Виды вокала. Эстрадное пение Эстрадный вокал

Эстрадный вокал – это собирательный термин, включающий в себя огромное множество жанров и стилей, главным образом песенных направлений от блюза и рок-н-ролла до нынешних Chaotic и TranceCore. Часто эстрадную музыку называли «лёгкой» (даже в случае с хард-н-хэви), но в нашем случае это не так. Вокал Стиви Вандера и его музыку лёгкой не назовёшь.

Есть существенные отличия между эстрадным вокалом и классическим (академическим):

  • Во-первых, эстрадный вокал включает в себя не только технические приемы классического и народного вокала, но и специфические приемы, присущие только ему;
  • Во-вторых, цели и задачи эстрадного вокалиста - поиск "своего" неповторимого звука, раскрытие уникального личного вокала, определение оригинальной возможно даже уникальной манеры пения для наиболее эффективного донесения главной мысли песни до слушателя;
  • В-третьих, данный вид вокала требует наличие внятной дикции, способной донести смысл слов песни, а также способности быстрой смены ритма дыхания и «выпевания» сложных фраз;

Основные приемы эстрадного вокала:

  • Расщепление;
  • Драйв (гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.);
  • Обертоновое («горловое») пение;
  • Субтон;
  • Глиссандо («слайд»);
  • Фальцет;
  • Йодль («тирольское пение»);
  • Штробас;

Каждый прием имеет свои особенности, а для постижения их необходимы специфические упражнения, которые может дать только профессионал.

Почему обучению эстрадному вокалу стоит доверить школе «Красный Химик»?

В легендарной Школе рок-музыки «Красный Химик» обучение вокалу проводят профессиональные преподаватели в специализированных помещениях, оборудованных необходимой современной техникой.

Многие наши выпускники после обучения на курсах вокала поступают в средние и высшие музыкальные учебные заведения на вокальные факультеты. Мы помогаем не только поднять ваш профессиональный уровень, но и готовим учащихся к самостоятельной концертной и студийной работе.

Стоимость обучения в месяц составляет 9000 рублей: это 4 урока практического вокала и 4 урока теории музыки и сольфеджио. Занятия проходят как индивидуально, так и в группах. Одно практическое занятие вы получаете в подарок при оплате первого месяца.

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Хотите попробовать?

Да, хочу!

Наши выпускники

солистка группы "Слот"

Дария Ставрович (Нуки) родилась в семье преподавателя и врача 1.02.1986-го года (г. Вельск, Архангельская обл.). Школу Дария оканчивала в Арзамасе, после чего поступила в Нижегородское музучилище. По приезду в Москву Ставрович окончила школу вокала «Красный Химик», где ей уроки преподавал Арнольд Манукян.

Алина Перова родилась 15.03.1982 года в Нижнем Новгороде. Всю свою сознательную жизнь Алина связывала с музыкой, считая сцену своеобразным наркотиком. Постоянно работая над собой и своими навыками, Алина перебралась в Москву, где продолжила свое обучение. Одним из заведений, где Алина брала уроки вокала, стала школа «Красный Химик». Ее преподавателем был Арнольд Манукян.

Понятие эстрадного вокала, как самостоятельного жанра появилось сравнительно недавно. Этот жанр как таковой возник с появлением городской культуры. В чём особенности эстрадного вокала?

Существует несколько черт эстрадного вокала, которые отличают его от классического или академического вокала или от народного вокала.

Во-первых, говорить о технике эстрадного вокала довольно непросто, ведь в эстрадном вокале нет канонов и жёстких технических рамок, правил постановки голоса. Чего нельзя сказать ни об , ни о . Так всё построено на чётко сформированных техниках и приёмах, которым нужно следовать. Но эстрадный вокал, в свою очередь, является как бы симбиозом разных вокальных жанров: в эстрадном вокале можно найти черты разных музыкальных вокальных жанров (хотя распевки для эстрадного вокала абсолютно ничем не отличаются от распевок классических певцов). Здесь нет никаких ограничений. С одной стороны, это расширяет возможности вокалиста, с другой, стороны создаёт и сложности – ведь получается, что эстрадный певец должен иметь представления о всех техниках, чтобы иметь как можно больше возможностей для передачи всех музыкальных красок произведения.

Во-вторых, если в академическом и народной музыке, как мы уже говорили, есть каноны и определённая манера пения, то в эстрадном вокале, исполнитель должен сам найти свою индивидуальную манеру, найти «свой» голос и свою подачу материала. В этом также заключается сложность. Эстрадный артист должен обнаружить нечто уникальное в своём исполнении, чтобы быть интересным и оригинальным для слушателей.

В-третьих, сама форма произведений для эстрады очень отличается от музыки классической или народной. Эстрадная песня имеет простую музыкальную форму, чаще всего куплетную. Запоминающаяся форма и часто повторяющийся мотив легко и просто воспринимаются на слух и имеют большую популярность у широких аудиторий слушателей.

Ещё одним отличием эстрадной музыки является манера пения, которая основана в большей степени на разговорной речи, без выпевания всех слов, как это принято в академическом пении. Здесь находятся очень тонкие грани смешения разных вокальных стилей, которые зачастую являются очень сложными для исполнения с технической точки зрения. Так, например, в оперной технике belcanto нет частых резких скачков и быстрой смены певческих регистров, что можно встретить в эстрадной технике. Для того, чтобы овладеть этой техникой, чтобы переключение регистров было незаметным, нужно так же много заниматься, поэтому не следует считать, что эстрадный вокал это легко.

Таким образом, можно сделать вывод, что с одной стороны, эстрадный вокал как бы уступает по сложности овладения и является более простым технически, так как рассчитан на более доступное для слушателей восприятие, а вместе с тем и простоту, то с другой стороны, эта так называемая простота только кажущаяся, ведь исполнитель точно так же должен уметь владеть своим голосом, как и классический певец, точно так же должен долго учиться и овладевать техникой пения. А как пользоваться своими умениями и талантом – выбор каждого из нас, это дело вкуса.

Эстрадная музыка никогда не отличалась стабильностью: то, что было модно несколько лет назад, через некоторое время уходит «на свалку истории», героев прошлых лет сменяют новые, и многое подчинено единственной цели — популярности. Особенно разителен контраст между вокальным искусством периода СССР и экспериментами в области «звукоизвлечения» постсоветской России.

Но обучение эстрадному вокалу — дело серьезное и не подстраивающееся под мимолетную моду и благосклонность массового слушателя. В музыкальных школах, студиях, творческих объединениях нашего города в первую очередь ребят учат нотной грамоте, технике пения — то есть опытные педагоги прививают детям правильный музыкальный вкус, а не «пичкают» их приемами, с помощью которых можно «раскрутить» свой голос так, чтобы понравиться продюсерам.

В ходе занятий юные солисты, кроме всего прочего, знакомятся с основами сценической подготовки, историей и теорией музыки. Все это, безусловно, помогает сформировать и эстетический вкус мальчиков и девочек. Эстрадный вокал благоприятно влияет на здоровье, улучшает дыхательную систему, сводит на нет проблемы, связанные с неуверенностью и стеснением.

Несколько упражнений для постановки вокального дыхания детей

Хорошее, сильное, правильное дыхание - это необходимая составляющая занятий вокалом. Самыми простыми и общедоступными считаются следующие: «насос» - ребенок надувает несуществующий воздушный шар и «ветер» - учащийся изображает порывы ветра, от отрывистых до ровных. Также можно задуть воображаемую свечу до полного выдоха или ненадолго задерживать дыхание между выдохом и вдохом.

Особенности эстрадного вокала

Эстрадной музыке свойственна легкость, доступность и сочетание разных музыкальных стилей. В эстрадной песне можно разглядеть и джазовые, и фольклорные мотивы, и элементы поп и рок-музыки. Доступность восприятия эстрадной музыки обеспечивает открытость и естественность звуков. Но не стоит полагать, что работа в эстрадных жанрах не требует обучения, что стать певцом может любой мало-мальски талантливый человек. Также как в академическом пении, в эстрадном не обойтись без опоры звука, правильной позиции, особого дыхания, певческих навыков. Диапазон технических приемов очень широк. Эстрадный исполнитель не скован рамками канона, как академический певец или исполнитель народных песен. Вокалист постоянно ищет свой оригинальный звук и свою манеру исполнения. Только так эстрадный певец становится узнаваемым и популярным. Поэтому научиться петь в эстрадной манере еще не значит стать популярным. Не менее важен сценический образ певца - характерное только для него артистическое амплуа. Красивый эстрадный голос рождается не сразу. Пусть певца к зрителю такой же сложный и тернистый, как у любого другого артиста.

Какой микрофон называется динамическим?


Эстрадным вокалом занимаются и дети, и взрослые, и практически каждый хотя бы раз пользовался микрофоном. В их ряду особое место занимают динамические. В чем же их особенность? Начнем с того, что такой микрофон считается оптимальным вариантом для тех, кто выступает перед большой аудиторией на концертах. Корпус устройства массивен, а также на нем имеется особое крепление для удобного держания. Рабочая основа таких микрофонов - комбинация катушки индуктивности и мембраны, которая является чувствительным элементом. Звуковой сигнал изменяет напряжение катушки под действием мембраны и ее колебаний. При этом катушка испытывает на себе постоянное действие магнитного поля.

Дополнительные общеразвивающие общеобразовательные программы в области музыкального искусства: "Академический вокал", "Эстрадное пение".

В соответствии с Государственным заданием Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования города Москвы "Детская школа искусств
имени И.С.Козловского" набор детей в 1 класс по данным программам с 1 сентября 2014 года не производится. Образовательный процесс в 2018-19 уч.г. проводится исключительно с V по VII (VIII) классы.

Срок обучения – 5 и 7 лет

Изучаемые дисциплины: специальность (вокал) – 2 раза в неделю, слушание музыки – 1 раз в неделю, хор – 1 раз в неделю, сольфеджио 1 раз в неделю, музыкальная литература – 1 раз в неделю, общее фортепиано – 1 раз в неделю. Обучение проходит в соответствии с государственными учебными планами и образовательными программами.

Образовательные программы:

Академическое пение

  • Академическое пение. 5 и 7 лет
Эстрадное пение
  • Эстрадный вокал. 5 лет

По всем предметам ведется контроль над успеваемостью учащихся: промежуточные и годовые аттестации, выпускные экзамены. В результате освоения комплексной образовательной программы в области музыкального исполнительства учащиеся получают общее музыкальное образование. Выпускники V класса (5-летний срок обучения) и VII класса (7-летний срок обучения), освоившие образовательную программу в полном объеме и прошедшие итоговую аттестацию, считаются окончившими полный курс учебного заведения. Им выдается документ об окончании Детской школы искусств имени И.С.Козловского, подтверждающий получение дополнительного образования в области музыкального искусства.

Пение и здоровье

Медики давно обратили внимание: пение, в особенности занятия вокалом, оказывает на здоровье самое благотворное влияние. Человек поющий умеет расслабляться, меньше подвержен депрессиям.

"Искусство пения – это правильно дышать", – так говорили еще во времена старой итальянской школы вокала. И это действительно так. Когда человек поет, то у него тренируется дыхательная мускулатура и развивается диафрагмальное дыхание, что в комплексе улучшает дренаж легких.

При бронхитах, бронхиальной астме и пневмонии происходит перевозбуждение симпатической нервной системы, которая отвечает за работу внутренних органов. Когда человек вдыхает, а потом задерживает дыхание – что, собственно, и наблюдается при пении – то этот отдел нервной системы активируется и начинает лучше работать.

Известна методика лечения бронхиальной астмы при помощи обучения пению. В практике многих преподавателей, специализирующихся на хоровом искусстве, отмечались случаи полного исчезновения приступов у больных детей. И уже никого не удивляет, когда ребенка с таким диагнозом врачи направляют петь в хоре. Пение не только избавляет от приступов этого недуга, но и излечивает его.

Занятия вокалом – действенная профилактическая мера в предупреждении, прежде всего, простудных заболеваний. Пение здесь необходимо как воздух, так как оно "прокачивает" трахею и бронхи, отлично вентилирует и тренирует легкие. Так, у людей систематически занимающихся вокалом, жизненная емкость легких увеличивается. От этого запас прочности организма становится значительно больше.

Пение способно предупреждать респираторные инфекции, защищая верхние дыхательные пути от инфекций. Когда человек поет, он воздух вдыхает быстро, выдыхание же происходит медленно. Содержание в крови кислорода снижается, а углекислого газа – увеличивается. Последний в этом случае становится раздражителем и "подстегивает" иммунитет. При регулярных занятиях вокалом, повышается уровень иммуноглобулина и кортизола, которые являются признаками хорошего иммунитета.

Программы обучения для любого уровня

Программа погружает студента в жизнь школы, дает представление о том как проходит обучения по вокалу. 4 индивидуальных урока по Вокалу дают возможность выбрать педагога, а 2 занятия по Теории или Коммуникации - посетить дополнительные предметы и опробовать свои силы в хоре или бэнде.

ЛЮБИТЕЛИ

Базовая программа, погружает в выбранную специальность. Составляется по удобному для студента расписанию из индивидуальных занятий по Вокалу (1,2 или 3 раза в неделю). Включает выступления студента с подготовленными на курсе номерами на мероприятиях школы. В качестве дополнительных уроков доступны занятия по теории, в хоре и бэнде.

ПРОФЕССИОНАЛЫ

Расширенная программа, для получения полного музыкального образования. В курс входят индивидуальные уроки по Вокалу (1,2 или 3 раза в неделю) и курс по Теории БЕСПЛАТНО. Студент имеет скидку на все дополнительные занятия, мастер-классы и интенсивы школы. Получает профессиональное портфолио со всех своих выступлений и может пройти тест и получить сертификат.