Моя музыка — лунные степи. «Женская квота в музыке? Никогда!»

Свой грандиозный концерт «Музыка без слов» артист готовил восемь лет

Гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя представил в Crocus City Hall премьеру новой концертной программы в сопровождении симфонического оркестра. Телеверсия концерта состоится 15 октября на телеканале ОТР.

Впервые современная российская инструментальная музыка представлена так масштабно и красочно. Концерт группы «ДиДюЛя», получивший название «Музыка без слов», был отыгран сопровождении симфонического оркестра при полном аншлаге, при участии ста музыкантов на сцене, с потрясающим светом и звуком.  Вся программа сыграна, ярко, с драйвом, практически на одном дыхании.

Молодые музыканты-виртуозы и маститые мастера жанра  необычайно эффектно исполнили концертную программу.  Маэстро Валерий ДиДюЛя и дирижер Ли Отта составили удивительный творческий тандем.

Девушка за дирижерским пультом - большая редкость, - делится своими впечатлениями Валерий ДиДюЛя. - Я рад, что нам удалось посотрудничать в рамках этого большого проекта. Мы вместе работали над оркестровками композиций. Ли Отта - одна из ярких представителей дирижерского сообщества, сотрудничала с проектами Gregorian, студиями Bollywood.

Редкий случай, когда такие концерты представляют на ТВ, - комментирует композитор и пианист Дмитрий Маликов , который так же, как и Валерий ДиДюЛя занимается инструментальной музыкой. - На таком уровне представить инструментальный жанр с поддержкой симфонического оркестра дорогого стоит! Мне, как никому другому известно, насколько это сложно и затратно - живьем исполнить с симфоническим оркестром двухчасовой концерт в самом крупном зале страны и еще при полном аншлаге! Я рад, что благодаря таким концертам как концерт Валерия ДиДюЛи «Музыка без слов» оркестровая современная музыка живет и развивается на больших, престижных площадках, транслируется на федеральных каналах.

Концертную программу в сопровождении симфонического оркестра коллектив готовил восемь лет. Все это время композитор, автор инструментальных композиций, исполнитель собственных произведений и продюсер проекта «Дидюля» в одном лице скрупулезно вел работу по подбору музыкантов и музыкального материала.

По словам Валерия ДиДюЛи, процесс, связанный с подготовкой концерта, был действительно долгий и сложный - начиная от самой идеи, написанием музыки и созданием партитуры, заканчивая репетициями и непосредственно самим выступлением. Результат превзошел все ожидания - запоминающиеся и красивые мелодии ДиДюЛи в жанре фолк и фьюжн с влиянием стиля нью-эйдж в оркестровом звучании приобрели особое очарование.

Очень непросто было найти грань, баланс между академическим звучанием и современностью исполняемой музыки, с тем чтобы главную роль на сцене играла именно сама музыка, а не академизм исполнения или драйв музыкантов, - комментирует ДиДюЛя.

Белорусский гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя является наиболее известным и ярким представителем жанра современной инструментальной музыки. Еще до премьеры концерта музыкальные критики отметили, что инструментальное шоу ДиДюЛи - событие, значимое  как в музыкальной жизни страны, так и мира.

Телеверсия симфонического шоу станет большим подарком не только многочисленным поклонникам ДиДюЛи в стране и за рубежом, но и всем тем, кто любит и слушает современную инструментальную музыку.

Родилась в г. Виннипеге (Канада). В возрасте трех лет начала учиться игре на фортепиано, в пять лет — на скрипке, в восемь - на флейте. Окончила Джульярдскую школу музыки, имеет магистерскую степень и как дирижер (получала стипендию имени Бруно Вальтера, училась у выдающегося дирижера Отто-Вернера Мюллера), и как флейтистка (педагог - прославленный Джулиус Бейкер).
Еще будучи студенткой школы, работала ассистентом Клаудио Аббадо на Зальцбургском фестивале. А также практиковалась в дирижировании в Тэнглвудском музыкальном центре (Бостон). Дебют в качестве флейтистки состоялся в знаменитом концертном зале Карнеги-холл - Кери-Линн было тогда лишь немногим больше двадцати. А в 1990 г., в 23 года, она дебютировала и как дирижер - с оркестром Национального центра искусств Канады. В 1994-98 гг. была очередным дирижером Далласского симфонического оркестра.

После ухода из Далласского оркестра началась ее успешная карьера в качестве приглашенного дирижера - преимущественно в Италии, где она преимущественно исполняла итальянский репертуар: дирижировала «Аидой» Дж. Верди в Римской опере, «Лючией ди Ламмермур» Г. Доницетти в Опере Турина, «Веселой вдовой» Ф. Легара, «Тоской» Дж. Пуччини и «Лючией ди Ламмермур» в Вероне, «Лючией ди Ламмермур» в Анконе (музыкальный руководитель спектакля, премьера которого была приурочена к открытию здания театра после реставрации), а также оперой «Отелло» Дж. Верди и «Тоской» в Опере Ниццы (Франция) и «Нормой» В. Беллини в Роттердаме (Нидерланды). Выступала с оркестрами США, Канады, России, Латвии, Украины, Италии и др.

Сотрудничала с Монреальским симфоническим оркестром, Симфоническим оркестром Торонто (Канада), Лос-Анджелесским филармоническим и Сент-Луисским симфоническим оркестрами. Выступала с Национальным филармоническим оркестром России в концерте Марии Гулегиной на сцене Московского международного Дома музыки (2005 г.).
Дирижировала в Италии - пуччиниевскими операми «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Турандот» на фестивале Пуччини (Торре-дель-Лаго, Тоскана), оперой «Риголетто» Дж. Верди в различных итальянских театрах (оркестр Фонда Тосканини), «Севильским цирюльником» Дж. Россини на фестивале Флорентийский музыкальный май, «Золушкой» Дж. Россини в Опере Триеста, «Вертером» Ж. Массне в Опере Бари, «Мадам Баттерфляй» на фестивале Арена ди Верона.
За пределами Италии - оперой «Мадам Баттерфляй» в Лейпцигской опере (оркестр Гевандхауз), «Тоской» в Венской государственной опере, «Богемой» в Опере Бильбао (Испания), а также «Богемой» и «Мадам Баттерфляй» в Мариинском театре (2005 г.) и пуччиниевскими операми «Турандот» (2005 г.) и «Манон Леско» в Национальной опере Украины (2006 г., музыкальный руководитель постановки).

В 2007 г. дебютировала в Норвежской опере, выступив в качестве дирижера-постановщика оперы «Тоска» Дж. Пуччини, в театре Массимо в Палермо - дирижер-постановщик оперы «Дон Паскуале» Г. Доницетти. Дирижировала премьерой оперы «Анна Болейн» Г. Доницетти в Опере Бильбао (совместная постановка Оперы Монте-Карло и театра Комунале в Болонье). В 2008 г. дебютировала в Лос-Анджелесской опере (дирижер-постановщик оперы «Ласточка» Дж. Пуччини), а также дирижировала в Опере Тулона (Франция) - «Тоской», в Венской государственной опере - «Мадам Баттерфляй».

В 2008 г. дебютировала в Большом театре, продирижировав оперой «Богема».
В Большом также дирижировала операми «Тоска», «Иоланта», «Дон Карлос».

В сезоне 2009/10 г. дирижировала постановками «Богемы» Дж. Пуччини, «Пиковой дамы» П. Чайковского и «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича в Израильской опере (Тель-Авив). Участвовала в исполнении опер «Фальстаф» Дж. Верди и «Испанский час» М. Равеля в Джульярдской школе (Нью-Йорк), «Турандот» Дж. Пуччини в Вашингтонской национальной опере, «Симон Бокканегра» Дж. Верди и «Девушка с Запада» Дж. Пуччини в Опере Монреаля, «Риголетто» в Театре Массимо в Палермо, «Борис Годунов» М. Мусоргского и «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти в Варшаве, «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Манон Леско» Дж. Пуччини в Бухаресте. На фестивале «Пражская весна» дирижировала Загребским филармоническим оркестром, а также оркестром театра Реджо в Парме на сцене Оперы Бильбао. В следующем сезоне сотрудничала с Венской государственной оперой, Израильской оперой, давала концерты в Мюнхене, Салерно, Монреале.

В сезоне 2012/13 гг. дебютировала в Опере Цюриха в постановках опер «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича и «Травиата». Также дирижировала «Летучим голландцем» Р. Вагнера в Опере Монреаля, «Набукко» Дж. Верди в Ла Корунье и «Травиатой» в Опере Бильбао (Испания), «Евгением Онегиным» в Варшаве. Впервые выступила на музыкальном фестивале в Шлезвиг-Гольштейне (Германия) с Симфоническим оркестром Северогерманского радио, исполнив «Травиату» Дж. Верди. Среди иных ангажементов этого сезона - первое выступление в «Пиковой даме» в Королевской Шведской опере (Стокгольм), а также «Травиата» в Салерно, «Отелло» Дж. Верди в Бари и Бухаресте, «Борис Годунов» в Тель-Авиве.

Среди наиболее успешных выступлений сезона 2013/14 г. - «Бал-маскарад» Дж. Верди в Королевской Шведской опере, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини в Новом национальном театре Токио и Баварской государственной опере в Мюнхене.

Постоянный приглашенный дирижер ведущих оперных компаний и оркестров мира, в сезоне 2014/15 г. стала музыкальным руководителем Симфонического оркестра Словенской филармонии. Кроме того принимала участие в оперных постановках «Девушки с Запада» в Английской национальной опере, «Аиды» в Опере Астаны, «Атиллы» Дж. Верди в Ла Корунье, «Мадам Баттерфляй» в Баварской государственной опере, в концертном исполнении «Богемы» с Симфоническим оркестром Северогерманского радио в Ганновере.

В 2016 г. дирижировала операми «Гензель и Гретель» Э. Хумпердинка в Мариинском театре, «Отелло» Дж. Верди в Опере Монреаля, «Летучий голландец» в Национальной опере Варшавы, «Дочь полка» Г. Доницетти в театре Массимо в Палермо и «Любовный напиток» во Дворце искусств королевы Софии в Валенсии.

Ангажементы 2017 г. - «Дон Жуан» В.А. Моцарта в Опере Бильбао, «Тоска» Дж. Пуччини с Канадской оперной компанией (Торонто), «Русалка» А. Дворжака в Пражском национальном театре.

И в наши дни женщина-дирижер скорее исключение, чем правило. Виной тому отчасти традиции - к примеру, в Венской филармонии женщины не имели права даже играть в оркестре вплоть до 1993 года. Сегодня женщин в профессии по разным данным от 5 до 9%. И все же за последние двадцать лет они все чаще встают за дирижерский пульт. «Апрель» совместно с косметическим брендом NanoDerm вспоминает главных женщин-дирижеров - от первопроходцев до наших современниц.

На протяжении карьеры Надя Буланже руководила крупнейшими оркестрами, в том числе Нью-йоркским филармоническим оркестром, Бостонским симфоническим оркестром, Филадельфийским оркестром, а также английскими Халле-оркестром из Манчестера и Симфоническим оркестром Би-би-си.

Во время Второй мировой войны Буланже переехала в США, где преподавала в колледжах. Считается, что под влиянием Буланже, создавшей собственную уникальную методику преподавания, в Штатах сформировалась новая школа композиции.

2. Жанна Эврар



Француженка Жанна Эврар, как и Надя Буланже, окончила Парижскую консерваторию, где познакомилась с будущим мужем, скрипачом Гастоном Пуле. Несколько лет супруги выступали вместе в оркестрах под руководством выдающихся дирижеров того времени.

Однако вскоре брак Эврар и Пуле распался, и Жанна стала развивать собственную дирижерскую карьеру. В 1930 году ей удалось собрать и возглавить Парижский женский оркестр, который впоследствии исполнял произведения ведущих композиторов середины XX века, многие из которых посвящали произведения Жанне и доверяли ее оркестру первое исполнение.

3. Вероника Дударова



Первая женщина-дирижер в СССР, Вероника Дударова попала в Книгу рекордов Гиннеса как женщина, более 50 лет руководившая крупнейшими оркестрами. Будущий музыкант родилась в 1916 году в Баку, в 5 лет начала заниматься в музыкальной школе для одаренных детей, где приглашенный преподаватель, венгерский дирижер Стефан Штрассер привил ей любовь к будущей профессии.

В 1933 году, после того как отец девочки был репрессирован, а старшие сестры умерли, Вероника вместе с матерью переехала в Ленинград, где продолжила получать музыкальное образование. Еще через четыре года девушка переехала в Москву, а в 1944 году дебютировала как дирижер. В 1960 году Дударова стала главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра.


Уйдя с этой должности в 1989 году, Вероника Борисовна осуществила еще одну мечту - создала собственный симфонический оркестр, который долгие годы носил название «Государственный симфонический оркестр России под управлением Вероники Дударовой». Помимо управления оркестром Дударова в разные годы организовывала музыкальные фестивали, концерты и конкурсы.

4. Симона Янг



Первая женщина - главный дирижер Венской оперы, Симона Янг родилась в Сиднее в семье выходцев из Ирландии и Хорватии. Окончив Сиднейскую консерваторию, Янг начала работать репетитором в Австралийской опере, а в 1985 году в Сиднейском оперном театре состоялся ее дирижерский дебют.

Вслед за оркестром в родной Австралии Янг покорились Баварская государственная опера, лондонский Ковент-Гардене, Опера Бастилия в Париже, Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 2003 года Симона - главный дирижер Гамбургской государственной оперы и Гамбургского филармонического оркестра, а также - первая женщина на этом посту.


В репертуаре Янг - оперы Пуччини, Верди, Штрауса, Бриттена, Доницетти, а также сочинения Моцарта, Малера, Копленда. Помимо работы в опере и филармоническом оркестре Симона Янг занимается преподаванием - в 2006 году она стала профессором музыки и театра в Гамбургском университете.

5. Глория Исабель Рамос



Глория Исабель Рамос родилась на Канарских островах, музыке училась сначала Санта-Крус-де-Тенерифе, а позже - в Барселоне. Изначально Рамос изучала виолончель и фортепиано, но позже решила сконцентрироваться на дирижировании. В 1991 году девушка получила престижную стипендию и уехала развивать мастерство в Бернской консерватории.

Глория завершила учебу в 1995 году и тогда же получила ряд престижных международных музыкальных премий. После Рамос вернулась на Родину, где стала первой в Испании женщиной-дирижером. Ее дебют состоялся в 1996 году с Симфоническим оркестром Тенерифе и Галисийским симфоническим оркестром.

В последующие годы Глории удалось поработать с симфоническим оркестром Люцерна, Цюрихским камерным оркестром, Камерным оркестром Великобритании, Венским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, оркестром Государственного Эрмитажа, Лиссабонским оркестром Гульбенкяна. Помимо гастролей с оркестрами Рамос выступает и в качестве композитора.

6. Мария Эклунд



Россиянка Мария Эклунд музыкальную карьеру начала еще на Родине - в 2001 году она стала аспиранткой Московской консерватории под руководством профессора Геннадия Рождественского. Однако вскоре девушка вышла замуж за гражданина Швеции и переехала с ним в Стокгольм.

На новой Родине Мария стала самой молодой аспиранткой Стокгольмской Королевской академии музыки. Сегодня, вспоминая студенческие годы, Эклунд отмечает, что очень немногим девушкам, окончившим оркестровый факультет, удается работать по специальности.


Мария - одна из тех, кому удалось не просто войти в профессию, но и стать не менее востребованной, чем коллеги-мужчины: в разное время она руководила спектаклями в Пекинском Оперном театре и в Большом театре России, была дирижером Симфонического оркестра Стокгольма, Берлинской симфониетты, симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Государственной академической симфонической капеллой России.

Вместе с коллегами Мария создала общественную организацию женщин-дирижеров Швеции, цель которой - увеличить количество женщин за дирижерским пультом. «Уже есть первые результаты. Директор одного из оркестров после встречи с нами решил ввести квоту 15% на женщин-дирижеров на ближайшие три года. Это в 5 раз больше, чем было раньше,» - рассказывает Эклунд.

Подготовила Белла Адцеева

Расскажи друзьям.

Дирижеры-симфонисты — штучная профессия. Наверх, к оркестру, выбирается не просто яркий и талантливый музыкант, но и обладающий особым набором качеств. Пожалуй, ни одна творческая профессия не знала столь жёсткой дискриминации, как профессия оркестрового дирижёра. Негласный запрет на женщин за дирижёрским пультом явственен: женщина-маэстро — не такое уж частое явление и до сих пор зрелище скорее необычное. Профессия дирижера слывет наряду с «Формулой — 1» одним из последних мужских бастионов.

Тем не менее, сегодня в мире насчитывается более пятисот дирижеров-женщин. Женщина, управляющая симфоническим оркестром, реальность современного мира. А дирижёр, по сути, является профессией не мужской и не женской, а профессией характера.

Кто сегодня вспомнит, что основателем арфовой школы был мужчина, и раньше только мужчины играли на арфе?! Все меняется, все очень условно. И почему решили, что женщина не может быть дирижером… Рано или поздно, но и в этой области неминуемо произойдет сдвиг в сознании и восприятии, потому как единственным мерилом этой профессии является талант и качество музыкального продукта.

Об этом и предлагаемая вашему вниманию статья о женщинах-дирижерах Германии, которую мы печатаем с сокращениями.

Почему так мало женщин-дирижеров?

Женщина-дирижер продолжает оставаться экзотикой. Однако число представительниц так называемого «слабого пола», возглавляющих крупные симфонические оркестры и оперные театры, в Германии растет. Но почему так медленно?

Как лучше сказать — дирижерша или лучше женщина-дирижер? В любом случае мы имеем дело с должностью музыкального руководителя симфонического коллектива, до которой не добралась не только филология, но и эмансипация. Если женщина, играющая на тубе, контрабасе или ударной установке – не редкость в симфонических оркестрах, то дирижер до сих пор остается почти исключительно мужской профессией. Однако и здесь бывают исключения.

Сегодня в четырех (примерно из 80) немецких операх шефство принадлежит дамам. Американка Кэтрин Рюквард (Catherine Rückwardt) с 2006 года руководит театром в Майнце. В 2005 году австралийка Симона Янг (Simone Young) возглавила Гамбургский оперный театр. Ромели Пфунд (Romely Pfund), одна из самых первых немецких женщин-дирижеров, с 2009 года получила должность музыкального руководителя театра в Мекленбурге. И, наконец, совсем недавно вступила в должность руководителя оперного театра Ганновера Кэрен Камензек (Karen Kamensek), уроженка Чикаго, начинавшая свою карьеру в Вене.

“Маэстро Камензек»

«Это руководящая должность, вне зависимости от того, кто ее занимает – женщина или мужчина, — говорит Кэрен Камензек и отбрасывает со лба белокурую прядь. — Требования к музыкальному руководителю театра высокие, да и ожидания всех окружающих тоже». «Маэстро Камензек» — написано на двери ее кабинета.

Кэрен торопливо берет со стола партитуру. Вечером – первая в новой должности премьера: «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса. Эта опера выбрана символически. В центре сюжета – две женщины, Ариадна и Цербинетта, олицетворяющие, так сказать, две ипостаси женской силы: страсть и кокетство.

А каким из «инструментов» (может быть, властью или шармом?) приходится чаще пользоваться ей самой? «Чаше приходится, что называется, власть употребить, — отвечает Камензек. — Театр – иерархическая структура. Если ты оказался во главе этой структуры, то положение обязывает». Должность в Ганновере – не первая в послужном списке сорокалетней Камензек. Она уже работала первым капельмейстером в Венской народной опере (Volksoper) и возглавляла оперный театр Словении, на родине своих родителей.

«Быть женщиной мне никогда не мешало»…

И все-таки, почему так мало женщин-дирижеров? «Я думаю, что многие женщины просто не хотят обрекать себя на такой адский график», — предполагает Кэрен Камензек. Через день — командировки, все это стоит нервов и энергии. Что и говорить, с личной жизнью такую профессию сочетать очень сложно. «Впрочем, не сложнее, чем министру или менеджеру в крупной компании», — считает дирижер. О своей личной жизни Кэрен предпочитает не распространяться.

Эстонка Ану Тали (Anu Tali), ровесница Кэрен Камензек и, наверное, самая известная женщина-дирижер своего поколения, реагирует на «гендерный вопрос» с раздражением. «Быть женщиной мне никогда не мешало», — говорит одна из последних учениц Ильи Мусина…

Очевидно, что женщинам-дирижерам приходится бороться с теми же проблемами, что и первым женщинам-врачам, учителям или руководителям предприятий: насмешливое недоверие коллег, повышенная требовательность работодателей и пристальное (и не всегда доброжелательное) внимание публики.

«Женская квота в музыке? Никогда!»

«Может быть, я наивна, но мне кажется: если человек, мужчина или женщина, должен стать дирижером (ученым или певцом), то он им станет», — полагает Кэрен Камензек. Разговор о женских квотах она считает абсолютно неуместным. «Представьте себе оркестр, которому навязывают дирижера «по половому признаку»! Не хотела бы я оказаться на месте этого дирижера», – говорит она со знанием дела. Коллеге вторит и Анну Тали: «Если бы мы меньше думали о том, кто мы — женщины или мужчины — и меньше делили бы эти роли, то, может быть, жить стало бы легче. Мы в первую очередь люди — в музыке и в жизни. И пусть это остается главным!».

101 год назад, 5 декабря 1916 года, родилась Вероника Дударова - первая российская женщина-дирижер. Да что там, и на сегодняшний день единственная.

Фигура в нынешнем понимании совершенно не медийная. Ни скандалов, ни громких заявлений, ни какой-никакой интриги, за которую можно было бы зацепиться въедливому биографу. Но при этом судьба такая, что сразу понятно: да, невероятная. Подтверждения? Их долго искать не нужно. Вот хотя бы: имя Вероники Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннесса - шутка ли, более 50 лет проработать с крупнейшими оркестрами мира.

Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши

Все ее решения в жизни выверены, словно бы никогда она не мучилась сомнениями.

Родилась в Баку, в осетинской семье. Мама, как теперь принято говорить, домохозяйка. Отец - инженер-нефтяник. Но важно не это, а вот что: уже с пяти лет Вероника обучалась игре на фортепиано в детской музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, следом - в музыкальном училище при Ленинградской консерватории. Так что стоит ли удивляться, что, переехав в 1937 году в Москву, юное дарование отправилось поступать в консерваторию уже Московскую.

Говорят, для экзаменационной комиссии это был шок. Вот сидят они - мэтры Лео Гинзбург и Николай Аносов. Вот заходит она - невысокая худенькая брюнетка, с порога решительно заявляющая о своем желании быть дирижером. И это при том, что до нее женщин в этой профессии в мире было всего две - Жанна Эврар и Надя Буланже. А в Советском Союзе такое и вовсе представить было невозможно без наводящих вопросов.

Вот вопросы и посыпались: мол, кто такая, зачем, отчего именно этот факультет, отчего бы не пойти на фортепиано поучиться поиграть?

Что ответила? Да вот что: "Я не помещаюсь на фортепиано". И добавила, увидев растерянность что Гинзбурга, что Аносова: "Я слышу музыку исключительно от оркестра. Лучше всего - от симфонического".

Может, снова говоря современным языком, выпендривается? Может, конечно. Вот преподаватели и просят абитуриентку продемонстрировать свои умения. В наличии имеются: пианино и виолончель, ноты симфонии Моцарта, музыканты и она, экзаменуемая Дударова с дирижерской палочкой в руках.

Палочку эту, однако, она откладывает спустя несколько минут, объясняя: музыканты играют поверхностно, не понимая сущности этой музыки. Еще несколько минут спустя она становится студенткой.

Вспоминали историю, случившуюся с ней в Андорре в 1993 году. Во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лежа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Тогда зал буквально взорвался от восторга

От наглости ли это? Откуда там наглость, у этой девушки из кавказской семьи. Скорее уверенность в себе и выбранном жизненном пути. Дударова настолько уперта, что в 1941-м она отказывается уезжать из Москвы в эвакуацию, остается в городе и продолжает репетировать.

В 1944-м, когда в столицу из эвакуации возвращается Центральный детский театр, дебютирует в нем в качестве дирижера. Не бог весть пока что, всего тридцать музыкантов. Но Дударова, все еще студентка консерватории, берется за дело со всей серьезностью.

Серьезность была замечена: через год Вероника Дударова становится ассистенткой главного дирижера оперной студии Московской консерватории. Еще несколько лет, и она - дирижер, а после - худрук Московского государственного академического симфонического оркестра.

"В России, например, я единственная женщина-дирижер и руководитель симфонического оркестра, - говорила она позже. - Человек, который стоит за пультом, должен решать много проблем, быть очень волевым и самое главное - иметь талант. В этом смысле между женщиной и мужчиной нет никакой разницы".

"Дударова опровергла своим искусством мнение, что дирижирование - мужская профессия, - подтверждал и экс-министр культуры РФ, профессор столичной консерватории Александр Соколов. - Она первой в нашей стране встала за дирижерский пульт и добилась выдающихся успехов на этом поприще".

Из официального: за годы управления оркестром Вероника Дударова исполнила и записала огромное количество произведений разного репертуара, от музыки барокко до современной симфонической. Она осуществила первые записи произведений таких композиторов, как Свиридов, Хачатурян, Хренников, Эшпай, Щедрин, Таривердиев, Шнитке, сотрудничала с выдающимися исполнителями: Спиваковым, Коганом, Гергиевым, Крайневым, Кремером, Плетневым.

Из неофициального: ее называли "огненным дирижером", "железной Вероникой", "Чингисханом в юбке". И с восторгом рассказывали о невероятном упорстве и силе воли. Вспоминали, например, историю, случившуюся с ней в Андорре в 1993 году: во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лежа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Тогда зал буквально взорвался от восторга.

Восторгались ею и газеты. В 1986-м испанская La Vanguardia писала: "Само присутствие в зале Московского оркестра стало событием, особенно потому, что за пультом женский авторитет, сила и темперамент. Вероника Дударова ведет оркестр скрупулезно, с полной отдачей своей профессии. Кисти ее рук настолько отзываются на музыку, что, кажется, она ими вычерчивает мелодическую линию. Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши".

Дударова, конечно, тяжело переживала, когда в эпоху перестройки ей, 75-летней, пришлось оставить свой оркестр. Могла на все плюнуть. Могла взять и уехать в любую страну мира.

Но признавалась: "В свое время меня называли лягушкой-путешественницей, потому что я очень любила путешествовать и объездила много стран и континентов. Я даже стала записывать названия стран и городов, где побывала, чтобы не забыть. Но сколько бы меня ни приглашали в другие страны, я всегда говорю, что никогда в жизни никуда из России не уеду. Я ее очень люблю. Она мне дорога и как место моего рождения, и как место моего формирования. Всему, что умею, я научилась именно в России".

Она не опустила руки ни в прямом, ни в переносном смысле. В 1991 году Дударова создала новый симфонический оркестр России, собрав под свое крыло 110 музыкантов.

Вероника Дударова умерла 15 января 2009 года на 92-м году жизни. За 23 года до этого ее именем была названа одна из малых планет. И это тот случай, когда подобный жест не выглядит чрезмерным: быть звездой было бы для нее слишком пошло, а вот планетой - в самый раз.

Владимир Борисов