Хронология древнейших произведений искусства. Хронология древнейших произведений искусства Неолитическая картина рождения

Романское искусство. Как выглядели соборы, замки, монастырские комплексы.

Скульптура и живопись в романском искусстве.

Готическое искусство. Архитектура, скульптура, и многое другое

Термин «Романский стиль» , возникший в ХIХ в. Применяется к западноевропейскому древнему искусству ХIX-X-XII вв. (в ряде стран – XIII в.)

Архитектура. Зодчество – ведущий вид искусства того времени. Романский стиль в архитектуре сочетает классические элементы и элементы местного «варварского» зодчества. Наибольшее распространение получают храмы, монастырские комплексы, замки. Внешний облик романских построек отличается простыми массивными формами, ясно читаемыми объектами, торжественной суровостью, монолитной целостностью. Узкие щелевидные окна-бойницы усиливали впечатление тяжеловесности, внушительности постройки.

Средоточением жизни в период раннего средневековья были замки могущественных светских и церковных феодалов. Рыцарский замок, построенный обычно на возвышенности, в труднодоступном месте, окружали мощные крепостные стены, увенчанные зубцами и башнями, вдоль стен не защищённых рельефом, приходил глубокий ров, обычно наполненный водой. Входом в крепость служил укреплённый портал с откидным мостом.

Убежищем феодалов была мощная башня Донжон, служившая композиционным центром замка, вокруг нее располагались жилые и служебные помещения.

Монастыри того времени по своему облику очень напоминали замки. Центром монастырского комплекса был храм – самое значительное создание романского зодчества. Наибольшее распространение получают храмы базиликального типа, унаследовавшие от римлян форму базилики. Романский храм в плане представлял собой латинский крест, образованный пересечением продольных помещений (нефов), которых было обычно три или пять, с поперечными – трансептами.

Центральный, более высокий, чем боковые, неф завершался на западе алтарной апсидой. Вход в церковь обычно был выполнен в виде перспективного портала, выложенного последовательно уменьшающимся к проекту, врезанными в толщу стены полуциркулярными арками. Пространство стен над входом, ограниченное полукружием арки (тимпан) обычно украшалось рельефными изображениями.

Внешний вид романского собора суров, прост, лаконичен. Центром композиции обычно служила башня, увенчанная шпилем, установленная в средокрестии. Пример такого храма – собор Нотр-Дам Ла Гранд а Пуатье (Франция).

Скульптура . Широкое распространение в романском древнем искусстве поучила монументальная скульптура, которая часто расписывалась крестами. Романская пластика подчиняется архитектуре, используется в основном во внешнем оформлении соборов. Рельефные изображения на сюжеты

«Священного писания» размещались на западном фасаде, в тимпанах, на столбах и колоннах, они подчинялись форме элементов постройки: на колоннах пропорции изображения вытянутые, удлиненные, в фризах приобретали приземистые формы.

Центральный образ романской скульптуры – Христос. Разрабатываются темы добра и зла, воплощенные в образах рая и ада; возвышенному противопоставляется низменное, трагическому- комически-гротеское. Например, тимпане собора св. Лазаря в Отене (1130-1140 гг.) в сцене «Страшного суда» грозному и величественному образу Иисусу Христа противопоставлен почти комедийный сюжет: ангел и дъявол, изображённый одновременно страшный и смешной, взвешивают добрые и злые дела умерших.

Постепенно в храмовую скульптуру проникают образы крестьян, простых горожан, комедиантов с их повседневными делами и заботами, появляются герои фольклора, порождённые народной фантазией: химеры, демоны, в получеловеческом полузверином обличье. Романские скульпторы, разрабатывая проблему безобразного, тяготели к фантастическим, чудовищным образам.

Живопись . Живопись, как и скульптура подчинена архитектуре. Средоточением всех видов древних искусств является храм. Наиболее распространённый вид техники – фреска, начинает развиваться витраж.(вид живописи из цветных кусочков стекла, соединённые свинцовым каркасоь). Витражи заполняют оконные проёмы апсид (более широкое распространение этот вид живописи получает в готическом искусстве).

Многоцветные фрески на сюжеты «Священного писания» покрывали поверхности стен. Плоскостной характер росписей придавал мощным стенам еще большую массивность. Примером таких росписей могут служить фрески храма Сен-Савен сюр Гартан в Пуату (конец XI-XII в.) Одна из лучших композиций- фреска «Постройка Вавилонской башени».

Готическое древнее искусство

Готика – следующая ступень в развитии средневекового искусства. Оно поражает разнообразием форм, единством и целостностью во всех своих проявлениях. Как и вся средневековая художественная культура, искусство готики глубоко религиозно, но оно тяготеет к жизни, природе, человеку. Мастеров нового стиля интересует конкретный человек с его чувствами, красота природы.

Высокая одухотворённость образов готики, свойственная им удивительная гармония подготовили приход древнего искусства Возрождения.

Архитектура. Архитектурный облик вольных городов Западной Европы, добившихся в упорной борьбе относительной независимости от крупных феодалов, преображается. На деньги ремесленных общин, ставших заказчиками наряду с монастырями, церковью и богатыми землевладельцами, строятся больницы, биржи, крытые рынки, жилые дома.

Наивысших достижений готическое искусство достигло в храмовом зодчестве. Величественные готические соборы резко отличаются от романских. Более высокие, нарядные лёгкие они поражали изяществом, динамичностью и живописностью. Динамическая устремлённость ввысь всех форм готического храма олицетворяла стремление человека к возвышенному, души – к богу.

Мастера готики продолжают развивать базиликальный тип храма. Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение устойчивой каркасной системы, в которой конструктивную роль выполняют крестовые нервюрные своды (нервюры – ребра жёсткости, поддерживающие свод), внутренние устои (колоны) и внешние опоры – (вынесенные за и пределы собора контрафорсы, сдерживающие распор стены, передающийся на контрафорс через аркбутан). Такая конструкция позволяла перекрывать большие пролёты и поднять своды на головокружительную высоту.

Скульптура. Развитие готической пластики неотделимо от архитектуры. Скульптуре принадлежит первенство в готическом изобразительном

искусстве. Она занимает ведущее место в декоративном убранстве собора. Скульптурными композициями были украшены порталы храмов, где посетителя встречали изображения пророков, апостолов, святых, внушительные размеры которых напоминали верующих о их месте в огромном мире, созданном богом. Тимпаны, арки порталов, наши башенок, вимперги украшались декоративными рельефами и круглой скульптурой.

Наивысших достижений готическое искусство достигло в храмовом зодчестве. Величественные готические соборы резко отличаются от романских. Более высокие, нарядные, лёгкие они поражали изяществом, динамичностью и живописностью.

Мастера готики продолжают развивать базиликальный тип храма. Одно из главных достижений готической архитектуры – выделение устойчивой каркасной системы, которой важную роль выполняют крестовые своды.

Одна из характерных особенностей готической постройки – стрельчатая арка ,

которая многократно повторяется в очерках сводов, окон порталов, ниши своей формой подчёркивает лёгкость и динамичную устремлённость ввысь всей архитектурной постройки. Внутреннее помещение готического собора, стены которого в отличие от романского прорезывают большие окна, становятся светлее, порожает своим великолепием. Сам воздух, наполненный разноцветными струями света, просеянного через окна-витражи, производит сильное впечатление.

Величайшее сооружение ранней готики – собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). В плане собора – пятинефная базилика со слабо выраженным трансептом.Вход в сабор является перспективный портал стрельчатой формы. Центральный неф отмечен окном-розой.

Замечательным памятником готической архитектуры является Римский собор (заложен в 1211 гю)собор в Амьене (около 1236 г.)

Яркий образец итальянской готики – Дворец Дожей в Венеции. Дворец поражает праздничным великолепием декоративной резьбы по мрамору, каменным кружевом украшающей фасады. Непрерывная череда стрельчатых арок в первом и втором этажах, делают постройку чрезвычайно лёгкой.

шпаргалка

Все даты- приблизительны.

Доисторическое искусство

-2,5 миллиона лет до н.э. - 800 г. до н.э.

доисторическое искусство и культура-эпоха мезолита и неолита, бронзовый и железный век.

петроглифы (наскальные рисунки), пещерная живопись


Искусство палеолита. Пещера Ласко (Франция)

Античное искусство 800 г. до н.э. - 450 г. н.э.

Искусство античного периода характеризует скульптура, фрески и различные гончарные изделия. В изобразительном искусстве преобладает энкаустика — восковая живопись

Скульптурный фриз «Пергамский алтарь Зевса»;


Скульптура «Умирающий галл»;

Скульптура «Метатель диска»;

Древнегреческий храм — Парфенон;

Армия терракотвых воинов в Китае;

Начало эллинистического искусства;

Начало христианского искусства;

Христианские фрески в Риме;

Базилика Святого Петра в Риме.

Период Темных веков /450-1450 годы.

В этот период зарождается византийское и средневековое искусство, православная иконопись и мозаичная живопись .

Тенденция на создания работ религиозного содержания остается актуальной длительное время. Многие идеи этого направления повлияли и на мастеров поздних времен.


Поцелуй Иуды. Джотто.

Европейское Возрождение

(начало)

Эра Прото-Ренессанс развивается под влиянием готического стиля.

Создается большое число памятников архитектуры. Новые готические соборы, храмы и церкви украшаются пано, витражами и габиленами.

Некоторые мастера начинают писать работы темперой на дереве.

Синопсис:

Керамическая и фарфоровая посуда (Китай);

Запрестольная живопись;

Работы христианской тематики от неизвестных мастеров;


Портрет четы Арнольфини.

«Мадонна с младенцем и Анной». Леонардо да Винчи

Ренессанс Итальянское Раннее Возрождение (1400-1490)

Три главных центра итальянского Возрождения:

Флоренция, Рим и Венеция.

Этот этап развития был первым крупным выражением классицизма в мировом искусстве.

В области скульптуры следует отметить мастера Донателло, которого многие специалисты признают лучшим.

Итальянское Высокое Возрождение (1490-1530)

.

Дальнейшее творчество трех великих мастеров, не нуждающихся в представлении, оказало влияние на весь мир изобразительного искусства. Синопсис:

Известный пример линейной перспективы:

Оплакивание Мертвого Христа (Мантенья);

Шедевр на мифологическую тему:

Рождение Венеры (Боттичелли);

Первый шедевр живописи Высокого Возрождения:

Тайная вечеря (Да Винчи);

Джоконда (Да Винчи);

Скульптура Давида (Микеланджело);

Фрески Сикстинской капеллы (Микеланджело);

Станцы Рафаэля.

Золотой век нидерландской живописи

Период расцвета искусства в Нидерландах связан с именами Яна Ван Эйка (портрет четы Арнольфини, человек в красном тюрбане)

и Иеронима Босха (семь грехов, сад земных наслаждений и др.).

Живопись Германии

Несмотря на бурное технологическое развитие Германии того времени,


Праздник венков из роз. Масло, тополевая доска (1506)

одним из величайших художников Северного

Возрождения является немец Альбрехт Дюрер.

1530-1860 годы.

Эра маньеризма (1530-1600)

Золотой век венецианской живописи наступил благодаря творчеству

Джорджане, Тициана, Тинторетто и Веронезе.

Греческий художник Эль Греко переезжает в Испанию, где начинает рисовать, внося вклад в культурный код того времени.

Именно в этот период выдающийся искусствовед того времени Вазари публикует знаменитый труд «Жития художников».

Барокко (1600-1700)

Эпоха барокко в живописи и архитектуре стала смелой, драматичной и красочной благодаря

Караваджо, Веласкесу и Рубенсу.

Новый стиль сочетает в себе

натурализм, религиозные и мифологические мотивы,

а также порождает массу подражателей ведущих мастеров.

Синопсис:

Во Флоренции появляется первая академия художеств в Европе;

Открытие академии художеств в Париже;


Скульптуры Бернини;

Строительство Тадж-Махала и развитие монгольской архитектуры; Аллегорические натюрморты (Ванитас).

Американское колониальное искусство

(1700-1770)

Эпоха рококо

и архитектурного дизайна отражает упадок французского правительства благодаря капризному и декоративному стилю.

Появление неоклассических художников

(Гойя, Энгр и Жак-Луи Давид)

и подобной архитектуры

(здания сочетали в себе колонны в греческом стиле и классические крыши, купала ренессанса).

Важные музеи: Екатерина Великая создает Эрмитаж (Санкт-Петербург). Открытие Лувра, одного из крупнейших художественных музеев.

Романтизм(1800-1860)

Романтизм характеризуется идеями героических идеалов французской революции.

Среди романтиков ведущими являлись

Делакруа, Уильям Блейк, Томас Коул, Джон Констебл, Каспар Давид Фридрих

и другие.


ДЕЛАКРУА ЭЖЕН Натюрморт с омаром и трофеями охоты и рыбной ловли

В Германии образуется движение Назарян

(Изначально, Фридрих Овербек и Франц Пфорр),

для которого характерен романтизм, реализм и многие другие популярные тенденции в немецком искусстве 19 века.

Синопсис:

Картина «Свобода, ведущая народ«, Делакруа;

Французские художники закладывают основы импрессионизма;

Начало фотографии; Движение прерафаэлитов, основанное Данте Россетти.


Видение Данте (о смерти Беатриче)

1870-1960 годы

Менее известные направления середины и конца 19 века включали в себя флорентийский стиль, Японизм, популярный в Великобритании и Франции, французский натурализм, символизм, мистическую религиозную школу декоративно-прикладного искусства «Наби» и другие.

Импрессионизм

Эпоха импрессионизма, зародившегося во Франции, началась с работ

Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Писсарро и многих других.


Альфред Сислей Канал Луа в Сен-Мамме. 1885

Импрессионисты сосредотачивались на написании естественных пейзажей, однако, спустя некоторое время большинство из них начали писать в помещениях и студиях.

В 1880-е годы можно видеть проявление американского импрессионизма

(Чейс, Робинсон, Кассатт). Синопсис:

Кульминация французской живописи;

«Впечатление. Восходящее солнце», Моне;

Рассвет австралийского импрессионизма;

«Воскресный день на острове Гранд-Жатт», Жорж Сёра.

Экспрессионизм и постимпрессионизм

Плодотворный период голландца Винсента Ван Гога в значительной степени повлиял на экспрессионизм.

На его счету такие шедевры как


«Пшеничное поле«,

«Ваза с подсолнухами», «Ночная терраса кофе» и многие другие.

Стиль постимпрессионизма по праву ассоциируют с Гогеном и Эмилем Бернардом.

Модерн

Сецессия и модерн стремятся оторваться от официальных правил и рамок в искусстве. Модерну характерны идеи объединения изобразительного искусства, скульптуры и архитектуры.

Зачастую, эта идеология скептично воспринималась критиками, а выставки модернистов вызывали споры.

Развитие плакатного искусства (1860-1980);

Классическое Возрождение в современном искусстве — реакция на натурализм импрессионистов;

Зарождение экспрессионизма (Эдвард Мунк, Анри Матисс, «Фавизм», немецкий «Синий всадник»);

Возникновение примитивизма на Западе;

«Голубой период«, «Авиньонские девицы» и кубизм Пабло Пикассо;


Лучистый пейзаж Михаил Федорович Ларионов 1912, 94.5×71 см

Михаилом Ларионовым (Россия) изобретен стиль «лучизм» (1912-1913).

Английский «вортизм» (1913-1915),

развивающий идеи кубизма;


Rene Magritte: Golconde

Стиль «дада» (1916-1924), в котором использовались шокирующие банальные образы;

Абстрактное направление «супрематизм» (1913-1920), связанное с Натальей Гончаровой и Малевичем;

Сюрреализм


Андрей Горенков

(1920-е) В Европе, под влиянием дадаизма, кубизма и коммунистической философии возникает сюрреализм.

Движение характеризуется в первую очередь работами

Сальвадора Дали, Хуана Миро, Рене Магритта и Марселя Дюшана.

В это время Пабло Пикассо рисует знаменитую «Гернику»;

Развитие абстрактного экспрессионизма (1940-1950)

и неоэкспрессионизма.

Поп-арт (1960-е)

Идеи поп-арта отстаивали Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс и Роберт Раушенберг.


Поп-художники пытались придать банальным предметам и образам статус произведения искусства.

Шестидесятым также характерно нарастание популярности фотореализма (он же суперреализм) и минимализма.

с 1970 года.

Постмодернизм


"Cordoba" Миммо Паладино 1984 г. (постмодернизм)

Период после 1970 годов историки искусств любят называть «постмодернизм». Этот стиль представляет собой триумф стиля над содержанием, а мастера, как правило, используют новые средства связи, подчеркивая важность общения художника и аудитории.

Синопсис:

Концептуальное искусство;

Видео-искусство;

Авангардные работы.



по материалам сайта

Мы считаем, что древние люди были глупы и примитивны.
Они ничего не знали и не умели.
Но посмотрите на эти рисунки на стенах пещер, им несколько десятков тысяч лет (вдумайтесь в эту цифру!)!!!
Подумайте, многие ли из нас, таких умных, продвинутых,
много знающих и умеющих, сумеют так изобразить раненого бизона,
передать не только правильно строение, пропорции, но и донести
до зрителя его боль, показать,что он еще живой и все чувствует!..
Я думаю, что люди были ничуть не глупее нас, но у них не было опыта,
не было учебников и книг, чтобы научиться многому.
Зато они умели наблюдать, делать вывода и на основании этих выводов
учились сами и учили других.
Вероятно, так и возникло искусство.

Люди делали необходимые орудия труда, какие-то сосуды,
не особо вглядываясь, каковы они внешне.

Но у кого-то эти предметы получались лучше, в первую очередь, удобнее.
Стали стараться сделать еще удобнее, а затем и красивее.
У кого не получалось у самих, просили сделать тех, кто умел
делать эту работу качественнее, удобнее, красивее.
Вероятно, так и появились художники и предметы изобразительного
искусства.
Древнейшие, дошедшие до наших дней, художественные произведения
были созданы примерно 40-20 тысяч лет назад, в каменном веке.
Предметам повседневного обихода - каменным орудиям, сосудам
из глины люди придавали художественный облик, т. е. украшали эти предметы.
Краской, а также высеканием на камне древнейшие люди изображали
на стенах пещер сцены охоты, отдыха.
Эти изображения называются пещерными или наскальными росписями.


Люди верили в магию, они считали, что если нарисовать зверя,
пронзенного стрелой, то охота будет удачной.
Так, рисунок раненого бизона был найден в Альтамирской пещере(Испания)
на потолке, выполненный с удивительным мастерством,
со знанием анатомии и пропорций. А как талантливо,
с каким правдоподобием изображены бегущие животные,
какими гибкими линиями нарисован корпус! Такому рисунку
может позавидовать современный художник.

Краски в древности делались из минеральных красителей, смешанных с водой,
соком растений, животным жиром.
Наряду с пещерными росписями в ту пору создавали разнообразные
фигурки из кости и камня, которым поклонялись, как божествам.
Из глины, дерева, а позднее из бронзы делали посуду,
другие предметы быта.


Точно сказать, когда, где и почему «началось» искусство, не может никто
вырастало из «неискусства», формировалось и видеоизменялось
вместе с создающим его человеком.

На земле нынешнего государства Ирак располагалось
древнейшее шумерское государство Месопотамия (Междуречье).
В Месопотамии возникли первые государства на Земле.
Отсюда поднялась культура, которая пришла и в Европу.
В городах Месопотамии строили храмы с башнями.
Там сложился обычай, по которому каждый властитель строил
для себя новый дворец. Иногда в нем было около двухсот комнат.
Жители Месопотамии научились выводить арки и своды - полукруглые потолки. Стены украшали выпуклыми рельефами, на которых изображались
победоносные битвы или сцены из придворной жизни.
Также на стенах составлялись узоры из ярких глазурованных кирпичей:
быков, львов, цветов, фантастических зверей, призванных
охранять от злых духов. Такие изображения, например,
украшали городские ворота Иштар в Вавилоне.
В странах Месопотамии также создавались вылепленные из глины
или высеченные из камня фигурки людей, животных.
Камень для этого привозили из других мест. Конечно, фигуры людей
в древнейших росписях несколько скованны и неуклюжи,
а скульптурные изображения грубоваты, тем не менее,
они были очень выразительны и по-настоящему художественны.

Наивысшего расцвета изобразительное искусство достигло
в 6 веке до н. э. в Вавилоне (это нынешнее государство Ирак).
В том же веке Вавилон был разрушен персидскими завоевателями.
Знаменитые ворота Иштар тоже были разрушены, но в 20 веке
их реконструировали из оставшихся частей, найденных среди
руин во время раскопок.
К сожалению, сейчас они тоже оказались разрушенными.

Мы считаем, что древние люди были глупы и примитивны. Они ничего не знали и не умели. Но посмотрите на эти рисунки на стенах пещер, им несколько десятков тысяч лет (вдумайтесь в эту цифру!)!!! Подумайте, многие ли из нас, таких умных, продвинутых, много знающих и умеющих, сумеют так изобразить раненого бизона, передать не только правильно строение, пропорции, но и донести до зрителя его боль, показать,что он еще живой и все чувствует!.. Я думаю, что люди были ничуть не глупее нас, но у них не было опыта, не было учебников и книг, чтобы научиться многому. Зато они умели наблюдать, делать вывода и на основании этих выводов учились сами и учили других. Вероятно, так и возникло искусство.

Люди делали необходимые орудия труда, какие-то сосуды, не особо вглядываясь, каковы они внешне. Но у кого-то эти предметы получались лучше, в первую очередь, удобнее. Стали стараться сделать еще удобнее, а затем и красивее. У кого не получалось у самих, просили сделать тех, кто умел делать эту работу качественнее, удобнее, красивее. Вероятно, так и появились художники и предметы изобразительного искусства.

Древнейшие, дошедшие до наших дней, художественные произведения были созданы примерно 40-20 тысяч лет назад, в каменном веке. Предметам повседневного обихода - каменным орудиям, сосудам из глины люди придавали художественный облик, т. е. украшали эти предметы. Краской, а также высеканием на камне древнейшие люди изображали на стенах пещер сцены охоты, отдыха. Эти изображения называются пещерными или наскальными росписями.

Люди верили в магию, они считали, что если нарисовать зверя, пронзенного стрелой, то охота будет удачной. Так, рисунок раненого бизона был найден в Альтамирской пещере(Испания) на потолке, выполненный с удивительным мастерством, со знанием анатомии и пропорций. А как талантливо, с каким правдоподобием изображены бегущие животные, какими гибкими линиями нарисован корпус! Такому рисунку может позавидовать современный художник.

Краски в древности делались из минеральных красителей, смешанных с водой, соком растений, животным жиром.
Наряду с пещерными росписями в ту пору создавали разнообразные фигурки из кости и камня, которым поклонялись, как божествам. Из глины, дерева, а позднее из бронзы делали посуду, другие предметы быта.

Точно сказать, когда, где и почему «началось» искусство, не может никто. Оно не началось в строго определенный исторический момент - оно постепенно вырастало из «неискусства», формировалось и видеоизменялось вместе с создающим его человеком.

На земле нынешнего государства Ирак располагалось древнейшее шумерское государство Месопотамия (Междуречье). В Месопотамии возникли первые государства на Земле. Отсюда поднялась культура, которая пришла и в Европу. В городах Месопотамии строили храмы с башнями. Там сложился обычай, по которому каждый властитель строил для себя новый дворец. Иногда в нем было около двухсот комнат. Жители Месопотамии научились выводить арки и своды - полукруглые потолки. Стены украшали выпуклыми рельефами, на которых изображались победоносные битвы или сцены из придворной жизни. Также на стенах составлялись узоры из ярких глазурованных кирпичей: быков, львов, цветов, фантастических зверей, призванных охранять от злых духов. Такие изображения, например,украшали городские ворота Иштар в Вавилоне. В странах Месопотамии также создавались вылепленные из глины или высеченные из камня фигурки людей, животных. Камень для этого привозили из других мест. Конечно, фигуры людей в древнейших росписях несколько скованны и неуклюжи, а скульптурные изображения грубоваты, тем не менее, они были очень выразительны и по-настоящему художественны.

10 самых старых произведений искусства в своем роде

Искусство является одной из определяющих черт человечества, и при создании искусства используется целый набор навыков, которые уникальны для Homo Sapiens: распознавание шаблонов, зрительная и моторная координация, противопоставленные большие пальцы и способность к планированию. Искусство, включая картины, рассказы и музыку, использовалось доисторическими людьми задолго до изобретения письма, и с тех пор каждая культура разработала свои собственные версии искусства. Но в каждой разновидности искусства всегда было что-то первое, с чего все и началось.

1. Первый мультфильм (1908)

Корни мультипликации можно проследить вплоть до 1650-х годов с волшебными фонарями того времени. В 1800-х годах этот жанр начал развиваться благодаря появлению устройств для создания оптических иллюзий, таких как тауматроп, зоотроп и кинеограф. Затем, когда был изобретен фильм, в некоторых фильмах вставляли по несколько секунд анимации среди настоящих кадров. Первый полностью анимационный фильм (мультфильм) был создан только в 1908 году французским карикатуристом Эмилем Колем и он назывался «Фантасмагория». В общем, Коль использовал 700 снимков, и ему потребовалось несколько недель, чтобы закончить мультфильм. «Фантасмагория» длится около 80 секунд и не имеет определенной сюжетной линии. Он начинается с руки, нарисовавшей главного героя, а затем этот персонаж проходит через различные сказочные приключения, которые постоянно превращаются в другие причудливые сцены.

2. Первый художественный фильм (1903)

Технология, которая впоследствии привела к появлению кинофильмов, начала развиваться в 1880-х годах, а первые фильмы были, по существу, документальными. Например, двумя самыми известными из ранних фильмов были лента, показывающая прибытие поезда на станцию, и 18-секундный ролик с целующимися людьми. Кроме того, из-за ограничений технологии ранние фильмы, как правило, длились менее минуты и обычно показывали только одну сцену.

Кинолента, которая изменила все это, став первым художественным фильмом с сюжетом, была рассказом, – «Большое ограбление поезда». 12-минутный фильм, который был снят Томасом Эдисоном и режиссером Эдвином Портером, рассказывает историю четырех бандитов, которые грабят пассажирский поезд, а затем в ходе погони за ними и перестрелки погибают.

«Большое ограбление поезда» произвело революцию в киноиндустрии по нескольким причинам. Это был первый раз, когда использовали много различных технологий. Также это был первый боевик и вестерн.

3. Первый комикс (1827)

Сегодня все привыкли к комиксам про супергероев, но первый в мире комикс не имел к ним никакого отношения. Принято считать, что это были «Приключения Обадии Олдбака» на 40 страницах с 6-12 рисунками на каждой, созданные швейцарским художником Рудольфом Тепфером в 1827 году. Не было никаких «облачков» со словами, вылетающих из ртов персонажей, вместо этого текст был написан ниже рисунка.

В комиксе рассказывается история Обадии Олдбака, который влюбился в весьма полную женщину, которая впоследствии похудела. Всеми правдами и неправдами он пытается добиться, чтобы его пассия вернула былые формы. Критики в то время, и даже сам Тепфер, не верили, что работа будет новаторской. Они просто подумали, что это будет «чтиво» для детей и неграмотных людей «низших классов».

4. Первая фотография (1826)

С появлением цифровых камер фотографии стали неотъемлемой частью жизни. В 2013 году в Facebook было загружено 250 миллиардов изображений, и каждый день добавлялось по 350 миллионов новых фото. И это только одна соцсеть, в сколько их всего есть. Популярность фотографий можно проследить до француза Нисефора Ньепса и его изобретения, камеры-обскуры.

Проблема с камерой-обскура заключалась в том, что для фиксации изображения требовалось восемь часов экспозиции, и обычно изображение затем постепенно исчезало со временем. Одно из немногих сохранившихся первых в мире фото – «Вид из окна в Ле Гра», снятое Ньепсом в 1826 году.

5. Театральная пьеса (472 г. до н.э.)

Считается, что пьесы были разработаны древними греками, и сначала в них показывали только одного персонажа, которого называли протагонистом. Актер, который всегда был мужчиной, стоял перед группой людей называемую «хором», и хор задавал протагонисту вопросы, чтобы развивать сюжет.

Первым добавил в пьесу второго персонажа знаменитый греческий драматург Эсхил. Он также является автором самой старой сохранившейся полной пьесы «Персы», которая была впервые исполнена в 472 году до нашей эры. В этой трагедии есть четыре персонажа, и она рассказывает историю Атоссы, матери Ксеркса, которая ждет возвращения своего сына из его похода в Грецию. Основной темой пьесы является то, что даже самые могущественные государства могут быть разрушены из-за агрессии.

6. Самая старая книга (600 г. до н.э.)

Самая старая многостраничная книга состоит из шести связанных страниц, сделанных из 24-каратного золота и скрепленных кольцами. Книга была найдена более 70 лет назад в пещере недалеко от реки Струма на юго-западе Болгарии. В ней содержатся иллюстрации и символы таких вещей, таких как всадник, солдат, лира и русалка.

Книга, датируемая 600 годом до нашей эры, была создана этрусками, которые считаются одним из самых загадочных древних народов Европы. Считается, что они мигрировали из Лидии (современная Турция) и поселились в Северной и Центральной Италии около 3000 лет назад. К сожалению, многие из записей этрусков были уничтожены римлянами, которые завоевали их в четвертом веке до нашей эры. Всего было найдено 30 подобных золотых пластин по всему миру, но ни одни из них не связаны вместе, как золотая книга этрусков.

7. Самое старое сохранившееся стихотворение (2100 г. до н.э.)

Хотя стихи сегодня чаще всего ассоциируются с любовью и романтикой, они впервые использовались, чтобы рассказывать истории. Старейшим сохранившимся стихотворением, также являющееся старейшим литературным произведением, является «Эпос Гильгамеша» древних шумеров. Стихотворение, написанное на 12 каменных табличках (которые уцелели не полностью), описывает бывшего правителя Шумера, который правил городом Урук в Месопотамии. Хотя считается, что Гильгамеш был настоящим человеком, история о нем, написанная на табличках, является вымышленной.

В стихотворении Гильгамеш описывается как полубог, великий строитель, воин и мудрец. Он сражается с дикарем по имени Энкиду, который жил среди животных и был создан богом. Гильгамеш побеждает, и они становятся друзьями, а затем оба переживают ряд сумасшедших приключений, таких как убийство волшебного быка и выживание в огромном наводнении.

В 2011 году музей Сулеймании в Курдистане приобрел у контрабандистов 60-70 табличек, среди которых на одной нашли еще 20 строк древнейшего в мире стихотворения.

8. Самая старая сохранившаяся песня (3400 г. до н.э.)

Музыка всегда являлась частью повседневной жизни для многих людей, ведь у нее есть удивительная способность возбуждать широкий спектр эмоций в человеке.

Считается, что люди изобрели музыку в качестве способа объединить людей в сообществе, что было невероятно важным в ранних группах охотников и собирателей. Чувство общности с соплеменниками было важно, потому что всем нужно было работать в команде, чтобы выжить.

До изобретения письменности большинство песен передавали в устной форме, поэтому большая часть ранней музыки была утеряна. Самый старый фрагмент песни был найден в начале 1950-х годов в Угарите, Сирия. Он был написан на глиняной табличке хурритами, которые исчезли к концу второго тысячелетия до нащей эры.

9. Самая старая сохранившаяся скульптура (33 000 – 38 000 г.г. до н.э.)

В 2008 году на юго-западе Германии археологи нашли самую старую скульптуру в мире, которой по разным оценкам от 35 000 до 40 000 лет. Статуя, названная Венерой из Холе-Фельс, размером с палец и вырезана из бивня мамонта.

Статуэтка сделана в виде тела гипертрофированной женщины; у нее нет рук, ног и головы, зато несложно рассмотреть очень большие груди, ягодицы и гениталии. Сегодня уже неизвестно предназначение данной скульптуры. Некоторые утверждают, что она является представлением плодородия и размножения, в то время как другие считают, что это символ здоровья и долголетия. Но, пока люди не изобретут машину времени и не научатся говорить на языке ориньякской культуры, вероятно, никто не узнает, что на самом деле означала скульптура или для чего она использовалась.

10. Самая старая сохранившаяся картина (37 000 – 39 000 г.г. до н.э.)

Считается, что люди впервые появились в Африке около 200 000 лет назад. Около 50 000 лет назад они мигрировали на территорию современной Австралии, по пути останавливаясь на острове Сулавеси (Индонезия), где и были найдены самые древние пещерные рисунки. Сегодня с помощью современных методов, базирующихся на распаде урана, был проверен возраст вещества, покрывшего рисунки за тысячи лет. Это минерал кальцита, который образуется при протекании воды через известняк в пещере. Результаты исследования показали, что некоторым из картин не менее 39 000 лет.

Самые древние наскальные картины – это трафареты рук. Художники создавали их, положив руку на крышу или на стену пещеры, и распыляя поверх краситель, оставляя контур руки.

Еще одна картина, найденная в пещере, датированная 35 400 годами, изображает животное бабируса. Возможно, это самый старый известный образный рисунок в мире.

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?