Дом где жила булгаковская маргарита. Дом маргариты

Невероятно, но дом, где жил булгаковский Мастер, цел до сих пор, и резко выделяется на фоне ближайших каменных домов. Он находится под номером девять в Мансуровском переулке.

Когда-то в этом дом жили друзья Булгакова: драматург Сергей Ермолинский и художник Сергей Топленинов. Ермолинский занимал весь первый этаж особняка, а подвальчик же, тот самый, в котором жил Мастер, занимал Топленинов. Булгаков частенько захаживал к ним в гости.

Куда может вести эта дверь в стене рядом, мне неведомо. Её размеры таковы, что моя крохотная половинка, сидя рядом, всё равно выше её.

Во двор не войти, железные ворота заперты (да оно и немудрено, учитывая количество поклонников Булгакова).

Но я как-то засунул объектив в щель и сфотографировал окно в подвальчик, в который Маргарита стучалась носком туфли.

Интересно было бы узнать, что сейчас в этом подвальчике.

Что ж, поехали искать дом Маргариты. Многие исследователи полагают, что это был особняк Саввы Морозова на Спиридоновке, д. 17 (сейчас тут Министерство иностранных дел). Савва Морозов был влюблён в актрису Марию Андрееву, один из прототипов Маргариты, но известному промышленнику и меценату она предпочла писателя Максима Горького.

Второй претендент - Малый Ржевский переулок, д. 9, на пересечении с Хлебным Это дом архитектора Соловьёва. До замужества здесь проживала будущая жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская.

Ещё есть мнение, что Маргарита жила на Остоженке д. 21, в доме Кекушева (сейчас здесь посольство Египта). Дочь Льва Кекушева, Мария, стала гражданской женой артиста Малого театра Сергея Топленинова, друга М.Булгакова. Пара поселилась как раз по адресу Мастера - в Мансуровском переулке, то есть совсем рядом.

Есть ещё кандидаты на дом Маргариты, например, Малый Власьевский переулок, д.9. Месторасположение переулка идеально подходит под описание, данное в романе. Кроме того, третья жена писателя Елена Сергеевна рассказывала о географических прообразах адресов романа и назвала этот дом в Малом Власьевском.

Почитатели «Мастера и Маргариты» устремились к дому № 9 этого переулка и, не обнаружив ни малейшего сходства, нашли его в соседнем доме № 12.

Но этот дом одноэтажный, и из него было бы не удобно вылетать на индивидуальном транспортном средстве. Кстати, домработница Наташа это певица Наташа Королёва.

Дом Драмлита Булгаков перенес из Лаврушенского переулка на Арбат, на Большой Николопесковский переулок. Но описан в романе именно этот дом, где жили официальные, номенклатурные писатели и критики, в числе коих и некий Литовский, стараниями которого были запрещены пьесы Булгакова, прообраз критика Латунского, квартиру которого разгромила Маргарита.

"Её внимание привлекла роскошная громада восьмиэтажного, видимо, только что построенного дома. Маргарита пошла вниз, и, приземлившись, увидела, что фасад дома выложен черным мрамором, что двери широкие, что за стеклом их виднеется фуражка с золотым галуном и пуговицы швейцара и что над дверьми золотом выведена надпись: «Дом Драмлита»."

Ещё один кандидат на дом Драмлита - доходный дом купца Филатова на Арбате, называемый также «Дом с рыцарями». Есть версия, что статуям рыцарей на этом доме Булгаков обязан идеей сделать Коровьева рыцарем.

"Примерно через четверть часа после начала пожара на Садовой, у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот."

Последние похождения Коровьева и Бегемота в магазине "Торгсин" происходят явно в бывшем Смоленском гастрономе, по адресу Арбат, д.54. Слово "торгсин" - это сокращение от словосочетания " торговля с иностранцами". Позже эти магазины стали называть "Берёзка".

Дом, в котором происходили основные события романа выглядит вот так. У Булгакова он расположен по адресу Садовая 302-бис, ныне - Большая Садовая, д.10.

Сейчас здесь находятся два музея - "Булгаковский дом" на первом этаже и "Нехорошая квартира" на четвёртом. Но по ним будут отдельные две темы.

Ну и последнее, это то самое место, где сидели Воланд и Азазелло, любуясь Москвой, перед своим отбытием. Это знаменитый Дом Пашкова на Моховой / Воздвиженке.

"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами."

В теме были использованы иллюстрации Елены Мартынюк, Жана Лурьё и "Ретроателье". Возможно, кого-то я не упомянул, но найти авторов уже не представляется возможным.


3 неоготических особняка, 1 неоготический доходный дом, 2 особняка в стиле модерн и один в стиле ампир... во всех этих местах с той или иной частотой и уверенностью селят булгаковскую Маргариту серьезные исследователи и туристические гиды. Несмотря на популярность темы, к своему удивлению, ни одной статьи, где все "особняки Маргариты" были бы собраны воедино я не нашла. Попытаюсь восполнить этот пробел.


Из книги Булгакова о доме Маргариты известно немного:
Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоём занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место! Всякий может в этом убедиться, если пожелает направиться в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу - особняк ещё цел до сих пор.

Маргарита проснулась... в своей спальне, выходящей фонарем в башню особняка...

Трёхстворчатое окно в фонаре... светилось бешеным электрическим светом...

Окрашенный луною с того боку, где выступает фонарь с трехстворчатым окном... готический особняк.

Луна в вечернем чистом небе висела полная, видная сквозь ветви клена. Липы и акации разрисовали землю в саду сложным узором пятен.

Пролетев по своему переулку, Маргарита попала в другой, пересекавший первый под прямым углом. Этот заплатанный, заштопанный, кривой и длинный переулок... Третий переулок вёл прямо к Арбату.

Местоположение особняка Маргариты достаточно единодушно вычисляется исследователями на основе маршрута ее полета . Это дом по адресу Малый Власьевский переулок, 12 или, по другой версии, 9а, ныне снесенный (для маршрута это принципиальной разници не имеет: дом 9а стоял напротив дома 12).

Малый Власьевский пер., 12

Однако дом этот имеет достаточно посредственное сходство с тем особняком, что был описан у Булгакова: хотя наличиствуют сад и чугунная решетка, и по размеру он как раз подходит для дома преуспевающего инженера и его жены, дом этот никак нельзя назвать готическим. Поэтому многие считают, что Булгаков взял какой-то другой особняк и "перенес" его во Власьевский переулок. И вот по поводу того, какой именно особняк Булгаков туда перенес, существует несколько мнений.

1. Особняк Саввы Морозова (Спиридоновка, 17).
Pro:
- История любви, связанная с этим домом. Савва Морозов был влюблен в актрису Марию Федоровну Андрееву, но миллионеру Морозову она предпочла бедного писателя, мастера, а именно - Максима Горького.
- Дом окружен садом с кленами и чугунной решеткой.
Contra:



2. Особняк архитектора Соловьёва (Малый Ржевский переулок, 6).
Pro:
- Совсем недалеко жила третья жена Булгакова Елена Сергеевна Шиловская, которую считают наиболее вероятным прототипом Маргариты.
Contra:
- Вокруг дома нет ни сада, ни ограды.

3. Особняк Льва Кекушева (Остоженка, 21).
Pro:
- Любовная история, связанная с этим домом. Дочь архитектора и владельца дома Льва Кекушева против воли родных покинула отчий дом на Остоженке и стала гражданской женой артиста Малого театра Сергея Топленинова. Пара поселилась как раз по адресу Мастера - в Мансуровском переулке (в отличие от особняка Маргариты, адрес дома Мастера споров почти не вызывает).
Contra:
- Рядом с домом нет ни сада, ни ограды.
- Шумная Остоженка ну никак не тянет на "один из Арбатских переулков".

4. Особняк Рябушинского (Малая Никитская, 6).
Pro:
- Дом окружен садом и кованой оградой.
Contra:
- Особняк слишком большой, чтобы там мог занимать целый этаж даже самый хороший инженер.
- "Готическим" этот особняк можно назвать только с большой натяжкой.






5. Доходный дом наследников Н. П. Циркунова (Чистый переулок, 10).
Pro:
- Напротив, В доме № 9 на втором этаже несохранившегося флигеля в 1924—1925 гг. Булгаков жил со своей второй женой Любовью Евгеньевной Белозерской. Здесь была написана книга «Дни Турбиных» и многое другое.
- Расположен в "тихом переулке".
Contra:
- Большинство исследователей считают прототипом Маргариты не вторую, а третью жену Булгакова - Елену Сергеевну Шиловскую. Было бы странно, если бы он селил Маргариту в дом, который связан был совсем с другой женщиной...


6. Особняк Дерожинской (Кропоткинский переулок, 13).
Pro:
- Расположен в тихом переулке.
- Есть кованая ограда и сад.
Contra:
- Слишком большой для инженера и его жены.
- Не связан с биографией Булгакова.
- Очень условно может быть назван "готическим".

Сейчас особняк реставрируется и целиком затянут зеленой сеткой, поэтому сфотографировать его не получилось. Фото из просторов интернета.


http://www.diletant.ru/excursions/6246258/

7. Доходный дом архитектора Альбрехта (Нащокинский пер., 12).
Версия эта лично моя (по крайней мере, я нигде в литературе такого предположения не встречала - если вы видели - напишите, с удовольствием укажу ее автора, если кто-то уже придумал это до меня), но, на мой взгляд, вполне имеет право на существование.

Сам Булгаков жил в Нащокинском переулке в конце своей жизни. Тогда же, когда он писал финальную авторскую редакцию Мастера и Маргариты, где и появилось, впервые за всю историю работы над романом, упоминание о том, что особняк был именно готическим. Доходный дом работы архитектора Альбрехта был расположен прямо напротив дома Булгакова. Не может ли быть, что этот самый дом с его гаргульями и стрельчатыми окнами и натолкнул Булгакова на мысль, что именно таким и должен быть особняк, в котором жила наследница рода Валуа?

Согласно воспоминаниям Елены Сергеевны Булгаковой, М.Власьевский переулок, дом № 9А - это и есть адрес Маргариты. В пользу такого предположения свидетель- ствует и то, что в старых справочниках исследователи нашли запись о несуществу- ющей ныне нефтелавке по адресу Сивцев Вражек, дом № 22. Однако читаем у историка-любителя: "В пятидесятые прошлого века в доме на углу Борисоглебского и Собачки рядом с керосиновой лавкой (потом магазинчик "Хозтовары") располагался продовольственный магазин, хорошо знакомый окрестному арбатскому миру неиссякаемыми запасами водочки... Собачка исчезла в ноябре 1962 года... Она исчезла, как и Кречетовский переулок, вливавшийся в нее и оказавшийся под проспектом, как южная часть Борисоглебского переулка и северная - Большого Николопесковского переулка." "Историк" слегка "соврамши", поскольку Кречетовского переулка в Москве никогда не существовало - был только Кречетниковский. Таким образом, нам известны три керосиновые лавки в районе Арбата и Козихи - на карте они отмечены чёрными кружками. Следуя карте 1960 года, можно предположить ещё один маршрут полёта Маргариты - из Кречетниковского переулка мимо Собачьей площадки в Большой Новоплесковский переулок. Однако был ли в Кречетниковском переулке готический особняк, теперь проверить трудно. *** И всё-таки "дом Маргариты" - на Малом Власьевском, 12. И не слушайте скеп- тиков: - Дом хорошо подходит по расположению, но более чем посредственно - по описанию. - Довольно обшарпанный особнячок с садом вызывает некоторое сомнение в плане соответствия своей "роли" тем, что не имеет явного второго этажа (а ведь именно там должна была жить Маргарита, а на первом - Николай Иванович). - Позднейшими усилиями исследователей было установлено, что именно такой особняк якобы находился в доме N 9а по Малому Власьевскому переулку. Какие могут быть сомнения? Смотрите, что за чудные окна на фасаде - типич- ная готика. А что касается второго этажа, то кое-кто поленился зайти со двора - там двухэтажная пристройка с трёхстворчатым окном. Ну, что ещё нужно? И самое главное доказательство - ныне в доме, помимо обычной мелкой "чертовщины" вроде бурильных контор (бурение на воду и ремонт скважин), расположилась солидная фирма по организации корпоративных вечеринок. А кто кроме неё мог организовать бал Сатаны в Спасо-хаусе? И наконец, неужели кому-то могла придти в голову крамольная мысль, будто особняк в готическом стиле по адресу Малый Власьевский, 9а могли снести ради того, чтобы на его месте построить унылую многоквартирную хибару для Ангелтны Степановой, Мироновой и Минакера? Их дом как раз напротив описанного выше особняка. *** Читаешь комментарии к «Мастеру и Маргарите» и диву даёшься – чего только не вытворяют некоторые «булгакоеды», интерпретируя и препарируя великий роман с лёгкой руки «первопроходицы» Мариетты Чудаковой. Можно понять, когда даются пояснения к ершалаимским главам или выясняют, где жила Маргарита и ходил ли на Патриарших трамвай. Но когда буквально каждому персонажу пытаются подыскать реальный прототип – это уже чересчур! Неужели М.А. был настолько мелочным и злобным, что всем своим многочисленным обидчикам старался отомстить, «продёрнув» их в своём романе? Какая разница, с кого писал Булгаков образ критика Латунского и на кого тот более всего похож – на Луначарского или иного чиновника от просвещения и литературы? Достойных кандидатов на роли Латунского или Берлиоза было предостаточно в то время, да и сейчас навалом. И всех их не положишь под один трамвай. А почитайте, каких только «деяний» ни приписывают Булгакову. Он и «переключает сцену в иронический регистр», и «заставляет мерцать весь комплекс культурных и эстетических кодов». Не меньше, чем автору, достаётся и роману – оказывается, в нём «происходит актуализация архетипа и одновременно (!) он автоматизируется». Брагинский, Седа, ау! При этом самые естественные, легко поддающиеся толкованию слова интерпре- тируются совершенно непостижимым образом. Скажем, название первой главы «Никогда не разговаривайте с неизвестными» трактуется, как рекомендация избегать общения с иностранцами, следуя духу распространённой в прежние времена шпиономании. М.А. наверняка ничего подобного не имел в виду – смысл фразы в том, что свои мысли надобно держать при себе, а не то пострадать можно. Да, всего лишь за высказанные мысли, а не за действия. Собственно, тут пояснять особенно ничего не стоит, потому что именно за это многие отправлялись в те годы на Соловки и на лесоповал. Или вот как объясняется смысл слов из первой фразы романа – «весною, в час небывало жаркого заката». По мнению «булгакоедов» «жара стала признаком присутствия дьявола». Но Воланд оставался в Москве три дня и никакой особенной жары не наблюдалось, тем более перед грозой или по ночам. На самом деле всё не так. Летом жара никого не удивит. Писатель же намеренно указывает на нереальность происходящего, словно бы на тот случай, если вдруг чрезмерно доверчивый читатель и вправду поверит в появление «чертовщины» на Патриарших прудах. В сущности, Берлиозу и Бездомному просто не повезло. Будь на дворе прохладная погода или выпей они вместо тёплого абрикосового сока холодный нарзан – ничего бы «такого» не случилось. Тому подтверждение находим у тех же «булгакоедов», которые слова «нарзана нету» трактуют как «указание на зловещие признаки тоталитаризма», проявившиеся в «отсутствии в Москве даже предпосылок к нормальной жизни»! А чего стоят выводы некоего «булгакоеда»-любителя, дерзающего доказать, что «мастер» - понятие уничижительное, видимо, в отличие от «художника» или «творца». Однако не мог Булгаков назвать своего героя Писателем (дискредитировано при Сталине), Художником (непонятно), Творцом (высокопарно), хотел было назвать Поэтом, и всё же «мастер» более всего подходит, поскольку на все времена имеет одно значение - мастер своего дела. А как иначе М.А. должен был назвать одного из главных действующих лиц – просто по фамилии? Представьте себе название романа: «Иванов и Ефросинья». Вы спросите, а куда же подевалась Маргарита? Оказывается, она и вовсе недостойна того, чтобы ей посвятить роман. «Булгакоед» пишет: «Как можно после такого красочного описания поведения шлюхи настаивать на версии о том, что под Маргаритой Булгаков подразумевал свою собственную жену»? Вот это перл! Интересно, каким местом автор этой мерзости читал роман? Ведь на балу у Сатаны Маргарита предстала не перед людьми, там моральные критерии совсем другие, да и раздеться догола – это не столь уж постыдный поступок в сравнении с тем, что творят нелюди, одетые по последней моде. К тому же следует понимать, что М.А. описывал не икону, а живую женщину. В итоге «булгакоед» подводит нас к тому, что прообразом Маргари- ты является М.Ф.Андреева, гражданская жена Горького. А при чём здесь ЭТО? Оказывается, по мнению того же автора упоминание в романе Тверской вместо улицы Горького служит для того, чтобы привлечь внимание к имени Максима Горького, а поскольку по его астрологическим расчётам время «ухода из света» Мастера день в день совпадает с датой смерти пролетарского писателя, всё остальное предельно ясно. Послушайте, а может быть фраза Мастера «Как я угадал!» имеет тот смысл, что «Буревестник» угадал приближение революции? Но ведь тогда все ершалаимские главы – это славословие Великому Октябрю!.. Я вовсе не желаю всем «булгакоедам» погибнуть под колёсами трамвая, но надо же меру знать. *** Один из известных булгаковедов ещё в 1987 году писал, что дом Маргариты - это дом №9а по Малому Власьевскому переулку, где проживала семья Калужских, старший из которых был знаком Булгакову по Художественному театру. В доказатель- ство архитектурных достоинств дома приводилось утверждение, будто в разработке его проекта "участвовал" знаменитый зодчий Фёдор Шехтель, "одновременно занимав- шийся реконструкцией Художественного театра" (1902 год). Как нам удалось установить, к началу 20-го века дома №9а не существовало, а дом №9 принадлежал купчихе Анне Ивановне Вульф, владевшей небольшой фабрикой по производству горчицы. Так вот Александра Осиповна Калужская совместно с муж- ем, Василием Васильевичем, почетным потомственным гражданином и членом Общества искусства и литературы, владела угловым домом № 11, а вовсе не домом №9а. До- пустим, что позднее новый дом действительно был построен, однако в перечне многочисленных творений Ф.Шехтеля такое здание не значится. Трудно предположить, что зодчий открестился от своего участия в проектировании настолько примечатель- ного здания, что оно даже удостоилось чести занять важное место в романе Булга- кова. А готический стиль особняка тем более вызывает сомнения, поскольку Калуж- ский хоть и был сыном шуйского фабриканта, но Шехтель к этому времени отошёл от "готики", увлекшись "модерном". К тому же вызывает сомнение, что дом №9а дейст- вительно существовал, поскольку, если бы семья нуждалась в расширении своих владений, логично было бы сделать пристройку к дому с тем же адресом, чтоб гости не заплутали. В отличие от дома №9а, дом №12 действительно существует. В начале 20-го века он, наряду с домом №14, находился во владения Елизаветы Алексеевны Лухма- новой, принадлежавшей к потомкам коммерции советника, 1-й гильдии купца, пото- мственного почетного гражданин города Москвы, известного антиквара и мецената Дмитрия Александровича Лухманова. Купец торговал жемчугом, драгоценными кам- нями и всевозможными антикварными редкостями, включая рукописи и книги. Вот как описывает магазин Лухманова современник: "Картины, мраморы, бронзы, фарфо- ры, кристаллы поражают повсюду взоры посетителя; жемчуги, бриллианты, яхонты, изумруды являются в разных видах и изменениях. Можно смело сказать, что ни в Лондоне, ни в Париже, ни в одной столице в свете нет подобного вместилища сок- ровищ искусств и природы, и нет человека, который бы не нашел здесь чего-нибудь по своему вкусу”. От двух браков Лухманов имел десять детей: шесть сыновей и четыре дочери. Во владении Дмитрия Александровича находились дома №11-13 на Большой Лубянке и село Косино. После его смерти в 1841 году дома и магазин на Лубянке были проданы, а дети расселились по другим районам города. Чем же привлёк внимание Булгакова дом №12? Вероятно, бывая по соседству, в доме №11 у Калужских, он обратил внимание на тенистый сад, на дом с унылыми "готическими" окнами на фасаде и в его воображении возник образ женщины... именно такой, какой и предстала в романе Маргарита. (продолжение следует)

Евгений Марушевский

фрилансер, постоянно путешествует по миру

Москва - это не только небоскребы в центре города, претенциозные рестораны и люди, быстрым шагом снующие по улицам. Побывать в столице России и не пройтись по местам из романа «Мастер и Маргарита» - большое упущение. Но где же находятся эти булгаковские места в Москве?

Первым делом необходимо посетить дом самого Булгакова. Туда же он поселил Воланда. Апартаменты находятся на Большой садовой, 10. Метро Маяковская. Пресненский район, 6 подъезд, 4 этаж, квартира 50.

В этом доме Булгаков жил со своей первой женой. Атмосфера московской коммунальной квартиры оставила в душе писателя тяжелый отпечаток (это можно наблюдать из рассказа «Самогонное озеро»).

Атмосфера этого место прослеживается с самого входа в здание: стены на всех этажах покрыты цитатами из романа и изображениями героев: Кот Бегемот, Воланд, Маргарита. Стены белили, но надписи не трогали.

Время работы дома-музея Булгакова: 15:00-21:00 . Вход свободный.

В самом музее есть гипсовые скульптуры Коровьева и Азазелло, которые встречают вас уже на входе. В этой же квартире проходил «бал у сатаны».

Идея написать фрагмент «бал у сатаны» возникла в голове Булгакова после посещения американского посольства в Москве, куда его пригласили вместе с другими литераторами, политиками и военными.




Здесь происходит знакомство героев романа с дьяволом, прибывшим в Москву, и его странный спор о существовании дьявола и бога. Берлиоз и бездомный признаются Воланду, что они давно перестали верить сказкам о последнем.

Сейчас в этом месте находится один пруд, но название закрепилось с девятнадцатого века, когда водоемов было три.

На аллее Патриарших стоит необычный круглый указатель. На нем изображены Берлиоз, Воланд и Кот Бегемот, а внизу надпись «запрещено разговаривать с незнакомцами.

Знаменитую скамейку для съемок фильма пришлось передвигать, чтобы герои сидели спинами к пруду.




Помните момент, когда Берлиоза задавил трамвай? Это произошло на перекрестке Малой Бронной с Ермолаевским, недалеко от дома Булгакова. Рядом находится аллея Патриарших. Встретить здесь женщину, несущую масло - не к добру. Особенно, если ее зовут Аннушка.




Погоня Ивана за Воландом происходила с перекрестка до Арбатской площади, которая по праву считается дверью московских тайн.




В доме № 9 на Мансуровском переулке находился подвал Мастера, где он уединялся для работы над романом о Понтии Пилате. Раньше в здании жили Топлениновы. Помещение в подвале они сдавали драматургу Ермолинскому, товарищу Булгакову. Поэтому писатель был частым гостем на Мансуровском переулке. В комнате друга Михаил Афанасьевич работал над романом и зачитывал главы из него. Дом признан субъектом культурного наследия. Этому свидетельствует специальная табличка.




Вблизи подвала расположен прекрасный особняк с выходом в сад, где проживала Маргарита Николаевна с мужем. На последних страницах романа туда приходит Иван Николаевич. Он пересекает нефтелавку, поворачивает покосившемуся газовому фонарю и подкрадывается к решетке. За ней виден пышный сад и готический особняк, в котором Маргарита попрощалась с прежней жизнью и окунулась в захватывающий полет. Находится дом по Адресу улица Танеева, 12.

Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх в саду прекрасного особняка в саду, в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место. Всякий может убедиться, если направится в этот сад. Пусть обратится ко мне, я скажу ему адрес, укажу дорогу, особняк цел еще до сих пор.




От дома Грибоедова поднимайся к Пушкинской площади, сворачивай направо и иди к Тверской. Первый переулок - Большой Гнездниковский. Там впервые встретились Мастер и Маргарита.

В этом переулке Булгаков познакомился со своей третьей женой, которая стала прототипом Маргариты. Дом № 10, где они позднее поселились, в том время был первой московской высоткой.

Сейчас в переулке расположена учебная сцена ГИТИСа.




В конце переулка внимание Маргариты привлекала новая пятиэтажка. Девушка подлетела ближе и увидела фасад дома, выложенный черным мрамором, широкие двери и золотую надпись «Дом Драмлита». Это здание было построены в 1930 году для деятелей искусства. Здесь, в квартире № 84, Маргарита начала свой погром.




Здесь заседал МАССОЛИТ, которым руководил Берлиоз. В 1930-х годах организация пародировала литературные и драматические союзы, созданные для поддержки постулатов коммунистической идеологии в искусстве.




В театре Варьете прозвучали знаменитые слова Воланда:

Квартирный вопрос только испортил их (москвичей).

Сейчас это здание - театр сатиры.




Через четверть часа после начала пожара на Садовой у зеркальных дверей торгсина на Смоленском рынке появился длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот.

Это недалеко от дома на Спасской. Смоленский рынок занимал большую часть перекрестка Арбата и Садового кольца. Вместо здания «Торгсин» со страниц роман здесь располагается гастроном.




Каменная терраса - красивейшее здание Москвы. Ему более полутораста лет. Здесь находились Воланд и Азазелло. Гипсовая балюстрада закрывала героев от лишних взглядов прохожих. Привычных современному жителю высотных зданий до войны не существовало, но дом Пашковых расположен на возвышенном месте с хорошим обзором.




Свое путешествие герои романа заканчивают на Ленинских Воробьевых горах. От пронзительного свиста Фагота с корнем выдернулся дуб, по земле прошли трещины, вода вскипела и перекинулась на соседний берег. Мастер прощался с Москвой, оглядывая в последний раз родные окрестности.

Здесь лучше всего и завершить пешую экскурсию по булгаковским местам в Москве.




Экскурсии

Лучший способ посетить все популярные булгаковские места за один день - записаться на экскурсию.

Экскурсия на трамвае

Чтобы полностью прочувствовать атмосферу первой половины XX века, можно отправиться на . В рамках этой экскурсии вы посетите все популярные места из «Мастера и Маргариты» и многое узнаете о жизни в Москве в тот период.

Цена - 815 рублей с человека.

Продолжительность - 1,5 часа.

Пешая экскурсия

Если хочется пройтись пешком, есть и .

Цена - 500 рублей с человека.
Студентам и пенсионерам - 400 рублей.
Школьникам и детям - 300 рублей.

Продолжительность - 2 часа.

Экскурсия для группы

Если хотите пойти всей семьей или с компанией друзей, то лучший вариант - . Посторонних людей не будет - только вы и экскурсовод.

Цена с группы - 5 000 руб. Если вас больше восьми человек, то получится дешевле.

Продолжительность - 2,5 часа.

Один из самых популярных романов 20 века - «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова - был окончен ровно 75 лет назад, 13 февраля 1940 года. Над ним писатель работал 12 лет, но при жизни автора роман так и не был опубликован. Именно роман «Мастер и Маргарита» является основой популярных туристических маршрутов по булгаковской Москве. Корреспондент РИАМО вместе с экскурсоводами музея «Булгаковский Дом» прогулялась по местам романа и узнала, где впервые встретились мастер и Маргарита, и что в столице сегодня напоминает о культовом произведении.

Патриаршие пруды

Действие романа начинается с Патриарших прудов. Именно здесь «в час небывало жаркого заката появились два гражданина» - известный литератор Михаил Берлиоз и начинающий поэт Иван Бездомный. Шли они из дома литераторов - МАССОЛИТа и присели на лавочке напротив дома с башенками в Малом Патриаршем переулке. Со стороны Ермолаевского переулка появился Воланд со своей свитой. Как рассказывают на экскурсии, Ермолаевский переулок когда-то назывался Коровий, потом Панкратьевский, отсюда и персонаж Коровьева, который машет ручкой Берлиозу в первых сценах романа.

Нехорошая квартира

Еще одно знаковое место - «нехорошая квартира» в доме №50 302-Бис, где поселились Воланд и его свита, на самом деле располагалась в доме на Большой Садовой, 10. Если сложить цифры номера квартиры (3+0+2), то получится пять, а при умножении на два, так как «бис» означает повторный выход, получится 10. Номер 50 тоже не случаен. Сам Булгаков жил со своей первой женой на Большой Садовой, 10, в квартире №50, где сегодня располагается его музей-квартира .

Расписывать стены в подъезде, где когда-то жил автор «Мастера и Маргариты» поклонники романа стали еще с 70-х годов прошлого века. Стены несколько раз белили, но послания продолжали оставлять. Среди работ было очень много иллюстраций профессиональных художников, а сегодня подъезд расписывают все подряд: рядом с цитатами из романа и иллюстрациями к «Мастеру и Маргарите», много фраз на отвлеченные темы.

Рядом находится частный музей - «Булгаковский дом» со своим театром , экскурсиями, квестами, и даже котом Бегемотом.

Театр Варьете

Также узнаваемым местом из романа является прототип театра «Варьете», где Воланд и его свита устроили сеанс черной магии с разоблачением. Несмотря на то, что такого театра в Москве не существовало, его прототипом стали цирк и мюзик-холл, которые располагались в нынешнем здании Театра Сатиры в 20-30-е годы прошлого века. Булгаков бывал на представлениях мюзик-холла и видел там и иностранных артистов, и цирковые трюки, и номера с животными . Отсюда - фокусы кота Бегемота, разоблачение председателя Акустической комиссии, неравный обмен советских нарядов на французские, трюк с отрыванием головы конферансье Жоржу Бенгальскому и пр. Здесь же, в саду «Аквариум», впервые администратор Варьете Варенуха встретился с котом Бегемотом и Азазелло.

Кроме того, в Театре сатиры когда-то репетировалась известнейшая пьеса Булгакова «Иван Васильевич», но до премьеры дело не дошло. Сегодня никаких следов романа «Мастер и Маргарита» в театре и саду «Аквариум» не осталось - единственное, что напоминает о «Варьете» (бывшем цирке) - купол на здании Театра Сатиры.

МАССОЛИТ в «Доме Грибоедова»

Выдуманный Булгаковым Дом Грибоедова, в котором он разместил литературную организацию МАССОЛИТ, тоже можно найти в Москве. Это Дом Герцена на Тверском бульваре, 25, где в 20-е годы прошлого века существовало множество литературных объединений, таких как РАМП (Российская ассоциация пролетарских писателей), МАПП (Московская ассоциация пролетарских писателей) и другие. МАССОЛИТ литературоведы расшифровывают, как Мастерская социалистической литературы.

К создателю «Горя от ума» Александру Грибоедову дом никакого отношения не имеет, но именно здесь, по роману, поэта Ивана Бездомного объявляют сумасшедшим и отсюда увозят в клинику Стравинского. Интересно, что сегодня дом с сомнительной писательской историей по-прежнему наполнен литераторами - здесь располагается Литературный институт имени М. Горького.

Переулок Мастера и Маргариты

Особняк Маргариты на Спиридоновке

В романе говорится, что Маргарита с мужем занимали верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата . По одной из версий, прототипом мог стать красивейший замок на Спиридоновке, 17, построенный в конце 19 века по проекту архитектора Федора Шехтеля. Заказал его для своей жены известный предприниматель и меценат Савва Морозов.

Несмотря на то, что Спиридоновка от Арбата далековато, дом с садом и выстроен в готическом стиле , как и в романе. Сегодня в этом особняке - Дом приемов Министерства иностранных дел. Здесь проходил G8.

Дом Мастера

Под описания подвала Мастера, в который он переехал, чтобы работать над романом о Понтии Пилате, попадает дом в Мансуровском переулке, 9. Сам Булгаков часто бывал в этом доме, который принадлежал декоратору Сергею и актеру Владимиру Топлениновым, рассказывают на экскурсии. Полуподвальное помещение они сдавали драматургу Сергею Ермолинскому. И именно к нему часто наведывался Михаил Афанасьевич. Здесь он работал над «Мастером и Маргаритой», и даже читал некоторые главы романа. Весной дом утопал в сирени, как и рассказывает Мастер Ивану Бездомному, уточняет экскурсовод. Последние владельцы дома - потомки художника Курского. В 2013 году знаменитый «Дом Мастера» был выставлен на торги.

Впрочем, о связи с Булгаковым сегодня говорит табличка, рассказывающая о том, что дом является объектом культурного наследия , и уточняющая, что в 1926-1932 гг. здесь неоднократно бывал Михаил Булгаков.

Ольга Швенк

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите "Ctrl+Enter"