Я с детства был солистом. Я с детства был солистом Обсуждаются ли в Мариинке события Большого театра

Знаменитый артист - о балете и не только

Николая Цискаридзе совершенно не случайно называют гением современного балета. Судьба его достойна удивления. Мальчик, в 13 лет переведенный из Тбилисского хореографического училища в Москву, на выпускном экзамене поразил Юрия Григоровича, и тот выдал краткую оценку: «Грузину — „пять“ и взять в театр».

"Начав заниматься балетом в раннем возрасте, я посвящал ему все свое время. Наверное, только поэтому достиг успехов и обогнал многих моих коллег".

Николая ЦИСКАРИДЗЕ совершенно не случайно называют гением современного балета. Судьба его достойна удивления. Мальчик, в 13 лет переведенный из Тбилисского хореографического училища в Москву, на выпускном экзамене поразил Юрия Григоровича, и тот выдал краткую оценку: «Грузину — „пять“ и взять в театр». Не задержавшись в кордебалете, Цискаридзе начал получать небольшие сольные партии, через три года — партии большие, и теперь уже и не вспомнить, сколько лет он небрежно носит титул первого танцовщика страны. У него масса званий, премий и призов — от «Восходящей звезды» журнала «Балет» и первой премии Международного конкурса артистов балета до звания народного артиста России и полученной дважды подряд «Золотой маски» за лучшую роль сезона. И всего он добился сам — умом и талантом.

— Николай, говорят, все начинается с детства. А какой яркий эпизод вспоминается, когда вы сейчас оглядываетесь туда, в сторону своего отрочества?


— Я как-то давно об этом не задумывался, но почему-то сейчас вспомнилось, как однажды мы с нашим хореографическим училищем ездили в Америку на гастроли. Проезжая через один захолустный городок, в магазине игрушек я увидел зайца за 60 долларов. Для нас, советских детей, которые вместо туалетной бумаги пользовались резаной газетой, это была астрономическая сумма. Но я заболел этим зайцем. В тот момент мне купить его не удалось, это можно было сделать только через две недели на обратном пути. Все время я думал об этом зайце. Обратно прилетели ночью, все магазины закрыты — и только один, где продавался заяц, был открыт! И я его купил. Для всех это был шок. Но я ничего другого не хотел. И до сих пор я берегу этого зайца.

— Николай, ваши родители имели отношение к театру?

— Нет, никакого, я вырос в семье, далекой от театра. И, наверное, поэтому мое увлечение балетом никем из родственников не воспринималось всерьез. Но этот мир меня страшно привлекал. Не будучи ребенком актера, я не мог бывать за кулисами, но я так мечтал туда пробраться, за эту рампу! Я завидовал моим одноклассникам, у которых родственники работали в театре. Сами они туда не ходили, а я не понимал: как можно туда не рваться?! Мне казалось, что настоящая жизнь — там. Я точно знаю, что как бы ни складывалась моя судьба, я бы оказался в театре. Не стал бы артистом балета — был бы театральным художником или художником по свету. Я думаю, это все благодаря моей маме. Балет — это квинтэссенция прекрасного, а любовь к красоте и гармонии у меня от нее. Мама в себе это даже культивировала. Она работала педагогом, у нее не было излишка денег, но три раза в неделю она ходила в парикмахерскую, укладывала волосы, делала маникюр. Она говорила: дети все запоминают и не прощают просчеты, я всегда должна быть комильфо. Меня всегда окружали женщины, за собой следящие. Это очень важно.

«Готов расписаться кровью, что современный балет — самое целомудренное искусство»

— Есть такая поговорка: «Через тернии к звездам». Наверное, пришлось пройти очень через многое, чтобы оказаться на сцене Большого?

— Да, через многое. На этом пути мне постоянно приходилось преодолевать противодействие самых разных людей. Меня все время останавливали, говорили: «не ходи», «не получится», «театральный мир некрасивый», «Большой театр — вертеп разврата»… Когда в 13 лет с огромным трудом я переводился в Москву, все родственники мне твердили: «Лучше быть большим человеком в маленьком городе, чем маленьким — в большом». Но знаете, сколько человека ни предупреждай, пока он сам не ударится, ничего не поймет. Например, моя няня много раз говорила: не подходи к плите. А однажды взяла мою руку и поднесла к огню. И я больше близко к плите не подходил. А здесь я сам полез в огонь, потому что был уверен: попаду в Большой театр и стану здесь первым. Так и получилось. Конечно, это вела судьба, и все, что со мной произошло, это чудо.

— Неужели, вы верите в судьбу?

— Разумеется. То, что я оказался в Большом театре, — пример судьбы.

— Вас нередко критикуют даже те, кто никак не связан с балетом. Как вы думаете, почему?

— Может быть, потому, что в своей работе я являюсь очень жестким человеком. Меня критикуют на самом деле лишь потому, что я постоянно чего-то добиваюсь, доказываю свою правоту, отстаиваю свою точку зрения, а это, как вы догадываетесь, мало кому нравится. Никаких звездных капризов, как у некоторых, у меня нет. Я выступаю только по делу, пусть иной раз и резко. Есть два человека, мнение которых для меня чрезвычайно важно. Это мои педагоги: Николай Борисович Фадеичев и Марина Тимофеевна Семенова. А все остальное я выслушиваю, но близко к сердцу не принимаю. Журналисты порой вообще пишут обо мне бог знает что, но я к этому уже привык. Вы же понимаете, что газету читать никто не будет, если там в 1001-й раз напишут, что Цискаридзе лучше всех. Об этом уже столько всего написано, что никому не интересно.

— Кто-то назвал балет «возвышенным стриптизом». Вас не задевает такое сравнение?

— Нисколько — более того, скажу вам, что отчасти так и есть. По крайней мере, на сегодняшний день. Ведь в прошлые эпохи все было иначе. И артисты балета, так сказать, «раздевались» постепенно. Сначала едва показывали щиколотку, потом стали становиться короче женские юбки, потом у мужчин укоротились трусы-кюлоты. И дальше шло по нарастающей, но все равно можно сказать, и за это я готов расписаться кровью, что современный балет — самое целомудренное искусство.

«Я всегда что-то меняю, что-то прибавляю, что-то убираю»

— Какие детали для вас важны при работе над новой ролью?

— Стараюсь узнать как можно больше. Национальность, социальное положение, круг знакомств героя. Эти детали накладывают очень сильный отпечаток на поведение. Например, горожанин никогда не держится, как сельский житель. У него другая пластика и мимика. Но это только первый опыт построения образа, потому что дальше ты выстраиваешь характер в зависимости от той ситуации, которая есть в пьесе. Очень часто я призываю на помощь свой личный опыт. Мне повезло в том смысле, что детство и юность я провел в Тбилиси, а это очень демократичный город, в котором проживают люди разных конфессий, национальностей. Я был наблюдательным мальчишкой и всегда замечал, насколько поведение людей зависит от их природных данных.

— Но тогда получается, что от спектакля к спектаклю багаж знаний о том или ином герое увеличивается, а значит, и рисунок танца должен каким-то образом меняться.

— Разумеется. Например, танцуя «Жизель» несколько раз подряд, глупо делать одно и то же. Да и не способен я на это. И я всегда что-то меняю, что-то прибавляю, что-то убираю. Иногда чувствую, что все хорошо, иногда, что сегодня, хуже, чем вчера. Что-то из таких спонтанных находок остается, что-то отсеивается. Но должен быть непрерывный процесс, постоянный поиск, иначе будет неинтересно.

— Вы говорите: непрерывный процесс, постоянный поиск. Другими словами, вся ваша жизнь посвящена работе?

Долгое время это было так. Начав заниматься балетом в раннем возрасте, я посвящал ему все свое время. Наверное, только поэтому достиг успехов и обогнал многих моих коллег. Но в какой-то момент почувствовал, что накопилась огромная усталость. И около 30 я опомнился. Возник вопрос, а правильно ли, что вся моя жизнь — это только зал. Может, в ней должно быть и что-то помимо этого? Тогда я первый раз нарушил режим и провел ночь в клубе. Это казалось необыкновенно смелым поступком. Но, неожиданно ничего страшного не произошло. Жизнь прекрасно продолжалась дальше, никто этого «преступления» и не заметил. После этого «загула» я взглянул на свою жизнь с другой точки зрения. Стал больше отдыхать, чаще встречаться с друзьями, иногда позволяю себе посидеть до пяти утра. Конечно, я и сейчас много занимаюсь, но если встает выбор между лишним заработком или отдыхом, выбираю отдых.

— Но если беретесь за работу выполняете ее блестяще, никогда не халтурите. И даже иногда сами украшаете свои сценические костюмы.

— Да спустя рукава я никогда не работаю. Я люблю, чтобы все было выполнено на высоком уровне. Конечно, костюм Квазимодо ничем украшать не надо, но на сцене граф должен выглядеть графом, а принц — принцем. И когда у меня появляется возможность вышить костюм натуральным жемчугом, настоящими камнями Сваровски, я не буду лепить на костюм стекло. В свое время мне шили камзол принца из «Спящей красавицы» по эскизу, сделанному на основе костюма Людовика XIV — на нем только бриллиантов было нашито на 14 000 ливров (средневековая серебряная монета во Франции. — «РД» ). Я сделал все, чтобы выглядеть как настоящий принц: покупал жемчуг, камни, французскую парчу, и поэтому мой костюм просто горит на сцене. И, танцуя в нем, я получаю колоссальное удовольствие.

«Нынешними тетками восхищаться не хочется»

— Как же при вашей любви к красоте вы танцуете партию Квазимодо в «Нотр-Дам де Пари»? Не возникает ли ощущение какого-то диссонанса?

— Нет, я ни один раз за свою жизнь чувствовал себя гадким утенком. А теперь мечтаю состариться красиво: как, например, Жан Марэ, который в свои 80 лет выглядит еще прекраснее, чем в молодости. Вся внутренняя гармония (или дисгармония) человека проявляется у него на лице. Как говаривала Коко Шанель: «В 16 лет мы имеем то лицо, которое дал нам Господь, в 25 — то, которое мы сделали, а в 40 — то, которое мы заслужили».

— Красота на сцене это одно, а в повседневной жизни совсем иное, что для вас входит в понятие красоты человека?

— Конечно, сначала внешность. Для меня очень важны руки. Это такая существенная деталь, которая много говорит о характере человека. Движения рук, их форма, рукопожатие. Иногда я могу начать уважать человека только за его руки. И еще для меня очень важна аккуратность. Не обязательно быть одетым в дорогие марки, главное, чтобы это было чисто. Я могу понять, что у человека нет денег, чтобы купить дорогую майку, но чтобы эта майка не была постирана и заштопана — не могу понять. И тут мне ничего объяснять не надо. Я никогда не оправдываю женщину, пусть даже умную, образованную, доктора наук, но с дыркой на кофте.

— Не будем говорить о дырках на женских кофтах, а вот какой яркий пример женщины как воплощения красоты и стиля вы могли бы привести?

— Например, Барбра Стрейзанд. Вот стиль, который стал эталоном. Казалось бы, ее природные данные нельзя причислить к канонической красоте, но она их преподносит настолько пикантно, индивидуально, что это становится красивым. Из дня сегодняшнего, новой волны артисток мне сложно какой-то пример привести. Ощущение такое, что ушел класс, как-то все обнищало, измельчало. Все эти тусовочные люди, которые не сходят со страниц журналов… Даже говорить не хочется.

Вспомните Наталью Гундареву. Кого она только ни играла: поварих, неустроенных женщин или, наоборот, женщин-тиранов, властных самодурш. В обычной жизни она никогда не изображала из себя звезду, была очень аккуратной, красивой, пунктуальной. В любой компании вокруг нее сразу образовывался круг поклонников. А почему? Потому что она была личность, в ней чувствовался класс.

Если говорить о «звездах» балета, то, например, Галина Сергеевна Уланова всегда приходила в театр в перчатках, летом — в белых, кружевных. Смотреть, как она их снимала, надевала, было отдельное удовольствие. Какая элегантность! Сейчас почти все приходят в перчатках — ну и что? Думаешь — чего она пришла вообще? Или Майя Михайловна Плисецкая. Когда все ходили на репетиции в драном, она входила в зал с шикарным маникюром, в очень красивых «шерстянках». Ее рабочие вещи были красивыми и элегантными. Я уже не говорю про то, как она появлялась в фильме «Анна Каренина» в сцене скачек. Всех остальных актеров можно просто попросить выйти из кадра, потому что рядом с ней они выглядят смешно, неуютно. Она ничего не делает, просто идет и разговаривает, но вы понимаете, как в 19-м веке двигалась и говорила аристократическая красавица. Нет, нынешними тетками восхищаться не хочется.

— Хотя красота — это не только внешний вид. Какое поведение с вашей точки зрения является красивым для мужчины?

— Для меня важно, как мужчина ведет себя с женщинами, которые были и есть в его жизни. Однажды я попал в театр, где до этого гастролировала одна из наших балерин. Блистательная балерина, но с совершенно несносным характером. Весь театр рассказывал мне, какая она нехорошая, все перемывали ей кости и ругали на чем свет стоит. И вот я разговариваю с танцовщиком, который с ней непосредственно работал. Он сказал: «Я с ней танцевал». И все, ни одного нелицеприятного слова! Я в этого человека сразу влюбился. И хотя, судя по рассказам коллег, для него это был тяжелый период в жизни, он поступил по-мужски по отношению к ней и это ценно. Я на такие детали очень обращаю внимание.

— Какой должна быть женщина, чтобы вам понравиться?


— Женщина должна привлекать внимание прежде всего умом. Воспитанностью. Интеллигентностью. А красота? Она в глазах смотрящего: то, что мне кажется красивым, вы сочтете совсем не интересным. С красивой пустышкой жить до невозможности скучно. Покрасоваться на публике — да, а жить — это совсем другое. Покрасовался раз, другой, а потом что? Дома и поговорить не о чем, и делать она толком ничего не умеет, и посоветоваться с ней нельзя. Нет, в девушке все должно быть прекрасно. И, честно сказать, мне гораздо важнее, что у нее в душе и в голове. Ведь почему люди влюбляются друг в друга? Видимо, так сошлись звезды. Это необъяснимые вещи и раскладывать по полочкам их не следует — для счастья этого совсем не нужно. Помните рассказ Горького о старухе Изергиль? Там орел коршуну говорит о том, что лучше один раз почувствовать вкус крови, чем всю жизнь питаться падалью. Лучше любить 3 дня, чем жить с высчитанной любовью.

«Семья — это другая фаза жизни»

— Звучит, конечно, красиво, но одно дело короткий роман, и другое — долгая совместная жизнь в браке. Кстати, в роли отца семейства вам себя представить легко или сложно?

— С фантазией у меня все в порядке, представить-то могу хоть сейчас, но вот спешить, думаю, не стоит. Я очень ответственный человек во всем. Семья — это другая фаза жизни. О ней можно серьезно подумать лет после сорока. Для мужчины это вполне нормальный возраст, когда он твердо стоит на ногах (если стоит) и знает свои возможности. А мне надо еще вольно пожить и поработать. Кроме того, пока еще не вижу подходящей девушки для себя. Красавиц-то полно, а вот в духовном плане они далеко не так прекрасны.

— То есть вас одной внешностью не возьмешь?

— Мне кажется, любого глубокого, умного и чего-то стоящего мужчину одной внешностью не возьмешь.

— Что, на ваш взгляд, можно простить женщине из того, что нельзя простить мужчине?

— Глупость. Мужчине нельзя простить, а женщине можно, если она красивая. А внешне — все, кроме неопрятности.

— А что вы легко можете простить любому человеку?

— …Обжорство! Просто я понимаю, как трудно все время держать себя в форме.

— Теперь я понимаю, почему вас нередко называют «настоящим гедонистом».


— А я, кстати, очень удивился, когда узнал об этом. Хотя приятно, когда по отношению к тебе такие иностранные слова употребляют. (Смеется.) Конечно, мне нравится получать от жизни удовольствие. Моя самая большая мечта — дом на берегу теплого моря, вечная весна и никакой физической работы. Гулять по пляжу, кататься на скутере, валяться на матрасе, играть в карты. Я тяготею к праздному образу жизни, может быть, потому, что с 10 лет очень много работаю.

— Интересно, и чем же себя балует гедонист Цискаридзе?

— Ем сладкое, еду отдыхать, покупаю себе что-нибудь. Вижу какую-нибудь вещь, она мне нравится, сначала думаю: надо ли мне это? Потом говорю себе: вчера я удачно станцевал спектакль, дай, сделаю себе подарок. И покупаю.

— Думаю, что у вас, как и у каждого человека, бывают приступы отчаяния. Как вы с ними справляетесь?

— Много лет на моей стене висел большой плакат с известным изречением царя Соломона: «И это пройдет». И он мне всегда помогал. Когда случается какая-то неприятность, первое, что надо сказать себе: «Пройдет». У нас всегда находится много поводов, чтобы расстраиваться, в результате мы сами себе создаем трудности. Зачем?

Николай Цискаридзе родился в Тбилиси. Его мать, Цискаридзе Ламара Николаевна была учителем в средней школе, преподавала физику и математику. Отец, Цискаридзе Максим Николаевич, был скрипачом. Мама Цискаридзе любила искусство и часто посещала театры. Посещая театры вместе с мамой, маленький Николай познакомился со сценическим искусством.

После гастролей театра С.В. Образцова в Тбилиси Николай серьезно увлекся кукольными представлениями. Он даже начал сам делать кукол. Любовь к этому виду искусства осталась у него на всю жизнь. Будучи взрослым, он собрал большую коллекцию кукол. Но на первом месте у Цискаридзе всегда были так любимые им танцы.

Учеба

Первым серьезным шагом на пути к будущей профессии для Николая Цискаридзе стало поступление в Тбилисское хореографическое училище в 1984 году. Обучение Николая было весьма успешным, и вскоре стало ясно, что для дальнейшего обучения нужно ехать в Москву. Следующим училищем, в которое поступил Николай Цискаридзе, стало Московское академическое. Тут он обучался под руководством профессора Петра Антоновича Пестова, который был просто замечательным педагогом.

Цискаридзе все схватывал на лету и делал большие успехи. Некоторые труднейшие произведения он станцевал еще в школьные годы (па-де-де из балета "Фестиваль цветов в Джензано", "Классическое па-де-де" В. Гзовского и т.д.). Цискаридзе заметили представители Международной благотворительной программы "Новые имена", отмечающей юные таланты в различных видах искусства. В результате Цискаридзе стал стипендиатом этой программы.

Николай Цискаридзе - Дочь Фараона

Карьера Николая Цискаридзе

Закончил Московское академическое училище Цискаридзе в 1992 году. И сразу был приглашен Ю.Н. Григоровичем в труппу Большого театра. И хотя в театре жизнь была очень непростой, Цискаридзе отмечал, что ему очень повезло с наставниками, особо отмечая Николая Романовича Симачева, Марину Тимофеевну Семенову, и Галину Сергеевну Уланову. С Улановой Николай встретился после смерти матери, и она стала для него ангелом-хранителем. Она его многому научила.

Работу в театре Цискаридзе совмещал с учебой в Московском государственном хореографическом институте. Он учился на специальности "Артист балета. Педагог". Закончил институт он в 1996 году.

Как и любой начинающий артист, Николай Цискаридзе станцевал практически весь кордебалетный репертуар, прежде чем ему начали давать более сложные партии. Это были и французская кукла из «Щелкунчика», и Конферансье из «Золотого века». Далее последовали ведущие партии в спектаклях как классического репертуара («Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик»), так и современных («Пиковая дама», «Паганини»).

Вскоре работа Николая Цискаридзе была отмечена различными наградами. В их число вошла серебряная медаль на четвертом Международном конкурсе артистов балета в Осаке (Япония) в 1995 году. А в 1997 году на восьмом Московском Международном конкурсе артистов балета Цискаридзе получил не только золотую медаль и первую премию а и персональный приз "За сохранение традиций классического наследия" Питера Вандерслотта. Постепенно Цискаридзе приобрел известность, о нем стали писать, говорить. У него появились поклонники, постоянно посещавшие спектакли с его участием.

Упорный труд Николая Цискаридзе заслужено отмечен множеством различных премий. Только национальную премию "Золотая Маска" в номинации "Лучшая мужская роль" он получал трижды – в 1999, 2000 и 2003 годах. Государственную премию Российской Федерации – в 2001 и 2003 годах. Были и другие премии, отмечавшие его вклад в хореографическое искусство.

Николай Цискаридзе на сцене

Добиться выдающихся результатов Николаю Цискаридзе удалось во многом благодаря уникальным природным данным. Уникальное сочетание высокого роста, замечательных пропорций, привлекательной внешности, музыкальности и пластичности дают Цискаридзе большие возможности. Но все это ничто без присущего Николаю терпения, трудолюбия, постоянной работы над собой и полной самоотдачи. Николай Цискаридзе в совершенстве овладел школой классического танца, добиваясь как технического так и эстетического совершенства движений. И это еще далеко не все. Глубокое понимание танца, наполнение смыслом каждого движения, духовное наполнение исполняемой роли – вот что наряду с техническим совершенством делает танец Цискаридзе таким завораживающим, эмоциональным, и не оставляет ни одного зрителя равнодушным к происходящему на сцене.


Хотя Николай Цискаридзе исполнил много ярких партий на сценах различных театров, особо хочется отметить его роль Квазимодо в балете "Собор Парижской Богоматери", поставленном на сцене Большого театра в 2003 году Роланом Пети. Уродство доверенного Цискаридзе персонажа передано не за счет бутафорского горба или особого грима, а только за счет хореографии и уникальной пластики артиста. Балетмейстер не только эффектно рисует внешность персонажа а и выражает состояние его души. Благодаря этой роли, он поднял уровень своего мастерства на еще более высокий уровень. Сам Цискаридзе отмечает, что после этой роли он стал танцевать многие партии по-другому. Эта роль что-то изменила у него внутри.

Цискаридзе прекрасно удаются роли как в классических, так и в современных спектаклях, длинные партии и маленькие миниатюры. В значительной степени это обусловлено очень ответственной подготовкой артиста к каждой роли. Это и анализ характера героя, внимательное знакомство с музыкой спектакля, участие в создании сценических костюмов. Ну и конечно же, доведение до совершенства каждого движения.

Жизнь артиста

Живет Цискаридзе в Москве. В настоящее время он является Премьером Большого театра. Правда, в последнее время с основным работодателем у артиста конфликты, которые решаются в суде. В 2011 года он стал членом Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству. Преподает на кафедре мужского классического танца и дуэтно-классического танца Московской государственной академии хореографии.

Николай Цискаридзе - Щелкунчик

Конечно же, основное место в жизни артиста принадлежит танцевальному искусству. Тем не менее, он находит время и для других увлечений, таких как музыка и опера, и собрал большую фонотеку. Больше всего Цискаридзе нравятся певцы, вокальные данные которых дополнены еще и актерским мастерством, например, Мария Каллас и Тито Гоби. Николай также любит читать и путешествовать.

В рамках Международного балетного фестиваля Dance Open в финском городе Савонлинна выступит заслуженный артист России, первый солист балетной труппы Мариинского театра Антон Корсаков. Накануне отъезда потомственный танцовщик встретился с корреспондентом «Известий», чтобы рассказать о летних фестивалях и ситуации в Мариинке.

- Летних фестивалей сейчас множество. Чем вас привлек Dance Open?

Прежде всего - высоким уровнем проекта. Я помню, как он начинался, и то, каким он стал сейчас, - небо и земля. Мне нравится, что ежегодно состав участников меняется в зависимости от рейтинга танцовщиков: у кого-то он понижается, у кого-то - наоборот. И нет никого, кого бы взяли просто, чтобы «заткнуть дыру». Для меня Dance Open - это встреча с друзьями и в то же время - большое событие. Появляется соревновательный ажиотаж, ты видишь, что жизнь не останавливается и нужно каждый раз доказывать свое право на участие.

Вы всю жизнь танцуете в Мариинском театре, здесь же танцевал ваш отец. Не было ли желания попробовать что-то другое?

Один раз у меня была попытка перейти в другой театр: это было конкретное предложение от Большого, которое я хотел рассмотреть для смены обстановки. Но прежний руководитель Мариинки Махар Вазиев - он очень профессионально относился к делу - создал все условия, чтобы я остался. Он к каждому человеку относился индивидуально, и это дорогого стоило. Нынешнее руководство в таких вопросах не очень компетентно. Достаточно оглянуться на времена правления Вазиева - сколько людей пришло, и какие это были кадры. Сейчас же даже зритель замечает - что-то не так, а его не обманешь.

- Не пожалели о том, что не ушли в Большой?

Нет. Но если бы мне предложили сменить обстановку сейчас, я бы сделал это сразу. Систему изменить невозможно, под нее нужно подстраиваться. Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. Ради новых ощущений, вызова, я бы сделал это. Но пока конкретных предложений нет. Сейчас мир таков, что все стараются использовать доморощенных артистов. Везде кризис, приглашать не очень выгодно. Но с удовольствием попробовал бы свои силы в «Ла Скала», где у меня был гостевой контракт.

- В Мариинке вам уже не нравится?

Я переживаю за свой коллектив, в котором уже столько лет. Но сейчас в нем происходит бардак. Труппа омолаживается, приходят новые люди. Это нормальный процесс. Но при Вазиеве это были люди из Академии русского балета, с русским духом, школой, традицией. Сейчас же у нас труппа интернациональная - и кореец, и англичанин. Притом что они не на ведущих ролях, я все равно не понимаю этого ажиотажа. Для небольших вариаций и наших артистов хватило бы. Раньше на сцене был творческий дух состязания между солистами, каждому приходилось доказывать свое место под солнцем. Сейчас же бардак в том, что все танцуют что хотят. Людьми затыкают дыры, чтобы текучка спектаклей не останавливалась. Мне такая конструкция труппы не очень понятна. Люди хотят ходить на имена. А имена нужно создавать.

Не так давно члены профсоюза балета Мариинского театра обращались к министру культуры с просьбой разобраться в этих ситуациях.

К сожалению, я в это время был в отъезде и в обращении не участвовал. Но ничего не изменилось, все осталось, как было. Это очередной показатель отношения руководства к артистам, солистам, которые создавали в какой-то степени славу Мариинки, и к самому театру. Жалко артистов, ведь многие люди просто теряют время своей жизни.

- Валерий Гергиев обещал, что с открытием новой сцены, Мариинки-2, ситуация изменится.

Новая сцена - действительно очень хорошая, профессиональная, сверхоборудованная. Там прекрасная инфраструктура, свет, полы. Но в итоге люди стали работать в три раза больше, потому что надо обслуживать две, а кому-то и три сцены. Стало меньше выходных, а зарплата особенно не изменилась. Мне так точно не стало лучше - меня не могут обеспечить достаточным количеством спектаклей. Последний раз я участвовал в постановке 31 мая, следующий мой официальный выход - 11 июля. Так что я нахожусь в вынужденном театральном отпуске: работы нет. Только за счет сторонних контрактов можно как-то себя стимулировать и поддерживать форму.

- Выступать в Мариинке-2 вам уже доводилось?

Пока нет. Я был там на экскурсии. Люди говорят, что танцевать хорошо. Но этого мало. На сцене должен быть дух балета, его нужно заслужить. В Мариинке-1 танцевали Сергеев, Уланова, Дудинская. Здесь же духа ответственности перед выходом на спектакль еще нет.

- Ваши коллеги жаловались, что гримерки в новом здании не доделаны.

Я только недавно отъезжал от театра на машине и видел, как девочки и мальчики в репетиционных костюмах идут по улице из Мариинки-1 в Мариинку-2, на них все смотрят. Какие-то комнаты, конечно, выделены, но большинство помещений еще не оборудовано. Посмотрим, причешут ли всё к следующему сезону или так же будем бегать.

- Вернемся к русской балетной традиции. Вы, кажется, собирались открыть свою школу в Китае, в США?

Школа в Китае была открыта, но пришлось этот проект продать. Китайцам нужно было перенять у нас опыт, и они поставили жесткие условия: мы должны были набрать китайских педагогов и их обучить. При этом они хотели, чтобы я проводил в школе большую часть своего времени, но постоянно летать туда-сюда тяжело. А в США наша школа - я основал ее в компании с другом - работает, взята под патронат ЮНЕСКО. Две наши бывшие студентки уже танцуют в Берлине у Владимира Малахова.

- Обсуждаются ли в Мариинке события Большого театра?

Обсуждаются. Я хорошо знаю и Сережу Филина, и уволенного Колю Цискаридзе. И с тем, и с другим мы общаемся, созваниваемся. Это люди, которые мне непосредственно близки и по работе, и по отношению к ней. Трагедия в Большом случилась давно, а конкретики до сих пор никакой нет. Дмитриченко жалко, поскольку его, как мне кажется, в какой-то степени сделали козлом отпущения. Это мнение сейчас высказывают очень многие. Люди не до конца верят, что он мог это сделать, - слишком уж изощренно.

- Как вам удается дружить и с Филиным, и с Цискаридзе? Ведь их представляют как противников.

Я общаюсь с ними как с людьми. А внутренние театральные отношения - их личное дело. Я нахожусь в Петербурге, они - в Москве. У нас тоже где-то есть такие противостояния. Коля - именитый танцовщик. Сережа - такого же уровня. Они что-то могли не поделить. Один кому-то что-то сказал, и начались дискуссии. Мы видим, во что они превращаются.

- А увольнение Николая Цискаридзе как вы воспринимаете?

В свете последних событий это абсолютно нормальная ситуация. Для меня лично это увольнение условное, потому что Коля - несвергаемый идол Большого. Но за примерами далеко ходить не надо: в свое время и Григорович, и Васильев приходили и уходили из Большого. Против системы идти бесполезно, лучше сменить театр. Коля пытался бороться, и мы видим, как всё повернулось.

Имя Николая Цискаридзе у многих любителей балета ассоциируется с определенными ролями и амплуа, но сейчас любимец публики уже не рискует выходить на сцену. Находясь в должности ректора Академии русского балета, он успевает сделать много работы, передавая свои знания и опыт ученикам.

Есть в его творческой биографии и участие в телепроектах, где танцор занимает судейское кресло.

Раннее проявление творческих способностей

Николай родился в 1973 году в Тбилиси. Его отец, Максим Николаевич, занимался музыкальной деятельностью. Мама, Ламара Николаевна, по профессии – физик, была учительницей в школе. Будущий артист балета появился на свет, когда его матери было 42 года. У него есть двоюродная сестра - Вероника Ицкович, которая после окончания хореографического училища и института сценических искусств занялась актерской карьерой.


На фото Николай Цискаридзе в детстве с мамой Ламарой Николаевной

Когда родители развелись, воспитанием мальчика занялся отчим. В детские годы он мечтал стать директором зоопарка, так как очень любил животных. В семье всегда царила дружная атмосфера, а родные Коли старались привить ему хорошее воспитание. Вместе с мамой он часто ходил на спектакли, любил читать, петь и разыгрывать сценки перед знакомыми и гостями. В школьные годы юноша учился в хореографическом училище, а вскоре уехал в Москву, где обучался классическим танцам у педагога П. А. Пестова.

Развитие балетной карьеры

После окончания училища Цискаридзе взяли в Большой театр, где сначала юный артист танцевал в кордебалете, а потом ему дали роль Конферансье в «Золотом веке». Затем последовали еще ряд сольных партий, а в 1995 году танцору доверили исполнять главную партию в «Щелкунчике», благодаря чему осуществилась его главная детская мечта. Одновременно с карьерой Николай учился в хореографическом институте, а в 1996 году получил долгожданный диплом. С 1997 года в его копилке появились такие партии в балетах, как Граф Альберт в «Жизель», Злой Гений и Принц Зигфрид в «Лебедином озере», Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери», Конрад в «Корсаре» и других.

Молодой артист балета

За свою творческую карьеру Цискаридзе танцевал на многих подмостках: в Театре Московской оперетты, Государственном Кремлевском дворце, а также в знаменитом на весь мир театре – Ла Скала. Многие искусствоведы и балетоведы считали его танец технически безупречным и совершенным, отмечая также его высокий рост (183 см), стройную фигуру и привлекательную внешность. Деятельность артиста была отмечена множеством премий и наградами. Являясь бессменным солистом балета Большого театра, в 2013 году он вынужден был уйти из коллектива из-за многолетних распрей с руководством. На протяжении нескольких лет Николай высказывал свое недовольство по поводу реставрации здания, считая сделанной ее недостаточно хорошо. В 2014 году он был утвержден на должность ректора Академии русского балета имени Вагановой.


Фото www.instagram.com/tsiskaridze

Танцор много лет сотрудничает с телевидением, являясь многолетним ведущим на канале Культура, а также членом жюри шоу «Танцы со звёздами» на канале Россия. В 2017 году он занял судейское кресло конкурса «Синяя птица», и возможно, кто то из юных талантов будет учиться в его академии.

Личная жизнь

Цискаридзе не спешит распрощаться с жизнью холостяка и завести жену и детей. Свою личную жизнь он не стремится освещать, хотя не скрывает, что у него бывают увлечения и влюбленности. Не представляя себя без творческой деятельности, артист считает, что вряд ли кто выдержит его нелегкий характер, который закалился за годы балетной карьеры. Сейчас все свое время звезда балета отдает ученикам и творческому процессу.


Когда же удается побыть дома, Николай с удовольствием полежит на диване и посмотрит любимые сериалы. После того, как танцевальная карьера подошла к завершению, ректору Академии русского балет стало трудно поддерживать свой вес. Один врач посоветовал ему спать как можно больше, и теперь танцор следует рекомендациям специалиста. Являясь домоседом, Цискаридзе вместо светских мероприятий лучше насладится уютной и комфортной обстановкой в собственном жилище.

Цискаридзе

Николай Максимович

Председатель Ученого совета, ректор

Премьер Большого театра.
Народный артист Российской Федерации.
Лауреат Государственных премий РФ.
Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (с 21 июля 2011 года).
Доцент.

Родился 31 декабря 1973 года, в Тбилиси. В 1984 году поступил в Тбилисское хореографическое училище, а с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище, которое окончил по классу профессора Петра Пестова.

С 26 августа 1992 года был принят в труппу Большого театра. С 1995 года - премьер Большого театра. Свои партии в Большом театре готовил с Г.С. Улановой и М.Т. Семёновой, Н.Р. Симачёвым и Н.Б. Фадеечевым.

В 1996 году окончил Московский государственный хореографический институт по специальности «Педагог-репетитор». В 2014 году получил степень магистра юриспруденции, окончив Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

С 2004 года является постоянным ведущим телеканала «Культура» (программа «Шедевры мирового музыкального театра»).

С 2005 года работал педагогом-репетитором Большого театра, а также вел классы усовершенствования.

28 октября 2013 года назначен исполняющим обязанности ректора Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. Профессор кафедры методики преподавания классического и дуэтно-классического танца.

29 октября 2014 года решением Общего собрания (Конференции) трудового коллектива Академии избран ректором Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге.

C 2017 года член Общественной палаты Санкт-Петербурга.

Награды и звания:

1992 Стипендиат программы «Новые имена»
1995 Приз журнала «Балет» «Душа танца» (номинация «Восходящая звезда»)
1995 II премия Международного конкурса артистов балета в Осаке (Япония)
1997 I премия Международного конкурса артистов балета в Москве
1997 Личный приз Питера Вандерслотта «За сохранение традиций классического наследия»
1997 Звание «Заслуженный артист Российской Федерации»
1997 Приз театрального общества «Сильфида» «Лучший танцовщик года»
1999 Приз Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse» за исполнение партии Жана де Бриена в балете «Раймонда»
1999 Национальная театральная премия «Золотая маска» за исполнение партии графа Альберта в балете «Жизель» (сезон 1997/98)
2000 Премия Москвы в области литературы и искусства
2000 Национальная театральная премия «Золотая маска» за исполнение сольной партии в балете «Symphony in С» (сезон 1998/99)
2000 Член Союза театральных деятелей России
2001 Звание «Народный артист Российской Федерации»
2001 Государственная премия России за исполнение ряда ролей классического репертуара
2003 Назван Лучшим танцовщиком года итальянским журналом «Данца и данца» (DANZA & DANZA)
2003 Российская независимая премия «Триумф» за высшие достижения в области литературы и искусства
2003 Национальная театральная премия «Золотая маска» за исполнение партии Германна в балете «Пиковая дама»
2003 Государственная премия России за исполнение партии Германна в балете «Пиковая дама»
2003 Орден Чести Республики Грузия
2004 Премия журнала «Лица» в номинации «Кумир»
2006 Кавалер ордена Французской Республики «За заслуги в искусстве и литературе»
2006 Международная премия мира Объединенной культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества»
2013 Народный артист Республики Северная Осетия-Алания
2014 Художественная премия «Петрополь» за яркое воплощение образа Германна в спектакле Ролана Пети «Пиковая дама»
2017 Почётный профессор Бакинской академии хореографии (Азербайджан)
2018 Нагрудный знак «За вклад в российскую культуру» Министерства культуры РФ
2018 Орден Дружбы (государственная награда РФ)
2019 Учёное звание доцента

Основной список ролей:

24.11.1991. Солист. «Классическая симфония» на музыку Первой («Классической») симфонии С. Прокофьева (I, II, IV части), хореография Л. Лавровского (партнерша Марина Ржанникова). ГАБТ-МАХУ.

24.11.1991. Франц, Л. Делиб. «Коппелия» (III акт), хореография А. Горского в редакции С. Головкиной (партнерша Марина Ржанникова). ГАБТ-МАХУ.

31.05.1992. «Гран па классик» на музыку Ф. Обера, хореография В. Гзовского (партнерша Марина Ржанникова). ГАБТ-МАХУ.

14.08.1992. Па де де из балета Э. Хельстеда «Фестиваль цветов в Дженцано». Хореография А. Бурнонвиля (партнерша Анастасия Яценко). Гастроли МАХУ в Вейле (США).

28.10.1992. Сверстники Джульетты. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта», хореография Ю. Григоровича. ГАБТ.

06.12.1992. Конферансье. Д. Шостакович «Золотой век», хореография Ю. Григоровича. ГАБТ.

13.01.1993. Меркуцио. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», хореография Ю. Григоровича (партнеры: Юрий Васюченко, Марк Перетокин). Гастроли ГАБТ в Лондоне, Альберт-холл.

14.01.1993. Французская кукла. П. Чайковский «Щелкунчик», хореография Ю. Григоровича (партнерша Наталья Лапицкая). Гастроли ГАБТ в Лондоне, Альберт-холл.

15.01.1993. Принц Фортюне. П. Чайковский «Спящая красавица», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (партнерша Елена Андриенко). Гастроли ГАБТ в Лондоне, Альберт-холл.

19.03.1993. Четверка кавалеров. Гран па из балета А. Глазунова «Раймонда», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича. ГАБТ.

16.06.1993. Дон Хуан. Т. Хренников. «Любовью за любовь», хореография В. Боккадоро. ГАБТ.

16.07.1993. Pas de deux из балета Ц. Пуни «Эсмеральда», хореография В. Гзовского в редакции С. Головкиной (партнерша Алиса Хазанова). Гастроли MAXУ в Японии.

24.12.1994. Солисты вальса. П. Чайковский. «Лебединое озеро», хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича. ГАБТ.

13.01.1995. Щелкунчик-принц. П. Чайковский. «Щелкунчик», хореография Ю. Григоровича (партнерша Наталья Архипова). ГАБТ.

12.03.1995. Граф Вишенка. К. Хачатурян. «Чиполлино», хореография Г. Майорова (партнерша Наталья Маландина). ГАБТ.

18.03.1995. Юноша «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина (партнерша Мария Александрова). ГАБТ.

13.04.1995. Джеймс Рюбен. X. Левеншелль. «Сильфида», хореография А. Бурнонвиля в редакции Э. М. фон Розен (партнерша Алла Михальченко). ГАБТ.

03.05.1995. Злой гений. П. Чайковский. «Лебединое озеро», хореография Ю. Григоровича (партнеры: Нина Семизорова, Алексей Фадеечев). ГАБТ.

14.05.1995. Золотой Божок Л. Минкус. «Баядерка», хореография Н. Зубковского. ГАБТ.

29.06.1995. Паганини. «Паганини» на музыку С. Рахманинова, хореография Л. Лавровского в редакции В. Васильева (партнерша Елена Андриенко). ГАБТ.

07.07.1995. Джига. Л. Минкус. «Дон Кихот», хореография М. Петипа. Л. Горского, Р. Захарова. Гастроли ГАБТ в Японии.

11.08.1995. «Классическое pas de deux» на музыку А. Адана, хореография Л. Лавровского в редакции С. Головкиной (партнерша Мария Александрова). Гастроли MAXУ в Вейле (США).

28.09.1995. Pas de deux из балета А. Адана «Корсар», хореография М. Петипа, В. Чабукиани (партнерша Марианна Рыжкина). VIII Международный конкурс артистов балета мадам Ойя в Японии (Осака).

25.12.1995. Меркуцио. С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», хореография Л. Лавровского. (партнеры Андрей Уваров, Александр Ветров). ГАБТ.

27.12.1995. Трубадур. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта», хореография Л. Лавровского (партнерша Анна Антоничева). ГАБТ.

22.05.1996. Ферхад. А. Меликов. «Легенда о любви», хореография Ю. Григоровича (партнерши: Елена Андриенко, Нина Семизорова). ГАБТ.

13.06.1996. М. Теодоракис. «Антигона», хореография С. Боброва. ГАБТ.

06.07.1996. Нарцисс. «Нарцисс» на музыку Н. Черепнина, хореография К. Голейзовского. Гастроли ГАБТ в Австрии (Грац).

18.07.1996. Голубая птица. П. Чайковский. «Спящая красавица», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (партнерша Галина Степаненко). Гастроли ГАБТ в Австрии (Грац).

20.11.1996. Роза. «Видение розы» на музыку К.М. Вебера, хореография М. Фокина (партнерша Надежда Павлова). ГАБТ.

25.12.1996. Король. П. Чайковский «Лебединое озеро», хореография В. Васильева (партнеры: Елена Андриенко, Владимир Непорожний). ГАБТ.

02.04.1997. Принц Дезире. П. Чайковский «Спящая красавица», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (партнерша Нина Семизорова). ГАБТ.

22.05.1997. Граф Альберт. А. Адан «Жизель», хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (партнерша Надежда Павлова). ГАБТ.

24.06.1997. В. Артемов «Тотем» для шести ударников в исполнении Ансамбля ударных инструментов М. Пекарского, хореография С. Боброва. VIII Международный конкурс артистов балета в Москве.

26.11.1997. Солор. Л. Минкус «Баядерка», хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Ю. Григоровича (партнерши: Анна Антоничева, Нина Сперанская). ГАБТ.

27.12.1997. Граф Альберт. А. Адан «Жизель», хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева (партнерша Светлана Лунькина). ГАБТ.

19.06.1998. Жан де Бриен. А. Глазунов «Раймонда», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (партнерша Анастасия Волочкова). ГАБТ.

21.04.1999. Солист (III часть). Symphony in С на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина (партнерша Мария Александрова). ГАБТ.

07.05.2000. Лорд Вильсон/Таор. Ц. Пуни «Дочь фараона», хореография П. Лакотта по М. Петипа (партнерша Надежда Грачева). ГАБТ.

23.01.2001. Ферхад. А. Меликов «Легенда о любви», хореография Ю. Григоровича (партнерши: Юлия Махалина, Майя Думченко). Мариинский театр.

29.05.2001. Скрипка. Спектакль «Маэстро» на музыку Н. Паганини. С. Рахманинова, постановка А. Лиепы (партнеры: Евгений Колобов, Илзе Лиепа, Сергей Стадлер, Николай Петров, Александр Стрельцов). Московский театр «Новая опера».

15.06.2001. «Рубины» (из балета «Драгоценности») на музыку «Каприччио» для фортепиано с оркестром И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина (партнерша Диана Вишнева). Гастроли Мариинского театра в Лондоне. Роял Опера Хаус.

27.06.2001. Принц Зигфрид. П. Чайковский «Лебединое озеро», хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского в редакции Ю. Григоровича (партнерша Галина Степаненко). ГАБТ.

07.07.2001. Золотой раб. «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина; реконструкция И. Фокиной, А. Лиепы (партнерша Ирма Ниорадзе). Гастроли Мариинского театра в Лондоне. Роял опера Хаус.

26.10.2001. Германн. «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского, хореография Р. Пети (партнерши: Илзе Лиепа, Светлана Лунькина). ГАБТ.

29.12.2001. Солор. Л. Минкус. «Баядерка», хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Р. Нуреева (партнерши: Мари Аньес Жилло, Стефани Ромбер). Опера де Пари.

30.06.2002. Принц Зигфрид. П. Чайковский. «Лебединое озеро», хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева (партнерша Ирма Ниорадзе). Мариинский театр.

15.02.2003. Квазимодо. М.Жарр. «Собор Парижской Богоматери», хореография Р. Пети (партнерша Светлана Лунькина). ГАБТ.

23.02.2003. Солор. Л. Минкус. «Баядерка», хореография М. Петипа (1900) в редакции С. Вихарева (партнерши: Дарья Павленко, Екатерина Осмолкина). Мариинский театр.

28.03.2003. Юноша. "Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха, хореография Р. Пети (партнерша Тамио Кусакари). Асами Маки балет, Новый национальный театр (Токио).

13.06.2004. Злая фея Карабос. П. Чайковский «Спящая красавица», хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича, версия 1973 года. ГАБТ.

01.10.2004. Судьба Ж. Пресгурвик. Мюзикл «Ромео и Джульетта» режиссер и балетмейстер М. Реда. Московская оперетта.

21.11.2004. Классический танцовщик. Д. Шостакович «Светлый ручей», хореография А. Ратманского (партнерша Галина Степаненко). ГАБТ.

22.12.2004. Тезей/Оберон. «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети, хореография Дж. Ноймайера (партнеры: Светлана Захарова, Ян Годовский). ГАБТ.

29.03.2005. Кавалер де Грие. «Манон» на музыку Ж. Массне. хореография К. Макмиллана (партнерша Ирма Ниорадзе). Мариинский театр.

27.04.2005. Pas de deux из II акта балета П. Чайковского «Лебединое озеро», хореография Р. Нуреева (партнерша Элизабет Платель). ГАБТ.

09.06.2005. Солист. “In the Middle” “Somewhat Elevated” на музыку Т. Виллемса, хореография У. Форсайта (партнерши: Ирина Голуб, Екатерина Кондаурова). Мариинский театр.

16.10.2005. Полифем. «Смерть Полифема», режиссеры Майя Краснопольская, Илья Эпельбаум. Театр «Тень».

25.10.2005. Синий Бог. «Синий Бог» на музыку А. Скрябина, хореография У. Иглинга. (партнерши: Илзе Лиепа, Наталья Балахничева). Кремлевский балет, Государственный Кремлевский дворец.

16.02.2006. «For 4» на музыку Ф. Шуберта, хореография К. Уилдона (партнеры: Йохан Кобборг, Анхель Корелла, Итан Стифел). Проект "Kings of the Dance’, Orange County Performing Arts Center (CША).

16.02.2006. Хозе, Кармен, Эскамильо. «Кармен соло» на музыку Ж. Бизе, хореография Р. Пети. Проект "Kings of the Dance’, Orange County Performing Arts Center (CША).

19.02.2006. Профессор. «Урок» на музыку Дж. де ла Рю. хореография Ф. Флиндта (партнерши: Алина Кожокару, Зинаида Яновски). Проект "Kings of the Dance’, Orange County Performing Arts Center (CША).

18.04.2007. Солор. Л. Минкус «Баядерка», хореография М. Петипа (1877) в редакции В. Пономарёва и В. Чабукиани (1941) (партнерши: Ульяна Лопаткина, Мария Александрова). Мариинский театр.

23.06.2007. Конрад. А. Адан «Корсар», хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки (партнерша Мария Александрова). ГАБТ.

27.10.2008. Солист. «Alter Ego» на музыку В.А. Моцарта, хореография В. Васильева (партнер Артем Овчаренко). ГАБТ.

21.05.2009. «Падший ангел» на музыку Г. Канчели и С. Барбера, хореография Б. Эйфмана. Центр исполнительских искусств в Оранж Каунти, Калифорния, США.

12.11.2009. «Remanso» на музыку Э. Гранадоса, хореография Н. Дуато (партнеры: Денис Матвиенко, Хосе Корреньо). Проект "Kings of the Dance’, Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

19.12.2009. Дроссельмейер/Принц. П. Чайковский «Щелкунчик», хореография Р. Нуреева (партнерша Мириам Улд-Брахам). Опера де Пари.

28.01.2010. Люсьен д’Эрвильи. Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки (партнерша Анжелина Воронцова). ГАБТ.

17.11.2011. «Бриллианты» (из балета «Драгоценности») на музыку П. Чайковского (Третья симфония, II, III, IV и V части), хореография Дж. Баланчина (партнерша Ульяна Лопаткина). Мариинский театр.

29.03.2014. Симона, вдова.«Тщетная предосторожность», музыка Л. Герольда в обработке Д. Ланчбери, хореография Ф. Аштона в редакции М. Мессерера и М. О"Хэйра (партнеры: Анжелина Воронцова, Иван Зайцев). Михайловский театр.

Работы по возобновлению спектаклей классического наследия:

16.01.2010. Большой театр. «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина. Балет возобновлён Екатериной Гейденрейх (1958), Николаем Цискаридзе (2010). Исполнители: Мария Александрова, Марианна Рыжкина, Мария Аллаш, Николай Цискаридзе.

23.12.2011. Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац. П. Чайковский. «Щелкунчик», Хореография и редакция либретто Василия Вайнонена Балет возобновлен Михаилом Крапивиным Художественный руководитель постановки – Николай Цискаридзе.

07.03.2014. Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой. «Детское pas de deux» на музыку П. Чайковского, хореография М. Газиева, постановка и новая хореографическая редакция Н. Цискаридзе. Исполнители: Ксения Андреенко, Дмитрий Задорожный.

12.06.2016 Картина «Волшебные сады Наины» из оперы «Руслан и Людмила» (музыка М. Глинки; хореография М. Фокина (1917)). Хореографическая редакция осуществлена для выпускного спектакля Академии. Мариинский театр.

12.06.2016 «Фея кукол», балет в 2-х актах (музыка Й. Байера, вставные номера на музыку П. Чайковского, Р. Дриго, Ц. Пуни; хореография Сергея Легата и Николая Легата (1903), возобновление Константина Сергеева (1989)). Хореографическая редакция осуществлена для выпускного спектакля Академии. Мариинский театр.

12.06.2017 Третий акт балета «Пахита» (музыка Э. Дельдевеза, Л. Минкуса, Р. Дриго; хореография М. Петипа). Хореографическая редакция осуществлена совместно с Ю. Бурлакой для выпускного спектакля Академии. Мариинский театр.

12.06.2017 «Классическая симфония» (музыка С. Прокофьева; хореография Л. Лавровского). Хореографическая редакция осуществлена для выпускного спектакля Академии. Мариинский театр.

12.06.2018 Pas d’action из балета «Наяда и Рыбак» (музыка Ц. Пуни; хореография Ж. Перро, М. Петипа). Хореографическая редакция осуществлена для выпускного спектакля Академии. Мариинский театр.