Интерактивное оборудование в доу, требования к организации работы с ним. Эффективное использование интерактивного оборудования с детьми в условиях фгос

Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном образовательном учреждении -- это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске. Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Используя доску, можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио), работать с интернетом. Все как при работе с персональным компьютером и даже больше.

Возможности, предоставляемые сетевыми ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.

Во-первых , это дополнительная информация, которой по какой-либо причине нет в печатных изданиях.

Во-вторых, это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

В-третьих, - это наиболее демократический способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания.

В то же время педагоги сталкиваются с трудностями при освоении новых досок, особенно на начальном этапе, в частности с нехваткой готовых ресурсов - материалов, которые можно использовать с интерактивной доской. Воспитатели детских садов делают первые шаги в освоении интерактивных досок, изучая их возможности.

Педагогам, только начинающим осваивать работу будет доступен самый простой способ работы с ней - использование ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

При этом необходимым условием является сформированность следующих навыков:

  • · Начальные знания устройства компьютера
  • · Работа в программах: Word, PowerPoint
  • · Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Для педагогов исчезает необходимость готовить к образовательной деятельности громоздкие пособия - можно использовать готовую галерею картинок или добавить свои картинки, иллюстрации, фотографии.

Задачи, решаемые при работе с интерактивной доской:

развитие познавательной и творческой активности детей, любознательности, воображения, образного мышления;

формирование готовности ребенка к школьному обучению;

знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;

овладение навыкам и работы с интерактивной доской.

Нашему педагогическому коллективу, только начинающему осваивать работу с интерактивной доской, поначалу был доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера. В таком виде интерактивная доска использовалась на родительских собраниях, районных методических объединениях, досуговых мероприятиях. 2 способ работы - готовые презентации, 3- готовые интерактивные игры, игры и задания, составленные нашими педагогами. Использование других возможностей интерактивной доски нами пока не освоено.

2. Наш небольшой опыт применения интерактивной доски показывает, что обучение и воспитание дошкольников стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Мы используем доску практически на всех занятиях - Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях. И хотим отметить её преимущества для занятий в детском саду. 7 [Галишникова, Л. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения / Л. Галишникова // Учитель№ 4. - С. 8-10.]

Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет нам моделировать на занятиях различные ситуации и среды. Например, при погружении в лексическую тему «Домашние птицы» на занятии по ознакомлению с окружающим дети с удовольствием составляли на доске птичьи семьи, играли в интерактивную игру «Четвёртый лишний», обобщали знания о внешнем виде домашних птиц в игре «Клювы, лапки и хвосты» - составляли на доске из отдельных частей тела птицу. На занятии по развитию речи с успехом прошла интерактивная игра «Птичья столовая» (с провокациями), «Подбери маму и детёныша». В интерактивной игре «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании. При развитии связной речи составляли описательный рассказ о домашней птице, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию. На занятиях по математике соотносили число с количеством птиц, учились находить место числа в числовом ряду, «соседей» числа и птиц, считали домашних птиц в прямом и обратном порядке. Нам было проще привлечь и удерживать более длительное время внимание детей. Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания, а не пассивно воспринимают объяснения воспитателя. Это позволяет педагогам достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски, они обижаются, если педагог не предоставляет им такой возможности. Таким образом, на наших занятиях происходит индивидуализация обучения, развитие психических процессов у воспитанников, создание благоприятного эмоционального фона.

3. Ещё одно преимущество использования интерактивной доски в детском саду - возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, они лучше её запоминают. На таком же высоком познавательном интересе прошли все занятия недели по лексической теме «Космос». Незабываемые впечатления дети получили во время виртуального космического путешествия на ракете. 17 [Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. - 2006. - №2. - с. 37-39]

В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому мы пытаемся создать свою коллекцию разработанных нами занятий с использованием Цифровых Образовательных Ресурсов. У нас уже имеются готовые разработки по следующим темам: «Полёт на луну», «Подарки Деда Мороза», «Музыкальные загадки», «В гостях у белого медвежонка», «Село моё родное», «День знаний». Конечно, первые материалы создавались нами методом «проб и ошибок» и при их создании нам приходилось преодолевать некоторые трудности, которые невозможно было предвидеть, из-за отсутствия опыта. Но с каждым днём становилось работать всё легче и интереснее.

Также доступны приемы работы, основанные на перемещении изображений или текста на экране доски. Выполняя задания, дети могут расставить изображения в определенном порядке, продолжить последовательность, составить изображение в соответствии с образцом, выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку, ориентироваться в пространстве и др. Занятия с интерактивной доской помогают детям овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности (дети учатся слушать задание, поднимать руку для ответа, внимательно смотреть как другие выполняют задание, замечать и исправлять ошибки). Воспитанники стали лучше ориентироваться на плоскости и обозначать взаимное расположение предметов. Доска помогает развивать координацию движений руки, добиваться отчетливой формы. Интерактивную доску можно использовать как обычный экран или телевизор для демонстрации наглядного материала, но это не позволяет задействовать все ее ресурсы. Так, на экране доски дети могут выполнять задания практически так же, как на бумаге - соединять точки, рисовать, писать, что способствует формированию графических навыков. Педагоги могут показывать им на доске, каким образом выполнять задания на бумаге, например при обучении рисованию.

При подготовке материалов воспитатели, только начинающие пользоваться интерактивной доской, сталкиваются с некоторыми трудностями. Изображение на интерактивной доске воспринимается иначе, чем на мониторе, а расположение интерактивных элементов, удобное для работы мышью, может оказаться неудобным при использовании интерактивной доски.

Интерактивная доска имеет достаточно большой экран. Стоящий у доски маленький ребенок не может охватить ее взглядом целиком, чтобы найти изображения, нужные для выполнения задания. Сами изображения не должны быть слишком большими, иначе они плохо воспринимаются с близкого расстояния. Конечно, если на странице работает только воспитатель, показывая детям, как выполнять задание на бумаге или ожидает от них правильных устных ответов подобные ограничения не имеют значения. Педагог работает на экране доски, а дети, находясь на некотором расстоянии, могут охватить взглядом изображение полностью.

Несмотря на то, что в дошкольных учреждениях стараются размещать доску как можно ниже, рост не позволяет детям использовать всю ее поверхность. С учетом этого картинки для перемещения или соединения линиями, поля для вписывания и места для рисунков должны находиться внизу доски (в нижней ее половине или трети в зависимости от возраста детей). Расстояние между изображениями, с которыми ребенок работает самостоятельно, должно быть небольшим. В противном случае дети, особенно младшего возраста, не смогут провести достаточно длинную линию, чтобы соединить элементы или перетащить на нужное место, не "роняя".

Знание этих рекомендаций не всегда позволяет избежать ошибок при создании интерактивных ресурсов. Картинка на доске в среднем в пять раз больше, чем на мониторе, и "всего" десять сантиметров превращаются на доске в "целых" пятьдесят, с которыми детям тяжело справиться.

4. Приобщение к информационной культуре - это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости. То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению. В связи с этим педагоги нашего детского сада всегда придерживаются требования СанПиН. 15 [Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический ком-плекс// Российский государственный гуманитарный университет. - Москва, 2005. - 21с. ]

Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Комната для интерактивных занятий в детском саду может выполнять следующие задачи:

  • · обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;
  • · служить развлекательным и игровым центром;
  • · в ней может выполняться максимально широкий круг образовательных и развлекательных задач;
  • · обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для преподавателей;
  • 5. знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных технологий. 19 [Ликитина М. Ребенок за компьютером. - М., Эксмо, 2006.]

Примеры использования интерактивной доски

Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий. Применение мультимедиа в электронном обучении не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление.

Способов применения интерактивной доски на занятиях в детском саду может ограничиваться только вашей фантазией. Это и презентации, и интерактивные обучающие программы. и создание проектов в графических, программных средах. Подробнее об этом говорится в Приложении к данной работе.

Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

6. Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской. Итак, вот самый простой способ использования интерактивной доски учителем в школе - демонстрация готовых презентаций. 13 [Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2003]

Методическая разработка посвящена проблеме использования интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Демонстрируются возможности использования интерактивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста, даются примеры из практического опыта.

Данная разработка может быть полезна работникам системы дошкольного образования, а также представляет интерес для родителей дошкольников.

Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, проявлять инициативу, проектировать, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом. Сделать обучение дошкольников интересным, ненавязчивым, эффективным, развивающим¸ не утомительным призваны новые педагогические технологии.

Сегодня вряд ли актуален вопрос - нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Пришло время разобраться, какие устройства наиболее эффективны для использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Прежде всего, следует помнить, что недостаточно приобрести современную технику, важно уметь работать с ней так, чтобы она приносила пользу. В частности, надо уметь воспользоваться возможностями нового оборудования в ходе непосредственно образовательной и досуговой деятельности с детьми. Кроме того, для такого устройства должны быть доступны интерактивные задания, развивающие игры - одним словом, ресурсы, которые нужны педагогу для работы с воспитанниками. Это особенно актуально, если воспитатель вынужден пользоваться только готовыми заданиями.

Не все новые виды интерактивного оборудования могут похвастаться такой полезностью. Разработка методик их применения - вопрос времени, но проблемы с ресурсами оказываются наиболее серьезными.

Трудно переоценить потенциал интерактивных полов при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но без развивающих ресурсов эти устройства бесполезны. Между тем в комплект поставки входит лишь небольшой пакет заданий развлекательного характера. Создать свою разработку для интерактивного пола воспитатель не может, а готовые предлагают только зарубежные производители. Интерактивные полы не становятся от этого менее ценными устройствами для работы с дошкольниками, но практически значимое их использование откладывается на неопределенный срок.

Информационные технологии (от англ. information technology) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации.

В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет педагогам и специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Под ИКТ подразумеваются использование:

Компьютера;

Интернета;

Телевидения;

Мультимедиа;

Аудио-визуального оборудования, всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать детей к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала. Интерактивные средства обучения станут отличными помощниками в диагностики развития детей: развитие внимания, памяти, мышления, речи, личности, навыков учебной деятельности.

«Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил».

Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивные дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло.

Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.

Целесообразность использования интерактивных дидактических игр, согласно ФГТ, на разных этапах непосредственно образовательной деятельности (НОД) различна. А определение места интерактивной дидактической игры в структуре НОД во многом зависит от правильного понимания педагогом функций дидактических игр и их классификации.

Можно выделить: игры обучающие, контролирующие, обобщающие.

Обучающей будет игра, если дошкольники, участвуя в ней, приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причем результат усвоения знаний будет тем лучше, чем четче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Для участия в ней каждому ребёнку необходима определенная подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретение умения действовать в различных ситуациях.

Обучение технологии создания интерактивных дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возрастов процесс сложный и планомерный. Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение интерактивных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

Целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.

Для реализации этого направления необходимы подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии, отвечающие следующим требованиям:

  1. Владеют основами работы на компьютере.
  2. Имеют навыки работы с мультимедийными программами.
  3. Владеют основами работы в сети Интернет.
  4. Соблюдают санитарно-гигиенические требования к организации непосредственно образовательной и совместной деятельности с применением новых интерактивных технологий в дошкольном детстве.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

«Эффективное использование интерактивного оборудования с детьми в условиях ФГОС»

И.Б. Минина, Е.А. Петрова

ГБДОУ детский сад №109 Невского района Санкт-Петербурга

Пусть спорят немало людей в разных СМИ,

Кто за, а кто против компьютерных игр.

Где польза, где вред каждый хочет понять.

Возможности все ЭОР изучать,

А я вам сегодня, друзья, расскажу

Что много полезного в Икт нахожу.

Наша страна интенсивно развивается. За 15 лет моей работы я вижу, как меняется страна, а значит, люди и дети. Современное общество невозможно представить сейчас без информационных ресурсов, которые не менее важны, чем материальные, энергетические и трудовые. Современное информационное пространство требует от нас владения компьютером, который все активнее входит в нашу жизнь, становится не только необходимым атрибутом жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

Использование интерактивных технологий в работе с детьми дошкольного возраста только начинается, но за новыми технологиями - будущее.

Актуальность данной темы состоит в том, что преобразования, происходящие во всех сферах российского общества не могли не затронуть и систему образования. Образовательные учреждения неизбежно включаются в инновационные процессы. Все мы должны идти в ногу со временем.

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) являются замечательным средством для того чтобы самосовершенствоваться, оперативно получать или обрабатывать новую информацию, а так же делиться своим опытом. Особенно хочется отметить то, что использование ИКТ позволяет педагогу организовать на принципиально ином, более высоком уровне деятельность и общение детей, причем во многих направлениях деятельности.

Интерактивная доска (ИД) относится к новейшим технологиям, которые превращают ее в мощнейший инструмент для решения широкого спектра задач возможности выбора наиболее эффективных методов работы с детьми. Если педагог владеет этим инструментом хорошо, у него больше возможностей эффективно работать, а значит можно говорить о повышении качества образования воспитанников. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи.

Особенность интерактивной доски SMART - тактильное управление, которое

помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Как и все педагоги в своей работе я руководствуюсь основными документами, регламентирующими мою деятельность, это:

Закон об образование

ФГОС, в котором установлены требования к оснащению образовательного пространства ДОО техническими средствами обучения. Одним из таких средств являются современные информационно-коммуникационные технологии.

И в нем же сказано, что основными задачи ДОУ являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, поэтому важный документ в использование ИОТ является САН-ПИн, в котором прописаны правила использования интерактивного оборудования.

Еще одной из задач ФГОС является обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.

Стоит отметить, что ИТ позволяет сделать совместную деятельность привлекательной, осуществляет индивидуализацию обучения, расширяет картину мира ребенка. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность (опосредованность) и ведущую для этого возраста деятельность - игру.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих)

Знакомя детей со сказками, потешками, пословицами, загадками, поговорками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям и в этом нам помогает интерактивное оборудование.

Можно выделить следующие формы работы с родителями воспитанников с использованием ИКТ — это:

сайт детского сада;

сотовая связь;

газета группы,

редакционно - издательская деятельность: электронная газета, журнал;

электронная консалтинговая служба; (электронная почта)

создание медиатеки;

использование личной веб-страницы,

Они используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.

Таким образом, успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько педагог-воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные технологии, имеющие огромный потенциал, призванный заинтересовать родителей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе современного образовательного учреждения.

Возможно, кому то покажется, что разработать игры так просто, а на самом деле многое нужно учитывать. Вот, например:

При подаче нового материала восприятие происходит быстрее, в том случае, если действие сопровождается сказочным героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Тогда дети активно включаются в сюжет игры и практически всегда готовы решать поставленные задачи.

На индивидуальных занятиях лучше использовать игры на развитие пространственной ориентировки, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мыщления. Весьма интересны компьютерные раскраски - дети с интересом подбирают различные цветовые решения для заданных по контуру форм и фигур.

Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

И меня волнует вопрос- как поддержать интерес, поэтому я стараюсь разработать дидактические игры: с учетом интересов детей,

С учетом пола,

С учетом творческих и индивидуальных способностей детей.

Я работаю по этой программе не первой год, и могу сделать выводы по эффективности их использования.:

. предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

. несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

. движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

. стимулирует познавательную активность детей;

. предоставляет возможность индивидуализации обучения;

. в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

. позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Но главное помнить, что все должно быть разумным и дозированным. Это как раз то, что помогает разубедить специалистов в области дошкольного образования, кто против интерактивных технологий.

Потому что мой опыт работы показывает, что использования интерактивных технологий позволяет сделать так, чтобы игра - из самоцели стала мощным средством развития ребенка.

В нашем детском саду создана медиатека, для каждой возрастной группы и которая используется во всех областях воспитательно-образовательного процесса. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Ведь информационные компьютерные технологии в образовательной деятельности ДОУ расширяют возможности учебной информации, позволяют моделировать различные ситуации из окружающей среды и вызывают интерес у детей, а значит повышает их познавательную активность, которая является залогом повышения качества образования дошкольников.

Использованная литература:

  1. Ф едеральный закон « Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
  2. «Ф ЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384)
  3. Васина, Ю. Использование компьютера в процессе обучения детей дошкольного возраста // Воспитание дошкольников. - 2010.- №5. - С.21-25.
  4. Каменская, В. Г. Компьютер: вред или польза? // Дошкольная педагогика. - 2004. - №4. - С. 26-27.
  5. Адаменко М., Адаменко Н. Компьютер для современных детей. Настольная книга активного школьника и дошкольника Издательство: ДМК Пресс 2014 г.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что дошкольное детство является уникальным периодом, временем стремительного роста и развития детей. Профессор Чикагского университета Б.Блум построил кривую, отражающую скорость детского развития и степень влияния, которое оказывают на него условия жизни ребенка в разном возрасте. В частности, Б.Блум утверждает, что 80% умственных способностей ребенка формируется именно в дошкольном детстве: из них, согласно данным IQ-тестов, 20% способностей ребенок приобретает до 1 года, еще 30% - до 4-х лет и 30% - от 4-х до 8-ми лет. Разумеется, процентное определение способностей весьма условно, но чрезвычайно быстрое развитие дошкольника и его особую чувствительность к внешним воздействиям трудно отрицать. Вторая закономерность, отмеченная Б.Блумом, касается той самой особой чувствительности, сенситивности возраста до школы: если верить кривой, получается, что, чем младше ребенок, тем большее влияние оказывают на него экзогенные факторы, - внешние условия окружающей среды. Восприимчивость к формированию способностей, которая создается в дошкольном детстве, может необыкновенно обогатить развитие ребенка или, напротив, оказаться впустую растраченным и, увы, недолговечным даром. Не секрет, что правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника. Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Вокруг этих «умных» и «красивых» устройств уже складывается особое обучающее пространство. И педагогам важно, необходимо учитывать значение, которое имеет работа с медиа-средством в системе общего развития детей. Ответив на вопрос: как и какое интерактивное оборудование нужно использовать, чтобы наилучшим образом обеспечить развитие способностей ребенка, дошкольная педагогика избежит стихийного и не всегда целесообразного обогащения предметно-развивающей среды. Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика попытается найти путь эффективного применения нового обучающего средства видится безусловным достижением современной системы образования. По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка. Надеемся, что общие рекомендации по организации деятельности и примеры обучающих заданий, полученные опытно-экспериментальным путем, станут «первыми ласточками», элементами построения методики, доступной любому грамотному педагогу. Итак, чтобы внедрение интерактивного оборудования действительно обогащало игровое пространство дошкольника, способствовало расширению и углублению его деятельности, нами должны быть установлены и соблюдены следующие условия применения интерактивных средств. Первое – свободное общение взрослого и ребенка или ребенка и других детей, когда «умный» предмет поддерживает человеческий, личностный интерес участников игры друг к другу.
Это весьма существенно, поскольку безраздельное внимание ребенка, увлеченность цифровым атрибутом, скорее всего, является причиной неудачного применения технических средств в быту. Как свидетельствуют наблюдения американских коллег (С.Досани, П.Кросс, 2008), дошкольники, погруженные в интерактивный мир, не просто не оказываются умнее своих сверстников, но отстают от них. Речевое развитие ребенка, который проводит перед телевизором от двух до четырех часов в день задерживается на год!, - весьма болезненное отклонение от нормы. Второе – обращение к «детским» видам деятельности. В отличие от школьного возраста, где процветает учебная деятельность, а трансляция определенного минимума знаний, умений и навыков является стержнем учебных программ, дошкольное образование формирует способности ребенка, создает предпосылки будущей успешной работы. Малыш играет, рисует, конструирует, слушает сказки, а значит, учится мыслить, воспринимать окружающий мир, ориентироваться в пространстве и времени, овладевает речью.
Хорошо, если интерактивное оборудование может обогатить ситуацию формирования способностей, которые развиваются в дошкольном детстве. Другими словами, интерактивное оборудование должно быть направлено на совершенствование «детских» видов деятельности. Изменяясь и усложняясь с каждым разом, она будет «подтягивать» способности детей. Третье условие – самостоятельность ребенка. В деятельности каждый дошкольник сам открывает таящиеся в нем способности, а обучение лишь подсказывает путь к этому открытию. Естественно, один ребенок «находит» больше, чем другой. Но непременным аспектом развивающего обучения является самостоятельная работа дошколят с тем или иным материалом.
Это накладывает определенные требования к качеству интерактивного оборудования. Так, если техническая сторона взаимодействия с объектом окажется чрезмерно сложной, ребенок не сможет взяться за выполнение задания, и развитие способностей тем самым будет приостановлено. То же касается ситуации, когда исполнительная, «рабочая» часть процесса опирается на качества, еще не сформированные в дошкольном возрасте, например, развитый глазомер или моторику рук. Следует помнить, что, чем легче ребенку освоить способы и приемы работы с интерактивным оборудованием, тем больше возможностей самостоятельного познания и преобразования окружающей действительности будет у него. В ХХ веке американский профессор О.Х.Мур создал «говорящую» пишущую машинку – прототип современного «детского» компьютера. Ребенок нажимал на клавишу, машина озвучивала ее, произнося соответствующий звук, и на светящемся экране появлялась крупная буква. Так вот, работа с этим оборудованием оказалась принципиально доступной даже маленьким детям в возрасте двух - трех лет. Уже через год – полтора дошкольники активно набирали на машинке собственные сочинения, то есть перешли от исполнительных действий к воплощению творческого замысла. Четвертое условие – педагогическое сопровождение, организация деятельности детей. Самостоятельность является залогом развития ребенка. Но не следует считать, что знакомство дошкольника с окружающим миром носит случайный характер. Напротив, в образовательном пространстве сложно представить момент, когда ребенок вынужден «на ощупь» искать способы осмысления действительности. Здесь педагог не просто не занимает позицию стороннего наблюдателя, он поддерживает, курирует детскую деятельность, ставя перед ее участниками постепенно усложняющиеся задачи. С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка. А это значит, что интерактивное оборудование не может задавать жесткие рамки инвариабельной среды: содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этапом деятельности. Пятое условие – поддержка детского творчества. Творчество – естественное состояние детства, которое не отягощено стереотипами, природный дар периода до школы. Детское творчество необходимо охранять и беречь уже потому, что только в нем, в свободной самостоятельной деятельности закладываются способности, имеющие непреложное значение для будущей жизни человека. В первую очередь, речь идет об оперировании образами при поиске решения разнообразных научных и художественных задач. Есть все основания полагать, что именно на умение видеть мир по-детски, без шор и заслонов, опирается воображение – составная часть любого серьезного открытия.
Американские химики В.Платт и Р.Бейкер провели исследование, опрос среди 232-х научных работников. Их выводы весьма точно определяют роль творчества в процессе открытия, создания чего-то нового. По мнению ученых объединяющая, вносящая ясность идея возникает тогда, когда исследователь, глубоко заинтересованный в решении проблемы, сознательно не работает над ней. В типичных случаях это выход за пределы напрашивающегося вывода, заключения, которое сделал бы любой другой человек, исходя из наличной информации. По сути, возникновение новой идеи представляет собой не что иное, как скачок воображения или итог мышления в творчестве. А деятельность людей искусства? Она как никакая другая основывается на впечатлениях, ярких и живых красках. В конечном итоге современная наука, да что там, - труд человека во многих областях не может развиваться без творчества. А зарождается творчество в дошкольном детстве ребенка. Через поддержку детской инициативы, обучение без «натаскивания» и шаблонов, самостоятельную деятельность малыша воспитывается творческая личность. И конечно, мало какая деятельность требует от ребенка большего воображения, чем художественное творчество. Можно смело утверждать, что рисование, лепка, сочинительство ребенка – не пустое «буйство фантазии», но необходимая основа будущих блестящих достижений.
Не кажется лишним и вспомнить о замечательном эффекте, который дает творчество, включенное в деятельность дошкольника: снимая барьеры неуверенности, оно многократно усиливает скорость овладения любой образовательной программой. Секрет в том, что в творчестве нет механизмов заучивания. Эта эмоциональная деятельность обращена к личности ребенка, используя как сознательные, так и подсознательные каналы. И если не увлекаться и не превращать интерактивное оборудование из средства развития способностей в самоцель, становится очевидно, что в дошкольном детстве педагогическую ценность имеет не факт овладения ребенком тем или иным техническим средством (Миша умеет печатать, а Коля нет) и не результат деятельности как таковой (Миша печатает быстрее, чем Коля), а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие (юные сочинители придумали и напечатали сказку). Как специалист и как практик мы уверены: принцип работы оборудования должен не учить ребенка чему-то необычному, а напротив, расширять и углублять естественные для дошкольного возраста стороны развития. Тогда ощущение интереса и привлекательная, доступная деятельность откроют дополнительные возможности для умственного развития детей.
Независимые результаты формирования интеллектуальных способностей дошколят (а только за первый год обучения мои воспитанники, дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, восемь раз становились победителями Всероссийских и дважды - Международных викторин, выиграли Всероссийскую и Международные олимпиады по познавательно-речевому развитию) делают реальной саму идею о положительном воздействии интерактивных средств. К сожалению, в сознании обывателя, во многом и из-за подхода западных общественных институтов, укоренился негативный образ цифровых технологий, в частности, их влияния на здоровье и развитие ребенка. Если выяснится, что отклонения в умственном и личностном развитии, фиксируемые зарубежными коллегами (американская академия педиатрии; Ж.И.Кларк; Д.Берк, Д.Лотус и др.), скажем, серьезное – более чем на год – отставание в овладении речью, вялость, инертность, снижение творческого подхода или, напротив, повышенное эмоциональное возбуждение детей – результат не включения интерактивного средства в жизнь дошкольника, но следствие его неправильного применения, теория, безусловно, переосмыслит все эти пугающие нас факты. Весьма вероятно, что через новые факты, фиксируя полноценное развитие ребенка, удастся снять несправедливые обвинения, адресованные большинству интерактивных средств. Тогда от сомнения и ограничения контактов с интерактивным оборудованием, от стихийного внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс, дошкольная педагогика перейдет к вдумчивому использованию ресурсов XXI века. Материал подготовила: учитель-логопед МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства» Афонина Н.Ю.

В работе c дошкольниками применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет мне моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность моих воспитанников и усиливают усвоение материала. Применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, развивает ребенка всесторонне.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия детей – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На занятиях с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

В работе с родителями мультимедиа можно использовать при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу, анкетирование. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.

При проведении педсоветов доклады педагогов дополняются мультимедийным сопровождением. Презентации к докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы и диаграммы..

Использование мультимедийных презентаций

Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

  • осуществление полисенсорного восприятия материала;
  • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
  • объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;
  • возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;
  • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
  • компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, музыке, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям и учителям новые пути и средства педагогической работы.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке, ИЗО помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета

Термин «интерактивность» происходит от английского слова интер экшен, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивность - понятие, используемое в области информатики и коммуникации. Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду позволяет расширить творческие возможности педагогов и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников.

Использование интерактивной доски помогает развивать у детей: внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление и др. Развивающие занятия с ее использованием стали намного ярче и динамичнее. Интерактивное оборудование позволяет рисовать электронными маркерами. Для точного определения местоположения отметки маркера на доске применяются ультразвуковая и инфракрасная технологии. С помощью одного из предложенных в комплекте электронных маркеров педагог или ребенок может выделить или подчеркнуть необходимую информацию, что дополнительно привлекает к ней внимание. Для дистанционного управления работой Windows-приложений можно также использовать электронный маркер, заменяющий мышь. В настоящее время имеется множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания детей дошкольного возраста.

Занятие с одной подгруппой, включающее деятельность детей у доски, познавательную беседу, игру, гимнастику для глаз и др. длится от 20 до 25 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. Вместе с тем, основная цель педагога - не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. При работе с интерактивной доской педагоги в первую очередь исходят от перспективного плана, темы и целей занятия. Далее рассматривается возможность максимального использования данных интерактивной доски. Требуется продуманная предварительная работа: составление дидактических задач, составление слайдов, необходимых для проведения занятия. Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при "подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, когда изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции.

Какие навыки необходимы для применения интерактивной доски: · Начальные знания устройства компьютера · Работа в программах: Word, PowerPoint · Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Итак, рассмотрим универсальность компьютерной техники как средства обучения с широкими демонстрационными возможностями – на примере сочинения рассказов по картинке.

  • Задание 1. Это задание можно выполнить 3–мя способами. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ. (1 – начало, 2- продолжение, 3 – конец) Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.
  • Задание 2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос: Что было до этого? что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.
  • Задание 3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ.

Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления. Далее мы рассмотрим пример с использованием 4- х. картинок.

Еще один пример возможности работы воспитанников в режиме диалога на занятиях по развитию речи:

Задание 1. Игрушки перепутали, требуется помощь ребят, они называют, что именно подарили Зое, а что Саше. (На интерактивной доске изображение мальчика и девочки, игрушек)

Варианты:

  • «Чья игрушка?» Зоина кукла. Сашин робот.
  • «Жадина» Мой самолет. Моя пирамидка.
  • «Подбирай, называй, запоминай» Дома (в магазине, в детском саду) с игрушками что можно делать? Рассматривать, трогать, выбирать, покупать.

Задание 2. «Поможем маме» Необходимо разложить продукты в соответствующую посуду. Хлеб в хлебницу, сахар в сахарницу, молоко в молочник.

Задание 3. Следующее задание знакомит детей с зимующими птицами: «Рассмотри и назови

Варианты:

  • «Скажи одним словом»
  • «У сороки белые бока, поэтому ее называют белобокой»
  • «Кто как голос подает?»

Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Развиваются:

  1. элементы наглядно-образного;
  2. теоретического мышления
  3. активно пополняется словарный запас.

Результаты проведенных занятий с применением компьютерной программы, в данном случае PowerPoint, дают положительную динамику развития речи детей.

Презентации в PowerPoint - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе. Вместе с тем интерактивное оборудование используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Использование ресурсов Интернет и программных средств, таких как электронные книги, мультимедийные энциклопедии, открывает доступ и воспитателю и воспитаннику к большому объему новой информации, которая в традиционном виде (на бумажном носителе) практически не реализуема. Например: Стихи для малышей; Азбука для самых маленьких и др. В своей работе воспитатели могут использовать программы, по которым работают в виде презентаций.

Применение информационных технологий на занятиях по развитию речи в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды.

И, в заключение, использование компьютерных технологий в деятельности педагога ДОУ позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольном образовании, совершенствовать все звенья управления в сфере образования, расширяя возможности доступа к информационным ресурсам.