Гражданский кодекс хозяйственное партнерство. Хозяйственное партнерство – новая форма коммерческой организации

Несмотря на то что в РФ достаточное количество различных организационно-правовых форм юридического лица, в конце 2011 года Правительством было принято решение о введении еще одного вида, а именно хозяйственного партнерства.

Данная форма предприятия по задумке законодателя должна была стать чем-то между хоз. товариществом и хоз. обществом и служить идеальным вариантом для ведения инновационного бизнеса. Таким образом, граждане РФ получили право создавать хозяйственное партнерство. Примеры наиболее подходящих для этого отраслей следующие: организации, работающие над прикладными научными исследованиями, конструкторской деятельностью, техническими, технологическими новшествами и т. д.

Понятие хозяйственного партнёрства

Хозяйственные партнерства - это коммерческие предприятия, созданные несколькими лицами (не менее двух, но не более 50), управление которыми осуществляется участниками организации или другими лицами в тех пределах и объемах, которые установлены соглашением об управлении партнерством. Хоз. партнерства - это одна из форм юридического лица, законодательно закрепленного и регулируемого в России.

Данные предприятия имеют возможность вести свой бизнес только в тех сферах и только тех видов, которые утверждены Правительством РФ. При этом для получения права заниматься некоторыми из них партнерства обязаны иметь лицензию. Участниками хозяйственного партнерства могут быть как частные лица, так и юридические.

Правовое регулирование

Как и любой другой вид деятельности, регулируются законодательно ГКРФ и соответствующим ФЗ. Основные особенности и нюансы управления хоз. партнерствами предусмотрены в федеральным законе. Данный закон (ФЗ № 380 "О хозяйственных партнерствах") был принят в декабре 2011 года, третьего числа.

Правительство РФ прописывает, как должны быть основаны и каким образом управляемы хозяйственные партнерства. ГК РФ в ст. 50 закрепляет партнерство как одну из форм а в ст. 65.1 уточняет, что такого рода предприятие является корпоративным юридическим лицом.

ФЗ № 380 определяет правовое положение хозяйственных партнерств, порядок их учреждения и управления, их права и обязанности, особенности реорганизации или ликвидации, а также права, обязанности и ответственность участников партнерства. В нем прописаны нюансы по созданию и ведению учредительных документов и складочного капитала.

Учреждение партнерства

Учреждение организации такой формы, как хозяйственное партнерство, возможно только по решению учредителей на их собрании (в полном составе). Формирование же фирмы путем реорганизации другого предприятия не представляется возможным.

В момент учреждения данного бизнеса участники обязаны выбрать и назначить аудитора партнерства. Им может быть как организация, так и которые вправе заниматься аудиторством в соответствии с законодательством РФ.

Постановление об утверждении хоз. партнерства должно содержать в себе результат голосования учредителей, а также информацию о принятых ими решениях (о заключении соглашения партнерства, избрании органов управления и других).

Регистрация хозяйственного партнерства регулируется от 08.08.2001 «О гос. регистрации юридических лиц и ИП». Осуществляется Федеральной налоговой службой в сроки, установленные законом.

Органы управления партнерством

Хозяйственные партнерства должны в обязательном порядке избрать единоличный исполнительный орган и ревизионную комиссию.

Порядок их формирования закрепляется в соглашении партнерства, кроме тех особенностей и нюансов, которые прописаны в уставе.

Единоличный исполнительный орган избирается путем выбора одного из участников партнерства, на тот срок, который указан в уставе или на бессрочный период, если данный нюанс не прописан в учредительном документе. Все сведения (включая информацию об изменениях) о единоличном исполнительном органе подлежат гос. регистрации.

Единоличный исполнительный орган действует от лица партнерства (без доверенности), несет ответственность и обладает правами, прописанными в соглашении об управлении. Он имеет право издавать указы о назначении на должность или увольнении сотрудников организации, поощрять или штрафовать работников.

Ревизионная комиссия партнерства (ревизор) - это орган имеющий право проводить регулярные независимые проверки партнерства, его финансово-хозяйственной деятельности. Она имеет доступ ко всем документам юр. лица. Порядок ее деятельности устанавливается уставом партнерства.

Ревизором или членом комиссии может быть только то лицо, которое не является участником хозяйственного партнерства.

Права участников и партнерства в целом

ФЗ о хозяйственных партнерствах (ст. 5 ФЗ № 380) поясняет и регламентирует права участников юридического лица, а именно участники имеют возможность:

  • управлять партнерством;
  • получать всю необходимую информацию о деятельности организации, в том числе иметь доступ к бухгалтерской и иной документации;
  • продавать собственную долю в капитале партнерства, при этом в случае продажи преимущественное право на покупку имеют остальные члены партнерства, а все сделки оформляются нотариально;
  • в случае ликвидации юридического лица получать часть имущества (в натуральном или денежном эквиваленте), если таковая осталась после всех расчетов с кредиторами;
  • отказаться от доли в партнерстве или потребовать у партнерства выкупить ее.

Также если соглашение об управлении предприятием предусматривает, участники вправе отдавать собственную долю под залог.

Что касается прав хозяйственного партнерства, то федеральный закон о хозяйственных партнерствах закрепляет за ним возможность обладать всеми гражданскими правами и обязанностями, которые необходимы для осуществления любой деятельности, разрешенной законами РФ, если это не противоречит целям работы партнерства, которые указаны в Уставе и соглашении.

При этом ФЗ запрещает партнерству:

  • быть учредителем или участником других предприятий (юр. лиц), исключение - союзы или ассоциации;
  • осуществлять эмиссию облигаций или других ценных бумаг;
  • рекламировать деятельности организации.

Обязанности и ответственность

Помимо прав, которыми наделены участники партнерства, а также предприятие в целом, закон о хозяйственных партнерствах выделяет их обязанности и ответственность. Так, участники данных фирм обязаны:

  • вносить вклады в складочный капитал в те сроки и в тех объемах, которые предусмотрены соглашением;
  • не разглашать конфиденциальные сведения о работе организации.

Стоит отметить, что участники организации не несут ответственности по обязательствам партнерства, а только обладают риском возможных убытков, связанных с деятельностью предприятия, в пределах внесенных ими вкладов. Между тем партнерство отвечает всем своим имуществом по собственным обязательствам и не несет ответственности по обязательствам своих участников.

В случае если для расчета с кредиторами у партнерства недостаточно средств, участники могут в добровольном порядке погасить данную задолженность.

Если в соглашении об управлении хозяйственным партнерством предусмотрено назначение членов управления партнерством, то данные лица несут ответственность за убытки перед организацией, в случае если таковые возникли по их вине (действию/бездействию). Исключение могут составить только указанные в соглашении или ФЗ иные основания или размеры ответственности.

Во внесудебном порядке могут быть исключены те партнеры, которые не вносят первоначальный или последующий вклад в складочный капитал в установленные сроки, при этом решение об отчуждении должно быть принято единогласно. Стоит также отметить, что если партнеры предприятия нарушают свои обязанности, которые закреплены в ФЗ, то участники имеют полное право исключить его из партнерства через суд.

Устав партнерства

Имущество, которое остается после расчетов с кредиторами, должно быть передано ликвидационной комиссией всем участникам партнерства пропорционально их вкладу в складочный капитал.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что же выделяет среди других организационно-правовых форм хозяйственные партнерства. ГК РФ и ФЗ № 380 позволяют юридическим лицам данного вида:

  • защитить договорные отношения между учредителями партнерства;
  • обеспечить баланс интересов участников бизнеса в соответствии с внесенными ими вкладами;
  • обладать большой свободой в распределении прав и обязанностей учредителей, в формировании особенностей управления партнерством с помощью соглашения об управлении.

Хозяйственное партнерство – это тип коммерческой организации, созданный двумя и более лицами, в управлении которого заняты участники партнерства либо другие лица, в тех объемах и пределах, что предусматриваются соглашением про управление партнерством. Деятельность подобных организаций регулирует гражданское законодательство, а именно ФЗ № 380 от 3.12. 2011 «О хозяйственных партнерствах». Форма хозяйственного партнерства начинает действовать с 1 июля текущего года.

Целью создания хозяйственных партнерств является предоставление услуг в области воспроизведения объектов интеллектуального труда. В данной форме могут быть созданы организации, которые занимаются венчурным бизнесом, то есть имеют высокий уровень риска, юридические компании, предоставляющие услуги в области искусства или медиа компании. Виды деятельности, которыми могут заниматься хозяйственные партнерства, установлены Правительством РФ.

Учредителям хозяйственных партнерств могут быть как физические, так и юридические лица. При этом правительство РФ имеет право ввести ограничения на вступление. Учредителей у хозяйственных партнерств предусмотрено от двух до полусотни. Наименование хозяйственного партнерства может быть любым с определением организационно-правовой формы.

Место госрегистрации является и местом нахождения хозяйственного партнерства. Чтобы зарегистрировать этот вид коммерческой организации, необходимо получить гарантийное письмо от собственника помещения нежилого типа с обязательством после госрегистрации заключить договор аренды. Для размещения единоличного исполнительного органа можно взять домашний адрес (то есть адрес жилого помещения), при этом предоставляется свидетельство на право собственности (в копии) и гарантийное письмо.

Хозяйственные партнерства регистрируются в Межрайонной ИФНС № 46 по городу Москве. Процесс регистрации занимает семь рабочих дней. Учредительный документ хозяйственного партнерства – это Устав. Создание путем реорганизации невозможно.

Для каждого вида деятельности партнерства предусмотрена своя минимальная сумма капитала, регулируемая нормативными актами Правительства РФ. Можно внести часть складочного капитала, если это будет прописано в соглашении про управление партнерством.

У хозяйственного партнерства есть право на собственное имущество, среди которого и переданное учредителями как вклад. Вложение ценных бумаг не допускается, помимо облигаций обществ, которые определяет ФСФР. Имущество, что вносится, должно сопровождаться денежной оценкой.

В случае, когда в Уставе хозяйственного партнерства указано заключение соглашения об управлении, то подписывается соглашение об управлении, где подробно описываются обязанности и права участников и третьих лиц.

Учредители имеют право:

  • Заниматься деятельностью организации согласно уставу и соглашению об управлении.
  • Получить сведения о деятельности партнерства, просматривать бухгалтерскую отчетность и другие документы.
  • Осуществить законным способом отчуждение (продажей или иным) своей части в складочном капитале, если другое не указано в соглашении про управление партнерством непосредственно партнерству, его участникам – одному либо нескольким, а также иному лицу.
  • В случае если партнерство будет ликвидировано, получить долю имущества, которое останется после проведения расчета с кредиторами, либо стоимость имущества.
  • Перестать быть участником, заявив об отказе от участия, если это предусмотрено соглашением про управление, либо потребовать покупки самим партнерством, его участником или другими лицами доли в капитале, принадлежащей ему, в предусмотренных соглашением про управление ситуациях.

Обязательства участников хозяйственного партнерства:

  • Вносить в складочный капитал свои доли в размере, порядке и сроках, указанных в соглашении про управление хозяйственным партнерством.
  • Не разглашать конфиденциальные сведения о деятельности организации.

Партнерство несет ответственность, а именно – в договорах с кредиторами, являющимися объектами хозяйственной деятельности, могут перечисляться условия о частичном либо полном прекращении обязательств перед кредиторами, если наступили указанные в договоре условия, из чего возникли иные обязательства.

Обязательства перед кредиторами может исполнять полностью или частично от имени всего партнерства один его участник, несколько участников или все участники.

Федеральный закон об этих организациях основывается на модели ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственность» от 8 февраля 1998 года и создан согласно Концепции внесения изменений в гражданское законодательство. Издание данного закона объясняется необходимостью создания правового обоснования, регулирования венчурного сегмента экономики, защиты предмета научного труда и интеллектуальной собственности. Законодательством предусматриваются проекты с высокой степенью риска.

Форма хозяйственного партнерства аналогична англосаксонской системе права и оптимальна для фирм, оказывающих юридические услуги, производящих интеллектуальный труд и представляющих его результаты. Для инвестиционных компаний хозяйственные партнерства привлекательны невозможностью рекламы и выпуска облигационных займов. В законе предусмотрено наличие у партнерства не меньше двух участников, что обеспечивает четкое разграничение прав и обязанностей хозяйственного партнерства и индивидуального предпринимателя.

Хозяйственные партнерства – это коммерческие организации, которые могут заниматься предусмотренными Правительством РФ видами деятельности. У Правительства есть функция ограничения юридических лиц либо граждан, входящих в состав участников партнерств.

Хозяйственные партнерства не могут входить в юридическое лицо, при этом могут создавать союзы и ассоциации, что позволяет выстроить прозрачную корпоративную структуру.

Возможность составления соглашения об управлении, в том числе и для третьих лиц, которое закрепляется в уставе, подтверждает вышесказанное. Соглашение – это аргумент при разграничении ответственности по принятым касательно партнерства решениям. В законодательстве предусмотрены по максиму конкретные обязанности и права, как участников, так и третьих лиц. Принимаемые участниками решения принимаются единогласно.

Как итог можно отметить, что хозяйственное партнерство – это сочетание некоммерческой и коммерческой организационно-правовых видов деятельности организации.

Выс­ший орган управления обществом с ограниченной ответственно­стью - общее собрание его участников. Текущее управление об­ществом осуществляет исполнительный орган - коллегиальный или единоличный, при этом единоличный орган может быть из­бран и не из числа участников.

К исключительной компетенции общего собрания участников относятся:

    определение основных направлений деятельности ООО, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

    изменение устава ООО, в том числе изменение размера уставного капитала ООО;

    внесение изменений в учредительный договор;

    образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ООО коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

    избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии (ревизора);

    утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;

    принятие решения о распределении чистой прибыли между участниками общества;

    утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность ООО (внутренних документов ООО);

    принятие решения о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;

    назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;

    принятие решения о реорганизации или ликвидации ООО;

    назначение ликвидационной комиссии и утверждение ликвидационных балансов;

    решение иных вопросов, предусмотренных Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Очередное общее собрание участников ООО проводится в сроки, определенные уставом, но не реже чем один раз в год. Очередное общее собрание участников ООО созывается исполнительным органом ООО.

Внеочередное общее собрание участников ООО проводится в случаях, определенных уставом ООО, а также в любых иных случаях, если проведения такого общего собрания требуют интересы общества и его участников.

Уставом ООО может быть предусмотрено образование Совета директоров (наблюдательного совета), компетенция которого определяется уставом Общества. Также уставом определяется порядок образования, порядок деятельности и порядок прекращения полномочий членов Совета директоров ООО.

К компетенции Совета директоров ООО (наблюдательного совета) Закон относит следующие вопросы:

    определение основных направлений деятельности ООО;

    образование исполнительных органов ООО и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (далее - управляющий), утверждение такого управляющего и условий договора с ним;

    установление размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу ООО, членам коллегиального исполнительного органа общества, управляющему;

    принятие решения об участии ООО в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;

    назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и установление размера оплаты его услуг;

    утверждение или принятие документов, регулирующих организацию деятельности ООО (внутренних документов ООО);

    создание филиалов и открытие представительств ООО;

    решение вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных статьей 45 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

    решение вопросов об одобрении крупных сделок в случаях, предусмотренных статьей 46 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

    решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников ООО;

    иные предусмотренные Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» вопросы, а также вопросы, предусмотренные уставом ООО и не отнесенные к компетенции общего собрания участников ООО или исполнительного органа ООО.

Члены коллегиального исполнительного органа ООО не могут составлять более одной четвертой состава Совета директоров. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем Совета директоров. Члены Совета директоров или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, могут участвовать в общем собрании участников ООО с правом совещательного голоса.

Руководство текущей деятельностью ООО осуществляется единоличным исполнительным органом или единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом. Исполнительные органы ООО подотчетны общему собранию участников и Совету директоров. Единоличный исполнительный орган ООО (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников ООО на срок, определенный уставом ООО, если уставом ООО решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) ООО. Единоличный исполнительный орган ООО может быть избран также не из числа его участников.

Единоличный исполнительный орган ООО:

    без доверенности действует от имени ООО, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

    выдает доверенности на право представительства от имени ООО, в том числе доверенности с правом передоверия;

    издает приказы о назначении на должности работников ООО, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

    осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» или уставом ООО к компетенции общего собрания участников ООО, совета директоров (наблюдательного совета) ООО и коллегиального исполнительного органа ООО.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа ООО и принятия им решений устанавливается уставом ООО, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Если уставом ООО предусмотрено образование наряду с единоличным исполнительным органом также коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции и других), такой орган избирается общим собранием участников ООО в количестве и на срок, которые определены уставом ООО. Коллегиальный исполнительный орган осуществляет полномочия, отнесенные уставом ООО к его компетенции. Порядок деятельности коллегиального исполнительного органа и принятия им решений устанавливается уставом ООО и внутренними документами.

Членом коллегиального исполнительного органа может быть только физическое лицо, которое может не являться участником ООО. Функции председателя коллегиального исполнительного органа выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, за исключением случая, если полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющему.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО избирается общим собранием участников ООО на срок, определенный уставом ООО. Количество членов ревизионной комиссии общества определяется уставом ООО.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности ООО. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества члены совета директоров (наблюдательного совета) ООО, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа ООО, члены коллегиального исполнительного органа ООО, а также работники общества обязаны давать необходимые пояснения в устной или письменной форме.

Ревизионная комиссия (ревизор) ООО в обязательном порядке проводит проверку годовых отчетов и бухгалтерских балансов ООО до их утверждения общим собранием участников ООО. Общее собрание участников ООО не вправе утверждать годовые отчеты и бухгалтерские балансы ООО при отсутствии заключений ревизионной комиссии (ревизора) ООО

Порядок работы ревизионной комиссии (ревизора) ООО определяется уставом и внутренними документами ООО.

2012 год в России предоставил новые возможности для ведения инновационной, а также венчурной деятельности. Федеральный закон, в июле того же года вступивший в силу, регламентирует внедрение инновационной формы юридического лица. Целью закона было восполнение пробела в законодательных актах относительно координирования венчурного сегмента экономики и приближение к современным зарубежным требованиям ведения деятельности в инновационной сфере.

И сегодня мы погорим про правовое положение (статус), преимущества и недостатки, виды хозяйственных партнерств, дадим общую характеристика таких обществ с примерами организаций в России.

Краткое понятие о хозяйственном партнерстве

Хозяйственное партнерство — предприятие, создаваемое как минимум двумя физическими лицами или юридическими лицами. Согласно законодательному акту “О хозяйственных партнерствах” предприятие имеет полную правоспособность, которая ограничивается лишь парой запретов.

По количеству правомочий партнерство превосходит инвестиционное товарищество, но уже уступает такой форме, как .

Целью создания ХП, как и другого любого коммерческого предприятия, служит извлечение максимальной прибыли. Отличительная особенность в том, что внедренная организационно-правовая форма максимально удобна в сфере реализации особо рискованных бизнес-проектов, зачастую связанных с предметами либо интеллектуальной деятельности, либо научной.

На данный момент существует не много организаций в России, имеющих статус хозяйственных партнерств. Одновременно существует весомый размах в их деятельности:

  • ХП “РОСС” — стоянки для транспортных средств;
  • ХП «ВАПСО-ГРУПП» — консультирование относительно управления и коммерческой деятельности;
  • ХП “УРАЛ” и ХП “ПОБЕДА”- производство сельскохозяйственной продукции;
  • ХП “РОДИНА” и ХП “БАЙКАЛОВСКОЕ” — разведение молочного крупного рогатого скота;
  • ХП «СПК «ВОСТОК» — управление финансово-промышленными группами.

Пусть правовая форма вроде хозяйственного партнерства ориентирована на инновационную экономику, многие лица используют ее для традиционных видов деятельности.

Про виды деятельности, которую ведет хозяйственное партнерство согласно ГК РФ, расскажет данное видео:

Виды деятельности

Ст. 2 ФЗ указывает, что хозяйственные партнерства имеют право на любой вид деятельности, что не запрещен законодательством РФ, кроме эмиссии облигаций, иных ценных бумаг. Какой бы вид деятельности ни был избран, запрещается его всяческая реклама. Сам закон принимался с целью облегчения деятельности в венчурной, инновационной сферах и ориентировался на такие виды деятельности:

  • реализация и инвестирование рисковых бизнес-проектов;
  • производство объектов интеллектуального труда;
  • консалтинговые услуги;
  • услуги в сфере искусства;
  • медиа услуги.

Хозяйственное партнерство служит неким промежуточным звеном между товариществами, которые не имеют собственной правоспособности, и хозяйственными обществами, деятельность которых строго регулируется законодательством.

Про плюсы и минусы хозяйственного партнерства читайте ниже.

Особенности организации

Хозяйственные партнерства могут создаваться физическими лицами и юридическими лицами. Наименьшее количество участников — два, максимальное — пятьдесят. Если в предприятии остается единый участник, то партнерство следует ликвидировать, а если количество превышает 50 — преобразовать в .

Юридическим лицом партнерство становится после . Учредительный документ — это устав. Он обязательно содержит:

  • фирменное название (обязательно включающее слова “Хозяйственное партнерство”);
  • разновидности и цель деятельности;
  • местонахождение;
  • размер, состав складочного капитала;
  • сведения об исполнительном органе;
  • наличие соглашения об управлении и сведения о нем.

Интересно, что каждый участник партнерства должен внести свою долю в денежной или иной материальной форме, в виде имущественных прав, но минимальный размер капитала законом не устанавливается. Суммами внесенных вкладов ограничивается ответственность участников относительно долгов и обязательств созданного партнерства.

Отличия от других предприятий

Организационно-правовая форма по вопросам ответственности вкладчиков очень схожа с акционерным обществом. Однако хозяйственные партнерства имеют свои особенности, что отличают их от других предприятий:

  • если кредиторы партнерства — субъекты предпринимательской деятельности, то договоры с ними могут содержать отдельные пункты, предполагающие условия о прекращении обязательств предприятия перед кредиторами;
  • если организации недостает имущества для расчета по обязательствам, они удовлетворяются исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, что принадлежат партнерству. Во избежание этого участники могут добровольно удовлетворить обязательства перед кредиторами собственным имуществом;
  • партнерство не может выступать, как учредитель или входить в состав иных юридических лиц, исключая ассоциации и союзы;
  • при создании организации в обязательном порядке следует назначить индивидуального аудитора или аудиторскую организацию;
  • обязательный орган управления — исполнительный орган в виде ген директора или президента — избирается среди участников-физических лиц единогласно;
  • все внутрикорпоративные отношения прописываются внутри соглашения об управлении партнерством, заверенным у нотариуса. Данный документ не оглашается.

Минусы и плюсы

Из особенностей хозяйственного партнерства вытекает его главное преимущество, а именно — максимальная гибкость и свобода в управлении предприятием. Среди недостатков правовой формы можно выделить такие:

  • приватность соглашения об управлении партнерством служит фактором, ограничивающим доверие инвесторов. Партнерство может потерять ряд важных кредиторов, которые не будут достаточно уверены в надежности предприятия при дефиците информации о нем;
  • запрет на рекламу, с одной стороны, защищает денежные средства населения и юридических лиц, учитывая ограниченность ответственности участников партнерства, но, с иной стороны, препятствует привлечению дополнительной выгоды самим партнерством путем рекламирования предоставляемых ими услуг;
  • хозяйственное партнерство не получает никаких налоговых льгот. Раздельное налогообложение для отдельных участников партнерства также не предусмотрено;
  • деятельность партнерства ограничивается запретами на выпуск облигаций и продажу эмиссионных ценных бумаг, учреждение юридических лиц.

Еще одним недостатком в отдельных случаях выступает и главное преимущество хозяйственного партнерства — чрезмерная свобода участников. Ведь при возникновении споров касательно вопросов, не прописанных в уставных документах, нет никаких возможностей у государства для их урегулирования.

Про управление предприятием (хозяйственные партнерства) и ответственность его участников читайте ниже.

Управление и участники

Участниками партнерства являются только те лица, которые внесли какую-либо долю в складочный капитал. Однако это не значит, что участники предприятия будут ним управлять. Это могут делать даже третьи лица, не прописанные в реестре участников. Поэтому соглашение об управлении партнерством имеет огромное значение, ведь может регулировать:

  • право на управление партнерством, непропорциональное вкладу участника;
  • непропорциональное вкладам распределение прибыли или расходов;
  • ограничение прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале;
  • наличие права вето;
  • степень ответственности участников при нарушении ими обязательств перед партнерством.

То есть, соглашение об управлении партнерством вмещает в себя выбор способа управления, структурирует отношения между участниками, степень их влияния на предприятие, устанавливает порядок прав и обязанностей, зачастую различный для разных участников.

Одновременно данный документ может обозначать права и обязанности тех лиц, которые не есть участниками организации. Они невидимы для посторонних лиц, однако участвуют в управлении организацией, возможно даже в процессе распределения прибылей, убытков и расходов.

Помимо способов и органов управления, обозначенных соглашением об управлении, законодательство требует создание только одного исполнительного органа в лице президента или ген директора. Занимать эту должность может только физическое лицо.

Также это физическое лицо обязательно должно быть участником организации, то есть числиться в реестре. Лишь единоличный исполнительный орган наделен властью принимать решения от лица организации в отношениях с посторонними лицами.

Кто есть собственники капитала в хозяйственных партнерствах, а также порядок распределения прибыли и убытков — все это расписано ниже.

Порядок распределения прибыли и убытков

Как уже упоминалось, хозяйственное партнерство отличается тем, что предполагает большую свободу и гибкость во внутрикорпоративных отношениях. Соглашение об управлении партнерством предусматривает разработку произвольного механизма передачи участникам прибыли независимо от вклада.

  • Также в соглашении возможно указание отдельных обязательств для некоторых участников и степень их ответственности относительно обязательств самого партнерства, а также убытков, вызванных его деятельностью.
  • Однако есть и ограничения: не допускается полное отстранение от участия в прибыли, убытках какого-либо участника партнерства.
  • Если порядок раздачи доходов и убытков не прописан в соглашении, то, согласно законодательству, средства и обязательства распределяются пропорционально вкладу единожды за год между всеми участниками.

По решению участников прибыль может не распределяться. Она направляется на увеличение капитала организации, развитие партнерства.

При ликвидации хозяйственного партнерства имущество распределяется в порядке, что устанавливается в документах партнерства, или пропорционально вкладам.

О налогах и экономических проблемах в рассматриваемой сфере расскажет директор одного из хозяйственных партнерств в видео ниже:

Хозяйственное партнерство - созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Разъяснение

Хозяйственное партнерство — это созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Хозяйственное партнерство - одна из , предусмотренных для коммерческих организаций. Так, ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) указывает: "Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств , производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий."

Правовое положение хозяйственных партнерств регулируется Федеральным законом от 03.12.2011 N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах":

Статья 2. Основные положения о хозяйственных партнерствах

1. Хозяйственным партнерством (далее - партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
2. Участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов.
3. Партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством.
4. Партнерство не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
5. Партнерство не вправе размещать рекламу своей деятельности.
6. Партнерство считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
7. Партнерство не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.
8. Фирменное наименование партнерства должно содержать его наименование и слова "хозяйственное партнерство".
9. Правительством Российской Федерации могут быть установлены нормативы достаточности собственных средств партнерств, осуществляющих определенные виды деятельности.

Статья 3. Ответственность партнерства

1. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
2. Партнерство не отвечает по обязательствам своих участников.
3. Договоры партнерства с кредиторами - субъектами предпринимательской деятельности могут содержать условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства перед такими кредиторами при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли соответствующие обязательства.
4. Если в случае отсутствия или недостаточности у партнерства имущества для удовлетворения обязательств партнерства потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, обязательства партнерства перед его кредиторами могут быть полностью или частично исполнены от имени партнерства одним участником партнерства, несколькими участниками партнерства или всеми участниками партнерства. Для исполнения указанных в настоящей части обязательств партнерства перед его кредиторами одним участником партнерства или несколькими из участников партнерства требуется согласие всех участников партнерства, а в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством, также согласие иных лиц. Участники партнерства уведомляют в письменной форме кредитора партнерства о своем намерении исполнить от имени партнерства его обязательства перед таким кредитором не позднее трех дней до даты наступления срока исполнения соответствующего обязательства партнерства. Кредитор партнерства не вправе отказаться от исполнения участником партнерства, участниками партнерства обязательств партнерства в соответствии с правилами, установленными настоящей частью. Порядок и условия исполнения участниками партнерства обязательств партнерства определяются по соглашению между кредитором и осуществляющим исполнение этих обязательств от имени партнерства участником партнерства. Любая из сторон вправе передать возникшие при недостижении такого соглашения разногласия на рассмотрение суда. В этом случае порядок и условия исполнения участниками партнерства обязательств партнерства определяются в соответствии с решением суда. До вступления в законную силу решения суда об определении порядка и условий исполнения участниками партнерства обязательств партнерства взыскание на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности не обращается. В случае просрочки или уклонения кредитора от принятия установленного по соглашению или по решению суда исполнения, если оно выражается в уплате денежной суммы или в передаче ценных бумаг, участники партнерства, осуществляющие исполнение, вправе исполнить обязательство внесением долга в депозит. Участники партнерства, исполнившие в соответствии с настоящей статьей обязательства партнерства, имеют право регрессного требования к партнерству в размере удовлетворенного требования. При ликвидации партнерства, в том числе в случае банкротства, лицо или лица, осуществившие от имени партнерства исполнение указанных в настоящей части обязательств, имеют преимущественное перед иными участниками партнерства право на получение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности за счет имущества партнерства, оставшегося после удовлетворения требований его кредиторов.

Статья 4. Участники партнерства

1. Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан или юридических лиц в партнерствах.
2. Партнерство не может быть учреждено одним лицом. Партнерство не может стать впоследствии партнерством с одним участником. Если число участников партнерства уменьшится до одного участника, партнерство подлежит реорганизации в соответствии с настоящим Федеральным законом или ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.
3. Число участников партнерства не должно быть более пятидесяти. В случае, если число участников партнерства превысит установленный настоящей частью предел, партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество. Если в течение указанного срока партнерство не будет преобразовано и число участников партнерства не уменьшится до установленного настоящей частью предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию заинтересованных лиц, либо органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

Статья 6. Соглашение об управлении партнерством

1. Помимо прав и обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иные права и обязанности участников партнерства, а также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей регулируются соглашением об управлении партнерством, которое заключается при учреждении партнерства в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие настоящему Федеральному закону и другим законодательным актам Российской Федерации условия по вопросам управления партнерством, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие положения должны содержаться в уставе партнерства.
2. Партнерство может быть участником соглашения об управлении партнерством в случае, если это предусмотрено уставом партнерства. Сторонами соглашения об управлении партнерством должны быть все участники партнерства, а также могут быть лица, не являющиеся участниками партнерства. Соглашение об управлении партнерством заключается в письменной форме. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения подлежат обязательному нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса по месту нахождения партнерства и вступают в силу для участников соглашения об управлении партнерством и третьих лиц с момента такого удостоверения. Соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, и сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. Изменение условий соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, допускается по общему согласию сторон соглашения, а в случае, если такое согласие не достигнуто, по решению суда. По вопросам, связанным с изменением условий соглашения об управлении партнерством, в том числе при изменении условий соглашения об управлении партнерством в связи с приемом в партнерство новых участников, каждый участник соглашения имеет один голос вне зависимости от размера принадлежащей ему доли в складочном капитале партнерства и условий соглашения об управлении партнерством, определяющих права участника на участие в управлении партнерством. Отчуждение прав участника партнерства, связанных с изменением условий соглашения об управлении партнерством, не допускается.
3. Права и обязанности, приобретенные определенным участником партнерства в соответствии с соглашением об управлении партнерством, в случае перехода его доли в складочном капитале партнерства переходят к приобретателю доли в порядке и в объеме, которые установлены соответствующим соглашением участников партнерства и приобретателя доли, являющимся неотъемлемой частью соглашения об управлении партнерством.
4. В отношениях с третьими лицами партнерство, участники партнерства и другие участники соглашения об управлении партнерством не вправе ссылаться на положения соглашения об управлении партнерством, за исключением случаев, если они докажут, что третье лицо в момент совершения сделки знало или должно было знать о содержании этого соглашения.
5. Единоличный исполнительный орган партнерства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, предоставляет кредиторам и иным лицам, которые вступают в гражданско-правовые отношения с партнерством, сведения о содержании соглашения об управлении партнерством, в том числе о характере и об объеме вытекающих из такого соглашения собственных полномочий и полномочий иных органов управления партнерства на совершение и (или) одобрение тех или иных действий либо сделок.
6. Соглашение об управлении партнерством, заключаемое в соответствии с настоящим Федеральным законом, содержит:
1) сведения о предмете деятельности партнерства;
2) условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей участников партнерства в складочном капитале партнерства;
3) условия ответственности участников партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал партнерства;
4) условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности, а также ответственность за нарушение конфиденциальности;
5) порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения об управлении партнерством.
7. Соглашение об управлении партнерством, заключаемое в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе может предусматривать:
1) права участников партнерства на непропорциональное размеру принадлежащих им в складочном капитале долей участие в управлении партнерством, включая право вето по определенным вопросам, а также права на непропорциональное участие в распределении прибыли, в покрытии расходов и различных затрат, связанных с деятельностью партнерства;
2) ограничения прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале, в том числе случаи однократного или неоднократного применения либо неприменения права преимущественной покупки;
3) условия о порядке выхода из партнерства или вступления в него новых участников партнерства, а также положения об особых правах участников партнерства при выходе из партнерства в зависимости от наступления или ненаступления определенных условий;
4) порядок, сроки и условия вовлечения в деятельность партнерства других юридических лиц и физических лиц;
5) обязательства, ограничивающие в течение определенного соглашением об управлении партнерством срока права участников партнерства или иных лиц на финансовое, личное трудовое или иное участие в деятельности иных юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, соответствующую предмету деятельности партнерства, а также меры ответственности за нарушение таких обязательств;
6) случаи, порядок и условия приобретения партнерством принадлежащих его участникам долей в складочном капитале партнерства;
7) порядок и условия осуществления участниками партнерства своих прав и исполнения своих обязанностей, в том числе связанных с участием в управлении партнерством, распоряжением долями участия в партнерстве, включая права участников партнерства требовать продажи другими участниками партнерства своей доли в партнерстве заранее определенным участникам партнерства или третьим лицам;
8) случаи, порядок и условия выкупа (в том числе принудительного) принадлежащей участнику партнерства доли в складочном капитале партнерства другими участниками партнерства;
9) сроки и условия, при которых происходит реорганизация или ликвидация партнерства в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также условия распределения складочного капитала партнерства между его участниками при прекращении партнерства после удовлетворения требований кредиторов;
10) порядок образования органов управления партнерства, создание которых не является обязательным в соответствии с настоящим Федеральным законом (совета директоров партнерства, наблюдательного совета партнерства, правления партнерства, дирекции партнерства, комитета партнерства, президиума партнерства и других), компетенцию, порядок осуществления и прекращения деятельности таких органов управления, включая порядок возникновения, порядок реализации и порядок прекращения полномочий их членов, порядок подготовки, созыва и проведения очередных и (или) внеочередных собраний таких органов управления, порядок принятия ими решений, в том числе путем проведения заочного голосования (опросным путем), порядок обжалования решений таких органов;
11) размер вознаграждений и (или) размер компенсации расходов членов органов управления партнерства в период исполнения ими своих обязанностей;
12) образование ревизионной комиссии или избрание ревизора партнерства;
13) случаи и порядок отчуждения партнерством принадлежащей ему доли в складочном капитале;
14) случаи и порядок приобретения партнерством доли участника партнерства по его требованию.
8. Соглашение об управлении партнерством может предусматривать способы обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из такого соглашения, и меры гражданско-правовой ответственности, в том числе возмещение причиненных нарушением такого соглашения убытков, взыскание неустойки (штрафа, пеней), выплату компенсации (твердой денежной суммы или суммы, подлежащей определению в порядке, указанном в соглашении об управлении партнерством) или применение иных мер ответственности в связи с нарушением такого соглашения.
9. Вне зависимости от применения мер гражданско-правовой ответственности нарушение условий соглашения об управлении партнерством:
1) не исключает права стороны требовать понуждения к исполнению соглашения об управлении партнерством нарушившей стороной в судебном или в ином порядке, предусмотренном соглашением об управлении партнерством;
2) может являться основанием для признания в судебном порядке недействительными решений органов управления партнерства в случаях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством;
3) может являться основанием для признания судом по иску заинтересованной стороны соглашения об управлении партнерством недействительными сделок, совершенных партнерством или стороной соглашения об управлении партнерством в нарушение такого соглашения, только в случаях, если будет доказано, что другая сторона по договору знала или должна была знать об ограничениях, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

Статья 10. Складочный капитал партнерства. Доли в складочном капитале партнерства

1. Каждый участник партнерства обязан внести вклад в складочный капитал партнерства. Не допускается освобождение участника партнерства от обязанности внесения вклада в складочный капитал партнерства.
2. Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством:
1) при неисполнении участником партнерства обязанности по первоначальному внесению вклада (части вклада) в складочный капитал партнерства при условии, что соглашением об управлении партнерством предусмотрено его последовательное внесение, такой участник партнерства обязан уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а также неустойку в размере десяти процентов годовых с невнесенной части вклада за каждый день просрочки;
2) при неисполнении участником партнерства обязанности по последующему внесению части вклада в складочный капитал партнерства, если соглашением об управлении партнерством предусмотрено его последовательное внесение, часть доли такого участника партнерства в складочном капитале партнерства, соответствующая невнесенной части вклада, переходит к другим участникам партнерства пропорционально размеру или стоимости принадлежащих им долей в складочном капитале партнерства с переходом на них в соответствующих долях обязанности по внесению соответствующего вклада.
3. Неисполнение обязанности по первоначальному или последующему внесению в складочный капитал партнерства вклада (части вклада), если соглашением об управлении партнерством предусмотрено его последовательное внесение, может являться основанием для исключения участника партнерства из партнерства в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона.
4. Вклад в складочный капитал партнерства может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Вкладом в складочный капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ. Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, денежная оценка имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада в складочный капитал партнерства, утверждается единогласным решением всех участников партнерства. При недостижении согласия по вопросу о денежной оценке имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада в складочный капитал партнерства, или об утверждении оценщика внесение вклада в складочный капитал партнерства осуществляется в денежной форме. Соглашением об управлении партнерством могут быть установлены виды имущества и иных объектов гражданских прав, которые не могут быть внесены в качестве вклада в складочный капитал партнерства.
5. Партнерство осуществляет ведение реестра участников партнерства с указанием сведений о каждом участнике партнерства, размере его доли в складочном капитале партнерства и внесении им вклада, о размерах долей, принадлежащих партнерству, датах их перехода к партнерству или приобретения партнерством. Сведения о составе участников партнерства вносятся в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Сведения о принадлежащих участникам партнерства долях в складочном капитале партнерства, в том числе об их размере и стоимости, не включаются в единый государственный реестр юридических лиц.