в старшей группе
Сентябрь.
1. "Воздух и его свойства" - формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. («Познавательно исследовательская деятельность» Н. Е. Веракса, О. Р. Галиягов стр. 61)
2. "Прозрачная вода" - расширение представлений о свойствах воды - без запаха, прозрачная, льётся, имеет вес. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 66)
3. "Солнечные зайчики" - расширение представлений о свойствах света. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 73)
4." Игры с песком" - закрепление представлений о свойствах песка. Развитие любознательности, наблюдательности, конструктивных умений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 76)
Октябрь.
1. "Термометр и температура" - формирование представлений о температуре окружающей среды и собственного тела. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 76)
2. "Часы и время" - формирование представлений о времени.
3. "Газ-свойство воздуха" - развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 90)
4. "Отражение света. Зеркало. " - развитие способности рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей.
Ноябрь.
1. "Воздух вокруг нас" - формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. («Познавательная исследовательская деятельность» стр. 63)
2. "Термометр" - формирование представлений о теплопередачи, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. («Познавательно исследовательская деятельность» стр. 68)
3. "Чудо-вода" - закрепление знаний об агрегатном состоянии воды, развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы в экспериментировании с жидкостями. («Конспекты занятий» стр. 97)
4. "Сравнение песка и камня" - уточнять представление детей о свойствах песка и камня, объектов неживой природы. Развивать умение сравнивать материалы проводя элементарные эксперименты. Познакомить с увеличительной лупой. («Конспекты занятий» стр. 106)
Декабрь.
1. "Эксперименты с водой" - Закрепление свойств воды в процессе экспериментирования. Знакомство с человечками жидкого вещества. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 99)
2. "Отчего происходит смена дня и ночи" - развитие умений устанавливать причинно-следственные отношения.
3."Удивительные свойства льда" - расширение представлений о свойствах льда. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 78)
4. "Всё увидим, всё узнаем" - формирование представлений об увеличительном стекле - лупе. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 72)
Январь.
1. "Свойства твёрдого вещества" - знакомство с человечками твёрдого вещества. Развивать у детей исследовательский интерес, творческие способности, умение зарисовывать опыты. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 224)
2. "Снег и лёд" - знакомство детей с тем, что большую часть земли занимает вода, уточнить представление детей о разных состояниях воды. Воспитывать экологическое сознание, желание беречь окружающую среду. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 231)
3. "Испытание магнита" - закрепление представлений о свойствах магнита. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 41)
4. "Вода растворяет некоторые вещества" - знакомство с новым свойством воды растворять некоторые вещества, развивать умение работать с моделями. («Конспекты занятий» стр. 135)
Февраль.
1."Маленькие волшебники" - расширение знаний о свойствах льда, актуализировать знания о свойствах дерева, магнита. Развивать умение формулировать проблему. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 203)
2. "Лёгкий - тяжёлый" - сформулировать представление о свойствах камня. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 195)
3. "Воздух невидимка" - закрепление представлений о свойствах воздуха на основе элементарных опытов. («Конспекты занятий» стр. 138)
4. "Что узнал незнайка о сахарном песке и соли" - развитие познавательного интереса детей в процессе исследовательской деятельности, умение делать выводы. («Конспекты занятий» стр. 142)
Март.
1. "Поговорим о весне" - обобщить знания по теме весна, учить видеть смысловые ошибки и исправлять их. Воспитывать желание проводить опыты, эксперименты. («Конспекты занятий» стр. 149)
2. "Дышат ли прорастающие семена" - формирование представлений о том, что прорастающие семена выделяют углекислый газ.
3. "С водой и без воды, в тепле и в холоде" - формирование представлений о факторах внешней среды, необходимых для роста и развития растений. (вода, свет, тепло)
4."Знакомый незнакомец апельсин"- формирование представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в природе. Расширение знаний детей о составляющих здорового образа жизни - показать зависимость здоровья от правильного питания. («Конспекты занятий «стр. 164)
Апрель.
1."Помощница водица" - развитие познавательной активности, подводить к пониманию экологических проблем. («Конспекты занятий» стр. 287)
2. "Стекло, фарфор, пластмасса" - развивать умение сравнивать внешний вид и качество материалов, целесообразность их применения.
3. "Волшебный лучик. Радуга" - показать детям что солнечный луч может стать разноцветным («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 42)
4. "Сравнение свойств песка и глины" - формирование знаний о свойствах песка и глины, обобщить представление об их использовании. («Организация опытно экспериментальной деятельности» выпуск 2 стр. 39)
Май.
1. "Дерево, уголь" - знакомство детей с видами топлива, сравнивать материалы по внешнему виду, уточнить знания детей о их значении в жизни человека. («Конспекты занятий» стр. 296)
2. "Какими бывают камни" - формирование представлений о разнообразии внешнего вида камней. («Опыты, эксперименты, игры» стр. 190)
3. "Где лучше расти" - формирование представлений о необходимости почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 180)
4. "Опыты и игры с песком и глиной" - показать детям наглядно связи между живым и неживым в природе. («Опыты, игры, эксперименты» стр. 171)
План
Опытно – экспериментальной деятельности
В старшей группе на 2014-2015 учебный год
Разработала: воспитатель Сухих Наталья Сергеевна
Прежде чем давать знания, надо
научить думать, воспринимать,
наблюдать .
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г, М, Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).
В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если? ), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Значение и оснащение уголков экспериментирования в старшем дошкольном возрасте
Особое значение для детей старшего дошкольного возраста имеет, получение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В группе этого возраста формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве. В уголке экспериментирования желательно иметь разное оборудование:
· Приборы – помощники: увеличительные стекла;
· Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;
· Природный материал;
· Разные виды бумаги;
· Красители: пищевые и непищевые;
· Медицинские материалы;
· Прочие материалы.
(Данный пункт разработан на основе статьи Г. П. Ткгкшевой, А. Е. Чистяковой «Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», «Дошкольная педагогика» (Зима -2001)
Материал, находящийся в уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Перспективное планирование по элементарной исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста.
Месяц |
Тема |
Цель |
Вывод |
сентябрь |
Элементарная исследовательская деятельность «Свойства мокрого песка» |
Познакомить детей со свойствами песка. |
Мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. |
октябрь |
Проект «Секреты подсолнечного масла» |
Расширить знания о пользе подсолнечного масла для здоровья человека. Познакомить со свойствами масла. |
Бумага впитывает подсолнечное масло. Подсолнечное масло не растворяется в воде. Масло полезно для человека. |
ноябрь |
Элементарная исследовательская деятельность «Таяние снега» |
Познакомить детей со свойствами снега. |
Снег под действием температуры тает, превращаясь в воду. |
Декабрь |
Элементарная исследовательская деятельность «Прозрачность льда» |
Познакомить со свойствами льда. |
Предметы видны через лёд потому, что он прозрачен» |
январь |
Элементарная исследовательская деятельность «Зависимость состояния воды от температуры» |
Закреплять представления о том, что превращение воды в лёд зависит от температуры воздуха. |
Вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое. |
февраль |
Элементарная исследовательская деятельность «Лёд – твёрдая вода» |
Познакомить детей со свойствами воды. |
Лёд и снег – это тоже вода. |
март |
Проект «Как растёт лук?» |
Развивать мышление, творческое воображение, любознательность в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей |
Для роста, правильного развития и плодоношения растений, необходимы свет, тепло, и вода. |
апрель |
Элементарная исследовательская деятельность «Весёлые кораблики» |
Уточнять, из каких материалов изготовлены предметы (бумага, пластмасса, металл, дерево…) Развивать умения выявлять различные свойства предметов (тонет - не тонет…) |
Независимо от размера металлические предметы тонут. Дерево, пластмасса – плавают. Бумага плавает пока не размокнет. |
май |
Элементарная исследовательская деятельность «Солнечный зайчик» |
Выявить закономерность отражения света от блестящих (неблестящих) предметов |
От блестящих предметов свет отражается, т.е. можно «поймать» солнечного зайчика |
Скачать материал можно в
Елена Панфилова
Перспективный план по экспериментированию в старшей группе
сентябрь
1. «Песчаный конус» . Цель. Знакомство детей со свойствами песка и глины : цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты.
Материал. Песок, ситечко для просеивания песка, глина, лупа, вода.
2. «Строим замки из песка» . Цель. Знакомство со свойствами влажного песка, развитие познавательного интереса к экспериментированию .
Материал. Песочница, песок, вода.
3. «Буря в пустыне» . Цель. Формирование представлений об образовании барханов в пустыне.
Материал. Пластиковые бутылки, песок, трубочки для коктейля.
4. «Песочные часы» . Цель. Умение решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.
Материал. Пластиковые бутылки, песок, клей момент, шило песочные часы.
1. «Тонет-не тонет» . Цель. Выявление способности предметов плавать.
Материал. Тазик с водой, предметы из различных материалов : бумага, пластмасса, дерево, металл, пенопласт и др.
2. «Вода-водица» . Цель. Развитие познавательного интереса детей через экспериментирование . Знакомство со свойствами жидкостей на примере воды. Уточнить представления детей о свойствах воды : прозрачная, без вкуса, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки.
Материал. Вода, пробирки по количеству детей, трубочки для коктейля, разноцветные краски, кисточки, соль, сахар, лимон, растительное масло.
3. «Морская вода» . Цель. Выявление свойств морской воды.
Материал. Вода, емкость для воды, соль, 2 яйца.
4. «Цветок лотоса» . Цель. Выявление свойства бумаги к намоканию.
Материал. Тазик с водой, бумажный цветок-лотос
1. «Захотела галка пить» . Цель. Формирование представлений о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал. Стакан с водой, камешки.
2. «Обнаружение воздуха, воздух имеет вес» . Цель. Формирование представления о воздухе как газообразном веществе. Знакомство со свойствами воздуха и способами его обнаружения, подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес.
Материал. Полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, воздушные шары на каждого ребенка, весы.
3. «Этот удивительный воздух» . Цель. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение) .
Материал. Вертушки, султанчики, разноцветные ленточки, веера.
4. «Мы дышим воздухом. Загрязнение воздуха» . Цель. Знакомство с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.
Материал. Свечка или спиртовка, спички, чайное блюдце.
1. «Снег, снежинки, иней» . Цель. Формирование представления о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий.
Материал. Снег, лупа.
2. «Почему растаяла Снегурочка» . Цель. Подвести детей к пониманию связи между температурой окружающей среды и состоянием снега : снег в тепле тает.
Материал. Снеговик, емкость.
3. «Вода – лед. Цветные льдинки» . Цель. Выявление состояния воды от температуры окружающей среды : вода на морозе превращается в лед.
Материал. Вода, разноцветные краски, кисточки, формочки, нитки.
4. «Защитные свойства снега» . Цель. Формирование представлений о защитных свойствах снега.
Материал. Снег, бутылки с водой, лопатки.
1. «С водой – без воды» . Цель. Формирование представлений детей о важности воды для жизни и роста растений.
Материал. Комнатное растение, вода.
2. «Почва, песок, камни» . Цель. Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.
Материал. Земля, песок, камни, лупа.
3. «Посадка лука» . Цель. Выявление условий для роста и развития растений (лука) . Наблюдение за растениями, помещенными в разные условия : в тепло, холод, темнота. Определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений.
Материал. Ящик, земля, лук, лейки, вода.
4. «Посев пшеницы» . Цель. Наблюдение за растениями, помещенными в разные условия : на свету и без света, в тепле и в холоде, с поливом и без него. Закрепление знаний об условиях, необходимых для роста и развития растений.
Материал. Ящик, земля, семена пшеницы, лейки, вода, полиэтиленовый пакет.
1. «От семени до семени» . Цель. Знакомство с этапами развития растения : семена – росток - цветок – плод.
Материал. Земля, емкость, семена гороха, лейки, вода.
2. «Чудеса кока-колы» . Цель. Исследование вредного влияния «Кока-колы» на организм человека.
Материал. Кока-кола, емкости, яйцо, кусок колбасы, ржавый гвоздь.
3. «Магнит» . Цель. Знакомство с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.
Материал. Магниты, деревянные, пластмассовые предметы, металлические скрепки.
4. «Ветки деревьев, помещенные в воду» . Цель. Определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений.
Материал. Кувшин с водой, ветки березы, тополя, осины.
1. «Посев семян цветущих растений» . Цель. Развитие познавательного интереса, создание условий для роста и развития растений Материал. Ящики, земля, семена цветущих растений, лейки, вода, полиэтиленовый пакет.
2. «Как происходит извержение вулкана» . Цель. Знакомство с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.
Материал. Макет вулкана, поддон, картон, клей; сода, уксус; красная краска, моющая жидкость; лист бумаги (для фиксаций
наблюдений, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка.
3. «Измерительные приборы» . Цель. Знакомство с измерительными приборами, воспитание познавательного интереса. Материал. Термометры, весы, безмен, линейка, сантиметр, рулетка.
4. «Инерция» «инерция» . Развитие интереса к экспериментированию .
Материал. Игрушечная машина, игрушка-медвежонок, горка.
1. «Летающие семена» . Цель. Знакомство со способами размножения растений, развитие познавательного интереса, воспитание гуманного отношения к растениям.
Материал. Семена клена, липы, одуванчика, березы.
2. «Радуга» . Цель. Знакомство детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.
Материал. Емкость с водой, лак для ногтей, зеркало.
3. «Свет. Образование тени» . Цель. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) ; искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча) . Знакомство детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Материал. Картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, теневой театр.
4. «Солнечные зайчики» . Цель. Порадовать, позабавить детей, знакомство со свойствами солнца и солнечных лучей. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать их (отражать свет зеркалом) .
Материал. Зеркала, солнце.
1. «Облако в банке» . Цель. Выявление механизма образования облаков.
Материал. Трехлитровая банка, вода, емкость со льдом.
2. «Звук» . Цель. Знакомство с понятием «звук» . Подвести детей к пониманию причин возникновения звука : колебание предмета, формирование представления о характеристиках звуков, определение их источников.
Материал. Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.
3. «Можно ли склеить бумагу водой?» . Цель. Выявление свойств воды склеивать бумагу.
Материал. Листы бумаги, емкость с водой.
4. «Мыльные пузыри» . Цель. Изготовление мыльных пузырей по схеме-алгоритму.
Материал. Емкости, вода, трубочки, жидкость для мытья посуды.
Обновлено: 02.10.2015 09:49 29.09.2015 14:34Перспективный план по экспериментальной деятельности старшей
и подготовительной группы на год (по разделу не живая природа)
Харитонова Тамара Григорьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ
детский сад №2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Подготовительная группа
№ |
Тема |
Количество занятий |
«Теплая капелька или поможем Почемучке умыться» |
||
«Удивительные свойства воды» |
||
«Упрямый воздух» |
||
«Где теплее?» |
||
«Песок, глина, камни» |
||
«Солнце дарит нам тепло и свет» |
||
«Солнечный свет. «Зайчики» |
||
«Испытание магнита» |
||
«Мы - фокусники!» |
||
«Чудо-прическа» |
||
«Волшебные шары» |
||
«Что такое масса?» |
||
«Почему все падает на землю?» |
||
«О дрожалке и пищалке» |
||
«Почему Мишутка пищал?» |
||
«Как измерить тепло?» |
||
Итого |
1. «Теплая капелька или поможем Почемучке умыться»
Цель:
Øпознакомить со способом получения теплой воды, смешивая горячую воду с холодной;
Øразвивать умение планировать свою деятельность, делать выводы;
Øразвивать чувство взаимовыручки.
Материалы и оборудование: игрушка - кукла «Почемучка», таз с холодной водой, таз с теплой водой. Дидактическая игра «Холодно-тепло».
2. «Удивительные свойства воды»
Цель:
Øпродолжать формировать представление у детей о свойствах воды (жидкая, текучая, твердая, газообразная, растворимость);
Øразвивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
Øрасширять кругозор, любознательность;
Øразвивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Øрасширять словарный запас (пар, щепотка);
Øвоспитывать аккуратность в работе с водой.
Материалы и оборудование: емкости с холодной и теплой водой, термос, в котором находится лед, стаканчики для каждого ребенка, сахар, соль, чайник с кипятком, зеркало.
Сюрпризный момент - входит Василиса Премудрая
üбеседа с детьми о воде;
üпроведение опытов совместно с детьми;
üвыдвижение гипотез;
üвыводы и подведение итогов по каждому опыту;
üобщий вывод.
Дидактическая игра «Ручеек».
3. «Упрямый воздух»
Цель:
Øрасширить знание детей о свойствах воздуха:
Формировать у детей представление о том, что при сжатии воздух занимает меньше места;
Дать понятие, что воздух обладает силой, может двигать предметы;
Развивать познавательную активность во время опыта.
Øзакрепить в речи слова: цилиндр, поршень.
Материалы и оборудование: шприцы, емкости с водой (подкрашенной). Дидактические игры «Волшебный шарик» и «Поймай воздух».
4. «Где теплее?»
Цель:
Øвыявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх;
Øучить детей самостоятельно проводить экспериментирование, самостоятельно анализировать свои действия, выдвигать гипотезы, делать выводы.
Материалы и оборудование: термометр. Дидактическая игра «Выше-ниже».
5. «Песок, глина, камни».
Цель:
Øрасширить знания детей о свойствах песка (сухой, сыпучий, мокрый - лепится), глины (вязкая, тягучая), камня (твердый, тяжелый);
Øсравнить их между собой (что общего у них и чем отличаются).
Материалы и оборудование: песок, глина, камни. Дидактическая игра «Фантазеры».
6. «Солнце дарит нам тепло и свет».
Цель:
Øдать детям представление о том, что Солнце является источником света и тепла;
Øпознакомить с понятием «световая энергия», показать ее поглощение разными предметами, материалами.
Материалы и оборудование: настольная лампа, набор предметов, изготовленных из разных материалов: бумаги, пластмассы, дерева; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.
Сюрпризный момент - в гости приходит девочки Почемучка, загадывает загадки.
7. «Солнечный свет. «Зайчики».
Цель:
Øрасширить у детей кругозор об отражении, которое возникает на гладких блестящих поверхностях и не только при свете;
Øнаучить пускать солнечных «зайчиков» (отражать свет зеркалом);
Øразвивать у детей познавательную активность, любопытство во время опыта.
Материалы и оборудование: стихотворение «Солнечные зайчики», зеркала по количеству детей. Дидактическая игра «Зайчик-побегайчик».
8. «Испытание магнита».
Цель:
Øпознакомить детей с физическим явлением - магнетизмом, магнитом и его особенностями;
Øопытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими;
Øразвивать у детей коммуникативные навыки, самостоятельность.
Материалы и оборудование: магниты, гвозди, детали конструктора «Лего», карандаши, ракушки, резинка. Дидактическая игра «Кто быстрее соберет?»
9. «Мы - фокусники!»
Цель:
Øвыявить материалы, взаимодействующие с магнитами;
Øразвивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;
Øпомогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы (отделять магнитные предметы от немагнитных);
Øспособствовать воспитанию самостоятельности.
Материалы и оборудование: магниты по количеству детей, игра-эксперимент «Волшебная рукавичка».
10. «Чудо-прическа».
Цель:
Øпознакомить детей с проявление статического электричества и возможностью снятия его с предметов;
Øучить детей планировать свою игру, анализировать и делать элементарные выводы;
Øпомочь накоплению у детей представлений об электричестве и его свойствах.
Материалы и оборудование: пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань. Дидактическая игра «Чудо-прическа».
11. «Волшебные шары».
Цель:
Øвыявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов;
Øустановить причину возникновения статического электричества;
Øпомочь детям осознать, как это происходит;
Øразвивать мыслительные операции, умение выдвигать свои идеи, делать выводы.
Материалы и оборудование: воздушные шары на длинных нитках, кусочки ткани. Дидактические игры «Друзья» и «Мой веселый шар».
12. «Что такое масса?»
Цель:
Øвыявить свойство предметов - массу;
Øпознакомить с прибором для измерения массы - чашечными весами, научить способам их использования.
Материалы и оборудование: два одинаковых пакета - в одном вата, в другом - крупа, чашечные весы, различные предметы и игрушки для взвешивания.
13. «Почему все падает на землю?»
Цель:
Øдать детям понять, что Земля обладает силой притяжения.
Материалы и оборудование: предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), емкость с водой, песком, металлические шарики.
14. «О дрожалке и пищалке».
Цель:
Øпознакомить детей с понятием «звук»;
Øвыявить причину звука - дрожание предметов.
Материалы и оборудование: ученическая линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, нитки, спички.
15. «Почему Мишутка пищал?»
Цель:
Øдать понятие детям о том, как возникают высокие и низкие звуки, зависимость звучащих предметов от их размеров;
Øразвивать познавательную сторону у детей через игру-эксперимент;
Øучить наблюдать это во время опыта и делать соответствующие выводы.
Материалы и оборудование: игра - драматизация сказки «Три медведя», дидактическая игра «Чей голос мы слышим?»
16. «Как измерить тепло?»
Цель:
Øвыявить принцип действия термометров (увеличение объема жидкости при нагревании, уменьшение объема - при сжатии, охлаждении).
Материалы и оборудование: ведерки с водой разной температуры, пузырек, заполненный водой, со стержнем, вставленным в крышку, и заполненный мыльным раствором.
Перспективный план по экспериментальной деятельности на год
(по разделу не живая природа)
Старшая группа
№ |
Тема |
Количество занятий |
«Ходят капельки по кругу. Тайны воды» |
||
«Поможем воде стать чистой» |
||
«Газ. Свойства воздуха» |
||
«Свеча в банке» |
||
«Можно ли менять форму глины и камня» |
||
«Световой луч» |
||
«Отражение света. Зеркало» |
||
«Магнит и его свойства» |
||
«Магнитные свойства земли. Компас» |
||
«Как увидеть молнию?» |
||
«Электромагнит. Современная техника» |
||
«Как увидеть притяжение?» |
||
«Источники звука и его распространение» |
||
«Звуки в воде» |
||
«Как не обжечься? Опыт №1» |
||
«Как не обжечься? Опыт №2» |
||
Итого |
1. «Ходят капельки по кругу. Тайны воды».
Цель:
Øспособствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды;
Øобратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного;
Øразвивать у детей способность делать выводы, выдвигать предложения, опираясь на имеющиеся у них знания;
Øформировать речь у детей;
Øвоспитывать аккуратность при работе с водой.
Материалы и оборудование: схема круговорота воды в природе, глобус, схема свойств воды, миска, чашка, по три стакана на каждого ребенка, краски, кисти, клеенки, фартуки, салфетки, термометр.
2. «Поможем воде стать чистой».
Цель:
Øпознакомить детей с разными способами очистки воды.
Материалы и оборудование: бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости, стакан с водой, вата.
3. «Газ. Свойства воздуха».
Цель:
Øуточнить понятие детей о том, что воздух - это не «невидимка», а реально существующий газ;
Øрасширить представление детей о значимости воздуха в жизни человека;
Øразвивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Материалы и оборудование: веер, пустая бутылочка с узким горлышком, таз с водой, два стакана (один с чистой водой, другой - с газированной), бутылочка с воздухом, на которую надет воздушный шарик, два тазика с теплой и холодной водой, воздушные шары, игра «Мыльные пузыри».
4. «Свеча в банке».
Цель:
Øпоказать детям на опыте, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород;
Øпознакомить детей со способами тушения огня.
Материалы и оборудование: свеча, банка, бутылка с обрезанным дном, спички.
5. «Можно ли менять форму глины и камня».
Цель:
Øрасширить знания детей о свойствах глины (влажная, мягкая, вязка; можно изменить ее форму, делить на части, лепить), и камня (сухой, твердый, нельзя из него лепить, его нельзя разделить на части).
Материалы и оборудование: глина, камни разной формы.
6. «Световой луч».
Цель:
Øобъяснить детям, что свет - это поток световых лучей;
Øпознакомить их с тем, как можно увидеть луч света;
Øпоказать на опыте, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот.
Материалы и оборудование: фильмоскоп, емкость с водой, лист черной бумаги с отверстием, диаметром 3-5 мм, зеркало, изображение лучей солнца.
7. «Отражение света. Зеркало»
Цель:
Øпродолжать знакомить детей с понятием «свет», «отражение»;
Øсформировать представление о таком свойстве света, как отражение.
Материалы и оборудование: зеркала различной формы, 4 книги, карандаш, бумага.
8. «Магнит и его свойства».
Цель:
Øпродолжать знакомить детей с понятием «магнит», «магнетизм»;
Øсформировать представление о свойствах магнита;
Øактуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.
Материалы и оборудование: разные магниты (прямоугольный, круглый), железные опилки, бумажный стаканчик, листок бумаги, салфетка, ножницы, нитка (30 см), прямая стальная булавка, линейка.
9. «Магнитные свойства Земли. Компас».
Цель:
Øрасширять знания детей о том, что Земля - это большой магнит, у которого есть Северный и Южный Полюс;
Øсформировать представление о свойствах компаса;
Øразвивать любознательность ребенка в процессе знакомства с компасом;
Øвоспитывать у детей аккуратность во время работы с компасом.
Материалы и оборудование: компас, различные предметы.
10. «Как увидеть молнию?»
Цель:
Øпродолжать знакомить детей с понятием «электричество» и «электрический ток»;
Øобъяснить природу возникновения молнии;
Øформировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.
Материалы и оборудование: воздушный шарик, ножницы, салфетка, линейка, расческа, пластилин, большая металлическая скрепка, прозрачная пластиковая салфетка.
11. «Электромагнит. Современная техника».
Цель:
Øформировать представление об электромагнитных свойствах тока;
Øрасширить представление о применении электромагнитов в современной технике.
Материалы и оборудование: метр изолированного провода, толщиной один мм, длинный железный гвоздь, батарейка на шесть вольт, металлические скрепки.
12. «Как увидеть притяжение?»
Цель:
Øпонимать взаимосвязь земного притяжения и веса.
Материалы и оборудование: предметы из разных материалов, подвешенные на нитках; весы.
13. «Источники звука и его распространение».
Цель:
Øпродолжать знакомить детей с понятием «звук»;
Øсформировать представление о характеристиках звука - громкости, тембре, длительности;
Øразвивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники.
Материалы и оборудование: детские музыкальные инструменты - бубен, барабан, трещотка, ложки и т.п.; пластмассовый стаканчик, резинка в форме колечка.
14. «Звуки в воде»
Цель:
Øпознакомить детей с особенностями передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).
Материалы и оборудование: большая емкость с водой, камешки.
15. «Как не обжечься? Опыт №1»
Цель:
Материалы и оборудование: вода в одинаковых по размеру емкостях из разных материалов - керамики, дерева, пластмассы, металла.
16. «Как не обжечься? Опыт №2»
Цель:
Øпоказать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов);
Материалы и оборудование: алюминиевая и деревянная ложка, емкости с горячей водой.
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море. в океане
И в водопроводном кране
Так ли это? Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: А откуда взялась капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, где путешествовала наша Капелька. Назовите их (озеро, море, океан, лужа, речка, река, ручеек, болото)
Воспитатель: Значит, капелька - это частичка чего? (Воды)
Воспитатель: Кому нужна вода? (Ответы детей)
(вывешивается панно «Кому нужна вода»)
Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Ответы детей)
Воспитатель: Без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода - это основа жизни.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что может делать вода? (бежать, течь, литься, капать, журчать)
Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть вода, где она находится? (в водопроводном кране)
Опыт N1. «Вода - это жидкость»
(на столе стоят стаканы с водой, пустая чашка, мерные стаканчики, дети переливают воду из одной емкости в другую)
Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о воде? Давайте сделаем вывод.
(Вода - это жидкость. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить, перелить из одного сосуда в другой)
Опыт N2. «Вода бесцветная»
На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком, ложечка.
Воспитатель: (опускает ложечку в молоко) Ребята, видно ложечку? (нет). (опускает ложечку в воду) А теперь видно ложечку? (да)
Воспитатель: Молоко, какого цвета? (белого) А вода, какого цвета? (вода не имеет цвета, она бесцветная).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, вода может изменить свой цвет? Хотите в этом убедиться?
На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка.
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила свой цвет вода? (да) А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Вода изменила свой цвет.
Воспитатель: Значит какой делаем вывод? (вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили)
Опыт N3. «Вода не имеет запаха»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (ответы детей)
Воспитатель: Какой можем сделать вывод? (вода ничем не пахнет, у нее нет запаха)
Опыт N4. «Вода без вкуса»
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Кислая? (Ответы детей)
Воспитатель: Следовательно, делаем вывод. (Вода не имеет вкуса, она безвкусная)
Воспитатель: Сегодня вы очень многое узнали о воде и ее свойствах. А чтобы вы не забыли, я приготовила вот такие символы. Давайте еще раз вспомним, какая бывает вода?
Вода - это жидкость; Вода – бесцветная; Вода не имеет запаха; Вода - безвкусная.
Воспитатель: Ребята, воду нужно беречь? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много трудов и сил. Вот почему нужно беречь воду, плотно закрывать кран.