Основные понятия фонетики. Фонетические единицы языка

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова: . Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.


ВОПРОСЫ К ЛЕКЦИИ 1.Что изучает фонетика? Назовите фонетические единицы русского языка (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук). 2.Что такое фраза? Чем фраза отличается от предложения? 3.Что представляет собой речевой такт? С какой целью фразы членят на речевые такты? 4.Что такое фонетическое слово? Приведите пример случая, когда фонетическое слово и лексема не совпадают. 5.Что представляет собой слог? 6.Что представляет собой звук? Как определить, сколько слогов в фонетическом слове? 7.Какие фонетические единицы называются сверхсегментными? (ударение, интонация) 8.Что такое артикуляция? 9.В каких трёх аспектах рассматриваются звуки в русском языке? Охарактеризуйте каждый из аспектов.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Русский язык, как и многие другие языки, существует и проявляется в двух формах: письменной и устной. Устная речь располагает своими особыми звуковыми средствами, которые изучает фонетика (от греч. phōnē звук, ср.: фонограмма, телефон, фонотека, фонендоскоп). Устная речь представляет собой звуковой поток, но не непрерывный, а распадающийся на отдельные отрезки, части.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Прежде всего в звучащей речи вычленяются отрезки, ограниченные достаточно продолжительными паузами, объединенные интонацией и заключающие в себе относительно законченную мысль. Это – самая крупная единица звучащей речи (фонетическая единица), фраза. В предложении Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка (М. Г.) посредством пауз выделяются три отрезка: Ветер выл жалобно и тихо, // во тьме ржали кони, // из табора плыла нежная и страстная песня-думка. Каждый из отрезков выражает относительно законченную мысль и объединяется общей интонацией. В этом предложении три фразы. Данный пример уже свидетельствует о том, что фраза и предложение не одно и то же.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Но даже если налицо совпадение фразы и предложения (например, Северное лето всегда вызывает тревогу (К. Паустовский), то они представляют собой разные языковые единицы: фраза – фонетическая единица, и характеризуется она тем или иным типом интонации, отсутствием или наличием внутрифразовых пауз, выделяющих более мелкие части фразы; предложение – синтаксическая единица, т. е. это единицы разных уровней языка: фраза – на уровне фонетики, предложение – на уровне синтаксиса. Фраза делится на более мелкие звучащие отрезки. Так, часть предложения Ветер выл жалобно и тихо, являющаяся с фонетической точки зрения фразой, может произноситься с паузой в середине, правда менее значительной, чем межфразовые паузы: Ветер выл / жалобно и тихо. Фраза, таким образом, делится на отрезки, которые в фонетике называются речевыми тактами.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Речевой такт – это часть фразы, ограниченная более короткими (чем межфразовые) паузами, но не выражающая обычно законченной мысли и характеризующаяся, за исключением конечного речевого такта, интонацией незаконченности. Если фраза короткая, она может и не делиться паузами на речевые такты: Он был взволнован. Речевые такты могут состоять и из одного слова. Например, в отрывке Зима. Крестьянин, торжествуя... (П.) фраза Зима состоит из одного речевого такта, совпадающего с одной лексической единицей – словом. Речевой такт может включать в себя от одного до семи слов, но обычно состоит из двух-четырех.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА В речевом такте вычленяются еще более мелкие фонетические единицы – фонетические слова. Фонетическое слово – это часть речевого такта, объединенная одним ударением. В фразе Ветер выл жалобно и тихо два речевых такта, в которых выделяются четыре фонетических слова: вéтер, выл, жáлобно, и тúхо. Из примера видно, что фонетическое слово и лексема могут не совпадать: фонетическое слово и тúхо (объединенное одним ударением) состоит из двух лексем. Это объясняется тем, что самостоятельное ударение имеют в основном знаменательные слова, а служебные слова (предлоги, союзы, частицы) его, как правило, не имеют; поэтому служебные слова объединяются со знаменательным в одно фонетическое слово: подо льдóм, над пóлем, принеслá бы, όн же, отéц / и мáть. Но иногда знаменательное слово теряет свое ударение (оно переносится на служебное): Вó поле берёзонька стояла; зá город уéхать.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Фонетическое слово состоит из слогов. Слог – это часть фонетического слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это минимальная произносительная единица, элементы её тесно связаны друг с другом как по образованию, так и по звучанию. Элементы слога – звуки – обладают различной степенью звучности. Наибольшую звучность имеют гласные звуки. Из согласных большей звучностью характеризуются сонорные, затем звонкие шумные, и на последнем месте по степени звучности стоят глухие шумные. Только звуки с большой степенью звучности могут образовывать слог. Это – слогообразующие звуки. В русском языке слогообразующими являются гласные звуки, поэтому в фонетическом слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: сто-ли-ца, лев, не-го-во-ри, дай-ка, при-не-сти-бы, на-до-мной.


ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА Звуки – это минимальные (нечленимые) членораздельные единицы звучащей речи, образуемые с помощью органов речи за одну артикуляцию. Таким образом, фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук – это фонетические единицы. Эти единицы называются линейными (сегментными – от лат. segmentum отрезок"). Но в звучащей речи, помимо сегментных единиц, имеются еще другие средства, помогающие и в определении сегментных единиц, и в выражении (а также в понимании) того или иного высказывания. Это ударение и интонация, которые тоже являются фонетическими единицами, но единицами суперсегментными (сверхсегментными). Они отличаются от линейных единиц тем, что не могут существовать сами по себе, отдельно от звуков, слогов, фонетических слов, речевых тактов и фраз (сегментов). Они как бы накладываются на сегментные отрезки.


ЗВУК КАК МИНИМАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ. ТРОЯКИЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ В потоке устной речи звуки не выделяются, и в качестве минимальной произносительной единицы вычленяются слоги. Но с артикуляционной стороны в слогах выделяются отдельные звуки. Эти звуки образуются нашим речевым аппаратом, причем образование каждого звука имеет свои особенности, так что один звук мы легко отличаем от другого. Звук произносится, образуется за одну артикуляцию. Артикуляция (от лат. artiсulatio


ЗВУК КАК МИНИМАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА ЗВУЧАЩЕЙ РЕЧИ. ТРОЯКИЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ Звуки речи могут рассматриваться и в другом, акустическом (физическом) плане, аспекте. В этом плане звуки друг от друга отличаются высотой, силой, длительностью и тембром. Есть еще один аспект изучения звуков – функциональный (коммуникативный, социальный), который имеет в виду, что звуки речи выполняют в языке определенную функцию – смыслоразличительную: они помогают различать слова и формы слов. Например, слова дом и дым, различные по значению, мы разграничиваем благодаря звукам [о] и [ы], а слова вал и вял – благодаря звукам [в] и [в"]. Следовательно, звуки [о] и [ы], [в] и [в"] наделены смыслоразличительной функцией (этой функцией обладают звуки не сами по себе, а только в составе слова). Звук речи в функциональном аспекте называется фонемой. Фонема – основная единица системы языка.


Фонетика - наука, изучающая звуковую сторону языка. Это наука не только о звуках, но и об ударении, интонации, паузах, слоге. Главным объектом исследования в фонетике явля­ются звуки человеческой речи, способы их образования и акусти­ческие свойства, закономерности звуковых изменений, а также роль звуков в языке как средстве общения.

Основные единицы фонетики: звук, слог, фонетическое слово, такт (синтагма), фраза. Эти единицы вычленяют­ся из звучащей речи и поэтому называются линейными, или сегментными.

Другой тип единиц фонетики оформляет звучащую речь, накладывается на нее, помогает сделать выразительнее -
это интонация, пауза, ударение. Эти единицы называются суперсегментными.

Линейные единицы (сегментные)

В звучащей речи, как уже говорилось, мы можем вычле­нить определенные отрезки: Роняет лес багряный свой убор. // Сребрит мороз увянувшее поле, // Проглянет день как будто поневоле / И скроется за край окружных гор //. От­резок звучащей речи от одной паузы до другой, объединенный интонацией и общей мыслью, называется фразой. (Обозначается в транскрипции знаком //). Фраза не всегда совпадает с пред­ложением: Посади ты эту птицу, // - Молвил он царю,// - Па спицу; // Петушок мой золотой / Будет верный сторож твой//.

Внутри фразы можно вычленить отрезок речи между пау­зами меньшей продолжительности. Это такт, или синтагма. (Обозначается знаком /). Такты внутри фразы выделяются пау­зами меньшего размера. В отличие от фразы такт не имеет интонационной оформленности » не выражает законченную мысль и не обязательно соотносится со знаком препинания. Такт может состоять как из одного слова, так и из нескольких слов. В тактах можно выделить фонетические слова.

Фонетическое слово - часть фонетического такта (ком­плекс звуков) с единым ударением (1 ударение = 1 фонетическое слово). Фонетическое слово не всегда равно лексическому слову, а может состоять и из 2 - 3 слов, так как есть лексические слова (чаще всего это предлоги, частицы), которые не имеют ударения. Безударное слово называется клитиком. Если безударное слово стоит перед ударным словом (на дому), оно называется прокли- тиком, если позади (дал бы) - энклитиком. Клитики составля­ют одно фонетическое слово с соседним ударным - без году, во поле, такой же и т.д. Таким образом, проклитики - это безудар­ные предлоги, союзы, препозитивные частицы [пъ дАрогь], а стоящие позади постпозитивные частицы [тАкой жъ/ являют­ся энклитиками.

Слог в традиционной теории - это один или несколько зву­ков, произнесенных одним толчком воздушной струи.

Существует несколько теорий образования слогов:

1) традиционная, или экспираторная (слоги образуются толчками речевого выдоха);

2) «мускульная» (слоги образуются в результате последо­вательного усиления и ослабления мускульного напряжения при произношении звукового ряда);

3) слова, напри­мер, весна (24134):

Слогоделение проходит по границе максимальной звучности и спада. Для слова весна". 34 - 134.

4) тональная (слоги - это минимальный отрезок звукового потока, ограниченный перерывами голосового тона или фазами его ослабления).

В русском языке фонетические слова делятся на слоги по закону восходящей звучности. Этот закон называется также принципом открытого слога, так как слогораздел производится после звука с наибольшей звучностью (гласные, сонорные): со- ло-вей, ме-сто, ве-рно, пе-ре-дал.

При сочетании нескольких согласных на границе слогораз­дела приняты следующие правила слогоделения:

Группа шумных согласных между двумя гласными обра­зует слог с последующим гласным: ша-пка, ше-фство, ра-ство- рить.

2. Если группа согласных включает сонорные звуки, то возможны варианты слогораздела: а) вил-ка, шар-фик, коль-цо, гай-ка (после сонорного следует шумный согласный и слогораз­
дел проходит между этими звуками); б) во-лна, га-мма (сонор­ные звуки объединяются в одном слоге, кроме [й]: вой-на).

Слог можно характеризовать по различным аспектам. Тра­диционная характеристика слогов следующая:

1. По отношению к ударению: ударный / неударный.

2. По звуку в начале и конце слога:

а) по начальному звуку:

Неприкрытый - начинающийся с гласного: a, at;

Прикрытый - начинающийся с согласного: ta, tat;

б) по конечному звуку:

Открытый - заканчивающийся гласным: a, ta;

Закрытый - заканчивающийся согласным at, tat. Например, в слове умойся:

1- й слог [у] - безударный, неприкрытый, открытый;

2- й слог [мой] - ударный, прикрытый, закрытый;

3- й слог [с’ь] - безударный, прикрытый, открытый.

Звук - наименьшая произносительная единица, рождаемая речевым аппаратом.

Суперсегментные единицы фонетики

Ударение - выделение силой выдоха звука, слова, синтаг­мы из ряда таких же единиц.

По характеру организации выделения фонетической едини­цы выделяют:

Экспираторное ударение - силовое, динамическое ударе­ние, которое организуется силой выдоха и большим напряжени­ем артикуляционных органов.

Тоновое ударение, музыкальное, мелодическое.

Количественное (квантитативное) ударение - удлине­ние артикуляции гласного.

Качественное ударение - четкая артикуляция звука.

По выделяемой фонетической единице:

1. Словесное ударение - выделение слога в слове. Оно может быть динамическим, количественным, ослабленным. Музыкального словесного ударения в русском языке нет. По привязанности к определенному месту ударного слога в слове различают ударение связанное (фиксированное) и свободное (нефиксированное). Русское словесное ударение свободное, раз­номестное, так как может быть на любом слоге слова: яркий, весна, активизация и т.д. Ударение может иметь постоянное
место в слове и его формах, т.е. быть неподвижным (красивый, красивее) и может быть подвижным: дерево, деревья.

2. Фразовое логическое ударение - выделение голосом от­дельного слова фразы, в котором ударение делается сильнее, чем в других словах. Фразовое ударение является средством ор­ганизации смысла сообщения.

Интонация - ритмико-мелодический рисунок речи, создаваемый:

1) повышением и понижением тона, 2) ускорением или за­медлением темпа, 3) паузами, 4) усилением ударения, 5) измене­нием тембра и другими фонетическими средствами.

Функции интонации:

1. Синтаксические:

а) различать предложения по коммуникативным целям (по­вествовательные, побудительные, вопросительные);

б) оформлять высказывания в единое целое и членить его.

2. Экспрессивно-стилистические:

а) выражение конкретных эмоций;

б) окраска различных функциональных типов речи: торже­ственной, деловой, разговорно-бытовой и т.д.

3. Прагматические:

а) смыслоразличение фраз;

б) обозначение подтекста высказывания;

в) характеристика говорящего и ситуацию общения.

В интонационный рисунок любого языка включены паузы.

Пауза - перерыв речи (отсутствие звука).

Различают паузы: межтактовые, межфразовые, паузы обду­мывания (могут стоять в любом месте).

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ.

ОСНОВНЫЕ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

ФОНЕТИКА – раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка. Фонетика представляет собой определенную систему, включенную в общую систему языка. Это подуровень общей языковой системы, неразрывно связанный со всей системой, так как основные единицы языка – слова, морфемы, словосочетания, предложения, представляющие более высокие уровни, - являются знаками . Ведь помимо смысловой стороны – обозначаемого (значения ), все они имеют и материальную сторону, доступную органам чувств - обозначающее (звуки и их сочетания). Между обозначаемым и обозначающим существует условная (не природная, не естественная) связь. Так, слово мечта имеет материальное выражение – это сочетание пяти звуков, служащее для выражения значения «нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Предметом фонетики является матеральная (звуковая) сторона языка.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке. Изучать фонетику можно с разными целями и разными методами. В зависимости от этого различают общую фонетику, описательную фонетику, сопоставительную фонетику, историческую фонетику, экспериментальную фонетику.

Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Описательная фонетика исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Сопоставительная фонетика объясняет явления в области звукового строя, обращаясь к материалу родственных языков.

Историческая фонетика прослеживает становление фонетических явлений на протяжении более или менее длительного периода времени, изучает изменения фонетической системы, произошедшие на определенном этапе их развития, т.е. изучает фонетику в диахроническом плане.

Экспериментальная фонетика является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами.

Таким образом, фонетика современного русского языка – это описательная фонетика, так как фонетические явления рассматриваются на определенном этапе развития языка, в данный момент времени.

Всефонетические единицы языка - фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки – связаны между собой количественными отношениями.

Фраза самая крупная фонетическая единица, законченное по смыслу высказывание, объединенное особой интонацией и отделенное от других таких же единиц паузой. Фраза не всегда совпадает с предложением (предложение может состоять из нескольких фраз, а фраза – из нескольких предложений). Но даже если фраза совпадает с предложением, то все равно одно и то же явление рассматривается с разных точек зрения. В фонетике обращается внимание на интонацию, паузы и т.д.

Интонация совокупность средств организации звучащей речи, отражающих ее смысловую и эмоционально-волевую стороны, которые проявляются в последовательных изменениях высоты тона, ритма речи (соотношения сильных и слабых, долгих и кратких слогов), темпа речи (ускорении и замедлении в протекании речи), силы звучания (интенсивности речи), внутрифразовых пауз, общего тембра высказывания. С помощью интонации производится членение речи на синтагмы.

Синтагма объединение двух или нескольких фонетических слов из состава фразы. Например: Увидимся завтра I вечером. Увидимся I завтра вечером. В данных предложениях паузой отделены синтагмы. Надо отметить, что термин «синтагма» понимается учеными по-разному. Академик В.В.Виноградов, в частности, отграничивает синтагму от речевого такта как интонационно оформленную семантико-синтаксическую единицу речи, вычленяемую из состава предложения

Речевой такт часть фразы, объединенная одним ударением, ограниченная паузами и характеризующаяся интонацией незаконченности (за исключением последнего). Например: В час испытанья / поклонимся отчизне/ по-русски/ в ноги. (Д. Кедрин).

Фонетическое слово - часть речевого такта (если фраза делится на такты) или фразы, объединенная одним ударением. Фонетическое слово может совпадать со словом в лексическом и грамматическом понимании этого термина. Фраза имеет столько фонетических слов, сколько в нем ударений, т.е. чаще всего знаменательные слова выделяются в отдельные такты. Так как некоторые слова не несут ударения, то нередко фонетических слов меньше, чем лексических. Как правило, неударяемыми являются служебные части речи, но могут оказаться в неударном положении и знаменательные слова:

. Слова, не имеющие ударения и примыкающие к другим, словам называются клитиками . В зависимости от того, какое место они занимают по отношению к слову, имеющему ударение, различают проклитики и энклитики. Проклитиками называют безударные слова, стоящие впереди ударного, к которому они примыкают: , энклитиками - безударные слова, стоящие после ударного, к которому они примыкают:, . В качестве проклитик и энклитик обычно выступают служебные слова, однако энклитикой может оказаться и знаменательное слово, когда предлог или частица принимает на себя ударение: по ´ воду [по´въду].

Слог - часть такта или фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, соединение наименее звучного звука с наиболее звучным, являющимся слоговым (см. раздел «Слогоделение. Типы слогов»).

Звук - наименьшая единица речи, произносимая за одну артикуляцию. Мы также можем определить звук как мельчайшую фонетическую единицу, выделяемую при последовательном членении речи.

Предмет фонетики

Предметом фонетики является звуковое средство языка: звуки, ударение, интонация.

Задача фонетики - изучение и описание звуковой системы языка на данном этапе его развития.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

· Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

o Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.

o Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.

o Слог - наименьшая единица речевой цепочки.

o Звук - минимальная фонетическая единица.

· Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

o Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.

o Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.

o Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.

o Длительность - время звучания сегмента речи.


Звуковая сторона речи представляет собой очень сложное и многостороннее явление. Звук речи образуется непосредственно в речевом аппарате человека, который состоит из пяти основных частей:

· дыхательный аппарат,

· гортань,

· надаставная труба, которая включает в себя полость рта и носа,

· органы произношения,

· головной мозг - нервная система.

Дыхательный аппарат - это грудная клетка, грудно-брюшная полость, лёгкие и дыхательное горло. Каждая из составных частей дыхательного аппарата выполняет свойственные её функции.

Гортань представляет собой трубку из хрящей, соединённых между собой короткими упругими мускульными связками. Голосовые связки прикреплены к хрящам, образующим гортань, и, благодаря их подвижности, изменяют степень натяжения.

В полости рта расположены органы произношения, т.е. органы, от работы которых обеспечивается окончательная качественная отделка каждого звука речи. Эти органы принято делить на активные (губы, язык, голосовые связки, нижняя челюсть) и пассивные (зубы, язычок, нёбо, верхняя челюсть).



Гласные звуки могут находиться в сильной и слабой позициях.

· Сильная позиция - позиция под ударением, в ней звук произносится отчетливо, долго, с большей силой и не требует проверки, например: город, земля, величие.

· В слабой позиции (без ударения) звук произносится неотчетливо, кратко, с меньшей силой и требует проверки, например: голова, лесной, преподаватель.

Под ударением различаются все шесть гласных звуков.
В безударном положении вместо [а], [о], [з] в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки. Так, вместо [о] произносится несколько ослабленный звук [а] - [вад]а, вместо [э] и [а] в безударных слогах произносится [иэ] - звук, средний между [и] и [э], например: [м"иэста], [ч"иэсы], [п"иэт"брка], [с*иэло].

Чередование сильной и слабой позиций гласных звуков в одной и той же части слова называется позиционным чередованием звуков.

Произношение гласных звуков зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному они находятся.

· В первом предударном слоге гласные звуки изменяются меньше, например: ст[о]л - ст[а]ла.

· В остальных безударных слогах гласные изменяются больше, а некоторые вообще не различаются и в произношении приближаются к нулю звука, например^: перевёз - [п"ьриэв"6с], садовод - [съдавот], водовоз - [въдавбс] (здесь ъ к ь обозначают неясный звук, нуль звука).

Чередование гласных звуков в сильной и слабой позициях на письме не отражается, например: удивляться - диво; в безударном положении пишется та буква, которая обозначает ударный звук в этом корне: удивляться - значит «встретиться с дивом (чудом)».

Это ведущий принцип русской орфографии - морфологический, предусматривающий единообразное написание значимых частей слова - корня, приставки, суффикса, окончания вне зависимости от позиции.

Морфологическому принципу подчиняется обозначение безударных гласных, проверяемых ударением.


1. Основная классификация языков мира
В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана с различием диалектов и языков, во-вторых с определением ареала и сферой использования, в-третьих с оценкой «жизненности» языка.
Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:
1) Ареальная (географическая)
2) Функциональная
3) Типологическая (морфологическая)
4) Генеалогическая
Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.
Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)
Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.

Языковые семьи,

I. Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.

II. Алтайская семья. 76 миллионов носителей.
III. Уральские языки.
IV. Кавказская семья. (грузинский, абхазский, чеченский, кабардинский)
V.Китайско-тибетская семья
VI. Афроазийская семья (семитохамитская семья)


Звуки речи изучаются в разделе языкознания, который называется фонетикой.

Все звуки речи разделяются на две группы: гласные и согласные.

В русском языке 36 согласных звуков.

Согласные звуки русского языка - это такие звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую-нибудь преграду, они состоят из голоса и шума или только из шума.

В первом случае образуются звонкие согласные, во втором - глухие.

Чаще всего звонкие и глухие согласные образуют пары по звонкости-глухости: [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш], [з] - [с].

Однако некоторые согласные являются только глухими: [х], [ц], [ч"], [ш] или только звонкими: [л], [м], [н], [р], [Г].

Различают также твердые и мягкие согласные. Большинство из них образуют пары: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д»], [з] - [з"], [к] - [к"], [л] - [л"], [м] - [м*], [н] - [н*], [п] - [п"], [р] - [р"], [с] - [с"], [т] - [т"], [ф] - [ф"], [х] - [х"].

Не имеют парных звуков твердые согласные [ж], [ш], [ц] и мягкие согласные , [ч"], [т"].

В слове согласные звуки могут занимать разные позиции, т. е. месторасположение звука среди других звуков в слове.

· Позиция, при которой звук не изменяется, является сильной. Для согласного звука это позиция перед гласным (слабый), сонорным (правда), перед [в] и [в*] (свить). Все остальные позиции являются для согласных слабыми.
При этом согласный звук изменяется: звонкий перед глухим становится глухим: подшить - [патшыт"]; глухой перед звонким становится звонким: просьба - [прбз"ба]; звонкий в конце слова оглушается: дуб - [дуп]; звук не произносится: праздник - [праз"н"ик]; твердый перед мягким может стать мягким: власть - [влас"т"].


Индоевропейская семья языков – самая крупная. 1 миллиард 600 миллионов носителей.
1) индоиранская ветвь.
а) индийская группа (санскрит, хинди, бенгали, пенджаби)
б) иранская группа (персидский, пушту, форси, осетинский)
2) Романо-германская ветвь. Особняком этой ветви являются греческий и арабский языки.
а) романские (итальянский, французский, испанский, португальский, провансальский, румынский)
б) германская группа

Северогерманская подгруппа (шведский, датский, норвежский, исландский)

Западногерманская подгруппа (немецкий, английский, голландский)
в) кельтская группа (ирландский, шотландский, валлийский).

3) Балто-славянская ветвь языков
а) балтийская группа (Литовский, Латвийский)
б) славянская группа

Западнославянская подгруппа (Польский, Чеченский, Словацкий)

Южная подгруппа (Болгарский, Македонский, Словенский, Сербский, Хорватский)

Восточнославянская подгруппа (Украинский, Белорусский, Русский).

Место русского языка в генеалогической классификации: Русский язык принадлежит к Индоевропейской семье языков, балто-славянской ветви, восточнославянской подгруппе.


Речевой звук - звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).


Похожая информация.