Современная официальная антропонимическая модель узбеков трехчленна: личное (индивидуальное) имя, отчество, фамилия. Но имена, соответствующие полной модели, употребляются только в официальных документах и. только в некоторых случаях; чаще даже в документах первые два элемента заменяются инициалами.
Личное (индивидуальное) имя с древности и вплоть до недавнего времени служило фактически единственным антропонимом узбеков; лишь иногда оно сопровождалось именем отца или названием места происхождения. С VIII века безраздельное господство ислама на территории Средней Азии принесло массу мусульманских имен, преимущественно арабских, а также много иранских, через арабский язык древнееврейских (Авраам - Ибрагим, Иосиф - Юсуф) и греческих (Александр - Искандер). Ислам оттеснил имена тюркского происхождения, но уничтожить их не смог: в начале нашего столетия их носили около 5% узбеков. Многие из пришедших с исламом имен были связаны с религиозными идеями, героями коранических сюжетов. Самыми частыми стали имена Мухаммад (имя основателя мусульманской религии), Фатыма (имя дочери Мухаммеда). Распространились составные имена, например: Мухаммадкарим, Турсунмурад.
Особенно часто встречались имена с первым компонентом абд- (арабское «раб») и многочисленными эпитетами Аллаха (Абдурашид «раб Мудрого», Абдурахим «раб Милостивого»), со вторым компонентом -дин «религия», «вера» или -улла, «Аллах» (Сайфуддин «меч религии», Инаятулла «милость Аллаха»). Изначально эти имена были привилегией духовенства и знати.
Большую группу составляли имена-заклинания (пожелания ребенку), например мужские Шухрат «слава», Мансур «победитель», женские Саодат «счастье», Зумрад «изумруд». Часто имена содержали метафоры; так, мужские имена были связаны с понятиями силы, воинственности, доблести (Асад «лев»), а женские - с представлениями о красоте и нежности (Лолагуль tцветок тюльпана»). Множество имен указывало на место, время, обстоятельства рождения ребенка. Нередко давали «отталкивающие» имена, то есть имена с уничижительным значением, с целью испугать или обмануть «злых духов», особенно в тех семьях, где дети часто умирали. Строго соблюдали обычай называть близнецов Хасан и Хусейн (если оба мальчики), Фатима и Зухра (если обе девочки), Хасан и Зухра (если мальчик и девочка), Фатима и Хусейн (если девочка и мальчик). Имена узбеков не имели уменьшительных и иных производных форм. Эмоциональную окраску придавало добавление -жон (иранское джан «душа»).
В современном именнике узбеков происходят крупные перемены. Прежде всего, сокращается грандиозный «ассортимент» имен, хотя и сегодня разнообразие имен остается еще значительным.
Самые глубокие изменения происходят не в списке имен, а в частотности каждого имени. Убывает частотность имен, связанных с религиозной тематикой: значительно снизилась частотность имен Мухаммад, Фатима; почти полностью исчезли такие имена, как Худайберди «бог дал», охранное Италмас «собака не возьмет». Стали редки составные имена. Очень сократилось употребление имен с абд-, -дин, -улла. Компоненты женских имен гуль и. ой еще довольно часты, но они стали только служебными имя образующими элементами, так как в значительной мере десемантизированы, лишившись исходных значений «цветок», «луна», и сочетаются со многими основами.
Многие имена, утратив в определенной мере этимологические значения, приобретают новый смысл. Так, имя Алишер воспринимается не как «лев Али» (иранское шер «лев», Али - имя зятя Мухаммада), а связывается только с Алишером Навои. Стало употребительным старинное женское имя Замира, которое ошибочно связывают с русскими словами «за мир».
В последнее время активизируется процесс становления единого узбекского именника; в 1969-1971 годы почти повсеместно мальчики-узбеки получали чаще всего имена Бахтияр «счастливый» и Баходир «богатырь», реже - Шухрат, но в районах Ташкентской области - Равшан, в некоторых районах Бухарской области - Улугбек. Медленнее идет процесс консолидации в сфере женских имен, но и здесь намечаются единые тенденции, хотя еще сильны региональные различия: в Самарканде и в Бухарской области первое место заняло имя Дильфуза, а в Ташкентской - Гульчехра, в Ферганской - различно по районам, но чаще - Одиха, у узбечек южного Казахстана - Барно, у узбечек Киргизии (Лейлакский район)-Гульнара. Стали частыми тюркские имена Эркин «свободный», Юлдаш «товарищ». За последние годы пришли к узбекам и новые имена, невозможные у них прежде: заимствованные из русской (Олег, Ирина, Тамара) или западноевропейской (Эрнст, Луиза, Клара) антропонимии. Они еще редки, но появляются не только в городах, но и в кишлаках.
К сожалению, не всегда новые имена удачны. Так, в Кашка-Дарьинской области документировано имя мальчика Ахмед-Заготскот (данное в честь учреждения, где работает отец), в Нуратинском районе Самаркандской области в 1965 году мальчик получил имя Гагарин (русская фамилия воспринята как индивидуальное имя); иногда узбеки в качестве полного (паспортного) имени берут русские уменьшительные формы имен; так, зарегистрированы Соня, Ира.
Происходят существенные изменения формы имен. В тюркских языках нет категории грамматического рода, поэтому мужские и женские имена не различались по форме. Теперь, когда женщина и на производстве, и в общественной жизни, и в быту вышла из изоляции, смешение мужских и женских имен создает путаницу. Формальное разграничение имен по русскому образцу относит имена на согласный к мужским, на гласный -а - к женским. При этом наблюдается следующее: выходят из употребления имена, не отвечающие этой норме, учащаются соответствующие ей; отпадает -а в мужских именах, возникает -а в женских.
Отчество в прошлом не было обязательным у узбеков, но иногда употреблялось в следующих формах: «тюркское угыл «сын» или кыз «дочь» с предшествующим именем отца» (Ахмед угыл сын Ахмеда», Ахмед кыз «дочь Ахмеда») или «иранское задэ «рожденный», «дитя» также с предшествующим именем отца». Теперь имя отца обязательно вносится в свидетельство о рождении и затем в паспорт. Среди интеллигенции употребление отчества начинает проникать и в повседневно-бытовое общение (особенно в городах).
Имя во все времена для многих народов имело очень большое значение. Когда рождался ребёнок, его называли в зависимости от традиций и культуры разных национальных особенностей и даже религии. Так, некоторым именам приписывали особый смысл. Люди верили, что именно то, как ты назовёшь ребёнка, предопределит его судьбу. Многие и сегодня верят, что имя даёт оттенок человеческому характеру. Многие имена как славянские, так и узбекские, несут в себе влияние и на характер человека. Относят его к своей самобытной культуре.
История и традиции имянаречения
Трудно поверить, но в Узбекистане ещё совсем недавно было иное имянаречение. При рождении детям давали лишь имя, без фамилии и отчества . К имени иногда, называя себя, человек мог добавить имя отца или место своего проживания. Сегодня же в паспорте у любого жителя Узбекистана такая же надпись в паспорте, что и у граждан России.
Узбекистанские имена в давние времена давались в качестве оберегов, предопределяющих судьбу ребёнка. Например, имя Угилой означало «сын». Оно давалось девочке, в том случае, если родители очень хотели мальчика. Было поверье, что если дать такое имя дочке, то следующий обязательно родится мальчик. И также приписывали такие магические свойства и именам Улжан и Кизларбас. И это неудивительно, ведь рождение наследника рода было одним из самых долгожданных событий для любой семьи. Близнецов в семье в Узбекистане по обычаю называли Хусан и Хасан.
Узбекистан расположен в Средней Азии. Туда в начале XVII века приходит новая религия ислам. Так, арабская культура постепенно захватывает новую территорию. Вместе с тем приходят в язык и новые фамилии, отчества и имена.
Например, имя Мухаммед стало самым распространённым среди узбекских мужских имён, список которых достаточно обширен и вмещает в себе традиции сразу нескольких культур. Ещё одним распространённым наименованием мальчиков стало имя Абделла, что означает раб Божий. Имя Нурдин произошло при сочетании двух слов «Нур» - светлый и «Дин» - религия. Это показывает сильное влияние веры на все стороны жизни людей. Давая детям такие имена, родители в первую очередь желали сберечь их, сделать судьбу лёгкой, а жизнь счастливой. Узбекские имена девушек также претерпели изменения. Стало популярно называть девочек при рождении Юлдуз, что означает звезда.
Какое имя ни возьми, все они прекрасны, и каждое имеет своё неповторимое значение. Некоторые имена пришли в Узбекистан из других стран в связи с распространением мусульманской религии, другие же имеют глубокие корни в этой национальности. В современном мире все чаще детям при рождении дают имена, не связанные с традициями или религией. Сегодня родителям важнее само значение и красота имени.
Мужские имена
Один из самых важных вопросов, особенно для узбекской национальности, это как назвать будущего наследника. Рассмотрим узбекские имена для мальчиков , современные и старинные, они имеют богатое разнообразие.
Женские имена
Женщинам в Узбекистане давали имена, связанные с красотой, утонченностью и хрупкостью. Теми чертами характера, которые традиционно больше всего чтились в женщине этой национальности как хранительницы домашнего очага и уюта в доме.
Узбекские женские имена , список которых приведён ниже, достаточно разнообразны. Все они отражают часть традиций и уклада жизни этого народа.
Многие имена женщин были образованы от изначально мужских . Например, Чинар стал Чинарой, что означает дерево. Ещё одно красивое женское имя Нурлана, что означает светлая как луч. Суровое имя Адолат означает справедливость. Его часто дают, когда хотят видеть девушку сильной и стойкой. Именем Айгузель нарекали девочек, которые должны были вырасти настоящими красавицами. Оно означает красивая как луна.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
План
Введение
1 Имя
2 Арабские имена
3 Национальные имена
4 Интересные факты
Введение
Современная антропонимическая модель у узбеков трехчлена: личное (индивидуальное) имя, отчество, фамилия. Но имена, соответствующие полной модели, употребляются только в официальных документах и только в некоторых случаях; чаще даже в документах первые два элемента заменяются инициалами, а в быту употребляется только имя плюс окончание ака для мужчин и опа для женщин[
Антропонимия как элемент культуры различных народов развивается на протяжении всей их истории. У узбеков как и у других народов антропонимия также изменялась на протяжении веков, но особенно этот процесс происходит в последнии сто лет, охватывая как именник, так и саму структуру антропонимической модели.
Личное (индивидуальное) имя с древности вплоть до недавнего времени служила фактически единственным антропонимом узбеков; лишь иногда оно сопровождалось именем отца или названием места происхождения.
2. Арабские имена
С VIII в. безраздельное господство ислама на территории Средней Азии принесло массу мусульманских имен, преимущественно арабских, а также много иранских, греческих (Александр - Искандер ) и через арабский язык древнееврейских:
· Авраам - Ибрагим
· Иосиф - Юсуф
· Измаил - Исмаил
· Исаак - Исхак
· Яков - Якуб
· Иона - Юнус
Ислам оттеснил имена тюркского происхождения, но уничтожить их не мог: в начале прошлого столетия их носило около 5 % узбеков. Многие из пришедших с исламом имен были связаны с религиозными идеями, героями коранических сюжетов. Самыми частыми стали имена Мухаммад (имя основателя мусульманской религии), Фатыма (имя дочери Мухаммада). Распространились составные имена:
· Мухаммадкарим
· Турсунмурад
Особенно часто встречались имена с первым компонентом абд- (араб. «раб») с многочисленными эпитетами Аллаха:
· Абдурашид - раб Мудрого
· Абдурахим - раб Милосердного
· Абдулла - раб Аллаха
· Абдурахман - раб Милостливого
Со вторым компонентом -дин «религия, вера» или -улла «Аллах»:
· Нуруддин - свет веры
· Садруддин -Грудь веры
· Сайфуддин - меч религии
· Инаятулла - милость Аллаха
· Фатхулла - победа Аллаха
Изначально все эти имена были привилегией духовенства и знати.
Кроме религиозных имен, также употребляются имена с конкретной смысловой нагрузкой:
· Карим (а) - щедрый
· Маджид (а) - славный
· Умид (а) - надежда
Возвышенные понятия и чувства:
· Адолат - справедливость
· Мухаббат - любовь и др.
3. Национальные имена
У большей части узбеков, однако сохранилось значительное количество традиционно национальных имен, подразделяющихся на многочисленные группы:
1. Имена, символизирующие пожелания силы, храбрости, красоты и др.
· Батыр - Богатырь
· Арслан - Лев
· Пулат - Сталь
· Темир - Железо
· Клыч - Сабля
· Гульчехра - Облик цветка
· Алтынгуль - Золотой цветок
2. Имена (разного происхождения) героев восточных легенд и сказок, исторических личностей:
· Рустам
· Юсуф
· Фархад
· Тахир
· Ширин
· Зухра
· Искандер (Александр Македонский),
· Улугбек и др.
3. Имена, данные по названию растений, зверей птиц, домашних животных и т. д., которые являются наиболее древними по происхождению:
· Олма - Яблоко
· Чинара - Чинара
· Урман - Лес
· Саримсок - Чеснок
· Бури - Волк
4. Имена, обозначающие разные предметы быта и орудия:
· Болта - топор (Болтабай )
· Теша - тяпка (Тешабай )
· Килич - сабля
· Кетмон - кетмень
5. Имена, происходящие от терминов, обозначающих степень родства
· Жиянбой - племянник
· Тогай - дядя по матери
· Бобожон - дедушка
· Онахон - мать
6. Имена, происходящие от топонимов, этнонимов
Бывает, что новорожденный имеет какие-либо ярко выраженные национальные черты. В этом видели особый знак, который и запечатлевали в имени.
· Алтай
· Каратой
· Ташкентбай
· Киргизбай
· Казахбай
· Барлас
· Найман
Имена в пунктах 3,4,5,6 давно вышли из обихода, в данное время они практически не используется.
У узбеков светловолосого ребенка часто называли именем Урус - русский.
Однако мотивы наречения этими именами могут быть и иными. Например, желание обмануть злых духов, враждебных данной семье, роду и племени.
7. В семьях, где часто умирали дети, родители, бессильные в своем неведении, искали спасения в именах-заклинаниях и родившемуся ребенку давали следующие имена:
· Ульмас - «не умрет»
· Турсун - «пусть останется»
· Тургун - «пусть останется»
· Тохта - «стой», «остановись»
В семьях, где рождались одни девочки, новорожденную, по поверью, следовало называть Угил или Угилхон - сын, Угилбулсин - «пусть будет сын» и др. Также к супруге и старшей дочери обращались именем мужского рода (доселе практикуется!) в надежде на рождение мальчика.
8. Давались имена и по разным личным признакам. Любой ребенок имеет какие-то особенности, иногда поражающие глаз. Это могут быть родинки. У узбеков немало имен с компонентом хол - родинка:
· Холдар
· Хол
· Холмурод
· Холбек
По народным поверьям родинка - это счастливаая примета, а имя Хол как бы гарантирует ребенку счастливое будущее.
Иногда и родимые пятна - тоджи могут служить поводом для имени:
· Тоджибек
· Тоджихон
При этом иногда прибегают к метафоре, соотнося красное родимое пятно с гранатом - анор :
· Нормат
· Норбой
· Норкул
Рождение ребенка со светлыми или рыжими волосами - относительно редкий случай у узбеков. Это может отразиться в имени:
· Акбай - Белый
· Сарыбек - Желтый
Детям имеющих лишние пальцы на руках или на ногах, давали имя, в состав которого входило слово «ортик» или зиед" (лишний):
· Ортикали
· Ортигуль
· Зиёд
· Зиёда
Слабенькому младенцу узбеки давали имя Очил . Родители дали ему такое имя, надеясь, что оно послужит избавлением от болезни. Очил значит «откройся», «освободись», то есть освободись, избавься от недуга.
9. Имя Бури (волк) давали ребенку, родившемуся с зубом; имена Болта (топор), Теша (тяпка), Урак (серп) - детям, которым пуповину обрезали (когда еще не были роддомы и женщины рожали дома) этими предметами. Впрочем, эти же имена давали детям, желая им крепкого здоровья.
Имеются также имена, данные по названия различных природных явлений и объектов, профессий, числительных и др.
Мы перечислили лишь основные группы узбекского именника. Отметим, что большинство имен употреблялись с различными компонентами. Например, у мужчин:
· бой - бай
· дост - друг
· ёр - милый ,возлюбленный
· берди - дал
· тош - камень
· турдым - остался
· келди - пришел
· жон - душа
У женщин:
· гуль - цветок
· ой - месяц
· ок - белый
· нур - свет
· оим - моя красавица
· буви - бабушка
· ниса - благозвучное окончание арабского происхождения.
Большинство из названных выше компонентов в узбекской антропонимии широко использовались всеми слоями населения. Крестьянские дети могли носить имена с прибавкой -бай, -бек, -мирза, -султан и др. В то же время к имени представителя знати, как правило, не прибавляли компонента «жан», ибо его считали признаком простонародья. Наряду с именами и компонентами, общими для всех узбеков, имелись и особенности, характерные для различных областей Узбекистана. Но сейчас эти особенности постепенно исчезают.
4. Интересные факты
· Имя Мансур - это арабская калька древнеримского (латинского) имени Виктор , которое в свою очередь является калькой греческого имени Николай - «победитель»
· Имя второго хорезмшаха Атсыз в переводе с тюркских языков означает буквально «без имени». Очевидно, родители шаха, чтобы уберечь его от вмешательства тайных сил, дали ребенку это странное имя, вернее, «неимя», потому что имя представлялось им в виде своеобразной мишени, на которую нацеливаются действия злых духов
· В связи с победой в Великой Отечественной войне, чуть ли не каждый десятый новорожденный мальчик в Таджикистане и Узбекистане получал имя Зафар - «победа»
· Тюркских рабов - гулямов очень часто называли Айаз , что в переводе с древнетюркского языка означало «чистое, ясное небо»
· Женское имя Наргиз(а) пошло из Ирана, который заимствовал его из греческого названия цветка Нарцисс
· В узбекских семьях новорожденных близнецов мужского пола обычно называют Хасан - Хусан , а женского пола - Фатима - Зухра
· Женское и мужское имя Замир(а) ошибочно переосмысливают по звуковому сходству с русскими словами «за мир», к которым оно никакого значения не имеет. С арабского слово замир переводится как «затаенная мечта, сокравенная мысль»
· В Кашкадарьинской области документировано имя мальчика Ахмед-Заготскот , данное в честь учреждение, где работает отец
Литература
· Гафуров А. Г. «Лев и Кипарис (о восточных именах)»,Изд-во Наука, М.,1971
· Никонов В. А. «Современный именник узбеков», Труды САГУ им. Алишера Навои, Новая Серия, выпуск № 214, Вопросы ономастики, Самарканд, 1971
· Никонов В. А. «Среднеазиатские материалы для словаря личных имен», Ономастика Средней Азии, Изд-во Наука, М.,1978
Современные узбекские имена имеют тюркские и иранские корни. Распространение ислама в странах Азии повлекло за собой и видоизменение традиционных имен. Так под влиянием арабов в узбекском языке появились новые имена: Юнус, Якуб, Исмаил (не забыты и сегодня). А после тщательного ознакомления с Кораном возникли и быстро приобрели популярность имена Фатхулла, Карим, Абдулла. Но остались и традиционные узбекские имена.
Если мальчик рождается сразу обрезанным – его принято называть Суннат. Если у ребенка много ярко выраженных родинок – его нарекали Холмамат. Древние традиции предписывают называть близнецов-мальчиков именами Хасан и Хусан, а близнецов-девочек – Фотима и Зухра. Согласно обычаю в Узбекистане имя младенцу выбирают не родители, а бабушка и дедушка по линии отца. Во многом именно этот фактор оказывает благоприятное влияние и помогает сохранить древние обычаи.
Мужские современные узбекские имена
Авлод – «потомок». Обычно этим именем нарекают долгожданного ребенка.
Аброр – «господин». Носитель этого имени – призванный лидер. Он справится с любой руководящей должностью, и при этом будет проявлять заботу о подчиненных.
Азиз – «почитаемый», «дорогой».
Ботир – «богатырь». Отличительная особенность носителей этого имени – богатырское здоровье и могучее телосложение.
Бенед – «фундамент». Обладатели этого имени четко знают, чего хотят от жизни. Они домовиты и основательны.
Достон – «легенда».
Нодир – «редкостный». Обычно обладатели этого имени сочетают в своем характере все самые достойные черты: благородство, смелость и уважение к старшим.
Шохрух – «душа Хана».
Женские современные узбекские имена
Асмира – «главная принцесса». В плане очарования и женственности носительницам этого имени нет равных.
Гулдаста – «букет». Обладательницы этого имени многогранны и всесторонне развиты.
Динора – «золотая монета».
Зилола – «цветок лотоса».
Зухра – «красивая», «лучезарная».
Интизора – «долгожданная». Обычно этим именем нарекают долгожданную дочь.
Нигора – «возлюбленная». Женщину с этим именем невозможно не любить: она станет украшением дома и гордостью своего мужа.
Фархунда – «счастливая».
Выбор имени – чрезвычайно важный и ответственный шаг. Чтобы не ошибиться и не испортить будущее своему ребенку следует тщательно изучить происхождение и на портале Ислам Сегодня. Чтобы узнать всю необходимую информацию о заинтересовавшем вас имени потребуется не более нескольких минут. Помните, выбор имени для ребенка оказывает влияние на формирование его личностных характеристик и может определять его будущую судьбу. Навигация по сайту предельно проста: вам потребуется всего несколько минут, чтобы узнать всю интересующую вас информацию.
Узбеки - древний тюркоязычный народ, формирование которого относится к II-III вв . нашей эры . Вобрал в себя языки и культуру хорезмийцев, согдийцев, бактрийцев, ферганцев, саков, иранцев, массагетов и других племён. А вот узбекские фамилии появились только в 30−40-х гг. XIX века, период установления на территории современного Узбекистана Советской власти.
Влияние на узбекистанский этногенез азиатов оказали арабские завоеватели в VIII веке и монгольские орды в XIII веке. Некоторые виды культур и языков исчезли. Например, бактрийский и хорезмский. Прекратила существование руническая письменность. В обиход вошли таджикский, персидский и тюркские языки карлукской группы.
Формирование узбекских фамилий
Сам термин «узбек» появился в XIV веке, после завершения процесса ассимиляции монголоидов с местным населением. Именно они принесли в эти края дошедшее до наших дней название народа. Сегодня узбеки составляют многочисленную этническую группу в регионе. В самом Узбекистане их 27 млн из 32-миллионного населения страны, а всего в мире насчитывается 40 млн представителей народа. Распространены они на юге Казахстана, западе Таджикистана, севере Афганистана, юге Киргизии, востоке Туркмении. Много миграционных групп в России, США, Украине, Турции. Всего насчитывается 92 рода узбеков.
Из-за особенностей региона исторически сложилось так, что узбеки обзавелись фамилиями в период новейшего этапа современной истории. До этого времени фамилий у них не было, только имя. Иногда к собственному имени прибавляли имя отца, родственника, название района проживания. Представители знати, люди искусства и учёные брали себе прозвище, которое отражало характерные черты владельца. Оно не являлось названием рода, не передавалось по наследству. Документально прозвища нигде не фиксировались, кроме литературных произведений.
Формула создания и примеры
С появлением в Азии УзССР конструирование фамилий происходило по схеме «имя плюс русское окончание». Например, человек с именем Ахуп становился Ахуповым. Такой процесс привёл к тому, что население республики в скором времени стало состоять практически из однофамильцев. По данным учёных-этнологов, 99% фамилий населения Узбекистана образовано именно таким способом. Нет смысла искать каких-либо загадок в современных фамилиях узбеков мужских и женских. У них главную смысловую нагрузку несёт только имя.
Мужские фамилии:
- Алимов.
- Арилов.
- Азамов.
- Абзалов.
- Бабаев.
- Бикмаев.
- Вахидов.
- Гарипов.
- Каримов.
- Махкамов.
- Мирзаев.
- Орипов.
- Рашидов.
- Усманов.
- Халилов.
Женские узбекские фамилии:
- Аббосова.
- Арилова.
- Аскарова.
- Бурканова.
- Галиулина.
- Дибарова.
- Зарипова.
- Кабаева.
- Махкамова.
- Набиева.
- Насимова.
- Надирова.
- Рахимова.
- Улдашева.
- Фургатова.
Интересно, что фамилия Узбеков тоже есть. Часто встречается на азиатской территории повсеместно, кроме самого Узбекистана. Налицо последствия советизации Узбекистана.
Современные национальные имена
В отличие от фамилий, имена обладают вековой историей. Основой являются иранские и тюркские корни. Свою лепту внёс переход к исламу. Часть имён образовалась под влиянием героев Корана. Например, Мухаммед, Фатхулла, Абдулла. Имя должно состоять из одной основы, к ней не добавляют имён отцов, родственников, каких-либо символов и т. п. Имя должно звучать как мантра, приносить своему носителю качества, задуманные родителями.
Имена с арабскими корнями:
- Абдурашид - раб Мудрого;
- Абдурахим - раб Милосердного;
- Нурдин - свет веры;
- Сайфуддин - меч религии;
- Фатхуллах - победа Аллаха.
Имена с пожеланиями:
- Арслон - лев.
- Батыр - богатырь.
- Мурод - цель.
- Орзу - мечта.
Связанные с природой:
- Урман - лес.
- Саримсок - чеснок.
Орудия войны и мира:
- Болта - топор.
- Теша - тяпка.
- Калкон - щит.
От степени родства:
- Тога - дядя по матери.
- Хола - тётя по матери.
- Жиян - племянник.
- Бобо - дедушка.
По географическим признакам:
- Алтай.
- Ташкентбой.
- Барлас.
- Найман.
Имена-заклинания:
- Ульмас - не умрёт.
- Турсун - пусть останется.
- Тохта - стой.
По цвету волос:
- Акбай - белый.
- Сарыбек - жёлтый.
Имя исправляет ошибки природы
Если младенец появлялся на свет уже с зубами, ему давали имя Бури, что означает «Волк». Часто называли детей тем предметом, которым его мать перерезала себе пуповину. Это такие имена, как Болта - Топор, Урак - Серп, Теша - Тяпка. Смысл состоял в том, чтобы наделить ребёнка таким же крепким здоровьем, как сталь у того орудия труда, благодаря которому дитя выжило при родах.
Мечтая о великом будущем своих детей, узбекские родители к их именам прибавляли окончания: -бай, -мурза, -бек, -хан. Они подражали представителям богатых слоёв общества своего времени.
В тех семьях, где рождались только девочки, одну из них называли Угилхон, что переводится как «пусть родится сын». Слабого ребёнка называли Очил, что в переводе означало «избавление от заболевания».
Очень интересное имя Атсыз, буквальный перевод - «без имени». Имя давалось с целью обмануть злых духов, охотящихся за чадом.
Внимание, только СЕГОДНЯ!