Творческие игры. Детские творческие игры

Творческие игры

Есть игры, которые определяют творческие возможности всех вместе или каждого в отдельности. В таких играх надо выйти и нарисовать картинку, показать пантомиму, придумать историю или показать шуточное представление. Бывает, что не сразу находятся желающие участвовать в таких играх. Ребята стесняются друг друга, боятся проявить себя, показаться смешными или нелепыми. Все зависит от тебя. Надо растормошить, убедить, заманить, вовлечь компанию в игру. Останови любителей насмехаться над приятелями, иначе ни одна игра не сложится.

Принцесса была… ужасная!

Кто? Кто затейник?

Художественное чтение

Продолжение веселых розыгрышей с набитым чупа-чупсами ртом. Доброволец получает столько леденцов, сколько в рот помещается. После этого ему дают книжку и просят почитать с выражением. Лучше всего подходят стихи. Придерживая леденцы за палочки, конкурсант пытается выполнить задание. Это очень смешно. Но продолжение еще более веселое. Услышанное и переведенное с «тарабарского» языка записывает другой конкурсант. Когда первый заканчивает, второй читает вслух то, что понял. После этого для сравнения читается оригинал. Все участники награждаются аплодисментами.

Я – звезда Голливуда!

Существует легенда, что великий оратор античности Цицерон в детстве обладал очень плохой дикцией. Для того чтобы ее улучшить, он клал в рот овальные ровные камушки и, превозмогая неудобство, старался чисто выговаривать слова. Вот и вы попробуйте провести такое занятие. Соревнуется несколько конкурсантов. Каждый произносит как можно чище и эмоциональней фразу: «Я – звезда Голливуда!» После этого упражнение усложняется: каждый получает и кладет в рот по одному, потом по два, потом по три леденца на палочке, каждый раз повторяя эту фразу.

Конкурс продолжается до тех пор, пока конкурсанты с набитым ртом в состоянии произнести что-то похожее на заданную фразу. Призом для конкурсантов служат полученные леденцы. Важное дополнение. Пусть маленькие конкурсанты, пока соревнуются, придерживают леденцы за палочки, чтобы, чего доброго, не подавиться.

«Загадочный» приз

Дай ребятам, сидящим за столом, объемистый сверток и скажи, что внутри находится приз. Но получить его сможет лишь тот, кто справится с заданием, спрятанным под оберткой. Желающий снимает обертку и обнаруживает загадку, написанную на листочке и приклеенную к краям следующей обертки. Если конкурсант знает отгадку, он произносит ее вслух. При верном ответе он может снять следующую обертку, но… под ней оказывается не приз, а следующая загадка. Отгадавший продвигается вперед до тех пор, пока его ответы верны. Но если он не знает правильного ответа, то читает загадку вслух. Игру продолжает тот, кто даст правильный ответ. Чем больше будет слоев обертки, тем интереснее. Их должно быть не меньше десяти.

Приз – в студию!

Этот конкурс требует подготовки. Надо подобрать предметы, которые станут призами для самых проницательных.

Для конкурса понадобятся четыре непрозрачных пакета. Поставь или повесь их рядом. На каждом из них по одной букве: «П», «Р», «И», «З». Вместе они образуют слово «ПРИЗ». Сообщи всем, что в каждом из этих пакетов есть выигрыш! И его название начинается с буквы, обозначенной на пакете. В первом туре разыгрывается буква «П». Значит, приз начинается с «П». В пакете может лежать пенал, пистолет, паровоз, пушка, паззл, пакет, помада, парик, постер и т.д.

Призы на «Р»: ручка, ремень, ракушка, резинка, роман (книга), рубашка, рюкзак, рулон туалетной бумаги. Придумай, что можно положить в два последних пакета. Разыгрывать призы можно в течение всего праздника. Принимаются устные ответы или записочки. В этом случае лучше подвести итоги в конце вечера.

Обезьяна

Игра, в которой без фантазии не обойтись. Все желающие развлечься делятся на две команды. Игроки первой команды совещаются и загадывают какое-нибудь слово одному из игроков второй команды. Узнав слово, игрок старается показать его значение жестами, чтобы члены его команды назвали загаданное. Ни слов, ни звуков издавать нельзя.

Как только слово будет отгадано, команды поменяются местами. Чем младше участники игры, тем проще и точнее надо загадывать слово. Взрослым игрокам можно загадать название фильма или книги.

Как тебя зовут, красавица?

Если в гости придут девочки, то они с удовольствием примут участие в розыгрыше такого приза. Тебе надо подготовить красивую куклу.

В начале праздника объяви, что тот, кто угадает имя куклы, которая находится на видном месте, получит приз. Имя куклы написано на бумажке и вложено в запечатанный конверт, который она держит в руках. Рядом стоит небольшой ящичек или коробка, и в него каждый желающий может положить бумажку со своим ответом и своей фамилией. Если одинаковых ответов будет несколько, то призы получают все ответившие правильно или же проводится дополнительный конкурс. Если же правильный ответ так и не получен, ведущий дает подсказку: «Это имя популярной телеведущей» или «Это имя встречается в фильме …».

Через пять точек

Через пять точек Сложи стопкой одинаковые листки бумаги и проколи их насквозь иголкой в пяти местах. Каждый участник игры получает листок и отмечает на нем проколы точками. Потом делает рисунок – любой, но так, чтобы линия рисунка прошла, не прерываясь, через пять точек. Это соревнование не только в умении рисовать, но и в сообразительности, богатстве фантазии.

Конкурс «Бальное платье»

Вызови две пары и предложи изготовить «бальное платье», используя только газеты, скотч, скрепки и ножницы. Победителей определяют другие гости. Здесь также надо провести «дефиле» и комментарий «модельера». На изготовление платья понадобится минут 10–15. Чтобы остальные не скучали, в это время проведи конкурс художников.

Вот так зоопарк!

Много веселых минут подарит соревнование художников… с завязанными глазами. Предложи ребятам нарисовать всяких животных фломастером на листах ватмана. Каждому конкурсанту завязывают глаза и по секрету сообщают название животного, которое он должен изобразить. Конкурс продолжается 1–3 минуты. Чтобы «зоопарк» получился представительным, участников конкурса должно быть не меньше 5 человек. Сколько радости будет у ребят, когда они увидят свои «художества»! «Зоопарк» можно оставить на память победителю конкурса.

Курочка Ряба

Этот творческий конкурс проходит обычно очень эмоционально и зрелищно. Для его проведения подготовь небольшой реквизит: платок для Бабы, шляпу или треух для Деда, смешной берет с гребешком и яркий платок на плечи для Курочки Рябы, «золотое» яичко, пластиковый контейнер для двух десятков яиц.

Предложи ребятам разыграть сказку «Курочка Ряба». Начни с распределения ролей. Если на каждую роль находится немало добровольцев, то проходит конкурсный отбор. Все взрослые – родители, старшие братья и сестры – члены отборочной комиссии. Назначается исполнитель только после трех туров.

Первый тур: претенденты под музыку показывают, как Дед ходит. Второй тур: что Дед делает, какую работу выполняет. Третий тур: как он разговаривает с Бабой – хвалит ее или ругает. После каждого тура претендентов становится все меньше и меньше. Кто достоин получить роль, решает «отборочная комиссия» (громко или не очень громко хлопая в ладоши). Так же выбирается и исполнительница (или исполнитель, что вполне возможно и даже забавно) роли Бабы. А вот для Курочки Рябы особые требования: в первом туре претенденты на роль должны показать, как курочка кудахчет, во втором – как ищет червяка или зернышко, в третьем – как позовет Деда и Бабу, когда снесет яичко.

После того как все роли будут распределены, предложи исполнителям переодеться. Можно ограничиться и небольшим набором реквизита, но лучше проявить фантазию и дать Деду русскую яркую рубаху, сапоги, бороду на веревочке и т. д. Для Бабы подойдут старые бабушкины кофты, боты типа «Прощай, молодость!», старый шерстяной платок. Попробуй справиться с ролью ведущего.

Ведущий начинает: «Жили-были Дед да Баба». Дед и Баба, по подсказке ведущего, имитируют далее «трудовой процесс». Дед, например, рубит дрова, а Баба стирает. «И была у них Курочка Ряба», – продолжает ведущий. Курочка Ряба, стоя в центре, кудахчет и машет «крыльями». Ведущий смотрит некоторое время, а потом говорит, совсем как режиссер: «Стоп! Не годится! В таком ритме работали сто лет назад. Сейчас жизнь изменилась, скорости увеличились, работать надо быстрее. А ну-ка, попробуем в новых ритмах!» Под веселую танцевальную мелодию «артисты» начинают работать в ускоренном темпе. Выглядит это чрезвычайно забавно, а ведущий нахваливает: «Так-так, молодцы!» Но потом прерывает: «Жили-то они жили, а что потом случилось?» Зрители подсказывают: «Снесла курочка яичко!» Ведущий подвигает стул с пластиковым контейнером для яиц в матерчатом мешочке, который выглядит со стороны как подушечка. Ведущий: «Снесла Курочка Ряба яичко, сказано в сказке. Надо снести». Курочка садится на стул, машет крыльями и кудахчет. Ведущий просит ее встать и незаметно извлекает из контейнера «золотое» яичко. Он поднимает его и сообщает под аплодисменты зрителей: «Снесла Курочка Ряба яичко. Не простое, а золотое! А что дальше? Дед бил-бил…» Дед делает вид, что бьет. Ведущий просит зрителей помочь – хором сказать: «Бум-бум!» Ведущий: «Дед не разбил. А что же Баба? Тоже била!» Баба забирает яйцо и колотит по нему кулаком. Зрители помогают: «Бум-бум!» Ведущий: «И Баба не разбила!» Дед пытается у Бабы забрать золотое яичко, а та неотдает. Ведущий: «Били они, били, мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (Прячет «золотое» яичко.) Дед плачет, Баба плачет. Поможем нашим артистам!» Зрители громко «рыдают».

Ведущий: «Какая у нас печальная сказка получается. Кто помог Деду и Бабе, кто их выручил? Правильно, Курочка Ряба! Что она сказала?» Курочка Ряба: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба! Я снесу другое яичко, не золотое, а простое!» Ведущий: «Раз обещала – несись! Давайте все вместе дружно поможем Рябе!» Зрители: «Ко-ко-ко!» Ведущий: «Посмотрим, как выполнила курочка обещание! Ого! (Достает под хохот зала весь контейнер для яиц.) Дед и Баба, благодарите Курочку Рябу! И стали они жить-поживать да добра наживать! Вот и сказочке конец, а кто слушал (все вместе) – мо-ло-дец!» Дети кланяются и снимают костюмы.

Фотографируем друзей

Продолжение игры «Курочка ряба». Теперь будем запоминать многофигурные композиции. Конкурсант отворачивается, а ребята составляют композицию, как для дружеской фотографии. «Фотография» замирает, и конкурсант поворачивается. Он имеет право разглядывать эту картинку в течение пяти секунд.

Такая «выдержка» у нашего «фотоаппарата». После этого вновь отворачивается, а ребята меняют что-нибудь в «фотографии»: кто-то поворачивается другим боком, кто-то сжимает руку в кулак и т.д. Водящий может повернуться. Теперь его задача – восстановить прежнюю «фотографию».

Выигрывает тот, кто выявит наибольшее количество искажений. Для того чтобы все были в равном положении, договоритесь, что игроки могут вносить в «фотографию» только десять изменений. Для тренировки проведи такой конкурс. Все внимательно смотрят на одного человека. Тот выходит из комнаты и меняет что-либо в своей одежде: расстегивает одну пуговицу, закатывает рукав и т.д. Когда он возвращается, ребята рассказывают, что изменилось.

Спроси у соседа!

Игра-шутка, вызывающая смех, удачно заполнит паузу между активными, динамичными играми. Все игроки садятся в круг. Ведущий предлагает одному из ребят спросить соседа справа: «Где Марья Ивановна?» А сосед справа отвечает: «Не знаю, спрошу у соседа». После этого он задает тот же вопрос своему соседу справа.

Вся соль игры заключается в том, как задать вопрос. А говорить надо, втягивая и закусывая губы, не показывая зубы.

Еще одно важное условие игры: все спрашивающие и отвечающие должны быть очень серьезными и вежливыми. Тот, кто засмеется, выбывает из игры. Поэтому задача играющих – «расколоть» соседа.

Шарада-спектакль

Творческая командная игра, в которой ребята продемонстрируют свои актерские способности, показывая небольшие сценки.

Предложи ребятам разделиться на две команды. Каждая придумывает такое слово, которое состоит из нескольких значимых частей. Команды загадывают слова по очереди. Игроки придумывают слово и то, как его «сыграть». Соперники должны отгадать слово, зашифрованное в сценке или пантомиме. Сценок должно быть столько, сколько «маленьких слов» в загаданном слове плюс одна, в которой слово прозвучит целиком. Если в слове получается одна буква между слогами или в конце слова, то ее могут изобразить исполнители в одиночку или вдвоем, втроем.

Букву «Ф» изобразит один участник, «М» – двое, «Ы» – трое. Чем больше выдумки, неожиданности, тем веселее представление. Если приходится играть с ребятами помладше, не обойтись без подсказок. Раздай детям готовые задания. Напиши на листах подходящие слова. А потом пусть импровизируют сами.

Предположим, что команда задумала слово баритон. Надо показать: бар–и–тон. В первой сценке речь будет идти о баре, вторая сценка будет посвящена союзу и, а в третьей будет обыгрываться слово тон. В четвертой миниатюре слово баритон должно прозвучать целиком. Задача команды соперников – догадаться, какое слово показывали ребята, найти и выбрать из потока речи главное. Например: радио–передача; бар–о–метр; кара–мель; кол–бас–а; бот–инок; кол–лекция; бар–сук; пес–тик; приз–рак; док–лад; кон–тур; с–мех.

Обычно шараду загадывают в стихотворной форме.

Мой первый слог – животное морское, За ним охотятся порой. А междометие – второй. Все – государство. Но какое? (Кит–ай) Предлог стоит в моем начале, В конце же – загородный дом. А целое мы все решаем И у доски, и за столом. (За–дача) Слог первый – лес, Второй – стихотворенье. А целое растет, хотя и не растенье. (Бор–ода)

Попробуй взять предложенные слова и придумай рифмованную шараду: мышь–як, пар–ус, по–да–рок, кит–ель, кипа–рис, кар–тина, кон–ура, о–лень, га–мак, о–сечка, семь–я, па–у–тина, ком–пас, фа–сад, воз–дух–овод, голод–ранец, метр–дот–отель, штука–турка, одер–жим–ость, сквер–нос–лов, тара–барщина, кон–цент–рация.

Если рифмовать не по силам, попроси ребят заменить слова в скобках так, чтобы «равенство» было верным: (Группа певцов) + (насекомое) = русская народная игра с пением и пляской – (хор–овод). (Отпечаток) + (практически усвоенные знания, навыки) = охотник, выслеживающий зверя, – (след–опыт). (Мера веса, равная 16 кг) + (новогоднее дерево) = порода собаки (пуд–ель).(Любимое слово вороны) + (главная карта в колоде) = головной убор (кар–туз).(То, против чего нет приема) + (нервное подергивание) = кусочек (лом–тик). (Нота) + (конечность) = рыба (ми–нога). (Наказание) + (неглубокое место) = сорт конфет (кара–мель). (Алкогольный напиток) + (атмосферные осадки) = фрукт (вино–град). (Нота) + (костяные наросты на голове некоторых животных) = путь (до–рога). (Чем является кислород) + (хвойное дерево) = антилопа (газ–ель). (Главная песня страны) + (часть света) = учебное заведение (гимн–Азия).

Немного упрости игру в шарады. Заранее напиши на листках слова, составляющие части шарад: след, пар, опыт, ус, пас, порт, пол, куль, оса, тура, сено, газ, вал, ель, док, яр, лад, марка, мышь, вес, як, точка.

Положи листки с этими словами на стол в произвольном порядке. Пусть каждый берет те два слова, которые составят шараду. Победитель тот, кто наберет больше слов-шарад.

Крокодил

Замечательная творческая игра, в которую любят играть и взрослые, и дети. В начале игры ведущий должен очень активно помогать конкурсантам, пока они не освоятся. Смысл в том, что нельзя произнести слово или фразу, а можно только ее показать. Сначала оговаривается, что? игроки будут показывать: только одно слово или целую фразу. Играют в «Крокодила» и командами, и каждый за себя.

Игра проходит оживленно, если использовать цитаты из известных детских песенок. Можно играть на время: кто быстрее покажет свою строчку (4–6 слов). Зрители должны быть очень внимательными и, как только догадаются, сразу же произнести предполагаемое слово. Конкурсант внимательно слушает ответы зрителей и четко указывает угадавшего. Диалог начинается с того, что конкурсант на пальцах показывает, сколько в его фразе слов. Зрители должны ответить. Потом на пальцах игрок показывает, какое слово из цитаты он будет показывать. Это делается для того, чтобы начать игру с более легкого слова.

  • Если игрок показывает кулак, это значит, что корень слова угадан.
  • Если машет сзади рукой, изображая птичий хвостик, это значит, что окончание неверно.
  • Хлопок по пальцам вытянутой руки значит неверную приставку.
  • Вытянутая вперед рука – будущее время, рука, откинутая назад, – прошедшее время.

Если игра проходит с участием команд, зрители помогают конкурсанту. Тогда игрок и зрители являются членами одной команды и отгадывают задание другой команды.

Кто же я такой?

Для проведения этой игры тебе нужны будут прищепки и таблички, на которых написаны названия любых предметов или животных. Вместо надписей можно использовать рисунки. Предложи всем ребятам встать в одну линию, а сам пройди за их спинами и повесь каждому с помощью прищепки небольшую табличку. Никто из ребят не должен знать, какую роль он получил. После этого попроси всех только отвечать «Да» или «Нет». Каждый за один выход может задать три вопроса.

Например: «Я – предмет?», «Я – живое существо?», «Я – домашнее животное?» После этого можно предположить, кто он, но в случае неправильного ответа игрок выбывает. Поэтому лучше отвечать, только если уверен в своем решении. Игра проводится в четыре тура. Максимальное количество вопросов – двенадцать. Каждый правильно угадавший получает небольшой приз.

Угадай, сколько?

Рядом с куклой поставь прозрачную банку с орехами или карамельками (в обертках). На банке сделай надпись: «Угадай, сколько?» Свои ответы, написанные на бумажке, все должны опускать в ту же коробку, куда они складывали ответы с предполагаемым именем куклы. Банку заполни не менее чем на две трети. Чем больше предметов, тем меньше вероятность одинаковых ответов. Итоги обоих конкурсов подводятся одновременно, в конце праздника. За правильно угаданное количество орехов или конфет победитель может получить всю банку. Это условие конкурса можно огласить в начале праздника или написать на банке. А если никто не угадает точное количество? Тогда можно назвать победителем того, кто указал число, наиболее близкое к правильному.

Еще одна забава с пантомимой

Купание слона В ней участвуют четыре человека. Трое выходят за дверь. Оставшийся разыгрывает пантомиму о том, что сейчас он будет мыть слона. Возвращается один человек, он внимательно смотрит за всеми движениями «мойщика» и затем должен повторить их второму, а тот – третьему игроку. В конце представления все четверо по очереди объясняют свои версии того, что же они делали.

Оправдание позы

Конкурс развивает фантазию и мимические способности. Предложи всем участникам праздника встать в круг, а потом повернуться направо. После этого попроси ребят бежать по кругу.

По команде «Стоп!» они должны мгновенно остановиться и замереть в той позе, в которой их застанет команда. Хлопками и командами нужно ускорить движение игроков, а затем неожиданно крикнуть: «Стоп!» Участники останавливаются в самых разнообразных позах. Теперь попроси всех представить себе, что они до этого не бежали, а занимались совершенно другими делами. Какими? Вот это и нужно нафантазировать, исходя из той позы, в которой они находятся.

Предложи участникам: «Пусть ваше тело подскажет вам, что вы делали. И исходя из этого, продолжите ваше действие». Получаются интересные мимические сценки. Самые оригинальные поощряются призами.

Соловьи-разбойники

В этом конкурсе участникам нужно показать свою удаль молодецкую и свистнуть так, чтобы ни у кого не оставалось сомнений: «Вот он, соловей-разбойник!» Когда все претенденты на это звание себя показали и приз вручен, предложи конкурсантам забыть, что они «разбойники», пусть станут просто «соловьями».

Побеждает тот, кто:

  • сумеет красиво подражать птичьему свисту;
  • сможет насвистеть какую-нибудь известную мелодию;
  • насвистит лучше всех мелодию после прослушивания фонограммы.

«Прикольный» рассказ

Это забава, в которой могут участвовать сразу все желающие, и все становятся соавторами. Накануне составь небольшой рассказ о предстоящем празднике или о каком-нибудь событии. Замени все использованные в рассказе прилагательные на многоточия. Во время праздника попроси ребят назвать любые прилагательные и впиши их вместо многоточий в той очередности, как ребята их произносят. Получившийся забавный коллективный рассказ зачитай. Чаще всего рассказ ожидает шумный успех.

Принцесса была… ужасная!

В компании ребят любого возраста, среди девочек и мальчиков очень весело проходит этот конкурс. Для конкурса подготовь два рисунка силуэта принцессы на листах ватмана и фломастеры.

Сообщи участникам конкурса: «А сейчас вы, юные художники, поможете мне дорисовать прекрасную принцессу. Я не успел нарисовать ее лицо и раскрасить платье».

Ребята делятся на две команды. Капитанам завязываются глаза, вручаются фломастеры. Их подводят к листам ватмана, на которых нарисованы силуэты принцессы. Капитаны рисуют, а команды подсказывают им. Царит веселая неразбериха, слышны только: «Нос выше, ниже, губы левее!» и громкий смех. Через 2–3 минуты ведущий предлагает «художникам» взглянуть на картины. Принцессы действительно получаются ужасными, но очень смешными.

Кто? Кто затейник?

Эта игра вызывает массу восторгов, если ребята внимательны и им удается четко, точно повторять движения и ставить в тупик водящего. Только следи за тем, чтобы у ребят не закружилась голова – им не следует долго идти в одну сторону.

Для игры выбирают водящего, а в тайне от него – «затейника». Водящий встает в центр круга. Все остальные встают в хоровод, поворачиваются направо и идут по кругу. «Затейник» среди них, он поднимает и опускает руки, сгибает их в локтях, вытягивает в стороны незаметно для водящего, когда тот отворачивается. Водящему трудно определить, кто «затейник», если все дети внимательно и четко повторяют движения за «затейником». Чтобы не выдать того, кто задает движения, каждый должен смотреть только на идущего впереди товарища. У водящего есть три попытки найти «затейника». Если он угадывает, то «затейник» становится водящим.

У детей младшего школьного возраста игра остается преобладающим видом деятельности. Познавать мир, осваивать новые знания, приобщаться к культуре и заниматься спортом им по-прежнему проще и интереснее в игровой форме. В отличие от обучающих, творческие задания основаны на импровизации и эмоциях. Они не подчиняются готовым правилам, их суть - в интеллектуальном, психологическом и художественном развитии через свободное самовыражение.

Виды творческих игр у детей 7 - 11 лет

Творческие игры для школьников подразделяются на несколько групп:

  1. Сюжетно-ролевые игры. В них ребенок старается воплотить окружающую действительность, воспроизвести увиденный сценарий или придумать свой, прожить определенную роль. Это всевозможные бытовые сцены (семейные), ситуации из детской жизни (школьные), профессиональные сюжеты (врач - больной), характерные для возраста 7 - 9 лет. В это время детям больше важна атрибутика, нежели сюжетная достоверность.
  2. Театрализованные действия. Этот вариант сюжетно-ролевых игр для детей 10 - 11 лет и старше, с преобладанием жизненных ситуаций, проявлением личных качеств. За основу берутся героико-романтические сценарии, сцены из книг, фильмов, концепции телепередач.
  3. Интеллектуальные творческие игры: речевые, математические, логические, загадки, викторины, шарады и т.д.
  4. Техническое творчество. У первоклассников происходит становление основ технического мышления: конструирование, моделирование, механика, строительство, исследования и открытия их занимают больше, чем привычные занятия вроде рисования и лепки. Пик увлечения конструкторами - возраст 9 - 10 лет, затем интерес снижается.
  5. Творческое развитие. Живопись, лепка, вырезание, изготовление поделок по-прежнему важны для умственного и психологического созревания ребенка. С этой точки зрения в приоритете - аппликация, входящая в программу трудового обучения и внеклассной деятельности.
  6. Музыкальные игры: пение, импровизации, игра на инструментах, ритмические движения, сочинение мелодий на предложенный сюжет соединяют творческий процесс с эстетическими и эмоциональными переживаниями.

Творческие детские игры могут проходить в форме:

  • самостоятельных занятий (конструирование, рисование);
  • парных игр (совместное творчество с другом, с родителями, братом или сестрой);
  • групповой деятельности (интеллектуальные игры, постановки, кукольный театр и т.д.)

Творческие игры для младших школьников

Простые речевые и развивающие занятия - универсальные творческие игры для детей. Они подходят для всех возрастов, с их помощью можно занять ребенка в любое время и в любом месте, организовать интеллектуальное развлечение хоть для целого класса.можно более русские лица на картинке найти?

Творческая игра «Любимая буква»

Для этой игры необходимы листочки с буквами, сложенными в конверт. Первый ребенок вытаскивает карточку и озвучивает букву, которая ему досталась. Теперь это его «любимая» буква, и с нее должны начинаться все произнесенные им слова. Задача остальных детей и взрослых - задавать вопросы участнику, на которые он будет отвечать, подбирая только «разрешенные» слова.

Пример на букву «А»:

  • Как тебя зовут? - Аня.
  • Где ты живешь? - в Африке.
  • Твоя любимая еда? - Ананас.
  • Твоя любимая книга? - Айболит.

Игра должна проходить в быстром темпе. Ребенок, который ошибся или замешкался на счет «1 - 2 - 3» уступает место другому игроку. Занятие развивает сообразительность, память и чувство юмора.

Творческая игра «Дорисуй»

Эта игра задействует творческое мышление, интуицию, будит фантазию, формирует пространственное воображение и укрепляет память. Необходимый инвентарь - бумага и ручка. В игре можно задействовать любое количество участников.

От ведущего требуется нарисовать часть геометрической фигуры, простого предмета, игрушки; от ребенка - завершить рисунок. Например, взрослый начертил 2 стороны прямоугольника, 2 грани куба, детям нужно дорисовать до конца. Следует помнить, что развивающие творческие игры должны соответствовать возрасту участников: сложные задания типа параллелепипедов можно давать детям, уже знакомым с геометрией.

Творческая игра «Мелофон»

Музыкальная игра для группы из нескольких ребят развивает слух и наблюдательность. Для занятия нужны несколько стаканов, наполненных водой на разном уровне:

  • пустой;
  • на четверть;
  • на половину;
  • на три четверти;
  • полный.

Ведущий стучит по стаканам ложкой, давая возможность детям услышать и запомнить, как звучит каждый из них. Игрок отворачивается, в это время другой бьет по одному из стаканов. Задача - угадать, по какому. Побеждает тот участник, которого слух подводил меньшее число раз.

Творческие игры в развитии детей

Творческие игры для детей способствуют всестороннему и гармоничному развитию младших школьников:

  1. с психологической точки зрения - ребенок проявляет эмоции и свободно самовыражается;
  2. с интеллектуальной стороны - формируются мышление, восприятие, речь, воображение, память;
  3. прикладное значение игр - появляются новые навыки, опыт работы с разными материалами;
  4. воспитательный аспект - вырабатываются дисциплина, привычка к труду, умение действовать в коллективе;
  5. в художественной области - выявление способностей, интересов, побуждение к творчеству.

Стремление играть всегда и везде - не помеха для обучения и воспитания. Задача взрослых - не пускать игры на самотек: организовать, возглавить и придать им творческое направление, и любое занятие будет служить развитию детей.

Является игра. Именно через нее ребенок знакомится с окружающим миром, приобретает определенные знания и умения. В период от трех до шести лет дети чрезвычайно любознательны. Перед родителями и педагогами стоит важная задача - как можно больше на этом этапе жизни малыша вложить в него знаний и умений. А чтобы процесс обучения был интересным и увлекательным, занятия необходимо проводить в игровой форме. Целью этих мероприятий является не только усвоение ребенком новой познавательной информации, но приобретение новых навыков, умений и развитие всех психических процессов. Занятия с дошкольниками - это творческие игры. Конкретные примеры данного вида деятельности, правила подготовки и проведения подобного рода мероприятий описаны в этой статье далее. Представленная информация рассчитана на родителей и педагогов детских

Понятие "творческие игры": что включает в себя оно?

К категории данного вида деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, театрализованные, конструктивно-строительные и дидактические. Участие в них стимулирует ребенка проявлять смекалку, раскрывать свои таланты, искать пути правильного решения, выбирать из нескольких вариантов один, самый верный. В творческих играх отображаются впечатления детишек об окружающей жизни. Рассмотрим конкретные примеры таких занятий.

Сюжетно-ролевые игры

В программе детского сада указана тематика обязательных игр этого вида. К ним относятся "Семья", "Детский сад", "Школа", "Магазин", "Больница", Парикмахерская". Задача взрослых - создать соответствующую теме игры атмосферу в группе или доме. Для этих игр нужно подготовить набор необходимых атрибутов. Например, для игры "Семья" должен быть организован уголок "Кухня", где имеется и посуда, и мебель, и макет печки, и муляжи продуктов питания. Идеальный вариант - это обустройство еще и кукольной спальни, и ванной. Принимая участие в этом виде деятельности, дети учатся манипулировать предметами быта, применять их по назначению. Творческие сюжетно-ролевые игры предполагают наличие нескольких участников. Маленькие игроки развивают сюжет, спонтанно придумывают развитие событий, создают проблемы и тут же учатся искать компромиссы

Хорошо, когда в условиях детского сада или дома созданы условия для того, чтобы ребята могли в одной игре соединять несколько сюжетных линий. Например: школа - семья - магазин. Развитие сюжета может быть следующим: папа отводит ребенка в школу, идет в магазин за покупками, а мама тем временем готовит дома обед. Сценарий дети придумывают сами, распределяют роли игроки между собой также самостоятельно.

Творческие игры дошкольников (именно сюжетно-ролевые) могут быть самых разных тематик. Например на свежем воздухе можно организовать такой вид деятельности, как "Стройка", "Огород", "Ферма", "Зоопарк", "Транспорт".

Театрализованные игры

Данный вид деятельности способствует развитию всех психологических процессов дошкольника: мышления, памяти, воображения, внимания. Участие в играх-драматизациях у малыша воспитывает такие личностные качества, как отзывчивость, самостоятельность, инициативность, эмоциональность. Кроха учится понимать настроение героя и передавать его, осваивает способы внешнего выражения чувств при помощи мимики и голоса. Творческие игры детей дошкольного возраста театрализованной направленности объединяют малышей общей идеей, мотивируют их дружно взаимодействовать в коллективе.

Приведем примеры данного вида деятельности:

  1. Кукольный театр: пальчиковый, на фланелеграфе, на руке, живой куклы.
  2. Игры-спектакли.
  3. Театрализованные действия: праздники и утренники.
  4. Драматизации по известным детям художественным произведениям.

Чтобы театрализованные творческие игры максимально выполняли свою цель, взрослыми должна быть проведена соответствующая предварительная подготовка. Она включает в себя приобретение или самостоятельное выполнение атрибутики: костюмов, масок, кукол. Кстати, делать их можно вместе с детьми, что будет еще одним хорошим способом развития маленьких непосед.

Конструктивно-строительные игры

Эта разновидность творческой игры формирует у ребенка умение ориентироваться в пространстве, устанавливать и соотносить величину и пропорции предметов (кубиков, цилиндров, кирпичиков, камешков), постигать простейшие законы физики. Участвуя в этом виде деятельности, малыш знакомится с профессией строителя, архитектора, дизайнера.

Такие творческие игры для детей практически всегда переплетаются с сюжетно-ролевой игрой. Дети не просто манипулирую муляжами строительного материала, но и разыгрывают целую сюжетную линию. Они распределяют роли (водитель, строитель, бригадир), договариваются о цели игры, разыгрывают разные ситуации.

Опять же, чтобы игра была интересной для детишек и выполняла свои воспитательно-обучающие функции, нужно максимально обеспечить ее проведение необходимой атрибутикой. Это должны быть разнообразные конструкторы, наборы кубиков, игрушечный транспорт разного вида (грузовики, тракторы, подъемные краны), наборы инструментов, песок.

Дидактические творческие игры детей дошкольного возраста

Если названные ранее виды деятельности предполагают участие нескольких детей, то в дидактических играх может участвовать один ребенок. Здесь задания даются на развитие художественных способностей, логического мышления, фантазии, проявление смекалки. Рассмотрим примеры подобных игр для детей дошкольного возраста.

Заключение

Творческие игры, какого бы вида они ни были, должны выполнять свою основную функцию - развивать ребенка во всех направлениях, в том числе и в творческом. А чтобы результативность их была эффективной, важно организовать их с учетом тех рекомендаций, которые были указаны в статье. При наличии необходимых материалов и атрибутов игры будут проходить весело и интересно.

Игры для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста

Рисование

Игра «Закончи рисунок».

Цель : развивать внимание, мелкую моторику.

цветные карандаши (фломастеры).

Описание : предложить ребенку порисовать вместе. Нарисовать цветок со стеблем, а рядом - без стебля, показать ему. Поинтересоваться: не забыли ли что-нибудь. Если ребенок затрудняется ответить, нарисовать еще один цветок со стеблем, обратить внимание на рисунок с недостающим стебельком. Предложить ребенку закончить ваш рисунок (дорисовать стебель). Рисовать как можно проще: стебелек - палочка, лепестки - овалы. Продолжая игру, можно «забыть» нарисовать лепесток, серединку цветка и т. д. В следующий раз предложить ребенку дорисовать нитку у воздушного шарика, хвостик у мышки и т. д.

Игра «Соедини точки».

Цели : развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

: краски, кисточка.

Описание: нарисовать красками две большие яркие точки. Рисуя, рассказать ребенку, краски какого цвета использованы, что нарисовано. Предложить ребенку соединить точки, поинтересоваться, каким цветом он хочет рисовать. Если ребенок покажет на краску и скажет: «Вот эту», - назвать цвет краски, похвалить выбор ребенка. Усложняя задание, увеличивать количество точек, расположить их достаточно далеко друг от друга. Придумать, на что похож получившийся рисунок.

Игра «Чудесное превращение».

Цель: помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : несколько баночек с прозрачной водой, краски.

Описание: с помощью кисточки и красок окрасить воду в баночках - каждую в свой цвет. Во время игры назвать ребенку, какой цвет использован. Показать, как при добавлении в баночку с водой одного цвета другой краски вода меняет свой цвет (красная и желтая - оранжевый цвет, желтая и синяя - зеленый, красная и синяя - фиолетовый и т. д.). Разрешить ребенку самому поэкспериментировать с красками.

Игра «Рисуем пальцами».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета.

Игровой материал и наглядные пособия : краски акварельные, краски для рисования пальцами.

Описание: нарисовав дерево, предложить ребенку пальчиками «прикрепить» к нему зеленые листочки, нарисовать полоски у тигра, звездочки на темном небе и т. д.

Игра «Палец-кисточка».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь изучить цвета и формы.

Игровой материал и наглядные пособия: краски для рисования пальцами.

Описание : нарисовать большой круг (квадрат, треугольник) и предложить ребенку раскрасить его пальчиками. Обговорить, каким цветом он воспользуется, знает ли он, что за фигура изображена на рисунке. Усложняя задание, разделить фигуру на две половины и предложить закрасить их разными красками. При этом педагог называет цвет красок и наблюдает за ребенком, правильно ли он ориентируется.

Игра «Лепка».

Цели: развивать мелкую моторику; помочь освоить понятия «целое», «разделенное».

Игровой материал и наглядные пособия : пластилин.

Описание: предложить ребенку разделить брусок пластилина на несколько мелких частей. Затем вновь соединить их друг с другом. Показать ребенку получившийся шар однородной структуры. Предложить ребенку сделать то же самое.

Игра «Улитка».

Цель : развивать мелкую моторику, творческие способности.

Описание : предложить ребенку раскатать разноцветные «колбаски» из пластилина. Показать, как закрученная «колбаска» превращается в «улитку». Из толстой «колбаски» получится большая «улитка», из тонкой - маленькая.

Конструирование

Игра «Постройка башенки из кубиков».

Цели: обучить накладыванию кубика на кубик; развивать пространственное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: кубики одинаковой величины (размер сторон 8-10 см).

Описание : дать ребенку четыре кубика и предложить построить башенку. Если постройка неустойчива, то вначале педагог сам исправляет, а затем предлагает детям построить хорошо, ровно (чтобы башня не упала). Такую игру лучше проводить с небольшим количеством детей.

Игра «Забор».

Цель: развивать подражательные навыки, мелкую моторику, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: конструктор «Лего», кубики, мелкие фигурки животных.

Описание : рассказать ребенку сказку о том, как все добрые животные решили поселиться в соседних домиках (кубиках) и стали жить-поживать. Но повадился к ним волк. Ходит, всех обижает, того и гляди, съест кого-нибудь! Предложить построить забор: «Давай поможем зверушкам построить забор, чтобы волк не смог к ним пробраться». Показать ребенку, как строить забор из конструктора, скрепляя детали. Побудить его повторить действия.

Игра «Самодельная мозаика».

Цель : развивать воображение, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия: геометрические фигуры, вырезанные из цветного картона.

Описание : вырезать из картона множество мелких и крупных геометрических фигур, создав подобие мозаики для ребенка. Показать ребенку, как из фигурок можно делать картинки: если положить на одну сторону прямоугольника треугольник, то получится домик; три зеленых треугольника образуют елку; крут и два овала наверху - голову зайца и т. д. Нарисовать на бумаге схемы предметов, показать, как, опираясь на них, можно выложить ту или иную картинку.

Игра «Грибная поляна».

Цель: способствовать сенсорному развитию.

Игровой материал и наглядные пособия: шляпки и ножки грибов, вырезанные из картона.

Описание : взять зеленый лист бархатной бумаги. Показать ребенку грибные шляпки и ножки. Рассказать, что грибы решили спрятаться от грибников, но все перепутались: «Давай поможем им опять стать целыми». Выложить на листе грибную поляну.

Игра «Спички детям - игрушка?».

Цель: развивать творческие способности, мелкую моторику, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : спички.

Описание: показать ребенку, как из спичек можно выкладывать различные изображения: геометрические фигуры, домик, буквы. На листе бумаги сделать образцы предметов. Предложить ребенку выложить их спичками поверх рисунка. После того, как ребенок освоит это упражнение, попробовать создать рисунки из спичек по памяти или придумать свой рисунок, проявить фантазию. Вместо спичек можно использовать счетные палочки.

Игра «Спички с пластилином».

Цель: развивать творческое мышление, мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: спички, пластилин.

Описание: показать ребенку, как, скрепляя спички пластилином, можно создавать объемные и плоские конструкции. Сделать плоский домик, затем объемный.

Игра «Первые эксперименты».

Цель : познакомить со свойствами вещества.

Игровой материал и наглядные пособия : формочки для льда, фигурные формочки.

Описание : рассказать ребенку, что вода, поставленная в морозильную камеру, замерзает и превращается в лед. Продемонстрировать наглядно: залить воду в формочки для льда, для печенья, в стакан и поставить в морозильник. Показать ребенку ледяные фигуры. Обратить его внимание, что льдинки повторяют форму тех сосудов, которые заполнены водой. Доступным языком объяснить, что вода не имеет своей формы, заполняя любую емкость. Фиксировать внимание ребенка на том, что лед - это вода, но замерзшая. Понаблюдать за таянием льда. Добавив в воду краски, можно получить разноцветный лед и выложить из него красивые узоры.

Наталия Юдина
Творческие игры

Творческие игры для детей!

Дошкольникам легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности. Дети передают образы предметов с помощью пластилина, цветной бумаги, красок. Эти материалы всегда должны быть у ребенка под рукой. Но этого недостаточно. Нужно развивать творческие способности малыша,показать приемы лепки, учить вырезать из цветной бумаги, знакомить с разнообразными техниками рисования. Успешное развитие творческих способностей детей проходит в игре.

Для знакомства детей с нетрадиционными техниками рисования я подобрала и разработала творческие игры, которые помогают детям развить мелкую моторику рук, воображение, творческое восприятие, фантазию, глазомер, внимание, память, умение размещать изображение на листе. Совершенствуют навыки пользования кистью, умение отражать в рисунке впечатление от окружающего мира. Разнообразные нетрадиционные техники рисования дают ребенку создавать каждый раз новые для него рисунки. Творческие игры дают полную свободу для самовыражения.

1.«Смешной рисунок».

Материалы:

Лист бумаги, карандаши, фломастеры, платок, чтоб завязывать глаза.

Методика проведения:

Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т. д. Все по очереди подходят с завязанными глазамии дорисовывают недостающие детали.

Ну и смешная же картина получается!

2.«Рисование в воздухе».

Методика проведения:

Взрослый рисует какую-либо фигуру, изображает простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге. После этого необходимо спросить что это. Затем можно поменяться с ребенком ролями. Подобное занятие хорошо развивает восприятие и воображение, развивает умение доводить начатое до конца и навыки произвольного внимания.

3.«Вкусная» палитра.

Материалы:

Палитра с красками, небольшие карточки с изображением овощей, фруктов.

Методика проведения:

Назови каждую картинку и найди ее цвет. Подбери все пары: лимонный-лимон (и. т. д.)А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий цвет. Как называется этот цвет? Сиреневый. Оливковый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый или иначе –сливовый.) Чем желтый отличается от лимонного? (Лимонный это оттенок желтого с легкой примесью зеленого.)

Эта игра помогает расширить ассоциативный цветовой ряд, обогащает лексику.

4.«Рисование веревочками».

Материалы:

Фланелеграф на каждого ребенка, три веревочки (средней толщины) – одна длинная,две других меньшей, но разной длины, фломастеры или ручки, несколько рисунков – образцов, на которых изображены разные животные.

Методика проведения:

Звучит спокойная музыка, дети садятся за столы, на которых имеются необходимые материалы.

Предложить детям сначала по рисункам-образцам «нарисовать» веревочками посуду, овощи, фрукты, цветы, животных, а затем это нарисовать налисточке. Можно устроить соревнование: кто больше всех выполнили изображений с помощью веревочки и зарисует их, придумать свои образы в конце все работы обсуждаются, отмечаются наиболее выразительные.

Эта игра вызывает у детей интерес к изображению, показывает возможность создания образа с помощью контурной линии (веревочки).Развивает наблюдательность, воображение и творчество.

5. «Таинственный рисунок».

Материалы:тушь и палочки, сангина, угольный карандаш, фломастеры. На каждого ребенка по 4-5 карточек с изображением предметов, выполненные точками.

Методика проведения:

Дети сидят за столом, на которых расставлены изобразительные материалы. Объяснить детям,что на столах лежат таинственные рисунки. Если вы вглядитесь в эти маленькие точки, то они помогут вам открыть рисунок. Попробуйте соединить контурной линей эти точки. Но некоторые точки можно соединить, обозначить ярко, тогда предметы будут выглядеть нарядно,декоративно, ажурно. Дети выполняют задание. (Включить спокойную мелодию.) В конце занятия работы обсуждаются, обращается внимание на выразительность использованных материалов и способы работы. Эта игра развивает у детей наблюдательность,целостное восприятие окружающего мира.

6. «Чудо рисунок».

Материалы:

Лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Методика проведения:

Предложите ребенку нарисовать что то (портрет мамы, город, животное, человечков)из разных цветов (ромашки, колокольчики, розы и т. д.) из овощей (огурцы, морковь, арбузы и т. д. ,из зайчиков, белочек, птичек. Вот это будет чудо картина!

7. «Самоцветы».

Материалы:

Мокрый лист бумаги, акварельные краски, стакан –непроливайка с водой.

Методика проведения:

Игра дает возможность свободно экспериментировать с цветом. Мокрый лист бумаги – это «сундук с драгоценными камнями». Все они имеют свой неповторимый цвет. Ребенку предлагается пробовать все возможные сочетания трех красок,разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить «сундук» разными «самоцветами»,просто ставя разноцветные точки.

8. «Коллективный рисунок».

Материалы:

Лист бумаги (ватман, карандаши, маркеры, мелки акварельные, восковые.

Методика проведения:

На одном листе каждый участник рисует деталь заранее выбранного сюжета (чей-то портрет, морское дно, утро в лесу, незнакомую планету и т. д.)Затем все называют картину и придумывают общую историю или сказку. Игра развивает интерес к процессу рисования, творческое воображение.

9.«Волшебный салют».

Материалы:

Газета, большой лист бумаги, жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, старая зубная щетка.

Методика проведения:

На полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой,стараться брызгать на лист бумаги устраивая «волшебный салют». Великолепное зрелище! Игра помогает развить творческое воображение, создает радостное настроение у детей.

10. «Волшебная палитра».

Материалы:

Гуашь, кисточка, емкость с водой, лист бумаги,палитра.

Методика проведения:

Смешивая краски во время рисования, можно получать различные оттенки цветов. Ребенок может изобразить,как светлеет небо на рассвете,с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Чем больше получится оттенков, тем лучше. Главное – добиться,чтоб оттенки изменялись как можно равномернее. Затем можно переходить к другим заданиям на получение оттенков, различающихся уже не по светлоте, а по цветовому тону. Предложите ребенку нарисовать как заходит солнце (переход от оранжевого к красному цвету,как желтеют листья.

11.«Рисуем музыку».

Материалы:

Влажная салфетка, емкость с водой, лист бумаги, кусочек поролона и клеенка.

Методика проведения.

Сядьте рядом с ребенком и наблюдайте за проявлением эмоций не его листе и на бумаге, включив спокойную лирическую музыку. Можно сначала договориться, какие цвета будут добрыми (Желтый, голубой, грустным (зеленый, светло-синий,злым (темно-красный,темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, окружающих его восприятия музыки.

12. «Кляксы».

Материалы:

Альбомный лист, тушь любого цвета (гуашь,вода.

Методика проведения:

Возьмите альбомный лист, сложите пополам. На одной половине листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Посмотрите на рисунок, назовите и сочините историю. Эта игра развивает воображение, фантазию детей.

13. «Рисование в воздухе".

Методика проведения:

Взрослый рисует какую-либо фигуру,изображает простой предмет. Затем просит ребенка повторить изображение сначала в воздухе,а потом на бумаге. После этого необходимо спросить, что это? Затем можно поменяться с ребенком ролями. Подобное занятие хорошо развивает восприятие и воображение, развивает умение доводить начатое до конца и навыки произвольного внимания.

14. «Покажи по цвету».

Материалы:

Картинки с изображением птиц фруктов, цветов, краски акварельные, лист бумаги, кисточка, емкость с водой.

Методика проведения:

Рассмотри картинки и назови все,что ты видишь фиолетового цвета. (Фиалка,баклажан, слива.)Что здесь розовое? (Цветок, фламинго и райская птичка).Какого цвета апельсин? (Цветок календулы, плоды физалиса, золотая рыбка.) Как можно получить эти цвета, смешивая краски? Если смешать красный и белый, получится (розовый). Фиолетовый- при соединении (красного и синего). Если смешать красный и желтый, получится (оранжевый). Какой цвет нужен для получения этих цветов (Красный).Поиграй со своими красками,смешивая цвета. Нарисуй,что захочешь.