Живопись эпохи возрождения во франции. Французское Возрождение

Renaissance - в переводе с французского означает "Возрождение". Именно так назвали целую эпоху, символизирующую интеллектуальный и художественный расцвет европейской культуры. Возрождение зародилось в Италии в начале XIV века, возвещая угасание эпохи культурного упадка и Средневековья), в основе которой лежали варварство и невежество, и, развиваясь, достигло своего пика в XVI веке.

Впервые об эпохе Возрождения написал историограф итальянского происхождения, живописец и автор трудов о жизни знаменитых художников, ваятелей и зодчих в начале XVI века.

Изначально термин "Возрождение" означал определённый период (начала XIV века) образования новой волны искусства. Но спустя время это понятие приобрело более широкую трактовку и стало обозначать целую эпоху развития и формирования культуры, противоположной феодализму.

Период Ренессанса тесно связан с возникновением новых стилей и техник живописи в Италии. Появляется интерес к античным образам. Светскость и антропоцентризм являются неотъемлемыми чертами, наполняющими скульптуры того времени и живопись. Эпоха Возрождения вытесняет аскетизм, характеризующий средневековую эпоху. Приходит интерес ко всему мирскому, безграничной красоте природы и, конечно же, человеку. Художники эпохи Возрождения подходят к видению тела человека с научной точки зрения, стараются проработать всё до мельчайших деталей. Картины становятся реалистичными. Живопись насыщена неповторимым стилем. Она установила основные каноны вкуса в искусстве. Широко распространяется новая концепция мировоззрения под названием "гуманизм", согласно которой человек считается высшей ценностью.

периода Ренессанса

Дух расцвета имеет широкое выражение в картинах того времени и наполняет особой чувственностью живопись. Эпоха Возрождения связывает культуру с наукой. Художники стали рассматривать искусство как отрасль знаний, изучая досконально физиологию человека и окружающий мир. Это делалось для того, чтобы более реалистично отобразить истинность Божьего создания и происходящие события на своих полотнах. Большое внимание уделялось изображению религиозных сюжетов, которые приобретали земное содержание благодаря мастерству гениев, таких как Леонардо да Винчи.

Выделяют пять этапов развития итальянского искусства Ренессанса.

Интернациональная (придворная) готика

Зародившаяся в начале XIII века придворная готика (ducento) характеризуется избыточной красочностью, помпезностью и вычурностью. Основным видом картин является миниатюра с изображением алтарных сюжетов. Художники используют темперные краски, создавая свою живопись. Эпоха Возрождения богата знаменитыми представителями данного периода, например, такими как итальянские живописцы Витторе Карпаччо и Сандро Боттичелли.

Период Предвозрождения (Проторенессанс)

Следующий этап, который, как считается, предвосхитил эпоху Ренессанса, называется Проторенессанс (trecento) и приходится на конец XIII - начало XIV века. В связи со стремительным развитием гуманистического мировоззрения живопись данного исторического периода раскрывает внутренний мир человека, его душу, имеет глубокий психологический смысл, но в то же время обладает простой и ясной структурой. Религиозные сюжеты отходят на второй план, а светские становятся лидирующими, и в качестве главного героя выступает человек с его чувствами, мимикой и жестами. Появляются первые портреты итальянского Ренессанса, занимающие место икон. Известные художники этого периода - Джотто, Пьетро Лоренцетти.

Раннее Возрождение

В начале начинается этап раннего Возрождения (quattrocento), символизирующий расцвет живописи с отсутствием религиозных сюжетов. Лики на иконах приобретают человеческий вид, а пейзаж, как жанр в живописи, занимает отдельную нишу. Основателем художественной культуры раннего Ренессанса выступает Мозаччо, в основе концепции которого лежит интеллектуальность. Его картины обладают высоким реализмом. Великие мастера исследовали линейную и воздушную перспективу, анатомию и использовали знания в своих творениях, на которых можно увидеть правильное трехмерное пространство. Представителями раннего Возрождения являются Сандро Боттичелли, Пьеро делла Франческа, Поллайоло, Вероккьо.

Высокое Возрождение, или "Золотой век"

С конца XV века начался этап высокого Возрождения (cinquecento) и продлился относительно недолго, до начала XVI века. Его центром стали Венеция и Рим. Деятели искусства расширяют свой идейный кругозор и интересуются космосом. Человек предстаёт в образе героя, совершенного как духовно, так и физически. Деятелями этой эпохи считаются Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан Вечеллио, Микеланджело Буонарротти и другие. Великий художник Леонардо да Винчи был "универсальным человеком" и находился в постоянном поиске истины. Занимаясь скульптурой, драматургией, различными научными опытами, он умудрялся находить время для живописи. Творение "Мадонна в скалах" наглядно отображает созданный живописцем стиль светотени, где соединение света и тени создаёт эффект объёмности, а знаменитая "Джоконда" выполнена с использованием техники "смуффато", создающая иллюзию дымки.

Позднее Возрождение

В период позднего Возрождения, который приходится на начало XVI века, произошёл захват и разграбление города Рима германскими войсками. Это событие положило начало эпохе угасания. Римский культурный центр перестал быть покровителем у самых знаменитых деятелей, и они были вынуждены разъехаться в другие города Европы. В результате нарастания несоответствий взглядов между христианской верой и гуманизмом в конце XV века маньеризм становится преобладающим стилем, характеризующим живопись. Эпоха Возрождения постепенно подходит к концу, поскольку основой данного стиля считается красивая манера, которая затмевает представления о гармонии мира, правде и всесильности разума. Творчество становится сложным и приобретает черты противоборства различных направлений. Гениальные работы принадлежат таким известным художникам, как Паоло Веронезе, Тиноретто, Якопо Понтормо (Карруччи).

Италия стала культурным центром живописи и одарила мир гениальными художниками этого периода, картины которых и по сей день вызывают эмоциональный восторг.

Помимо Италии, развитие искусства и живописи имело важное место и в других странах Европы. Это течение получило название Особенно стоит отметить живопись Франции эпохи Возрождения, которая выросла на собственной почве. Окончание Столетней войны вызвало рост всеобщего самосознания и развитие гуманизма. Во присутствует реализм, связь с научными знаниями, тяготение к образам античности. Все перечисленные черты сближают его с итальянским, но присутствие трагичной нотки в полотнах является значимым отличием. Известные художники эпохи Возрождения во Франции - Ангерран Шаронтон, Никола Фромана, Жан Фуке, Жан Клуэ Старший.

История искусства Франции охватывает огромный исторический период, начиная с эпохи античности и до нашего времени.

Франция - удивительная страна, которой свойственна таинственность и утонченность, блеск и изысканность, возвышенность и особенная тяга ко всему прекрасному. И история формирования ее уникального, ставшего эталоном, такого разнообразного и уникального искусства не менее удивительна, чем само государство.

Предпосылки формирования Франкского королевства

Чтобы разобраться в особенностях возникновения и развития искусства Франции, необходимо совершить экскурс в историю еще античного периода, когда территория современного французского государства входила в состав Великой Римской империи. В IV веке начались активные перемещения варварских племен от берегов Рейна к границам империи. Их нападения и периодические вторжения в римские земли, которые подвергались разорению, сильно подрывали государство латин. А в 395 году и сама Римская империя разделилась между сыновьями действующего императора на две части: Феодосий завещал наиболее богатую восточную часть своих территорий старшему сыну Аркадию, а западную передал младшему сыну - Гонорию. Разделение Великой Римской империи на части ослабило и без того уже непрочное римское государство и сделало его более уязвимым для внешних врагов.

Территория современной Франции входила в состав западной части бывшей Великой Римской империи. Сильный удар в 410 году нанесли Риму войска вестготов, которые возглавлял Алларих. Последний римский император слабого государства спрятался в Равенне, бросив вечный Рим. Именно там его и настигло войско Одоакра - одного из ведущих военачальников вестготского племени. Именно с этим событием, состоявшимся в 476 году, и связывают окончательное падение Римской империи. По отвоеванным землям в результате начавшегося Великого переселения стали возникать варварские государства. В V веке в части Галлии возникло и государство франков.

Франкское государство и развитие французского искусства

Франки - это группа племен, издревле расселявшихся по берегам Рейна в его нижнем течении и у побережья Балтийского моря. Основателем первого франкского королевства в Европе стал молодой вождь франков Хлодвиг Меровинг, который разгромил войско римского наместника в Галии в битве при Суассоне и захватил подвластные ему территории. На новых территориях он расселил своих сподвижников - франков, одарив их земельными наделами, провел ряд государственных реформ как в области государственного управления, так и в судебно-законодательной сфере, введя в действие уникальный документ - "Салическую правду", составленный на основе родовых порядков племени салических франков. Кроме того, особое внимание было уделено Хлодвигом выбору веры. Принятие христианства не только укрепило новое государство, но и повлияло на формирование франкского искусства.

После того как династия Меровингов стала ленивой в делах управления, жизнь в королевстве становилась все более тяжелой. Знать захватывала королевские земли. Процветала вседозволенность в управлении знатью своими наделами и крестьянами. Увеличивалось обнищание населения. В VIII веке нависла и внешняя угроза от кочевых арабских племен. Власть в свои руки взял один из управляющих последнего меровингского короля Карл Мартелл. Он провел ряд реформ, которые помогли укрепить государство и победить арабов. А сын Пиппин Короткий был избран на совете знати новым королем франков. Этот выбор был подтвержден и папой римским. А первым франкским императором стал сын Пиппина Короткого Карл, за которым в истории закрепилось прозвище Великий. Именно Карлу франкская империя обязана особым этапом расцвета культуры и искусства, который называют Каролингским возрождением.

Искусство "изначальных" франков

Если понимать особенности рождения и становления франкского государства, то становится понятной и судьба культурного наследия, находившегося издревле на франкских территориях. Это было в основном развитие античной цивилизации: мосты, жилая и храмовая архитектура, скульптура и литература, театр и декоративно-прикладное искусство. Однако христианские церковники не считали необходимым сохранение этих культурных богатств, но пользовались той их частью, которую можно было приспособить к отправлению религиозного культа и к жизни обывателя. Так, богослужение в христианских церквях проходило на латыни, на том же языке писались и церковные книги.

Использовать архитектурные находки Античности пришлось для того, чтобы начать возведение храмов и монастырей, использование знаний по астрономии помогло высчитывать даты церковного календаря, который в эпоху Средневековья декларировал жизнь всего королевства. Также франки приспособили к своим нуждам и систему образования поздней Римской империи. Примечательно, что комплекс учебных предметов, изучавшихся во франкских школах, назывался О каких же искусствах шла речь? В так называемый тривиум входили науки о слове: грамматика, риторика и диалектика. В квадривиум включались науки о числах: арифметика, геометрия, музыка как вычисление музыкальных интервалов и астрономия.

В декоративно-прикладном искусстве преобладали традиции варварского творчества, которое характеризовалось использованием в качестве основных мотивов растительных и животных орнаментов и изображений чудовищ или существ, в реальности не существующих и часто имеющих достаточно устрашающий вид. Такой тип искусства и называют терратологический или чудовищный.

Искусство и культура Каролингского возрождения

Период правления Карла Великого характеризуется небывалым подъемом культуры. Одной из причин тому является сама личность императора - хорошо образованного и высококультурного человека. Он свободно говорил и читал на латинском языке, понимал греческий, увлекался богословием и философией. Одним из уникальных архитектурных сооружений этого периода стала удивительная по своему художественному оформлению дворцовая церковь в Ахене.

Развивалось и искусство создания рукописных книг: они писались практически каллиграфическим почерком и украшались прекрасными миниатюрами. Среди книг были как богословские сочинения, так и анналы - повременная по годам запись событий, происходивших во Франкской империи.

В империи открывались школы, ориентированные на начальное и элитарное обучение. Создателем первых был соратник Карла Алкуин. А элитарная школа, открытая в Ахене, объединяла ученых, семью императора и весь двор Карла Великого. В школе, названной "Придворной академией", велись философские беседы, изучали Библию и культуру Античности, загадывали загадки и слагали стихи. А один из членов Академии написал первую светскую биографию "Жизнь Карла Великого".

Именно в эпоху Каролингского возрождения были заложены основы сохранения и возрождения традиций античной культуры и база для дальнейшего развития культуры франков.

Формирование Франции как государства

За время правления потомков Карла Великого созданная им империя все более ослаблялась. Когда империя была разделена между сыновьями Карла, Западная ее часть отошла к старшему сыну Лотарю. А его потомки продолжили ослабление раздробленного государства. Империя пала. Последние из Каролингов окончательно потеряли влияние и были низложены. Знать передала право правления могущественному в то время графу парижскому Гуго Капету. Именно восточная часть бывшей Франкской империи стала именоваться Францией. Благодаря правлению Капетингов новое государство не только возродилось, но и получило новые возможности для своего развития, в том числе и культурного.

Народное искусство средневековой Франции

В театре и музыке средневекового периода тоже произошел ряд изменений по сравнению с античным. Христианская церковь считала актеров пособниками дьявола и всячески преследовала артистическую братию. В результате театр как массовое явление существовать перестал, сооружения театров и стадионов постепенно приходили в состояние разрухи, а актеры стали образовывать бродячие труппы и играли для народа на перекрестках дорог, ярмарках и площадях. Мобильные группы универсальных актеров - гистрионов были менее удобным объектом для преследования церковью и властями, ей подчинявшимися и преследовавшими при этом свои цели в связи с особенностью направленности творчества гистрионов и трубадуров - бродячих музыкантов. Особую группу составляли ваганты - бывшие студенты или монахи, владевшие стихосложением и основами музыкального искусства, которые бродили одиночками по дорогам и в своих произведениях или пели о плотской любви, или обличали разлагающуюся церковь и гнилое государство.

Три сферы развития средневекового искусства

9/10 населения средневековой Франции были крестьянами. Потому основную культуру государства можно определить как крестьянскую. Большую часть дня средневековый крестьянин проводил в трудах на земле феодала. Но это вовсе не означает, что у него не было потребности и времени для общения с культурой и искусством. В основном это были песенное и танцевальное творчество, соревнования в силе и ловкости. Особое место в общении с искусством занимали просмотры представлений гистрионов. Развивалось и устное народное творчество. Мудрость народа нашла свое отражение в фольклоре: сказках, песнях, пословицах и поговорках. Главной темой сказочников было посрамление глупого богача бедным, но добрым бедняком, происходившим, как правило, из крестьянской семьи. Сказки были остросоциальными: вскрывали пороки общества в сфере отношений знати и крестьянства, а также рассказывали о тяжкой доле крестьян. Создавались и легенды, баллады, воспевающие подвиги народных героев, сражающихся за честь и достоинство обычного человека и против феодального произвола.

Второй стороной средневековой культуры и искусства была жизнь городов, рост и расцвет которых наблюдались начиная с IX века. Появление такого сословия, как буржуа, стало началом развития буржуазной культуры. Быстро совершенствовалось мастерство ремесленников. Видоизменялись принципы их работы и качество создаваемых изделий, многие из которых сейчас имеют высокую ценность как шедевры декоративно-прикладного искусства. Именно из этого времени пришло в наш обиход такое слово, как "шедевр". Каждый мастер, вступающий в цеховое братство, должен был продемонстрировать свое мастерство и изготовить идеальное изделие. Это и был шедевр. Постепенно формировалась система взаимодействия и конкуренции цехов, что первоначально стало мотиватором в развитии ремесел. Однако со временем цеха стали мешать ремеслам развиваться, так как конкуренты не желали, чтобы их обошли наиболее талантливые мастера, а иногда не хотели, чтобы секрет процесса изготовления изделия или материала для него попал в руки конкурентов. Часто члены цехового братства даже уничтожали изобретения, а подчас и преследовали их создателей.

Третьей стороной средневековой культуры и искусства было существование обособленного мира аристократии - феодалов. Как правило, все феодалы несли воинскую повинность перед королем, будучи его личными вассалами. Феодалы помельче были вассалами у своих властителей - баронов, графов и т. д. Неся конную воинскую службу, они представляли собой такое явление средневекового общества, как рыцарство. Рыцарская культура характеризовалась и своим особенным искусством. К таковому относится искусство создания рыцарских гербов - объемных опознавательных знаков рыцарского рода или отдельного рыцаря. Делали гербы из дорогих материалов - золота и серебра, эмали и меха куницы или белки. Каждый герб был важным историческим источником и очень ценным произведением искусства.

Кроме того, в рамках мальчиков - будущих рыцарей - обучали и таким искусствам, как пение и танец, игра на музыкальных инструментах. Они были с детства обучены хорошим манерам, знали много стихов, и многие из рыцарей сами писали стихи, посвящая их прекрасной даме. И конечно, необходимо вспомнить об уникальных памятниках средневековой архитектуры - рыцарских замках, возводимых в романском стиле, а также удивительных храмах, возводившихся во всех городах Франции сначала в романском, а позже - в готическом стиле. Самыми известными храмами считаются собор Парижской Богоматери в Париже и - место коронования французских монархов.

Искусство Франции: Возрождение

Эпоха Возрождения, связанная с новым витком интереса к античному культурному наследию и искусству, зародилась в солнечной Италии в XIV веке. Во Франции веяния Ренессанса нашли отражение в культуре и изобразительном искусстве только в конце XV века. Но и длился этот период во Франции дольше, чем в Италии: не до XVI, а до XVII века. Подъем в области культуры и искусства во французском государстве был связан с завершением объединения страны при Людовике XI.

Размежевание с готическими традициями в искусстве Франции произошли в связи с частыми походами королей в Италию, где они познакомились с удивительным итальянским искусством эпохи Ренессанса. Однако, в отличие от Италии, искусство этого периода во Франции было более придворным, чем народным.

Что касается народности французского искусства, то ярким представителем его в литературе стал замечательный поэт создававший образные, остроумные и жизнерадостные поэтические произведения.

Если же говорить об изобразительном искусстве этого периода, то следует отметить, что в богословских миниатюрах и в светской литературе нашли воплощение реалистические тенденции. Самым первым художником этого периода развития искусства Франции стал Жан Фуке, оставивший потомкам огромное наследие в виде портретов аристократов и королевской семьи, книжных миниатюр, пейзажей, диптихов с изображением Мадонны.

Приглашала во Францию и итальянских мастеров эпохи Возрождения: Россо и Приматиччо, которые стали основателями школы Фонтенбло - направления во французском искусстве живописи, возникшем в имении Фонтенбло. Это течение основывалось на принципах маньеризма, представителями которого являлись изначально основатели школы, и характеризовалось использованием мифологических сюжетов и запутанных аллегорий. Сохранились источники, называющие и другие имена мастеров, участвовавших в оформлении замка Фонтенбло: итальянцы Пеллегрино и Жюст де Жюст, французы Симон Леруа, Клод Бадуэн, Шарль Дориньи, фламандец Леонард Тирей и др.

В XVI же веке во Франции активно развивался жанр портрета, живописного и карандашного. Особенно интересны работы Жана Клуэ, написавшего портреты почти всего французского двора.

Скульптура этого периода во Франции связана с именем Мишеля Коломба, мастерски выполнявшего в том числе рельефные изображения и философской трактовки надгробия. Также интересны работы Жана Гужона, пронизанные особой музыкальностью и поэтичностью образов и манеры исполнения.

Противовесом гармоничного и идеального в своей красоте и изяществе творчества Гужона стали произведения другого скульптора этого периода - Жермена Пилона. Они сродни по своей экспрессии и гипертрофированности передаваемых чувств и переживаний работам экспрессионистов XIX века. Все его персонажи глубоко реалистичны, даже натуралистичны, драматичны и мрачны.

Искусство Франции: 17 век

XVI век был эпохой войн и разрухи для французского государства. В первой четверти XVII века власть во Франции укрепилась. Особенно быстро пошел процесс централизации власти при Людовике XIII, когда всем в стране заправлял кардинал Ришелье. Народ стонал под гнетом аристократии и тяготами ежедневного труда. Однако абсолютистская монархия способствовала не только укреплению и увеличению мощи Франции, но и тому, что в этот период страна стала одной из ведущих среди прочих европейских государств. Это, несомненно, отразилось и на развитии и основных тенденциях культуры и искусства в стране.

Искусство Франции 17 века условно можно определить как официальное придворное, которое было выражено помпезным и декоративным стилем барокко.

В противовес парадности и преувеличенной декоративности барокко в искусстве Франции выделилось два направления: реализм и классицизм. Первое из них было обращением к отражению реальной жизни такой, какой она и была, без прикрас. В рамках этого направления развиваются бытовой жанр и портрет, библейский и мифологический жанры.

Классицизм в искусстве Франции отражает прежде всего тему гражданского долга, победу общества над личностью, идеалов разума. Они позиционируются как противопоставление несовершенству реальной жизни, идеал, к которому нужно стремиться, жертвуя даже личными интересами. Все это в основном имеет отношение к изобразительному искусству Франции. Основой для искусства классицизма стали традиции античного искусства. И это нашло наибольшее отражение в классицистической архитектуре. Кроме того, именно архитектура была наиболее зависима от практических интересов государства и была полностью подчинена абсолютизму.

Период XVII века во французском государстве характеризуется возведением большого количества градообразующих архитектурных ансамблей и дворцовых сооружений. В этот период именно светская архитектура выходит на первый план.

Если говорить об отражении вышеназваных тенденций в изобразительном искусстве, то следует упомянуть творчество Николя Пуссена - удивительного представителя эпохи, живопись которого воплотила в себе одновременно и обобщенность мировосприятия, и неукротимую энергию жизни античного искусства.

Искусство Франции: 18 век

Новый подъем культуры был связан с огромным влиянием на творчество народного начала, которое прежде всего было ярко выражено в музыке. В театре главную роль стала выполнять комедия, активно развивался ярмарочный театр масок, искусство оперы. Все меньше творцы обращались к религиозной тематике, все активнее развивалось светское искусство. Французская культура этого периода была очень разнообразна и насыщена контрастами. Искусство реализма обратилось к раскрытию мира человека разных сословий: к его чувствам и переживаниям, бытовой стороне жизни, психологическому анализу.

Искусство Франции 19 века

Двигаемся дальше. Поговорим кратко об искусстве Франции XIX столетия. Жизнь государства этого времени характеризуется очередным витком роста недовольства народа и выраженными революционными настроениями после реставрации французской монархии. Тема борьбы и героизма стала одной из ведущих в изобразительном искусстве. Она отражалась и в новых направлениях живописи - историзме и романтизме. А вот с академизмом в изобразительном искусстве этого периода идет борьба.

Изучение фактора цвета в живописи приводит к активному развитию пейзажного жанра и к пересмотру всех систем французской живописи.

Особое развитие получает в этот период декоративно-прикладное искусство как наиболее отражающее чаяния народа. Очень популярным становится лубок, позволяющий в простейшей технике при использовании сатирических образов вскрывать пороки и проблемы общества.

Фактически документальным историческим источником эпохи становится офорт. По офортам можно изучать историю Франции XIX столетия.

Искусство Франции, как мы видим, весьма многогранно и разнообразно и тесно связано с особенностями развития французского государства. Каждая эпоха - это огромный блок, требующий особого раскрытия, что невозможно сделать в рамках одной статьи.

Раздел «Искусство Франции». Всеобщая история искусств. Том III. Искусство эпохи Возрождения. Авторы: А.И. Венедиктов (архитектура), М.Т. Кузьмина (изобразительное искусство); под общей редакцией Ю.Д. Колпинского и Е.И. Ротенберга (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1962)

Эпоха Возрождения - блестящий этап в развитии французской культуры и искусства. Он соответствует историческому периоду формирования буржуазных отношений, образования и укрепления абсолютистского государства во Франции. В это время над средневековой религиозной идеологией восторжествовало новое, гуманистическое мировоззрение, широко распространились светская культура и искусство, уходящее своими корнями в глубины народного творчества. Связь с наукой, обращение к античным образам, реализм и жизнеутверждающий пафос сближают его с искусством итальянского Возрождения. Вместе с тем искусство Ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Жизнеутверждающий гуманизм сочетается в нем с чертами трагичности, порожденными характерной для Франции противоречивой сложностью возникновения нового исторического этапа.

По сравнению с итальянским французское Возрождение опаздывает почти на полтора столетия (начало французского Возрождения падает на середину 15 в.). Еще более существенно то, что в Италии готика и ее традиции не играли сколько-нибудь определяющей роли в зарождении искусства Возрождения, напротив, раннее Возрождение во Франции в значительной мере складывалось в процессе переосмысления реалистических тенденций и решительного преодоления мистической основы готического искусства.

Вместе с тем наряду с переработкой и развитием реалистических элементов готического наследия применительно к новым общественным и эстетическим требованиям времени большую роль во Франции с конца 15 века играло и обращение к опыту уже достигшего высокой степени зрелости итальянского искусства.

Естественно, что существование художественно совершенного и обладающего необычайным престижем во всей Европе итальянского искусства предопределило на протяжении первой половины 16 в. широкое обращение культуры ренессансной Франции к его опыту и достижениям. Однако молодая, полная сил культура Франции переосмыслила достижения итальянской культуры в соответствии с теми национальными задачами, которые стояли перед культурой и искусством национальной французской монархии.

Внешним толчком к этому широкому обращению к итальянскому опыту, включавшему и приглашение во Францию ряда крупных мастеров Высокого и позднего Возрождения, послужили начавшиеся в 1494 г. военные походы в Италию. Подлинные же причины лежали значительно глубже. Походы в Италию французских королей Карла VIII, а позже Франциска I стали возможными благодаря росту экономического и политического могущества страны, успехам, достигнутым на путях создания централизованной монархии.

Переход от раннего к Высокому Возрождению, происходивший в течение первой трети 16 в., был связан с созданием культуры большой централизованной дворянской монархии, созданием единого национального государства.

Естественно, что в этих условиях искусство, тесно связанное с традициями отдельных областей страны, должно было уступить место искусству не только собственно светскому, но относительно свободному от влияния местных традиций. Такое искусство, в принципе своем имевшее общенациональный характер и вместе с тем несущее на себе отпечаток придворной культуры, и было создано в эти годы. Этот придворный оттенок был неизбежен в условиях, когда власть монарха имела тенденцию превратиться в символ национального единства страны.

Утверждение новой исторической ступени в развитии французского общества и его культуры протекало в напряженной и жестокой борьбе. Антифеодальные и антикатолические выступления народных масс, использованные, а затем подавленные королевской властью и стоявшим за ним дворянством, получили свое косвенное отражение в наиболее прогрессивных и демократических течениях французского гуманизма.

Мощное народное дыхание, неисчерпаемое галльское жизнелюбие, вера в человека и его возможности, беспощадная ненависть ко всем проявлениям средневековой схоластики пронизывают творчество одного из величайших мастеров реализма позднего Возрождения - Франсуа Рабле.

К середине 16 в. развертывается деятельность поэтов «Плеяды» во главе с Ронсаром, сыгравшая громадную роль в развитии национальной поэзии. Ярчайшим памятником передовой общественной мысли эпохи явились «Опыты» Монтеня, одного из основателей рационалистической и антиклерикальной традиции западноевропейской культуры.

В изобразительном искусстве и архитектуре прогрессивное содержание эпохи утверждалось преимущественно в рамках дворянской и дворянско-буржуазной культуры новой монархии. И все же историко-художественное значение таких достижений, как замковая архитектура Луары, деятельность замечательных живописцев Жана Фуке, семьи Клуэ, скульпторов Жана Гужона, Жермена Пилона, архитекторов и теоретиков архитектуры Пьера Леско и Филибера Делорма, значительно перерастает эти рамки, образуя основу дальнейшего развития прогрессивных тенденций французского искусства.

Начало французского Возрождения относится к середине ХV века. Ему предшествовал процесс формирования французской нации и образования национального государства. На королевском престоле представитель новой династии - Валуа. Походы французских королей в Италию познакомили художников с достижениями итальянского искусства. Готические традиции и нидерландские тенденции в искусстве вытесняются итальянским Ренессансом. Французское Возрождение носило характер придворной культуры, основы которой заложили короли-меценаты начиная с Карла V.

Самым крупным творцом Раннего Возрождения считается придворный живописец Карла VII и Людовика ХI Жан Фуке (1420-1481). Его еще называют великим мастером французского Ренессанса. Он первым во Франции последовательно воплотил эстетические принципы итальянского кватроченто, предполагавшие в первую очередь ясное, рациональное видение реального мира и постижение природы вещей через познание ее внутренних закономерностей. Большую часть творческого наследия Фуке составляют миниатюры из часословов. Кроме того, он писал пейзажи, портреты, картины на исторические сюжеты. Фуке был единственным художником своего времени, обладавшим эпическим видением истории, чье величие соразмерно Библии и античности.

В начале ХVI века Франция превращается в самое крупное абсолютистское государство Западной Европы. Центром культурной жизни становится королевский двор, а первыми ценителями и знатоками прекрасного - приближенные и королевская свита. При Франциске I, поклоннике великого Леонардо да Винчи, итальянское искусство становится официальной модой. Итальянские маньеристы Россо и Приматиччо, приглашенные Маргаритой Наваррской, сестрой Франциска I, основывают в 1530 году школу Фонтенбло. Этим термином принято называть направление во французской живописи, возникшее в XVI веке в замке Фонтенбло. Кроме того, его применяют по отношению к произведениям на мифологические сюжеты, подчас сладострастные, и к запутанным аллегориям, созданным неизвестными художниками и восходящими также к маньеризму. Школа Фонтенбло прославилась созданием величественных декоративных росписей ансамблей замка.

В ХVI веке закладываются основы французского литературного языка и высокого стиля. Французский поэт Жоашен Дю Белле (ок. 1522-1560) в 1549 году опубликовал программный манифест «Защита и прославление французского языка». Он и поэт Пьер де Ронсар (1524-1585) явились наиболее яркими представителями французской поэтической школы эпохи Возрождения - «Плеяды», которая видела свою цель в том, чтобы поднять французский язык на один уровень с классическими языками - греческим и латынью. Поэты «Плеяды» ориентировались на античную литературу.

Среди выдающихся представителей французского Возрождения был также французский писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494-1553). Его сатирический роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» - энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. В основу произведения легли распространенные в XVI веке народные книги о великанах (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург). Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев гуманистические идеалы своего времени.

Точку в культурном развитии Франции ХVI века поставил великий философ-гуманист Мишель де Монтень (1533-1592). Книга эссе, отмеченная вольнодумством и своеобразным скептическим гуманизмом, представляет свод суждений о житейских нравах и принципах поведения человека в различных обстоятельствах. Разделяя представление о наслаждении как цели человеческого бытия, Монтень трактует его в эпикурейском духе - принимая все, что отпущено человеку природой.

Французское искусство ХVI-XVII вв. опиралось на традиции французского и итальянского Возрождения. Живопись и графика Фуке, скульптуры Гужона, замки времен Франциска I, дворца Фонтенбло и Лувр, поэзия Ронсара и проза Рабле, философские опыты Монтеня - на всем лежит печать классицистического понимания формы, строгой логики, рационализма, развитого чувства изящного.