б цветы угадали», или «Слышу песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл - «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по смыслу песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Вокруг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Шуман затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Шумана - баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне).

Некоторые песни Шумана - это простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта и др.).

В оратории «Рай и Пери» (1843, на сюжет одной из частей «восточного» романа «Лалла Рук» Т. Мура), равно как в «Сценах из Фауста» (1844-1853, по И. В. Гёте), Шуман близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная законченная опера Шумана «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческим успехом явилась музыка Шумана к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849).

В 4 симфониях композитора (так называемая «Весенняя», 1841; Вторая, 1845-1846; так называемая «Рейнская», 1850; Четвёртая, 1841-1851) преобладают светлые, жизнерадостные настроения. Значительное место в них занимают эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.

Шуман внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Шуман бичевал виртуозное франтовство, равнодушие к искусству, которое прячется под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из выдуманных персонажей, от лица которых выступал Шуман на страницах печати, - пылкий, неистово дерзкий и иронический Флорестан и нежный мечтатель Эвзебий. Оба символизировали полярные черты характера самого композитора.

Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам XIX столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист. В России творчество Шумана пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».