Готовые сценарии короткометражных фильмов. Как снять короткий метр е01 – Основные правила написания сценария

Задумав снять короткометражный фильм вы должны помнить, что у вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление. Если средняя длинна полнометражного фильма 120 минут, из которых 15 занимает начало, 90 минут- развитие и кульминация и минут 5 финал, то короткометражный фильм длится обычно 10-20 минут. Получается, в ситуацию нужно входить очень быстро, чтобы зритель сориентировался, кто есть кто и что происходит. Начало короткометражного фильма может быть самым разным. Оно может сразу сообщать о ситуации, как например новелла "Дикие истории": один человек на автомобиле обгоняет на пустой дороге другого и показывает ему неприличный жест - все понятно и сюжет развивается дальше. Другой случай, когда ситуация понятна, но в ней сохраняется еще некоторая интрига. Пример: короткометражка "Паук" - юноша и девушка едут в машине, они в ссоре - мы понимаем наличие конфликтной ситуации, но не знаем причину.

По сути, одна минута короткометражки - это 10 минут полнометражного фильма. За это время нужно успеть раскрыть сюжет, заставить зрителя сопереживать героям, сделать историю реалистичной и захватывающей.

Какие приемы используют для создания короткометражек

При написании сценарий для короткометражных фильмов используют различные приемы. Перечислим некоторые из них.

Переворот. Возьмем экранизацию новеллы О.Генри "Деловые люди". Фильм начинается с некой, достаточно простой, истории А: грабитель залезает в дом спящего человека, и зритель сразу понимает кто здесь сильный, а кто слабый. Тут мы делаем переворот и начинаем историю Б, где сильный становится слабым, а слабый сильным - у нашего грабителя случается приступ радикулита. Другой пример: два киллера с целью убийства влезают в дом, где живет одинокая мать с ребенком, но тут случается неожиданный переворот - ребенок на самом деле монстр и мама его просто охраняет, спасая человечество.

Доведение ситуации до абсурда. Примером можно взять уже упомянутую короткометражку "Паук". Юноша и девушка в ссоре, потому что юноша любит шутить, но не всегда удачно. И вот они приезжают на автозаправку, он покупает цветы для примирения и, заодно, резинового паука, которого кладет в бардачок машины. В какой-то момент девушка лезет в бардачок за картой, натыкается на паука, и в панике выскакивает из машины на проезжую часть, где ее сбивает проезжающий мимо автомобиль. Врач из приехавшей скорой пытается оказать ей помощь, но, наткнувшись на паука, кричит и по неосторожности втыкает шприц в глаз главному герою. Череда событий, происходящих по сюжету фильма, с каждой минутой делают ситуацию все более гротескной, доводя до грани абсурда.

То, что нельзя называть. Для того чтобы экранизировать какое-то понятие, слово или состояние души, необходимо говорить о нем, не называя. Одним из способов рассказать о чем-то - говорить о противоположном. Допустим мы хотим осветить "страсть к путешествиям". Если мы будем говорить о человеке, который постоянно находится в одном месте, то мысль о путешествиях возникает, но гораздо интереснее, рассказать о человеке, который сидит в одном месте и при этом путешествует. Например, водитель скоростного поезда, который находится в постоянном движении, провел всю жизнь в дороге и хотел хотя бы на минутку выйти из кабины. Параллельно мы можем рассказывать о пассажире соседнего вагона, который был в дальней поездке и мечтает поскорее вернуться домой, но из-за потасовки в вагоне кто-то нажимает стоп-кран. Поезд останавливается среди поля, машинист выходит, видит прекрасный мир и бросает поезд, отправляясь в путешествие.

Способ говорить о чем-то не называя очень понятно и красочно показан в рассказе Х. Борхеса "Сад расходящихся тропок".

Выбор сюжета

По какому принципу мы выбираем темы для короткометражек? Иногда идея фильма приходит внезапно, иногда просто является выводом из той темы, на которую изначально хотелось снимать. Иногда автору хочется просто получить опыт в каком-либо жанре или стиле: драма, фэнтези, любовная история. Для написания сценария мы можем взять любое слово, сюжет или этическую задачу, фантазируя над их представлением. Главное, пишите о том, что вызывает у вас эмоции, что близко по духу, а не о том, что хочет зритель.

Вот вам несколько литературных сценариев короткометражных фильмов. В них соблюдены основные принципы кинодраматургии:

1.Наличие характеров у основных персонажей.

2.Сюжетная тайна, которая должна держать внимание зрителя.

3.Лаконизм диалогов.

4.Расчет на соучастие зрителя, на его догадки и активный поиск смысла истории.

5.Точные нужные детали, подробности.

6.Доступность реализации, преобладание интерьеров, минимум простейших декораций.

7.Описание действия в настоящем времени.

8.Доля иронии как залог долголетия кинопроизведения.

Сценарий короткометражного игрового фильма «Щи»

ИНТ. Закусочная. День.

В закусочной самообслуживания возле лотка, где лежат пирожные с фруктовым желе, стоит негритенок лет девяти. В тот момент, когда он уже приготовился схватить лакомство и убежать, раздается старушечий голос.

СТАРУШКА

Мальчик...

Он испуганно оборачивается. Невдалеке за столиком сидит перед обеденным подносом седая женщина, держит в руке блистер с таблетками.

СТАРУШКА

Мальчик, принеси, пожалуйста, стакан воды вон оттуда.

Негритенок направляется к бойлеру, берет пластиковый стаканчик, нажав на рычаг, наливает воду, несет ее старушке.

НЕГРИТЕНОК (предупреждает)

Вода очень холодная.

Старушка принимает лекарство.

СТАРУШКА

Спасибо, дорогой... Садись... Ты хотел фруктовое пирожное?

Мальчик смотрит на поднос с обедом, стоящий перед старушкой: салат, суп, компот.

НЕГРИТЕНОК

Я люблю щи.

Женщина роется в кошельке, достает две монеты.

СТАРУШКА

Как тебя зовут?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА

Вот тебе, Саша, двадцать рублей. Поди, купи щи...

Старушка приступает к своему обеду, а негритенок идет на раздачу, получает тарелку супа, берет ломтик хлеба и ложку...

СТАРУШКА

Иди, иди сюда.

Мальчик садится к ее столу и начинает есть.

НЕГРИТЕНОК

Вы богатая?

СТАРУШКА

Я пенсионерка.

Он с пониманием кивает и затем говорит после паузы.

НЕГРИТЕНОК

У меня брат тоже пенсионер.

СТАРУШКА (удивляется)

Он настолько тебя старше?

НЕГРИТЕНОК

У него голова трясется.

СТАРУШКА (сочувственно)

Вот как!... И он такой же, как ты, темненький и курчавый?

НЕГРИТЕНОК

Да... И он... У нас мама белая.

СТАРУШКА

НЕГРИТЕНОК

Папа во Франции... Мама к нему ездит.

СТАРУШКА

А почему же он не с вами?

НЕГРИТЕНОК

Он говорит – ему здесь холодно.

СТАРУШКА

НЕГРИТЕНОК

Мне не холодно... Я же русский.

Негритенок заканчивает есть щи и встает.

НЕГРИТЕНОК

Спасибо... Ну, я пойду?

СТАРУШКА

Ты в каком классе?

НЕГРИТЕНОК

Во втором.

СТАРУШКА

А кем хочешь стать?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА (удивляется в очередной раз)

Поэтом? И ты пишешь стихи?

НЕГРИТЕНОК

СТАРУШКА

Ну, почитай.

Негритенок принимает торжественную позу, собирается с мыслями, вспоминает.

НЕГРИТЕНОК (начинает декламировать)

Зима... Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь...

Сценарий короткометражного игрового фильма «Европа плюс»

Просторный светлый двор новенького 16-этажного дома. Детская площадка с пестрыми конструкциями. Клумба со свежепосаженными цветочками. Молоденькие липки держатся за крепкие колья. Аккуратный бетонный забор окружает площадку для мусора, на которой стоят стройно четыре новеньких разноцветных контейнера. На каждом контейнере эмалированная табличка. На зеленом – «Пищевые отходы», на желтом – «Бумага», на синем – «Металлы», на красном – «Стекло», на черном – «Пластик». Отдельно к забору прикреплен маленький контейнер с надписью «Duracell».

Вдоль этого парада движутся старушка и мальчик. У каждого в руках большой пакет с мусором. Они внимательно читают надписи на табличках и старательно раскладывают по контейнерам то, что полагается туда класть. И уходят...

Музыкальная лирическая пауза.

В просторный чистый двор бесшумно въезжает новенький изящный мусоровоз. Металлической ловкой лапой он подхватывает один за другим все контейнеры и ссыпает все их содержимое в свой просторный блестящий кузов... И так же бесшумно уезжает...

На заборе остается лишь случайно забытый маленький контейнер с надписью «Duracell»…

Друзья и коллеги! Спасибо что откликнулись!
Вообщем-то я не новичок в кино.....75 -актёрских работ, 3 постановки спектакля, да ещё ассоциация каскадёров.
Свои сценарии тоже есть. Буду честен.....в голове сейчас масса "дерьма", куча проблем с поисками и продвижением
разного материала - давно готов снимать сам.....стаж в кино 25 лет.Всем вам известно что такое запустить проект(найти деньги). Разговоров много было и намётки на спонсоров были и есть.....но как всегда у нас вопрос все ставили один,-
А что вы сняли как режиссёр? Покажите материал! И они по-своему правы, хотя все когда-то начинали с первого фильма
и много удачных работ было. А у режиссёров снявших по 5-10
картин иногда приличного ничего не увидишь.....да и работают они "по учебнику" природного и наработанного маловато. Я работая асс. по актёрам не раз выстраивал сцены и режиссёры диву давались.
Так вот меня коллеги на днях убедили......снять сюжет и показать свой режиссёрский стиль и с этим уже продолжать вести переговоры о своих проектах.
Была идея просто снять игровой кусок из своих проектов,
но решил всё же поискать вкусный какой-нибудь сюжет,
самому писать...?...у меня сейчас.просто рабочий застой, беготня и башка совсем не варит.....Поэтому решил поискать
готовый сюжет, думаю их не мало.....да и автору будет думаю
на пользу оживить написанное.
Хронометраж - 25-30м. Жанр...? Ну тут важнее чтоб история
была яркая. Актёров 3-5 человек....героев, остальное эпизодники и массовка. Мне важно чтобы актёрски были яркие персонажи (взрывы эмоций...и тонкие пронизывающие рассуждения), чтобы несколько красочных эпизодов снять можно было (бар у моря,музыка,), несколько
сцен или драк, погонь на машинах......
Поэтому жанр любой может быть - боевик, мелодрама,
детектив, семейная драма,......Вообщем какой-то яркий случай, история, но конечно по законам развития - завязка,
развитие,кульминация и развязка. Диалоги и всё остальное
я могу изменить,добавить, подчистить.....это уже не важно.
Сразу уточняю - снимать естественно буду у себя в Ялте,
это красивые панорамы, красивые дороги(проезды), красивые кафе у моря,где можно диалоги снимать с прекрасной панорамой и вообще куча красивых мест,что будет очень выигрышно для картинки.
С актёрами тоже не буде проблем (у меня свой актёрский отдел,массовка,каскадёры), так что люди заряженные на творчество есть.Знакомых много - у кого кафе своё, у кого клуб и т.д. Вообщем со своими связями я думаю выкручусь. Дело за сюжетом. И если понравится материал, то думаю не одну короткометражку сниму,лишний
материал для показа своей работы не помешает.
Вот я подробно постарался ответить на все подводные камни. Ещё раз спасибо за ссылки и заранее тем кто что-то ещё предложит.

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! ПРОРОЧЕСКИЙ КАМЕНЬ "ВЗГЛЯД ДЬЯВОЛА" ("Blick Teufel") "В истории человечества, начиная со времен Адама
и заканчивая [моментом наступления] Конца Света,
нет ничего более страшного,
чем [появление и властвование] Даджала [Антихриста]."
Пророк Мухаммад, Мир ему и благословение Аллаха.
"Каждый Пророк, который был послан Господом ко всем народам, предупреждал их о появлении Даджаля." (Сахих от Бухари, Fiten 27). Ассаламу алейкум, братья и сестры! Мир Вашему Дому! По Воле Аллаха меня зовут Мухаммад Али. Я, Гражданин Союза Советских Социалистических Республик Киушкин Евгений Иванович, 1969 года рождения. Я родился в секретной войсковой части в легендарных Брянских лесах, где служил офицером мой отец, а мама работала физиком и математиком. По Воле Аллаха, я в десятилетнем возрасте обнаружил в лесу секретный подземный фашистский бункер Адольфа Гитлера и возобладал Знаниями и предметами материальной и духовной культуры Человечества, которые, по Воле Аллаха, я безвозмездно на протяжении всей своей земной жизни приношу в Дар людям и миру. По Воле Аллаха, я - военный изобретатель и создатель Особого Электромагнитного Оружия Массового Поражения - Щит моей Родины (с 1986 г.), крупнейший Коллекционер, обладатель и даритель всех утраченных культурных и культовых исторических ценностей и реликвий всего Человечества (с 1979 г.). Продолжение следует... Геологический возраст величайшего нерукотворного Знамения от Аллаха, Пророческого Камня " Взгляд дьявола" - 25 млн.лет. По Воле Аллаха, последними надёжными обладателями и хранителями Пророческого Камня "Взгляд дьявола" стали Богоугодные и Боговерные Чеченцы-Мусульмане, принявшие Ислам от последнего Посланника Аллаха - Пророка Мухаммада, Мир ему и благословение Аллаха. Да благословит нашего Пророка Аллах и приветствует! В суровые времена гонений и преследований Избранные Аксакалы Аллаха ушли в труднодоступные места спасительных гор со Священным багажом от Аллаха. Тогда Пророческий Камень "Взгляд дьявола" со своим Святым Преданием был чудесным образом спасён и вновь обретён Мусульманской Уммой, людьми, Человечеством. В качестве назидания ниспосланное Аллахом Святое Предание Пророческого Камня "Взгляд дьявола" гласит: "И прольётся последний Свет с Небес, и отразится тьмой лик дьявола во плоти, и явится сам дьявол". ...Шёл 1934 год. В Берлине скрытно воцарился оккультизм. Изобретались новая гитлеровская религия, высокая философия нацизма, вера в избранность и превосходство с использованием Древних Знаний, фактов и сведений. Фанатики Третьего Рейха охотились за Тайнами Мироздания и Секретами Человечества. Специальное подразделение гитлеровцев под легендой горных туристов методично обшаривало "Кавказский хребет". Геринг ждал подтверждений липецких рассказов курсанта лётной школы и топографическую карту с нанесёнными разведданными. В 1942 году фашисты вернуться в Святые Тайники Кавказских Старцев. Но "липецкий след", добытой информации, как один из многих приведших нацистов на Кавказ в поисках Святых Сокровищ, Священных Знаний, многочисленных сведений, легенд и преданий. Были и "тибетский", и "африканский" и даже "казанский", и..! На пути к Святым Сокровищам фашисты были беспощадны! В 1942-43 гг. гитлеровцы на Кавказе разорили Схроны и Тайники Боговерных людей-передатчиков. Святые Сокровища и Культурные Ценности с территории Кавказа по приказу Фюрера Третьего Рейха Адольфа Гитлера изучались и концентрировались в Германии, а весной в апреле-мае 1945 года были переправлены Отто Скарцени воздушными караванами на хранение в огромный секретный подземный бункер "Хаген" ("Hagen") единой системы немецких подземных сооружений под Белорусско-Украинско-Брян

Всем привет, меня зовут Алекс, я режиссер короткометражки «Момент в фильме ужасов». Сегодня мы поговорим о том, как снять свой фильм.

Первое что вам потребуется это сценарий.

Сценарий – фундамент проекта. В вашем фильме, скорее всего, не будет известных актеров, шикарных декораций и зрелищных спецэффектов.

Единственное в такой ситуации, что определяет успех или провал фильма, – это история и то, как она рассказана. Пока у вас нет четкого понимания, о чем ваша история и почему она сможет эмоционально захватить публику, нет смысла двигаться дальше.

90% успеха игрового кино – сценарий. И этому важно посвятить большую часть времени.

Какой сценарий предпочесть?

Прежде всего – использовать чужой или написать собственный?

На написание своего сценария у вас уйдет как минимум недели 3 , если есть идея и мысли как её сформировать в готовый сценарий.

Чужой легче потому что не вы его писали, потому объективно можете оценивать и переделать по своему усмотрению. Но нужно представлять уже на стадии чтения сценария, как вы его будете снимать, подходят ли места описанные в истории лично вам, или на что и как все можно заменить.

Чем проще будет история, ее герои, места действия – тем дешевле и удобнее окажется для вас ее реализовать.

Самое простое – история на двоих–четверых актеров, происходящая летом на улице в дневное время в наши дни.

Мало персонажей, не нужно света и костюмов, мало грима, нет затрат на интерьеры. Но это идеальный вариант!

Важно, приступая к сценарию, стараться не допускать масштабных сцен, сложных ночных съемок, невероятных трюков, нереальных костюмов и грима, а также наличия спецэффектов.

То есть реальные герои в реальных обстоятельствах. Если же вам хочется поставить своих героев в необычную ситуацию, то думайте сразу, как вы сами будете из этого выпутываться.

Потому как нет ничего хуже, как дешевая поделка на экране с претензией на большое кино.

К сожалению, сейчас количество интересных сценариев в интернете очень не большое.

В интернете сценарии можно посмотреть на сайтах http://ficbook.net/ , http://www.proza.ru/avtor/qwert10 , http://www.proza.ru/avtor/studart, https://www.facebook.com/pages/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2/650033165040042 ,

(Или посмотреть Сообщество на Фейсбуке: «Сценарии короткометражных фильмов.»)

http://morfing.livejournal.com/120318.html , http://morfing.livejournal.com/tag/короткометражки

Можно посмотреть комиксы, там есть как интересные сюжеты, так и иллюстрации. Взяв комикс за основу своей работы не допускайте ошибки голливудских продюсеров, не нужно все с точностью копировать с комикса, берите идею, историю, а реализовывайте, так как видите фильм именно вы.

РАСКАДРОВКА

Везде без исключения пишут о том, что нужно делать раскадровку. Я пробовал и ничего толкового из этого не вышло. Потому что для этого нужно уметь хорошо рисовать, а это не всем дано.

Если вы не умеете рисовать, как и я, не беда, выход есть.

Прочитайте несколько раз каждый эпизод сценария, проиграйте сцену мысленно, представив себе актеров и положение камеры. Обрисуйте себе место действия.