Речевые ошибки: виды, причины, примеры. Примиритесь с неизбежным

Клише к написанию сочинения ОГЭ по структуре 15.2

Первый абзац: вступление (объяснение значения данной фразы): Данная (Предложенная) фраза, я считаю, говорит о …

ИЛИ: Приведённая фраза выражает основную мысль текста: … (или обозначает следующее:...)

Третий абзац – 2 аргумент (тоже из текста) : Рассуждая над или о (поступком героя… или качествах мальчика/девочки) повествователь приводит пример его храбрости/трусости и т.д в предложениях …-…

Четвёртый абзац – вывод

ИЛИ: Таким образом, … является качественным показателем духовности человека, его нравственного уровня.

Клише к написанию сочинения ОГЭ по структуре 15.3

Первый абзац: вступление (объяснение понятия): Что такое…? … - это….

Второй абзац – 1 аргумент (из текста) : Именно о … говорится в тексте ….

Третий абзац – 2 аргумент (из жизненного опыта) : В своей жизни мне тоже часто приходилось сталкиваться с…. (или ещё не приходилось сталкиваться, но я читала об этом в газете… смотрела телепередачу на эту тему. В ней рассказывалось (обсуждалось)….) Помню случай, когда…

ИЛИ: Ярким проявлением … в моей жизни я считаю участие в … Пусть это очень маленький вклад в…, но из малого вырастает большое.

Четвёртый абзац – вывод : Таким образом, .. важное качество человека (человеческой личности).

ИЛИ: Таким образом, … является качественным показателем духовности человека.

Предварительный просмотр:

Вариант 3 (1319)

(1)На рассвете мы с Лёнькой напились чаю и пошли на мшары искать глухарей. (2)Идти было скучно.

– (3)Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось, видели?

(10)Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух. (11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр. (12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

– (14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. – (15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте колокола снимать.

(16)Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму. (19)Эти доски и пригодятся».

(20)Я пришёл к Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честнáя, до чего тонкая работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь. (25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди переплавят», – говорю ей.

(26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам».

(29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей.

(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»

– (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?

(По К.Г. Паустовскому)*

* Паустовский Константин Георгиевич (1892–1968) – русский советский писатель и публицист, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старушка не хотела отдавать Лёньке гравюрные доски?»

1) Старушка считала, что должна быть вознаграждена за то, что сохранила гравюрные доски.

2) Старушка полагала, что гравюрные доски принадлежат только ей как представительнице народа.

3) Старушка понимала художественную ценность досок, воспринимая творчество отца как настоящее искусство.

4) Старушка считала Лёньку ненадёжным человеком.

просторечная лексика .

1) – Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей.

2) Встревает тут Федосья, баба из Пýстыни…

3) Эти доски и пригодятся.

4) Особенно портрет Пугачёва – глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.

4. Из предложений 14–19 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – « приближение ».

5. Из предложений 20–25 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется одна буква Н».

6. Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение 33), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

8. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

9. Среди предложений 14–19 найдите предложение с распространённым приложением

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

– Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, (1) – продолжил Лёня.

– Нечем, (2) говорит, (3) чинить то, (4) что требуется, (5) потому давайте колокола снимать.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я пришёл к Пожалостиным, (1) сказал, (2) в чём дело, (3) и попросил эти доски показать. Старушка выносит доски, (4) завёрнутые в чистый рушник.

13. Среди предложений 28–32 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением

14. Среди предложений 15–19 найдите бессоюзное сложное предложение . Напишите номер этого предложения.

15.2 . Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «– Таланта! – повторил Лёня громче. – Это понимать надо! Это беречь и ценить надо! Ведь правда?»

15.3 . Как Вы понимаете значение словосочетания НАСТОЯЩЕЕ ИСКУССТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящее искусство», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 4 (1310)

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, как обычно, приедет он, Хохолок. (2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

(6)Тревожно на душе у Динки. (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар. (8)Ей вспоминается, как трудно было Хохолку приобрести велосипед и с каким торжеством он примчался на нём в первый раз. (9)«Теперь я буду катать тебя каждое воскресенье!» – сказал он тогда. (10)И с тех пор, уже второе лето, каждое воскресенье он обязательно мчал её куда-нибудь.

(11)Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе... (12)И обманывать их бесполезно. (13)Да и как можно обманывать друга?

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки. (15)Но ведь всё это было другое. (16)А Динка росла, и жизнь ставила задачи всё труднее, серьёзнее. (17)Эти задачи требовали смелых решений, но ещё ни разу они не требовали от Динки такой жертвы – отказаться от одного ради другого.

(18)Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. (19)«Как я скажу Андрею?» – мучительно думала Динка. (20)А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

(21)Проследив остановившийся взгляд Динки, Лёня увидел въезжающий с дороги велосипед.

– (22)Не говори ему ничего, – сжимая холодную руку подруги, быстро сказал Лёня. – (23)Слышишь меня?..

– (24)Слышу, – прошептала Динка, и губы её дрогнули. – (25)Я, конечно, всё понимаю, Лёня... (26)Нас было трое друзей. (27)А теперь должно быть двое! (28)И из нас троих нельзя обмануть никого!

(По В. Осеевой)*

* Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902–1969) – детская писательница. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему у Динки было тревожно на душе?»

1) Динку огорчало, что она больше не сможет кататься на велосипеде с Хохолком.

2) Динке хотелось бы обмануть Хохолка, но сделать это было невозможно.

3) Динку мучили воспоминания о том, как Хохолок купил велосипед.

4) Динке тяжело было предстоящее решительное объяснение с Хохолком.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора .

1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

4) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

4. Из предложений 7–11 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – « приближение ».

5. Из предложений 2–7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных с основой на -Н, пишется НН».

6. Замените разговорное слово «враньё» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом . Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «колосьев ржи» (предложение 3), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 6.

9. Среди предложений 18–22 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением . Напишите номер этого предложения.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции .

В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, (1) как только открыла глаза, (2) вспомнила про Андрея, (3) вспомнила, (4) что сегодня, (5) как обычно, (6) приедет он, (7) Хохолок.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Надо было хорошенько обдумать, (1) как сказать ему, (2) что она, (3) Динка, (4) повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, (5) не поедет с ним кататься.

13. Среди предложений 3–10 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 11–16 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Да и как можно обманывать друга?»

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 . Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Предварительный просмотр:

Клише к заданиям ОГЭ (сочинения)

1 вариант. 15.2.

Финальная фраза текста говорит о великой силе музыкального искусства, о его воздействии на эмоциональное состояние (или на чувства) героини.

Именно поэтому Динка перестала бояться, услышав чарующие звуки скрипки (предложение 24).

Также воздействие искусства музыки на человека мы видим в предложениях..., где говорится о…

1 вариант. 15.3.

Что такое настоящее искусство? Словосочетание «настоящее искусство» обозначает подлинный (или истинный) талант, которым владеет творческий человек.

Таким талантливым человеком в тексте является Яков Ильич, играющий на скрипке. Его искусство музыкальной игры настолько велико, что Динка перестала бояться строго портрета да и самих хозяев, о чём говорится в предложении 24.

На меня подобное влияние оказывает музыка Чайковского. Слушая его «Времена года», я оказываюсь словно в сказке, забывая обо всём на свете.

Действительно, настоящее искусство способно творить чудеса с душами людей.

2 вариант. 15.2.

Финальная фраза текста говорит о великой силе искусства слова, о его воздействии на эмоциональное состояние (или на чувства) человека, на его фантазию и воображение.

Именно это случается с героем данного текста в предложениях..., где говорится о…

«Жителем» книжной страны герой оказывается не единожды. Например, в предложениях… рассказывается о его полёте фантазии после прочтения разных произведений.

2 вариант. 15.3.

Что такое настоящие книги? Словосочетание «драгоценные книги» обозначает интересные, увлекательные и дорогие (не по цене!) для героя печатные издания.

Книги для героя были драгоценны ещё тем, что их в библиотеке было мало и они были в очень плачевном состоянии, о чём говорится в предложении 1.

На меня подобное влияние оказывают произведения Астафьева (Ю.Яковлева ). Читая его автобиографические повести и рассказы (произведения о подростках), я сам (сама ) оказываюсь участником описываемых событий, забывая обо всём на свете.

Действительно, книги поистине талантливых писателей способны творить чудеса с внутренним миром человека.

Предварительный просмотр:

притихший

приходят

приходит

примчался

приделал

настороженно

нарисованной

вырезано

длинной

порезана

пугало

требовалось\

следовало

вероятно/кажется

ложь

носил

шарф из кружев/с кружевами

сражений в Париже

ночей без сна

ржаных колосьев

подушка от дивана

сыграйте

я улыбался, утирал

понимать надо

тревожно

всё повторилось

1,2,9,10

рассказывал

присох

приподнялся

прибрежном

расхватали

решено

взбешённый

торжественной

рождённые

заброшенной

проблема/затруднение/

препятствие/помеха

вероятно/кажется

решила

взлетит

упал

пароходный гудок

будни школы

в дорожках воды

на песке у берега

жужжание шмелей

есть студия

знай, не любят

нравилось бежать

охватила тьма

13,14

испортил

бескорыстных

восхваляют

бесследно

приходят

необыкновенно

продана

принесённые

отгорожен

болезненно

деталями

рассказать

ударил

глупые

казались

хора студентов

магазин книг

говорит с радостью

гусиная стая

совесть Голубкина

хотелось учиться

книга была дорогой

не ругают

надо иметь

не верить

23,26

12,15,16

расспросами

рассыпаются

возник

пришёл

рассказал

удивленно

завязанная

посрамлены

клюквенного

одновременно

какой

письмо

помощь/одолжение/

услуга/милость/

покровительство

хороший/

необыкновенный/

замечательный

побили

рычаг из железа

сказала с насмешкой

власть Глебова

цвета стали

собачья пасть

не вышло

начало

шла жизнь

не нужен пиджак

поколотили

11,14

20,21

1,5,6

3,10

3,4,5

бесспорным

приедет

притворив

расхотел

прищуривается

жертвенному

сосредоточенно

сонный

решено

картонной

легко

худой/хилый/

худощавый

неужели

разговаривали

лучше /получше

красотой Ляли

языка собак/

языка собаки

жизнь человека

голубей из бумаги

хвост ракеты

не сулили

три окошка темнели

заходите

я расхотел пускать

прихоть дороже

приостановился

рассказывая

пришёл

развалин

бессловесными

письменными

жизненную

написано

ремесленное

созданы

толпа

отказаться

зашептались

воспитанники

вмешиваться

к воротам из железа

читал с увлечением

в вазе из хрусталя

корабельная палуба

собаки из фарфора

нужно было внести

это было следствием

он взял, пошёл

текли слёзы

многое изменилось

19,21

26,27

приподнять

прищурив

вспоминает

притихший

прищурив

стеклянных

решено

сделано

медленно

осеннему

некрасивый /

невзрачный

странно /

необычно

спасти/выручить/

вытащить/

помочь/освободить

впредь /

впоследствии

проговорил/сказал

гладит с нежностью

домик из бревен

колодезное дно

фронтовые известия

к дому Алки

купили

не думают, живут

светает

это было

смешно

24,25

3,4,8,9

принаряженных

присел

раздумывая

рассердиться

вздрогнул

5

деревянные

оловянные

задано

постепенно

изжёванный

6

страх

украл /

своровал

обижаться /сердиться

бросил /

кинул

высокий /

худощавый

7

сиденья из дерева

одеялом из сукна

отнестись с юмором

материнских слёз

вера человека

8

гасят

это случилось

не было, я болел

не было

не было

9

8,10

25

21

38

7

10

2,3

4,5

4,5

4,5

5,6

11

3

1

2

2

2

12

6

1,2,5

2

3

2

13

25,26

13

3

6

25

14

9

16

8

9

30

41

42

43

44

45

2

4

4

2

1

2

3

1

1

3

2

1

4

приподнимал

раскроем

приподнимала

присылают

прикрыла

5

стеклянные

устроены

неизбежны

подстриженными

написано

6

случайно /

неожиданно

начали

сказать

походил

2. За-да-ние 2 № 5495. В каком ва-ри-ан-те от-ве-та со-дер-жит-ся ин-фор-ма-ция, не-об-хо-ди-мая для обос-но-ва-ния от-ве-та на во-прос: «По-че-му Ко-роль-ков сам не вме-шал-ся в кон-фликт жены и до-че-ри?»

1) По-то-му что он не по-ни-мал сути кон-флик-та.

2) По-то-му что Ко-роль-ков по-ни-мал, что в кон-флик-те ви-но-ва-ты обе сто-ро-ны.

3) По-то-му что Ко-роль-ков по-ни-мал, что в кон-флик-те ви-но-ва-та мать.

4) По-то-му что Ко-роль-ков любил дочь и по-та-кал ей во всём.

(1)По дому пла-ва-ли за-па-хи и крики. (2)На-деж-да на-кры-ва-ла стол и ру-га-лась с Ок-са-ной, ко-то-рая на-хо-ди-лась в ван-ной и от-ве-ча-ла через стену. (3)Слов не было слыш-но, но Ко-роль-ков улав-ли-вал смысл кон-флик-та. (4)Кон-фликт со-сто-ял в том, что На-деж-да хо-те-ла си-деть за сто-лом вме-сте с молодёжью, а Ок-са-на имен-но этого не хо-те-ла и при-во-ди-ла в при-мер дру-гих ма-те-рей, ко-то-рые не толь-ко не сидят за сто-лом, но даже ухо-дят из дома. (5)На-деж-да кри-ча-ла, что она по-тра-ти-ла не-де-лю на при-го-тов-ле-ние празд-нич-но-го стола и всю про-шлую жизнь на вос-пи-та-ние Ок-са-ны и не на-ме-ре-на си-деть на кухне, как при-слу-га. (6)Ко-роль-ков лежал у себя в ком-на-те на ди-ва-не и думал о том, что Ок-са-на не умеет раз-го-ва-ри-вать с ма-те-рью, а На-деж-да — с до-че-рью. (7)Она ко-ман-ду-ет, уни-жая её. (8)И они за-жи-га-ют-ся друг о друга, как спич-ка о ко-ро-бок. (9)Ко-роль-ков знал по себе: от него тоже можно чего-то до-бить-ся толь-ко ле-стью. (10)Лесть как бы при-под-ни-ма-ла его воз-мож-но-сти, и он стре-мил-ся под-нять себя до этого но-во-го и при-ят-но-го ему пре-де-ла.

(11)От-во-ри-лась дверь, и вошла Ок-са-на в длин-ной новой кофте в стиле «ретро», или, как она на-зы-ва-ла, «ре-тру-хи».

- (12)Пап, ну скажи ей, — гром-ко по-жа-ло-ва-лась Ок-са-на. — (13)Чего она мне нервы мо-та-ет?

- (14)Как ты раз-го-ва-ри-ва-ешь с ма-те-рью? — одёрнул Ко-роль-ков.

- (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в на-пряжёнке. (18)Она вечно что-ни-будь ляп-нет, и всем не-удоб-но…

- (19)Что зна-чит «ляп-нет»?

- (20)Ну, не ляп-нет. (21)Про-из-несёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт об-ра-щать на меня вни-ма-ние… (23)Или начнёт всем на-кла-ды-вать на та-рел-ки, как будто голод…

- (24)До-воль-но-таки про-тив-но тебя слу-шать, — объ-явил Ко-роль-ков. — (25)Ты го-во-ришь, как за-кон-чен-ная эго-ист-ка.

- (26)Но ведь мой день рож-де-ния. (27)Мне же шест-на-дцать лет. (28)По-че-му в этот день нель-зя сде-лать так, как я хочу?

(29)Ко-роль-ков по-смот-рел с тос-кой на её чи-стень-кое но-вень-кое ли-чи-ко с но-вень-ки-ми ярко-бе-лы-ми зу-ба-ми и по-ду-мал, что её пе-ре-лю-би-ли в дет-стве и те-перь придётся жать то, что по-се-я-ли. (30)Он по-ни-мал, что нужен был до-че-ри не тогда, когда носил её на руках и по-се-щал в оздо-ро-ви-тель-ном дет-ском ла-ге-ре. (31)А имен-но те-перь, в шест-на-дцать лет, когда за-кла-ды-ва-ет-ся фун-да-мент всей даль-ней-шей жизни. (32)И не ам-бу-ла-тор-но, как го-во-рят врачи, — пришёл, ушёл. (33)А ста-ци-о-нар-но. (34)Каж-дый день. (35)Чтобы не про-пу-стить воз-мож-ных ослож-не-ний. (36)А ослож-не-ния, как он по-ни-мал, не-из-беж-ны.

(37)По-зво-ни-ли в дверь. (38)Ок-са-ну как вет-ром сдуло вме-сте с её не-удо-воль-стви-ем, и через се-кун-ду по-слы-шал-ся её голос — тугой и звон-кий, как струя, пу-щен-ная под на-по-ром. (39)С ней было всё в по-ряд-ке. (40)Впе-ре-ди празд-ник, и жизнь — как празд-ник.

3. За-да-ние 3 № 5833. В каком ва-ри-ан-те от-ве-та сред-ством вы-ра-зи-тель-но-сти речи яв-ля-ет-ся фра-зео-ло-гизм?

1) (5) На-деж-да кри-ча-ла, что она по-тра-ти-ла не-де-лю на при-го-тов-ле-ние празд-нич-но-го стола и всю про-шлую жизнь на вос-пи-та-ние Ок-са-ны и не на-ме-ре-на си-деть на кухне, как при-слу-га.

2) (36) А ослож-не-ния, как он по-ни-мал, гря-дут.

3) (38) Ок-са-ну как вет-ром сдуло вме-сте с её не-удо-воль-стви-ем, и через се-кун-ду по-слы-шал-ся её голос - тугой и звон-кий, как струя, пу-щен-ная под на-по-ром.

4) (40) Впе-ре-ди празд-ник, и жизнь — как празд-ник.

4. За-да-ние 4 № 4740. Из пред-ло-же-ний 6—10 вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром пра-во-пи-са-ние при-став-ки опре-де-ля-ет-ся её зна-че-ни-ем — «не-пол-но-та дей-ствия».

5. За-да-ние 5 № 4770. Из пред-ло-же-ний 31—38 вы-пи-ши-те слово, в ко-то-ром пра-во-пи-са-ние суф-фик-са опре-де-ля-ет-ся пра-ви-лом: «В крат-кой форме имени при-ла-га-тель-но-го пи-шет-ся столь-ко Н, сколь-ко и в пол-ной форме этого при-ла-га-тель-но-го».

6. За-да-ние 6 № 3416. За-ме-ни-те про-сто-реч-ное слово «ляп-нуть» в пред-ло-же-нии 18 сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ным си-но-ни-мом. На-пи-ши-те этот си-но-ним.

7. За-да-ние 7 № 3910. За-ме-ни-те сло-во-со-че-та-ние «в дет-ском ла-ге-ре» (пред-ло-же-ние 30), по-стро-ен-ное на ос-но-ве со-гла-со-ва-ния, си-но-ни-мич-ным сло-во-со-че-та-ни-ем со свя-зью управ-ле-ние. На-пи-ши-те по-лу-чив-ше-е-ся сло-во-со-че-та-ние.

8. За-да-ние 8 № 3935. Вы-пи-ши-те грам-ма-ти-че-скую ос-но-ву пред-ло-же-ния 21.

9. За-да-ние 9 № 3912. Среди пред-ло-же-ний 6—11 най-ди-те пред-ло-же-ние с обособ-лен-ным об-сто-я-тель-ством, вы-ра-жен-ным де-е-при-част-ным обо-ро-том. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

10. За-да-ние 10 № 5204. В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые при ввод-ной кон-струк-ции.

От-во-ри-лась дверь,(1) и вошла Ок-са-на в длин-ной новой кофте в стиле «ретро»,(2) или,(3) как она на-зы-ва-ла,(4) «ре-тру-хи».

— Пап,(5) ну скажи ей,(6) — гром-ко по-жа-ло-ва-лась Ок-са-на. — Чего она мне нервы мо-та-ет?

11. За-да-ние 11 № 3937. Ука-жи-те ко-ли-че-ство грам-ма-ти-че-ских основ в пред-ло-же-нии 28. Ответ за-пи-ши-те циф-рой.

12. За-да-ние 12 № 5189. В при-ведённых ниже пред-ло-же-ни-ях из про-чи-тан-но-го тек-ста про-ну-ме-ро-ва-ны все за-пя-тые. Вы-пи-ши-те цифры, обо-зна-ча-ю-щие за-пя-тые между ча-стя-ми слож-но-го пред-ло-же-ния, свя-зан-ны-ми со-чи-ни-тель-ной свя-зью.

Слов не было слыш-но,(1) но Ко-роль-ков улав-ли-вал смысл кон-флик-та. Кон-фликт со-сто-ял в том,(2) что На-деж-да хо-те-ла си-деть за сто-лом вме-сте с молодёжью,(3) а Ок-са-на имен-но этого не хо-те-ла и при-во-ди-ла в при-мер дру-гих ма-те-рей, (4) ко-то-рые не толь-ко не сидят за сто-лом,(5) но даже ухо-дят из дома.

13. За-да-ние 13 № 3977. Среди пред-ло-же-ний 5—8 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с од-но-род-ным под-чи-не-ни-ем при-да-точ-ных. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

14. За-да-ние 14 № 3905. Среди пред-ло-же-ний 6—11 най-ди-те слож-ное пред-ло-же-ние с бес-со-юз-ной свя-зью между ча-стя-ми. На-пи-ши-те номер этого пред-ло-же-ния.

подня ть(ся) , -ниму (сь), -ни мет(ся) и (разг .) подыму (сь), поды мет(ся); прош . по дня л, подня лся , -яла (сь), по дня ло, подня ло сь

ПОВАЛИТЬ — ПОДНЯТЬ
несов. валить — поднимать
Свалить — поднять
Повалить на землю — поднять с земли. Повалить забор — поднять забор. Ο Потемкин буркнул: — Все стоящее повалю, все упавшее подниму. Пикуль. Фаворит.
Ср. Бросать — поднимать. Поднимать — опускать. Поднимать — спускать. Уронить — поднять

ПОВЫШАТЬ — ПОНИЖАТЬ
сов. повысить — понизить
Повышать уровень воды — понижать уровень воды. Повышать цены — понижать цены. Повышать голос — понижать голос. Ο Такая деятельность предполагает своеобразную работу мозга, пониженную активность первой сигнальной системы и повышенную активность второй сигнальной системы. С. Антонов. Я читаю рассказ. — Циклон, думала она без всякой связи, — это, кажется, область пониженного давления. Антициклон — повышенного. Г. Семенов. Земные пути. — Не будь жаден! — говорили ему [народу] и все повышали аренду на землю, все понижали плату за труд. М. Горький. Заметки о мещанстве. Старший лейтенант повышал тон и понижал, но наиболее весомо почему-то прозвучали слова «приведение себя в надлежащий вид». О. Смирнов. Обещание жить. — Серьезно, моя бы воля, пошел бы с тобой комиссаром. Одна беда: раз уж повысили, теперь, пока не согрешу, обратно не понизят. К. Симонов. Живые и мертвые.
ПОВЫШАТЬ — СНИЖАТЬ
сов. повысить — снизить
Повышать требования снижать требования. Ο Произвели обычное уточнение [планов] по отдельным культурам — по одним план снизили, по другим повысили. Рыбаков. Дети Арбата.
ПОДНИМАТЬ — ПОНИЖАТЬ
сов. поднять — понизить
Поднять цены — понизить цены. Ο Смута произвела большую переборку служилых фамилий, подняла одни, понизила другие. Ключевский. Курс русской истории.
ВОЗВЫШАТЬ — ПОНИЖАТЬ
сов. возвысить — понизить
Говорил он мерно, отчеканивая каждое слово, не возвышая и не понижая голоса. Чехов. Цветы запоздалые. Вот толпа расходится с лестниц по квартирам, — ахают, спорят, перекликаются, то возвышая речь до крику, то понижая до шепота. Достоевский. Преступление и наказание.

ПОДНИМАТЬ и ПОДЫМАТЬ — ОПУСКАТЬ
сов. поднять — опустить
Подниматься — опускаться
поднятие — опускание
Поднять руку — опустить руку. Поднять глаза — опустить глаза. Ο Егор Алексеевич должен был откинуть назад голову и расставить ноги в виде опрокинутой ижицы, то поднимать руки, то опускать. Чехов. Тайный советник. Жеребец поднимет ногу, Опустит другую, Будто пробует дорогу, Дорогу степную. Багрицкий. Дума про Опанаса. Никита торопливо опустил лампу, направив сноп лучей под ноги, но тут же опять поднял ее. Игишев. Шахтеры. [Водолаз] только приказывал по телефону, чтобы его... передвигали лебедкой в стороны, поднимали вверх и опускали. Куприн. Листригоны. Пьер опустил глаза, опять поднял их и снова хотел увидеть ее такою дальнею, чужой для себя красавицей, какой он видел ее каждый день прежде. Л. Толстой. Война и мир. Приказчик поднимал и опускал курки, дышал на стволы, прицеливался и делал вид, что задыхается от восторга. Чехов. Мститель. Не поднимай меня высоко, да и не опускай низко. Пословица.
ВЗДЫМАТЬ — ОПУСКАТЬ
Вздыматься — опускаться
Жаркое легкое девичье дыхание чуть вздымало и опускало шелковую ткань на груди. Нагибин. О ты, последняя любовь!..
ВОЗНОСИТЬ — ОПУСКАТЬ
сов. вознести — опустить
Начиная фразу, ораторски возносил правую руку с палочкой расщепленного зеленого сельдерея, заканчивая, опускал сельдерей, макал в подливу и отправлял в рот. С. Кондратов. В чужой стихии.
ВОЗНОСИТЬ — НИЗВЕРГАТЬ
сов. вознести — низвергнуть
Наполеон пал потому же, почему и восстал: та же могучая десница низвергла, которая и вознесла его. Белинский. Менцель, критик Гете.


Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Речь – это канал развития интеллекта,
чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.

Николай Иванович Жинкин,
советский лингвист и психолог

Речь мыслится нами как абстрактная категория, недоступная для непосредственного восприятия. А между тем это – важнейший показатель культуры человека, его интеллекта и , способ познания сложных связей природы, вещей, общества и передачи этой информации путём коммуникации.

Очевидно, что и обучаясь, и уже пользуясь чем-либо, мы в силу неумения или незнания совершаем ошибки. И речь, как и другие виды деятельности человека (в которых язык – важная составляющая часть), в данном отношении не является исключением. Ошибки делают все люди, как в , так и в устной речи. Более того, понятие культуры речи, как представление о « », неразрывно связано с понятием речевой ошибки. По сути это – части одного процесса, а, значит, стремясь к совершенству, мы должны уметь распознавать речевые ошибки и искоренять их.

Виды речевых ошибок

Сначала разберёмся с тем, что такое речевые ошибки. Речевые ошибки – это любые случаи отклонения от действующих языковых норм. Без их знания человек может нормально жить, работать и настраивать коммуникацию с другими. Но вот эффективность совершаемых действий в определённых случаях может страдать. В связи с этим возникает риск быть недопонятым или понятым превратно. А в ситуациях, когда от этого зависит наш личный успех, подобное недопустимо.

Автором приведённой ниже классификации речевых ошибок является доктор филологических наук Ю. В. Фоменко. Его деление, по нашему мнению, наиболее простое, лишённое академической вычурности и, как следствие, понятное даже тем, кто не имеет специального образования.

Виды речевых ошибок:

Примеры и причины возникновения речевых ошибок

С. Н. Цейтлин пишет: «В качестве фактора, способствующего возникновению речевых ошибок, выступает сложность механизма порождения речи». Давайте рассмотрим частные случаи, опираясь на предложенную выше классификацию видов речевых ошибок.

Произносительные ошибки

Произносительные или орфоэпические ошибки возникают в результате нарушения правил орфоэпии. Другими словами, причина кроется в неправильном произношении звуков, звукосочетаний, отдельных грамматических конструкций и заимствованных слов. К ним также относятся акцентологические ошибки – нарушение норм ударения. Примеры:

Произношение : «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «прецендент» («прецедент»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).

Ударение : «зво́нит», «диа́лог», «до́говор», «ката́лог», «путепро́вод», «а́лкоголь», «свекла́», «феноме́н», «шо́фер», «э́ксперт».

Лексические ошибки

Лексические ошибки – нарушение правил лексики, прежде всего – употребление слов в несвойственных им значениях, искажение морфемной формы слов и правил смыслового согласования. Они бывают нескольких видов.

Употребление слова в несвойственном ему значении . Это самая распространённая лексическая речевая ошибка. В рамках этого типа выделяют три подтипа:

  • Смешение слов, близких по значению: «Он обратно прочитал книжку».
  • Смешение слов, близких по звучанию: экскаватор – эскалатор, колос – колосс, индианка – индейка, одинарный – ординарный .
  • Смешение слов, близких по значению и звучанию: абонент – абонемент, адресат – адресант, дипломат – дипломант, сытый – сытный, невежа – невежда. «Касса для командировочных» (нужно – командированных).

Словосочинительство . Примеры ошибок: грузинец, героичество, подпольцы, мотовщик.

Нарушение правил смыслового согласования слов . Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост» , поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – речевая ошибка, потому что дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.

Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии. Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого. Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя». Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия».

Фразеологические ошибки

Фразеологические ошибки возникают, когда искажается форма фразеологизмов или они употребляются в несвойственном им значении. Ю. В. Фоменко выделяет 7 разновидностей:

  • Изменение лексического состава фразеологизма: «Пока суть да дело» вместо «Пока суд да дело»;
  • Усечение фразеологизма: «Ему было впору биться об стенку» (фразеологизм: «биться головой об стенку»);
  • Расширение лексического состава фразеологизма: «Вы обратились не по правильному адресу» (фразеологизм: обратиться по адресу);
  • Искажение грамматической формы фразеологизма: «Терпеть не могу сидеть сложив руки». Правильно: «сложа»;
  • Контаминация (объединение) фразеологизмов: «Нельзя же все делать сложа рукава» (объединение фразеологизмов «спустя рукава» и «сложа руки»);
  • Сочетание плеоназма и фразеологизма: «Случайная шальная пуля»;
  • Употребление фразеологизма в несвойственном значении: «Сегодня мы будем говорить о фильме от корки до корки».

Морфологические ошибки

Морфологические ошибки – неправильное образование форм слова. Примеры таких речевых ошибок: «плацкарт», «туфель», «полотенцев», «дешевше», «в полуторастах километрах».

Синтаксические ошибки

Синтаксические ошибки связаны с нарушением правил синтаксиса – конструирования предложений, правил сочетания слов. Их разновидностей очень много, поэтому приведём лишь некоторые примеры.

  • Неправильное согласование: «В шкафу стоят много книг»;
  • Неправильное управление: «Оплачивайте за проезд»;
  • Синтаксическая двузначность: «Чтение Маяковского произвело сильное впечатление» (читал Маяковский или читали произведения Маяковского?);
  • Смещение конструкции: «Первое, о чём я вас прошу, – это о внимании». Правильно: «Первое, о чём я вас прошу, – это внимание»;
  • Лишнее соотносительное слово в главном предложении: «Мы смотрели на те звёзды, которые усеяли всё небо».

Орфографические ошибки

Этот вид ошибок возникает из-за незнания правил написания, переноса, сокращения слов. Характерен для речи. Например: «сабака лаяла», «сидеть на стули», «приехать на вогзал», «русск. язык», «грамм. ошибка».

Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – неправильное употребление знаков препинания при .

Стилистические ошибки

Этой теме мы посвятили отдельный .

Пути исправления и предупреждения речевых ошибок

Как предупредить речевые ошибки? Работа над своей речью должна включать:

  1. Чтение художественной литературы.
  2. Посещение театров, музеев, выставок.
  3. Общение с образованными людьми.
  4. Постоянная работа над совершенствованием культуры речи.

Онлайн-курс «Русский язык»

Речевые ошибки – одна из самых проблемных тем, которой уделяется мало внимания в школе. Тем русского языка, в которых люди чаще всего допускают ошибки, не так уж много — примерно 20. Именно данным темам мы решили посвятить курс « ». На занятиях вы получите возможность отработать навык грамотного письма по специальной системе многократных распределенных повторений материала через простые упражнения и специальные техники запоминания.

Источники

  • Беззубов А. Н. Введение в литературное редактирование. – Санкт-Петербург, 1997.
  • Савко И. Э. Основные речевые и грамматические ошибки
  • Сергеева Н. М. Ошибки речевые, грамматические, этические, фактологические…
  • Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок. – Новосибирск: НГПУ, 1994.
  • Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982.

Недавно России удалось собрать в немецком Лубмине значительную часть европейского политбомонда. На специальной площадке, в лесу у искусственной бухты, рядом с закрытой АЭС, в нескольких шатрах собралось около 400 приглашенных гостей.

В том числе — еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер и голландский премьер Марк Рютте. И даже половину «сладкой парочки Меркази», которая совсем не сладкими методами разбирается с южным берегом Средиземного моря, в том числе и его энергетическими и водными ресурсами. Вторая «половина», Николя Саркази, прислал французского премьера Франсуа Фийона.

Высокие гости собрались на официальное открытие «Северного потока» (Nord Stream), газопровода, связывающего Россию и Европу по дну Балтийского морю. И оставляющего «не у дел» такие транзитные страны, как Украина и Польша.

Странное ощущение оставила церемония... Европы все время выступала против «Северного потока». Еще недавно, в Июле, канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, например, что Германия не нуждается в увеличении импорта газа из России и строительстве третьей ветки газопровода.

Текут потоки...

Но при поворачивании символического газового вентиля, дававшего старт поставкам газа из России, госпожа канцлер (только она и президент медведев) цепко ухватилась за него двумя руками. Но крутила его очень энергично, даже прикусив губу от азарта. Потом она сказала, что этот проект действительно отвечает интересам не только обеих стран, но и всей Европы и даже добавила, что «Третий Энергопакет должен быть переосмыслен».

А это — почти сенсация. Ведь Третий Энергопакет — это «камень преткновения» в энергопереговорах РФ и ЕС, ряд законодательных актов Евросоюза, которые запрещают энергкомпаниям одновременно быть продавцами и транспортерами газа. Конечно, никто не позволит Германии перекраивать Третий Пакет, и слова Меркель можно даже считать оговоркой. Но тогда это — оговорка «по Фрейду», когда «вытесненное актуализируется в обход сознания».

Но надо одавать себе отчет, что проект «Северного потока» — это проект политический. И строительство, и открытие его сопровождалось могучей критической кампанией, в первую очередь — со стороны экологов и транзитеров. Экологи всегда подвергают сомнению крупные строительные проекты, хотя и их сомнение не лишено политического окраса. К примеру, противодействие Швеции проекту содержало широкий набор экологических озабоченностей. Гораздо более широкий, чем оценка тех єнерготранзитных проектов, где эта страна активно участвует: строительство подводного газопровода Baltic Gas Interconnector (Германия — Дания — Швеция) и трубопровод Baltic Pipeline (Дания — Польша). Вот такая политизированная экология..

Экс-уполномоченный президента Украины Ющенко по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский недавно отметил, что запуск «Северного потока» — это политический успех России: «Для „Газпрома“ это хороший козырь в переговорах с Киевом о продаже газотранспортной системы». Проснулись ребята! Конечно, успех, и, конечно, политический. О неизбежности такого успеха не то, что говорили — кричали уже давно!

Ведь, теоретически, украинская газотранспортная система (ГТС) в состоянии обеспечить всю европейскую газовую поставку России. Ее мощность «на выходе» в Европу — 176 миллиардов кубометров в год. А в самом «урожайном» 2006 году Россия продала в дальнее зарубежье и в Балтию 176,7 миллиардов кубов газа.

Однако Россия, кроме «Северного потока» (потенциальной мощностью 55 миллиардов кубов), еще тянет:

— «Голубой поток» через Черное море в Турцию (16 миллиардов);

— «Южный поток» через Черное море на Балканы и в Австрию (30 миллиардов);

— а еще проект «Алтай», газопровод, который соединит газовые месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским районом Китая, — 80 миллиардов.

То есть, дополнительные мощности на 181 млрд. кубов газа. И это даже не дополнительные мощности, а замещающие.

Еще в 2007 году я предложил термин «стримофон», как определение нового политического инструмента (или, если хотите — оружия) России. Это такое количество труб, обслуживающих экспорт российского газа, совокупная пропускная способность которых значительно превысит собственно объем самого экспорта. Это очень удобный инструмент — всегда можно предложить определенной стране выгоды и доходы энерготранзитного статуса в обмен на политические преференции. И отобрать такие выгоды у страны неугодной.

Хотя «стримофон» — это отнюдь не российский эксклюзив. И действующие (типа «Баку — Тбилиси — Эрзерум» или «Баку — Тбилиси — Джейхан»), и проектируемые (типа «Набукко» или «коридор ITGI») евразийские энерготранзитные проекты Европы и США — это тоже «стримофон», только в обход России.

«Убрать посредника!»

Но Запад просто тянет новые трубы. У России же, похоже, сложился качественно новый подход, который можно охарактеризовать как: «Убрать посредника», поскольку страна-транзитер — это и есть «посредник по доставке»

Ведь подводные трубопроводы — это очень дорого. Стоимость того же «Северного потока» за два года выросла более, чем в 2 раза, до 10,6 миллиарда долларов (с изначально запланированных пяти миллиардов). И имеет тенденцию к дальнейшему росту.

За эти деньги можно было бы дважды отремонтировать украинскую ГТС, это по словам заместителя главы правления НАК «Нафтогаз Украины» Вадима Чупруна, оценившего модернизацию украинской «трубы» в 5,3 мллиарда долларов.

В период осуществления «Северного потока» именно его стоимость была одним из основных аргументов критиков проекта. Москве, например, упрямо подсовывался заменяющий проект «Янтарного потока» (Amber Stream), через Эстонию, Латвию, Литву и Польшу. Мотивируя его, кстати, «очень важным плюсом» — он пройдет исключительно по территории России и стран Евросоюза. Это, как утверждали поляки (их премьер Дональд Туск), позволило бы избежать несанкционированного отбора газа и непредсказуемых повышений платы за транзит. Интересно, кого это имели в виду закадычные друзья Украины?

Но здесь важно не «кого», а «что». Потому что вторая причина отказа России от услуг стран—транзитеров — это банальное воровство энергоносителей при их транспортировке. В украино-российских отношениях это воровство (или, если политкорректно, «несанкционированный отбор газа») уже привело к феномену печально известных «газовых войн». Пока это не касалось Европы — она тихо радовалась раздорам некогда самых сильных регионов СССР. Но когда, зимой 2008-го начали ощущать недопоставку газа страны—члены ЕС, идея российско-украинских «газовых войн» потеряла очарование в глазах Европы, и был быстро достроена и открыта первая ветка Nord Stream.

Причем воровство газа — это совсем не украинское ноу-хау. Это естественный компонент существования любой энергетической трубы. На магистральных трубопроводах ежегодно фиксируются сотни случаев незаконных подключений с целью отбора продукции. Мероприятия по предотвращению незаконного доступа к трубам третьих лиц, проводимые службами безопасности нефтегазотранспортных компаний, не приносят положительного результата. Кражи продукта из трубы продолжаются и имеют положительную динамику

Не буду вспоминать украинский инциденты несанкционированного отбора, они уже приелись. Но и, например, на Кавказе не лучше. А ведь трудно переоценить в планетарном энергобалансе значение Кавказа, с его легкой каспийской нефтью.

Отбор всегда, отбор везде...

Информация о проблемах транскавказских трубопроводов — нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), Баку-Тбилист-Эрзерум (БТЭ), Баку-Супса — не особенно разглашается. Все-таки, респектабельная компания — британский British Petroleum , американский Chevron, итаьянская ENI, норвежская Statoil, Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики. Труба на всем протяжении зарыта в землю и очень хорошо охраняется. Грузины создали специальные группы патрулирования при МВД, основанные на оперативных принципах антитеррористических групп (значит — круто!). Турцию, по критерию охраны трубопроводов НАТО вообще назвало «самой безопасной энергетической страной Альянса». И, все равно, уже в июне 2008 года, на совещании по обеспечению безопасности БТД главными рисками проекта были названы воровство, террористические акции и загрязнение внешней среды. А в июне 2011-го оператор БТД, турецкая компания Botas заявила о 400-миллионных убытках, понесенных в результате рисков проекта. В том числе — и о 20 зафиксированных попытках воровства нефти только на территории Турции.

А по другому и быть не может. Труба проходит по территории Грузии и востока Турции, население которых не отличается зажиточностью. А ведь н а пике строительства нефтепровода там работало 22 тысяч человек, из которых 70-80% составляло именно местное население. После сдачи трубопровода в эксплуатацию на нем будет трудиться около 850 постоянных работников. Что это означает? Да только то, что есть десятки тысяч человек, которые знают, где труба проходит и как к ней подобраться.

Но такое воровство, действительно, неизбежно и повсеместно (что в России, что в Украине, что в Турции). Однако кавказские трубы страдают и иным пороком: централизованным отбором сырья.

Пример. 7 августа 2008 года ЗАО «АрГазпром» (Армения) сообщило, что «Корпорация нефти и газа Грузии» сократила объемы поступающего в Армению российского газа на 30%. И это при том, что со стороны «Газпрома» поступление газа в Закавказье осуществлялось в полном объеме. В Корпорации это объяснили ремонтом, потом ссылались на войну (хотя русские вошли в Осетию только через 2 дня). Но, так или иначе, потребителям не легче.

Причем надо отдавать себе отчет, что «проникшие в печать» примеры — это только малая часть. По мнению ряда специалистов именно с попытками несанкционированного отбора связаны случаи аварий на газопроводах. Например, в январе 2003 года на трубе Баку-Супса, по сообщению Министерства по охране окружающей среды и природных ресурсов Грузии, под нефтепровод неизвестными был сделан подкоп и повреждена газовая труба.

Примерно тогда же в Баку сообщили о «практической утрате Азербайджаном надежд на получение платы от Грузии за поставленные ранее энергоносители (Чингиз Велиев, эксперт по нефтегазовому комплексу Азербайджана). И это при том, что Тбилиси, не вложив никаких средств в БТЭ, получает от Баку 1,5 милиона кубов газа в сутки по очень льготной цене в 167 долларов за тысячу кубов. Плюс 3,5 доллара/тыс.куб за транзит газа по территории Грузии (по словам Юлии Тимошенко в 2006 году). Поэтому неудивительно, что Азербайджан и Турция готовятся принять меры для денежного обеспечения экономических рисков проекта. В том числе — и отмену льготной для Тбилиси цены на газ.

Так что, возвращаясь к проблеме экономической целесообразности «Северного потока», следует заметить, что в нем для России есть еще один стимул: «Рыбы не тырят газ». И подводный газопровод не только снижает транзитные затраты, но и делает невозможным то, что у нас корректно называется «несанкционированный отбор продукции».

В 14 веке французский хронист Ювенал Юрсан назвал короля Карла VI управителем Франции, «которому самому требовался управляющий». История сохранила за Карлом прозвище «Безумный». Так и сейчас, только безумием можно назвать слом в 2005 году системы газовых взаимоотношений Украины и России и перевод их в денежный формат . Ведь цена в 49 долларов за тысячу кубов была зафиксирована до 2013 года. И куда бы россияне делись! Как бы не относиться к этой стране, но нельзя не признать: долгосрочные газовые контракты она исполняла скрупулезно.