Гриша добросклонов описание внешности. Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Школьные сочинения)

Григорий Добросклонов появляется в эпилоге поэме, о его значение нельзя сравнить с простым завершением произведения.

Образ и характеристика Гриши Добросклонова – это попытка автора вселить в души читателя оптимизм и веру в будущее.

Описание отца героя и жизни в его доме

Григорий - сын дьячка Трифона. Отец занимает низшую ступень среди служителей церкви. Отец очень беден, представить, как живет семья священника сложно. Он беднее

«захудалого последнего крестьянина».

В доме Трифона две комнаты – каморки. В одной стоит печь, которая дымит. Другая – в высоту больше 2 метров (сажень), пригодная только для лета. В хозяйстве нет коровы, лошади. От Трифона ушли собака и кот. Мать была доброй и заботливой. Она прожила недолго. Женщина думала о самом насущном – о соли, ей как в песне «Соленая» приходилось готовить для сына на слезах. Два образа – мать и Родина – слились в один. Сделать их жизнь лучше стало целью Гриши.

Учеба героя

Дьяк отправил сына в духовную семинарию. Так было положено на Руси. Живет Григорий в страшной бедности, но его тяга к знаниям поражает. В час ночи просыпается парень и ждет утра, когда им принесут ситник. Еда была безвкусной и не сытной. На семинаристах экономил «хапуга-эконом». В описании семинарии нет данных об учителях, предметах, классах. Некрасов здесь скуп на слова: темно, холодно, угрюмо, строго, голодно. За каждым наречием встает страшная картина. Зачем раскрашивать словами то, что темно в реальности. Отец гордится успехами сына, но не пытается улучшить его существование, он сам был вечно голодным.

Характер Григория

Можно уже из описания детских лет и учебы заметить отличительные особенности характера Григория. Он твердо идет к своей цели. Такое стремление доступно не многим, но уже появлялись молодые люди, которые несли в массы знания и свет. Григорий делится умными мыслями с простыми мужиками. Он взамен получает еду. Некрасов подчеркивает, что герой – особый человек. У него дар от Бога, умение разглядеть в обычном важное, донести слово до сердца. Григорий – вожак. Он увлекает за собой. Рабы, нищие, обиженные слышат и понимают речи парня. Их покоряет искренность семинариста. Он рдеет, как девушка, но не позволяет гневу вырваться наружу. Добросклонов талантлив. Он пишет песни, которые поет народ.

Мечты героя

Григорий – заступник, воин, смелый человек. Он с детских лет наметил свой путь. Еще ребенком слушал песни матери, он понимает, как велика песенная сила, как проникает она вглубь людей. Песни – душа народа. Они передают проблемы и лечат их, сдерживают негативные порывы, воспитывают оптимизм и веру в себя. Григорий с помощью песен пытается поднять крестьян на защиту своих прав. Образованный юноша видит, в чем причина русской нищеты:

  • крепостничество;
  • тяжелый непосильный труд;
  • разгул пьянства среди мужиков;
  • страшная нищета и голод;
  • жадность и лень барства;
  • невежественность простого народа.

Григорию обидно за страну, которую он любит всей душой. Такого патриотизма нет ни у кого из героев поэмы.

Прототип Гриши

Н.А.Некрасов подобрал герою фамилию, сказывающую, кто был прототипом персонажа. Добросклонов – Добролюбов. Основа общая – добро. Это люди, которые несут добро в массы народа. Исходя из фамилий, можно выяснить важные характеристики. Один склоняет людей к добрым делам, другой – любит всех и надеется, что каждый человек изначально добр. У героя поэмы и публициста много общего:

  • уникальная целеустремленность;
  • трудолюбие;
  • одаренность и талант.

Объединяет литературный персонаж и реальное лицо трагедия детства. Они остались без матери, которая оставила в душе силу и воспитала характер сыновей. Герой и его прототип стремятся изменить окружающий их мир.

Выбор героя

Григорий – представитель революционно настроенных молодых людей, которые в будущем обеспечат народу достойную жизнь. Судьба героя – яркий путь, громкое имя, слава заступника и защитника, но в этом же ряду стоят чахотка и Сибирь. Гриша много размышляет. Молодой поэт пришел к выводу, что у людей есть к счастью две дороги. Одна приведет человека к богатству, власти и почету. Это счастье строится на достижении материального благосостояния. Второй путь – духовное счастье. Оно предполагает единство с теми, кому служат, - с народом. Второй путь тяжелый и тернистый. Григорий призывает идти к заветным целям, сделать счастливыми как можно больше людей: «вольготно – весело на всей святой Руси» будут жить хлебопашец, бурлак и простой мужик. Таких, как персонаж поэмы, уже сотни, но автор верит, что их станет еще больше. Весь многомиллионный русский народ просыпается и встает на путь борьбы.

«Рать подымается – Неисчислимая, сила в ней скажется Несокрушимая!». Песня «Русь» - гимн о счастье, сила веры русской молодежи. Звуки музыки и смысл слов проникали в сердца и поднимали дух. Юноша делился своим оптимизмом, автор через него поддерживал идеи друзей – революционеров.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» писатель описывает тяжелую жизнь молодого парня Гриши Добросклонова. Гриша из очень бедной семьи, его мать тяжело болеет, и они плохо живут по всем меркам. Его детство и юность прошли в вечном голодании и суровости, именно это его и сблизило его с народом. Бедность не мешает Добросклонову быть чистым, справедливым человеком, он очень любит людей и становится на их защиту. Он надеется на то, что скоро все люди будут жить хорошо.

Гриша Добросклонов всегда боролся за народ и его благополучие. Для него было не важным богатства и блага, он хотел хорошей жизни для всех, а не только для себя. Добросклонов очень справедливый юноша и он считал, что все должны были воссоединиться и идти напролом к своей цели.

Некрасов описывает Добросклонова как сына всего народа и борца за справедливость. Гриша даже не боится пожертвовать своей жизнью для всего народа. Его жизнь ничто по сравнению с жизнями огромного количества народа. Добросклонов не боится тяжелой физической работы, он по жизни работяга и революционер за хорошую жизнь.

Гриша Добросклонов знает, что он не одинок в своей борьбе, ведь уже сотни людей борются, как и он за народ и Отчизну. Добросклонов не боится трудностей, он уверен, что его начатое дело увенчается успехом. В его груди пылает необъятное чувство уважения к своему народу. Он знает, что им придется еще много выстрадать, но в конце этого нелегкого пути их всех ждет успех.

Он видит, как многочисленное количество людей поднимаются вместе с ним на одну ступень и это придает ему еще больше сил и веру в победу. Некрасов описывает Гришу Добросклонова как человека, которому хорошо живется на Руси, он счастлив. Его любовь к народу и рвение сделать для них все и есть счастье.

Вначале поэмы мужики решают отправиться в путь и узнать, кому на Руси жить хорошо. Они ищут среди богатых и среди обычных людей, но никак не могут найти нужный образ. Некрасов же описывая Гришу Добросклонова считает, что именно так выглядит счастливый человек. Ведь Добросклонов является самым счастливым и богатым человеком. Правда богатство Гриши заключается не в дорогом доме и большом количестве денег, а в его душевности и духовном взрослении. Добросклонов счастлив от того что он видит что его народ начинает новую жизнь. Некрасов своей поэмой дал понять читателю, что богатство это не главное, главное это душа и самопожертвование ради остальных.

Сочинение Гриша Добросклонов. Образ и характеристика

Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота - Добросклонов! Сама фамилия говорит нам о том, что это очень хороший герой.

Гриша – бедный юноша, который получил церковное образование. Он сирота. Мама его (со странным именем Домна) всё делала, чтобы его воспитать. Она очень его любила, а ещё старалась помогать и другим людям. Но как помочь, если у самих ничего нет (особенно соли)? В поэме говорится, что хлеба можно попросить у знакомых, у соседей, а за соль надо деньги платить, которых и нет. А маленький Гриша плачет – отказывается есть без соли. Думаю, что это не каприз, а потребность растущего организма. Домна уже мукой посыпала хлеб, чтоб обмануть сына, а он требует «ещё» соли. Тогда она заплакала, слезы попали на хлеб, а от этого тот стал солёным.

Материнская история очень повлияла на Гришу. После её смерти он всегда вспоминал мать, пел её песню… Сам не доедал, страдал. Любовь к матери соединилась с любовью к Родине. И чем старше он становился, тем лучше понимал, как трудно всем его согражданам. Его ужасает, что славянина выводят на рынок в цепях, чтобы продать, что забирают у крепостных их детей. (Сыновей – в армию лет на двадцать, а дочерей, вообще, на «позор».)

И Григорий чувствует в себе силы всё изменить к лучшему. Некрасов пишет, что Добросклонову уготовлена роль народного защитника, а ещё предрекает этому герою чахотку и ссылку в Сибирь. Но Гриша уже выбрал свой путь.

Выбор, по мнению поэта, был из двух путей. Тот, который выбирает большинство, широкий – к материальному благополучию и страстям. А другой – для избранных, кто не думает уже о себе, но только об остальных. Кто готов заступиться за несчастного!

Некрасов верит в этот образ Добросклонова, верит, что такие люди скоро появятся (и уже появились) в России. Они обязательно освободят свой народ он своей же знати. И настанет просвещение, радость… Конечно, с прошлым придётся бороться. И многим из этих героев нужно будет пожертвовать собой.

И Некрасов не ошибся, а его герой стал примером для многих дальнейших защитников народа.

Вариант 3

Проблема произведения Некрасова была бы раскрыта не полностью, если бы не было такого героя, защитника крепостных, как Гриша Добросклонов. Он готов идти до конца в борьбе за счастье и права обездоленных крестьян.

Автор знакомит нас с народным героем в 4-ой части поэмы. У Гриши было тяжелое детство. Будучи сыном приходского дъячка, будущий герой был хорошо знаком с жизнью крестьян. Тяжелое детство скрашивалось пением Гришиной матери, песни которой впоследствии помогали ему радовать и воодушевлять простых работяг. Именно песни раскрывают внутренний мир борца за справедливость, и именно они показывают его любовь к русскому народу. Первая песня, с которой автор знакомит читателя, рассказывает нам о проблемах Руси. По мнению Добросклонова, Россию губят пьянство, голод, необразованность и, в первую очередь, крепостничество. За свою жизнь Гриша успел настолько сильно прочувствовать беды крепостных крестьян, что слова для песни сами вырываются наружу. Но кроме проблем, в песне высказывается надежда на будущее счастье и освобождение крестьян. Другая песня рассказывает историю о бурлаке, который после каторжного труда, тратит все свои деньги в кабаке. Третья песня, которая называется «Русь», выдает безграничную любовь героя к своей стране. Для него счастье – это когда счастливы крестьяне. Своими песнями Гриша Добросклонов пытается обратиться как к простым людям, так и к аристократам, призывая их ответить за беды крестьян.

Образ Григория – это образ народного защитника. Некрасов повествует нам о двух путей к счастью. Первый путь – это материальное богатство, власть. Второй путь – это духовное счастье. По мнению Добросклонова, настоящее счастье – это духовное счастье, которое может быть достигнуто только с помощью единения с народом. Герой избирает именно этот путь, который приводит его к «чахотке и Сибири».

Гриша Добросклонов – это молодой, целеустремленный человек, душу которого терзает несправедливость крепостной Руси. Его манят материальные богатства, он стремится поддержать дух народа, хочет пожертвовать жизнью ради будущего его любимой страны.

Автор поэмы хочет донести до читателя идею о том, что лишь борцы за счастье народа, такие как Гриша Добросклонов, могут привести Русь к процветанию. Потому что только они способны повести людей за собой, молодые, сильные революционеры, которым не безразличны проблемы простых людей.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мои увлечения

    В современном мире у школьников могут быть различные увлечения, будь то чтение книг, просмотр сериалов, занятие спортом, прогулка с друзьями, онлайн-игры. В данном сочинении я хочу представить сферы

  • Наконец-то наступил долгожданный день – это юбилей нашей школы. Я и все учащиеся с нетерпением ждали этот день, потому что знали, что будет очень интересно и весело.

  • Сочинение Ноздрев и Чичиков в поэме Мертвые души Гоголя сравнительная характеристика

    Чичиков – умный, хитрый и расчётливый человек, стремящийся лишь к одной цели – всеми правдами и неправдами заработать как можно больше денег. Получив от отца наставление «береги и копи копейку»

  • Критик Латунский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Критик О. Латунский (М. А. Булгаков не называет его имени, лишь первую букву)– второстепенный персонаж романа, современный представитель литературной и художественной Москвы

  • Анализ рассказа Чехова Гриша сочинение 7 класс

    В основе сюжета произведения поставлен психологический портрет ребёнка, развивающийся в эпоху чеховского времени. Немногие черты характера были использованы с маленького Феди

Добросклонов Гриша

КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО
Поэма (1863—1877, незаконч.)

Добросклонов Гриша — персонаж, появляющийся в главе «Пир на весь мир», ему же целиком посвящен эпилог поэмы. «У Григория / Лицо худое, бледное / И волос тонкий, вьющийся / С оттенком красноты». Он семинарист, сын приходского дьячка Трифона из деревни Большие Вахлаки. Семья их живет в крайней бедности, только щедрость Власа-крестного и других мужиков помогла поставить на ноги Гришу и его брата Савву. Мать их Домна, «батрачка безответная / На каждого, кто чем-нибудь / Помог ей в черный день», рано умерла, оставив на память о себе страшную «Соленую» песню. В сознании Д. образ ее неотделим от образа родины: «В сердце мальчика / С любовью к бедной матери / Любовь ко всей вахлачине / Слилась». Уже в пятнадцать лет он цреисполнился решимости посвятить жизнь народу. «Не надо мне ни серебра, / Ни золота, а дай Господь, / Чтоб землякам моим / И каждому крестьянину / Жилось вольготно-весело / На всей святой Руси!» Он собирается в Москву учиться, пока же они вместе с братом по мере сил помогают мужикам: пишут для них письма, растолковывают «Положения о крестьянах, выходящих, из крепостной зависимости», трудятся и отдыхают «с крестьянством наравне». Наблюдения над жизнью окружающей бедноты, размышления о судьбе России и ее народа облекаются в поэтическую форму, песни Д. знают и любят крестьяне. С его появлением в поэме усиливается лирическое начало, прямая авторская оценка вторгается в повествование. Д. отмечен «печатью дара Божьего»; пропагандист-революционер из народной среды, он должен, по мысли Некрасова, служить примером для прогрессивной интеллигенции. В его уста автор вкладывает свои убеждения, свой вариант ответа на социальные и нравственные вопросы, поставленные в поэме. Образ героя придает поэме композиционную завершенность. Реальным прототипом мог быть Н. А. Добролюбов.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - - - -

Меню статьи:

Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом. Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка. Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.

Значение имени и прототипы

В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности. Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа. Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.

Прототипом Гриши Добросклонова стал поэт и публицист Николай Алексеевич Добролюбов. В обществе он слыл человеком уникального трудолюбия и одаренности – в 13 лет он уже занимался переводами Горация, успешно писал литературно-критические статьи. Объединяет Добросклонова с Добролюбовым трагедия детства – смерть матери, которая нанесла неизгладимые впечатления как для первого, так и для второго. Сродные качества также возникают у них в социальной позиции – стремлении сделать мир добрее и лучше.

Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества. В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний. Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,

Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова

С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.

О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».


Мать Григория звали Домной, она рано умерла:

Домнушка
Была куда заботлива,
Зато и долговечности
Бог не дал ей.

Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она

Батрачка безответная
На каждого, кто чем-нибудь
Помог ей в черный день.

Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.

Жизнь после смерти матери

После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон». В их доме никогда не было достаточно еды:

Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Григория с Саввой часто подкармливают односельчане. Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:

Платили им молодчики.
По мере сил, работою,
По их делишкам хлопоты
Справляли в городу.

Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.


Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».

Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.

Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:

Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.

Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.

Судьба Григория типична – нерадостное, голодное детство, печальные воспоминания об обучении в семинарии. Что будет дальше? Это вполне предсказуемо, судьба таких людей всегда одинакова:

Ему судьба готовила
Путь славный, Имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Подведем итог. Образ Григория Добросклонова оптимистичный. Молодой человек полон прекрасных стремлений – он будущий революционер, готовый пожертвовать собой ради блага других людей. Движет Григорием благое намерение улучшить жить простых людей, таких же, как он сам, обеспечить им достойную, а не нищенскую жизнь.

Этот герой появляется в главе «Пир на весь мир», ему же посвящен и весь эпилог поэмы.

«У Григория Лицо худое, бледное И волос тонкий, вьющийся С оттенком красноты».

Герой – семинарист. Его семья живет в деревне Большие Вахлаки в большой бедности. Только благодаря помощи других крестьян ей удалось поставить на ноги Д. и его брата. Мать их, «батрачка безответная На каждого, кто чем-нибудь Помог ей в черный день», рано умерла. В сознании Д. ее образ неотделим от образа родины: «В сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлатчине Слилась». С 15 лет Д. мечтает посвятить свою жизнь народу, борьбе за его лучшую жизнь: «дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!» Для этого Д. собирается ехать в Москву учиться. Пока же они с братом помогают крестьянам здесь: пишут для них письма, объясняют их возможности после отмены крепостного права и т.д. Наблюдения над жизнью, свои размышления Д. облекает в песни, которые знают и любят крестьяне. Автор отмечает, что Д. отмечен «печатью дара Божьего». Он должен, по мысли Некрасова, быть примером для всей прогрессивной интеллигенции. В его уста автор вкладывает свои убеждения и мысли.

Тип интеллигента-демократа, выходца из народа, воплощен в образе Гриши Добросклонова, сына батрачки и полунищего дьячка. Если бы не доброта и щедрость крестьян, Гриша и его брат Савва могли бы умереть с голоду. И юноши отвечают крестьянам любовью. Любовь эта с ранних лет заполнила сердце Гриши и определила его путь:

Лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного

Родного уголка

Некрасову важно донести до читателя мысль, что Добросклонов не одинок, что он - из когорты смелых духом и чистых сердцем, тех, кто борется за счастье народа:

Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара Божьего,

На честные пути,

Немало их оплакала...

Если в эпоху декабристов на защиту народа вставали лучшие люди из дворян, то теперь сам народ из своей среды высылает на бой лучших сынов своих, и это особенно важно, потому что свидетельствует о пробуждении народного самосознания:

Как ни темна вахлачина,

Как ни забита барщиной

И рабством - и она,

Благословясь, поставила

В Григорье Добросклонове

Такого посланца.

Путь Гриши - типичный путь демократа-разночинца: голодное детство, семинария, "где было темно, холодно, угрюмо, строго, голодно", но где он много читал и много думал...

Ему судьба готовила

Путь славный, Имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

И все же поэт рисует образ Добросклонова в радостных, светлых тонах. Гриша обрел истинное счастье, и счастливой должна стать страна, народ которой благословляет на бой "такого посланца".

В образе Гриши есть не только черты вождей революционной демократии, которых так любил и почитал Некрасов, но и черты самого автора поэмы. Ведь Григорий Добросклонов - поэт, и поэт некрасовского направления, поэт-гражданин.

В главу "Пир на весь мир" включены песни, созданные Гришей. Это песни радостные, полные надежд, их, как свои, поют крестьяне. Революционный оптимизм звучит в песне "Русь":

Рать подымается - Неисчислимая,

Сила в ней скажется Несокрушимая!