Во время короля гвоздика на русском. Особенно хороша розовая гвоздика

Мария Пузикова

К сожалению, с каждым годом остается все меньше очевидцев и участников тех страшных военных событий 1941-1945 годов. Но память о том подвиге , который они совершили, бессмертна. Память о людях , которые вырвали Победу ценой собственной жизни будет жить в сердцах еще многих последующих поколений.

Выразить огромную благодарность и почтение нашим дорогим ветеранам в День Победы можно разными способами. Одним из знаков внимания и уважения являются цветы. Гвоздики и по сей день являются символом нашей памяти и благодарности .

Красная гвоздика является символом пролитой крови, поэтому ее так много именно в День победы, ведь это еще и день памяти всех погибших .

Красный цвет является символом победы - это цвет знамени непобедимой Красной армии.

Красный цвет – цвет Победы, сильный, доминирующий, мужественный .

Красные гвоздики могут также символизировать фрагменты салюта.

Красная гвоздика – олицетворение мужества , храбрости, побед и преодоления трудностей. Гвоздики говорят о восхищении человеком, о том, что мы всегда будем помнить его. Ведь мы восхищаемся нашими ветеранами и обязаны им очень многим, что у нас сейчас есть!

На протяжении всего послевоенного времени именно гвоздики вручали героям войны 9 мая.

Вот и мы решили смастерить алые гвоздики , чтобы в памятный день , возложить их у вечного огня. Предлагаем Вам мастер-класс по созданию гвоздики из плотной гофрированной бумаги.

Для работы нам понадобится :

Гофрированная бумага красного и зеленого цветов;

Деревянные шпажки длиной 30 см;

Клей ПВА-М;

Ножницы.

Из гофрированной бумаги красного цвета вырезаем полоски длиной 50 см и шириной 7 см.

Мысленно делим полоску на три части и третью часть сгибаем.


Теперь, начиная с самого края полоски, делаем "гармошку". Растягиваем край, перебирая пальцами от себя - к себе.


Таким образом растягиваем всю полоску.


Теперь плотно скручиваем полоску и склеиваем край, чтобы получился цветок.



Вставляем шпажку в головку цветка, приклеиваем листочки, обматываем шпажку полоской зеленой бумаги (приклеиваем к шпажке вначале и вконце, закручиваем лепесточки, и гвоздика готова .




Символ Великой Победы - алая гвоздика , словно капелька крови, пролитой за Отчизну в годы Великой Отечественной Войны.

С Днем Победы! Ура!

Гвоздика - божественный цветок

Легенды о гвоздике. В древности именовали гвоздики цветами Зевса, название цветка произошло от греческих слов Di- Зевс и anthos - цветок, что можно перевести как цветок Зевса, или божественный цветок. Карл Линней сохранил цветку это название Dianthus, т.е. божественный цветок... - см. "Гвоздика садовая "

Древнегреческий миф рассказывает о происхождении гвоздики. Однажды богиня охоты Диана (Артемида), возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не виноват и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости набрасывается на него и вырывает у него глаза. Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие цветом невинно пролитую кровь.

Ярко-пунцовые цветки гвоздики напоминают кровь. И на самом деле этот цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как "цветок огня", "цветок борьбы". Выдающуюся роль этот цветок ссыграл и в некоторых кровавых событиях Франции.

Легенда о необыкновенной целебности этого растения. Первое появление гвоздики относят к временам Людовика IX Святого в 1297 году. Во Францию ее завезли из последнего крестового похода, когда французские войска долго осаждали Тунис. Среди крестоносцев разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Людовик Святой, был убежден, что в природе против этой болезни должно существовать и противоядие. Он обладал некоторыми знаниями целебных трав и решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, должно быть и излечивающее ее растение. И вот он остановил свое внимание на одном прелестном цветке. Его красивая окраска, сильно напоминавшая собою пряную индийскую гвоздику и ее запах заставляют предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевающих. Отвары из гвоздики вылечили от болезней многих воинов, и вскоре эпидемия прекратилась. К прискорбию, однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX становится ее жертвой.

Гвоздика была любимым цветком принца Конде (Людовика II Бурбонского) Из-за интриг кардинала Мазарини он был заключен в тюрьму. Там под окном он выращивал гвоздики. Жена его тем временем подняла восстание и добилась его освобождения. С той поры красная гвоздика стала эмблемой приверженцев Конде и всего дома Бурбонов, из которого он происходит.

Во время французской революции 1793 года невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего короля. Французские девушки, провожая своих парней на войну, в армию, также дарили им букеты алых гвоздик, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые вернулись невредимыми и непобежденными. Воины верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман.

Пришлась ко двору гвоздика и итальянцам. Ее изображение вошло в государственный герб, а девушки считали гвоздику посредницей любви: юноше, идущему на битву, они прикалывали цветок к мундиру для предохранения от опасностей.
Охранным талисманом любви считался этот цветок в Испании. Испанки ухитрялись тайно назначать свидания своим кавалерам, прикалывая для этого случая на груди гвоздики разных цветов.

В Бельгии гвоздика считается цветком бедняков или простонародья, символом благоустроенного домашнего очага. Ее разведением занимаются шахтеры. Букет цветов родители преподносят дочери, выходящей замуж. Гвоздики являются украшением обеденных столов.

В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды, а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса. Гёте называл гвоздику олицетворением дружбы и стойкости. Ее воспевали в бессмертных картинах художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева, из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем и в русский язык.

Гвоздика в истори и легендах

История этого цветка связана с целым рядом кровавых исторических событий, начиная с самого греческого мифа, повествующего о его происхождении. Легенда рассказывает, что однажды богиня Диана возвращаясь очень раздраженная с неудачной охоты, встретила на опушке леса красивого пастушка, который весело наигрывал на свирели.
В гневе она обвинила пастушка в своей неудаче и в том, что из - за него и его музыки, разбежалась вся дичь, и сорвалась охота. Бедный юноша оправдывался, клялся в том, что ни в чем не виноват и умолял о пощаде. Но богиня, ничего не слыша, и, не помня себя от ярости, набросилась на пастушка и вырвала ему глаза.
Когда она пришла в себя, ее начало мучить раскаяние, но исправить содеянное она была уже не в силах. Тогда, чтобы хоть немного загладить свою вину и увековечить память о юноше, Диана бросила глаза на тропинку.
И в тот же миг из них выросли две гвоздики, своим окрасом напоминавшие невинно пролитую кровь.
По преданию графиня Маргарита дала гвоздику на счастье своему жениху рыцарю Орландо, отправившемуся в Святую Землю для освобождения Гроба Господня от сарацин. Орландо пал в битве, и один из рыцарей передал Маргарите найденный на нем локон ее белокурых волос и иссохший цветок гвоздики, превратившийся от крови Орландо из белого в красный. В цветке уже образовались семена, и Маргарита посеяла их в память о своем женихе.

Подробное описание этого цветка со всеми морфологическими особенностями еще в III в. до н. э. первым дал Теофраст, назвавший гвоздику в своей классификации "цветком Зевса". Сейчас можно только гадать, почему гвоздика получила имя и статус цветка Зевса, вероятно, благодаря своему огненно-красному цвету, ведь именно эта форма растения была известна в те времена. Много столетий спустя, в 1753 году великий Карл Линней особо выделит форму садовой гвоздики и поместит ее в своей классификации под именем, данным ею Теофрастом — "Dianthus", где "Di" — Зевс и "anthos" — цветок. Существует древнегреческая легенда о происхождении гвоздики, согласно которой этот цветок вырос из капель крови охотника Актеона, который случайно увидел богиню охоты Артемиду купающейся нагой в лесном ручье, за что был превращен жестокой богиней в молодого оленя и растерзан собственными псами.
В Древнем Китае гвоздику ценили преимущественно за сильный приятный и стойкий аромат цветков. Она даже стала обязательной частью дворцового протокола: придворные должны были жевать цветки гвоздики перед встречей с императором, чтобы изо рта шел приятный запах.
В Европу гвоздика попала только в средние века и стала популярной особенно во Франции благодаря трагическим событиям. После неудачного седьмого крестового похода король Франции Людовик IX Святой в 1270 году предпринял новый поход с огромным войском рыцарей, во время которого их поразила страшная эпидемия чумы, справиться с которой не могли уже ни врачи, ни лекарства. Воины умирали один за другим, король терял свою армию в далеких землях. И тогда в отчаянии Людовик обратил свои мольбы к Господу, и по легенде королю было откровение — использовать в качестве лекарства цветущую красную гвоздику, поля которой простирались вокруг. Окрыленный надеждой, король приказал собирать цветы гвоздики и делать из них отвар, который спас от смерти многих заболевших. Даже позже смерть самого короля от чумы воспринималась как искупление. Спасшиеся рыцари, возвратившись из восьмого крестового похода во Францию, привезли с собой в память о своем короле растения гвоздики, которая вскоре стала очень модным и любимым цветком. Таким образом, можно утверждать, что гвоздика вошла в культуру в Европе уже в XIII веке. Гвоздику высаживали повсеместно в садах и парках, а позже садовники стали вести серьезную селекционную работу, отбирая самые красивые и душистые экземпляры растений.
Существуют исторические упоминания, относящиеся к середине XVI века, о повсеместной селекционной работе с гвоздикой и о уже выведенных прекрасных сортах разного цвета и формы с тонким ароматом. Гвоздика была признанным цветком в высшем французском свете наравне с розой. Дамы украшали ею свои платья, прикалывали к волосам и шляпкам. Гвоздика имела свою символику и была обязательной частью модных во Франции букетов со смыслом, в которых каждый цветок нес зашифрованное сообщение.
К моменту создания в 1753 году Карлом Линнеем классификации растений имелось уже множество сортов садовой гвоздики, что позволило ученому выделить и описать ее как особую форму. Наиболее высоко ценились махровые сорта, имевшие вместо 5 лепестков, как у дикорастущих видов, более 60. Соцветия порою достигали 15 см в диаметре и поражали своей пышностью в момент полного распускания. Особую ценность имел аромат цветка, так как запах играл чрезвычайно важную роль в оценке сорта. Появились сорта гвоздики со снежно-белыми, девственно чистыми лепестками, а также цветки с кристально-розовой, темно-бордовой, огненно-пунцовой, темно-пурпурной, почти черной окраской.
В Нидерландах, европейской столице цветов, куда гвоздику завезли из Франции, она быстро завоевала репутацию роскошного цветка, ее очень любили писать художники, стоит только вспомнить картины фламандских мастеров. Так же как и во Франции, в Нидерландах велась селекционная работа и вскоре появилось множество сортов гвоздики, являвшихся настоящими шедеврами.
В Англии гвоздика появилась предположительно в XIV веке и сначала рассматривалась в соответствии с традицией в качестве лекарственного растения. Позже ее декоративные качества вышли на первое место, и она заняла достойное место среди цветов. Любопытно, что свое английское название красная гвоздика carnation, используемое по сей день, она обрела благодаря Уильяму Шекспиру. Именно в его текстах впервые встречается это слово. Примерно к этому же моменту в истории Англии относится стремительный взлет популярности гвоздики в высшем английском обществе. Тон моде на гвоздику задает сама королева Елизавета, закупающая цветы для двора. Гвоздику начинают массово выращивать, особых успехов в ее разведении добивается известный английский цветовод Герард, к которому весь свет посылает за цветами. Несмотря на свои высокие декоративные качества, гвоздика по-прежнему оставалась в числе лекарственных растений, и многочисленные травники включали ее в состав рецептов от заболеваний пищеварительной системы, желудочного тракта, головных болей и обмороков.
Большим почетом красная гвоздика пользовалась в Испании, где она считалась талисманом, уберегающим от бед и действия злых сил. Девушки дарили гвоздики уходящим на войну юношам в качестве оберега. Гвоздика также служила символом страстной любви, ее прикалывали к одежде, чтобы показать свои чувства предмету обожания. Юноша, подносивший девушке алую гвоздику признавался таким образом в любви к ней.
Русское название этого цветка совпадает с названием известной пряности, являющейся высушенными бутонами гвоздичного дерева. По мнению специалистов, это калька с немецкого языка, где также произошло совпадение названий цветка и пряности, вероятнее всего возникшее из-за сходства их сильного яркого аромата.

Фразеологизм «при царе Горохе» можно расшифровать как «в незапамятные времена, очень давно». Но кто же такой этот царь Горох и почему именно горох, а не что-т о другое? Многие ученые, так же как и вы задавались этим вопросом, они выдвигали несколько различных теорий и пытались найти ответ на этот интересный вопрос. Это выражение пришло в речь русских людей из фольклора.

Так, существует сказка «О царе Горохе», в сказке Горох очень добрый и миролюбивый правитель и люди жили под его властью, не зная ни горя, ни печали. Фразеологизм «при царе Горохе» означает «очень давно» именно потому, что такой и добрый монарх кажется слишком нереальным, т.е. это слишком хорошо, что бы быть правдой. Так, в сказке можно увидеть такое предложение: «В давнее время, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, жил-был царь Горох, правитель глуповатый, но, как полагается сказочному монарху, добрый». В России простым людям всегда жилось не слишком хорошо, и редко какой правитель серьезно задумывался о том, что же людям на самом деле нужно. А тут в сказке добрый правитель – это ведь так же неправдоподобно, так же как и кисельные берега или молочные реки, и уж тем более, так же как жареные куропатки, которые летают по небу. Но кто же этот добрый и глуповатый Горох, кто его прототип и почему все же горох?

  1. Существует версия, что имя Горох – это переделка очень распространенной греческой поговорки, которая также обозначала глубокую старину. Эта греческая поговорка звучит вот так: presbyteros и переводится как «более старший (или более древний), чем Кодр» . Имя Кодр могли переделать в Горох, основываясь на некотором сходстве слова и этого греческого имени.
  2. Так же ученые находят связь царя Гороха с Покати-горошком - богатырем из мифов.
  3. Афанасьев объяснил слово «горох», основываясь на сходности данного слова и таких слов, как «гром, грохотать» Так, корень gorch, превратился в *gors, где были такие преобразования: s перешло в х, а or стало oro. На основании этого он делает вывод, что царь Горох имеет отношение к богу Перуну – т богу грома.
  4. Во времена становления русской государственности, на Руси было принято называть город Константинополь не иначе как Царь-град. От этого обозначения произошло выражения «по-царегородски». После того, как Византия распалась (Константинополь – столица Византии), для обозначения того, что было давно, говорили «по-царегородски». Возможно, что данное выражение просто видоизменилось в похожее по звучанию, но более понятное по смыслу.
  5. Некоторые ученые считаю, что это просто каламбур народного происхождения, обычная народная шутка.
  6. Иногда люди просто связывают выражение «при царе Горохе» со сказкой «О царе Горохе», а о происхождении этого персонажа в сказке совсем не задумываются.

Русский царь Горох – далеко не единственный в своем роде. Во многих народных фразеологизмах можно встретить похожих королей и царей. Так, в Польше мы встретим короля Гвоздика (za krоўla Cўwieczka - буквально «при короле Гвоздике»), в Чехии короля Сверчка (za krоўla Sўwierszczka - «при короле Сверчке») или короля Голыша (za krаўle Holce - «при короле Голыше), в Украине можно найти такие выраженния, как царь Тимка, за царя Томка, за царя Панька, за царя Хмеля. У англичан можно увидеть такое выражение, как in the year dot, которое можно перевести, как «во времена Тютельки», а у испанцев есть выражение en tiempo de maricastana означающее «давным-давно, при Каштане», в немецком же языке можно найти фразу Anno Tobak, буквально «в лето Табаково», которая подражает латинской фразе anno Domini... «в лето Господне (такое-то), то есть в (таком-то) году от Рождества Христова».

Все эти имена королей и царей наполнены иронией и юмором, люди как будто пытались сделать образ правителя более милым и уменьшить его вес в своих глазах, не зря все эти предметы (упомянутые в именах царей и королей) означают маленькие и незначительные вещи. Здесь чувствуется добродушная усмешка, но в тоже время любовь к доброму и глупому царю. Хотя, конечно, все же не стоит сбрасывать со счетов возможность того, что царь Горох имел какого-то реального прототипа, однако он нам до сих пор не известен, так что царь Горох «живет» только в сказке (по крайней мере, пока).

А вообще горох имеет непосредственное отношение не только к доброму царю, но и к несуразному и смешному шуту – шуту гороховому. Давайте, раз уж на то пошло, разберемся и с ним. Выражение шут гороховый пошло от фразы пугало гороховое или пугало, которое принято было ставить на гороховом поле. Это пугало выглядело глупо и достаточно несуразно. Что касается слова шут, то существовало несколько выражений с использованием слова «шут» - балакиев шут, шут полосатый, площадной шут, балаганный шут. Но, тем не менее, в истории закрепилось совсем другое выражение – шут гороховый. Но это совсем неудивительно, ведь, шут имеет отрицательное значение (это кто-то глупый или несуразный), а гороховый (вспомните гороховое поле с пугалом) усиливает это значение.

P.P.S. Кстати, в русском фольклоре, кроме царя Гороха, существуют и другие цари, но они не так известны – это царь Ботут и царь Овес, да и сказки с их участием намного короче – «Жил-был царь Ботут, и вся сказка тут» и «Жил-был царь Овес, он все сказки унес».

Гвоздика - божественный цветок

Легенды о гвоздике. В древности именовали гвоздики цветами Зевса, название цветка произошло от греческих слов Di- Зевс и anthos - цветок, что можно перевести как цветок Зевса, или божественный цветок. Карл Линней сохранил цветку это название Dianthus, т.е. божественный цветок... - см. "Гвоздика садовая "

Древнегреческий миф рассказывает о происхождении гвоздики. Однажды богиня охоты Диана (Артемида), возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не виноват и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости набрасывается на него и вырывает у него глаза. Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие цветом невинно пролитую кровь.

Ярко-пунцовые цветки гвоздики напоминают кровь. И на самом деле этот цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как "цветок огня", "цветок борьбы". Выдающуюся роль этот цветок ссыграл и в некоторых кровавых событиях Франции.

Легенда о необыкновенной целебности этого растения. Первое появление гвоздики относят к временам Людовика IX Святого в 1297 году. Во Францию ее завезли из последнего крестового похода, когда французские войска долго осаждали Тунис. Среди крестоносцев разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Людовик Святой, был убежден, что в природе против этой болезни должно существовать и противоядие. Он обладал некоторыми знаниями целебных трав и решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, должно быть и излечивающее ее растение. И вот он остановил свое внимание на одном прелестном цветке. Его красивая окраска, сильно напоминавшая собою пряную индийскую гвоздику и ее запах заставляют предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевающих. Отвары из гвоздики вылечили от болезней многих воинов, и вскоре эпидемия прекратилась. К прискорбию, однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX становится ее жертвой.

Гвоздика была любимым цветком принца Конде (Людовика II Бурбонского) Из-за интриг кардинала Мазарини он был заключен в тюрьму. Там под окном он выращивал гвоздики. Жена его тем временем подняла восстание и добилась его освобождения. С той поры красная гвоздика стала эмблемой приверженцев Конде и всего дома Бурбонов, из которого он происходит.

Во время французской революции 1793 года невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего короля. Французские девушки, провожая своих парней на войну, в армию, также дарили им букеты алых гвоздик, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые вернулись невредимыми и непобежденными. Воины верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман.

Пришлась ко двору гвоздика и итальянцам. Ее изображение вошло в государственный герб, а девушки считали гвоздику посредницей любви: юноше, идущему на битву, они прикалывали цветок к мундиру для предохранения от опасностей.
Охранным талисманом любви считался этот цветок в Испании. Испанки ухитрялись тайно назначать свидания своим кавалерам, прикалывая для этого случая на груди гвоздики разных цветов.

В Бельгии гвоздика считается цветком бедняков или простонародья, символом благоустроенного домашнего очага. Ее разведением занимаются шахтеры. Букет цветов родители преподносят дочери, выходящей замуж. Гвоздики являются украшением обеденных столов.

В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды, а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса. Гёте называл гвоздику олицетворением дружбы и стойкости. Ее воспевали в бессмертных картинах художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева, из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем и в русский язык.