Виртуозный рок гитарист джо сатриани. Виртуоз с творческой смелостью

15 июля в городке Вестбери мир впервые увидел один из будущих кумиров рок-сцены, Джо Сатриани. Его путь к успеху был непростым и не всегда гладко вымощенным, однако результат, которого достиг этот талантливый человек, и количество заработанных им наград впечатляют даже тех, кто считает себя непричастным к гитарному року ХХ века. Множество альбомов, толпы поклонников, всемирное признание – все это сегодня находится у его ног, позволяя отдохнуть на лаврах от многолетних трудов на ниве гитарной музыки.

На увлечение музыкой и на раннее творчество Джо Сатриани оказал огромное влияние знаменитый Джими Хендрикс, благодаря которому многие подростки Америки переставали слоняться по улице без дела, а пытались изобразить на своих гитарах пассажи виртуоза, скрывшись от посторонних в родительском гараже. Овладев искусством гитарной игры, талантливый подросток Джо даже начал учить своих ровесников, среди которых оказался Стив Вай, хорошо известный поклонникам рок-музыки 70-х-80-х годов. Работа Джо в качестве учителя игре на гитаре продолжалась достаточно долго – даже после переезда его в Сан-Франциско, после окончания школы, где также нашлось немало желающих научиться исполнять рок на модном музыкальном инструменте. Ко времени пребывания в Сан Франциско относятся и первые творческие успехи Джо Сатриани в профессиональных музыкальных коллективах – здесь можно упомянуть такие имена, как The Squares и коллектив Грега Кина.

Первые концертные туры и первые поклонники заставили Джо задуматься о собственной музыкальной карьере, началом которой послужил дебютный мини альбом «Joe Satriani» 1984 года, который нельзя назвать прорывом или даже видным музыкальным событием, за счет недостаточной раскрутки. Но уже в 1986 году ситуацию удалось исправить, когда бывший ученик и неизменный спутник Джо Стив Вай оказался под прицелом видеокамер, отметивших новую звезду рок сцены. Часть его успеха досталась и Сатриани. С этим моментом более чем удачно совпал выход его очередного крупного диска «Not of this Earth", заслужившего немало положительных отзывов и привлекшего к себе внимание мировой общественности.

В 1987 году музыкант закрепил успех, достигнутый предыдущим альбомом, выпустив новый диск "Surfing With the Alien". Несколько дней – и Сатриани стал звездой, а его новая работа ворвалась в чарт США, начав свое продвижение к первому месту лидера сразу с 29-ой позиции. Покорение знаменитого Тор 30 рейтинга Billboard 200 – это уже серьезно, тем более когда речь идет о гитарном альбоме, не слишком популярном жанре. Новую звезду, столь стремительно ворвашуюся на Олимп, быстро заметил мэтр Мик Джаггер, пригласив Сатриани принять участие в его турне по Японии и Австралии.

1989 год поднял Джо на новую волну успеха – был выпущен новый альбом "Flying in a Blue Dream", где исполнитель предстал перед благодарной публикой как вокалист. Работа была по достоинству оценела слушателями, а один трек был выбран в качестве звукового сопровождения для фильма Камерона Кроу с оригинальным названием "Say Anything". Однако лидирующие места в ТОПах работы Сатриани занимали не очень часто, тогда как рейтинги в жанре мейнстрим рока позволяли его работам покрасоваться в первой десятке.

Следующий диск Сатриани увидел свет лишь в 1992 году. "The Extremist" поднялся до 22-го места в чарте Billboard 200. А в 1994 году карьера Сатриани сделала очередной поворот в гору – он занял место легенды Ричи Блэкмора в знаменитом коллективе Deep Purple. Теперь можно было вздохнуть спокойно – вершина популярности покорена. Сегодня Джо Сатриани входит в восьмерку лучших гитаристов мира, а его альбомы разошлись тиражом более 7млн экземпляров, что можно назвать блестящим результатом, за всю историю рок мызыки.

Джо Сатриани является одним из наиболее техничных и уважаемых гитаристов, у которого учились многие видные музыканты 80-х – 90-х годов. Джо родился 15 июля 1956 года в Вестбери, штат Нью-Йорк. В 14 лет, находясь под впечатлением гения Джими Хендрикса , Сатриани начал осваивать гитару, хотя изначально его интересовали барабаны. Инструмент дался ему легко, и вскоре Джо сам начал давать уроки игры. К концу 70-х, когда музыкант перебрался в Беркли (Калифорния), среди его учеников побывали такие будущие знаменитости как Стив Вай , Кирк Хэмметт ("Metallica "), Ларри ЛаЛонд ("Primus "), Дэвид Брайсон ("Counting Crows ") и спец по фьюжну Чарли Хантер. В начале 80-х Сатриани работал сессионщиком у Грега Кина, но в 1984-м решил начать сольную карьеру. Его первой работой стал мини-альбом "Joe Satriani", который музыкант записал и спродюсировал сам. Релиз остался малозамеченным, а на гитариста обратили внимание немного позже.

Произошло это в 1986 году, когда Стив Вай , успевший прославиться работой с Дэвидом Ли Ротом , упомянул в ряде публикаций имя своего учителя. Для Сатриани это было удачным моментом, и гитарист не преминул им воспользоваться, выпустив дебютный лонгплей. "Not Of This Earth" произвел заметные волнения в рок-сообществе, однако настоящий успех пришел к Джо со второй пластинкой "Surfing With The Alien".

Этот альбом, получивший золото (а позже и платину), заставил публику признать Сатриани одним из ведущих рок-гитаристов современности. Подтверждением резко возросшей популярности музыканта стало его приглашение Миком Джеггером на австралийско-японские гастроли. После EP "Dreaming #11", содержавшего как студийные, так и концертные треки, в 1989 году вышел третий полноформатник гитариста. "Flying In A Blue Dream" отличался от предыдущих работ тем, что на нем впервые присутствовал вокал Сатриани (там же он впервые сыграл на губной гармонике и на банджо). Альбом продавался хорошо, а дополнительным шагом к успеху стало включение композиции "One Big Rush" в саундтрек к фильму Кэмерона Кроу "Say Anything". В начале 90-х Джо открыл собственную линию гитар для компании "Ibanez". Этот бизнес несколько отвлек его от студийной работы, но все же в 1992-м Сатриани вернулся к чисто инструментальному року с опусом "The Extremist", ставшим наиболее успешным в его дискографии (как по отзывам, так и по продажам).

На следующий год помимо сборника медляков "The Beautiful Guitar" Джо выпустил двойник "Time Machine", куда вошли новые треки, концертные номера и композиции с самого первого EP. В 1994-м Сатч выручил легендарных "Deep Purple " и вместо сбежавшего Блэкмора отыграл с ними японское турне.

Ему даже сделали предложение остаться в группе на постоянку, но гитарист ответил отказом, предпочтя продолжение сольной карьеры. Во второй половине 90-х Сатриани выпустил еще два альбома, тяготеющий к расслабленному блюзу "Joe Satriani" и энергично-хардовый "Crystal Planet", а также вместе со Стивом Ваем организовал проект "G3". В 2000 Джо выдал свое самое смелое творение, базирующийся на электронике "Engines Of Creation". И хотя этот техно-альбом был номинирован на "Grammy", на следующих релизах Сатриани вернулся к более привычному для него стилю. Разменяв нулевые зальником "Live In San Francisco" и номерным студийником "Strange Beautiful Music", музыкант подвел некоторую черту в своем творчестве двухдисковой антологией "The Electric Joe Satriani". На протяжении всей декады Джо исправно, с двухлетним интервалом поставлял на рынок свежие сольники, а в 2008-м его обнаружили в компании Сэмми Хагара , Майкла Энтони и Чеда Смита в проекте "Chickenfoot".

В конце того же года Сатриани подал в суд на "Coldplay " из-за того что бритпопперы якобы слямзили у него идеи "If I Could Fly" для своего хита "Viva La Vida". Претензии гитариста официально не были признаны, и дело спустили на тормозах. Впрочем музыкант и сам был не против чего-нибудь позаимствовать у других, и например на его альбомах "Black Swans And Wormhole Wizards" и "Unstoppable Momentum" то тут, то там проглядывало влияние жареного буги "ZZ Top ".

Last update 07.05.13

В оригинале этот материал вышел в январе 2012. Перевод - Сергей Тынку

1. 1955 Gibson Les Paul GoldTop

Когда Майк Пирс принес мне его, то я влюбился в этот леспол за его звук. Но его внешний вид я тоже люблю. Он выглядит как мой тип гитары - полностью потрепанный. Майк сказал “Думаю, он раньше принадлежал Стиву Хантеру”, что добавило ему ценности. Выглядел он соответствующе и у него был кейс с надписью “Steve Hunter”. Мы были возбуждены, потому что Стив Хантер - это часть ДНК рокенрола. Так или иначе, но я хотел эту гитару, потому что она была прекрасна.

Через год или около того я был на сцене вместе со Стивом Хантером, мы играли на бенефисе друга. А после я сказал ему: “Стив, а у меня есть тот прекрасный голдтоп, что когда-то принадлежал тебе”. И он ответил: “Не знаю откуда эта хрень пошла, но у меня его никогда не было”. Это было еще одно доказательство того, что очень часто в нашей жизни мы видим все не так, как оно есть. Мы ищем старые гитары и если кто-то скажет “Джимми Пейдж владел этим инструментом в течении года”, то твой мозг взорвется и ты начинаешь думать, что у гитары есть яйца побольше нежели на самом деле. Я должен помнить об этом каждый раз, когда Майк приносит гитары, чтобы не покупать что-либо только потому что это когда-то кому-то принадлежало, или кто-то с этой гитарой был на обложке журнала Vintage Guitar и т.д.

2. 1958 Gibson Les Paul Junior

Этот инструмент нашел для меня Пьер де Бьюпорт где-то во времена альбома Extremist. Он и ’58 TV Special подтолкнули меня к тому, что я начал думать о том, чтобы коллекционировать гитары, которые не являлись бы моими основными гитарами. У меня была своя модель Ibanez и я знал, что это инструмент, который мне нужен чтобы выразить себя. Но я начал осознавать, что для создания звучания, которое мы называем “классик рок, тебе нужны инструменты той эпохи. У меня было много Les Paul Junior, но я избавился от большинства из них, потому что они не выдерживали сравнения с этим.

3. 1958 Gibson Les Paul TV Special

Это настолько крутой игрок. Я как-то прогулялся до магазина Криса Коббса, Real Guitars в Сан-Франциско, даже не думая что-либо покупать. А там были два страта шестидесятых - 64 и 61 - ну в комиссионке. Я не мог поверить, потому что десять лет искал что-то типа них. Ну и я тогда их там купил. И тогда Крис мне сказал: “Если уж у тебя настроение покупать, то у меня здесь есть еще и мой Special”. Он его вытащил и я опять не могу поверить. У меня было несколько прекрасных таких, но они всегда бились со мной как с гитаристом. А этот был удивительным. Тут уж впору говорить о моджо! Я не мог поверить, насколько круто он звучал и насколько легко было на нем играть. Крис купил его у старого рокенрольного гитариста, который сказал, что был единственным владельцем гитары. Я получил пинок в душу и должен был купить его. Таким образом, это был весьма дорогой вечер, когда я вышел из магазина с тремя гитарными кейсами.

4. 1960 Gibson Les Paul Special

Вишневый даблкат. Я купил его в Gruhn в Нэшвилле. Я любил эту гитару до момента, когда мы делали фотосессию две недели назад. Я подумал “Как я мог не играть на ней последнее время?”. Поэтому воткнул ее в стек Сэма (Хагара) в студии, и просто ничего от нее не получил. И подумал “О, нет”, что послужило началом озабоченности в противоположную сторону. Я сказал себе “Мне надо избавиться от нее, потому что…”

5. 1958 Gibson L-5 CES

Я боролся с этой гитарой. Она из тех случаев, когда ты открываешь кейс, смотришь на нее, чувствуешь ее запах и влюбляешься. Но если я не могу понять, как играть на ней хорошую музыку, то это начинает меня беспокоить, потому что у меня есть дорогая гитара, и при этом существует 100 парней, которые могли бы играть на ней замечательные вещи. Вместо этого, она лежит у меня в шкафу. Это реально беспокоит меня. Эта гитара и вишневый Special находятся в списке, который называется “Может мне лучше продать их и найти еще один Hagstrom III или типа того?”… (смеется) Кто знает?

6. 1965 Gibson J-45

Я был в Каракасе (Венесуэла), как-то вечером ко мне перед входом в ресторан подошел парень и сказал: “Я такой ваш большой поклонник. Я был бы счастлив подарить вам эту гитару”. Ну я сказал: “Хорошо, спасибо”. Здорово, да? У нее был настраиваемый бридж и это прекрасная гитара. Я сразу полюбил ее и тут же стал сочинять на ней песни; на ней сочинена “Bitten By the Wolf” с первого альбома Chickenfoot. Думаю, “Different Devil” с нового альбома Chickenfoot тоже. Бридж был ошибкой Gibson, но сама гитара - это прекрасный пример волшебства, которое они могут создать своими акустиками. Я попросил Гари Брауэра поставить новый бридж и эта гитара звучит просто великолепно - лучшая гибсоновская акустика, что у меня была.

7. 1966 Fender XII

Майкл Пирс достал мне ее. Я ему как-то сказал, что хочу такую. У меня был Rickenbacker, а он ответил: “Много людей, которые говорят, что использовали, Rickenbacker, на самом деле играли на Fender XII”. Таким образом однажды он появился с отличным Red XII цвета Candy Apple, и с тех пор она у меня практически на каждом альбоме. Удивительно звучащая гитара. Я обнаружил, что она делает то, что не делает Rickenbacker, но при этом она не делает того, что делает Rickenbacker (смеется). Rickenbacker выдает такой тванг, как ничто другое. Воткни его в AC30, крутани ручки и это будет финальной полиролью, которая нужна будет тебе для того, чтобы придать блеска бриджу песни или припеву. Каждый раз когда мне встречаются сложные для исполнения партии, где мне надо быть сладким и без откровенного тванга, я играю на Fender. На альбоме Super Colossal есть песня “Cool New Way” - там просто гитары с гармониями, никаких аккордов, я поместил Fender в левый канал, а Rickenbacker в правый, и они так хорошо друг друга дополнили. Этот Fender подтолкнул меня к созданию Ibanez JS-1200. Я на самом деле сделал детальные фотографии Fender и сказал Ibanez, что было бы круто иметь JS такого цвета.

8.9. 1990 Ibanez JS-2 Chrome Boy & Refractor

У меня изначально было три гитары того периода, у которых были имена Chrome Boy, Refractor и Pearly. Но Pearly несколько лет назад украли, когда я был в туре. Chrome Boy был моим любимым, в то время как у Pearly по ряду причин был более легковесный саунд. Хромовое покрытие реально создает разное звучание для каждого корпуса, который вы погружаете в этот материал. К сожалению использовался настоящий хром и поэтому когда покрытие трескалось, то там образовывались острые как нож кромки трещин. Поэтому использовалось много пластика, чтобы защитить мои руки от порезов во время игры. Год от года эти гитары звучат все лучше. По началу когда парни привезли мне эти гитары, я помню подумал: “Блин, там наверное будет все звучать очень зажато или еще как-то неправильно”. Ну и я поставил их на стойку. И не знаю почему, то ли они как-то пообтерлись, то ли на них воздействовала ежевечерняя сценическая громкость, но позже они стали моими любимыми, особенно Chrome Boy.

10. 1984 Kramer Pacer

Это гитара, на которой я играл на двух первых сольных альбомах: “Not of This Earth” “Surfin’ With the Alien”. После того, как я закончил Surfin, я пошел на выставку НАММ и мы начали раздавать альбом всем вокруг. Это было, когда начало развиваться мое сотрудничество с Ibanez. Я был представлен D’Addario и DiMarzio, и через Стива Вая, парням из Ibanez. Они сказали, что хотели бы сделать мне гитару. И я ответил: “Пожалуйста, помогите мне”. Потому что Pacer постоянно разваливался на части и у него уползал строй. Это было необычно, поскольку он не был серийной моделью. Я купил его в Guitar Center и, я уверен, он был собран из разных частей. Корпус был от Pacer, гриф был от другого Pacer, железо было вперемешку золото и хром. Исходные датчики Schaller остались в прошлом, я поменял их на Seymour Duncan или DiMarzio. В этой гитаре каждые две недели что-то заменялось. В какой-то момент в прошлом, когда флойды прикручивались прямо к корпусу, дерево оказалось настолько легким, что крепежные винты вывались за две недели. Я был счастлив прекратить играть на этой гитаре (смеется)! Это было жестко! Но это прикольная часть моей истории.

11. 12. 13. 1990 Ibanez JS 3 Donnie Hunt

У меня есть три оригинальных гитары Донни Ханта. Он был художник из Бэй Эриа и умер пару лет назад. Он преподавал прикладное искусство в школе искусств Окланда, и разрисовал все, что его окружало - свое жилище, свой телефон, холодильник, обувь, куртки, что угодно. У меня были его рисунки на паре гитар, я взял его на Ibanez, и они предложили ему работу. Я думаю он раскрасил 300 экземпляров гитары, и все невероятно разные. Донни также сделал мне много необычной одежды на раннем периоде моей карьеры.

14. Ibanez Futura

Дуг Доплер подарил мне ее пару лет назад. Хороший больший кусок махогони, мне нравится эта гитара. У нее реально супер-теплый звук. Я пока не использовал ее на альбомах, но держу в голове в качестве крутой гитары для игры слайдом или чего другого.

У этой гитары есть небольшая интересная модификация - звукосниматель Sunrise, который я немного использовал на паре альбомов. Я попросил Гари заменить бридж и установить из тех двух-седельных. Мы использовали эту гитару на “Starry Night” и таком большом количестве песен, где есть акустический подклад. Я и мой сын, ZZ… это наша любимая акустика в доме.

16. 1969 Fender Stratocaster

Это Strat цвета Olympic White, с кленовым грифом, и у него все оригинальное. Он действительно прекрасен. Если снять пикгард, то можно увидеть изначальный цвет (невыцветший) - это поразительно. Я играл на нем мелодию в “Two Sides to Every Story” с моего последнего альбома. У Fender в разные годы были все виды качества по части звука звука, датчики были то слабее то сильнее, использовалось разное дерево и железо. Мне страты 60-ых ближе, нежели страты 50-ых. У меня были хорошо запудренные мозги в самом начале карьеры коллекционера, когда я думал: “У тебя должен быть 55 год и 56 или типа того”. Но после владения многими такими, и последующего избавления от них, я пришел к тому, что мои страты начинаются в 60-ых, поэтому я до сих пор в поиске отличных экземпляров от 64 до 69 года, потому что это именно то, что я слышал на записях, когда был ребенком.

17. 1964 Fender Stratocaster

У этой гитары есть “оно самое”. Знаешь, когда включаешь страт, переключаешься на нековый датчик и играешь на 12 ладу третьей струны, то ты сразу же получишь красивый трубный звук? Он не слишком тощий, но и не слишком яркий, и не мертвый. Я включил эту гитару, сыграл две ноты и понял “О, это то самое“. Страт 61, который я купил вместе с этой гитарой, не имеет этой фишки соло-гитары, но зато он лучше звучит на ритме, чем эта гитара. Поэтому я взял обе гитары. Я подумал, что для одной-двух или трех песен они будут прекрасными гитарами.


      Дата публикации: 25 ноября 2005 г. Джо Сатриани (Joe Satriani) не нуждается в представлениях - икона гитарной музыки, виртуоз, мегауспешный инструменталист, почетный эндорсер компании «Ibanez», специализирующейся на гитарах и сопутствующем ассортименте, педагог, человек, давший путевку в жизнь Стиву Ваю (Steve Vai), Кирку Хэмметту (Kirk Hammett) из Metallica, Лэрри ЛаЛонду (Larry LaLonde) из Primus, Дэйвиду Брайсону (David Bryson) из Counting Crows и многим другим. «Is There Love In Space?» («Есть ли любовь в космосе?») - девятый «студийник» маэстро. Ценители гитары и им сочувствующие не будут разочарованы. «Is There Love In Space?» представляет собой подборку блестящих рок-гитарных номеров. Таким мы знаем и любим Сатча (так его называют в гитарном комьюнити)!

Не так давно музыкант отыграл небольшой промо-тур в поддержку новой пластинки. На подходе - европейские гастроли в составе «G3» с участием Стива Вая и Роберта Фриппа (Robert Fripp). О любви в условиях невесомости, гитарной музыке и прочих злободневных темах - наш разговор с мистером Сатриани.

Мистер Сатриани, давайте вспомним тот день, когда вы впервые взяли в руки гитару.

В 1970-м умер Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), и я твердо решил, что стану гитаристом. О своем выборе никогда не жалел.

Как получилось, что вы стали преподавать?

Жизнь заставила. Я работал и садовником, и каменщиком... Даже продавцом в обувном магазине. Однако мне всегда хотелось заниматься именно музыкой. В старших классах я уже довольно прилично играл. Ко мне начали приходить ученики. Одного из тех парней звали Стивом Ваем. Потом был переезд в Сан-Франциско, где я проучительствовал около десяти лет. Там у меня занимались Кирк Хэммет, Лэрри ЛаЛонд, Дэйвид Брайсон и еще куча народа. Опять же в Сан-Франциско с моим нынешним барабанщиком Джеффом Кэмпителли (Jeff Campitelli) мы сколотили команду The Squares. Так что преподавание гитары было не более чем побочным заработком. Главное для меня - игра в группе.

Почему вы начали заниматься гитарным инструменталом?

В определенный период скопилось куча домашним записей. Обычно я пишу все подряд - импровизации, свежие находки и т.д. И однажды я подумал, что было бы неплохо выпустить инструментальный альбом. Даже не мог подумать, что затея будет иметь такой успех.

Насколько развита гитарная сцена в наши дни?

В достаточной мере. Сегодня я могу позволить себе гастроли в бОльшем количестве городов перед бОльшим числом слушателей. Позиция коммерческих FM-станций по отношению к серьезным музыкантам не меняется. Но всегда ведь можно найти лазейку.

Как вы обычно работаете над альбом? У Джо Сатриани есть какая-нибудь собственная отработанная технология?

Музыка сочиняется по вдохновению. Важно не перегореть. Бывает, чтобы написать какую-нибудь мелодию, уходят годы. А другой мотив выходит сходу. Какого-то единого алгоритма не существует! Песни со словами - совершенно другая история, ибо лирика требует особого к себе отношения. Я играю на гитаре, бас-гитаре, барабанах и клавишных. Многие композиции получаются просто потому, что мне нравится заниматься любимым делом.

После стольких лет, наверное, сочиняется непросто?

Что вы! У меня музыки в голове валом. Жаль, что не хватает времени, чтобы ее толком оформить (смеется).

На вашем новом альбоме есть пара трэков с вокалом. В чем их смысловая нагрузка?

ОК. По своей стилистике «Is There Love In Space?» получился на стыке рока и блюз-рока, и я подумал, что общую картинку неплохо было бы облагородить парочкой песен. Заметили, что в трэках с вокалом немного отличается подача?

Не подумывали над тем, чтобы записать песенный альбом?

Что? Петь? Нет, только не я. Для этих целей лучше пригласить специально обученного человека (смеется).

Что можете рассказать о проекте G3? Как он появился?

Дело было в 1995-м. Как-то я пожаловался своему менеджеру, мол, чувствую себя изолированным от всего остального мира: сам в студии, сам на концертах... Мои гастроли и гастроли других гитаристов, вроде Стива, никогда не пересекаются. Мы лишены возможности общаться и обмениваться информацией. Гитаристы, сами знаете, обожают потусоваться друг с другом, поджемовать и все такое прочее. Так родилась идея... Гитарного фестиваля что ли. Правда, было одно ограничение - в «фестивале» могут принять участие не более трех исполнителей. Во-первых, во многих концертных залах установлен регламент - не более трех часов. А, во-вторых, три часа «живой» музыки, согласитесь, все-таки тяжеловато для слушателя. Из всех этих задумок и появился G3. Если не изменяет память, название придумал мой менеджер. Поначалу проект пользовался не ахти каким спросом. Менеджеры и промоутеры были напуганы одной лишь идеей гитарного соревнования. Тем не менее, мне удалось убедить всех в целесообразности G3, а реакция фанов не заставила себя долго ждать.

Джо, скажите, каково выступать на одной сцене с музыкантами уровня Стива Вая или Ингви Мальстина (Yngwie Malmsteen)? Существует ли между вами дух соперничества - кто круче?

Так на то и была сделана ставка! Когда собираются вместе несколько музыкантов, их энтузиазм резко возрастает. Мы со Стивом знакомы уже много лет. Когда начинаем играть вместе, начинают происходить удивительные вещи. Бывает, один из нас что-нибудь как «запилит», а другой удивляется: «Wow! Как ты это сделал?». Все гитаристы, которые играли в G3, близки нам по духу. Они уверены в себе и не боятся отдать частичку себя слушателю. Если это называется соревнованием, то, по-моему, это здорово!

Что вас вдохновляет?

Повседневная жизнь, окружающие меня люди. Не перестаю удивлять простым вещам! Есть, о чем писать, над чем поразмыслить, на что надееться... По себе могу сказать: только тогда играешь хорошо, когда сопереживаешь музыке. Я не тот человек, что просто садиться и «по заказу» пишет пластинку. Не мой стиль. Важно пропустить музыку через себя.

«The Mystical Potato Head Groove Thing», «Surfing With The Alien», «Flying In A Blue Dream»... Где вы находите столь дивные названия для своих композиций?

Места знать надо (смеется)! Экспириенс, экспириенс и еще раз экспириенс! Когда садишься сочинять песню, фокусируешься на ее названии. «Surfing With The Alien» мне приснилось. Забавное название, к которому я сходу сочинил мелодию. «The Mystical Potato Head Groove Thing» «выстрелило» у меня в голову во время разговора с братом по телефону. Долго потом думал, что же это фраза означает (смеется).

Как-то вы сказали, что в молодости фанатели от Deep Purple. И вот, после того как Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) взял «самоотвод», вас пригласили на его место. В составе Deep Purple вы отыграли тур 94-го года. Как ощущения?

Ощущения двойственные. Фактически я заменил САМОГО Блэкмора. Потом думаю себе: «Секундочку! Ричи Блэкмор незаменим!». Я видел лица слушателей, которые с благоговейным трепетом смотрели на сцену, но понимал, что я - не один из Deep Purple. В репертуаре было несколько песен, которые лучше Блэкмора никому не сыграть. Потом мне дали послушать «живые» записи, и я понял, что некоторые блэкморовские партии радикально менялись от концерта к концерту. Он постоянно искал, как бы улучшить песню. И вот, уже будучи участником группы, я перенял эту эстафету. «Подгонка», главным образом, касалась нового материала, с которым мы гастролировали. Им понравилась моя игра, мне понравилось играть с ними. Команда просто фантастическая!

«На постоянку» приглашали?

Приглашать приглашали, но пришлось отказаться. Во-первых, масса нереализованного собственного материала. Во-вторых, контрактные обязательства. Я не мог все взять и бросить. И еще... Не хотелось об этом говорить. Всегда пугало, что в составе Deep Purple меня воспринимали, как британца. Я - итало-американец и очень этим горжусь. Как бы то ни было, спасибо «диппепловцам» за все! Классно, но не совсем мое. И тогда я стал искать себе замену и присоветовал Стива Морса (Steve Morse).

Что вы можете посоветовать молодым музыкантам, делающим первые шаги в шоу-бизнесе?

Прежде всего, не стоит отождествлять музыку и шоу-бизнес. Если говорить о шоу-бизнесе, сделайте классную прическу и заведите хорошего адвоката - успех гарантирован (смеется)! Если хотите добиться успехов, как музыкант, все очень просто: занимайтесь, работайте над собой. Не бойтесь быть оригинальными. Это именно то, что ждет от вас публика. Все мы хотим, чтобы нас удивили. Многие музыканты думают, что добьются успеха, подражая другим. Такая позиция, на мой взгляд, в корне ошибочна. Не оглядывайтесь по сторонам. Слушайте только свое сердце и играйте лишь ту музыку, к которой душа лежит.

Можете вспомнить самый курьезный случай из своей концертной практики?

Сколько угодно! Однажды меня пригласил Элис Купер (Alice Cooper) для участия в его «сольнике». В зале - около 10 тысяч. И вот Элис объявляет песню, я выхожу на сцену. Песня начинается, а я не успел проверить готовность своего оборудования. Композиция уже звучит несколько минут, а я вожусь с усилителем, который наотрез отказывается работать. Так и простоял на сцене, как идиот, не сыграв ни единой ноты, и чтобы как-то оправдать свое присутствие, вышел в финале на поклон (смеется).

Назовите ваших любимых музыкантов.

Deftones, Jet, Джими Хендрикс, Beatles, Stones, Том Морелло (Tom Morello) и Audioslave, Майлз Дэйвис (Miles Davis), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), Алан Холдсворт (Alan Holdswoth)...

Ну, это все люди, проверенные временем. А как насчет современных музыкантов? Кого можно выделить?

Есть несколько классных гитаристов. Боюсь, правда, не всех смогу упомнить. Вот, например, Матиас Эклунд (Mathias Eklund) из Швеции. Забойный малый! Есть еще такой гитарный фрик из Нью-Джерси. Зовут Роном Талом (Ron Thal). Играет на безладовой гитаре. Кроме того, хочу отметить гитариста The Mars Volta Омара Родригес-Лопеса (Omar Rodriguez-Lopez). Все эти парни совершенно не вписываются в «формат», но уверен, что будущее за ними!

Если бы была возможность создать собственный дрим-тим, кого бы вы пригласили?

Джими Хендрикс. Только Джими Хендрикс и я на гитарах. Мы бы импровизировали, создавая музыку, не ограниченную ни формой, ни временем.

Как считаете, в чем заключается секрет вашего творческого долголетия?

Даже не знаю, что ответить. По всей видимости, людям нравится то, что я делаю.

И под занавес. Чего ожидать от Джо Сатриани в ближайшем обозримом будущем?

Могу лишь обещать, что я останусь верен самому себе.



Джо родился в музыкальной семье - его мама была хорошей пианисткой. В детстве Сатриани занимался на ударных инструментах. Между 11ю и 12ю годами Джо решил сделать перерыв в музыке, но слушать ее он не переставал. На тот момент он слушал записи Хендрикса и группы LedZeppelin, Beatles, Cream. После смерти Джими Хендрикса, Джо бросил занятия футболом и полностью окунулся в музыку.

В отличие от барабанов, гитаре он уделил серьезное внимание, испытывал он при этом огромную радость. В школе Сатриани изучил теорию музыки и стал петь с листа, что ему пригодилось и в будущем. У юного Джо начали появляться таблицы аккордов и школы гитар. В 14 лет Джо начал выступать в парках и на школьных танцах, и уже получал за это деньги. В 16 лет его уже можно было увидеть и в клубах.

В 11-12 классах городской школы Джо стал углубленно учить теорию музыки. Ему повезло, ведь его школьным учителем был Билл Уэскотт - настоящий энтузиаст. Он учил детей делать кантаты, струнные квартеты и даже помогал им писать симфонии. Изучив досконально игру на гитаре, Джо взялся за преподавание, но он и сам не перестает учиться.

После окончания школы Сатриани отправился в Сан-Франциско. Там он устроился в музыкальный магазин на место продавца. Кроме работы он занимается записью в студиях и продолжает преподавать. Позже все уже признают Сатриани, как гитарного гения. Судьба послала ему множество учеников, которые в дальнейшем были обречены на успех.

В восьмидесятых играет в множестве групп, одна из которых The Sqares. В 1984 году Джо записал свой первый сольный альбом под названием «Joe Satriani», который практически никто не заметил. А вот второй альбом 1986 года «Not of this Earth» получил множество позитивных откликов. В 1987 году появился еще один альбом - «Surfing with the Alien», который стал платиновым и попал в журнал «Billboard» и завоевал «Grammy». В одно прекрасное утро он проснулся знаменитостью, все гитарные журналы украшала его фотография. Даже Мик Джаггер пригласил его в турне. Весь год Джо Сатриани провел с Миком на гастролях, он проехал весь мир.

В 1989 году Сатриани начал сотрудничество с фирмой «Ibanez», именно в том году Джо впервые запел. В 1994 году Джо пригласили в мировое турне с группой Deep Purple, где он заменил Ричи Блэкмора. Но постоянным гитаристом группы он не захотел быть, решив выбор в сторону сольной карьеры. В 1996 году Джо Сатриани воплотил в жизнь свою заветную мечту: он создал проект G3, в котором участвуют три исполнителя. Этот фестиваль стал популярным и проходил из года в год.К двум участникам шоу, которыми были Джо и его друг Стив Вай, каждый раз присоединялся третий участник.

В 1998 году в свет вышел альбом «Crystal Planet». В этом же году Джо со своими товарищами по G3 едет в турне по Америке.

В нашем тысячелетии Джо выпустил альбом в стиле «техно», не потеряв при этом популярности. Он продолжает удивлять публику и своих преданных фанатов новыми задумками, смотрит в будущее, не забывая о прошлом. Он - гитарист с большой буквы, он подарил жизнь и славу многим выдающимся исполнителям, оставив след в истории гитарной музыки. Ведь Джо Сатриани - прекрасный гитарист, он удивляет мир яркими выступлениями, свежей музыкой. В данный момент он ведет в журнале «Guitar World» свою рубрику, рассказывая читателям о нынешнем роке и музыке, в общем, учит слушать правильную музыку, растя новые поколения.

Может оказаться полезным:



Аппликатуры аккордов:

  • История бас гитары и низкочастотных инструментов в целом
  • Роман Виталиевич («Маруся-русак»): от новичка до мастера
  • Выбираем металлические струны для акустической гитары