Скрытые символы в картинах мастеров эпохи возрождения. «Сотворение Адама Картина бог протягивает руку

Тянущиеся друг к другу руки - самый известный (хотя бы по заставке телефонов Nokia) фрагмент фрески Сикстинской капеллы. Но в «Сотворении Адама» Микеланджело важнее не руки, а… мозг

ФРЕСКА «Сотворение Адама» 280 х 570 см
Годы создания: 1511–1512
Находится в Сикстинской капелле в Риме

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Скульптура же, по определению Микеланджело, - «искусство, которое осуществляется в силу убавления». И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее» (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи - девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» - четвертый из них. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens , когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально - в виде мозга.

1. Адам . Его поза зеркально почти повторяет позу Творца - Адам подобен Богу, - только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

2. Мозг . Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил...» Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами - это прежде всего мыслительный центр.

3. Борозды , разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).


4. Варолиев мост . Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания варолиева моста изобразил похоже.

5. Гипофиз . Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.

6. Две позвоночные артерии . Они такие же извилистые, как и развевающаяся ткань на фреске.

7. Средняя лобная извилина . Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз. У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1). Согласно христианской традиции, эти слова пророка - об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.

8. Надкраевая извилина . Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).

9. Угловая извилина . Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, - младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

ХУДОЖНИК
Микеланджело Буонарроти

1475 - Родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье судьи.
1488–1489 - Учился живописи у Доменико Гирландайо.
1489–1492 - Занимался в школе ваяния Бертольдо ди Джованни в садах Лоренцо Великолепного.
1498–1499 - Изваял «Пьету» для собора Святого Петра.
1501 - около 1504 - Создал пятиметровую статую «Давид» из испорченной другим скульптором глыбы мрамора.
1508–1512 - Раcписывал потолок Сикстинской капеллы.
1534 - Окончательно перебрался из Флоренции в Рим.
1536–1541 - Работал над настенной росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле.
1564 - Умер от лихорадки в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.

Известная фреска Микеланджело «Сотворение Адама»базируется на сюжете Библии. Работа создавалась по заказу Юлия II. Видеть картину можно на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Начальная концепция строения включала изображение 12 апостолов, но к завершению работы появилось свыше трёх сотен фигур: герои мифов, Ветхого Завета, книги Бытия. Такой получилось Сикстинская капелла. Центральная фреска величественного сооружения - Сотворение Адама.

Сюжетная линия

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» создана в 1511 году. Представлена история о наделении Богом жизнью первого мужчины - Адама. Жизненная искра передаётся от пальца Создателя к пальцу человека.

Описание картины Микеланджело «Сотворение Адама»

Работа расположена в прямоугольнике, размер -3х6 м. Мускулистая мужская фигура поражает красотой. Адам неспешно протягивает руку к Богу. Пожилой мужчина с бородой находится в окружении группы ангелов. Выглядит он апатичным, слабым, не может выпрямить руку полностью. Заряд жизни Создатель передаёт правой рукой. Пальцы двух мужчин находятся на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В истории искусств доселе неизвестно случая, когда Бог на картине представлен в горизонтальном положении. Образ Творца представлен величественным, но зрителям кажется, что обычный человек и высшее существо равны. Такой предстаёт работа зачастую перед посетителями.

Историки, искусствоведы по-своему трактуют Сотворение Адама – мозгони видят в выстроенных вокруг Бога фигурах. Есть мнение, что красная ткань вокруг Всевышнего - символ матки, зелёный шарф, находящийся внизу, означает пуповину. Смысл картины «Сотворение Адама» заключён в загадочной символике. Особый интерес мировых деятелей культуры вызывает присутствие дамы. Женщина по левую руку от Господа - ещё не появившаяся на свет Ева. Это тоже одно из мнений.


Контекст работы

Инициировал роспись Сикстинской капеллы Папа Юлий II. В здании должны были проходить мероприятия, обстановка предполагалась, соответствующая важности. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы. Другой ход событиям дал Браманте, конкурент Буонаротти. Он убедил Папу, что писать гробницу при жизни человека - худой знак, заказчик отказался от задумки. Браманте посоветовал Юлию сделать заказ Микеланджело на роспись потолка Сикстинской капеллы. Нужно было придать краски после реставрационного процесса. Мастер согласился.

Работать было сложно. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. Здесь потерял здоровье автор. «Сотворение Адама» так обошлось мастеру: артрит, сколиоз, ушная инфекция. Не обходилось без стрессовых ситуаций. Папа злоупотреблял доверием Буонаротти, несвоевременно оплачивал заказы, не всегда довольствовался полученным результатом, мастер был вынужден добавлять или переделывать, чтобы соответствовало запросам церкви. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ. Браманте никак не успокаивался: впускал в капеллу Рафаэля для изучения фресок, пока исполнитель не видел.

Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации - основа для утраты части работыМикеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Факт передачи энергии Бога простому человеку сделал картину популярной среди современных художников, компьютерных дизайнеров. Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Где находится «Сотворение Адама»в изображениях ещё? Сюжет заметен в массовой культуре. Идея передачи искры жизни от Творца к человеку уникальна и многогранна. Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений.

До недавнего времени Микеланджело считался не идеальным колористом, но работы по реставрации восстановили начальное цветовое решение фресок. Преобразилась Сикстинская Капелла — Сотворение Адамаи другие работы приобрели насыщенные тона. По технике живописи картина находится в одном ряду с шедевральными созданиями предшественников Буонаротти - Джотто и Мазаччо.

Категория

Некоторые из самых эпических произведений искусства, созданных художниками эпохи Возрождения, были вдохновлены эпизодами и персонажами из Библии.
Хотя многие из этих художественных изображений остаются верными тому, что написано в Библии, были найдены всевозможные скрытые символы на различных картинах.

В «Сотворении Адама» изображен человеческий мозг
Одно из самых знаковых произведений Микеланджело - «Сотворение Адама», фреска на потолке Сикстинской капеллы.
Великий флорентийский художник провел четыре года, работая над потолком Ватиканской капеллы, последние штрихи были сделаны в начале ноября 1512 года.


Сотворение Адама

Традиционно считается, что его Сотворение Адама создано по библейскому эпизоду, в котором Бог вдыхает жизнь в Адама. Но человеческий мозг, хитро спрятанный на картине, дополняет интерпретацию его работы.
Мозг скрыт в образе Бога и оставался незамеченным до 1990 года, когда американский врач Фрэнк Мешбергер описал свое видение в Журнале Американской медицинской ассоциации. Он увидел великолепную иллюстрацию анатомии мозга.


Бог с «облаком мозга» вокруг Него

При ближайшем рассмотрении можно увидеть сильвинскую трещину, которая отделяет лобную долю мозга как от теменной, так и от височной доли.
Разные области мозга представлены потусторонними божественными фигурами, окружающими Бога.


Адам

Сложно ответить на вопрос, действительно ли Микеланджело знал человеческий мозг в таких подробностях. Возможно, он ведь работал над реальными человеческими трупами, чтобы изучить анатомию, но действительно ли он получил возможность задуматься о таких составляющих мозга, как мозжечок или гипофиз?
Глубокое знание областей мозга появилось позднее. Но фактически, Микеланджело продемонстрировал строение мозга языком искусства.
Или все-таки это случайность? Остается вопрос: зачем изображен мозг? Намекает ли художник на то, что Бог - просто выдумка человеческого разума?


Руки

В Сикстинской капелле более одного мозга
Среди последних работ, которые Микеланджело сделал для проекта Сикстинской капеллы, была его работа «Бог, разделяющий свет от тьмы».
Микеланджело обычно изображал тела с точностью до совершенства, однако на этой картине Бог, похоже, носит анатомическую аномалию на шее.


Четыре игнуди и два щита или медальона окружают образ Божий в отделении света от тьмы


Сикстинская капелла, фреска Микеланджело

Идея состоит в том, что эти два изображения показывают, как Микеланджело изображает мозг.
Одежда, которую носит Бог, также имеет странный свиток в форме человеческого спинного мозга.

Вопрос: что хотел сказать этим скрытым посланием Микеланджело?
Возможно, «Бог, разделяющий свет от тьмы» был ответом художника на непрекращающиеся трения между религией и наукой, которые были вездесущими в то время.

Летающие тарелки на картинах 15 века?
Другая картина, названная «Мадонна со святым Джованнино» и приписываемая другому флорентийцу, Доменико Гирландайо, на первый взгляд не может показать ничего необычного.
Но при более внимательном рассмотрении картины видно большое пятнышко, нависшее в небе слева от центральной фигуры.
Говорят, что картина, которая написанная между 1449 и 1494 годами, сегодня привлекает толпы туристов во Палаццо Веккьо во Флоренции именно для того, чтобы увидеть это странное пятнышко.


Мадонна со святым Джованнино

Это больше, чем пятнышко. Это напоминает летающую тарелку. И это еще не все: человек на заднем плане, кажется, наблюдает за таинственно выглядящим объектом, излучающим лучи света. Собака рядом с ним явно враждебна злоумышленнику.


Крупный план предполагаемого «НЛО».

Мадонна «целенаправленно» поворачивает спину к парящему предмету, защищая детей от любого вреда, который может от этого получиться.
Ее ореол кажется несколько неясным, возможно, из-за НЛО.

Скрытые образы в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи
Первое на что обращают внимание исследователи - полное отсутствие ореолов на этой картине.
В "Тайной вечере" изображен последний ужин Иисуса Христа с учениками - 12 апостолами, как раз перед тем, как его предали.
Возможно, да Винчи хотел показать Христа и учеников, как простых смертных.


"Тайная вечеря"
Но вопрос ореола - не самый главный, который вращается вокруг этой настенной живописи, сделанной с 1494 по 1494 год в миланской церкви Санта-Мария-делле-Грацие.

Утверждают, что на картине скрыто изображение женщины, держащей ребенка. Такое предположение было сделано в 2007 году итальянским ученым Слависой Пески.
Скрытые фигуры обнаруживаются только тогда, когда на картину Да Винчи накладывается зеркальное отражение. Два изображения необходимо дополнительно отрегулировать для их прозрачности, чтобы фигуры появлялись перед зрителем.

Многие поспешили утверждать, что это была фигура Марии Магдалины, другие посчитали двойное изображение слишком размытым, чтобы быть убедительным.
Помимо женщины, кубок также появляется с помощью зеркального отображения. Он появляется перед изображением Иисуса и может означать благословение хлеба и вина, которые положены на ужин. Двое учеников за столом превращаются одновременно в рыцарей.

«Любимый ученик» справа от Иисуса, которого историки искусства называют апостолом Иоанном , , но в Кодексе да Винчи и других подобных работах речь идет о замаскированной Марии Магдалине.

Другие связывают картину с музыкой, находя гармонии в том, как еда размещена на столе и как расположены руки персонажей. Итальянский музыкант и компьютерный техник Джованни Мария Пала предположил, что в картине осталась целая композиция длиной 40 секунд.
Пала сказал, что композиция «звучит как реквием» и что «она похожа на саундтрек, подчеркивающий силу Иисуса».

Глаза Моны Лизы полны букв и цифр
Споры о Моне Лизе показывают, что секретные коды не ограничиваются только картинами, на которых изображены библейские фигуры.
Самая известная из работ Леонардо да Винчи была тщательно исследована на предмет загадочных сообщений, оставленных там специально.


Мона Лиза

В 2010 году итальянский исследователь Сильвано Винчети сообщил, что он увидел не только загадочную улыбку, когда увеличил фотографии Моны Лизы в высоком разрешении.
Буквенные символы и цифры, в частности буквы LV, по-видимому, встроены в правый глаз женщины, возможно, инициалы собственного имени Да Винчи. Символы, содержащиеся в левом глазу, якобы было сложнее определить, но Винчети заметил буквы CE или только букву B.

Изучив фон, он нашел больше цифр и букв. К ним относятся число 72 или, альтернативно, L2, а на обороте картины - число 149_ с размытым четвертым символом. Одним из объяснений 149 года является то, что да Винчи работал над этим портретом в Милане в течение 1490-х годов, хотя в целом принято считать, что портрет был создан между 1503 и 1506 годами.

Не все с энтузиазмом относятся к усилиям Винчети.
« Открытие »инициалов в глазах Моны Лизы» - это просто «идея сумасшедшего», - пишет Стивен Бэйли в « Телеграфе» . Он также называет Винчети «довольно сенсационным телеведущим».

Самым известным фрагментом росписи потолка Сикстинской капеллы является Сотворение Адама, картина фреска, написанная Микеланджело Буонарроти.

Наибольший акцент сосредоточен на фигурах Бога и Адама. Бог показан, как бы, в плывущей в тумане форме, составленной из драпировок и других фигур. Форма держится на ангелах, которые летят без крыльев. Их движение видно по драпировке, которая развевается под ними. Бог изображается как пожилой, но мускулистый, человек с седыми волосами и длинной бородой, которая тоже подчеркивает движение вперед. Такое изображение очень отличается от имперских образов Бога, которые создавались на Западе, начиная со времен поздней античности. Вместо королевских одежд всемогущего правителя, он одет в легкую тунику, которая оставляет большую часть его рук и ног открытой. Можно сказать, что это намного более близкий обычному человеку портрет Бога, потому что он не показан неприкосновенной персоной далекой от простых людей.

В отличие от активной фигуры Бога, Адам изображен почти бездействующим. Он вяло отвечает на неизбежное прикосновение Бога. Прикосновение, которое не только даст Адаму жизненную силу, но и даст жизнь всему человечеству. Тело Адама образует вогнутую форму, которая, кажется, отражает форму Божьего тела, находящегося, наоборот, в выпуклой позе. Возможно, это соответствие форм подчеркивает идею, что человек, подобен Богу и был создан по образу и подобию Божию.


Многие задаются вопросом - кто изображен на картине справа от Бога? Женская фигура, являющаяся, предположительно, важной, учитывая ее привилегированное расположение - под рукой Бога. Традиционная мысль, что это Ева, будущая жена Адама, которая ждет в стороне, пока она не будет создана из его ребра. Позже, появилась еще одна теория, что это на самом деле Дева Мария занимает это почетное место. Рядом с ней ребенок, возможно младенец Христос. Эта точка зрения поддерживается размещением Божьих пальцев на ребенке. Такое движение пальцев священник использовал бы, чтобы поднять Евхаристию во время мессы. Поскольку католическое богословие считает, что Евхаристия есть Тело Христово, это богословское понимание может быть воплощено на этой картине. Если эта последняя интерпретация верна, то Сотворение Адама связано также с будущим пришествием Христа, который приходит чтобы примирить человека с Богом после совершения Адамом греха.

В целом, картина показывает несколько характерных признаков стиля живописи Микеланджело: великолепная передача положения и движения тел, использование мускулистых полу-повернутых фигур, которые часто встречаются в скульптуре. Важно помнить, что Микеланджело был еще и хорошим скульптором.

Сотворение Адама является одной из самых больших жемчужин Западного искусства, хотя он и остальная часть потолка Сикстинской капеллы страдали от последствий многовекового дыма, что вызвало значительное потемнение потолка. Чистка потолка была начата только в 1977 году. Результат после ее окончания в 1989 был удивительным. Все, что казалось темным и однообразным, стало ярким, приобрело былую живость. Разница внешнего вида фресок до, и после чистки, была настолько велика, что некоторые, поначалу, отказывались верить, что это все те же, неотреставрированные работы Микеланджело. Сегодня у нас есть прекрасная возможность полюбоваться красочностью палитры Микеланджело и поразмышлять о событиях, которые он красиво нарисовал на потолке Сикстинской капеллы.



Картина фреска размером 570 см. х 280 см. написанная примерно в 1511 году, в Италии, в Ватикане.


Руки (фрагмент).

Роспись Сикстинской капеллы, выполненная великим Микеланджело Буаноротти в Сикстинской Капелле, конечно же, в первую очередь - выдающееся произведение искусства. В том числе - фреска «Сотворение Адама» с двумя главными героями: Богом-Отцом и только что сотворённым Адамом.

Эта фреска создана в 1511 году (или около того). Она стала четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской Капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия Ветхого Завета.

Вспомним строку, относящуюся к этой фреске:

И сотворил Бог человека по образу Своему

(Быт. 1:27)
Впрочем, это не совсем точно. По-хорошему, здесь человек уже сотворён, и поэтому в интерпретации фрески появляются новые нюансы.

Весьма вероятно, в сюжете этого произведения искусства есть и третий главный герой, и он имеет прямое отношение к нейронаукам и неврологии. Доктор Фрэнк Линн Мешбергер, гинеколог из Медицинского центра св. Иоанна в Андерсоне, штат Индиана в опубликованной в 1990 году в Journal of the American Medical Association статье An Interpretation of Michelangelo"s Creation of Adam Based on Neuroanatomy полагает, что этот герой - мозг человека.

Действительно, все труды Микеланджело на поприще изобразительного искусства - и живопись, и скульптура - говорят о великолепном знании мастером анатомии человека. Вспомнить хотя бы потрясающую проработку человеческого тела в «Давиде». Еще в своих «Жизнеописаниях художников» современник и коллега Микеланджело Джоржо Вазари вспоминает, что художник часто наблюдал за вскрытиями. Именно это дало возможность Мешбергеру предположить наличие некоего скрытого послания в этой фреске.

Вот что пишет он сам:

Фреска «Сотворение Адама» показывает Адама и Бога в движениее навстречу друг к другу, протянув друг другу руки, их пальцы почти соприкасаются. Можно представить «искру жизни», проскакивающую от Бога к Адаму через «синапс» между указательными пальцвми. Впрочем, Адам уже живой, его глаза открыты, и он сформирован полностью; но однако, картина нам говорит, что Адам «получает» нечто от Бога. Я считаю, что есть и третий «главный герой» на фреске, который ранее не был распознан. Я постараюсь показать, используя анатомическе рисунки Франка Неттера из The CIBA Collection of Medical Illustrations, Volume I - The Nervous System.

Давайте проследим за мыслью Мешбергера.

Вот четыре рисунка, пронумерованные от 1 до 4:

Как видно, первый и второй рисунки - очень похожи, как и третий и четвёртый. Номера 1 и 3 - это прориси по атласу нейроанатомии Франка Неттера.

Рисунок 6 (нумерация по цитируемой статье) показывает левую боковую поверхность мозга и борозды и извилины, которые присутствуют в полушариях. Сильвиева борозда, или латеральная борозда - борозда, разделяющая полушария головного мозга. Рисунок 1 - прорись этой иллюстрации.

Рисунок 8 - прорись сечения головного и спинного мозгов, изображённого на рисунке 7. Рисунок 3 получается из рисунка 8 удалением мозжечка и структур среднего мозга, а также «отгибанием» назад спинного мозга из «стандартного» анатомического положения.

А теперь - сюрприз! Рисунки 2 и 4 прорисованы… по изображению Бога и ангелов на фреске Микеланджело. Рисунок 2 получен прорисью внешней «оболочки» и борозды, а рисунок 4 – это внешняя «оболочка» и крупные линии на фигурах Бога и ангелов.

Не верите? Смотрите:

Таким образом, Мешбергер полагает, что главный смысл фрески - не сотворение Адама как такового, а наделение его разумом, для того, чтобы он «был способен планировать лучшее и высшее» и «попытался достичь всего».