Андрогенный тип личности. Андрогинность – что такое, теория

Андрогинность – это демонстрация человеком единовременно женских и мужских особенностей, необязательно эквивалентных один другому. Данное явление выявляет себя как в физическом аспекте, когда в телесном, внешнем виде соединяется женское и мужское, так и в психологическом аспекте, когда проявляется значительный коэффициент феминности и маскулинности, индивидуальных женских характеристик и мужских одновременно. Понятие андрогинность является показателем гендерной роли индивида, и не характеризуется принадлежностью от природы к женскому или мужскому полу. Андрогин – индивид, обозначение гендерной роли которого не подходит однозначному определению ни феминности, ни маскулинности.

Что такое андрогинность?

В нынешнем обществе традиционные полоролевые функции женщин и мужчин очень смешаны. Часто даже по внешности трудно отличить мальчика от девочки. Что остается говорить о поведении, характере, выборе профессии или других факторах жизни ?

Понятие андрогинность в себе несет понимание индивида в аспекте двух полов. Раннее под словом «андрогин» подразумевали интерпретацию термина «гермафродит». В Античной Греции андрогинность обозначала наличие у индивида и мужских признаков, и женских особенностей во внешнем образе.

На сегодня андрогинность не есть явлением, что описывает исключительно физиологический и анатомический аспект , она обозначает психосоциальные характеристики. Человек – существо социальное, он с детства впитывает стереотипы полоролевых поведенческих характеристик мальчика или девочки. Так мальчик должен или склонен быть властным, агрессивным, рискованным, напористым, сильным, лидером, независимым, честолюбивым. Стереотипы воспитания девочки это – мягкая, нежная, пассивная, тихая, спокойная, застенчивая, эмоциональная. В современном человеке эти стереотипные полоролевые характеристики смешиваются, стираются.

Признаки андрогинности у мужчин и женщин имеем возможность видеть в некотором игнорировании ролевых стереотипов, интегрировавших в собственную жизнь черты мужской маскулинности и женской феминности. Андрогин – это человек, который имеет мужское и женское во внешности либо не имеет таких черт вообще, в переводе из греческого означает «мужчина-женщина».

Долгое время личность считалась психически здоровой при условии, что ее гендерные особенности соответствовали ее биологической сути, в иных случаях это являлось отклонением от нормы. Теперешние мужчины бывают ласковыми с детьми, чувствительными, романтичными во взаимоотношениях, но властные, жесткие в бизнесе, а женщины, обладая честолюбием, оставаясь лидером в рабочих отношениях, бывают ласковыми, нежными с детьми, мужем. Именно понятие андрогинность и отражает такое гибкое поведение мужчины и женщины, смешанность их полоролевых характеристик.

В андрогинном поведении есть негативные и положительные аспекты. Позитив состоит в том, что андрогин имеет возможность легко адаптироваться к обстоятельствам, отношениям, ситуациям, его поведение более лабильно, чем у особей, что подвластны стереотипным принципам, традиционным пониманиям мужско-женских ролей.

Человек с андрогинностью способен более качественно реализовывать свою чувствительность, эмоциональность, привлекательность. Его интимное поведение более расковано, имеет положительное расположение к интиму, такой человек менее предрасположен к критике других.

В чем негатив андрогинности в поведении? Главная проблема андрогинности — это сложности в отношениях с личностями традиционных взглядов. Такие люди часто одиноки, поскольку людям с андрогинностью очень сложно найти пару среди особей противоположного пола.

«Мужественная» женщина или «женственный» мужчина не будут иметь привлекательность для противоположного пола, они имеют меньше шансов иметь близкие отношения, вступить в брак, создать семью. Также об андрогинном поведении в социуме складывается мнение, как об отклонении от нормального, о нарушении половой ориентации, отклонении от половой идентичности. Но стоит понимать, что андрогинность – это не гомосексуальность или транссексуальность, это форма нестандартного поведения особей женского и мужского пола в социальном формате.

Теория андрогинности

Существует древнегреческий миф о людях-андрогинах. Философ Платон их описывал идеальными двуполыми существами, которые имели наглость посягнуть на могущество богов и дабы уберечь себя от посягательств андрогенов Зевс разъединил их на разные части. Так в мире возникли женщина и мужчина, и не сумеют они почувствовать себя полноценными, пока не отыщут свою половинку.

Основоположником теории андрогинности принято считать психолога Сандру Бем, хотя до нее этим вопросом интересовался Карл Юнг. Согласно работам Юнга психика человека от природы андрогинна. Идея единства анима и анимуса, женского в мужском и мужского в женском была ключевой в архитепическом взгляде на психологическую бисексуальность. Архетип «анима-анимус» проявлен в непрожитых, вытесненных качествах и чертах индивида, которые имеют в себе значительную энергию и потенциал для личности. Осознавание внутреннего мужчины женщиной, а мужчиной внутренней женщины есть важным шагом к полноценной гармоничной жизни и личностному качественному росту.

Сандра Бем настаивала, что андрогинность улучшает шансы полноценной в социальном мире. В 1970 году психолог разработала концепцию андрогинности, согласно которой подпадали под сомнение убеждения о противоположности и взаимоисключаемости гендерных ролей. С.Бем разработала опросник для диагностики людей, согласно их полоролевых функций. Индивиды с андрогинностью имеют значительный коэффициент мужских и женских свойств. «Феминные» личности имеют больше женских черт и меньше мужских, «маскулинные» — больше мужских характеристик и меньше женских, те, кто имеют одинаково низкие коэффициенты феминности и маскулинности называются «недифференцированные».

Согласно данной теории Бем подчеркивала важность согласования маскулинных и феминных показателей для полноценной социализации личности. Мужественность и женственность не конфронтируют между собой, а есть одинаково важными и привлекательными для общественной среды. И личность, которая имеет характеристики только своего природного пола, представляется менее адаптирована к жизни. Со временем С.Бем согласилась, что теория андрогинности неидеальна и не совсем адекватна реальности. Так как проблема андрогинности не столько в изменении индивидуальных особенностей, сколько общественных.

Психологическая андрогинность

Современные психологи трактуют андрогинность, как совмещение у одной личности социальных гендерных функций, принадлежащих и женщине, и мужчине. На сегодня уже доказано, что гендерные функции и полоролевые характеристики формируются скорее в семейной сфере адекватно особенностям воспитания мальчика или девочки, также на их формирование оказывает развитие социум, и меньшую значимость имеет заложенные природой половые различия. Хотя нельзя игнорировать важность биологического развития ребенка от зачатия, его воздействие на различие психологического формирования мужчины и женщины.

В ходе изучения андрогинности С.Бем, американский психолог, разработала опросник половых ролей и классифицировала всех индивидуумов за четырьмя категориями.

Первая группа людей – маскулинные индивиды, имеют ярко выявленные мужские черты: независимость, напористость, честолюбие, рискованность и др.. Вторая группа – феминные индивиды, у них выражены традиционные характеристики женщины: мягкость, нежность, умение сочувствовать, тактичность, эмоциональность, уступчивость и подобные черты. Андрогины – это третья группа, они имеют признаки андрогинности: особенности соответствующие феминному и маскулинному типам. Четвертая группа – это люди неопределенного типа половой психологической идентичности, не имеют выраженных ни феминных, ни маскулинных черт.

Индивидуум имеет возможность обладать феминными и маскулинными особенностями характера безотносительно к индивидуальному полу. Так женщина может обладать стереотипными маскулинными особенностями: быть агрессивной, твердой, независимой, а мужчина быть нежным, романтичным, сочувствующим. С.Бем обосновала, что феминность и маскулинность – это не взаимоисключающие качества личности. Согласно убеждениям многих психологов индивидуумы, имеющие значительные, одинаково обозначенные мужские и женские индивидуальные характеристики, т.е. черты андрогинности, являются полноценными и целостными личностями. А индивиды с неопределенной половой индентичностью, имеющие низкий коэффициент по обоим категориям, считаются незрелыми личностями.

Психологическая андрогинность не подразумевает под собой только набор качеств феминности и маскулинности, проявление этих качеств в общественном поведении, это также умение быть гибким в выборе поведенческих форм зависимо от всплывающих задач, сложившихся ситуаций, обстоятельств.

Андрогинность, как психологическая характеристика, имеет значимую функцию в адаптивной социализации в сегодняшнем обществе. Она дает умение человеку изменяться и адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам, а не действовать стереотипно, подчиняясь своей полоролевой функции. Андрогины являются высокоустойчивыми к стрессам, благодаря наличию мужских и женских особенностей характера их возможности на самореализацию в разных спектрах деятельности увеличиваются.

В заключение уместно отметить, что андрогинность не есть отклонением от нормы развития, обладатель андрогинных качеств более гармоничен и осознан в принятии себя полноценно, через личное поведение и внешний образ он пытается транслировать в социум свой внутренний мир: чувства, переживания, восприятия, самого себя. Андрогинность есть психически нормальным явлением.

Хотя психофизиологи еще далеки от понимания конкретных механизмов проявления типологических особенностей, все же есть основания полагать, что постепенно они приближаются к этому. Как показывают некоторые, пока очень малочисленные исследования, решение вопроса о природе свойств нервной системы упирается в изучение типологических особенностей функционирования гормональных систем организма, т. е. требуется биохимический уровень исследования проблемы типических различий. Существуют данные о влиянии некоторых гормонов на поведенческие характеристики. Например, серотонин, гормон центральной нервной системы, влияет на двигательную активность человека. Высокая его концентрация соответствует высокой активности, а низкая приводит к пассивности, снижает тонус мышц. Соответственно рождается ассоциация с особенностями проявления типологических особенностей по «внутреннему» балансу: не являются ли высокая двигательная активность людей с преобладанием возбуждения и малая двигательная активность тех, у кого преобладает торможение, следствием генетических различий между людьми в содержании данного гормона? Может быть, не случайно направленность изменений «внутреннего» баланса у школьников в течение года, выявленная А. П. Пинчуковым (1974в), удивительным образом совпадает с направленностью изменений содержания серотонина в крови школьников в течение учебного года, выявленных И. А. Корниенко (оба автора получили данные независимо друг от друга, выполняя исследования в разных учреждениях и в разных городах). Можно полагать на основании сопоставления этих данных, что ограничение двигательной активности в течение учебной четверти приводит к накоплению серотонина, который создает повышенную потребность в двигательной активности, что видно и по сдвигу «внутреннего» баланса в сторону возбуждения. Во время каникул двигательная активность увеличивается, происходит «разрядка» возникшей потребности, что приводит к снижению концентрации серотонина и сдвигу «внутреннего» баланса в сторону торможения или уравновешенности. Но если сказанное выше - только предположение, то В. С. Горожаниным (1987) получены прямые доказательства связи свойств нервной системы с гормонами. Так, у лиц со слабой нервной системой найдена более высокая концентрация адреналина, адрено-кортикотропного гормона и кортизона в плазме крови с преобладанием продукции адреналина над норадреналином (в четыре с лишним раза). Для лиц с сильной нервной системой характерны умеренные величины АКТГ, кортизола и преобладание продукции норадреналина над адреналином. Заметим, что адреналин называют «гормоном тревоги», и не случайно личностная тревожность по многим данным выше у лиц со слабой нервной системой. В нашей лаборатории тоже были выявлены связи силы - слабости нервной системы и баланса между возбуждением и торможением с рядом гормонов. В частности, обнаружено преобладание продукции адреналина над норадреналином у лиц со слабой нервной системой, что подтверждает данные В. С. Горожанина. Можно привести и свидетельства М. Каррутерса, который в течение 20 лет изучал гормональные уровни сотен мужчин и женщин, поставленных в стрессовые условия. Он обнаружил, что у одних, не владевших собой в этой ситуации, выделялся эпинефрин - гормон, вызывающий беспокойство. У тех же, кто владел собой, вырабатывался гормон норэпинефрин, вызывающий удовольствие, делающий стрессовые моменты приятными. А теперь вспомним, какая характеристика присуща лицам с сильной нервной системой: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой» (М. Ю. Лермонтов). Возможно, что лица с сильной нервной системой - это те, у кого при стрессовых ситуациях вырабатывается норэпинефрин, а лица со слабой нервной системой - те, у кого вырабатывается в той же ситуации эпинефрин.

Сексуальная раскрепощенность позволяет современным людям находить новые способы своего самовыражения. Андрогинность порицается многими людьми, поскольку данное явление является таким же непонятным и бессмысленным, как и наклонности людей демонстрировать свое тело напоказ либо афишировать свою сексуальную принадлежность. Существует много различных теорий, которые стараются объяснить, что такое андрогинность и зачем человеку она нужна.

Все живое делится на мужское и женское. Человеческое существо рождается принадлежащим к конкретному полу. Дети делятся на мальчиков и девочек, которые потом вырастают в мужчин и женщин.

Деление на мужское и женское носит не только физиологический аспект. Организм каждого пола заточен на то, чтобы соответствовать своему виду: у женщин меняется настроение под действием гормонов, у мужчин происходит возбуждение при виде красивых дам. Физиологически люди между собой похожи, только отличаются отдельными частями тела и функциями, которые помогают им привлекать друг друга и размножаться.

На психологическом уровне люди также делятся на мужчин и женщин. Это связано уже не столько с влиянием физиологии, сколько с нравами и правилами воспитания каждого пола. К мальчикам и девочкам общество относится по-разному. Уже с детства каждый человечек начинает испытывать на себе то отношение, которое проявляют родители к каждому полу. Девочек могут баловать, а мальчиков наказывать; девочек могут приучать к рабскому существованию, а мальчиков затачивать на достижение карьерных высот.

Все живое делится на мужское и женское. Такое явление, как андрогинность, является попыткой людей соединить противоположности в одно целое..

Если отвечать на вопрос, что такое андрогинность, то следует узнать о мифе, который повествует о древних временах. Когда-то на Земле жили андрогины – люди, которые были и мужчинами, и женщинами в одном лице. Они были цельными личностями, которые уже могли удовлетворять все свои потребности. Однако боги в какой-то момент разгневались на них, поскольку андрогины были совершенными и абсолютно счастливыми существами. Они разделили людей на две половинки – мужское и женское, из-за чего теперь людям приходится всю жизнь искать свою половинку, чтобы стать полноценными личностями.

Исходя из мифа, андрогинами называются люди, которые совмещают в себе и мужское, и женское. Поскольку нет такого способа, чтобы родился мужчина, а у него еще присутствовали все физиологические признаки женского пола, или наоборот, то современный человек по-другому проявляет свою андрогинность.

В мифе люди уже рождали с женскими и мужскими половыми органами. Современный человек такого сделать не может. Он рождается либо мужчиной, либо женщиной. Поэтому применяются другие способы проявить свою принадлежность к андрогинности:
Использование легкого макияжа, чтобы придать себе женственности.
Ношение одежды, которая ни по цвету, ни по фасону, ни по виду не может рассказать окружающим, кто перед ними находится – мужчина или женщина.
Отпускание волос до уровня плеч или ниже.
Худощавость.
Мягкие жесты. И пр.

В зависимости от того, чего не хватает отдельному человеку, он добавляет это в свой образ, чтобы стать ни мужчиной, ни женщиной, а чем-то средним. Даже появился такой термин, как «средний пол» или «унисекс», когда и мужчина, и женщина выглядят и ведут себя одинаково.

Следует акцентировать внимание на том, что телесно люди продолжают оставаться мужчинами или женщинами. Однако на уровне повадок, мировоззрения и прочих аспектов они не выделяются отличительными мужскими или женскими свойствами.

Говорить о появлении сразу мужских и женских половых органов и функций в организме не приходится. Современный андрогин – это существо, которое на социальном и психологическом уровнях проявляет и мужские, и женские качества.

Откуда возникло такое явление? Многие социологи ссылаются на то, что уравнивание женщин и мужчин в правах привело к тому, что их социальная жизнь изменилась и привела к смешению. Современные женщины уже имеют право не только работать, но и служить в армии. Современные мужчины могут брать декретный отпуск по уходу за ребенком, если женщина желает зарабатывать деньги.

Если ранее были четко установленные рамки и правила, что является женским и мужским, то сегодня эти границы стерты. Теперь мужчинам позволяется то, что делают женщины, а женщинам все, что позволяется мужчинам. Андрогинность современного мира – это демонстрация женских и мужских черт чисто на психологическом или поведенческом уровнях.

Андрогинность является следствием отрицания человеком своей половой принадлежности и желанием совмещать в себе качества обеих полов. Мальчиков и девочек воспитывают по-разному:
Мальчики должны быть властными, рискованными, агрессивными, лидирующими, сильными, напористыми, независимыми, честолюбивыми.
Девочек воспитывают как эмоциональных, нежных, мягких, пассивных, застенчивых, спокойных, тихих личностей.

Однако по мере роста и под влиянием пропаганды СМИ многие начинают вырабатывать у себя качества, которые присущи противоположному полу. Женщина вынуждена становиться агрессивной и напористой, если желает достичь успехов в учебе/работе. Мужчина вынужден быть мягким и романтичным, если желает построить долгие отношения с противоположным полом.

Ранее считалось, что здоровая личность – это человек, который по своему характеру, повадкам и образу жизни абсолютно соответствует своему полу. Современная здоровая является здоровой, если не мешает своими действиями и решениями свободе и жизни окружающих. При этом она может делать с собой все, что пожелает.

В чем плюсы и минусы андрогинности?

1. Плюсы андрогинности можно выделить в том, что человек становится более гибким в различных обстоятельствах. Он не ограничивает себя в действиях и решениях только потому, что это не свойственно его полу. Он в полной мере реализовывает весь свой внутренний потенциал.
2. Минусами андрогинности можно назвать одиночество такой личности. Ей трудно найти любимого человека, поскольку непонятно, кем он должен быть – мужчиной или женщиной. Появляются трудности в общении и с противоположным полом, и просто со всеми людьми. При этом следует понимать, что андрогинность – это не сексуальная ориентация, а просто образ жизни.

Теория андрогинности

Андрогинность берет свое начало из историй Платона об андрогинах, которые были разделены на мужское и женское богами, дабы те не посягали на их имущество. С тех пор мужчина и женщина ищут друг друга, чтобы стать полноценными. Первые теоретические знания начали появляться уже из рукописей Сандры Бем и Карла Юнга.

Юнг полагал, что человек изначально рождается на уровне психики и мужчиной, и женщиной. Лишь на физиологическом уровне он принадлежит определенному полу. Однако женское и мужское начала на психологическом уровне заложены абсолютно у всех людей. Лишь под влиянием воспитания и общественного мнения человек отказывается от того, что не принадлежит его полу, и развивает то, что поощряется обществом.

Сандра Бем считала, что андрогинность позволяет человеку становиться более адаптированным к социуму. В 1970 году она предположила, что нет никакой противоположности и взаимоисключения в гендерных ролях. Мужчина и женщина в каждом человеке идеально объединяются, а не взаимозаменяются.

Также проводились тесты, где определялся уровень наличия женских и мужских черт у каждого человека.
Андрогины показали наличие у себя и женских, и мужских качеств.
Феминными чертами обладали те, кто определял себя к женскому полу (при этом мужские качества находились на низком уровне развития).
Маскулинными чертами обладали те, кто приписывал себя к мужскому полу (при этом женские качества были неразвитыми).
Недифференцированными личностями считались те, у кого находились на низком уровне развития и мужские, и женские черты.

С. Бем полагала, что самой адаптированной личностью является человек, который не делит свои качества на мужские и женские, а проявляет их по необходимости. Если же человек отгораживается от всего, что не присуще его полу, тогда он становится менее адаптированным.

Психологическая андрогинность

Андрогинность современными психологами объясняется как совмещение в одном человеке и мужского, и женского, что касается его социального поведения, занимаемых ролей и психологического аспекта. То, какими чертами будет обладать человек, зависит от:
1. Воспитания и ролей родителей, за которыми наблюдал малыш и чьи манеры перенимал.
2. От социума, который оказывает влияние своей рекламой, мнением и направлениями.
3. От биологических наклонностей. Данный аспект оказывает меньшее влияние, однако оно все же имеется.

Каждый человек рождается андрогином на уровне психики. Он не является ни мужчиной, ни женщиной. Данный аспект определяется уже после того, как человек проходит воспитание и обучение в течение многих лет. На физиологическом уровне он принадлежит к определенному полу. Однако какими качествами он будет обладать и роли занимать в обществе, уже определяется со временем.

Каждый человек обладает и мужской, и женской природой. Психологи считают, что более полноценной личностью является тот человек, у которого проявляются качества обоих полов. Если же человек игнорирует то, что приписывается противоположному полу, тогда он становится замкнутым и ограниченным. Незрелой личностью становится тот человек, у которого не развито ни мужское, ни женское начало.

Именно андрогинность позволяет человеку гибко адаптироваться к окружающему миру. Обстоятельства возникают разные. Трудности и проблемы появляются тогда, когда человек не позволяет себе совершать поступки или проявлять эмоции, которые бы проявил противоположный пол в подобной ситуации, при этом они идеально решают их. Когда человек начинает делить на «мое» и «не мое», тогда возникают рамки, границы, ограничения, которые не помогают ему жить полноценно.

Итог

Андрогинность – обширное понятие. Одни люди меняют свою внешность, чтобы быть похожими ни на мужчин, ни на женщин. Андрогинность на уровне психики делает человека более гибким к окружающим обстоятельствам, позволяет чувствовать себя полноценно и гармонично. Итог: внешне можно оставаться представителями своего пола, а внутренне быть андрогинами.

Андрогинность не считается отклонением от нормы. Андрогин становится более свободным. Он имеет выбор самому решать, как реагировать, что предпочитать и как поступать в любой ситуации, что нисколько не связано с его половой принадлежностью.

Теория андрогинности

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Теория андрогинности
Рубрика (тематическая категория) Психология

Таблица 13.1. Типология мужчин и женщин по выраженности маскулинности и фемининности

При характеристике маскулинности-фемининности, даваемой в англоязычной литературе, отчетливо просматривается тенденция связывать маскулинность с деятельностью, а фемининность - с общением. По этому поводу в англоязычных странах есть такой анекдот: ʼʼКогда муж возвращается от друзей, жена его спрашивает: "О чем вы разговаривали ?"Муж отвечает: "Да ни о чем. Мы просто рыбу ловили". Когда жена возвращается от подруг, муж в свою очередь спрашивает ее: "Что вы там делали ?"На что жена отвечает: "Да ничего, мы просто разговаривали"ʼʼ.

Отмечается, что высокая фемининность у женщин и высокая маскулинность у мужчин вовсœе не являются гарантией психического благополучия. Так, высокая фемининность у женщин часто совпадает с пониженным самоуважением и повышенной тревожностью. Высокомаскулинные мужчины тоже оказались более тревожными, менее уверенными в себе и менее способными к лидерству, хотя будучи подростками, обладали такой уверенностью и были удовлетворены своим положением среди сверстников. Высокофемининные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными половыми ролями. Дети, которые ведут себя строго в соответствии с требованиями их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями полагает, что выполнение роли мужественности имеет не только положительные стороны, но и отрицательные. Больше того, когда обстановка требует проявления ʼʼженскихʼʼ качеств и действий, у мужчины, строго придерживающегося мужской роли, может возникнуть мужской гендерно-ролевой стресс или, по О"Нилу, - гендерно-ролевой конфликт.

О"Нил с коллегами отметили шесть признаков гендерно-ролевого конфликта.

1. Ограничение эмоциональности - трудность в выражении своих эмоций или отрицание права других на их выражение.

2. Гомофобия - боязнь гомосœексуалов.

3. Потребность контролировать людей и ситуации, проявлять власть.

4. Ограничение сексуального поведения и демонстрации привязанности.

5. Навязчивое стремление к соревновательности и успеху.

6. Проблемы с физическим здоровьем, возникающие из-за неправильного образа жизни.

Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния ,т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телœесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Οʜᴎ были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины - мужскую и женскую.

Андрогиния принято понимать как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.

Хотя создателœем теории андрогинности считается Сандра Бем, у нее были предшественники, в т.ч. и такой авторитетный, как Карл Юнᴦ.

К. Юнг (1994) видел в идее единства двух противоположностей - мужского и женского - образ архетипический. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима )и мужского в женском (анимус ),т. е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.

Как анимус, так и анима пребывают, по К. Юнгу, между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединœением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и двусмысленное в женщинœе, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип ʼʼанима-анимусʼʼ, по К. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной - мужественности (анимуса), приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателœем личностного роста.

Близка к точке зрения К. Юнга и позиция представителя современной аналитической психологии Р. Джонсона (1995), который полагает, что жизненный путь женщины - это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вовне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. ʼʼРазвитие женщины может продолжаться, в случае если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мирʼʼ, - пишет Р. Джонсон (с. 41).

Как отмечает К. Мартин (C. Martin, 1990), раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, в случае если оно моделируется на глазах ребенка родителœем своего пола и принимается (поощряется) родителœем противоположного пола (D. Ruble, 1988).

ʼʼНовый уклад жизни ведет к возникновению новых психологических и социальных характеристик обоих полов. И мужчины, и женщины стремятся сегодня к реализации ʼʼвторой половиныʼʼ своей натуры, которую их веками учили подавлять. В результате происходит смешение мужских и женских качеств, отрицание неравенства полов и их строго взаимодополняющего характера.

Еще одно новое явление - размывание векового стереотипа мужчины-воина, образа, уходящего в глубокую древность. Сегодня, когда над миром нависла угроза ядерной войны, бессмысленно, говоря о будущем, приписывать мужчинœе достоинства традиционного воина. Все мы, мужчины и женщины, можем стать жертвами такой войны, и у нас не будет ни времени, ни возможности для самозащиты. Призрак атомной бомбы заставляет не думать о различиях между полами: ведь ʼʼнажать кнопкуʼʼ сможет и женщина.

Но кроме этой апокалиптической картины, современные войны рождают иные образы человека с оружием в руках. И в данном нет ничего удивительного: просто война перестала быть прерогативой мужчин, равно как активность или пассивность перестали быть свойствами одного или другого пола.

Как ни странно, характерные качества мужчин пока еще не стали предметом столь широкой дискуссии и споров, как специфические черты женщин. И всœе же мы осмелимся предсказать, что в ближайшие 50 лет данный вопрос встанет очень остро.

Похоже, что женщины усвоили чисто мужские качества, сохранив при этом традиционно женские черты. Западная женщина XX в. - своего рода двуполое создание. Она одновременно мужественна и женственна, играя то одну, то другую роль исходя из времени суток или периода жизни. Она с неохотой принимает новое и отказывается от старого, балансируя, как канатоходец (что не всœегда легко), между своими женскими и мужскими устремлениями. То пассивная - то полная энергии, то любящая мать - то честолюбивая эгоистка, то нежная - то агрессивная, то терпеливая - то напористая современная женщина смешала всœе карты, которые сдала ей судьба.

На фоне этого ʼʼженского бунтаʼʼ сразу становится заметным сопротивление мужчин и даже их обеспокоенность. Изменения, которые происходят с женщинами, и их новые требования заставляют мужчин ставить под сомнение свое традиционное отношение к самим себе. Тот факт, что женщины освоили всœе мужские занятия и присвоили себе черты, которые испокон веку считались мужскими, часто воспринимается мужчинами как грабеж средь бела дня, как утрата͵ с которой они никак не могут примириться.

Мужчинам трудно усваивать черты женского характера и открыто проявлять их в своем поведении, поскольку они усматривают в данном угрозу своему мужскому достоинству. Что касается женщин, то они иначе смотрят на эту проблему. Наиболее убедительное объяснение такой реакции мужчин дает американский психоаналитик Роберт Дж. Столлер.
Размещено на реф.рф
В противоположность Фрейду он утверждает, что ʼʼмужскиеʼʼ качества ничуть не сильнее или естественнее женских. В первые несколько месяцев жизни новорожденный мальчик отождествляет себя с матерью, в симбиозе с которой он живетʼʼ.

Сандра Бем считала, что андрогиния обеспечивает большие возможности социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли. Отмечена также бо льшая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия и т. д. В нашей стране тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Так, В. М. Погольша полагает, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, к примеру, в способности оказывать влияние на других людей. Установлено, что у людей складываются более удовлетворительные отношения с андрогинными партнерами. Андрогинность в значительной степени зависит от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины, более андрогинны, чем евроамериканцы. Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, благодаря чему чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу.

С учетом этого некоторые теоретики стали говорить, что категория ʼʼженщинаʼʼ является неустойчивой или вообще не существующей. Но тогда то же можно сказать и про категорию ʼʼмужчинаʼʼ.

Теория андрогинии вызвала на Западе не только большой интерес, но и критику ее основ. Возможно, это было вызвано тем, что в американском обществе маскулинность дает человеку больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность, и в связи с этим некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение, так как выгод от него должна быть больше, чем потерь. Ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности. М. Тейлор и Дж. Холл считают даже, что понятие андрогинии излишне.

Спенс и Хельмрих (J. Spens, R. Helmrich, 1981) предложили вместо терминов ʼʼмужественностьʼʼ и ʼʼженственностьʼʼ использовать другие: инструментальность (способность к самоутверждению и компетентность, традиционно приписываемые мужчинам) и экспрессивность ,традиционно связываемые с женственностью.

Сама С. Бем в последней книге (1993) признает, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не личностных особенностей, а структуры общественных институтов. Вместе с тем, существует опасность утраты того положительного, что несет в себе сглаживание дихотомии мужского-женского.

В то же время положительной стороной концепции С. Бем об андрогинии является то, что она привлекла внимание к тому факту, что для общества одинаково привлекательными бывают как мужские, так и женские качества.

Понятие о свойствах нервной системы введено в физиологию

И. П. Павловым. Б. М. Теплов, следуя за И. П. Павловым, под свойствами нервной

системы понимал природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие

на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых ин-

дивидуальных различий способностей и характера (у человека).

В случае если исходить из существа изучаемых явлений, а не из названия свойств нервной

системы, то можно выделить такие свойства, как усвоение ритма приходящих к тка-

ням импульсов (лабильность), наличие следовых процессов (подвижность-инœерт-

ность), фоновую активность (активированность, сила-слабость). Делались попытки

изучения и других особенностей работы нервной системы, получивших название

ʼʼсвойство динамичностиʼʼ (В. Д. Небылицын, 1966) и ʼʼсвойство концентрации воз-

бужденияʼʼ (М. Н. Борисова, 19596), однако в дальнейшем эти попытки прекратились,

очевидно, потому, что не было убежденности в их действительном существовании

Основные свойства нервной системы – свойства нервной системы, выделœенные в экспериментальных исследованиях дифференциальной психофизиологии: динамичность нервных процессов, их сила, подвижность и лабильность (табл. 2). Каждое из этих свойств характеризуется двумя нервными процессами – возбуждением и торможением, а также третьим показателœем – балансом по возбуждению и торможению. Динамичность нервной системы – свойство нервной системы, свидетельствующее о скорости образования условных реакций. Эти реакции могут заключаться в выработке положительных условных рефлексов, что является показателœем динамичности по возбуждению, или в условно-рефлекторном торможении (динамичность по торможению). Показателœем динамичности по возбуждению является, к примеру, условно-рефлекторное изменение показателœей электроэнцефалограммы. Используя в качестве условного стимула звуковой сигнал, а в качестве подкрепления – зрительный раздражитель, можно вызвать условно-рефлекторное изменение корковой ритмики: в ответ на звуковой сигнал будут возникать такие изменения в электроэнцефалограмме, которые характерны не для звукового раздражителя, а для сочетания звука и света. Сила нервной системы – свойство нервной системы, понимаемое как способность нервной системы в течение длительного времени поддерживать состояние работоспособности, а также как выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения. Представления И.П.Павлова об изменении возбудительного процесса при увеличении интенсивности стимула определили специфику методов исследования силы нервной системы. При низкой интенсивности происходит иррадиация возбудительного процесса, при повышении интенсивности – концентрация, а при дальнейшем повышении интенсивности – опять иррадиация. В экспериментальной ситуации варьирование уровня возбуждения достигается сочетанием двух способов: 1) подаются два типа стимулов: стимул, на который должен отреагировать испытуемый (к примеру, звуковой сигнал), и слабый „точечный” раздражитель. Повышение интенсивности этого дополнительного стимула вначале повышает чувствительность к основному сигналу, а затем, при высокой его интенсивности, – снижает. Учитывая зависимость отсилы нервной системы чувствительность к основному сигналу меняется при разных интенсивностях дополнительного стимула; 2) даются разные дозы кофеина, которые усиливают процесс возбуждения, причем в большей степени у тех испытуемых, которые имеют слабую нервную систему. При этом у лиц с сильной нервной системой чувствительность к основному стимулу не изменяется, а у лиц со слабой нервной системой – повышается. Как было показано в экспериментальных исследованиях, параметры силы-слабости нервной системы связаны с чувствительностью. Так, при измерении латентных периодов простых двигательных реакций (времени от возникновения стимула до начала движения) было обнаружено, что у всœех испытуемых латентные периоды уменьшаются при увеличении стимула (к примеру, чем громче звук, тем быстрее реагирует на него испытуемый). При этом у испытуемых со слабой нервной системой это изменение (увеличение скорости реакции при повышении интенсивности стимула) выражено значительно меньше, чем у испытуемых с сильной нервной системой, поскольку „слабые” в отличие от “сильных” на всœе стимулы реагируют относительно быстро. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, обратной стороной слабости нервной системы (меньшей выносливости) является ее высокая чувствительность. Подвижность нервной системы – свойство нервной системы, характеризующее скоростные процессы, в частности скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство нервной системы диагностируется с помощью переделки знаков раздражителя при выработке условных реакций. Чем скорее положительный раздражитель превратится в процессе переделки в тормозный, тем выше скорость смены возбуждения торможением и тем выше подвижность. Лабильность нервной системы – свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения и прекращения нервных процессов. Наиболее распространенным методом исследования лабильности НС (нервной системы) является последовательное предъявление стимулов. Уменьшение интервалов между стимулами приводит к тому, что в какой-то момент они перестают восприниматься как дискретные (световые вспышки, к примеру, перестают восприниматься как мелькания и кажутся ровным светом). Чем меньше интервал между стимулами, при котором стимулы воспринимаются как дискретные, тем выше лабильность. При факторно-аналитических исследованиях свойств нервной системы было показано, что всœе они представляют из себясамостоятельные свойства. Позднее, в конце 60-х годов, в связи с парциальностью в проявлениях свойств нервной системы (в основном, в связи с несовпадением данных, получаемых в разных анализаторах, к примеру в зрительном и слуховом) рассматривался вопрос о существовании общих и частных свойств нервной системы. По предположению В.Д.Небылицына, различия между общими и частными свойствами нервной системы объясняются структурно-морфологическими особенностями строения мозга. Частные свойства нервной системы (ᴛ.ᴇ. те, которые соответствуют разным анализаторам) связаны с ретроцентральной (задней) корой головного мозга и со спецификой ее функций – обработкой сенсорной информации. Общие свойства нервной системы определяются антецентральной (лобной) корой головного мозга, которая обеспечивает общую регуляцию функций. Дальнейший анализ анатомо-морфологических основ свойств нервной системы привел к выводу о важности общего уровня активации для психофизиологической регуляции психической деятельности. Устойчивые индивидуальные различия в уровне активации обусловливают активированность – наиболее общее свойство нервной системы, состоящее в безусловно-рефлекторном балансе процессов возбуждения и торможения. Показателями активированности в данном случае являются, в частности, некоторые особенности мозговой ритмики, к примеру частота альфа-ритма в электроэнцефалограмме, регистрируемой в состоянии покоя. Выделœение общих и более частных свойств нервной системы позволило В.М.Русалову предположить, что организация этих свойств, их структура имеют иерархическое строение. Наиболее высокий уровень образуют системные свойства нервной системы, функция которых состоит в интеграции нервных процессов, связанных с целостной деятельностью мозга. Ко второму уровню относятся свойства нервной системы, осуществляющие интеграцию нервных процессов, связанных с отдельными подструктурами мозга. К этим свойствам нервной системы относятся общие свойства, изучавшиеся Б.М.Тепловым, и частные свойства (соответствующие отдельным сенсорным модальностям), описанные В.Д.Небылицыным. Наиболее элементарный уровень образуют свойства нервной системы, связанные с интегративной деятельностью нейронов.

35СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Понятие о силе нервной системы выдвинуто И. П. Павловым в

1922 году. При изучении условнорефлекторной деятельности животных было выяв-

лено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще он применяется,

тем больше ответная условнорефлекторная реакция. При этом при достижении опре-

делœенной интенсивности или частоты раздражения условнорефлекторный ответ на-

чинает снижаться. В целом эта зависимость была сформулирована как ʼʼзакон силыʼʼ

Было замечено, что у животных проявляется данный закон не одинаково: у одних

запредельное торможение, при котором начинается снижение условно-рефлектор-

ного ответа͵ наступает при меньшей интенсивности или частоте раздражения, чем у

других. Первые были отнесены к ʼʼслабому типуʼʼ нервной системы, вторые к ʼʼсиль-

ному типуʼʼ. Возникли и два способа диагностики силы нервной системы: по макси-

мальной интенсивности однократного раздражения, еще не приводящего к сниже-

нию условнорефлекторной реакции (измерение силы через ʼʼверхний порогʼʼ), и по

наибольшему числу раздражений, тоже еще не приводящему к снижению рефлек-

торного ответа (измерение силы через ее ʼʼвыносливостьʼʼ).

В лаборатории Б. М. Теплова была выявлена большая чувствительность лиц со

слабой нервной системой по сравнению с лицами, имеющими сильную нервную сис-

тему. Отсюда возник еще один способ измерения силы нервной системы - через бы-

строту реагирования человека на сигналы разной интенсивности: субъекты со слабой

нервной системой из-за своей более высокой чувствительности реагируют на слабые

и средние по силе сигналы быстрее, чем субъекты с сильной нервной системой. По

сути, в данном случае сила нервной системы определяется через ʼʼнижний порогʼʼ.

Сила нервной системы как реактивность . Для того чтобы возникла видимая от-

ветная реакция (ощущение раздражителя или движение рукой), нужно, чтобы раз-

дражитель превысил или по крайней мере достиг определœенной (пороговой) величи-

ны. Это значит, что данный раздражитель вызывает такие физиологические и физи-

ко-химические изменения раздражаемого субстрата͵ которые достаточны для

появления ощущения или ответной двигательной реакции.

Сила нервной системы как выносливость . Многократное повторное предъявле-

ние одинакового по силе раздражителя через короткие интервалы времени вызывает

явление суммации, т. е. усиление рефлекторных реакций за счёт роста фоновой акти-

вации, так как каждое предыдущее возбуждение оставляет после себя след и в связи с этим

каждая последующая реакция испытуемого начинается на более высоком функцио-

нальном уровне, чем предыдущая.

Поскольку исходный уровень активации у субъектов со слабой нервной системой

выше, чем у субъектов с сильной нервной системой, явление суммации возбуждения

и связанное с ним увеличение реагирования (несмотря на постоянную по физиче-

ским параметрам силу раздражителя) у них быстрее достигнет предела реагирования

и быстрее наступит ʼʼтормозныйʼʼ эффект, т. е. снижение эффективности реагирова-

ния. У лиц с сильной нервной системой из-за более низкой активации покоя имеется

больший ʼʼзапас прочностиʼʼ, и в связи с этим суммация у них может продолжаться большее

время без достижения предела реагирования. Вместе с тем, возможно, что и предел

реагирования у ʼʼсильныхʼʼ находится на более высоком уровне, чем у ʼʼслабыхʼʼ

36ПОДВИЖНОСТЬ-ИНЕРТНОСТЬ

И ЛАБИЛЬНОСТЬ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Выделœенное И. П. Павловым в 1932 году свойство подвижности

нервных процессов в дальнейшем, как указывал Б. М. Теплов (1963а), приобрело боль-

шую многозначность. По этой причине он выделил следующие особенности нервной деятель-

ности, характеризующие быстроту функционирования нервной системы:

1) быстроту возникновения нервного процесса;

2) быстроту движения нервного процесса (иррадиация и концентрация);

3) быстроту исчезновения нервного процесса;

4) быстроту смены одного нервного процесса другим;

5) быстроту образования условного рефлекса;

6) легкость переделки сигнального значения условных раздражителœей и стереотипов.

Изучение взаимосвязи между этими проявлениями быстроты функционирования

нервной системы, проведенное в лаборатории Б. М. Теплова, позволило выделить два

главных фактора: легкость переделки значения условных раздражителœей (положи-

тельного - на отрицательный и наоборот)- подвижность и быстроту возникновения и исчезновения нервных процессов - лабильность .

Исходя из того, что лабильность включает в себя быстроту развития нервного про-

цесса и быстроту его исчезновения, наметились три методических подхода изучения

функциональной подвижности (лабильности): а) выявление быстроты возникнове-

ния возбуждения и торможения, б) выявление быстроты исчезновения возбуждения

и торможения, в) выявление максимальной частоты генерации нервных импульсов,

зависящей как от ʼʼаʼʼ, так и от ʼʼбʼʼ.

БАЛАНС НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ

Соотношение нервных процессов было первым из свойств нервной

системы, выдвинутых И. П. Павловым. Несмотря на это, оно до сих пор наименее

изучено. Во всяком случае, мы не можем говорить о том, что изучаем баланс нервных

процессов так, как его понимал И. П. Павлов (напомним, что он говорил о балансе по

силе возбуждения и силе торможения). Не можем потому, что не знаем способов оп-

ределœения силы процесса торможения. Вместо этого мы судим (по косвенным при-

знакам) о превалировании или равновесии возбудительных и тормозных реакций в

действиях человека.

В качестве показателœей этого свойства у разных исследователœей павловской шко-

лы выступали: величина положительных и тормозных условнорефлекторных реак-

ций, отношение числа ошибок (или же правильных реакций) на положительный и

тормозный сигнал, постоянство фона условнорефлекторной деятельности и др.

(Э. П. Кокорина, 1963; Г. А. Образцова, 1964 и др.).

В психологии при измерении баланса нервных процессов у человека используют-

ся другие показатели: число переводов и недоводов при воспроизведении на основе

проприорецепции (при выключении зрения) амплитуды движений, а также времен-

ных отрезков (Г. И. Борягин, 1959; М. Ф. Пономарев, 1960 и др.). По мнению этих

чие недоводов - о преобладании торможения.

Эти представления находят подтверждение как в опытах с фармакологическими

воздействиями на человека, так и в исследованиях, проводимых на различном эмоци-

ональном фоне человека. Так, прием испытуемыми кофеина, усиливающего возбуж-

дение, приводит к увеличению срывов дифференцировок (по которым судят о выра-

женности торможения) и количеству и величины переводов при воспроизведении

амплитуд движений. Прием же брома, усиливающего тормозный процесс, уменьшает

количество срывов дифференцировок и увеличивает число недоводов при воспроиз-

ведении амплитуд (Г. И. Борягин, М. Ф. Пономарев). В состоянии предстартового

возбуждения, регистрируемого как по самоотчету спортсменов, так и по ряду физио-

логических показателœей (пульсу, артериальному давлению, тремору и т. п.) резко уве-

личивается число переводов воспроизводимых амплитуд движений, а в состоянии

заторможенности (при скуке, сонливости) возрастает число недоводов (Л. Д. Гиссен,

И. П. Фетискин).

При этом всœе это говорит о соотношении возбуждения и торможения по их величинœе

(интенсивности), но не по силе в смысле выносливости нервной системы, как пони-

мал баланс И. П. Павлов. Как-то так получилось, что всœегда имелся в виду баланс в

павловском его понимании, и никто не обращал внимания на то, что легче всœего (и бли-

же к истинœе) говорить о соотношении величин возбуждения и торможения и изучать

влияние именно этого соотношения на поведение и деятельность человека. По край-

ней мере, имеющиеся у физиологов и психологов методы изучения баланса нервных

процессов не дают возможности рассчитывать на большее.

Особенностью изучения баланса между возбуждением и торможением по их ве-

личинœе является то, что о нем судят по интегральной характеристике, являющейся

результирующей противоборства этих двух процессов. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сравнивают-

ся у разных людей не выраженность возбуждения или торможения, а какой из них

берет верх над другим. По этой причине теоретически одна и та же типологическая особен-

ность у двух субъектов (к примеру, преобладание возбуждения над торможением)

может базироваться на разных уровнях выраженности возбуждения и торможения.

Так, у одного субъекта преобладание возбуждения над торможением происходит при

высокой интенсивности того и другого, а у другого преобладание возбуждения мо-

жет наблюдаться при слабой выраженности того и другого.

37 Свойства нервной системы и гормоны
Хотя психофизиологи еще далеки от понимания конкретных механизмов проявления типологических особенностей, всœе же есть основания полагать, что постепенно они приближаются к этому. Как показывают некоторые, пока очень малочисленные исследования, решение вопроса о природе свойств нервной системы упирается в изучение типологических особенностей функционирования гормональных систем организма, т. е. требуется биохимический уровень исследования проблемы типических различий. Существуют данные о влиянии некоторых гормонов на поведенческие характеристики. К примеру, серотонин, гормон центральной нервной системы, влияет на двигательную активность человека. Высокая его концентрация соответствует высокой активности, а низкая приводит к пассивности, снижает тонус мышц. Соответственно рождается ассоциация с особенностями проявления типологических особенностей по ʼʼвнутреннемуʼʼ балансу: не являются ли высокая двигательная активность людей с преобладанием возбуждения и малая двигательная активность тех, у кого преобладает торможение, следствием генетических различий между людьми в содержании данного гормона? Может быть, не случайно направленность изменений ʼʼвнутреннегоʼʼ баланса у школьников в течение года, выявленная А. П. Пинчуковым (1974в), удивительным образом совпадает с направленностью изменений содержания серотонина в крови школьников в течение учебного года, выявленных И. А. Корниенко (оба автора получили данные независимо друг от друга, выполняя исследования в разных учреждениях и в разных городах). Можно полагать на основании сопоставления этих данных, что ограничение двигательной активности в течение учебной четверти приводит к накоплению серотонина, который создает повышенную потребность в двигательной активности, что видно и по сдвигу ʼʼвнутреннегоʼʼ баланса в сторону возбуждения. Во время каникул двигательная активность увеличивается, происходит ʼʼразрядкаʼʼ возникшей потребности, что приводит к снижению концентрации серотонина и сдвигу ʼʼвнутреннегоʼʼ баланса в сторону торможения или уравновешенности. Но если сказанное выше - только предположение, то В. С. Горожаниным (1987) получены прямые доказательства связи свойств нервной системы с гормонами. Так, у лиц со слабой нервной системой найдена более высокая концентрация адреналина, адрено-кортикотропного гормона и кортизона в плазме крови с преобладанием продукции адреналина над норадреналином (в четыре с лишним раза). Для лиц с сильной нервной системой характерны умеренные величины АКТГ, кортизола и преобладание продукции норадреналина над адреналином. Заметим, что адреналин называют ʼʼгормоном тревогиʼʼ, и не случайно личностная тревожность по многим данным выше у лиц со слабой нервной системой. В нашей лаборатории тоже были выявлены связи силы - слабости нервной системы и баланса между возбуждением и торможением с рядом гормонов. В частности, обнаружено преобладание продукции адреналина над норадреналином у лиц со слабой нервной системой, что подтверждает данные В. С. Горожанина. Можно привести и свидетельства М. Каррутерса, который в течение 20 лет изучал гормональные уровни сотен мужчин и женщин, поставленных в стрессовые условия. Он обнаружил, что у одних, не владевших собой в этой ситуации, выделялся эпинœефрин - гормон, вызывающий беспокойство. У тех же, кто владел собой, вырабатывался гормон норэпинœефрин, вызывающий удовольствие, делающий стрессовые моменты приятными. А теперь вспомним, какая характеристика присуща лицам с сильной нервной системой: ʼʼА он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покойʼʼ (М. Ю. Лермонтов). Возможно, что лица с сильной нервной системой - это те, у кого при стрессовых ситуациях вырабатывается норэпинœефрин, а лица со слабой нервной системой - те, у кого вырабатывается в той же ситуации эпинœефрин.

38 ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Вопреки бытующему мнению, что типологические особенности

свойств нервной системы, как и темперамент, остаются в течение жизни неизменны-

ми, исследования показывают, что это далеко не так. В ряде работ выявлено, что они

изменяются в различные возрастные периоды становления человека.

Изменение силы нервной системы . По данным А. П. Крючковой и И. М. Остров-

ской (1957), к концу первого года жизни ребенка сила нервной системы увеличива-

ется. В. Э. Чудновский (1963) отмечает, что у дошкольников имеется слабая нервная

система, которая тем слабее, чем меньше возраст детей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, уже из этих

данных следует, что чем старше возраст детей, тем сильнее становится их нервная

Изменение подвижности нервных процессов .

Более полная картина возрастных изменений уровня подвижности возбуждения

и торможения (по длительности реакции последействия) представлена в работах

Н. Е. Высотской (1972), А. Г. Пинчукова (1974а) и Ж. Е. Фирилевой (1974), обследовавших в общей сложности около 2500 человек. Этими авторами получена одна и

та же закономерность: снижение уровня подвижности возбуждения от 6-7 лет к -

8-9 годам, затем рост подвижности в период полового созревания (11-14 лет), но-

вое, но менее выраженное снижение уровня подвижности от 14 до 16 лет и некоторая

стабилизация в возрасте -17-20 лет (рис. 5.9). Почти такая же динамика прослеживается и в отношении подвижности торможения.

Обращает на себя внимание факт, что среди мальчиков 7-16 лет количество лиц с

высокой подвижностью как возбуждения, так и торможения больше, чем среди дево-

Можно предполагать, что выявленное в ряде работ увеличение числа детей 6-7 лет

с высокой подвижностью нервных процессов (по сравнению с 5-летними и 8-9-лет-

ними детьми) тоже связано с гормональным всплеском, так как в данном возрасте, по

данным возрастной физиологии, усиливается выработка в организме мужского по-

лового гормона.

Изменение баланса нервных процес сов. По поводу возрастных изменений баланса

нервных процессов тоже имеются противоречивые данные, во многом связанные с

различием методических приемов его изучения. Некоторые авторы отмечают нали-

чие большого количества детей с преобладанием возбуждения в период полового со-

зревания (Г. П. Антонова, 1968; А. И. Шлемин, 1968; П. П. Балевский, 1963), что за-

трудняет образование у этих детей дифференцировок при выработке условных реф-

лексов. Поданным с

Теория андрогинности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Теория андрогинности" 2017, 2018.