Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Комедия А. Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1824 году. По причине обличительного содержания произведения оно было опубликовано лишь в 1833 году, да и то выборочно. Лишь в 1862 полноценная комедия увидела свет. В своем произведении автор пожелал высказаться о том, что у него наболело за столько лет созерцания лицемерства и подхалимства окружающих людей. Комедия «Горе от ума» - это противостояние умного, думающего, с активной жизненной позицией, открытого и честного человека с гнусными, подлыми, безнравственными людишками, заботящимися лишь о богатстве и чинах.

Общая характеристика Молчалина А.С.

Верный пес Фамусова, друг сердечный Софьи, подхалим, лицемер, безродный чиновник, главный антагонист Чацкого - вот кто такой Алексей Степаныч Молчалин. Характеристика центрального персонажа комедии показывает типичного представителя на которого свое растлевающее влияние оказала крепостническо-чиновничья мораль. Молчалина еще с детства учили раболепствовать, угождать всем вокруг: начальнику, хозяину, дворецкому, собаке дворника в конце концов, чтобы ласковою была.

Характер персонажа полностью раскрывает говорящая сама за себя фамилия. В основном Алексей Степаныч молчит, терпит унижения, крики, пусть даже и несправедливые упреки. Он прекрасно понимает, что безродному чиновнику не прожить в этом черством и циничном обществе без поддержки власть имущих людей, поэтому и угождает всем вокруг, пытаясь ни с кем не ссориться, для всех быть хорошим, и у него это превосходно получается. Автору комедии грустно от того, что общество кишит вот такими героями, умеющими, где нужно, смолчать, погладить собачку влиятельной леди, сказать комплимент, поднять платок и за все это получать формальные награды и чины, в реальности оставаясь слугами.

Цитатная характеристика Молчалина

Секретаря Фамусова характеризируют разные персонажи комедии: Чацкий, София, Фамусов, Лиза. Кто-то о нем отзывается как о скромном, красивом, тихом и несмелом человеке, готовом терпеть все унижения и упреки. Некоторые герои произведения догадываются о его низкой душонке, и лишь единицы видят истинное лицо Молчалина.

Софья видит в Алексее Степаныче выдуманный образ: «за других себя забыть готов», «враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело». Девушка думает, что Молчалин застенчиво себя ведет, потому что он по натуре скромный, не подозревая, что это лишь одна из его масок. «При батюшке три года служит, тот часто без толку сердит, а он безмолвием своим обезоружит, от доброты души простит», - рабская покорность Алексея говорит о его определенной жизненной позиции, предполагающей смолчать, перетерпеть, но не ввязываться в скандал.

Истинное лицо Молчалин раскрывает перед Лизой: «Почему вы с барышней скромны, а с горничной повесы?» Только ей секретарь рассказывает о своих истинных чувствах к Софье. О двуличности и мелочности Алексея догадывается и Чацкий: «Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», «Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, тут в пору карточку вотрет…» Краткая характеристика Молчалина показывает, что его безмолвие вовсе не проявление глупости. Это четко продуманный план получения выгоды.

Речевая характеристика Молчалина

Манера разговора Алексея Степаныча очень удачно характеризует его внутренний облик. Подхалимство, покорность, раболепство - это главные персонажа, поэтому в его речи прослеживаются уменьшительно-ласкательные слова, самоуничижительные интонации, преувеличенная любезность, подобострастный тон. Чтобы понравиться людям богаче и выше по чину, герой добавляет к словам приставку «с». Молчалин в основном молчалив, без лишней нужды в разговор старается не вступать. Свое красноречие он показывает только при Лизе, перед которой может снять маску и показать истинное лицо.

Отношение героя к Софье

Умение угождать помогает в продвижении по карьерной лестнице - именно так думает Молчалин. Характеристика персонажа говорит о том, что даже роман с Софьей он завел по той причине, что она дочь Фамусова, а близкой родственнице начальника отказывать в выполнении прихотей нельзя. Девушка сама придумала себе героя и навязала свои чувства Алексею Степанычу, сделав из него платонического воздыхателя. Чтобы угодить даме, он готов отказаться от родного мещанского говора и общаться на языке безмолвных взглядов и жестов. Молчалин ночь напролет молча сидит возле Софьи, читая с ней романы, только потому, что не может отказать дочери начальника. Сам же герой не только не любит девушку, но и считает ее «плачевной кралей».

Сопоставительная характеристика образов Молчалина и Фамусова

Проблема бюрократии - это один из главных вопросов, рассматриваемых в комедии «Горе от ума». Характеристика Молчалина дает читателю представление о новом типе чиновников начала XIX века. Они с Фамусовым относятся к миру бюрократов, но все же не похожи друг на друга, потому что принадлежат к разным векам. Барин является пожилым богатым человеком со сложившимся мнением и состоявшейся карьерой. Алексей Степаныч еще молод, поэтому ходит в мелких чиновниках и только карабкается по карьерной лестнице.

В XIX веке появился новый тип российского бюрократа, отказавшегося от заповедей «отцов». Именно это показывает характеристика Молчалина. «Горе от ума» - это рассказ об общественно-политическом конфликте, выражающем положение общества. Как бы там ни было, но Молчалин все же принадлежит к фамусовскому окружению, и точно так же, как и его начальник, восхищается чинами и богатством.

Молчалин и Чацкий

Сравнительная характеристика Молчалина и Чацкого показывает, насколько они разные. Молчалин - секретарь Фамусова, не имеет дворянского происхождения, но разработал собственную тактику, следуя которой, строит себе надежное и безбедное будущее. Лишний раз слова из него не вытянешь, но он умеет бегать на цыпочках, работать с бумагами и появляться в нужный момент, а это нравится многим. Безмолвные, услужливые, бесхребетные люди ценились в эпоху Николая I, поэтому такого, как Молчалин, ждала блестящая карьера, награды за заслуги перед родиной. С виду это скромный молодой человек, он нравится своей кротостью и уступчивостью Софье, угождает терпением и молчанием Фамусову, заискивает перед Хлестовой и только служанке Лизе показывает истинное лицо - подлое, двуличное, трусливое.

Чацкий - это воплощение образа декабристов, романтичный дворянин, раскрывающий пороки крепостничества. Именно его антагонистом выступает Молчалин. Характеристика героя показывает, что в нем воплощены черты передового мыслящего человека начала XIX века. Чацкий убежден в своей правоте, поэтому без стеснения проповедует новые идеалы, раскрывает невежество нынешних богачей, разоблачает их лжепатриотизм, бесчеловечность, лицемерие. Это вольнодумец, который попал в гнилое общество, и в этом его беда.

Жизненные принципы героя

Нарицательным обозначением лакейства и подлости стал Грибоедовский герой Молчалин. Характеристика персонажа показывает, что Алексей Степаныч с самого детства запрограммировал себе в голове план, как выбиться в люди, составить карьеру, добиться высокого чина. Он пошел по своей дороге, не сворачивая в стороны. Этому человеку абсолютно безразличны чувства других людей, он никому не протянет руку помощи, если это невыгодно.

Основная тема комедии

Сквозь всю комедию «Горе от ума» протянута тема бюрократии, которую в XIX веке поднимали многие писатели. Чиновничий аппарат государства все разрастался и превращался в серьезную машину, перемалывающую всех бунтарей и работающую так, как выгодно ей. Грибоедов в своем произведении показал реальных людей, своих современников. Он ставил себе цель высмеять определенные черты человека, показать всю трагичность общества той эпохи, и у писателя это отлично получилось.

История создания комедии

Как-то по Москве разнесся слух о том, что Александр Грибоедов Университетский профессор Фома Эванс, встревоженный этим известием, решил навестить писателя. В свою очередь, Грибоедов рассказал своему собеседнику историю, случившуюся с ним на одном из балов. Ему надоели выходки общества, восхваляющего какого-то француза, обычного болтуна, ничего примечательного не сделавшего. Грибоедов не сдержался и высказал окружающим все, что он о них думает, а кто-то из толпы выкрикнул, будто писатель немного не в себе. Александр Сергеевич оскорбился и пообещал создать комедию, героями которой станут те незадачливые злопыхатели, обозвавшие его сумасшедшим. Вот так и появилось на свет произведение «Горе от ума».

Грибоедов Александр Сергеевич - Чацкий и Молчалин (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (План)

Чацкий и Молчалин (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») (План)


Общие черты.
Различия.


Отношения с окружающими.
chackij-i-molchalin-po-komedii-a.-s.-griboedova-gore-ot-uma-planчацкий и молчалин (по комедии а. с. грибоедова «горе от ума») (план)
Историческая эпоха, отраженная в комедии. (Общественный подъем после войны 1812 года. Ожидание перемен. Разделение общества на реформаторов и консерваторов. Чацкий и Молчалин — представители «века нынешнего» и «века минувшего».)
Чацкий и Молчалин — люди противоположных жизненных позиций.

Общие черты. (Оба молоды, умны, образованны, вхожи в общество Фамусова, по-особому относятся к Софье.)
Различия.

Положение в обществе (с точки зрения каждого). (Чацкий — блестящий юноша-дворянин, отличается независимостью взглядов; вернулся из-за границы. «Славно пишет, переводит». Для Молчалина Чацкий — неудачник (в любви, в жизни: «не дались чины, по службе неуспех»). Молчалин — в глазах Чацкого — «жалчайшее созданье», скромный угодливый секретарь хозяина, «от старичков не ступит за порог». С другой стороны, за несколько лет Молчалин сделал неплохую карьеру (чин асессора, награды), завязал нужные связи и приобрел полезные знакомства).
Цель жизни и пути достижения цели. (Чацкий стремится честно служить Родине («служба делу, а не лицам»). Молчалин стремится «дойти до степеней известных» при помощи мести, угодничества: «мнения чужие только святы».)
Отношения с окружающими. (Благородство и порядочность Чацкого, искренность в проявлении чувств к Софье; способность Молчалина к предательству и подлости, который играет в любовь «по должности».)
Создание А. Грибоедовым типических характеров. (Образы Чацкого и Молчалина выходят за исторические рамки пьесы, Чацкий — тип борца за новое, свободу для всех, уважение к человеческой личности. (И. Гончаров: «Чацкий незаменим при смене одного века другим... каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». Молчалин — тип приспосабливающегося, неразборчивого в средствах человека. М. Е. Салтыков-Щедрин: «Молчалины блаженствуют на свете, переживают века». Их противостояние носит идейно-политический характер, оно отражает два мировоззрения в общественно-политической жизни России 20-х годов XIX века.)

Пьеса «Горе от ума» построена на конфликте одновременно личном и общественном. Общественный конфликт состоит в том, что главный герой не сходится во взглядах на жизнь с обществом. Личная же проблема героя - это неразделенная любовь. Он приезжает из-за границы в надежде увидеть возлюбленную и надеется на взаимность. Но, к сожалению, его место уже занял другой человек.

Чацкий и Молчалин живут в одном городе, в одной стране, они одного возраста и вроде должны быть во многом похожи (все-таки место проживания и общество влияют на человека). Но это не так. Эти два героя так же различны, как, например, огонь и вода. Чацкий «умен, правдив, красноречив». Молчалин же - полная его противоположность. Он лицемер и подхалим. В фамусовском обществе нет людей, к которым он бы ни подлизывался. Молчалин сделает все для того, чтобы заслужить хорошую репутацию. Чацкий хорошо и кратко характеризует этого героя:

Что я, Молчалина глупее? Где он, кстати?

Еще ли не сломил безмолвия печати?

За самого Молчалина говорит его фамилия:

А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

Молчалин любит во всем «умеренность и аккуратность». Он очень покладист не только с окружением Фамусова, но и с самой Софьей. На ее фоне он смотрится очень бесцветно. Все, что Софья попросит, он, как верный слуга, исполняет.

Чацкий очень часто высказывается о Молчалине, даже в его присутствии. Главный герой не согласен со всем, что делает Молчалин. Александр Андреич говорит по этому поводу:

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!

Там моську вовремя погладит,

В нем Загорецкий не умрет!..

Чацкий выступает за гласность, а не за безмолвие. Он отказывается вторить мнению старого поколения. Чацкий выступает как представитель будущей России. Молчалин - всего лишь один из представителей фамусовского общества. Его заповеди: «во-первых, угождать всем людям без изъятья» и «в мои лета не должно сметь свои суждения иметь».

Чацкий влюблен в Софью, но, к сожалению, прошлого не вернешь. Но Чацкий, в отличие от Молчалина, любит бескорыстно и искренне.

Отношение к делам и к службе у двух героев тоже различно. Чацкий требует не смешивать «веселье или дурачество с делом». Он никогда не станет преклоняться перед людьми старого порядка: «Служить бы рад - прислуживаться тошно».

Молчалин, следуя своим неизменным традициям, преклоняется перед старшими, что бы они ни утверждали. Конечно, тут не обойтись без подхалимства. У него нет своих мыслей ни в делах, ни в обществе, ни в любви. Он призван подчиняться другим. Чацкий считает так:

Чины людьми даются;

А люди могут обмануться.

Чацкий считает, что и на службе он занимает незаслуженное место.

Но сколько бы в этих двух людях ни было недостатков и достоинств, Чацкие и молчалины никогда не переведутся в обществе. Есть люди, имеющие свое мнение, но, к сожалению, есть и люди, всю жизнь подчиняющиеся другим.

(379 слов)

В своей комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов отобразил столкновение двух разных мировоззрений, борьбу между консерватизмом и тягой к свободе. Выразителем первой стороны выступает московский «фамусовский» высший свет, в котором вращается Алексей Молчалин, а по ту сторону баррикад находится одинокий в своих убеждениях Александр Чацкий.

По внешним признакам Чацкий и Молчалин практически неотличимы. Молодые люди, дворяне, умны, образованы, интеллигентны. Но на этом сходства заканчиваются. Чацкий — максималист и мечтатель, много лет он путешествовал по миру, расширив свой кругозор. Вернувшись в Россию, он отчётливо видит все её недостатки и проблемы. Взяточничество, кумовство и карьеризм, поразившие всё общество, вызывают в нем неподдельное отвращение. Будучи уверенным в своих силах, он считает, что способен расшевелить это болото, и вступает в жёсткое противостояние сначала с Фамусовым, а потом со всем его окружением.

Молчалин совсем не такой, им руководит лишь желание возвысится над окружающими, и на этом пути герой не останавливается ни перед чем. Если Чацкий пытается изменить, очистить систему, его визави использует пороки и недостатки общества на пользу себе. Подавив свою индивидуальность, он успешно влился в высший свет, где льстит и подлизывается к власть имущим. Когда Александр разносит своих оппонентов в пух и прах гневными монологами, Алексей хранит свои мысли при себе и всецело повинуется общественному мнению. В итоге московская знать отвергла благородного, но чуждого ей просветителя, окрестив его сумасшедшим, в то время как подлый, но обольстительный подхалим был ею всячески обласкан.

Ещё более очевидным различие между ними становится во время их борьбы за сердце Софьи Фамусовой. Чацкий видит в Софье идеал, любовь всей своей жизни, и в этой любви он слеп. До самого конца он не мог понять, что его возлюбленная уже давно стала частью «фамусовского» общества. Своими дерзкими, язвительными комментариями о московской жизни и её нравах Александр настраивает девушку против себя. В итоге она позорит и отвергает его. Другое дело Молчалин, который своей учтивостью и напускной скромностью околдовал Софью Павловну, которая в своём воображении превратила посредственность в героя любовных романов. Для Алексея роман с дочерью начальника -лишь очередной способ подняться выше по социальной лестнице. В его голове господствует один холодный расчёт. К счастью, хоть наш герой и победил оппонента, но и сам был разоблачён и отвергнут.

По итогам борьбы Чацкий потерпел полное поражение, но не сломался и остался верным своим убеждениям. Так Грибоедов выражал надежду на то, что когда-нибудь «Чацкие» победят «Молчалиных».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу.

Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова.

Чацкий по своему происхождению небогатый человек, но это для него не главное. Другие говорят о нем хорошо: «Кто так чувствителен и весел, и остер…». Раньше он служил чиновником, но бросил службу, потому что прислуживаться ему «тошно». Еще он служил в полку и не стал военным, так как и военные служат недобросовестно, а сам Чацкий понимает, что не будет счастлив в полку. Затем он путешествует, но и за границей не находит свое призвание, и возвращается на Родину.

Чацкий не хочет прожить свою жизнь скучно и бесполезно. Он любит Россию, говорит «И дым Отечества нам сладок и приятен», хочет быть ей полезен, но еще не знает чем. Воспитанный в традициях того общества, Чацкий не знает новых путей в жизни, поэтому кажется пустословом, просто обвияющим всех вокруг.

Быть чиновником Чацкий не хочет, потому что в обществе Фамусова продвижение по службе возможно благодаря связям, попыткой выслужиться не своими личными качествами и деловыми навыками, а преклонением и лестью перед начальством. Для успешной карьеры нужно обладать такими качествами как низкопоклонство, угодливость, бессловесность. Для таких, как Фамусов, ничего не стоит унизиться перед начальником, лишь бы добиться своего. Никто из фамусовского общества не пытается сделать жизнь России лучше, принести пользу. Они лишь ищут выгоды для себя. Даже в образовании Фамусов видит плохое, он считает «ученье – вот чума, ученость – вот причина». Тем не менее, такие как Фамусов и его гости понимают, что не правы, но боятся каких-то перемен и того, что состояния надо будет добиваться своим умом и трудом.

Эти черты «века минувшего» и не любит Чацкий, он знает, что ему не место в таком обществе.

Его личная драма заключается в том, что он остается непонятым в доме Фамусова. Софья, ради которой он и приехал к Фамусову, любит другого, того который недостоин ее, и все черты Молчалина, которые считает унизительными Чацкий, Софья превращает в достоинства. Более того Софья становится как все, и не понимает Чацкого. Фамусовское общество приняло Чацкого за сумасшедшего, потому что его мнение резко отличается от их. Все таки смело высказывает свои мысли и обличает лжецов, называя вещи своими именами. Так, поняв, что ничего не изменилось в Москве, Чацкий покидает дом Фамусова.

Молчалин – секретарь Фамусова, живет в его доме и играет в комедии второстепенную роль, но через него видно, как он отличается от Чацкого. Отец Молчалина учил его угождать всем людям, начальнику, хозяину дома, где будет жить, и даже дворнику и его собаке, чтобы никто не держал на него зла, и он бы пользовался репутацией образованного и воспитанного человека.

Своими лучшими качествами Молчалин считает умеренность и аккуратность. Он всегда хвалит кого-нибудь из высших чинов или сыграет с ними в карты, или услужит для своей же выгоды. Также Молчалин считает, что «в его он не смеет своего суждения иметь», поэтому никому не перчит, завися от других.

Живя в чужом доме, Молчалин заводит роман с Софьей, как с дочерью влиятельного чина, ведет себя с ней робко. Но к Лизе испытывает искренние чувства, и по отношению к ней видно, что он вовсе не робок и стеснителен; ей он открыт, говорит свои мысли.

Чацкий презирает Молчалина, считает первое время, что Софья шутит о своем отношении к Молчалину. Узнав о взглядах Чацкого, Молчалин ужасается, он искренне поддерживает слух о сумасшествии Чацкого.

В общем, Чацкий и Молчалин совершенно разные. Молчалин живет по понятиям старого века, и все в жизни планирует по известному проверенному образцу, как все, и не считает нужным даже задуматься о сути происходящего. А Чацкий наоборот стремится ко всему новому, потому что Чацкий начинает новый век, и в этом всё его значение и весь «ум».