Натан рубинштейн композитор биография. Антон Григорьевич Рубинштейн

А нтон Григорьевич Рубинштейн был личностью поистине ренессансного масштаба. Его могучий талант проявился во множестве областей, связанных с музыкой. Выдающийся пианист, он много концертировал в России, Европе и Америке; оставил сотни сочинений. Будучи руководителем созданного им же Русского музыкального общества (РМО), Рубинштейн дирижировал первыми симфоническими концертами общества, занимался просветительской и благотворительной деятельностью, преподавал и читал лекции. По его инициативе в Петербурге была основана первая русская консерватория.

Семья. Начало творческого пути

Рубинштейн родился в зажиточной еврейской семье в 1829 году. Отец, купец второй гильдии, был родом из Бердичева; мать происходила из Прусской Силезии, так что вторым языком в семье являлся немецкий. У Антона был младший брат Николай - одаренный пианист, который по следам брата основал в Москве вторую русскую консерваторию и возглавил московское отделение РМО. И две сестры: одна из них стала преподавателем музыки, другая - камерной певицей. Семья Рубинштейнов крестилась и приняла православие, когда маленькому Антону было два года.

Первые уроки музыки Рубинштейн получил у своей матери, а в восьмилетнем возрасте мальчик начал обучаться у лучшего педагога Москвы - Александра Ивановича Виллуана. В десять лет Рубинштейн впервые выступил в благотворительном концерте. В 1840 году Виллуан повез ученика в Париж, для поступления в консерваторию. Однако Антон в консерваторию так и не поступил, зато познакомился с Фридериком Шопеном и Ференцем Листом, который назвал его «своим преемником» и посоветовал отправиться в турне по Европе.

Так началась пианистическая карьера Рубинштейна. Он поехал с Виллуаном в Германию. Оттуда - в Голландию, Англию, Норвегию, Швецию, затем в Австрию, Саксонию и Пруссию, выступив практически при всех европейских дворах.

Вернулись они в Москву спустя два с половиной года; через год, в 1844-м, мать повезла его и младшего сына Николая в Берлин, где оба брали уроки у знаменитого мастера контрапункта Зигфрида Дена - того самого, у которого занимался Михаил Глинка . Затем пути матери и сына разошлись: мать вернулась в Москву с Николаем, получив известие о разорении и смерти мужа. А 17-летний Антон решил попытать счастья в Вене; жил там впроголодь, пробавляясь грошовыми уроками и пением в церкви. Лист и тут помог ему, устроив турне с флейтистом Гейнделем в Венгрию. В 1849 году Рубинштейн вернулся в Петербург.

С этого времени Рубинштейн начал строить карьеру в России, периодически выезжая на гастроли в Европу и Северную Америку. Много сочинял, его оперы ставили на столичных сценах. В 1865 году, став знаменитым и довольно состоятельным, женился на княжне Вере Александровне Чекуановой, которая родила ему троих детей.

Антон Рубинштейн. Фотография: tg-m.ru

А.Г. Рубинштейн. 1860-е годы. Фотография: biblio.conservatory.ru

Слева: Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881), русский пианист, дирижёр, педагог. Справа: Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894), русский пианист, композитор, дирижёр, педагог. Фотография: music-fantasy.ru

Пианист

Известность Рубинштейна как пианиста сравнима со славой Ференца Листа. Современники отмечали:

«Техника Рубинштейна была колоссальна и всеобъемлюща, но отличительной и главной чертой его игры, производившей впечатление чего-то стихийного, являлись не столько блеск и чистота, сколько духовная сторона передачи - гениальное и самостоятельное поэтическое истолкование произведений всех эпох и народов».

Хуго Риман, немецкий музыковед

В сезоне-1872/73 Рубинштейн совершил со скрипачом Генриком Венявским турне по Северной Америке, сыграв за восемь месяцев 215 концертов и получив за это неслыханный по тем временам гонорар - 80 тысяч рублей.

Знаменитые циклы «исторических концертов», которые Рубинштейн сыграл в 1885–1886 годах во всех европейских столицах - Санкт-Петербурге, Берлине, Вене, Париже Лондоне, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе (по семь концертов в каждом городе), - сделали его мировой знаменитостью. И каждый раз пианист повторял серию бесплатно - для учащихся и педагогов.

На излете своего директорства в консерватории Рубинштейн прочитал студентам «Курс фортепианной литературы», сопровождая лекции собственными музыкальными иллюстрациями, составленными из 800 пьес. Последний раз Рубинштейн сыграл на благотворительном концерте в пользу слепых в Санкт-Петербурге в 1893 году.

Просветитель

Несмотря на мировую славу, важнейшим своим делом Рубинштейн почитал музыкальное просвещение. Он стоял у истоков профессионального музыкального образования в России, переломив существующее мнение о том, что музыка - это удел дилетантов-аристократов.

Два величайших свершения, две важнейших институции двинули вперед дело музыкального образования: это Русское музыкальное общество (РМО), учрежденное при покровительстве великой княгини Елены Павловны в 1859 году, и первая русская консерватория, учрежденная тремя годами позже на основе музыкальных классов при РМО. В консерватории Рубинштейн вел классы фортепиано, ансамбля, инструментовки, оркестровый и хоровой. И одним из первых выпускников Петербургской консерватории был Петр Ильич Чайковский .

Сам Рубинштейн первым сдал экзамены по нескольким предметам и получил официальный диплом «свободного художника», прежде чем возглавить консерваторию, директором которой он становился дважды: с 1862 по 1867 и с 1887 по 1891 год.

На открытии консерватории Антон Рубинштейн произнес речь, основные постулаты которой актуальны и сегодня:

«Учащиеся… должны работать так, чтобы, не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству; должны не желать выходить из этих стен иначе как истинными художниками. Только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе, делать честь их образователям…»

Композитор

Несмотря на славу пианиста и общественного деятеля, обласканного верховной властью, Рубинштейну не всё давалось легко. Он так и не был по-настоящему признан как композитор при жизни. Его стилистические разногласия с

Многие современники считали его композиторские работы посредственными: слишком многословными, гармонии - предсказуемыми, а мелодизм - банальным. Несмотря на отдельные несомненные удачи - оперы «Демон» (1871), «Маккавеи» (1874), «Нерон» (1877), «Суламифь» (1883), Вторую симфонию «Океан» - не так уж много музыки Рубинштейна звучит сегодня. Можно вспомнить разве что романс «Ночь», «Эпиталаму» из оперы «Нерон» да несколько арий и хоров из «Демона». Плодовитость Рубинштейна не стала залогом качества его музыки.

Композитор Антон Рубинштейн умер в Петергофе. Его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, а позднее перезахоронили в Некрополе мастеров искусств.

Юрий Безелянский

Антон Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в местечке Выхватинец Подольской губернии. Когда мальчику было пять лет, семья переехала с берегов Днестра «в громадной фуре целым родом» в Москву, где за Яузой сняли большой дом. Отец будущего композитора Григорий Романович Рубинштейн из «житомирского первой гильдии купеческого сына» превратился в «московского третьей гильдии купца Голутвинской слободы». Отец Рубинштейн предпринимателем был не очень удачным, но при этом он никогда не терял добродушия и жизнелюбия. Его жена, мать Антона Калерия Христофоровна, была родом из прусской Силезии и «получила порядочное образование, а в особенности музыкальное». Она обучала детей, а их было пятеро, игре на фортепиано. В десятилетнем возрасте Антон Рубинштейн дал в Петровском парке свой первый публичный концерт. Затем учитель повез его за границу. Они объездили всю Европу. Антон выступал с концертами, в том числе и при королевских дворах, и был представлен всем знаменитым тогда музыкантам, в частности Ференцу Листу, который назвал мальчика из России наследником своей игры.

А пока Антон Рубинштейн утверждал себя в европах как вундеркинд, подрастал его младший брат Николай (он родился 2 (14) июня 1835 года в Москве), и его, как и старшего Антона, усадили за фортепиано. Как отмечали современники, Николай Рубинштейн учился с еще большей легкостью и считался даже даровитее старшего брата. Мальчики стали выступать вместе, на одном таком совместном концерте в 1843 году присутствовал поэт Афанасий Фет. «Блистательная игра мальчиков продолжалась около часу», — вспоминал Фет, а потом им дали конфет, фруктов и каких-то игрушек. «Мальчики эти были братья Рубинштейны, с которыми позднее мне случалось встречаться не раз в период их славы». На том концерте Антону было 13 лет, а Николаю — восемь.
Оба, Антон и Николай, виртуозно играли на рояле. Князь Одоевский говорил по поводу младшего брата: «Положите ему какую хотите музыку — он читает ее, как газеты...»
Талант талантом, но и труд был тяжелый и упорный. «Нас, то есть детей, — вспоминал позднее Николай Рубинштейн, — будили в шесть часов утра даже зимой, и вот после чашки молока я должен был садиться за фортепиано и непременно положенное время играть упражнения. Мать садилась с работой в смежной комнате, из которой в небольшое оконце видно было фортепиано. Бывало, в комнате утром темно, холодно, иногда одолевал сон, но как только задремлешь, сейчас же слышится стук в оконце, мгновенно пробуждаешься от дремоты, потому что знаешь, что стук даром не пройдет». Педагогическое наказание было строгим: палки и пощечины. Вряд ли сегодня так учат, но в те времена все было именно так. И никакого миндальничания.
В 1844 году Калерия Христофоровна повезла сыновей в Европу для продолжения музыкального образования. Ехали через Петербург, где мальчики дали концерт при царском дворе. Младший сыграл ноктюрн своего сочинения. Императорская чета была в восхищении, и Николай I благословил юных братьев Рубинштейнов: «Учитесь, не балуйтесь, вы сделаете русским честь». Следует отдать дань прозорливости Николая I: он предугадал, что братья Рубинштейны принесут славу русской музыкальной культуре.
Из Петербурга — в Берлин, Париж. Концерты как способ зарабатывания денег на дальнейшее музыкальное образование. Знакомство с композиторами Мендельсоном, Мейербером. Восхищен братьями был Фредерик Шопен. Разумеется, мать была счастлива от высоких похвал. Но счастье не ходит поодиночке — пришло известие о смерти мужа. Калерия Христофоровна с младшим Николаем возвратилась в Россию, а Антон отправился с концертами по Европе.
Так как братья временно расстались, разъединим и мы рассказ о них. Сначала поговорим о старшем Антоне, а потом вернемся к младшему Николаю.
«Великие люди сами сооружают для себя пьедестал», — писал Виктор Гюго. А вот что говорил сам Антон Рубинштейн: «Меня всегда интересовало исследовать, может ли и в какой степени музыка не только передавать индивидуальность и душевное настроение того или иного сочинителя, но быть также отзвуком или отголоском времени, исторических событий, состояния общественной культуры и т. д. И я пришел к убеждению, что она может быть таким отзвуком до мельчайших подробностей...»
Расставшись с матерью и братом, Антон Рубинштейн переехал в Вену и там сделал карьеру исключительно своими усилиями, благодаря выработанному в детстве трудолюбию, независимости и твердости характера, ну, и, конечно, таланту. Он стал истинным музыкантом-профессионалом, гениальным пианистом и, по существу, первым русским музыкантом, добившимся всемирной славы, концертируя по различным странам Европы и США.
Рубинштейн-старший сочетал в себе таланты пианиста, дирижера и композитора. Он оставил немалое музыкальное наследство: 13 опер и четыре духовные оперы-оратории, шесть симфоний и несколько десятков сочинений для оркестра и камерно-музыкальных ансамблей, более 200 фортепианных пьес и почти столько же романсов. Да, он написал много, но не все написанное им равноценно: Антону Григорьевичу мешала подчас быстрота процесса сочинения, и он порой не доводил свои произведения до совершенства.
Из творчества Антона Рубинштейна следует выделить ораторию «Вавилонское столпотворение» и оперы. Первая опера была посвящена Куликовской битве, затем последовали другие: «Фомка-дурачок», «Сибирские охотники», «Дети степей», «Нерон» (знаменитая эпиталама), «Купец Калашников». Но все затмила опера «Демон», написанная в 1871 году и поставленная в Мариинском театре в Петербурге 13 января 1875 года (премьера в Большом театре — 23 октября 1879 года). Опера сочинена по одноименной поэме Лермонтова. Грандиозные страсти, эмоциональные вспышки. Роль князя Гудала исполнял Федор Шаляпин, он же выпустил граммофонную пластинку с арией «На воздушном океане/ Без руля и без ветрил,/ Тихо плавают в тумане/ Хоры стройные светил». И тот же Шаляпин со сдержанной, тихой страстью выводил слова одной из «Персидских песен» Антона Рубинштейна: «О, если б вовеки так было...»
Антон Григорьевич достиг вершины как общественный деятель, как педагог, как создатель Петербургской консерватории. Идея зародилась летом 1858 года в селе Богородском под Москвой (ныне это Сокольники). Там собиралась рубинштейновская семья: мать, сестры, братья. «Музицированию не было конца». А Антон и Николай серьезно прорабатывали план создания в России общества для «распространения музыки и развития вкуса к этому искусству путем концертов, конкурсов, поощрений и тому подобное». Общий замысел принадлежал старшему брату, план практических действий — младшему. Поле деятельности Антона был Петербург, Николая — Москва.
1 мая 1859 года при поддержке великой княгини Елены Павловны и под руководством Антона Рубинштейна в Петербурге было основано Русское музыкальное общество, а 8 сентября 1862 года в городе на Неве открылась первая в России консерватория. Антон Рубинштейн вложил свои деньги в строительство нового здания консерватории на Театральной площади напротив Мариинского театра. Он стал и первым директором консерватории, собрал блестящий состав преподавателей. Первый выпуск петербургской консерватории состоялся в 1865 году, и среди выпускников — Петр Ильич Чайковский, ученик Антона Григорьевича.
За более полувека Петербургскую консерваторию окончили около 2 тысяч человек, среди которых было много евреев (Осип Габрилович, Самуил Майкапар, Шлема Лэзерсон, Иузель Ахрон и многие другие, включая Лейблу Строка, он же Оскар Строк, автор знаменитых песен-танго «Черные глаза» и т. д.).
Антон Григорьевич много сил отдавал Петербургской консерватории и несколько раз ее покидал, концертировал по Европе, возвращался снова и продолжал благородное дело популяризации классической музыки в России. Нагрузки были огромные. Сил хватило только на 65 лет жизни. Антон Григорьевич Рубинштейн умер 8 (20) ноября 1894 года на своей даче в Петергофе близ Петербурга.
Еще меньше — всего 45 лет — прожил младший брат Николай Григорьевич Рубинштейн. Когда в Россию приехала Полина Виардо и корреспондент «Московских ведомостей» спросил ее, кто из пианистов «первенствует теперь в Европе», она ответила: «Не грех ли вам спрашивать об этом? У вас есть дома два лучших пианиста Европы — братья Рубинштейны».
Николай Рубинштейн, как и брат Антон, — пианист, это да, но еще и настойчивый просветитель, одаренный педагог, талантливый организатор. В 1860 году он организовал Московское отделение Русского музыкального общества. Были открыты музыкальные классы, на их основе возникла Московская консерватория, директором которой и стал Николай Григорьевич. К занятиям он привлек много талантливых педагогов, в том числе и Чайковского. В то время Москва, по словам Петра Ильича, «была дикая страна по отношению к музыке». Эту дикость и преодолел Николай Рубинштейн своей энергией и талантом. В 1865 году Николай Григорьевич учредил Артистический кружок, который собрал почти всю интеллигенцию Москвы, включая известных историков Забелина и Ключевского.
Кончилась эпоха барского усадебного музицирования. Благодаря усилиям братьев Рубинштейнов музыка из приятного времяпровождения дворянских барышень превратилась в одно из ярчайших явлений национальной культуры. А какое огромное влияние имел Николай Рубинштейн на Чайковского! «Я бы, конечно, никогда не сделал себе имени, если бы у меня не был под рукой такой превосходный истолкователь, как ты», — с благодарностью писал Чайковский Николаю Рубинштейну.
В 1871 году для консерватории было приобретено новое здание — особняк Воронцова на Большой Никитской, где она помещается и ныне (здание перестроено). Здесь же в отдельных квартирах жили Рубинштейн и Чайковский.
В 1878 году Николай Рубинштейн организовал на Всемирной выставке в Париже концерты русской музыки, в которых выступал как дирижер и пианист. Концерты прошли с триумфальным успехом.
17 марта 1879 года Николай Григорьевич дирижировал впервые показанной оперой Чайковского «Евгений Онегин» в исполнении консерваторских учеников. Ну, а потом «Евгений Онегин» покорил все сценические площадки. Перечислять заслуги и достижения Николая Рубинштейна можно долго. «Такие люди, как он, то есть люди с бешеной энергией и притом забывающие себя ради любимого дела, — страшная редкость», — отмечал Чайковский. В своих личных потребностях Николай Григорьевич был очень скромен, жалованье назначал себе значительно меньше, чем другим ведущим профессорам, соответственно, и обстановка в квартире была у него непритязательная. Короче, бессребреник. Но бессребреник неотразимого очарования, обладавший сильным, почти гипнотическим воздействием на окружающих. Как написал кто-то: «Он не смотрел на званье, чин и лица,/ Чужих заслуг не унижал,/ Бессребреником жил, как Б-жья птица,/ Презренный не копил металл».
Николай Рубинштейн был, по свидетельству современников, настоящим «хозяином музыкальной Москвы». «И какой милый Рубинштейн!» — воскликнул Лев Толстой при знакомстве с Николаем Григорьевичем. Ученики боготворили его.
Николая Рубинштейна приглашали работать в Америку, но он отказался: вне Москвы себя не представлял. В 1880 году стал одним из главных устроителей Пушкинских торжеств в Белокаменной. Музыкальная часть пушкинского праздника получилась блестящей. Но здоровье Рубинштейн-младший подорвал своим подвижническим трудом. По совету врачей в феврале 1881 года отправился на лечение в Ниццу, сделал остановку в Париже и скончался в Гранд-отеле 12 (24) марта. Тело Николая Рубинштейна перевезли в Москву и захоронили рядом с Гоголем на кладбище Данилова монастыря. В 1939 году прах перенесли на Новодевичье. Чайковский откликнулся на смерть Рубинштейна трио для фортепиано, скрипки и виолончели «Памяти великого артиста».
Такова вкратце судьба двух братьев Рубинштейнов — Антона и Николая. Их рисовали многие художники, и со всех полотен на нас глядят вдохновенные лица благородных мастеров и организаторов музыки, отдавших свои жизни России.
И склоним головы в память о братьях.
Юрий БЕЗЕЛЯНСКИЙ, Россия

Антон Григорьевич Рубинштейн - личность мирового масштаба. Композитор, дирижёр, педагог, пианист, общественный деятель.

Его потрясающая энергия заставляла его творить, заниматься благотворительностью, посвящать себя музыкально-просветительской работе.

Детство

16(28).11.1829 г. увидел мир малыш, которого назвали Антоном. Событие произошло в безбедной иудейской семье в селе Выхватинец Подольской губернии (сейчас это Приднепровская Молдавская Республика). Когда ребенку исполнилось три года, Рубинштейны приехали в Москву.

Парнишка рано стал проявлять интерес к музыке. Он внимательно слушал, когда музицировала мама, и напевал понравившиеся мелодии. Калерия Христофоровна, получившая музыкальное образование, одна из первых отметила идеальный слух сына и стала давать ему первые уроки игры на фортепиано. А спустя полтора года, когда Антон показал матери первые сочинения, преподавать ему стал французский пианист, коренной москвич А.И. Виллуан.

Первое выступление юного гения на публике состоялось в возрасте 10 лет. А через 2 года со своим учителем они отправились в гастрольное турне по Европе. У него была аудиенция у королевы Виктории в Лондоне, а в Париже состоялось его знакомство с Ф. Листом и Ф.Шопеном. Детство кончилось. Хотя в своих воспоминаниях маэстро говорил, что детства у него не было вовсе.

Биография кратко по годам жизни

Мать Антона - Калерия Христофоровна, из немецко-еврейской семьи, получила хорошее образование. Отец Григорий Романович, мягкий, мечтательный, порой сентиментальный, занимался купеческими делами. Его гостеприимство не знало границ. Дом Рубинштейнов всегда был полон людей - музыканты, студенты, поэты. Аура музыки, которую непроизвольно впитывал ребенок, витала в доме.

1844 год. В сопровождении матери и брата Николая, пятнадцатилетний юноша уезжает в Берлин. Здесь его учителем музыки становится Зигфрид Ден.

1846 год. Из-за смерти отца, Калерия Христофоровна с Николаем вынуждены приехать в Россию, а Антон уезжает в Вену, где начинает давать индивидуальные уроки.

1849 год. Приехав в Россию, музыкант поселяется в Санкт-Петербурге и начинает выступления при дворе. В это же время состоялось его знакомство с великими композиторами и музыкантами М.И. Глинкой и А.С. Даргомыжским.

1850 год. Дебют Рубинштейна, как дирижёра.

1852 год. Композитор создает свою первую объемную оперу «Дмитрий Донской». Потом увидели свет еще несколько опер. Наряду с написанием музыкальных произведений, музыкант работает над проектом по созданию музыкальной академии.

1854 год. Маэстро покидает Россию и отправляется в Веймар. Здесь при поддержке Ференца Листа он ставит свою оперу «Сибирские охотники», и дант сольный концерт, имевший оглушительный успех. После чего едет в долгосрочное турне по Европе. 1858 - 1859 гг. Рубинштейн приезжает в Россию и учреждает Русское Музыкальное Общество, где сам дирижирует.

1862 год. Появилась первая консерватория в России, при которой Антон Григорьевич занял пост директора, дирижёра, профессора.

1867 год. Маэстро покидает место директора под влиянием враждебно расположенных придворных кругов.

1887 год. Вновь возглавил консерваторию.

Творчество

Нет такой области музыкального творчества, которую бы не охватила неуемная энергия гениального маэстро. Огромное количество (более 300) произведений для фортепиано, оперы и романсы, увертюры и симфонии, - во всех этих жемчужинах музыкального искусства чувствуется рука Мастера и неистощимое вдохновение.

Когда Рубинштейн увлекался исполнением, он мог, выпустив из памяти сочинение, начать импровизировать в стиле автора. Это чрезвычайно расстраивало его. Но, как отмечали современники, именно в этой импровизации и проявлялись все грани его таланта и неповторимого очарования.

Знаменитые произведения

  • Оперы: «Куликовская битва»; «Дмитрий Донской»; «Сибирские охотники»; «Вавилонское столпотворение»; «Демон»
  • Симфония: «Океан»
  • Балет: «Виноградная лоза»
  • Произведения для фортепиано: Этюд «Ундина»
  • Песни и романсы: ария «А правда ли это?»; «молитва»; «тучки небесные»; «еврейская мелодия».

Личная жизнь

Свою любовь, княжну Веру Чекунову, Антон Рубинштейн встретил в Баден-Бадене, когда она брала уроки у Полины Виардо. Ему было 35, а его избраннице 23. Через год провели тихий обряд бракосочетания, где присутствовало 16 гостей, среди которых был князь Николай Столыпин, а Полина Виардо пела на свадьбе. Свадебное путешествие молодожены провели в Швейцарии. По приезду маэстро приобрел дом в Петергофе, где они и поселились. Вера Александровна родила ему троих детей, но они не унаследовали таланта отца, чем весьма его разочаровали.

  • Музыкант играл с закрытыми глазами. Это случилось после того, как на одном из концертов он увидел зевающую старушку
  • Во время исполнения музыкальных произведений известных композиторов часто брал неверные ноты, что очень раздражало его недоброжелателей. Сами же авторы были в восторге, потому что импровизация была виртуозной
  • Антон Рубинштейн написал единственную в своей жизни книгу «Короб мыслей», где были собраны его афоризмы. Книга была написана на немецком языке и впервые издана в Лейпциге
  • Маэстро, будучи в Баден-Бадене посещал казино, и как-то оставил там значительную сумму.

Заключение

Великий композитор был личностью неординарной. Не любил и не умел писать письма, не вел дневники. Поэтому все сведения о нем собраны из воспоминаний современников и газетных заметок. По этой причине многие моменты из жизни Мастера так и останутся тайной для потомков.

Анто́н Григо́рьевич Рубинште́йн (16 (28) ноября 1829,Выхватинец, Подольская губерния - 8 (20) ноября 1894,Петергоф) - русский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный педагог. Брат пианистаНиколая Рубинштейна.

Как пианист Рубинштейн стоит в ряду величайших представителей фортепианного исполнительства всех времён . Он также является основоположником профессионального музыкального образования в России. Его усилиями была открыта в 1862 году в Петербурге первая русская консерватория . Среди его учеников ― Пётр Ильич Чайковский. Ряд созданных им произведений занял почётное место среди классических образцов русского музыкального искусства .

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать активную исполнительскую, композиторскую, педагогическую и музыкально-просветительскую деятельность.

Биография

Антон Рубинштейн родился в приднестровскомселеВыхватинецПодольской губернии(теперь ВыхватинцыРыбницкого районаПриднестровской Молдавской Республики), третьим сыном в состоятельнойеврейско йсемье. Отец Рубинштейна - Григорий Романович Рубинштейн (1807-1846) - происходил изБердичева, с молодости вместе с братьями Эммануилом, Абрамом и сводным братом Константином занимался арендой земли вБессарабской областии к моменту рождения второго сына Якова (в будущем врач,1827-30 сентября1863) был купцом второй гильдии. Мать - Калерия Христофоровна Рубинштейн (урождённая Клара Лёвенштейн или Левинштейн,1807-15 сентября1891,Одесса) - музыкант, происходила изпрусскойСилезии(Бреслау, впоследствии семья перебралась вВаршаву). Младшая сестра А. Г. Рубинштейна - Любовь Григорьевна (ум. 1903) - была замужем заодесскимадвокатом, коллежским секретарём Яковом Исаевичем Вейнбергом, родным братом литераторовПетра ВейнбергаиПавла Вейнберга. Другая сестра,София Григорьевна Рубинштейн(1841 - январь 1919), стала камерной певицей и музыкальным педагогом.

25 июля1831 года35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна изЖитомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви вБердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами в пропорции 7 на каждые 1000 еврейских детей (1827). На семью перестали распространяться законы черты оседлости, и уже через год (по другим данным в1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около1834 годаотец приобрёл дом наОрдынке, в Толмачёвом переулке, где родился его младший сынНиколай.

Первые уроки игры на фортепиано Рубинштейн получил от матери, а в возрасте семи лет стал учеником французского пианиста А. И. Виллуана. Уже в1839 годуРубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. Он играл вПариже, где познакомился сФредериком ШопеномиФеренцем Листом, вЛондонебыл тепло приняткоролевой Викторией. На обратном пути Виллуан и Рубинштейн посетили с концертамиНорвегию,Швецию,ГерманиюиАвстрию.

Проведя некоторое время в России, в 1844Рубинштейн вместе с матерью и младшим братомНиколаемотправляется вБерлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководствомЗигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал урокиМихаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна сФеликсом МендельсономиДжакомо Мейербером.

В 1846умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает вВену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой1849 года, благодаря покровительству Великой княгиниЕлены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться вСанкт-Петербургеи заняться творчеством: дирижированием и композицией. Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императораНиколая I. В Петербурге Рубинштейн знакомится с композиторамиМ. И. ГлинкойиА. С. Даргомыжским, виолончелистамиМ. Ю. ВиельгорскимиК. Б. Шубертоми другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В1850Рубинштейн дебютирует в качестведирижёра, в1852― появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 годуРубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники».14 декабря1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна влейпцигскомзалеГевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах. В мае1855 годав одном из венских музыкальных журналов была опубликована статья Рубинштейна «Русские композиторы», неодобрительно принятая русской музыкальной общественностью.

Летом 1858 Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Елены Павловны в 1859добивается учрежденияРусского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памятиГ. Ф. Генделя. На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в1862превращённые впервую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ―П. И. Чайковский).

Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым,Полиной Виардо,Гектором Берлиозом,Кларой Шуман,Нильсом Гадеи другими деятелями искусства.

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе сВ. В. СтасовымиА. Н. Серов, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы. Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом, а на рубеже 1860-х ― 70-х годов сближается с «кучкистами». 1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», которая была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя.

В сезоне 1871-1872 Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораториейЛиста«Христос» в присутствии автора (примечательно, что партиюорганаисполнялАнтон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна вСШАвместе со скрипачомГенриком Венявским.

Вернувшись в 1874в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле вПетергофе, занявшись композицией и дирижированием. К этому периоду творчества композитора принадлежат Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой). В сезоне 1882-1883 он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано отКуперенадо современных ему русских композиторов.

Рубинштейн умер в 1894 годув Петергофе и был похоронен наНикольском кладбищеАлександро-Невской лавры, позже перезахоронен в Некрополе мастеров искусств.

По прошествии ста восьмидесяти пяти лет, минувших со дня рождения Рубинштейна, можно сказать, что 28 ноября 1829 года в мир пришел истинный гений.

Он был наделен многими качествами, привлекавшими к нему людей – Петр Ильич Чайковский говорил, что обожал в Рубинштейне

«не только великого пианиста и композитора, но также человека редкого благородства, откровенного, честного, великодушного, чуждого низким чувствам, с умом ясным и бесконечной добротой».

Ребенок, появившийся на свет в зажиточной купеческой семье, проявил свою одаренность с младенчества. Когда Антону было всего три года, родители заметили, что мальчик внимательно слушает игру матери на фортепиано.

В дальнейшем мать будущего музыканта – Калерия Христофоровна, женщина музыкально одаренная – станет первой наставницей сына. После того, как ребенок покажет родителям свои первые собственные сочинения – а это были кадриль и четыре польки – станет очевидно, что продолжать занятия нужно с опытным педагогом.

В 1831 году 35 членов семьи Рубинштейн, начиная с деда - купца Рувена Рубинштейна из Житомира, приняли православие в Свято-Николаевской церкви в Бердичеве. Толчком к крещению, по поздним воспоминаниям матери композитора, стал Указ императора Николая I о призыве детей на 25-летнюю воинскую службу кантонистами, в связи с чем на семью перестали распространяться законы черты оседлости.

Уже через год (по другим данным – в 1834 году) Рубинштейны поселились в Москве, где отец Антона открыл небольшую карандашно-булавочную фабрику. Около 1834 года отец приобрел дом на Ордынке, в Толмачевом переулке, где родился младший брат Николай Рубинштейн.

Детские годы Антона Григорьевича связаны с Москвой. Лучшим педагогом в городе в те годы был Александр Иванович Виллуан. Человек, повидавший на своем веку немало учеников, он был поражен дарованием представленного ему ребенка и предложил заниматься с ним бесплатно. Пять лет, продолжались занятия Антона Рубинштейна с А.И. Виллуаном. Будущий музыкант относился к нему не только как к наставнику, но и как второму отцу.

В поздние годы композитор с печалью говорил о том, что у него не было детства. Это было истинной правдой. Уже в 10-летнем возрасте Антон Рубинштейн впервые выступил на публике, а вскоре в сопровождении Виллуана отправился в большой концертный тур по Европе. По желанию А.И. Виллуана первая длительная остановка была в Париже.

Столица Франции в 1840-е годы – сосредоточение культурной жизни Европы. Здесь блистали своим искусством представители всех европейских государств. В том числе и маленькие вундеркинды привлекали внимание почтенной публики – выступление одиннадцатилетнего Антона Рубинштейна имело грандиозный успех. В Париже, где произошло познакомство с Фредериком Шопеном, учитель и ученик задержались до июля 1841 года.

Затем последовал калейдоскоп концертных выступлений в Голландии, Германии, Австрии, Венгрии, Англии, Норвегии, Швеции, Чехии, Польше. Турне длилось два года. Зимой 1843 года Виллуан и Рубинштейн оказываются в Петербурге, где Антон Григорьевич начинает заведовать музыкой при дворе Великой княгини Елены Павловны.

Великая княгиня была образована, добродетельна, красива и в обществе слыла женщиной совершенной. Всей душой и делами она содействовала развитию русского искусства.

Проведя некоторое время в России, в 1844 году Антон Рубинштейн вместе с матерью и младшим братом Николаем отправляется в Берлин, где начинает заниматься теорией музыки под руководством Зигфрида Дена, у которого за несколько лет до того брал уроки Михаил Глинка. В Берлине же сформировались творческие контакты Рубинштейна с Феликсом Мендельсоном и Джакомо Мейербером.

В 1846 году умирает его отец, и мать вместе с Николаем возвращаются в Россию, а Антон переезжает в Вену, где зарабатывает на жизнь, давая частные уроки. По возвращении в Россию зимой 1849 года, благодаря покровительству Великой княгини Елены Павловны, Рубинштейн смог обосноваться в Санкт-Петербурге и заняться творчеством: дирижированием и композицией.

Он также нередко выступает как пианист при дворе, имея большой успех у членов императорской семьи и лично у императора Николая I.

В Петербурге Антон Рубинштейн знакомится с композиторами М. И. Глинкой и А. С. Даргомыжским, виолончелистами М. Ю. Виельгорским и К. Б. Шубертом и другими крупнейшими русскими музыкантами того времени. В 1850 году Рубинштейн дебютирует в качестве дирижёра, в 1852-м – появляется его первая крупная опера «Дмитрий Донской», затем он пишет три одноактных оперы на сюжеты народностей России: «Месть» («Хаджи-Абрек»), «Сибирские охотники», «Фомка-дурачок». К этому же времени относятся его первые проекты по организации в Петербурге музыкальной академии, которым, однако, не суждено было воплотиться в жизнь.

В 1854 году Рубинштейн вновь отправляется за границу. В Веймаре он знакомится с Ференцем Листом, который одобрительно отзывается о Рубинштейне как о пианисте и композиторе и помогает поставить оперу «Сибирские охотники».

14 декабря 1854 года состоялся сольный концерт Рубинштейна в лейпцигском зале Гевандхаус, прошедший с шумным успехом и положивший начало длительному концертному туру: впоследствии пианист выступил в Берлине, Вене, Мюнхене, Лейпциге, Гамбурге, Ницце, Париже, Лондоне, Будапеште, Праге и многих других европейских городах.

Летом 1858 года Рубинштейн возвращается в Россию, где при финансовой поддержке Великой княгини Елены Павловны добивается учреждения Русского Музыкального общества, в концертах которого сам выступает как дирижёр (первый симфонический концерт Русского музыкального общества под его управлением прошёл 23 сентября 1859 года). Рубинштейн также продолжает активно выступать за границей и принимает участие в фестивале, посвящённом памяти Г. Ф. Генделя.

На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, в 1862 году превращённые в первую российскую консерваторию. Рубинштейн стал первым её директором, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам фортепиано и инструментовки (среди его учеников ― П. И. Чайковский).

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание: многие русские музыканты, среди которых были члены «Могучей кучки» во главе с М. А. Балакиревым и А. Н. Серовым, опасались излишнего «академизма» консерватории и не считали её роль важной в формировании русской музыкальной школы.

Против Рубинштейна были настроены и придворные круги, конфликт с которыми вынудил его в 1867 году покинуть пост директора консерватории. Рубинштейн продолжает концертировать (в том числе с собственными сочинениями), пользуясь огромным успехом.

В тот период концертная деятельность всецело захватывает артиста. Особенно важным становится для него успех выступлений в Америке в 1872 году. Вплоть до 1887 года музыкант живет то за границей, то в России, таковы условия необходимые для творческого созидания…

Виртуоз-исполнитель, Рубинштейн, не имел себе равных среди современников. Неизвестно, в России ли, или в Европе публика с большим воодушевлением встречала его выступления. Неиссякаемая энергия позволяла Рубинштейну успешно совмещать эту работу с активной исполнительской, композиторской и музыкально-просветительской деятельностью. Ежегодно посещая заграницу, он знакомится с Иваном Тургеневым, Полиной Виардо, Гектором Берлиозом, Кларой Шуман, Нильсом Гаде и другими деятелями искусства.

1871 год отмечен появлением крупнейшего сочинения Рубинштейна ― оперы «Демон», написанная им по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова. Опера была запрещена цензурой и впервые поставлена только четыре года спустя. С этой оперой связаны триумфы знаменитых певцов – Шаляпина, Тартакова, Штоколова.

В сезоне 1871-1872 гг. Антон Рубинштейн руководит концертами Общества друзей музыки в Вене, где дирижирует, среди прочих сочинений, ораторией Листа «Христос» в присутствии автора (примечательно, что партию органа исполнял Антон Брукнер). На следующий год состоялись триумфальные гастроли Рубинштейна в США вместе со скрипачом Генриком Венявским.

На небольшой период с 1887 по 1891 год Рубинштейн снова становится директором Петербургской консерватории. Это время отмечено его отеческой заботой о молодых музыкантах. Первые международные конкурсы молодых исполнителей связаны с его именем и устраиваются на его личные средства. Первый конкурс состоялся в Петербурге в 1890 году второй в 1895 году в Берлине.

Может показаться, что исполнительская и общественная деятельность занимали первое место в жизни музыканта. Однако, это не так, А. Г. Рубинштейн оставил огромное творческое наследие.

Вернувшись в 1874 году в Россию, Рубинштейн поселился на своей вилле в Петергофе (позже уничтоженной во время войны), где он занялся композицией и дирижированием. В этот период творчества композитором было создано более ста произведений, в том числе Четвёртая и Пятая симфонии, оперы «Маккавеи» и «Купец Калашников» (последняя через несколько дней после премьеры запрещена цензурой).

В сезоне 1882-1883 гг. он вновь встал за пульт симфонических концертов Русского музыкального общества, а в 1887 снова возглавил Консерваторию. В 1885-1886 гг. он дал серию «Исторических концертов» в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от Куперена до современных ему русских композиторов.

В Петергофе, 7 ноября 1894 года, произошла внезапная смерть Антона Григорьевича, находившегося в расцвете творческих сил. Кончина Рубинштейна нашла отклик в самых широких кругах русского общества. «Незабвенный» – так говорили о нём в те дни. Отпевание прошло в Троицком соборе Александро–Невской лавры. Похороны состоялись на Никольском кладбище. В 1938 году прах композитора был перенесен в Некрополь мастеров искусств.

В 2005 году в центральной части Петергофа был открыт памятник почетному гражданину города, великому музыканту Антону Григорьевичу Рубинштейну. Автором стал известный петербургский скульптор Г. Д. Ястребенецкий. Одна из улиц Петербурга носит славное имя композитора.

“…Главная же ответственность, главный долг лежит на господах учащихся – и это я говорю не только им, но также их родителям, – да, главная ответственность в оправдании столь большого доверия правительства к этому предприятию лежит на учащихся; проникнувшись этим чувством, они должны работать так, чтобы не довольствуясь посредственностью, стремиться к высшему совершенству, должны не желать выходить из этих стен иначе. Как истинными художниками, только тогда они будут в состоянии приносить пользу своему отечеству и самим себе и делать честь их образователям…

Да, будемте работать вместе, будем помогать друг другу, будем стараться дорогое для нас искусство поставить на ту высоту, на которой оно должно стоять у народа, столь богато одаренного способностями к музыкальному искусству, будемте смиренными и неутомимыми служителями того искусства, которое возвышает душу и облагораживает человека…”