Разработка урока по ИЗО на тему "Цветовой круг. Цветовые отношения" (3 класс)

Цветовой круг — это схема, показывающая, как связаны между собой цвета видимого спектра. Таких схем в теории цвета существует множество. Первую модель цветового круга предложил еще Исаак Ньютон. Он состоял из семи секторов — как вы догадываетесь, это были 7 цветов радуги. Собственно, Ньютон и выделил эти цвета спектра как основные.

Очень ценной оказалась идея о непрерывности цвета, на цветовом круге можно наглядно видеть, как один цвет плавно переходит в другой.


Как видите, в цветовом круге отсутствуют черный и белый, то есть, ахроматические цвета, которые, строго говоря, цветами не являются. Это модель взаимодействия .

Сейчас чаще всего художники и дизайнеры используют цветовой круг Иттена :

В основе модели лежат 3 основных цвета: красный , желтый и синий . Этих красок достаточно для получения всех остальных цветов спектра. Промежуточными красками будут оранжевый, зеленый и фиолетовый.

12-ступенчатый цветовой круг удобен для подбора гармоничных цветовых сочетаний из 2-х, 3-х или 4-х цветов.

Как подобрать гармоничные цвета с помощью цветового круга:

Сочетания 2-х цветов:

Комплиментарные цвета — расположены на концах диаметра круга.

Предельно удаленная пара.

Сочетания 3-х цветов:

Классическая триада — цвета расположены на вершинах правильного треугольника, вписанного в цветовой круг.

Аналогичная триада — 3 ближайших друг к другу цвета.

Контрастная триада.

Сочетания 4-х цветов:

В этой схеме каждая пара цветов будет комплиментарной.

При использовании этих схем нужно учитывать количество цвета. Самый простой вариант — это взять один цвет за основу, а остальные использовать как дополнительные, в качестве акцентов. Также можно менять — то есть разбавлять исходный цвет белилами. В общем, вариантов достаточно много.

Надо сказать, что круг Иттена будет правильным только в случае физического смешения красок — в живописи, полиграфии или промышленности. При смешивании световых лучей основными цветами будут красный , синий и зеленый (RGB). О различных вариантах смешивания цвета я напишу позже.

Круг — не единственная геометрическая модель спектра. Различные цветовые схемы могут накладываться на треугольники, призмы, даже на звезду. Сейчас нередко используется квадратные схемы — в них объединяются 2 модели получения цвета: CMYK и RGB. То есть, основными цветами будут красный , желтый , зеленый и синий . Сравните:

Ну и напоследок, схемы — это не железное правило, можно их использовать, а можно даже и не знать об их существовании и полагаться только на свой вкус. Все же восприятие цвета — вещь глубоко индивидуальная, и один и тот же цвет может казаться абсолютно разным, в зависимости от того, где и как он использован.

Если хотите узнать о цвете больше, можно почитать:
Искусство цвета | Иоханнес Иттен — эта книга была и остается одной из лучших книг по колористике.

И.В.Курбакова МОУ СОШ №5 г. Нижний Новгород

Изобразительное искусство, 5 класс

Тема урока « Цветовой круг»

Вид занятия: живопись, изучение основ цветоведения

Цели и задачи:

Развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов, изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.

Оборудование: для учащихся – акварель, гуашь, кисти, палитра; для учителя – то же, методические таблицы.

Литературный ряд: стихи о цветах (красках).

Зрительный ряд: методические таблицы : «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближенные цвета»

. Вид используемого на уроке программного обеспечения:

Презентации (POWER POINT ): «Какой бывает радуга?»

мультимедийный ноутбук, проектор, экран.

тест

Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук , детские ноутбуки

Ход урока

I. Организационный момент:

    Проверка готовности класса к уроку;

    Объявление темы, целее и задач урока.

II. Вводная беседа

Разноцветные ворота

На луну построил кто-то,

Но пройти в них нелегко,

Те ворота высоко.

Постарался мастер тот,

Взял он красок для ворот

Не одну, не две, не три –

Целых семь, ты посмотри.

Как ворота эти звать?

Можно их нарисовать? (Радуга)

Показ презентации «Какой бывает радуга?»

Вот ещё одна сказка:

Не во сне, а наяву –

Что же здесь такого? –

Я на радуге живу

В домике лиловом.

Выбегаю поутру

В бежевых сапожках, ем в сиреневом бору

Алую морошку.

С листьев падает роса

В темно-синей чаще, филин желтые глаза

На меня таращит.

Там, где свищут соловьи

В закоулках бора,

Пробираются ручьи

К Розовым озерам,

Машет белка за кустом

Фиолетовым кустом,

Белорыбицы плывут

Под вишневый мостик.

Я на радуге живу,

Приходите в гости.

Т.Белозерова

Сколько цветов вы знаете? 5, 10, 100? Попробуйте вспомнить и назвать их. Не менее 6 , столько в минимальном наборе красок: красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный. Смешивая цвета можно получить намного больше красок, чем, 6 цветов.

Смешивают цвета на палитре (специальной доске)

В природе множество цветов и оттенков, чтобы лучше различать их, существует классификация цветов.

Хроматические и ахроматические цвета .

«Хроматос» - «цвет», в переводе с греческого

Ахроматические цвета – не цветные, это белый и черный, все серые.

Хроматические – все остальные, которые делятся на основные и производные цвета.

Три главных цвета: Желтый, красный, синий. Они лежат в основе остальных цветов. По парное смешение основных цветов дает нам группу цветов, называемыми составными.

Смешиваем: красный + желтый = оранжевый

красный +синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Можно заметить, что шесть цветов – это цвета радуги. Есть поговорка, которая поможет запомнить состав и порядок цветов.

Каждый – красный

Охотник – оранжевый

Желает – желтый

Знать – зеленый
Где – голубой

Сидит – синий

Фазан – фиолетовый.

Голубой не является составным, но получается при смешивании синего и белого цветов.

III .Задание.

Смешиваем основные цвета, получаем производные.

IV .Теплые и холодные цвета .

Теплыми цветами считаются – красный, желтый, оранжевый и их смеси. Цвет солнца, огня, жары. Все они находятся рядом.

Холодными цветами считаются синий, фиолетовый, и их смеси, они похожи на цвет зимы, холода, луны.

Зеленый – особый цвет, если больше желтого, то он теплый, если больше синего, то он холодный.

Красный и синий цвет абсолютные цвета по холодности и теплу. Они находятся в спектре друг против друга.

Контрастные цвета – противоположные, они подчеркивают яркость друг друга.

Красный – зеленый;

Синий – оранжевый;

Желтый – фиолетовый.

Сближенные цвета – те, что в спектре находятся рядом.

Проводится тест на ноутбуках «Холодные и теплые тона» в виде закрепления материала.

V .Итоги урока.

Закрепление полученных знаний.

Домашнее задание

Структура урока № Ход урока Время 1 Организационный момент 3 мин. 2 Сообщение темы и цели урока 5 мин. 3 20 мин. 4 Актуализация опорных знаний учащихся Изложение материала 5 Закрепление новых знаний 120 мин. 6 Выдача домашнего задания 5 мин. 60 мин.

Цели обучения: n n n Образовательная: формирование новых понятий и процессов. Воспитательная: вырабатывание внимания, наблюдательности и усидчивости аккуратности исполнения. Развивающая: развитие навыков подбора гармоничных цветовых сочетаний.

План урока: 1. Цветовой круг. Виды. 2. Цветовые гармонии. Их виды и способы построения. 3. Задания по гармониям.

Определения Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т. е. свет + зрение = цвет. Свет - это электромагнитное волновое движение. Длины волн видимого цвета заключены в интервале от 380 н. м. до 760 н. м.

Хромотические цвета - все спектральные и многие природные цвета. Полухромотические цвета - земляные цвета, т. е. цвета смешаны с ахроматическими цветами.

Теплые и холодные цвета Теплые: Красный, Красно-Оранжевый, Желто-Оранжевый, Желто. Зеленый. Холодные: Голубой (Сине-Зеленый), Синий, Сине-Фиолетовый, Фиолетовый. Самый горячий: Красно-Оранжевый. Самый холодный: Голубой (Сине-Зеленый). Нейтральные (Зеленый и Пурпурный).

Характеристики цвета n 1) Цветовой тон. Это качество цвета, которое позволяет сравнить его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хромотических) и дать ему название. n 2) Светлота. Это степень отличия данного цвета от черного. n 3) Насыщенность. Это степень отличия данного хромотического цвета от равномерного по энергонасыщенности светового потока ахромотического. Измеряется тоже числом порогов различия от цвета до серого. Заменяется понятием чистота. Чистота - это доля чистого спектрального цвета в общей смеси данного цвета или это доля чистого пигмента в красочной смеси. Цветовой тон + Насыщенность = Цветность Ахромотические цвета не имеют цветового тона и насыщенности.

Группы цветовых кругов n физические (за основу взят 7 -ступенчатый цветовой круг Ньютона) n физиологические (за основу взят цветовой круг 6 -ступенчатый круг Гете).

Михаи л Васи льевич Матю шин (1861 - 1934) - русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в. В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Университет Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета - т. е. влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме "угловатость", цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.

В 1926 г. Матюшин предпринял попытку создания "Букваря по цвету" - пособия по гармоническим сочетаниям оттенков, в основу которого положено учение о трех цветах. В 1923 г. "школа" Матюшина представила свои работы на "Выставке петроградских художников всех направлений" под девизом "Зорвед" (зрение и ведание). В 1930 г. в Ленинграде прошла еще одна выставка работ Матюшина и его "школы". Эти выставки демонстрировали выдающиеся достижения, позволяющие развивать в людях более тонкое и целостное видение мира.

Круг Шугаева Количественный состав цветов таков 1 – чистый желтый (100%); 2 – желто-оранжевый (83% желтого и 17 красного); 3 – желто-оранжевый (66% желтого и 34 красного); 4 – оранжевый (50% желтого и 50 красного); 5 – оранжево-красный (34% желтого и 66 красного); 6 – оранжево-красный (17% желтого и 83 красного); 7 – чистый красный и т. д.

Смешение цветов. 1 Слагательное смешение (или аддитивное). - пространственное. Это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы). - оптическое смешение. Это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (поинтилистическая живопись). - временное. Это особый вид смешения. Его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвела. - бинокулярное. Это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого). - 2) Вычитательное смешение (или субтрактивное).

Цветовой круг Йоханеса Иттена. Как мы видим, в его основе лежат три цвета – красный, желтый, зеленый. Далее идут цвета второго порядка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Остальные цвета образуются путем смешивания основных.

2. Смешивая основные цвета попарно в равной пропорции получаем цвета 2 -го порядка - оранжевый, зеленый, фиолетовый. желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый. Очень важно аккуратно смешивать цвета, стремясь к тому, что в пару входило равное число каждого пигмента: 50% красного + 50% желтого, 50% синего + 50% красного.

3. Третий шаг - получение цветов 3 -го порядка. Это цвета, полученные смешиванием родительского цвета 1 -го порядка с соседней производной 2 -го порядка. желтый + оранжевый = желто-оранжевый, красный = оранжевый = красно-оранжевый, красный + фиолетовый = красно-фиолетовый, синий + фиолетовый = сине-фиолетовый, синий + зеленый = сине-зеленый, желтый + зеленый = желто-зеленый. Закрашиваем пустые сектора полученными цветами и получаем правильный цветовой круг, в котором каждый цвет занимает свое место, а последовательность цветов соответствует радуге!

Классических комбинаций цветов: n n n Комплиментарные цвета Классическая триада Аналоговая триада Контрастная триада Прямоугольная схема Квадратная схема

Комплиментарные цвета Комплиментарными являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета. Ни в коем случае не используйте комплиментарные цвета для текстовых композиций.

Классическая триада n Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу цвета. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговая триада n Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатичастном цветовом круге. Используются в мягких, комфортных и нераздражающих композициях. Аналоговая схема чаще всего встречается в природе, поэтому выглядит гармонично и приятно. При использовании этой схемы, пожалуй, стоит выбрать один цвет главным, второй – поддерживающим, а третий использовать для акцентирования. Также следует позаботиться о достаточном контрасте в аналоговой композиции.

Контрастная триада n Контрастная триада – вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплиментарные цвета – используйте контрастную триаду.

Прямоугольная схема n Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых – комплиментарные. Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проце было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные – вспомогательными.

Современный цветовой круг выглядит так: цветовой круг Освальда Легко видеть, что на этом круге мы можем видеть три основных цвет – они выглядят очень самостоятельно. Это красный, синий и зеленый. На этих цветах строится современная модель цвета RGB.

Определения n n Гармония -. происходит от греческого слова, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей высокий уровень упорядоченного многообразия; оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты.

Цветовая гармония - это сочетание отдельных цветов или цветовых множеств, образующие органическое целое и вызывающие эстетическое переживание.

Цветовая гармония в живописи представляет собой определенное сочетание цветов с учетом всех их основных характеристик, таких как - цветового тона; - светлоты; - насыщенности; - формы; - размеров занимаемых этими цветами на плоскости, их взаимного расположения в пространстве, которое приводит к цветовому единству и наиболее благоприятно эстетически воздействует на человека.

Признаки гармонии цвета: 1) Связь и сглаженность. 2) Единство противоположностей, или контраст. Виды контраста: n по яркости (темное-светлое, черное-белое и т. д.) n по насыщенности (чистые и смешанные), n по цветовому тону (дополнительные или контрастные сочетания). 3) Мера. 4) Пропорциональность, или соотношение частей (предметов или явлений) между собой и целом. 5) Равновесие. . 6) Ясность и легкость восприятия. 7) Прекрасное, стремление к красоте. 8) Возвышенное, т. е. идеальное сочетание цветов. 9) Организованность, порядок и рациональность.

Виды гармонических сочетаний по Шугаеву 1) сочетания родственных цветов; n 2) сочетания родственно-контрастных цветов; n 3) сочетания контрастных цветов; n 4) сочетания нейтральных в отношении родства и контраста цветов. n

Цветовые группы n n однотоновые гармонические сочетания цветов; гармонические сочетания родственных цветов; гармонические сочетания родственноконтрастных цветов; гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов.

Родственно-контрастные гармонии Сочетания родственно-контрастных цветов представляют самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственноконтрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые цвета, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета. Всего имеется четыре группы родственно-контрастных цветов.

Схемы родственно-контрастных цветов (на базе квадрата и прямоугольника) (по хорде) (по прямоугольному треугольнику) (по равностороннему треугольнику) (по равнобедренному треугольнику)

Сочетания родственно-контрастных цветов - это сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они более ярки и дают более широкие возможности для творчества n Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд. Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов.

Гармонические сочетания подразделяют: n n n два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов; два чистых родственно-контрастных цвета, дополняемых цветами из обоих теневых рядов; один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов. При этом целесообразно чистый цвет окружить цветами теневого ряда данного цвета, а остальные брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении. Все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные (гармония приобретает более сдержанный колорит, поскольку полярные свойства цветов смягчены). Подчеркнем: только три, минимум три цвета позволяют в полной мере судить о сочетаниях и отношениях цветов в орнаментальной композиции.

Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру; в противостоящей указанной стороне вершине расположен главный цвет, контрастно-дополнительный тому главному цвету, который входит в состав пары родственноконтрастных цветов. В цветовом круге мы имеем четыре таких равносторонних треугольника, в системе пяти кругов – 20. У каждой триады цветов два родственно-контрастных цвета уравновешены двойной связью объединяющих и контрастирующих главных цветов. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.

Другой вид гармонических сочетаний трех цветов: два родственно-контрастных цвета и третий цвет – главный – объединяет первых два цвета. Строиться с помощью равнобедренных треугольников. Чтобы придать большую гармоничность сочетанию цветов данной триады, можно уменьшить количество чистого главного цвета его затемнением или высветлением.

Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, при условии, что два катета соединяют пары родственноконтрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному и вертикальному диаметрам цветового круга). В каждом из треугольников цвет, который расположен в вершине, противолежащей гипотенузе, является родственно-контрастным по отношению к двум другим цветам, а последние, в свою очередь, связаны между собой контрастными отношениями. Всего таких треугольников в одном цветовом круге можно построить четыре, в системе из пяти кругов – 20.

Разделы: МХК и ИЗО

Тема урока : Выполнение цветового круга.

Вид занятия: Декоративное рисование.

Цели и задачи урока:

  1. Знакомство с новым приемом работы акварелью – лессировкой.
  2. Реализация полученных знаний в практическом применении.
  3. Формирование и отработка умений и навыков работы с акварелью.
  4. Развитие творческой и познавательной активности, фантазии и художественного вкуса учащихся.

Оборудование урока:

  1. таблица цветового круга;
  2. иллюстрации с изображением радуги, заката;
  3. акварель, планшет для демонстрации приемов работы акварелью;
  4. заготовки для упражнений.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение нового учебного материала.
  3. Практическая работа.
  4. Анализ выполненной работы.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент.

Оформление классной доски.

Подготовка рабочих мест.

Сообщение учителем темы, задач и целей урока.

2. Изложение нового учебного материала.

Изложение новой темы проходит в форме беседы. Учащиеся вместе с учителем повторяют предыдущую тему, постепенно переходя к новой, отвечая на вопросы:

Какие цвета называют основными и почему? (красный, синий, желтый – нельзя получить смешиванием красок).

Какие цвета называют составными и почему? (оранжевый, зеленый, фиолетовый – можно получить смешиванием двух или нескольких красок).

Как получают составные цвета на бумаге? (показать на планшете).

Где в природе можно увидеть все цвета вместе? (радуга).

Каков порядок цветов в радуге?

Дети вспоминают поговорку: Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) Где (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый).

В этом ряду основные цвета чередуются с составными (исключение составляет лишь голубой цвет, который не входит в цветовой круг). Для удобства эту полосу можно замкнуть в круг, в котором цвета сменяют друг друга до бесконечности - совсем как в природе. Например, та же радуга или закат. Теперь попробуем составить цветовой круг сами.

3. Практическая работа.

Учащимся раздаются заготовки круга (R= 8 см), который разделен на 6 равных частей. Для удобства пронумеровать части от 1 до 6.

/рисунок 1/

Упражнение будет выполняться лессировкой (наложение прозрачного слоя краски поверх просохшего красочного слоя). Учитель последовательно показывает этапы выполнения упражнения, учащиеся повторяют за учителем.

Последовательность выполнения упражнения:

1. Залить половину круга желтой краской. (1, 2, 3 часть)

/рисунок 2/

2. Дать высохнуть первому слою краски и по сухому слою залить красным цветом (3, 4, 5 части). При этом желтый цвет в 3 части должен превратиться в оранжевый.

/рисунок 3/

3. После высыхания очередного слоя заливаются синим цветом 5, 6, 1 части. При этом в 1 части получается зеленый, а в 5 части – фиолетовый цвет.

/рисунок 4/

4. Учащиеся проверяют правильность выполнения работы. В центр круга вставляется остро отточенная спичка (заранее подготовленная). Получился цветной волчок. Дети запускают его. Цвета на вращающемся волчке должны слиться в один белый цвет. Если цвет не белый, а серый, значит, взяты слишком насыщенные цвета.

/рисунок 5/

4. Анализ выполненной работы.

В процессе самостоятельной работы учащихся, учителем делаются необходимые дополнительные пояснения. Выявляются и исправляются ошибки. Заостряется внимание учащихся на необходимости выполнять работу аккуратно, правильно подбирая цвета.

5. Подведение итогов урока.

  • Демонстрация и анализ наиболее удачных работ.
  • Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Задание на дом.

Повторить упражнение другим, знакомым ранее способом – заливкой.

Сначала заливаются основные цвета (1 часть – красный, 3 часть – желтый, 5 часть – синий).

Составные цвета получают на палитре смешиванием красок (желтый + красный = оранжевый, желтый + синий = зеленый, красный + синий = фиолетовый) и заливаются на волчке.

Правильность выполнения проверить вращением волчка.

Литература:

  1. Н.М. Сокольникова «Основы живописи», 1996 год.
  2. И.Г. Мосин «Рисование», 1996 год.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Цвет – основа живописи. Выполнение цветового круга «Цветик - семицветик » Учитель ИЗО Дороднова В.П. МОУ СОШ №11 с. Золотое

Трудно сказать, когда возникла наука о цвете. По-видимому, она возникла в те времена, когда человек “увидел” цвет и стал пользоваться краской, когда появились названия цветов и были замечены их свойства. Именно в доисторическую эпоху вырабатываются основные понятия человека о цвете и возникают главные традиции применения цвета во всех видах деятельности. Мифологизм – суть отношения первобытного человека к цвету.

В красной краске первобытный человек узнавал кровь, огонь, тепло, солнце. Заполняя красной краской ямки в теле нарисованного бизона, он верил, что это кровь животного. Отпечатывая изображения рук у входа в пещеру, он был убежден, что это кровавая жертва демонам. Приняв эту жертву, демон, удовлетворенный и сытый, не пойдет дальше в пещеру беспокоить людей. На этом был, возможно, основан отпугивающий эффект “красных рук”.

Белая краска – это мифологический эквивалент дневного света, молока, семени – животворных начал; это модель воды (облака), утоляющей жажду и очищающей тело. Свет – образ блага, святости.

Черный цвет, в представлении первобытных людей, воспроизводил мрак, темноту ночи и могилы, распад и смерть, а стало быть, зло.

Исследования в области цвета привели к таким выводм, что цвет непосредственно влияет на психику человека. Например: красный – возбуждает деятельность большинства систем, синий – успокаивает; зеленый – является оптимальным для зрения, оранжевый – для пищеварения, желтый – тонизирует, фиолетовый – угнетает. Символы цвета таковы: красный – смелость, торжественность, неустрашимость, синий (голубой) - возвышенность, воздушность, величавость; зеленый – изобилие, молодость, надежда; фиолетовый – ум, истина, интеллект; желтый (золото) – богатство; белый (серебро) – чистота, невинность; черный – мудрость.

Красный, желтый и синий считаются основными, или первичными цветами – это чистые цвета, которые невозможно получить путем смешения никаких других. Три оставшихся цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый – называют вторичными цветами, потому что они образуются равномерным смешением двух основных цветов.

цвета Теплые - зрительно приближают Холодные – зрительно отодвигают

Выполнение цветового круга “ Цветик-семицветик ”. «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»

Задания для детей

Печаль Радость Холод Жара Тяжесть Легкость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок изобразительного искусства в 6 классе "Цвет-основа живописи"

нетрадиционная форма проведения урока учителем изобразительного искусства Михайлюковой С.А. и школьного психолога Швыревой Е.В....

Конспект урока по программе Б.М.Неменского "Цвет. основы цветоведения"

В представленном материале раскрывается природа цвета и света, даны понятия цветовых гармоний, рассмотрено психологическое воздействие цвета на человека....

Урок: "Цвет - основа живописи"

Урок:"Цвет - основа языка живописи"В практической части урока используются нетрадиционные методы работы с красками....