Кто такой иван денисович шухов. Характеристика произведения "Один день Ивана Денисовича" Солженицына А.И

Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал...

А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича

Главным героем повести «Один день Ивана Денисовича» А. Сол-женицын сознательно сделал обыкновенного мужика, которого постигла судьба, характерная для многих русских людей XX века. Иван Денисович Шухов был хозяйственным и бережливым хозяи-ном в маленькой деревне. Когда пришла война, Шухов ушел на фронт и честно воевал. Получил ранение, но недолечился, поспе-шив вернуться на свое место на фронт. На долю Ивана Денисовича выпал и немецкий плен, из которого он бежал, но попал в результа-те в советский лагерь.

Суровые условия страшного мира, огороженного колючей про-волокой, не смогли сломить внутреннего достоинства Шухова, хотя многие из его соседей по бараку давно потеряли человечес-кий облик. Превратившись из защитника Родины в зека Щ-854, Иван Денисович продолжает жить по тем нравственным законам, которые сложились в крепкий и оптимистичный крестьянский характер.

Мало радостей в расписанном по минутам распорядке дня за-ключенных лагеря. Каждый день одно и то же: подъем по сигналу, скудный паек, который оставляет полуголодными даже самых то-щих, изнурительная работа, постоянные проверки, «шпионы», пол-ное бесправие зеков, беспредел конвойных и надзирателей... И все же Иван Денисович находит в себе силы не унижаться из-за лиш-ней пайки, из-за сигареты, которые всегда готов заработать чест-ным трудом. Не желает Шухов и превратиться в доносчика ради улучшения собственной участи — сам он презирает таких людей. Развитое чувство собственного достоинства не позволяет ему выли-зывать тарелку или попрошайничать — суровые законы лагеря без- Жалостны к слабакам.

Вера в себя и нежелание жить за чужой счет заставляют Шухова отказаться даже от посылок, какие могла бы ему высылать жена. Он понимал, «чего те передачи стоят, и знал, что десять лет с семьи их не потянешь».

Доброта и милосердие — одно из основных качеств Ивана Денисовича. Он с пониманием относится к заключенным, кото-рые не умеют или не хотят приспособиться к лагерным законам, в результате чего терпят лишние мучения или упускают выгоду.

Некоторых из этих людей Иван Денисович уважает, но боль-ше — жалеет, стараясь при возможности помочь и облегчить их участь.

Совестливость и честность перед собой не дают Шухову симу-лировать болезнь, как делают многие заключенные, пытаясь из-бежать работы. Даже почувствовав серьезное недомогание и при-дя в санчасть, Шухов ощущает себя виноватым, будто обманывает кого-то.

Иван Денисович ценит и любит жизнь, но понимает, что он не в состоянии изменить порядки в лагере, несправедливость в мире.

Многовековая крестьянская мудрость учит Шухова: «Кряхти да гнись. А упрешься — переломишься», — но, смиряясь, этот человек никогда не будет жить на коленях и пресмыкаться перед власть имущими.

Трепетное и уважительное отношение к хлебу выдают в образе главного героя истинного крестьянина. За восемьлет лагерной жиз-ни Шухов так и не отучился снимать шапку перед едой даже в са-мый лютый мороз. А для того чтобы носить при себе оставленные «про запас» остатки пайки хлеба, заботливо завернутые в чистую тряпочку, Иван Денисович специально нашил на телогрейку по-тайной внутренний карманчик.

Любовь к труду наполняет кажущуюся однообразной жизнь Шухова особым смыслом, приносит радость, позволяет выжить. Не уважая работы бестолковой и по принуждению, Иван Денисович в то же время готов взяться за любое дело, проявляя себя ловким и умелым каменщиком, сапожником, печником. Ему под силу из обломка полотна ножовки выточить ножик, сшить тапочки или чех-лы под рукавицы. Приработок честным трудом не только доставля-ет Шухову удовольствие, но и дает возможность заработать сигаре-ты или добавку к пайке.

Даже во время работы на этапе, когда нужно было быстро сло-жить стену, Иван Денисович настолько вошел в азарт, что забыл о лютом холоде и о том, что работает по принуждению. Бережливый и хозяйственный, он не может допустить, чтобы пропал цемент или чтобы работа была брошена на середине. Именно втруде герой обретает внутреннюю свободу и остается непокоренным страшны-ми условиями лагеря и мрачной монотонностью убогого быта. Шухов даже способен чувствовать себя счастливым из-за того, что завершающийся день прошел удачно и не принес никаких неожи-данных неприятностей. Именно такие люди, по мнению писателя, и решают в конечном счете судьбу страны, несут заряд народной нравственности и духовности.

В повести «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицын рассказывает всего об одном дне в лагере, ставшим символом страшной эпохи, в которой жила наша страна. Осудив бесчеловечную систему, писатель вместе с тем создал образ подлинно национального героя, сумевшего сохранить лучшие качества русского народа.

Воплощён этот образ в главном герое повести – Иване Денисовиче Шухове. Кажется, нет в этом герое ничего особенного. Так, например, он подводит итоги прожитого дня: «На дню у него выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу… с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошёл день, ничем не омрачённый, почти счастливый».
Неужели в этом заключается счастье? Именно так. Автор нисколько не иронизирует над Шуховым, а симпатизирует ему, уважает своего героя, живущего в согласии с самим собой и по-христиански принимающего невольное положение.

Иван Денисович любит работать. Его принцип: заработал – получай, «а на чужое добро брюха не распяливай». В том, с какой любовью он занят делом, чувствуется радость мастера, свободно владеющего своим делом.
В лагере Шухов рассчитывает каждый свой шаг. Он старается строго исполнять режим, всегда может подработать, запаслив. Но приспособляемость Шухова не следует путать с приспобленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства. Шухов хорошо запомнил слова бригадира Куземина: «В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать».

Так спасаются люди слабые, пытающиеся выжить за счёт других, «на чужой крови». Такие люди выживают физически, но погибают нравственно. Шухов не такой. Он всегда рад запастись лишней пайкой, раздобыть табаку, но не как Фетюков, который «в рот засматривает, и глаза горят», и «слюнявит»: «Да-айте разок потянуть!». Шухов раздобудет табак так, чтобы не уронить себя: разглядел Шухов, что «однобригадник его Цезарь курил, и курил не трубку, а сигарету – значит, подстрельнуть можно». Занимая очередь за посылкой для Цезаря, Шухов не спрашивает: «Ну, получили? – потому что это был бы намёк, что он очередь занимал и теперь имеет право на долю. Он и так знал, что имеет. Но он не был шакал даже после восьми лет общих работ – и чем дальше, тем крепче утверждался».

Кроме Шухова, в повести немало эпизодических персонажей, которых автор вводит в повествование для создания более полной картины всеобщего ада. В одном ряду с Шуховым такие, как Сенька Клевшин, латыш Кильдигс, кавторанг Буйновский, помощник бригадира Павло и, конечно, сам бригадир Тюрин. Это те, кто, как писал Солженицын, «принимают удар». Они живут, не роняя себя и «слов никогда не роняя». Неслучайно, наверное, это по преимуществу люди деревенские.

Особенно интересен образ бригадира Тюрина, попавшего в лагерь как сын раскулаченного. Он для всех – «отец». От того, как он наряд закрыл, зависит жизнь всей бригады: «Хорошо закрыл – значит, теперь пять дней пайки хорошие будут». Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.

Кавторанг Буйновский тоже из тех, «кто принимает на себя удар», но, по мнению Шухова, часто бессмысленно рискует. Например, утром на проверке надзиратели приказывают расстегнуть телогрейки – «и лезут перещупывать, не поддето ли чего в обход устава». Буйновский, пытаясь отстоять свои права, получил «десять суток строгого». Бессмыслен и бесцелен протест кавторанга. Шухов надеется только на одно: «Придёт пора, и капитан жить научится, а пока ещё не умеет. Ведь что такое «Десять суток строгого»: «Десять суток здешнего карцера, если отсидеть их строго и до конца, - это значит на всю жизнь здоровья лишиться. Туберкулёз, и из больничек уже не вылезешь».

И Шухову, с его здравым смыслом, и Буйновскому, с его непрактичностью, противопоставлены те, кто избегает ударов. Таков кинорежиссёр Цезарь Маркович. Он живёт лучше других: у всех шапки старые, а у него меховая («Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую новую городскую шапку»). Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить.

Цезарь принимает услуги Ивана Денисовича как само собой разумеющееся. Шухов приносит ему в контору обед: «Цезарь оборотился, руку протянул за кашей, на Шухова и не посмотрел, будто каша сама приехала по воздуху». Такое поведение, как мне кажется, нисколько не украшает Цезаря.

«Образованные разговоры» - вот одна из отличительных черт жизни этого героя. Он образованный человек, интеллектуал. Кино, которым занимается Цезарь, - игра, то есть ненастоящая жизнь. Цезарь пытается отстраниться от лагерной жизни, играет. Даже в том, как он курит, «чтобы возбудить в себе сильную мысль и дать ей найти что-то», сквозит артистизм.

Цезарь любит поговорить о кино. Он влюблён в свое дело, увлечён своей профессией. Но нельзя отделаться от мысли, что желание поговорить об Эйзенштейне во многом связано с тем, что сидел Цезарь целый день в тепле. Он далёк от лагерной реальности. Его, как и Шухова, не занимают «неудобные» вопросы. Цезарь сознательно уходит от них. То, что оправдано для Шухова, беда для кинорежиссёра. Шухов иногда даже жалеет Цезаря: «Небось много он об себе думает, Цезарь, а не понимает в жизни ничуть».

Понимает же о жизни больше остальных сам Иван Денисович со своим крестьянским складом ума, с ясным практическим взглядом на мир. Автор считает, что от Шухова не нужно ждать и требовать осмысления исторических событий.

Иван Денисович

ИВАН ДЕНИСОВИЧ - герой повести-рассказа А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (1959-1962). Образ И.Д. как бы сложен автором из двух реальных людей. Один из них - Иван Шухов, уже немолодой боец артиллерийской батареи, которой в войну командовал Солженицын. Другой - сам Солженицын, отбывавший срок по пресловутой 58-й статье в 1950-1952 гг. в лагере в Экибастузе и тоже работавший там каменщиком. В 1959 г. Солженицын начал писать повесть «Щ-854» (лагерный номер зека Шухова). Затем повесть получила название «Один день одного зека». В редакции журнала «Новый мир», в котором впервые была напечатана эта повесть (№ 11, 1962), по предложению А.Т.Твардовсюго ей дали название «Один день Ивана Денисовича».

Образ И.Д. имеет особое значение для русской литературы 60-х гг. наряду с образом до-пора Живаго и поэмой Анны Ахматовой «Реквием». После опубликования повести в эпоху т.н. хрущевской оттепели, когда был впервые осужден «культ личности» Сталина, И.Д. стал для всего тогдашнего СССР обобщенным образом советского зека - заключенного советских исправительно-трудовых лагерей. Многие бывшие осужденные по 58-й статье узнавали»Шв.Д. самих себя и свою судьбу.

И.Д.Шухов - герой из народа, из крестьян, судьбу которого ломает беспощадная государственная система. Попав в адскую машину лагеря, перемалывающую, уничтожающую физически и духовно, Шухов пытается выжить, но при этом остаться человеком. Поэтому в хаотической круговерти лагерного небытия он ставит самому себе предел, ниже которого не должен опускаться (не есть в шапке, не есть рыбьи глаза, плавающие в баланде), - иначе гибель, сначала духовная, а потом и физическая. В лагере, в этом царстве беспрерывной лжи и обмана, гибнут именно те, кто предает себя (лижет миски), предает свое тело (околачивается в лазарете), предает своих (стукач), - ложь и предательство губят в первую очередь именно тех, кто им подчиняется.

Особые споры вызвал эпизод «ударного труда» - когда герой и вся его бригада вдруг, словно забыв, что они рабы, с каким-то радостным энтузиазмом берутся за укладку стены. Л.Копелев даже назвал произведение «типичной производственной повестью в духе соцреализма». Но этот эпизод имеет прежде всего символическое значение, соотносимое с «Божественной комедией» Данте (переход из нижнего круга ада в чистилище). В этом труде ради труда, творчестве ради творчества И.Д. строит уже не пресловутую ТЭЦ, он строит себя, вспоминает себя свободного - он возвышается над лагерным рабским небытием, испытывает катарсис, очищение, он даже физически перебарывает свою болезнь. Сразу после выхода «Одного дня» в Солженицыне многие увидели нового Льва Толстого,»Шв.Д. - Платона Каратаева, хотя он и «не округл, не смирен, не спокоен, не растворяется в коллективном сознании» (А.Архангельский). В сущности при создании образа И.Д. Солженицын исходил из мысли Толстого о том, что день мужика может составить предмет для такого же объемистого тома, как несколько веков истории.

В определенной степени Солженицын противопоставляет своего И.Д. «советской интеллигенции», «образованщине», «платящей подать в поддержку обязательной идеологической лжи». Споры Цезаря и кавторанга о фильме «Иван Грозный» И.Д. непонятны, он от них отворачивается как от надуманных, «барских» разговоров, как от надоевшего ритуала. Феномен И.Д. сопряжен с возвращением русской литературы к народничеству (но не к народности), когда в народе писатель видит уже не «правду», не «истину», а сравнительно меньшую, по сравнению с «образованщиной», «подать лжи».

Еще одна особенность образа И.Д. в том, что он не отвечает на вопросы, а скорее задает их. В этом смысле значителен спор И.Д. с Алешкой-баптистом об отсидке как страдании во имя Христа. (Этот спор напрямую соотносится со спорами Алеши и Ивана Карамазовых - даже имена героев те же.) И.Д. не согласен с таким подходом, но примиряет их «печенье», которое И.Д. отдает Алешке. Простая человечность поступка заслоняет и исступленно-экзальтированную «жертвенность» Алешки, и упреки Богу «за отсидку» И.Д.

Образ И.Д., как и сама повесть Солженицына, стоит в ряду таких явлений русской литературы, как «Кавказский пленник» А.С.Пушкина, «Записки из мертвого дома» и «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Война и мир» (Пьер Безухое во французском плену) и «Воскресение» Л.Н.Толстого. Это произведение стало своего рода прелюдией для книги «Архипелаг ГУЛАГ». После выхода в свет «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицын получил от читателей огромное количество писем, из которых позже составил антологию «Читают «Ивана Денисовича»».

Лит.: Нива Ж. Солженицын. М., 1992; Чалмаев В.А. Александр Солженицын: жизнь и творчество. М., 1994; Curtis J.M. Solzhenitsyn’s traditional imagination. Athens, 1984; Krasnov V. Solzhenitsyn and Dostoevsky. Athens, 1980.

Идея рассказа пришла в голову писателя, когда он отбывал срок в Экибастузском концлагере. Шухов - главный герой «Одного дня Ивана Денисовича», является собирательным образом. Он воплощает в себе черты заключенных, находившихся с писателем в лагере. Это первое вышедшее в печать произведение автора, принесшее Солженицыну всемирную известность. В своем повествовании, имеющем реалистическое направление, писатель касается темы взаимоотношения людей, лишенных свободы, их понимание чести и достоинства в нечеловеческих условиях выживания.

Характеристика героев «Один день Ивана Денисовича»

Главные герои

Второстепенные персонажи

Бригадир Тюрин

В рассказе Солженицына Тюрин – русский мужик, душой болеющий за бригаду. Справедливый и независимый. От его решений зависит жизнь бригады. Умный и честный. В лагерь попал как сын кулака, среди товарищей пользуется уважением, они стараются его не подводить. В лагере Тюрин не первый раз, может пойти против начальства.

Капитан второго ранга Буйновский

Герой из тех, кто не прячется за спины других, но непрактичный. На зоне недавно, поэтому еще не понимает тонкостей лагерной жизни, заключенные его уважают. Готов постоять за других, уважает справедливость. Старается держаться бодрячком, но здоровье уже подводит.

Кинорежиссер Цезарь Маркович

Человек, далекий от реальности. Часто получает из дома богатые посылки, и это дает ему возможность хорошо устроиться. Любит поговорить о кино и искусстве. Работает в теплой конторе, поэтому далек от проблем сокамерников. В нем нет хитрости, поэтому Шухов ему помогает. Не злоблив и не жаден.

Алешка - баптист

Спокойный молодой человек, сидит за веру. Его убеждения не поколебались, а еще больше упрочились после заключения. Безобидный и непритязательный, постоянно спорит с Шуховым о вопросах религии. Чистенький, с ясными глазами.

Стенька Клевшин

Глуховат, поэтому почти всегда молчит. Находился в концлагере в Бухенвальде, организовывал подрывную деятельность, проносил в лагерь оружие. Немцы жестоко пытали солдата. Теперь находится уже в советской зоне за «измену Родине».

Фетюков

В описании этого персонажа преобладают лишь отрицательные характеристики: безвольный, ненадежный, трусоватый, не умеет постоять за себя. Вызывает презрение. На зоне занимается попрошайничеством, не брезгует вылизывать тарелки, и собирать окурки из плевательницы.

Два эстонца

Высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья, хотя познакомились только на зоне. Спокойные, не воинственные, рассудительные, способны на взаимовыручку.

Ю-81

Значительный образ старого каторжанина. Всю свою жизнь провел по лагерям и ссылкам, но ни разу ни перед кем не прогнулся. Вызывает всеобщее почтительное уважение. В отличие от других, хлеб кладет не на грязный стол, а на чистую тряпицу.

Это была неполная характеристика героев повести, список которых в самом произведении «Один день Ивана Денисовича» намного больше. Данную таблицу характеристик можно использовать для ответов на вопросы на уроках литературы.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению


Сегодня мы обсудим образ главного героя рассказы Солженицына. Образ Шухина незапоминающийся и обычный. Так автор показывает то, что судьба главного героя могла постигнуть любого человека в те годы. Иван Денисович Шухов – главный герой произведения «Один день Ивана Денисовича». Шухов один из тех, кто подвергся репрессиям. Он был среднестатистическим гражданином.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Про его семью и образование ничего не сказано в тексте. Он не теряет надежду на возвещение домой.(«...Только б то и хотелось ему у Бога попросить, чтобы – домой.»).

Родом из села Темгенево Рязанской области. У него есть семья: жена и две дочери. Для начала рассмотрим портрет героя. Это тот редкий случай, когда внутренняя красота виднее, чем внешняя. То есть душа героя широкая и открытая.

Ему 40 лет. Он смекалистый, трудолюбивый. Никогда не отказывается от работы, видя в ней спокойствие.

Жестокая эпоха не искоренила в нем порядочность, не сломила нравственный стержень, который позволил остаться человечным даже в трудной жизненной ситуации. Герой был на войне, попал в плен, а когда сбежал был арестован за «измену Родине». Праведность – это отличительная черта Ивана Денисовича.

На внешность персонажа повлияло нахождение в лагере. Так у героя выпали зубы из-за цинги. Бритая голова и длинная борода. Одежда была у всех заключенных одинаковая: вся потрепанная в заплатках.

Герой считает, что труд облагораживает человека, поэтому он не отказывает от любой работы.

Таким образом, главный герой - зеркало мыслей самого писателя.

Обновлено: 2018-04-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.