Викторина по сказкам (подготовительная группа детского сада). Литературная викторина «Путешествие по сказкам» (для детей подготовительной группы) материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему Художественная викторина для подготовительной гру


«Литературная викторина»
в подготовительной группе
«Сказки гуляют по свету»
Составила: воспитатель МБДОУ «ДСКВ№110»
Шаманская Н.В.
г. Братск 2015 г.
Цель: расширять представления детей о сказках, сюжете, действующих персонажах и сказочных атрибутах.
Задачи: Формировать умение выражать своё отношение
к сказочному образу в совместной художественной деятельности.
Совершенствовать умения детей выражать и понимать состояние сказочных героев через театрализацию.
Создать условия для творческой активности, позволяющую активизировать воображение детей направленное на придумывание новой концовки сказки.
Стимулировать речевую деятельность детей.
Способствовать развитию умения детей объединять усилия для достижения общей цели.
Ход:
- Вы любите сказки?
-Конечно, все любят слушать и читать сказки, в которых происходят разные чудеса, неожиданные превращения, и где разные животные говорят человеческим голосом, ну и, конечно же, где добро всегда побеждает зло.
-Я думаю, вы много знаете сказок. Назовите свои самые любимые. Проводится игра «Волшебный микрофон», где дети поочерёдно передавая микрофон, друг другу называют свои любимые сказки.
-А вы хотели бы встретиться со сказкой?
-Сказки-сказки – ярмарка чудес
Мир волшебный, разноцветный лес
Крылья сказок тихо шелестят
Видно в гости к нам они летят
Под фонограмму песни «В мире много сказок», в группу танцуя, входит Фея.
-Я знаю, вы любите игры
Песни, загадки и пляски
Но нет ничего интереснее
Чем наши волшебные сказки!
-Вы узнали меня?
Я приглашаю вас поучаствовать в сказочной викторине, согласны?
-У меня много интересных и трудных заданий для вас, мои дорогие читатели. Но для их выполнения необходимо объединиться в две команды.
Злой волшебник разорвал сказочные картинки, помогите, составит целую картинку из частей.
-Замечательно, у нас образовалось 2 команды.
А теперь придумайте название своей команде, которое
должно соответствовать сказкам, изображённым на ваших картинках. Дети придумывают названия, и рисуют эмблему.
Ведущая: - Ну а сейчас разминка!
Детям загадываются загадки из разных сказок, за правильные ответы команды получают фишки.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это?
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Фея:
-Я вижу, вы хорошо знаете сказки и их героев, но знаете ли вы волшебные предметы, которыми обладали сказочные герои?
Фея взмахивает волшебной палочкой.
-Мир волшебный проявись, сундучок мой покажись!
С ноутбука стилизованного под сундучок снимается драпировка.
Все эти предметы служили когда-то
Принцессам и принцам, и людям незнатным
Об этих предметах историй забавных
Мы множество знаем грустных и славных
Проводится интерактивная игра «Волшебный сундучок»
На предложенном слайде ребёнок определяет, к какой сказке относится данный предмет. Затем нажимает на картинку одного из сказочных персонажей, которому принадлежит этот предмет. Если ребёнок выбирает правильно, то картинка с данным героем сказки, исчезает. При не правильном выборе – картинка покачивается.
Фея:
-Замечательно! Обе команды за все правильно выполненные задания получают фишки.
Ведущая:
-А следующее конкурсное задание – театральное, называется «Изобрази сказку».
Выберите посыльных, а я на ушко им назову одну из сказок, которую вы должны обсудить и изобразить без слов, а противоположная команда должна отгадать.
- Обе команды великолепно изобразили свои сказки, и за этот театральный конкурс получают по фишке.
Фея:
-Есть несколько сказок с печальным концом
Пусть каждый из вас побудет творцом
Вы вместе счастливый конец сотворите
И зло и несчастье вы вмиг победите!
-Выберите посыльных, а я им на ушко скажу для какой сказки нужно сочинить счастливый конец.
Проводится конкурс «Измени конец сказки»
Дети в командах совещаются и придумывают новый конец для сказок «Колобок» и «Снегурочка».
Ведущая:
-У вас удивительным образом закончились эти замечательные русские народные сказки, и теперь действительно всё хорошо, все герои счастливы.
А следующий наш конкурс называется «Найди свою сказку».
По группе разложены картинки с изображением различных сказок.
-Выберите новых посыльных, которым на ушко я скажу, какие сказки вы должна собрать их команда.
После выбора посыльных и обсуждения задания дети приступают к поиску сказок:
1 команда – авторские волшебные сказки («Белоснежка и семь гномов», «Дюймовочка», «Кот в сапогах»;
2 команда – русские - народные сказки («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Лиса и волк»)
Фея: И с этим конкурсным заданием вы справились замечательно! Получите фишки!
Ведущая:
-Следующий наш конкурс – интеллектуальный, а называется он «Вопрос-ответ».
А поможет его провести волшебная палочка нашей гостьи.
Мы с Феей будем задавать вопросы по сказкам, а команды на них поочерёдно и быстро отвечать, передавая волшебную палочку. Отвечает на вопрос та команда, у которой волшебная палочка.
Как звали мальчика, которого похитила Снежная Королева?
Назовите человеческое имя царевны-лягушки? (Василиса Премудрая).
В какое время года лиса выгнала зайца из его домика?
Название сказки, где кот носил обувь?
Кто похитил солнце в сказке «Краденое солнце»?
Какой овощ использовали для проверки королевского происхождения?
Как появилась на свет Дюймовочка?
Как зовут людоеда проживающего в Африке?
Как звали девочку, побывавшую в животе огромного волка?
Как звали девочку, которая съела отравленное яблоко?
Фея:
-Обе команды справились с этим трудным конкурсом! Получите фишки за ваши правильные ответы!
-Ну а заключительный наш конкурс – творческий, называется он «Слепи любимую сказку».
Команды договариваются, какую будут лепить сказку, обсуждают сюжет, героев, композицию. После завершения выполнения, команды отгадывают названия слепленных сказок.
Ведущая:
-Сказки – это всегда чудеса, встреча добра и зла, невероятные приключения и всегда счастливый конец.
Вот и наша викторина подходит к концу, обе команды прекрасно справлялись со всеми испытаниями, которые приготовила нам Фея.
Команды подсчитывают фишки.
Фея:
- И на память я хочу подарить командам две замечательные книги, в которых собраны удивительные сказки, которые я думаю, с удовольствием вы будете слушать, а затем и сами читать.
-Мы с хорошей сказкой неразлучны.
Ну, а песен в сказке до небес!
Представляете, как было б скучно
Если б не было ни песен, ни чудес!
Фея с детьми исполняют песню «Сказки гуляют по свету»
(фонограмма – видеоклип)

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста " В гостях у сказки".

Цель: Закреплять с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок.Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к сказкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная викторина «Путешествие по сказкам».

Цели:

Активизировать детское чтение;

Вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;

Организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.

1. На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке

Ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой

С преогромной бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину.

Вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас,

Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина –

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный,

Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним мальчик Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка – праздник

И на мёд особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.

Вопросы для первой команды:

2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)

6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)

9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)

10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)

12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)

13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)

14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)

18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)

19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)

20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)

3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)

4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)

8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)

11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)

15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)

16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)

18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)

19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)

20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».

Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.

Загадки для первой команды.

1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал её кто-то.

Кто распростился с зелёною кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,

Волка он отцом зовёт.

А удав, пантера, мишка –

Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,

У него на крыше домик.

Хвастунишка и зазнайка,

А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом

Пеной морскою станет потом.

Всё потеряет, любви не продав,

Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.

1. Живёт в лесной избушке,

Ей скоро триста лет.

И можно к той старушке

Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,

А размером крошечка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала,

Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,

Затем на дочке короля его женил.

При этом я открою вам секрет,

Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».

Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.

Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»

Туфелька – «Золушка»

Монетка – «Муха-цокотуха»

Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Яйцо – «Курочка Ряба»

Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».

Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.

Вопросы первой команде:

1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит. (Путаница)

2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)

3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)

4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)

5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:

1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)

2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)

3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)

4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)

5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?

(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.

Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:

1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.

3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.

4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.


Викторина для детей подготовительных к школе групп.

«Путешествие в сказку»

Цели:

  • Способствовать созданию единого образовательного пространства.
  • Раскрыть роль сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии ребёнка.
  • Обобщить знания детей о сказках, воспитывать доброжелательность, умение работать в команде, совершенствовать коммуникативные функции речи, активизировать творческий потенциал детей и взрослых.
  • Показать навыки детей, формы и методы работы со сказкой.
  • Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.
  • Дальнейшее развитие интереса к сказкам и к чтению.
  • Развитие связной речи, речевого слуха, общих речевых навыков, просодической стороны речи, творческих способностей, выразительности движений, жестов, мимики.
  • Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Предварительная работа :

Анализ и обобщение литературы по теме, консультирование родителей, выставки книг и рисунков по теме, чтение детям сказок, совместный просмотр мультфильмов и беседы по ним, составление вопросов к викторине, заучивание отрывков из сказок.

Дети входят под музыку «Улыбка» и рассаживаются на стульчики.

Ребята, улыбнитесь друг другу, посмотрите, как от наших улыбок стало

светлее.

Дорогие ребята! Вот вы уже и выросли. Скоро настанет пора идти в школу.

Сегодня у нас интересная и необычная игра-викторина, на которой вам пригодятся ваши знания и умения.

Сейчас мы поиграем в интересную игру «КВН»!

Узнаем, какая команда самая дружная, самая находчивая, сообразительная.

Давайте поприветствуем наше жюри, которое будет оценивать конкурсы.

Приветствие командами друг друга.

1-ая команда Команда «Кот учёный »

Девиз: «Неразлучные друзья, взрослые и дети

Вас пришли порадовать точными ответами!».

2-ая команда «Умная сова» Девиз: «Думай быстро - и вперёд,

Нас тогда победа ждёт!»

И так, начинаем!

Введение в тему

Сказка ложь, да в ней намек… Знаменитое высказывание. И правда, ведь сказку смело можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, завещает быть смелым и достойным, учит нас буквально с пеленок. В сказках заложена вся мудрость и воля народа, в них кроется огромный смысл.

Игра «КВН»

Звучит музыка «В гостях у сказки».

Разминка « Кто больше?»( 1 балла).

- (Вопрос первой команде )

Назовите русские народные сказки.

-(Вопрос второй команде )

- (Вопрос первой команде )

По какому признаку различаются сказки? (Авторские и народные)

- (Вопрос второй команде )

Какие бывают сказки?

(волшебные, бытовые, о животных…).

- (Вопрос первой команде )

Какими словами начинаются сказки?

- (Вопрос второй команде )

Как сказки заканчиваются?

(Ответы детей).

- 1 Конкурс

О какой сказке идёт речь?

Команда «Умная сова»

1.В дом хозяева вошли - беспорядок там нашли.

2.Мышка к ним пришла на помощь, вместе вытянули овощ.

3.Лечит разных малышей, лечит птичек и зверей.

4.Помогла нам яблонька, помогла нам печка…

5.Нам не страшен серый волк.

6.Сяду на пенёк, съем пирожок.

7.Колотил, колотил по тарелке носом.

8.Ловись, рыбка, большая и маленькая.

9.Выгляни в окошко, дам тебе горошка.

10.И сбежали от грязнули и чулки и башмаки.

Команда «Кот учёный »

1.Приходите, тараканы, я вас чаем угощу.

2.А для чего на свете мёд? Для того чтобы я его ел.

3.Свет мой, зеркальце, скажи…

4.Не пей из копытца, козлёночком станешь.

5.Ещё пуще злится злая старуха…

6.Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…

7.Он ударил в медный таз и вскричал: «Карабарас!»

8.Дёрни за верёвочку, дверь и откроется.

9.Спокойствие, только спокойствие.

10. Не ходите, дети в Африку гулять.

2 Конкурс «Живые картинки»

Показать и отгадать сказку.

Команды по очереди изображают сказку без слов, с помощью мимики,

движений и жестов. («Репка», «Три поросёнка», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят»).

3 конкурс (Копитанов)

Наши капитаны сейчас расскажут биографию знаменитых Заб. Писателей.

  1. 1. Кот ученый
  2. 2. Умная сова

4 Конкурс «Сказочный сундук» (Выходит БУРАТИНО)

- В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.

  1. 1. « Царевна - индюшка».
  2. 2. «По-собачьему велению».
  3. 3. «Сивка- будка».
  4. 4. «Иван-царевич и зелёный змей».
  5. 5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка».
  6. 6. «Петушок- золотой пастушок».
  7. 7. «У смеха глаза велики».
  8. 8. «Лапша из топора».

Музыкальная пауза

- Сейчас мы приглашаем всех отдохнуть.

Звучит песня из к/ф «Буратино»

Команды выходят, встают в круг и выполняют импровизированные танцевальные движения.

(Выходит Мальвина )

Здравствуйте дети, здравствуй Буратино

5 Конкурс «Отгадай и назови сказку» ( 1 балла).

Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!»

(Короб с загадками и иллюстрациями к сказкам).

1. Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

(Русская народная сказка «По щучьему велению»).

2. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом,

Кем же были эти

Маленькие дети?

(Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»).

3. Эта девочка-малышка

В белой лилии спала.

Её ночью злая жаба

К себе в болото унесла.

(Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка»).

4. Скажи ты нашей тётке,

Мы круглые сиротки,

Изба у нас без крыши,

А пол прогрызли мыши.

(С. Я.Маршак « Кошкин дом»).

5. В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Ш. Перро « Красная Шапочка»).

6. Мы себе построим дом,

Будем жить славно в нём!

Не боимся волка мы

Мы втроём и мы сильны!

(английская народная сказка « Три поросёнка»).

7. А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой,

Извести её хотят,

Перенять гонца велят.

(А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»).

8. Но однажды корнеплод

Все тянули - градом пот.

Мышь мала, но всё ж она

Вырвать овощ помогла.

(Русская народная сказка «Репка»).

6 конкурс Нарисуй Буратино

По 5 человек с каждой команды (рисуют Буратино простым карандашом)

По 5 человек с каждой команды (Раскрашивают Буратино)

7 Конкурс «Назови героя сказки» (3 балла).

- Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай!

Кто из героев сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок).

Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка).

Какой герой очень любил обувь и его за это прозвали? (Кот в сапогах).

Какая героиня сказки получила своё имя благодаря головному убору?

(Красная Шапочка).

Какой серый зверь обидел нечётное количество маленьких детишек?

(Волк).

Назовите имя трудолюбивой девочки, которой помогла добрая фея?

(Золушка).

Кто та маленькая девочка, которую из беды выручила ласточка?

(Дюймовочка).

Какой герой сказки лечит детей, лечит птичек и зверей?

(Айболит).

Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? (Маша).

От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры).

Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг

(Чиполлино).

Кто мальчишку с длинным носом из полена смастерил? (папа Карло).

Кому служил серый волк? ( Ивану-царевичу).

Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше?(Карлсон).

8 Конкурс «Волшебные кубики» (Выполняют дети).

Сложите и прочитайте имена сказочных героев из слогов, написанных на кубиках.

(Сал-тан, Гви-дон, Маль-ви-на, Нез-най-ка, Ва-си-ли-са, Бу-ра-ти-но).

Из каждой команды по 8 человек.

  1. 1. Команда буратино
  2. 2. Команда Мальвины

(собирают слова героев)

Подведение итогов конкурса.

Пока наше жюри совещается, давайте вспомним какие пословицы и поговорки вы знаете…

Конкурс «Пословицы и Поговорки»

Бывает свинка золотая щетинка, да в сказках.

Быль за сказкой не угонится.

Быль не сказка: из нее слова не выкинешь.

Всякая прибаутка в сказке хороша.

Всякой сказке бывает конец.

Девичьи сны да бабьи сказки.

Жил был царь Тофута - и сказка вся тута.

Жил был царь, у царя псарь, да не было пса - и сказка вся.

Каков ни есть, а хочет есть. Сесть на пенек да съесть пирожок (из сказки).

Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.

Красна сказка складом, а песня-ладом.

Кто съел пирог? - Не я. - А кому дать еще? - Мне (из сказки).

Либо дело делать, либо сказки сказывать.

Мал бывал - сказки слушал; вырос велик - сам стал сказывать, да не слушают.

На сказках, что на салазках.

Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка-людям указка.

Не дочитав сказки, не кидай указки!

Пошла душа по рукам - у черта будет (из присказки).

Рассказывай сказки! Говори, я слушать стану!

Сказка - ложь, а песня - правда.

Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.

Сказка не сказка, а присказка.

Сказка-складка, а песня-быль.

Сказка-складка: послушать сладко.

Сказка складом, песня ладом красна.

Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.

Скоро сказка складывается, да не скоро дело делается.

Спать я не сплю и дремать не дремлю, а думаю я думу (из сказки).

Хороша сказка, да последняя.

Хорошо сказывать сказку про римский огурец (из Крылова).

Это присказка, а сказка будет впереди.

Слово жюри.

Награждение.

Методическая разработка. Подготовительная группа.

«Викторина по русским народным сказкам»

Задачи:

Учить детей описывать внешний вид персонажей, правильно строить предложения.

Упражнять в образовании однокоренных слов, развивать умение сравнивать и делать умозаключение.

Совершенствовать внятное правильное произношение звуков и слов.

Закреплять знания о знакомых сказках.

Развивать память, мышление, воображение, доброжелательность, интерес и любовь к сказкам.

Воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.

Создать положительный эмоциональный настрой всех участников.

Оборудование: жетоны; картинки-сюжеты сказок, разрезанные на части; сундучок; полоски бумаги с фразами: «Сестрица Аленушка и братец Никитушка», «Иван - царевич и черный волк», «Перышко Финиста - Ясна - филина», «По собачьему веленью», «Дарьюшкина избушка», «Сивка - будка», «Плавучий корабль», «Волк и 7 тигрят»; 2 комплекта карточек с цифрами от 1 до 9.

Ход викторины.

Воспитатель:

Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

А почему они волшебные? Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои. Вы помните таких? Как их зовут?

Дети: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший; происходят чудеса - лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят…

Воспитатель: Сейчас вы станете участниками викторины по сказкам между командами. Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Верный ответ - команда получает жетон. Итак, начнем!

Конкурс 1. «Хорошо ли вы знаете сказки».

Воспитатель:

Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей.

Дети: Царевна-лягушка.

Воспитатель:

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то.

Дети: Волк и 7 козлят.

Воспитатель:

На окошке он студился,

Взял потом и укатился

На съедение лисе.

Дети: Колобок.

Воспитатель:

Заигралась сестрица.

Унесли братишку птицы.

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня!

Дети: «Гуси-лебеди».

Воспитатель:

Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нем катался.

Дети: «Сивка-бурка».

Воспитатель:

Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

Дети: Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Воспитатель:

На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому.

Дети: Заюшкина избушка.

Воспитатель:

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

Дети: Кот, петух и лиса.

Воспитатель:

Вымолвил словечко -

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

Что за чудо, что за диво

Едут сани без коней?

Дети: По щучьему велению.

Воспитатель: Здорово у вас получилось! Только в сказке транспортным средством передвижения станет русская печь или ступа с помелом. Только в сказке происходят самые невероятные чудеса, когда звери и птицы разговаривают человеческими голосами и т.д.. И сейчас мы это докажем.

Конкурс 2. «Разминка».

Воспитатель: Описать внешний вид персонажа кратко, дать характеристику, ответив на вопрос «Какой он (она)?».

  1. Что ел медведь, когда садился на пенек? (Пирожок)
  2. Назовите имя курицы, которая снесла золотое яйцо? (Ряба)
  3. Что выпил мальчик, превратившегося в козленочка? (Воду из копытца)
  4. Кто съел Колобка? (Лиса)
  5. Самая страшная старушка русских народных сказок? (Баба -Яга) - коварная злодейка.
  6. Как звали девочку, которая пришла в избушку к медведям? (Маша)
  7. Назовите близких родственников Колобка, Мальчика-спальчика, Снегурочки. (Дед и Баба).
  8. Кто украл Иванушку у Аленушки? (Гуси-лебеди).

Конкурс 3. «Собери картину» - сюжет из сказки из частей. (Используются разрезанные картинки, лежащие в конвертах).

Конкурс 4. « Игра-хоровод» .

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять! Буду с вами я играть!

Все скорее в круг вставайте, сказки наши угадайте! (Дети встают в круг, идут хороводом, произнося слова.)

Дети: Сказки просят: «А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!» (Хоровод останавливается, дать правильные названия сказок, воспитатель читает на полосках бумаги из сундучка.)

Воспитатель:

  1. «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»
  2. «Иван-царевич и черный волк»
  3. «Перышко Финиста - ясна-филина»
  4. «По собачьему веленью»
  5. «Дарьюшкина избушка»
  6. «Сивка-будка»
  7. «Плавучий корабль»
  8. «Волк и 7 тигрят»
  9. «Пашенька и медведь»
  10. «Царевна-индюшка»


Конкурс 5. « Математическое задание ».

Воспитатель: Сосчитай героев в русской народной сказке и выбери нужную цифру. Проверим вашу память. “Репка”?

Дети: 6.

Воспитатель:

“Машенька и медведь”

Дети: 4

Воспитатель:

Волк и 7 козлят

Дети: 9 (10)

Воспитатель:

“Колобок”

Дети: 7

Воспитатель:

“Курочка Ряба”

Дети: 4

Воспитатель:

Дети: 6.

Конкурс 6. «Измени концовку сказки».

Воспитатель: Как можно помочь колобку, чтобы его не съела лиса? (Участникам игры предлагается изменить концовку сказки «Колобок». Слушается несколько вариантов, предложенных детьми).

Воспитатель: А теперь последнее задание. Послушайте стихотворение и помогите мне найти в нем слова, противопо-ложные по смыслу.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь... (близко).

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты... (храбрец).

Теперь начало я скажу —

Ну, отвечай... (конец).

Не нужны были подсказки,

Угадали вы все сказки.

Создали их мудрецы,

А вы все вместе... (Молодцы!)

Воспитатель:

Вот закончилась игра,

Расходиться нам пора.

Мы жюри попросим все

Подвести итог игре.

Подводятся итоги игры, подсчитываются жетоны команд. Награждаются все участники викторины.

Детский сад № 230

Открытого Акционерного Общества

«Российские Железные Дороги»

Игра – соревнование в подготовительной группе общеразвивающей направленности

«Василек»

тема: «Литературная викторина»

Подготовила:

Ключерёва Инна Владимировна

Северобайкальск

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» - чтение художественной литературы.

Программные задачи Образовательная область
  • развивать аналитическое восприятие, логическое мышление, опираясь на знание литературных произведений;
  • обогащать представления детей об особенностях литературных жанров и их некоторых специфических признаков через дидактические игры.
Познавательное развитие
  • формировать умение отгадывать художественные произведения по описанию;
  • закрепить знания детей о структуре художественных произведений;
  • продолжать закреплять знания у детей об авторах и их произведениях;
  • продолжать знакомить детей с фольклором других стран.
Художественно-эстетическое развитие
  • воспитывать у детей ценностное отношение к художественной литературе, как к виду искусств и литературной речи, желание читать художественные произведения;
  • воспитывать уважение к высказываниям собеседника, умение договариваться между собой и поддерживать друг друга;
  • продолжать расширять и развивать умения устанавливать связь между познаваемым объектом и практическими действиями с ним на примере литературных произведений.

Социально-коммуникативное развитие

  • побуждать детей участвовать в диалоге, выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других детей;
  • быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса;
  • развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры, аналогии.
  • использовать выразительную интонационность при чтении стихотворений и скороговорок.
Речевое развитие
  • продолжать формировать и укреплять правильную осанку.
Физическое развитие

Цель: выявить уровень реализации образовательной программы за первое полугодие в организованной образовательной деятельности (ООД), образовательная область (ОО) «Художественно-эстетическое развитие» - чтение художественной литературы.

Организация образовательной среды: ИКТ; наборы разрезных иллюстраций к литературным произведениям; иллюстрации по временам года (лето, весна, зима, осень); портреты: Пушкин А.С, Маршак С.Я, Чуковский К.К, Носов Н; напечатанные наборы слов: пу-шис-тые, ко-лю-чие, снеж-ные, быст-рые (два комплекта); картинка сказочного героя Лепрекон; клад.

Развитие игры – соревнования

1 часть.

Педагог приветствует всех, предлагает выбрать 2 команды, выбрать капитанов. Знакомит с жюри.Приветствие команд.

2 часть.

  1. «Разминка» – педагог читает загадки, команды отгадывают, за правильную отгадку один бал.
  2. «Придумать слово» - детям предлагается прочитать и придуматьслова: «колючие»; «быстрые»; «пушистые»; «снежные».
  3. «Сказка, рассказ или стихотворение» - педагог читает отрывки и предлагает по фрагменту определить жанр произведения: сказка; рассказ; стихотворение.
  4. Блиц – опрос - педагог по очереди задает вопросы командам:

- Чем сказка отличается от рассказа?

- Сколько частей в рассказе?

- Какими словами начинается сказка?

- Какими словами заканчивается сказка?

- Назовите сказки про животных.

- Назовите сказки про богатырей.

- Что такое скороговорка?

- Что такое небылица?

- Как называются сказки, которые написали люди?

  1. Дидактическая игра «Четвертый лишний» - детям предлагается определить лишнюю сказку и обосновать свой ответ.
  2. Музыкальная пауза: угадать название песни – «Серебристые снежинки», «Российский Дед мороз», «А ну давай, Россия».

(Дети поют последнюю песню).

  1. «Угадай сказку» - по иллюстрации к сказке (иллюстрация разрезана на 4 части) необходимо определить название, предварительно сложив иллюстрацию.
  2. «Портреты» - педагог предлагает сопоставить портрет, автора и произведения, прочитав напечатанную фамилию.
  3. «Кто больше» - кто больше расскажет скороговорок.
  4. «Времена года» - детям предлагается определить время года на картинке и рассказать стихотворение об этом времени. (Стихи про времена года)
  5. «Кто больше» - детям предлагается придумать очень интересные небылицы.

Дети придумывают небылицы. И, вдруг, появляется герой ирландских сказок (Лепрекон). Он может говорить только на английском языке. Педагог предлагает найти решение проблемы – вызвать преподавателя английского языка. Дети по телефону вызывают Мисс Наталью. Чтобы не рассердить Лепрекона, дети играют, произносят на английском языке считалки. Затем ищут клад, он зарыт там, где начинается радуга. Находят горшочек с медалями.

3 часть.

Подведение итогов, вручение медалей .