Значение клейма vlfberht на мечах викингов и точное место их изготовления. Г.в.носовский, а.т.фоменко империя На царе шапка говорит


Изучение надписей на средневековом оружии представляет интересную историю о ментальности и веровании как рыцарей, носящих это оружие, так и мастерах, изготавливавших их. Мистическое значение этих надписей было важно для рыцарей, участвующих в крестовых походах и в многочисленных войнах того неспокойного времени. Меч был символом справедливости, защиты христианских идеалов, мира и покоя граждан. На них молились, приносили присягу, давали обеты. Иногда в навершии рукояти находились святые мощи. Знаменитые мечи имели свои имена. Меч короля Артура имел имя Экскалибур, обладал магическими свойствами и мог заживлять раны.

"D NE QVIA VIM PATIOR RESPONDE PRO ME" с латыни перевели так - "Господи! Чтобы я не терпел обиды, ответь за меня". Первая D - означает сокращённо DOMINE. Эта надпись производная от цитаты из Библии Libri Isaiae Capitis XXXVIII versum XIV
DOMINE VIM PATIOR RESPONDE PRO ME
Впрочем, часто надписи были сокращёнными, с начальными буквами религиозных изречений. Неграмотные рыцари, участвующие в крестовых походах заучивали слова молитв по первым буквам, выгравированных на их мечах. Таким образом они могли прочитать молитву перед боем. Допустим:
DIOLAGR читается так: "D(e)I O(mnipotentis) LA(us) G(enitricis) R(edemptoris)". В переводе с латыни это означает - "Бога всемогущего СЛАВА матери искупителя". Другая композиция ININININININ, несмотря на обилие знаков, значительно проще и означает: I(esu) N(omine), I(esu) N(omine), I(esu) N(omine) и еще три повторения. Текст переводится как "Во имя Иисуса, Во имя Иисуса, Во имя Иисуса…" и еще три раза. Тайнопись SNEMENTS означает: S(ankta) N(omin)E M(atris) E(nimo)N T(rinita)S - "Святая Во имя Богоматери во имя Троицы".
IHS (Jesus Homini Salvator) или употребляемые отдельно литеры S, О, X (Salvator - Спаситель, Omnipotentes - Всемогущий, Xristus -Христос).


IN NOMINE DOMINI (Во имя Господа)
SOLI DEO GLORIA (Только во славу Господа)
USSU TUO DOMINE (По приказу твоему, Господи)
IN TI DOMINI (Во имя твое, Господи)
IN DEO GLORIA (Во славу Божию)
PRO DEO ET RELIGIONE VERA (За Бога и истинную религию)
IVDICA DOMINE NOCENTES ME EXPUGNA IMPUGNATES ME, представляющие собой первую строфу 34 Псалма: «Суди, Господи, тяжущихся со мной, борись с борющимися со мной»
FIDE SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому веришь)
ELECTIS CANCIONATUR DEO GLORIA DATUR (Избранными воспевается и воздается слава Господу)
PAX PARTA TUENDA (Равный мир Должен быть сохранен)
ROMANIS SACRIFICATUR РАРАЕ GLORIA DATUR (Римлянами возносится молебен и славится Папа)


В дальнейшем, когда в обиход вошла шпага, как непременный атрибут знатного рода, который носился постоянно, и которая означала готовность в любую минуту защищать честь и достоинство появились другого рода надписи:
VINCERE AUT MORI (Победить или умереть)
INTER ARMA SILENT LEGES (Среди оружия молчат законы)
FIDE, SED CUI VIDE (Верь, но смотри, кому)

Некоторые латинские девизы можно отнести к разряду морально-этических наставлений. Допустим:
TEMERE NEC TIMIDE (Не оскорбляй и не бойся),
VIM SUPERAT RATIO (Разум одолевает силу)
HOCTANGI MORTI FERRUM (Касание этим железом смертельно)
RECTE FACIENDO NEMINEM TIMEAS (Ничего не бойся, правильно поступая)


Встречаются надписи на национальных европейских языках, часто имеющих значение девизов:
Ne те tire pas sans raison ne me remette point sans honneur (Нe обнажай меня без необходимости, не вкладывай в ножны без чести)
Honni soit qui mal у pense (Позор тому, кто дурно об этом подумает)
Dieu mon esperance, Iерёе pour та defence (Бог - моя надежда, шпага моя защита).

Часто надписи на оружии имеют смешанный характер, отражая новую идеологию абсолютистской монархии:
PRO GLORIA ЕТ PATRIA (За Славу и Отечество)
PRO DEO ЕТ PATRIA (За Бога и Отечество)
VIVAT REX (Да здравствует король)


Нередкими были и стихотворные надписи, характерные только для этих орудий казни: Die hersen Steiiren Demvnheil
Jch ExeQuire Jhr Vrtheil
Wandem sunder wirt abgesagt das leben
Sowirt er mir vnter meine handt gegeben
(Сердца правят несчастьем
Я исполняю ваш приговор
Грешник когда его лишают жизни
Тогда его передают мне в руки).

Другие надписи на клинках:
"Cuando esta vivora pica, No hay remedio en la botica" (от этой гадюки в аптеке нет лекарства). Надпись на навахе, подаренной Сталину испанскими республиканцами.

"Умри злодей от руки моей". Надпись на охотничьем кинжале. Златоуст, 1880-е годы.

"Meine Ehre heißt Treue" (Моя честь называется верность). девиз на кинжалах SS (Schutz Staffeln)

"Mort aux boches" (Смерть немчуре). Boche - французское пренебрежительное/матершинное название немцев. Надписи на клинках французского сопротивления.
"Ложных друзей берегись сам, а от недругов спасу тебя я." латинская надпись на сабле польского короля Яна Собеского
"В правде сила" надпись на сабле хромого Тимура
Melius non incipient, quam desinent -
Лучше не начинать, чем останавливаться на полпути
Serva me - servabo te - сохрани меня - сохраню тебя
Mehr sein als scheinen - Будь лучше, чем кажешься
Oderint, dum metuant. - Пусть ненавидят - лишбы боялись.
"Без нужды не вынемай, без славы не вкладывай"
"Без веры не присягай, присягнувши веруй" одни из многочисленных девизов на казачьих шашках.
«In hostem omnia licita».- По отношению к врагу всё дозволено.(лат.)
In omnia paratus – готов ко всему
Ultima ratio – последний довод

Нечитаемые надписи обнаружены не только на русских монетах. Они присутствуют и на многочисленных средневековых клинках (мечах), находимых в Европе, и особенно на территории СССР и сопредельных государств .

Известный специалист по истории средневекового оружия А. Н. Кирпичников пишет:

В 70-х годах прошлого века хранитель Бергенского музея (Норвегия) А. Л. Лоранж заинтересовался викингскими мечами и, к удивлению, обнаружил на них ранее незаметные знаки и надписи… К 1957 году в Финляндии сотрудник Национального музея Хельсински И. Леппяахо расчистил 250 раннесредневековых мечей и встретил десятки надписей и знаков… В 1963 году расчисткой мечей начал заниматься историк-металловед рижанин А. К. Антейн… В музеях Латвии и Эстонии ученый открыл свыше 80 клинков с надписями, знаками и орнаментами… (Кирпичниковым – авт.) было расчищено 99 мечей, найденных… на территории Древней Руси, в Латвии и в Казанском Поволжье… На 76 клинках открылись ранее неизвестные начертания… Удивительное обилие надписей и знаков, проступивших вдруг на вещах, давно и хорошо известных, объясняется производственными особенностями клеймения… надписи и знаки на изделиях IX-XIII веков… были инкрустированы в горячем состоянии железной или дамаскиновой проволокой. Даже на полосе, очищенной от коррозии, начертания почти неразличимы. Лишь после применения специального травителя – быстродействующего реактива Гейна (медь, хлористый аммоний) – перед удивленными глазами присутствующих, словно из небытия, всплывали начертания. , с.149.

Считается, что «на лезвиях были написаны имена мастеров или мастерских. Имена принадлежали западно-европейским каролингским оружейникам, работавшим, вероятно, в районах Рейна и Дуная… Некоторые из приведенных имен или редкие, или встречены впервые . Таким образом, Русская земля сохранила произведения некоторых западных кузнецов, до сих пор неизвестных на своей родине » , с.50.

Зададимся вопросом: так откуда же известно, что эти мечи были сделаны в Западной Европе, если, как нам говорят, прочтенные на них имена мастеров в Западной Европе неизвестны ? Приведем яркий пример из статьи , иллюстрирующий – как именно археологи «узнают» родину меча.

А. Н. Кирпичников приводит фотографию рукояти одного из мечей и пишет:

Эта красивая рукоять меча в виде перевитых чудовищ послужила основанием для утверждения, что меч был сделан в Скандинавии. , с.51.

Таким образом, родину меча определяют, например, по красоте рукояти. Но на одном из таких «типично скандинавских» мечей А. Н. Кирпичников обнаружил надпись: «Людота Коваль » , с.54, то есть попросту – Кузнец Людота. Коваль – хорошо известное славянское слово. По поводу этого меча А. Н. Кирпичников пишет:

Красивая бронзовая рукоять с рельефным орнаментом в виде перевитых чудовищ была подобна скандинавским украшениям XI века. Во всех исследованиях он значился скандинавским мечом, найденным на Руси. , с.54.

Кирпичников продолжает:

В XII веке техника наведения клейм изменилась. Появились фигуры, выложенные латунью, серебром и золотом . Изменилось и содержание клейм: вместо имени мастеров… появились длинные вереницы букв… подавляющее большинство такого рода надписей , в том числе и обнаруженных нами, еще не прочтено. , с.50.

Где больше всего найдено таких мечей с надписями? Этот вопрос мы специально не исследовали. Но некоторое представление о распределении находок мечей может дать следующая выборка мечей со специальными, так называемыми сокращенными надписями. Вот данные из книги , с.17. «полный подсчет мечей с сокращенными надписями дает цифру 165… Если учесть места обнаружения клинков или, когда они неизвестны, места хранения, то по странам мечи распределяются следующим образом:

СССР – 45 (в том числе: Латвийская ССР – 22,

Эстонская ССР – 7,

Украинская ССР – 6,

Литовская ССР – 5,

РСФСР – 5,

Финляндия – 19,

Швейцария – 12,

Польша – 11,

Чехословакия – 9,

Франция – 8,

Англия – 6,

Дания – 5,

Норвегия – 4,

Испания – 2,

Швеция – 1,

Италия – 1» , с.17.

Отсюда видно, что на первом месте стоит СССР и сопредельные страны (а не Скандинавия).

Есть много мечей (число их исчисляется тысячами), которые пока что не расчищены , с.55. Кроме того, «из четырех тысяч мечей VIII-XIII веков, находящихся в различных собраниях Европы, изучены едва ли десятая часть» , с.55.

Что же написано на мечах? Как уже было сказано, уверенно читать этот материал историки сегодня в общем-то не могут. И понятно почему. Надписи выполнены в виде вереницы значков, в которых причудливо смешаны русские, латинские буквы и другие значки. В книге , например, приведено лишь два более или менее осмысленных прочтения имен: Константин и Звенислав , Первое имя – интернациональное, другое – явно славянское. Остальные непонятные буквосочетания стараются прочитать, в основном, так. Предлагается считать, что каждая буква – это лишь первая буква некоторого латинского слова. То есть вся надпись является, якобы, сокращением – состоит лишь из первых букв некоторых слов. Но встав на такую точку зрения не так уж трудно прочесть практически любую последовательность символов , на любом, наперед заданном языке.

При этом, исследователи считают, что большинство мечей происходят из Западной Европы. Отсюда и нацеленность на попытки интерпретации значков и буквосочетаний именно в терминах латинского языка. Интерпретируя значки (иногда удачно, иногда – нет) как латинские буквы, исследователи начинают «вычитывать» длинные тексты религиозного содержания.

Приведем типичный пример из книги . Это – надпись на мече, найденном у села Монастырище в Воронежской области. Она показана на рис.А (фотография заимствована из статьи Кирпичникова ). Вот как предлагает читать ее Дброглав. Сначала он переводит знаки надписи в латинские буквы. И получается следующее: NRED-[C]DLT. Затем предлагается следующее латинское прочтение этого якобы сокращения: N(omine) RE(demptoris) D(omini) – D(omini) L(igni). T(rinitas). , таблица VIII (группа «nr»).

рис.1.3.18

А вот его русский перевод: «Во имя Искупителя – господа и креста господа Христа. Троица» , см. там же.

Здесь в круглых скобках – буквы, добавленные Дброглавом. Мы уже высказали свое скептическое мнение об этом методе прочтения непонятных надписей на мечах, предложенном историками. Нам кажется, что задача прочтения непонятных надписей на мечах и на монетах – чрезвычайно интересная и, возможно, сложная задача, которая должна быть строго поставлена и решена. По сути дела, это – известная задача дешифровки. Такие задачи успешно решают специалисты в этой области (в том числе и математическими методами).

Мы не занимались сами этой задачей. Все же выскажем одно наблюдение, которое возможно окажется полезным в будущем. Так называемая «тайнопись», т.е. письмо с использованием непривычных сегодня букв, было по-видимому, довольно распространенным явлением вплоть до XVII века. В том числе и на Руси. Известны примеры бесспорного прочтения некоторых таких надписей. К ним относится надпись на русской книге XVII века, расшифрованная Н. Константиновым . Эта русская надпись, кстати, тоже много лет считалась историками совершенно неподдающейся расшифровке. Мы приводим здесь на рис.1.3.19 саму эту надпись и таблицу расшифровки ее символов, предложенную Н. Константиновым.

рис.1.3.19

Попробуем применить эту же таблицу Константинова к надписи на мече, о которой мы только что говорили.

Получится следующее: Сикер или Смкера , а дальше идет разделительный символ, после которого – по-видимому, слово Вопе или Нове . Вторая половина надписи не очень ясна. Но первая – хорошо известное русское слово секира , то есть как раз меч (специального вида). И получается, вроде бы, русская , а не латинская надпись. Да и меч найден в Воронежской области.

Применим тот же метод ко всем прорисям надписей на мечах, приведенных Кирпичниковым в его статье. Их – четыре.

Надпись 1 – это та самая надпись, которую мы только что обсудили. Кирпичников приводит оборотную сторону меча, на которой изображена тамга (см. рис.1.3.20) – уже хорошо знакомый нам «татарский» символ. О нем мы подробно говорили выше.

рис.1.3.20

Три других содержат, якобы, латинские имена загадочных западно-европейских мастеров (напомним, – почему-то неизвестных у себя на родине, см. выше).

Надпись 2. См. рис.1.3.21 Кирпичников предлагает прочитывать ее по-латински. Тогда получается слово CEROLТ. Такого слова в латинском словаре нет . Поэтому предлагается считать его именем некоего мастера. (Заметим, что любое непонятное звукосочетание можно успешно назвать старым, забытым именем). Если же читать это буквосочетание по таблице Константинова, то получится слово сордце . (Здесь Ц, отсутствующее в таблице Константинова, мы восстановили по смыслу. Это не противоречит таблице Константинова). Но слово сердце , писавшееся раньше иногда именно в форме сърдце , т.е. сордце (поскольку Ъ читался как О) – хорошо известное русское слово. Вполне подходит как клеймо на мече.

А на оборотной стороне меча снова изображена русско-татарская тамга .

рис.1.3.21

Надпись 3. См. рис.1.3.22 Кирпичников снова предлагает прочитывать ее по-латински. Предлагается чтение ULEN. Такого латинского слова нет. См. . Если же это – имя, то скорее всего славянское – Ульян . Но если читать по таблице Константинова, то получается Исон или Ясон , или Ясный . Тоже подходит для меча.

рис.1.3.22

Надпись 4. См. рис.1.3.23. Кирпичников предлагает читать по-латински и получает LEITPRIT. Такого латинского слова нет. См. . Применяя таблицу Константинова, получаем Цестарие или Цестание . Похоже на старое русское слово Цестить , т.е. Чистить . См. Словарь М.Фасмера . Получается, что на мече написано: Чистое , т.е., возможно, Чистая сталь или Чистое оружие, или что-то еще в таком роде.

А на обратной стороне клинка – символ, означающий по таблице Константинова, букву Б.

рис.1.3.23

Конечно, мы ни в коем мере не настаиваем на том, что наше прочтение – правильное. Четырех коротких надписей явно недостаточно для каких-то выводов. Тем более, что нам пришлось догадываться о смысле нескольких не очень понятных значков. Мы лишь хотим привлечь внимание к этой проблеме и указать на возможное единство так называемой «тайнописи», использовавшейся на монетах, книгах, мечах и т.д. Скорее всего, это никакая не тайнопись. А просто забытый сегодня старый алфавит, который использовался на Руси, а возможно и в других странах. Например, в Западной Европе. См. ниже Часть 5.

Закончим цитатой из статьи Кирпичникова. «В русской науке мечи… послужили поводом для мятежа ученой мысли. Больше всего спорили о происхождении мечей: одни рассматривали их как оружие, с которым норманны ворвались на просторы Восточной Европы и колонизировали славян. Другие справедливо возражали им, указывая, что клинки являлись общеевропейским оружием, которым пользовались и славяне и норманны (что, как мы узнаем ниже, см. Часть 5, – одно и то же – авт.). С течением времени спор обострился: на основании находок мечей так называемого варяжского типа некоторые ученые выдвинули тезис о том, что первое государство восточных славян – Киевская Русь – было создано норманнами» , с.51.

Не ковали ли варяжско-норманские мечи в Туле? Или в Златоусте на Урале.

УДК 903.227
Значение клейма VLFBERHT на мечах викингов и
ТОЧНОЕ место их изготовления
Ч.А. Тукембаев

В скандинавской истории не определены Северный (Norweg) и Восточный (Austrverg ) пути, Восточное государство (Austrrí ki ) -. Слово Norweg, обозначавшее Северный путь, после крестовых походов сделали этнонимом норвежцев, которые были викингами с IX века. С викингами явились их мечи + VLFBERHT +, + VLFBERH + T . Два века ими сеяли смерть в Европе, но, затем, мечи исчезли, а викинги остались. Распространение мечей викингов по странам Европы, разные надписи на них, место изготовления и обзор литературы обсуждены в -. В установлено, что легендарный Асгард расположен в Тянь-Шане, где сейчас проживают прямые потомки динлинов, как и в Скандинавии, поэтому взгляд на проблему в корне меняется. Стало необходимым изучать скандинавские саги в комплексе с прогрессом металлургии, поскольку в , выявлено, что железо в клинках викингов кристаллизовано в сталь по уникальной технологии.
А. Кирпичников указывал, что меч VLFBERHT лишь внешним видом напоминает меч каролингов, в клинок заложена среднеазиатская технология дамаска, перевозили не слитки булата, а клинки, рукояти прилаживали к клинку в Норвегии. Оппоненты противились, так как полагали, что надпись восхваляет хозяина или это клеймо неграмотного кузнеца, или оружейной фирмы, но только из Золингена. Понять суть надписей, значков и переплетенных лент, изображения человека на клинке (рис. 1, I , II ) и выявить место их изготовления не желали. Сначала считали , , что на клинке выбито ULFBERHT . Потом выяснили, что лучшие клинки IX века имеют клеймо VLFBERHT (рис.1, I ) -, а клинки позднего времени содержат надпись ULFBERHT . В захоронениях Норвегии наибольшее количество мечей с клеймом VLFBERHT , так как она была плацдармом викингов, куда они прибыли по Северному пути (рис. 2), а других странах - количество мечей мало.
На клинке, найденном в Гнездово, изображен человек (рис.1, II ) , . Ценность этого клинка, по Бируни, сравнима со стоимостью лучшего слона, чему свидетельствует воздвигнутая в 415 году семиметровая колонна весом в 6,5 тонн из чистого железа в Дели, поэтому не ржавеющая 1600 лет. Меч викинга реконструирован (рис. 1, III ) по итогам . Клинок, как масло, пробил ряд колец кольчуги. Правы предания: викинги перерубали мечи франков, чему виною структура булата, а не грубая сила. Меч хранится в Британском музее рядом с оригиналом IX века и назван «Дымом Саттон-Ху», согласно захоронению VII века в Англии, где найден оригинал.

Рис. 1. Надписи I , II на мечах викингов, III - реконструкция меча VLFBERHT .
IV - кувшин и V - матрица-инталия VIII - IX веков, Au =81,7 %.

Для обнаружения места изготовления клинков VLFBERHT требуется осознать суть этого слова, найти регион, где в VIII - IX веках была налажена металлургия выплавки булата из железа, и установить причину исчезновения мечей викингов в Европе в XI веке.
I . Булат, оружие и экспансия викингов . В 2000-х годах оппоненты , осознали суть технологии булата. Возобладал здравый смысл: этапу дамасской ковки предшествует этап получения булата , . Не из всякой стали куют дамасские клинки, а из булата. В , рентгеноструктурным и физико-химическим анализом клинков VLFBERHT выявлена микроструктура булата, неизвестная в Европе до 1795 года, а в клинках из Золингена ее нет. Поняли правоту , что булат плавили в Средней Азии в тиглях. Он был известен в Азии с IX века, как индийская сталь - phaulad , фулад, дамаск. В 1795 году сталь научились варить в Англии, назвав ее индийским вутцем. Однако енисейские кыргызы с VI века добывали железо из магнитного железняка и ковали обоюдоострые мечи , кинжалы, копья, пластинки панцирей, наконечники стрел, лемеха, серпы, мотыги . «Худуд-аль-Алам» отмечает торговлю железом редкого совершенства в государстве халлух (756-940).


Рис. 2. Северный путь викингов по Оби, Иртышу и Арктике.

В - выявлено, что в Ахсикенте наладили металлургию и торговлю клинками редкого совершенства в Дамаске. Но металлургия - стезя енисейских кыргызов. Хазарская хроника в 750 году зафиксировала союз шведов, русов и асов, поддержавший в Таласской битве 751 года арабов. По пути с Урала и Енисея в Талас примкнули племена турок: чигили и др. Встававшие на ноги Аббасиды (750-1258) возвратили исконно кыргызские земли зеленоглазым хозяевам, вернувшимся с Урала и Енисея, т.е. енисейским кыргызам. Эти земли они отобрали у тюргешей в 740 году, в том числе, Ферганскую долину с Ахсикентом . Китайская летопись подтверждает этот факт и не знает иных зеленоглазых в Азии, кроме кыргызов. Их арабы назвали халлух , а азиатские народы - карлук. Так в 756 году в центре Азии появилось христианское государство карлуков, обогатившееся на торговле оружием и породившее набеги викингов на Англию с 789 года.
Экспансию викингов вызвало потепление климата в Евразии, начавшееся в конце VIII и достигшее пика в IX веке. Засуха привела к упадку и погнала кочевников Азии на запад. Льды Арктики отошли от берегов Скандинавии и России, поэтому в Карское море из Средней Азии по Иртышу и Оби (рис. 2) устремились корабли викингов . Этот Северный путь нашла Н. Федорова, обнаружив в полярных областях Урала и Обской губы артефакты среднеазиатского происхождения, потерянные викингами в первой половине IX веке . Клинки, а не слитки булата перевозили без посредников в Норвегию по Оби и Волге. Балтийское и Северное море кишело пиратами. На Балтике племена угров и финнов жили в каменном веке, до XIII века не знали железа и промышляли грабежом на море. Поэтому викинги использовали безопасный, но трудный и суровый Северный путь по Оби.
II . Кыргызстан - средоточие культур и религий . Асгард на территории Тянь-Шаня выявлен в , согласно его описанию в саге , . В саге сказано, что Страна Турок недалеко от Асгарда на юге, а это Кашгар (рис. 2). На юге от Асгарда в Гимле (Гималаях) живут темные альвы - индусы, на севере - белые альвы, т.е. динлины - енисейские кыргызы. Издревле здесь обитали ассиане, т.е. асы. Они с гётами образовали конфедерацию массагетов против Александра Великого. Царица Томирис - дочь гётов.
«Сага об Инглингах» стала сторонним источником того, что до середины IX века Кашгар был Страной Турок. На юго-западе кыргызы граничат с таджиками и иранцами. В Суябе, Ак-Бешиме до нашествия караханидов из Кашгара обитали христиане, буддисты, зороастрийцы, индуисты, что содействовало приходу индийских технологий, прогрессу и цивилизации. Нашествие вызвало стагнацию, дележ между главными племенами турок: чигиль и ягма и раскол на юг и север. В итоге, караханиды распались на два ханства, изгнали христиан - карлуков в 1040 году на Енисей и Урал, что привело к упадку.
Китай испокон веков знал кыргызов, как Dingling - 丁零 с 201 года до нашей эры. При Бичурине буква “ g ” выпала и получилось динлин. Инглинг-Yngling идентично Dingling , так как отцы Инглингов - асы из Асгарда (старые скандинавы ), откуда они в III - IV веке, изгоняя гуннов, переселились в Швецию. Однако главные события саги развиваются после ухода Одина из Азии в 840 году, что подтверждено китайской летописью о динлинах, енисейских кыргызах . Т урки называли динлинов с VI века кыргызами; от них в IX веке берут начало викинги. Тогда Восточный путь - это Великий шелковый путь, а империя Тан - это Восточное государство, так как rí ki в Austrrí ki - это райх.
Создав металлургию в VI веке , кыргызы стали самым процветающим народом Азии на базе поливного земледелия и оседлого скотоводства, хранили богатое культурное наследие предков, в чем заверяют Бируни и арабские географы. Однако в IX веке они ушли завоевывать просторы Великой степи из-за засухи. В карлукский период Кыргызстан стал самым благоустроенным государством Азии. В отличие от азиатских народов близок к цивилизованным народам, нрав приятный и общительный, но воинственный . По аль-Масуди (896-956) и Махмуду Кашгари (XI - XII вв.): карлуки всех красивее, ростом высокие, лицом приятные и самые культурные в среде турок. Со стороны персов Фирдоуси (935-1020) в «Шахнаме» воспел совершенство карлукских красавиц, а, потом, и Низами (1141-1209).
Одна часть кыргызов R 1 a 1 M 17/ M 198 имеет ген андроновца (асы - древние кыргызы ), другая - имеет норвежский тип викинга (молодые скандинавы ). Поэтому, норвежцы и кыргызы - это потомки сынов Одина, так как происходят из динлинов, европеоидов, т.е. голубоглазых, высоких, белокурых дьяволов. Именно так в Древнем Китае называли динлинов, которых через тысячу лет в Европе стали называть викингами.
В 820-840 годах Один начал великий поход из Асгарда на запад, как сказано в Саге из-за жары, т.е. из-за засухи. Стотысячная армия ринулась из Средней Азии по Иртышу, Оби, Северному океану в Норвегию и во главе с Рагнаром - по Великому шелковому пути. После разгрома Тюркского каганата в 820-840 годах по Восточному и Северному маршруту на Франкскую империю напало закаленное в боях войско динлинов. Там их с испугу стали величать викингами, потому что прибыли в Европу с мечами, копьями и боевыми топорами редкого совершенства. Отблеск булатных клинков поверг Европу в ужас, леденя душу дымом Саттон-Ху. Генетика подтверждает данный факт, поскольку среди кыргызов 63% R 1 a 1 M 17/ M 198. Так как Один оставил в Асгарде Ве и Вили , то их потомки - молодые скандинавы - карлуки, ныне, живут и в Скандинавии, и в Кыргызстане, т.е. носители Y -ДНК норвежского типа, как у Чоро Чорыева (см. FTDNA ). Кроме того, гены датских викингов R 1 b 1 b 2, внедренные Рагнаром в Англии, восходят к предкам великой царицы Томирис и имеются среди кыргызов и на Поволжье.
III . Археология Ак-Бешима изучается с 1953 года . Площадь его шахристана с цитаделью 35 га. Найдены христианская церковь VIII века, обширное кладбище вдоль стен, равноконечные кресты (рис. 1, IV ) карлукского периода 756-940 гг. В погребении скелеты 9 взрослых и 9 детей; все европеоиды, на груди одного из взрослых христианский нательный крест. Ак-Бешим - это белые времена : наступает, когда солнце пересекает тундук в полдень. Это отвечает «Знамению победы» императора Константина, взошедшему в полдень 28 октября 312 года равноконечным, катакомбным крестом. Археологи МГУ установили: жизнь в Ак-Бешиме взошла в V веке; в конце X века христиане покинули город и настали черные времена. В X - XI веках город лежит в руинах, где находят 75 караханидских монет 50-60 годов XI века с изображением зверей, птиц, рыб. Это означает откат в тенгрианство, шаманизм. Значит, причиной исчезновения мечей VLFBERHT в Европе стал упадок и раскол каганата Караханидов в 1040-42 годах на Западное ханство, отошедшее чигилям, со столицей в Самарканде и Восточное ханство с центром в Кашгаре.
В 1998 году археологи Эрмитажа и Кыргызстана провели раскопки объекта VIII в Ак-Бешиме. Найдено множество оружейных изделий из стали . Они, по А. Кирпичникову и А. Медведеву, распространены в Восточной Европе. Встречаются в Уюк-Тарлык (Тува), погребение 51, 975-1050 гг.; Каменка (Среднее Приднепровье), курган 433, XII в.; Секешфехервар на месте радиотелебашни (Венгрия), X-XI в.; Гнездово (Россия), курган 14 и могильник Саркел - Белая Вежа (Россия), курган 21, IX-XI в. Присутствуют бронебойные наконечники, но кыргызских трехлопастных наконечников стрел нет.
Бронебойные наконечники удостоверяют, что предназначены для поражения врага в доспехах. Оружие доставляли в Норвегию Северным путем от озера Зайсан по Иртышу и Оби (рис. 2). При скорости драккара 10 км/час 9000 км до Бергена преодолеете за 6 недель. Возможно, викинги срезали путь по притокам Тобола, через Уральский хребет на Северную Двину и Печору . Они прошли суровый Северный путь. Куда он ведет, арабам не удалось выведать у енисейских кыргызов. Как они заметили, кыргызы отсекали посредников, сами перегружали и перевозили восточные товары на север. Опыт плавания по Полярному кругу у викингов богатый, а путь от о-ва Вайгач до Бергена и до Америки им известен. Подвоз оружия из Асгарда до Саркела (стрелка к Волге) по Восточному маршруту, далее ладьями до Старой Ладоги достиг пика после разгрома Тюркского каганата в 840 году. По этому пути Рагнар Лодброк привел датских викингов из Асгарда в Европу.
Победа в Таласской битве обеспечила прогресс металлургии и новую культуру над кочевниками Азии с 751 года, поэтому язык шведов оставлен на клейме VLFBERHT . В по записям в «Саге об Инглингах» выявлено, что в Тянь-Шане родился главный элемент всемирной культуры - классическая европейская музыка, вокал, диатоника, которые викинги и россомоны принесли на запад и сделали достоянием Европы, выражая там своей музыкой и пением ностальгию по Асгарду. О расцвете культуры Ак-Бешима свидетельствует монетный двор на объекте X , литейная мастерская с запасом руды, бракованные монеты, пряжка, железный нож и др. инструменты металлообработки. Уникальной находкой стал необычный золотой солид VIII - IX веков. Он в 10 раз тоньше солида, диаметр - 17 мм, вес - 0,45 г . Данные масс-спектрометрии (%): Au =81,7; Cu =10; Ag =5; Fe =3; а Pb , Zn , Sn по 0,1. Так как на лицевой стороне - барельеф, но на обратной - инталия одного и того же изображения (рис. 1, V ), то находка является матрицей для изготовления монет. Такая находка матрицы означает, что найден атрибут государства карлуков.
Матрица найдена на глубине 160 см между камней горна и, вероятно, спрятана во время штурма. На ней изображение мужчины и женщины. У мужчины головной убор с египетским крестом. На головном уборе женщины возвышается равноконечный крест, точь в точь, как на шапке Мономаха и коронованных особ Византии. Весьма вероятно, что отсюда корона перешла Владимиру Мономаху в 1056 году с приходом в Киев Аскольда с динлинами, так как в 1054 году произошел раскол христианства на католичество и православие, а Мономах был ребенком. Значит, равноконечные кресты на рис. 1, I , II , V , указывают, что в IX веке булат и клинки VLFBERHT изготавливали в Ак-Бешиме, точнее, в центре металлургии - Ахсикенте , . Тогда, это первое христианское королевство VIII века, основанное викингами в центре Азии до начала их эпохи в Европе с IX века.
Карлуки отвергали религию согдийцев - манихейство, так как были христианами, поэтому писали на хорезмийском варианте арамейского письма , а манихеи - на согдийском. Это означает, что вера напрямую пришла из Византии через Хорезм (Скифию) и тундук на флаге Кыргызстана сберегли на века, как символ предков - равноконечный крест, но в IX веке цвет флага был иной. Как гласит китайская летопись, с признанием государства в 756 году к синему флагу снизу добавился красный цвет.
В 2016 году исполнится 1260 лет создания государства карлуков и свадьбы Манаса в 756 году. В отличие от стало известно, что арабский топоним « اڡراقر » означает Асгард или Ахсикент. В «Худуд-аль-Алам» записан топоним с иного языка, по-арабски, поэтому получаем « Aq . raq . r », «Ак-ра-кыр», «Акра-кыз», т.е. Асгард, так как людей севера обозначали «ак», «ас». Любые перестановки слогов выводят к кыргызам. Интерес вызывает «Акра-кыз», поскольку указывает на город божественной невесты - Каныкей, в девичестве Санира, где сан - святая, но по-арабски, акра - щедрость. Так как Манас, по Каралаеву, родился 100 лет спустя смерти Мухаммеда, то с учетом исламского календаря ему в 756 году исполнилось 26/27 лет. Поэтому монарху было положено жениться на высокородной невесте. Тогда пришлось ехать в Фергану, где в приданое от невесты получил Ахсикент, а, значит, Ахсикент стал наследуемым достоянием династии. Через 200 лет карлукские красавицы вдохновили Фирдоуси на бессмертную поэму «Шахнаме». Для истории Кыргызстана этот факт единства народа и первого флага кыргызов имеет знаковое значение.
IV . Рагнар Лодброк , согласно трактату Саксона Грамматика «Деяния данов», владел Скифией и представлял Инглингов . До поездки Рубрука к монголам в 1254 году Западная Европа считала Черное и Каспийское моря единым целым, как установил ал-Масуди (896-956). Скифия до Каспия и Урала была подвластна Асгарду, а потому клады куфических монет, мечи викингов и новое вооружение появились в Киеве на рубеже IX - X веков из Асгарда. Рагнар означает благородный, божественный и прочитывается, как рах-нар, райх-нар, где нар - священный, белый почитаемый в Азии верблюд.
Рагнар начал войну против Тюркского каганата 820-840 годов на западе Скифии. В отличие от анализ выявил, что за легенду о Даксо отвечает река Даикс, по Птолемею (Урал, Яик). Оттуда Рагнар с войском из Асгарда (по стрелке на рис. 2) шел в Саркел и Самкертц (Тамань, Тьмутаракань) и гнал братьев Даксо с венграми на Днепр, сравнял Саркел с землей. Братья Даксо - это сыновья Обадии из династии Буланидов, а их опекал брат Обадии Ханукка. В битве при Гелесспонте Рагнар штурмом взял Самкертц. В «Деяниях данов» под Гелесспонтом подразумевается водная линия, разделяющая Европу и Азию по Дону, Керченскому проливу, Босфору. Там же подсказки: линия Гелесспонта отделяет хазар от потомков галлов - Semigallians в Крыму; Рагнар пересел с коней Буланидов на ладьи. Таким образом, Рагнар с россомонами вошел в Бертинские анналы 839 года, зарегистрировав победу в Константинополе, куда, обогнув Европу, он вновь пришел в 860 году.
Разогнав хазар по белу свету, Рагнар пошел на ладьях на север. В 840 году уничтожил сембийцев и сжег Старую Ладогу, что датировано слоями пепла . Куршам как-то удалось откупиться от гнева Рагнара, поэтому живы до сих пор. Благодаря Рагнару Лодброку, христианство и булат - харалунж в «Слове о полку Игореве» пришли на Русскую равнину из Асгарда, т.е. из ее северной и южной столицы Ак-Бешима и Аксикента. Место под солнцем завоевывают с оружием в руках и верой в истину.
На рис. 2 показан путь Рагнара с сыном Иваром из Гардарики на юг в Страну Саксов. Как сказано в саге , к саксам он направился через некоторое время после взятия Парижа в 845 году по той из трех рек, впадающих в Северное море, которая посредине, а это Рейн. Поход длился 5 лет. В 860 году навестили два греческих города; Константинополь и Корсунь в Крыму. Значит, поход начался с того, что в 855 году викинги навестили Людовика Немецкого в Ульме - летней резиденции Каролингов.
В IX веке Гардарика в «Саге об Инглингах» это Англия, так как на юге от нее Страна Саксов. Поскольку население Англии подверглось насилию датских викингов, то у мужчин в нынешнее время гены датского типа, что удостоверено генетическим анализом злодеяний Рагнара. Далее Рагнар добрался до верховий Рейна и через водораздел пришел в Ульм, где на все времена оставил равноконечный крест (рис. 1, IV ) символом Германии. Гора белого камня на Дунае в Регенсбурге, а о ней сказано в , стала местом поклонения и подвигла немцев на воздвижение Валгаллы в память о подвигах викингов (Ahnenerbe ).
Из Ульма викинги поплыли по Дунаю к Черному морю. В 855-860 годах они потеряли в Секешфехерваре п лоский наконечник стрелы, пряжку и меч викинга, точно такие, как в могильнике Саркела и Ак-Бешиме . Тогда в Венгрии жили авары и славяне, но не дошли до высот металлургии. Венгры с Арпадом в люльке (855-907) в добыче ячменя дрались где-то у Днепра (арпа - ячмень, пиво), куда их выгнал Рагнар в 839 г. Племена не привязаны к источнику оружия из Ак-Бешима . Это оружие, обнаруженное в Саркеле, Гнездове и Секешфехерваре, потеряли викинги, т.е. россомоны, так как Рагнар в 839 году оставил их в Самкертце. Дополним металлургию тем, что в Тянь-Шане много залежей магнитного железняка. В Нижнем Кемине, а он от Ак-Бешима на другой стороне реки Чу, содержание Fe =51,8 %. Залежи магнитного железняка сильномагнитные, поэтому обнаруживаются компасом, а енисейские кыргызы умели добывать магнитный железняк с VI века .
Византийская хроника зарегистрировала атаку викингов в 860 году с суши и моря. Часть викингов высадилась на Дунае, и с боями шла по Болгарии до Константинополя, а другая половина доплыла на ладьях. Затем эскадра Рагнара через Черное море пришла в Самкертц, где россомоны закрепились в 839 году, и выбила хазар из византийского города Корсунь - Херсонес Таврический в Крыму. Наконец, викинги прошли на север по Днепру и на месте поселения угров основали город Киев в 860 году. Завоеванные земли в честь ее основателей - россомонов названы Русью, а их воеводу стали величать Аскольдом. На Днепре племена духовно зависели от колдунов, иудеев, булгар, мусульман, бежавших из Тюркского каганата. Из Византии россомоны привезли в Корсунь рабов, в том числе болгар, где обучили их писать и читать по-русски. Лучшие ученики Кирилл и Мефодий в 862 году учили русской грамоте племена славян, угров, булгар, турок и др., чтобы дать людям новое мышление и истинную веру.
ЗНАЧЕНИЕ КЛЕЙМА VLFBERHT НА МЕЧАХ ВИКИНГОВ И ТОЧНОЕ МЕСТО ИХ ИЗГОТОВЛЕНИЯ. ОКОНЧАНИЕ