Был обломов. Илья Ильич Обломов в романе “Обломов”: материалы для сочинения (цитаты)

История создания

«Прочитавши внимательно написанное, я увидел, что всё это до крайности пошло, что я не так взялся за предмет, что одно надо изменить, другое выпустить <…> У меня вещь вырабатывается в голове медленно и тяжело».

Полностью роман «Обломов» был впервые опубликован только в 1859 году в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки ». Начало работы над романом относится к более раннему периоду. В 1849 году была опубликована одна из центральных глав «Обломова» - «Сон Обломова», которую сам автор назвал «увертюрой всего романа». Автор задается вопросом: что же такое «обломовщина» - «золотой век» или гибель, застой? В «Сне…» преобладают мотивы статичности и неподвижности, застоя, но при этом чувствуется и симпатия автора, добродушный юмор, а не только сатирическое отрицание. Как позднее утверждал Гончаров, в 1849 году готов был план романа «Обломов» и закончен черновой вариант первой его части. "Вскоре, - писал Гончаров, - после напечатания в 1847 году в «Современнике» «Обыкновенной истории» - у меня уже в уме был готов план Обломова". Летом 1849 года, когда был готов «Сон Обломова», Гончаров совершил поездку на родину, в Симбирск , быт которого сохранял отпечаток патриархальной старины. В этом небольшом городке писатель увидел немало примеров того «сна», которым стали обитатели вымышленной им Обломовки. Работа над романом была прервана в связи с кругосветным путешествием Гончарова на фрегате «Паллада». Лишь летом 1857 года, после выхода из печати путевых очерков «Фрегат „Паллада“», Гончаров продолжил работу над «Обломовым». Летом 1857 года он уехал на курорт Мариенбад, где в течение нескольких недель закончил три части романа. В августе того же года Гончаров начал работать и над последней, четвертой, частью романа, заключительные главы которой были написаны в 1858 году. Однако, готовя роман к печати, Гончаров в 1858 году заново переписал «Обломова», дополнив его новыми сценами, и произвел некоторые сокращения. Завершив работу над романом, Гончаров сказал: «Я писал свою жизнь и то, что к ней прирастаю».

Гончаров признавался, что на замысле «Обломова» сказалось влияние идей Белинского . Важнейшим обстоятельством, повлиявшим на замысел произведения, считается выступление Белинского по поводу первого романа Гончарова - «Обыкновенная история». В образе Обломова присутствуют также автобиографические черты. По собственному признанию Гончарова, он и сам был сибаритом, любил безмятежный покой, рождающий творчество.

Опубликованный в 1859 году, роман был встречен как важнейшее общественное событие. Газета «Правда» в статье, посвященной 125-летней годовщине со дня рождения Гончарова, писала: «„Обломов“ появился в эпоху общественного возбуждения, за несколько лет до крестьянской реформы, и был воспринят как призыв к борьбе против косности и застоя». Сразу же после выхода в свет, роман стал предметом обсуждения в критике и среди писателей.

Сюжет

Роман рассказывает о жизни Ильи Ильича Обломова. Илья Ильич вместе со своим слугой Захаром живёт в Петербурге , на Гороховой улице, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы - упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры - не могут сдвинуть его с места.

Его друг детства Штольц, полная противоположность вялому мечтательному Илье, заставляет героя на какое-то время очнуться, окунуться в жизнь. Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую и впоследствии после долгих раздумий и отступлений предлагает ей жениться.

Однако поддавшись интригам Тарантьева, Обломов переезжает в квартиру, нанятую ему, на Выборгскую сторону, попадая в дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Постепенно все хозяйство Ильи Ильича переходит в руки Пшеницыной, а сам он окончательно угасает в «обломовщине ». По Петербургу ходят слухи о скорой свадьбе Обломова и Ильинской, узнав об этом, Илья Ильич ужасается: ничего ещё, по его мнению, не решено. К нему в дом приходит Ильинская и убеждается, что ничто уже не пробудит Обломова от медленного погружения в окончательный сон, и их отношения прекращаются. В то же время дела Обломова прибирает к рукам брат Пшеницыной Иван Мухояров, который запутывает Илью Ильича в своих махинациях. В этот же момент Агафья Матвеевна чинит халат Обломова, который, казалось бы, починить уже никому не по силам. От всего этого Илья Ильич заболевает горячкой.

Действующие лица и некоторые цитаты

  • Обломов, Илья Ильич - помещик, дворянин, живущий в Петербурге . Ведёт ленивый образ жизни, не занимаясь ничем, кроме рассуждений.

".ленив, чист, “добряк”, умен, честен, романтичен, чуток, “голубинно” нежен, открыт, чувствителен, потенциально способен на многое, нерешителен, быстро “загорается” и быстро “потухает”, боязлив, отчужден, безволен, доверчив, иногда наивен, не разбирается в делах, физически и духовно слабый.

Кого не любишь, кто не хорош, с тем не обмакнёшь хлеба в солонку. Всё знаю, всё понимаю - но силы и воли нет. Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве . Страсть надо ограничить: задушить и утопить в женитьбе .
  • Захар - слуга Обломова, верный ему ещё с детства.
  • Штольц, Андрей Иванович - друг детства Обломова, наполовину немец, практичный и деятельный.
Это не жизнь, это какая-то… обломовщина (ч.2, гл.4). Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни. По крайней мере, моей.
  • Тарантьев, Михей Андреевич - знакомый Обломова, жуликоватый и хитрый.
  • Ильинская, Ольга Сергеевна - дворянка, возлюбленная Обломова, затем жена Штольца.
  • Анисья - жена Захара.
  • Пшеницына, Агафья Матвеевна - хозяйка квартиры, в которой жил Обломов, затем его жена.
  • Мухояров, Филипп Матвеевич - брат Пшеницыной, чиновник.

Второго плана

  • Волков - гость в квартире Обломова.
  • Судьбинский - гость. Чиновник, начальник отделения.
  • Алексеев, Иван Алексеевич - гость. " безличный намек на людскую массу!".
  • Пенкин - гость. Писатель и публицист.

Критика

  • Нечаенко Д. А. Миф о сновиденности русской жизни в художественной интерпретации И. А. Гончарова и И. С. Тургенева («Обломов» и «Новь»). // Нечаенко Д. А. История литературных сновидений XIX-XX веков: Фольклорные, мифологические и библейские архетипы в литературных сновидениях XIX-начала XX вв. М.: Университетская книга, 2011. С.454-522. ISBN 978-5-91304-151-7

См. также

Примечания

Ссылки

  • Гончаров И. А. Обломов. Роман в четырех частях // Полное собрание сочинений и писем: В 20 т. СПб.: Наука, 1998. Т. 4
  • Отрадин М. В. Проф., д.ф.н. «Обломов» в ряду романов И. А. Гончарова.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Облицовочный камень
  • Обломок империи (фильм)

Смотреть что такое "Обломов" в других словарях:

    обломов - См … Словарь синонимов

    ОБЛОМОВ - герой романа И.А.Гончарова «Обломов» (1848 1859). Литературные источники образа О. гоголевские Подколесин и старосветские помещики, Тентетников, Манилов. Литературные предшественники О. в произведениях Гончарова: Тяжеленко («Лихая болесть»), Егор … Литературные герои

    ОБЛОМОВ - Герой романа И.А. Гончарова «Обломов». Роман был написан в период с 1848 по 1859 г. Илья Ильич Обломов помещик, потомственный дворянин*, образованный человек 32–33 лет. В молодости был чиновником, но, прослужив всего 2 года и тяготясь службой,… … Лингвострановедческий словарь

Роман «Обломов», написанный Иваном Александровичем Гончаровым, вышел в свет в тысяча восемьсот пятьдесят девятом году. Это лучшее произведение автора, и даже сейчас оно пользуется успехом среди читателей. Иван Александрович в «Обломове» изобразил традиционный тип русского человека, воплощением которого в произведении стал Илья Ильич.

Обратимся же к роману и проследим, как автор постепенно, со всей полнотой, раскрывает образ Обломова. Гончаров вводит своего героя в разные ситуации, чтобы в максимальной степени показать все недостатки и преимущества обломовского типа. Илья Ильич проходит испытания и дружбой, и любовью, и, тем не менее, обречен ли он на исчезновение?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем его жизнь. Первый раз мы встречаемся с Обломовым в его квартире на Гороховой улице, но в течение романа узнаем о нем все больше и больше, и поэтому можем представить себе довольно внятную картину, его прошлой жизни. Детство Ильи Ильича прошло в родовом имении – Обломовке. Илюша был резвым мальчиком. Он, как и все дети, хотел движения, новых впечатлений, но родители его всячески оберегали от лишних переживаний, ничем не обременяли, но запрещали проявлять какую-либо свободу.

Подчас нежная заботливость родителей и надоедала ему. Побежит ли он с лестницы или по двору, вдруг вслед ему раздается десять отчаянных голосов: «Ах, ах! подержите, остановите! упадет, расшибется! Стой, стой…»

Не зря Добролюбов пишет: «Он с малых лет видит, что все домашние работы исполняются лакеями и служанками, а папенька и маменька только распоряжаются да бранятся за дурное исполнение. Поэтому он себя над работой убивать не станет, что бы ему ни толковали о необходимости и святости труда. И вот у него уже первое понятие – что сидеть сложа руки почетнее, нежели суетиться за работою…» Действительно, все решения в доме принимались без его участия, а судьба Ильи решалась за его спиной, поэтому он не имел представления о взрослой жизни, в которую попал совсем неподготовленный.

Итак, приехав в город, Илья Ильич пытался найти род занятий себе по душе. Пробовал писать, служить чиновником, но все это показалось ему пустым, не имеющим смысла, потому что там нужно было заниматься делом, чего он в силу своего воспитания не любил, тем более смысла этих занятий Обломов не знал да и понять не стремился, потому и посчитал, что это не жизнь, ведь она не соответствует его идеалам, которые заключаются в мирной, покойной, беззаботной жизни, плотной еде и безмятежном сне. Как раз такой образ жизни и ведет Обломов в начале романа. Он не уделял много внимания своему внешнему виду: на нем был халат, имевший особое значение для Ильи Ильича. Это была одежда, которую он считал лучшей для себя: халат “мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела”. Мне кажется, халат – ключевая деталь в портрете Обломова, так как он символизирует образ жизни этого человека, в какой-то мере открывает нам его характер: ленивый, спокойный, задумчивый. Илья Ильич – домосед. Нет в Обломове ни деспотичности, свойственной владельцам крепостных, ни скупости, ни каких-либо резко отрицательных качеств. Это добрый ленивец, склонный к мечтаниям.

Многое о характере главного героя говорят нам его портрет и интерьер комнаты. Обломов - человек лет тридцати двух-трех, “среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица”, что говорит об отсутствии цели в жизни. На первый взгляд казалось, что комната его прекрасно убрана, но, приглядевшись, замечаешь слой пыли на всех вещах, недочитанные книги, остатки трапез, что говорит о том, что человек, живущий здесь, пытается создать видимость приличий того времени, но ни одного дела не доводит до конца.

Таким было впечатление об Илье Ильиче только на начало романа, ведь, встретив Ольгу, он сильно преобразился, бывший Обломов остался лишь в воспоминаниях, а новый стал много читать, писать, работать, ставить перед собой цели и стремиться к ним. Он, словно, пробудился от долгой спячки и начал наверстывать упущенное. Вот что с человеком делает любовь! Тем более Ольга все время побуждала Илью к действию. Наконец-то, полнокровная жизнь заиграла в нем.

Любовь Обломова и Ильинской продолжается до тех пор, пока Илье Ильичу не приходится столкнуться с реальной жизнью, пока от него не требуется решительных действий, пока Ольга не понимает, что она любит будущего Обломова. “Я узнала недавно, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!” Ни дружба, ни даже такая чистая, искренняя любовь не смогли заставить его отказаться от мирной, покойной, беззаботной жизни. Илья Ильич переехал на Выборгскую строну, которую можно назвать «новой Обломовкой», ведь там он вернулся к своему прежнему складу жизни. Вдова Пшеницына – как раз тот идеал жены, который представлялся Обломову во время мечтаний, она не заставляет его что-либо делать, ничего не требует. А Илья Ильич от такой жизни вновь начинает деградировать. Но, я считаю, нельзя во всем винить его. “Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” - восклицает Ольга при прощании. “Есть... Обломовщина!” - чуть слышно прошептал он.

Сам Обломов прекрасно осознавал, что жизнь, которую он ведет, не принесет ничего будущим поколениям, но не существовало такой двигательной жизненной силы, которая могла бы вывести его из состояния апатии ко всему окружающему. Илья Ильич “болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало... Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором. Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища”.

Обломов добр и гостеприимен: его двери открыты для всех друзей и знакомых. Даже Тарантьев, который груб и заносчив с Ильей Ильичом, часто обедает у него дома.

А любовь к Ольге выявляет его лучшие качества: доброту, благородство, честность и “голубиную нежность”.

Существенно ли Обломов отличается от большинства людей? Безусловно, лень, апатия и инертность в той или иной степени свойственны многим. Причины для возникновения подобных качеств могут быть разными. Некоторые люди считают, что вся их жизнь - сплошная череда неудач и разочарований, поэтому и не стремятся изменить ее к лучшему. Другие боятся трудностей, поэтому стараются по возможности себя от них ограждать. Однако людям все равно приходится сталкиваться с реальной действительностью, узнавать ее жестокие стороны, бороться с трудностями, чтобы в результате отпраздновать успех или потерпеть поражение. Именно в этом и заключается смысл жизни человека.

Если же человек решает оградить себя от всех возможных и невозможных трудностей, тогда его жизнь постепенно превращается в нечто совершенно чудовищное. Именно это и произошло с Обломовым. Нежелание жить по существующим законам жизни приводит к постепенной, но очень быстрой деградации. Сначала человек думает, будто все еще можно изменить, что пройдет совсем немного времени и он “воскреснет”, сбросит с себя лень и уныние, как старое платье, и возьмется за дела, которые его давно ждут. Но время идет, силы истощаются. А человек все также остается на прежнем месте.

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего творчества писателя. Задумка произведения появилась еще в 1849 году, когда автор напечатал в «Литературном сборнике» одну из глав будущего романа – «Сон Обломова». Работа над будущим шедевром часто прерывалась, завершившись только в 1858 году.

Роман «Обломов» Гончарова входит в трилогию с двумя другими произведениями Гончарова – «Обрыв» и «Обыкновенная история». Произведение написано по традициям литературного направления реализм. В романе автор выводит важную для того время проблему российского общества – «обломовщину», рассматривает трагедию лишнего человека и проблему постепенного угасания личности, раскрывая их во всех аспектах бытовой и душевной жизни героя.

Главные герои

Обломов Илья Ильич – дворянин, помещик тридцати лет, ленивый, мягкий человек, который все свое время проводит в безделье. Персонаж с тонкой поэтической душой, склонен к постоянным мечтаниям, которыми заменяет реальную жизнь.

Захар Трофимович – верный слуга Обломова, который прислуживает ему с малых лет. Очень похож на хозяина своей ленью.

Штольц Андрей Иванович – друг детства Обломова, его ровесник. Практичный, рациональный и деятельный мужчина, который знает чего хочет и постоянно развивается.

Ильинская Ольга Сергеевна – возлюбленная Обломова, умная и нежная девушка, не лишенная жизненной практичности. Затем стала женой Штольца.

Пшеницына Агафья Матвеевна – хозяйка квартиры, в которой проживал Обломов, хозяйственная, но безвольная женщина. Искренне любила Обломова, ставшая затем его женой.

Другие персонажи

Тарантьев Михей Андреевич – хитрый и корыстный знакомы Обломова.

Мухояров Иван Матвеевич – брат Пшеницыной, чиновник, такой же хитрый и корыстный, как и Тарантьев.

Волков , чиновник Судьбинский , писатель Пенкин , Алексеев Иван Алексеевич – знакомые Обломова.

Часть 1

Глава 1

Произведение «Обломов» начинается с описания внешности Обломова и его жилья – в комнате бардак, которого хозяин будто не замечает, грязь и пыль. Как рассказывает автор, несколько лет назад Илья Ильич получил письмо от старосты, что в его родном поместье – Обломовке – нужно навести порядок, но все никак не решится туда поехать, а только планирует и мечтает. Позвав после утреннего чаю своего слугу Захара, они обсуждают необходимость съехать с квартиры, так как хозяину жилья она стала нужна.

Глава 2

В гости к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин. Все они рассказывают о своей жизни и зовут куда-то выехать, но Обломов противится и они уходят ни с чем.

Затем приходит Алексеев – неопределенный, бесхарактерный человек, никто даже не мог точно сказать как его зовут. Он зовет Обломова в Екатерингоф, но Илья Ильич не хочет даже встать с постели наконец. Обломов делится с Алексеевым своей проблемой – пришло залежавшееся письмо от старосты его поместья, в котором Обломову сообщали о серьезных убытках в этом году (2 тысячи), из-за чего он очень расстроен.

Глава 3

Приходит Тарантьев. Автор рассказывает, что Алексеев и Тарантьев по-своему развлекают Обломова. Тарантьев, делая много шума, выводил Обломова из скуки и неподвижности, Алексеев же был в качестве послушного слушателя, который мог часами незаметно пребывать в комнате, пока Илья Ильич не обратит на него внимание.

Глава 4

Как и от всех посетителей, Обломов прикрывается от Тарантьева одеялом и просит не подходить близко, так как тот зашел с холода. Тарантьев предлагает Илью Ильича переехать на квартиру к его куме, которая находится в Выборгской стороне. Обломов советуется с ним по поводу письма старосты, Тарантьев за совет просит денег и говорит что скорее всего староста мошенник, рекомендуя сменить его и написать письмо губернатору.

Глава 5

Далее автор рассказывает о жизни Обломова, в сокращении это можно пересказать так: Илья Ильич прожил в Петербурге 12 лет, являясь по чину коллежским секретарем. После смерти родителей он стал владельцем поместья в отдаленной губернии. Молодым он был более активен, стремился многого добиться, но с возрастом он понял, что стоит на месте. Службу Обломов воспринимал как вторую семью, что не соответствовало реальности, где ему нужно было торопиться и работать иногда даже ночью. Два с лишним года он кое-как служил, но потом случайно не туда отправил важную бумагу. Не дождавшись наказания от начальства Обломов сам ушел, прислав медицинское свидетельство, где ему предписывали отказаться от походов на службу и вскоре подал в отставку. Илья Ильич никогда сильно не влюблялся, вскорости прекратил общение с друзьями и распустил слуг, сильно разленился, но Штольцу все же удавалось его вытаскивать в люди.

Глава 6

Обучение обломов считал наказанием. Чтение утомляло его, но поэзия увлекала. Для него между учебой и жизнью была целая пропасть. Его было легко обмануть, он всему и всем верил. Для него было чужды далекие переезды: единственная поездка в его жизни – в из родного поместья в Москву. Проводя жизнь на диване он все время о чем то думает, то планируя жизнь, то переживая эмоциональные моменты, то представляя себя кем-то из великих людей, но все это остается только в мыслях.

Глава 7

Характеризуя Захара, автор представляет его как вороватого, ленивого и неуклюжего слугу и сплетника, который был не прочь выпить и погулять за счет барина. Не со зла бывало придумывал о барине сплетни, при этом искренно его любил особой любовью.

Глава 8

Автор возвращается к основному повествованию. После ухода Тараньтьева Обломов лег и начал обдумывать разработку плана своего имения, как там будет хорошо отдыхать с друзьями и женой. Он даже почувствовал полное счастье. Собравшись с силами, Обломов наконец встал позавтракать, решив написать письмо губернатору, но у него получается нескладно и Обломов рвет письмо. Захар снова заговаривает с барином по поводу переезда, чтобы Обломов ушел на время из дому и слуги могли спокойно перевезти вещи, но Илья Ильич всячески противится, просит Захара уладить с хозяином вопрос переезда, чтобы они могли остаться в старой квартире. Рассорившись с Захаром и, думая о своем прошлом, Обломов засыпает.

Глава 9 Сон Обломова

Обломову снится его детство, тихо и приятное, которое неспешно проходило в Обломовке – практически рае на земле. Обломов вспоминает свою мать, свою старенькую няню, других слуг, как готовились к обедам, пекли пироги, как он бегал по траве и как ему няня рассказывала сказки и пересказывала мифы, а Илья представлял себя героем этих мифов. Дальше ему снится его отрочество – 13-14-летие, когда он учился в Верхлеве, в пансионе Штольца. Там он почти ничему не научился, ведь Обломовка была рядом, и на него влияла их однотонная, как спокойная река, жизнь. Илье вспоминаются все его родственники, для которых жизнь была чередой обрядов и пиров – рождения, свадеб и похорон. Особенностью поместья было то, что там не любили тратить деньги и были готовы из-за этого терпеть любе неудобства – старый с пятнами диван, истертое кресло. Дни проводили в безделье, сидя молча, зевая или ведя полубессмысленные беседы. Жителям Обломовки были чужды случайности, перемены, хлопоты. Любой вопрос решался долго, а иногда и вовсе не решался, откладываясь в долгий ящик. Родители понимали, что Илье нужно учиться, хотели бы видеть его образованным, но так как это не вкладывалось в устои Обломовки, его часто оставляли в учебные дни дома, выполняли любую его прихоть.

Главы 10-11

Пока Обломов спал, Захар вышел во двор жаловаться на барина другим слугам, но когда те высказались нехорошо об Обломове, в нем проснулось честолюбие и он начал во всю хвалить и барина и себя.

Вернувшись домой, Захар пытается разбудить Обломова, так как тот просил поднять его к вечеру, но Илья Ильич, бранясь на слугу, всячески пытается спать дальше. Эта сцена очень веселит приехавшего и стоявшего в дверях Штольца.

Часть 2

Главы 1-2

Вторая глава рассказа «Обломов» Ивана Гончарова начинается с пересказа судьбы Андрея Ивановича Штольца. Его отец был немец, мать – русская. Мать видела в Андрее идеал барина, тогда как отец воспитывал по своему примеру, обучал агрономии, возил по фабрикам. От матери юноша перенял любовь к книгам, музыке, от отца – практичность, умение трудится. Рос он активным и живым ребенком – мог на несколько дней уйти, потом вернувшись грязным и обтрепанным. Живости его детству придавали частые визиты князей, наполнявшие их поместье весельем и шумом. Отец, продолжая семейную традицию, отправил Штольца в университет. Когда Андрей после учебы вернулся, отец не дал ему остаться в Верхлеве, отправив с сотней рублей ассигнациями и лошадью в Петербург.

Штольц жил строго и практично, больше всего боясь мечты, он не имел идолов, при этом был силен и привлекателен физически. Он упрямо и точно шел по избранной дороге, везде проявлял настойчивость и рациональный подход. Для Андрея Обломов был не только школьным другом, но и близким человеком, с которым можно было успокоить встревоженную душу.

Глава 3

Автор возвращается к квартире Обломова, где Илья Ильич жалуется Штольцу на проблемы в имении. Андрей Иванович советует открыть ему там школу, но Обломов считает, что для мужиков это рано. Упоминает Илья Ильич и о необходимости съехать с квартиры и недостатке денег. Штольц не видит проблемы в переезде и удивляется с того, как Обломов погряз в лени. Андрей Иванович заставляет Захара принести Илье одежду, чтобы вывезти его в люди. Также Штольц приказывает слуге выпроваживать Тарантьева каждый раз, когда тот приходит, так как Михей Андреевич постоянно просит у Обломова деньги и одежду, не собираясь их возвращать.

Глава 4

Неделю Штольц возит Обломова по различным обществам. Обломов недоволен, жалуется на суету, необходимость целый день ходить в сапогах и шумность людей. Обломов проговаривается Штольцу, что идеал жизни для него – Обломовка, но на вопросы Андрея Ивановича, почему он туда не уедет, Илья Ильич находит множество причин и отговорок. Обломов рисует перед Штольцом идиллию жизни в Обломовке, на что друг говорит ему, что это не жизнь, а «обломовщина». Штольц напоминает ему о мечтах юности, что нужно трудиться, а не проводить дни в лености. Они приходят к выводу, что Обломову нужно наконец съездить за границу, а потом в деревню.

Главы 5-6

Слова Штольца «теперь или никогда» произвели большое впечатление на Обломова и он решил жить по-другому – сделал паспорт, купил все, что нужно для поездки в Париж. Но Илья Ильич не уехал, так как Штольц познакомил его с Ольгой Сергеевной – на одном из вечеров Обломов влюбился в нее. Илья Ильич стал проводить с девушкой много времени, а скоро выкупил дачу напротив дачи ее тети. В присутствии Ольги Сергеевны Обломов чувствовал себя неловко, не мог ей соврать, но любовался ею, с замиранием сердца слушая как девушка поет. После одной из песен, он не контролируя себя воскликнул, что чувствует любовь. Опомнившись, Илья Ильич выбежал из комнаты.

Обломов винил себя за несдержанность, но, встретившись с Ольгой Сергеевной после, сказал, что это было сиюминутное увлечение музыкой и неправда. На что девушка уверила его, что простила за вольность и все забыла.

Глава 7

Изменения затронули не только Илью, но и весь его дом. Захар женился на Анисье – живой и проворной женщине, которая на свой лад меняла устоявшиеся порядки.

Пока вернувшийся со встречи с Ольгой Сергеевной Илья Ильич переживал о случившимся, его пригласили на ужин к тете девушки. Обломова мучают сомнения, он сравнивает себя со Штольцем, думает не кокетничает ли с ним Ольга. Однако при встрече девушка ведет себя с ним сдержанно и серьезно.

Глава 8

Весь день Обломов провел у тети Ольги – Марьи Михайловны – женщины, которая умела жить и управлять жизнью. Отношения тети с племянницей их имели свой особый характер, Марья Михайловна была авторитетом для Ольги.

Прождав весь день, скучая с тетей Ольги и бароном Лангвагеном, Обломов все же дождался девушки. Ольга Сергеевна была весела и он попросил ее спеть, однако в ее голосе он не услышал вчерашнего чувства. Разочарованный, Илья Ильич ушел домой.

Обломов мучился переменой в Ольге, однако встреча девушки с Захаром дала новый шанс Обломову – Ольга Сергеевна сама назначила свидание в парке. Их разговор перешел к теме ненужного, бесполезного существования, на что Илья Ильич сказал, что его жизнь такова, ведь с нее опали все цветы. Они затронули вопрос чувств друг к другу и девушка разделила любовь Обломова, подав ему свою руку. Гуляя с ней дальше счастливый Илья Ильич все твердил самому себе: «Это все мое! Мое!».

Глава 9

Влюбленные счастливы вместе. Для Ольги Сергеевны с любовью появился смысл во всем – в книгах, во снах, в каждом мгновении. Для Обломова это время стало временем активности, он утратил свой предыдущий покой, постоянно думая об Ольге, которая всяческими способами и уловками старалась вывести его из состояния безделья, заставляла читать книги и ездить в гости.

При разговоре об их чувствах, Обломов спрашивает Ольгу, почему та не говорит постоянно о любви к нему, на что девушка отвечает, что любит его особой любовью, когда расставаться ненадолго жаль, а надолго больно. Рассказывая о своих чувствах она полагалась на свое воображение и верила ему. Обломову же более ничего и не нужно было кроме образа, в который он был влюблен.

Глава 10

На следующее утро в Обломове произошла перемена – он начал раздумывать зачем ему обременительные отношения и за что могла полюбить его Ольга. Илье Ильичу не нравится, что любовь ее ленива. В итоге Обломов решается написать Ольге письмо, в котором говорит, что их чувства зашли далеко, стали влиять на их жизнь и характер. И те «Люблю, люблю, люблю», которые вчера сказала ему Ольга были неправдой – он не является тем человеком, о котором она мечтала. В конце письма он прощается с девушкой.

Отдав письмо горничной Ольги, и зная, что она будет идти по парку, он спрятался в тени кустов и решил подождать ее. Девушка шла и плакала – он впервые видел ее слезы. Обломов не выдержал и догнал ее. Девушка расстроена и отдает ему письмо, упрекая в том, что вчера ему нужно было ее «люблю», а сегодня ее «слезы», в том, что на самом деле он не любит ее, а это всего-навсего проявление эгоизма – Обломов только на словах говорит о чувствах и жертвенности, но на самом деле это не так. Перед Обломовым была оскорбленная женщина.

Илья Ильич просит у Ольги Сергеевны, чтобы все было как раньше, но она отказывает. Идя рядом с ней он понимает свою ошибку, и говорит девушке, что письмо было не нужно. Ольга Сергеевна постепенно успокаивается и говорит, что в письме увидела всю его нежность и любовь к ней. Она уже отошла от обиды и думала как смягчить ситуацию. Попросив у Обломова письмо, она прижала его руки к своему сердцу и убежала счастливая домой.

Главы 11-12

Штольц пишет Обломову, чтобы тот уладил дела с деревней, но Обломов, занятый чувствами к Ольге Сергеевне, отодвигает решение проблем. Влюбленные проводят много времени вместе, однако Илью Ильича начинает угнетать, что они встречаются тайком. Об этом он говорит Ольге и влюбленные обсуждают, что им, возможно, стоит заявить официально о своих отношениях.

Часть 3

Главы 1-2

Тарантьев просит у Обломова денег за жилье своей кумы, в котором тот не жил и пытается выпросить еще денег у Обломова. Но отношение Ильи Ильича к нему переменилось, поэтому мужчина ничего не получает.

Радостный, что отношения с Ольгой скоро станут официальными, Обломов едет к девушке. Но возлюбленная не разделяет его мечтаний и чувств, а подходит к делу практично. Ольга говорит ему, что до того как сказать об их отношениях тете, нужно уладить дела в Обломовке, отстроить там дом, а пока нанять жилье в городе.

Обломов едет в квартиру, которую ему советовал Тарантьев, там его вещи свалены кучу. Встретила его кума Тарантьева – Агафья Матвеевна, которая просила дождаться ее брата, так как сама этим не заведует. Не желая ждать, Обломов уезжает, просив передать, что квартира ему больше не нужна.

Глава 3

Отношения с Ольгой становятся на взгляд Ильи Ильича вялыми и затянутыми, его все больше угнетает неопределенность. Ольга уговаривает его поехать уладить дела с квартирой. Он встречается с братом хозяйки и тот говорит, что за то время, пока его вещи находились в квартире ее никому нельзя было сдать, поэтому Илья Ильич должен 800 рублей. Обломов возмущается но потом обещает найти деньги. Обнаружив, что у него осталось всего 300 рублей он не может вспомнить куда растратил деньги за лето.

Глава 4

Обломов все-таки переезжает к куме Тарантьева, женщина беспокоится о его спокойной жизни, быте, воспитывает жену Захара Анисью. Илья Ильич наконец отправляет письмо старосте. Их встречи с Ольгой Сергеевной продолжаются, он даже был приглашен в ложу Ильинских.

В один из дней Захар спрашивает нашел ли Обломов квартиру и скоро ли будет свадьба. Илья удивлен, откуда слуга может знать об отношениях с Ольгой Сергеевной, на что Захар отвечает, что об этом давно говорит прислуга Ильинских. Обломов заверяет Захара, что это неправда, объяснив как это хлопотно и затратно.

Главы 5-6

Ольга Сергеевна назначает Обломову свидание и, надев вуаль, тайно от тети встречается с ним в парке. Обломов против того, что она обманывает родственников. Ольга Сергеевна предлагает ему завтра же открыться тете, но Обломов оттягивает этот момент, так как хочет сначала получить письмо из деревни. Не желая идти вечером и на следующий день в гости к девушке, он передает через слуг, что заболел.

Глава 7

Обломов неделю провел дома, общаясь с хозяйкой и ее детьми. В воскресенье Ольга Сергеевна уговорила ехать тетю в Смольный, так как именно там они договаривались встретиться с Обломовым. Барон говорит ей, что через месяц она может вернутся в свое имение и Ольга мечтает, как обрадуется Обломов, когда узнает, что можно не беспокоиться о судьбе Обломовки и сразу уехать жить туда.

Ольга Сергеевна приехала проведать Обломова, но сразу заметила, что он не был болен. Девушка упрекает мужчину, что он ее обманул и ничего не делал все это время. Ольга заставляет Обломова поехать с ней и ее тетей в оперу. Воодушевленный Обломов ждет этой встречи и письма из деревни.

Главы 8,9,10

Приходит письмо, в котором владелец соседнего поместья пишет, что дела в Обломовке плохи, прибыли почти никакой нет и, чтобы земля снова давала деньги, нужно срочное личное присутствие хозяина. Илья Ильич расстраивается, что из-за этого свадьбу придется отодвинуть не меньше чем на год.

Обломов показывает письмо брату хозяйки – Ивану Матвеевичу и просит у него совета. Тот рекомендует своего сослуживца Затертого, чтобы то поехал уладить дела в поместье вместо Обломова.
Иван Матвеевич обсуждает «удачную сделку» с Тарантьевым, они считают Обломова за дурака, на котором смогут хорошо нажиться.

Главы 11-12

Обломов приходит с письмом к Ольге Сергеевне и говорит, что нашелся человек, который все уладит, потому им не придется расставаться. Но с вопросом свадьбы придется подождать еще год, пока там все окончательно не уладится. Ольга, которая надеялась, что Илья со дня на день будет просить ее руки у тети, от этой новости падает в обморок. Когда девушка приходит в себя, она обвиняет Обломова в его нерешительности. Ольга Сергеевна говорит Илье Ильичу, что он и через год не уладит свою жизнь, продолжая ее мучить. Они расстаются.

Расстроенный Обломов до поздней ночи гуляет в беспамятстве по городу. Вернувшись домой, он долго сидит неподвижно, а на утро слуги находят его в горячке.

Часть 4

Глава 1

Прошел год. Обломов жил там же у Агафьи Матвеевны. Затертый уладил все в древне, прислал хорошую выручку за хлеб. Обломов был рад, что все уладилось и появились деньги без необходимости его лично присутствия в поместье. Постепенно горе Ильи забывалось и он неосознанно для себя влюблялся в Агафью Матвеевну, которая также, не отдавая себе в том отчета, в него влюбилась. Женщина всячески окружила Обломова заботой.

Глава 2

На пышное празднество в доме Агафьи Матвеевны Иванова дня в гости приехал и Штольц. Андрей Иванович рассказывает Илье Ильичу, что Ольга уехала с тетей за границу, девушка все рассказала Штольцу и все еще не может забыть Обломова. Андрей Иванович упрекает Обломова, что он снова живет в «обломовке» и пытается увезти с собой. Илья Ильич снова соглашается, обещая приехать потом.

Глава 3

Иван Матвеевич и Тарантьев обеспокоены приездом Штольца, так как он может узнать, что оброк с поместья был собран, но они забрали его себе без ведома Обломова. Они решают шантажировать Обломова тем, что якобы видели, что он ходил к Агафье Матвеевне.

Глава 4

Автор в повествовании переносится на год назад, когда Штольц случайно встретил в Париже Ольгу и ее тетю. Заметив в девушке перемену он обеспокоился, начинает проводить с ней много времени. Предлагает ей интересные книги, рассказывает что-то его волнующее, едет вместе с ними в Швейцарию, где понимает, что влюблен в девушку. Сама Ольга тоже чувствует к нему большую симпатию, но переживает из-за прошлого любовного опыта. Штольц просит рассказать о ее несчастной люби. Узнав все подробности и то, что она была влюблена в Обломова, Штольц отбрасывает свои переживания и зовет ее замуж. Ольга соглашается.

Глава 5

Спустя полтора года после Иванова дня и именин Обломова, в его жизни все стало еще скучнее и мрачнее – он еще сильнее обрюзг и разленился. Деньги за него считает брат Агафьи Матвеевны, поэтому Илья Ильич даже не понимает, почему у него идут убытки. Когда Иван Матвеевич женился, с деньгами стало совсем плохо и Агафья Матвеевна, заботясь об Обломове, даже ходила закладывать свой жемчуг. Обломов этого не замечал, придаваясь и дальше лености.

Главы 6-7

К Обломову в гости заезжает Штольц. Илья Ильич расспрашивает его об Ольге. Штольц рассказывает ему, что у нее все хорошо и девушка вышла за него замуж. Обломов поздравляет его. Они садятся за стол и Обломов начинает рассказывать, что теперь у него мало денег и Агафье Матвеевне приходится самой управляться, так как на прислугу не хватает. Штольц удивлен, ведь регулярно высылает ему деньги. Обломов говорит о заемном долге хозяйке. Когда Штольц пытается узнать у Агафьи Матвеевны условия заема, та уверяет, что Илья Ильич ей ничего не должен.

Штольц оформляет бумагу, где указано, что Обломов ничего не должен. Иван Матвеич планирует подставить Обломова.

Штольц хотел забрать Обломова с собой, но тот попросил оставить его всего на месяц. На прощание Штольц предупреждает его, чтобы был осторожен, так как его чувства к хозяйке заметны.
Обломов ссорится из-за обмана с Тарантьевым, Илья Ильич бьет его и выгоняет из дому.

Глава 8

Несколько лет Штольц не приезжал в Петербург. Они жили с Ольгой Сергеевной в полном счастье и гармонии, перенося все трудности, справляясь с грустью и утратами. Однажды, при разговоре Ольга Сергеевна вспоминает об Обломове. Штольц говорит девушке, что на самом деле это он представил ей того Обломова, которого она любила, но не такого, каким Илья Ильич есть на самом деле. Ольга просит не оставлять Обломова, и, когда будут в Петербурге, свозить ее к нему.

Глава 9

В Выборгской стороне все было тихо и спокойно. После того как Штольц устроил все в Обломовке, у Ильи Ильича появились деньги, кладовые ломились от яств, у Агафьи Матвевны появился шкаф с нарядами. Обломов по своей привычке лежал все дни на диване, наблюдая за занятиями Агафьи Матвеевны, для него это было продолжением обломовского быта.

Однако в один момент после обеденного отдыха с Обломовым случился апоплексический удар и врач сказал, что ему нужно срочном менять образ жизни – больше двигаться и соблюдать диету. Обломов не придерживается указаний. Он все чаще впадает в забытье.

К Обломову приезжает Штольц, чтобы забрать его с собой. Обломов не хочет уезжать, но Андрей Иванович зовет его к себе в гости, сообщая, что в карете ждет Ольга. Тогда Обломов говорит, что Агафья Матвеевна – его жена, а мальчик Андрей его сын, названный в честь Штольца, поэтому он не хочет покидать эту квартиру. Андрей Иванович расстроенный уезжает, сказав Ольге, что теперь в квартире Ильи Ильича воцарила «обломовщина».

Главы 10-11

Прошло пять лет. Три года назад у Обломова снова случился удар и он тихо умер. Теперь в доме хозяйничает ее брат и его жена. Сына Обломова Андрея Штольц взял к себе на воспитание. Агафья сильно тоскует по Обломову и по сыну, но ехать к Штольцу не хочет.

Однажды, прогуливаясь, Штольц встречает Захара, побирающегося на улице. Штольц зовет его к себе, но мужчина не хочет уезжать далеко от могилы Обломова.

На вопрос собеседника Штольца, кто такой Обломов и отчего он пропал, Андрей Иванович отвечает – «Причина… какая причина! Обломовщина!».

Заключение

Роман Гончарова «Обломов» является одним из самых подробных и точных исследований такого русского феномена как «обломовщина» – национальной черты, характеризующейся леностью, боязнью перемен и мечтательностью, заменяющей реальную деятельность. Автор глубоко анализирует причины «обломовщины», видя их в чистой, нежной, нерасчетливой душе героя, ищущей спокойствия и тихого однообразного счастья, граничащего с деградацией и застоем. Конечно, краткий пересказ «Обломова» не может раскрыть перед читателем все вопросы, рассмотренные автором, поэтому настоятельно рекомендуем оценить шедевр литературы 19 века полностью.

Тест по роману «Обломов»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 21381.

Обломов Илья Ильич – главный герой одноименного романа И. А. Гончарова , дворянин приятной наружности лет 32-33 от роду, с отсутствием определенной цели в жизни. У Обломова тёмно-серые глаза и мягкий взгляд, а в чертах лица отсутствует всякая сосредоточенность. С образом Обломова связан основной смысл романа. Казалось бы, нет ничего важного в этой истории, однако она отражает русскую жизнь и реальность середины XIX века. Именно после этой книги появилось слово «обломовщина».

Обломов – это своего рода лишний в обществе человек, символизирующий типичный путь провинциальных дворян того времени. Прослужив несколько лет в департаменте из года в год ожидая повышения, он решил, что такая никчемная рутина не для него, намерено выбрав ничегонеделанье. Теперь он сутки напролёт лежит на диване, не задумываясь о будущем и не ставя перед собой никаких целей. Он не просто не способен управлять своим имением, а даже на званый вечер не может собраться и поехать. Такое бездействие является сознательным выбором персонажа. Его вполне устраивает такая жизнь, и он доволен тем, что нет глубины, задевающей за живое. Время от времени его способен расшевелить только его друг – Штольц , который является его полной противоположностью.

На время, Обломова изменяет возникшая любовь к Ольге . Он даже начинает читать книги, вставать с постели, просматривать газеты и надевать опрятную одежду, вместо засаленного халата. Однако, осознавая свою неспособность на деятельную любовь, он сам инициирует разрыв отношений, дабы Ольга не разочаровалась в нём. В результате идеальную жизнь герой находит лишь в окружении

Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Роман Гончарова “Обломов”, опубликованный в 1859 году в журнале “Отечественные записки”, не только реалистически отразил тип русского байбачества, но и с эпической масштабностью раскрыл причины этого явления, показал состояние России в пореформенный период, а также затронул проблемы, выдвинутые временем, и причины ухода дворянства с арены общественного развития России.
Проблема влияния среды на человека уже поднималась в русской литературе, но образ барина-увальня окончательно сформировался и приобрел черты типического обобщения только у Гончарова. Именно герой романа, Илья Ильич Обломов, русский барин, воплотил черты праздности, лени, апатии, отсутствия полета мысли и чувства - словом, мертвенности духовной, которая в итоге и привела к смерти физической.
Рисуя портрет Ильи Ильича, Гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к тридцати годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, непривычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Интерьер также подчеркивает безразличие и лень хозяина дома. Везде царит “запущенность и небрежность”. Показывая обычный день Обломова, Гончаров подробно описывает детали (засаленный халат, стоптанные тапочки), постоянные призывы слуги Захара для поисков письма, ход мыслей героя (вставать или полежать) и отмечает неумолимый ход времени (проснулся Обломов “рано, около восьми утра”, когда подумал, что нужно вставать, был уже десятый час, но до одиннадцати утра так и не собрался подняться и гостей принимал, лежа в постели).
Во всем повторяет своего хозяина и слуга Захар. Как неизменный халат Ильи Ильича, так и старый сюртук с прорехой под мышкой - атрибут Захара. Для Обломова подняться с дивана - неимоверная трудность, для Захара - оторваться от печки. Как и барин, он всегда находит оправдание своей лени. Препирательства одного и другого направлены на то, чтобы ничего не делать, найти отговорку от дела. Захар ждет, когда барин на целый день уедет, чтобы в его отсутствие “позвать баб” и сделать уборку, а Обломов ждет, когда “созреет план”, чтобы написать письмо в деревню.
Вся внутренняя жизнь Обломова проходит в бесплодных маниловских фантазиях: то он воображает себя Наполеоном, то героем сказок своей няни - словом, совершает “подвиги добра и великодушия”. Даже план переустройства имения в его сознании приобретает грандиозные черты: мажордом Захар, оранжереи с южными плодами. “Мысль гуляет вольной птицей”.
Обломов гордится своим безделием. По его понятиям, покой и лень, тот образ жизни, который он ведет, его “нормальное состояние” - лежание - есть тот истинный образ жизни, который должен вести русский барин. Он гневно выговаривает Захару, неосторожно сравнившего его с другими: “Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу!”. Однако, гордясь своей барской неприспособленностью и независимостью, Обломов попадает под влияние чужой воли, начиная от Захара и кончая Тарантьевым с Иваном Матвеевичем. Таким образом, в портретной характеристике, внешних деталях, образе жизни Обломова Гончаров показал типичные черты русского барина-байбака: апатию, лень, бездеятельность.
Представление о предыстории героя Гончаров дает читателям из сна Ильи Ильича, где тот видит свое детство, родной дом, семью. Здесь перед нами предстает такое явление, как “обломовщина”. Гончаров дает понять, что это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляется светлое начало, инициатива, гуманность (вспомним больного странника в Обломовке), всякое движение (запреты на игры с деревенскими мальчишками маленькому Илье).
С первых строк сна Гончаров подчеркивает безмятежность и покой самой природы, как бы определившей и образ жизни людей, населяющих Обломовку. Нет ни бурь, ни потрясений, ни высоких гор, ни необъятных морей, как отсутствуют войны и странные болезни в жизни обломовцев, как не будоражит их сознание устремленность ввысь мечты и помыслы. Как небо “ближе жмется к земле, чтоб покрепче обнять ее, уберечь от невзгод”, так и родительская любовь направлена на избавление дитяти от труда и учения. Как времена года невозмутимым порядком проходят друг за другом, так и жизнь в Обломовке измеряется родинами, крестинами, свадьбой, похоронами.
Тишина и неподвижность природы находится в гармонии с сонным образом жизни обломовцев, и писатель делает акцент на этом “ничем не победимом всепоглощающем сне, похожем на смерть”. С одной стороны, мотив сна, созвучие с ним мертвенности дум и образа жизни Гончаров покажет в других эпизодах, раскрывающих суть обломовщины, с другой - сон, как мечта, как идиллия патриархальной жизни, сосредоточенность на физиологических потребностях (еда, сон, продолжение рода), привязанность 284
людей к одному месту, замкнутость от внешнего мира, мягкость и сердечность, большая, чем в чуждом внешнем деловом мире, человечность, самодостаточность поэтизируются Гончаровым, как и сама Русь.
Таким образом, жизненная позиция Обломова формировалась в этой среде с ее понятиями и идеалами, где труд люди воспринимали как “наказание господне”, где все необходимое сделают триста Захаров, где перед глазами у Илюшеньки был пример отца, вся деятельность которого заключалась в наблюдении, кто куда пошел и что понес, где наделенный необъятной материнской любовью мальчик приобрел черты мягкости, нежности, чуткости (“голубиное сердце”), но потерял волю и желание трудиться. “Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”. Как некогда обломовцы, столкнувшись с реальным внешним миром, спасовали перед письмом, так и впоследствии Обломов спасует перед ответственностью за свою ошибку (перепутает Астрахань с Архангельском) и подаст в отставку. Как отец Ильи Ильича не смог послать другу рецепт пива, так и Илья Ильич не сможет ни написать письмо управляющему в деревню, ни ответить другу Штольцу.
Исключая всякую инициативу из жизни мальчика, общество убило в нем всякое живое движение, но душа ребенка сохранилась в Обломове во всей нежности, наивности, чистосердечии, чем он был интересен Гончарову. Именно эти качества, каких не было ни у кого из окружающих, привлекли в Обломове Ольгу Ильинскую, девушку необычайно умную, чистую, натуру цельную, глубокую. Она была в состоянии разглядеть, что скрывается за оболочкой неуклюжего увальня. Для Ольги не важен внешний вид, она ценит обыкновенные человеческие качества: ум, искренность, естественность, что, в свою очередь, привлекло к ней героя. В этом Обломов и Ольга похожи, но только в этом.
Подвергая испытанию любовью своего героя, Гончаров идет испробованным путем в русской литературе, проверяя его личность на состоятельность. Ольга для Обломова идеал, как и для Гончарова. Ольга полюбила не реального Обломова, а будущего, каким она хотела его видеть. Обломов же понял это гораздо раньше Ольги и постарался предостеречь ее, а себя уберечь от будущих душевных треволнений. Свадьба была невозможна изначально. Ольга требовала деятельности - Обломов стремился к покою. Для Ольги идеал жизни - в стремлении к развитию души и интеллекта, для Обломова- в безмятежном семейном кругу с чередой обедов и ужинов.
Этот идеал семьи, родную обломовщину Илья Ильич обретает в браке с Агафьей Матвеевной Пшеницыной, мещанкой, в дом которой он переехал с Гороховой улицы. В описании двора Гончаров дает многозначную характеристику тишины и покоя, отмечая, что “кроме лающей собаки, казалось, ни одной живой души не было”. Первой, что замечает Обломов в Агафье, - ее хозяйственность и основательность. В ведении хозяйства она талантлива, но в остальном ничего не смыслит. Чувство Обломова к Пшеницыной было приземленным, к Ольге - возвышенным. Об Ольге он мечтает, на Агафью смотрит, для свадьбы с Ольгой нужно было что-то сделать, а брак с Агафьей складывается сам собою, незаметно. Даже Штольц уже оставил надежду вытащить из этой обломовщины своего друга, увидев “вечный” халат Ильи Ильича. Если Ольга “сняла” халат, то Агафья, залатав, “чтоб дольше прослужил”, вновь облекла в него Обломова. Единственное, что может сделать Штольц, - это позаботиться о сыне Обломова. Таким образом, передавая на воспитание Штольцу маленького Андрюшу, Гончаров показывает, за кем будущее.
Неразрывную связь с обломовской средой не может преодолеть и Агафья, которой после смерти Обломова Штольц предлагал жить вместе с сыном. Значение образа Обломова необычайно велико. Его Гончаров противопоставил суетности и бессмысленности петербургской жизни Волковых, Судьбинских, Пенкиных, забывших о человеке и стремящихся удовлетворить свое мелкое тщеславие или меркантильные интересы. Эту петербургскую “обломовщину” не приемлет и Гончаров, устами Обломова выражая протест против осуждения “падших людей”. О сострадании к “падшим” говорит Обломов, в порыве чувств встав с дивана. Не видя смысла в суетной жизни Петербурга, в погоне за призрачными ценностями, ничегонеделание Обломова - своеобразный протест против наступающего рационализма буржуазной эпохи. В эту эпоху Обломов сохранил чистую детскую душу, но “обломовщина” - апатия, лень и отсутствие воли - привела его к гибели духовной и физической.
Итак, значение произведения в том, что Гончаров показал реальную картину состояния российского общества, при котором лучшие задатки человека подавляются бездеятельной жизнью. Образ Обломова, сохранившего “ голубиную душу” в эпоху смены феодального уклада буржуазным и воплощающего лень и апатию, приобрел нарицательное значение.