Методическая разработка (подготовительная группа) на тему: Как пользоваться микроскопом. Опыты с детским микроскопом в домашних условиях — как показать детям микромир Последовательность работы с микроскопом

При работе с микроскопом необходимо соблюдать операции в следующем порядке:

1. Работать с микроскопом следует сидя;

2. Микроскоп осмотреть, вытереть от пыли мягкой салфеткой объективы, окуляр, зеркало или электроосветитель;

3. Микроскоп установить перед собой, немного слева на 2-3 см от края стола. Во время работы его не сдвигать;

4. Открыть полностью диафрагму, поднять конденсор в крайнее верхнее положение;

5. Работу с микроскопом всегда начинать с малого увеличения;

6. Опустить объектив 8 - в рабочее положение, т.е. на расстояние 1 см от предметного стекла;

7. Установить освещение в поле зрения микроскопа, используя электроосветитель или зеркало. Глядя одним глазом в окуляр и пользуясь зеркалом с вогнутой стороной, направить свет от окна в объектив, а затем максимально и равномерно осветить поле зрения. Если микроскоп снабжен осветителем, то подсоединить микроскоп к источнику питания, включить лампу и установить необходимую яркость горения;

8. Положить микропрепарат на предметный столик так, чтобы изучаемый объект находился под объективом. Глядя сбоку, опускать объектив при помощи макровинта до тех пор, пока расстояние между нижней линзой объектива и микропрепаратом не станет 4-5 мм;

9. Смотреть одним глазом в окуляр и вращать винт грубой наводки на себя, плавно поднимая объектив до положения, при котором хорошо будет видно изображение объекта. Нельзя смотреть в окуляр и опускать объектив. Фронтальная линза может раздавить покровное стекло, и на ней появятся царапины;

10. Передвигая препарат рукой, найти нужное место, расположить его в центре поля зрения микроскопа;

11. Если изображение не появилось, то надо повторить все операции пунктов 6, 7, 8, 9;

12. Для изучения объекта при большом увеличении, сначала нужно поставить выбранный участок в центр поля зрения микроскопа при малом увеличении. Затем поменять объектив на 40 х, поворачивая револьвер, так чтобы он занял рабочее положение. При помощи микрометренного винта добиться хорошего изображения объекта. На коробке микрометренного механизма имеются две риски, а на микрометренном винте - точка, которая должна все время находиться между рисками. Если она выходит за их пределы, ее необходимо возвратить в нормальное положение. При несоблюдении этого правила, микрометренный винт может перестать действовать;

13. По окончании работы с большим увеличением, установить малое увеличение, поднять объектив, снять с рабочего столика препарат, протереть чистой салфеткой все части микроскопа, накрыть его полиэтиленовым пакетом и поставить в шкаф.

Порядок выполнения работы

Задание 1. Используя микроскопы, таблицы и практикумы, изучить устройство световых микроскопов (МИКМЕД-1, БИОЛАМ и МБС-1) (рис. 1). Запомнить названия и назначение их частей.

Задание 2. При малом и большом увеличениях микроскопа научиться быстро находить объекты на постоянных микропрепаратах.

Техника приготовления временного препарата

Возьмите предметное стекло из контейнера, держа его за боковые грани. Поместите в центр стекла объект.

Рисунок 2. Предметные (а ) и покровные (б ) стёкла

Нанесите пипеткой 1–2 капли воды на объект.

Возьмите покровное стекло за боковые грани и положите его боковой гранью на каплю воды, затем медленно опустите на нее стекло.

Внимание! Между стеклами не должно быть пузырьков воздуха, нельзя покровное стекло кидать на каплю сверху, его нужно как бы вдвинуть в каплю сбоку.

Излишки воды уберите фильтровальной бумагой;

Приготовленный микропрепарат поместите на предметный столик и рассмотрите сначала при малом, затем при большом увеличении.

В том случае, если микропрепарат сделан неаккуратно, между стеклами есть пузырьки воздуха, следует повторить действия.

Итак , Вы приобрели свой первый в жизни микроскоп. Что же теперь с ним делать? Как использовать такой сложный инструмент? Любая работа с микроскопом начинается с его настройки.

Давайте разберемся, как правильно настроить микроскоп. Настройка микроскопа начинается с настройки столика, точнее, с настройки усилия по его перемещению. Настроить его необходимо так, чтобы во время изучения перемещение осуществлялось не слишком легко и не слишком туго.

Далее настраиваем окуляры . Обычно один из окуляров идет с регулировкой (скорее всего это будет левый окуляр), а второй без (если перед Вами бинокулярный микроскоп). Выставляем левый окуляр на значение 0 (ноль).

После этого закрываем левый глаз, а правым смотрим в правый окуляр. Добиваемся четкого изображения в правом окуляре с помощью перемещения столика. Затем закрываем правый глаз, открываем левый и настраиваем фокусировку уже с помощью вращения настройки фокусировки.

Вы также можете воспользоваться диоптрийной настройкой для того, чтобы скомпенсировать разницу зрения глаз и сфокусировать для этого один окуляр немного по-другому, чем второй.

Теперь настройте яркость лампы . Например, если Вы работаете с малым увеличением, яркость света придется убрать (уменьшить диафрагму или уменьшить накал лампы, также можно использовать нейтральный фильтр с определенным коэффициентов поглощения.

Кстати, что касается фильтров , то, стоит отметить, что например, синий фильтр позволяет повысить разрешающую способность микроскопа, однако, использовать его стоит лишь тогда, когда нам не важен цвет изучаемого препарата.

Старайтесь не касаться линз пальцами во время настройки, так как следы заметно ухудшают контрастность. В случае, если это произошло, протрите объектив мягкой салфеткой со спиртом.

Начинайте изучать объект и фокусироваться на небольших увеличениях, меняйте увеличение со временем, когда уже приноровились к конкретному объекту изучения и микроскопу. Меняйте значение увеличения лишь тогда, когда определили микрослой объекта при грубой настройке фокусировки. Запомните, чем больше увеличение, тем более тонкую настройку фокусировки необходимо использовать.

Еще один частный вопрос - как фотографировать через микроскоп . Многие микроскопы оснащены встроенной камерой, поэтому сделать фотографии с таким инструментом будет очень легко. Если Ваш микроскоп не оборудован камерой, то необходимо приобрести специальный адаптер, чтобы присоединить к микроскопу камеру, при этом компактная камера должна смотреть своим объективом в окуляр микроскопа, а у зеркальной камеры необходимо снять объектив и установить вместо него специальный адаптер. Кстати, стоит также заметить, что в продаже есть специальные камеры, которые можно установить вместо окуляра и свободно фотографировать.

Всем привет!
Короткий обзор на детский микроскоп-игрушку.
Хотелось посмотреть, что же это такое, но не хотелось тратить ощутимую сумму в оффлайне.
С поинтами микроскоп вышел около 800рэ.

Микроскоп - действительно игрушка, достаточно бюджетная откровенно дешевая.
Что у меня вышло - смотрите под катом.
Выводы делайте самостоятельно.

Речь пойдет про вот такой вот .


Пластиковый, с подсветкой, с регулировкой высоты окуляра. Есть 3 линзы объектива (вращаются). И небольшой комплект.


Дополнительная информация - с чем сравнивал и скрин покупки

Изначально, после прогулок по детским магазинам ребенок попросил что-то типа такого.


Варианты примерно все одинаковые, отличаются слегка дизайном и комплектацией - обычно всякой ненужной фигни очень много (чашки петри, пипетки, банки-склянки), а также в дорогих наборах есть инструкции и описания опытов.


Собственно говоря, прикинув одно к другому, взял по привычке на жирбесте.
Практически такой же микроскоп обошелся около 800р (с учетом поинтов).


Обратите внимание: прибор является детской игрушкой, поэтому по сравнению с реальными лабораторными микроскопами будет в корне не верно. Данный микроскоп не следует использовать для ремонта печатных плат или каких либо других серьезных потребностей. Пластиковые линзы дают не сильно увеличенное изображение, а также небольшую четкость. Несмотря на указанные 1200х. Подсветка у него слабая, а конструкция и прочность - как у детской игрушки.


Источник света: белый светодиод
Для работы вам потребуются батарейки 2AA / LR6 (не включены)

На вскидку, могу предложить следующие варианты опытов с детьми:
Можно посмотреть листья деревьев и лепестки цветов, срезы (тонкие ломтики) фруктов и овощей, шерсть зверей и отпечатки пальцев человека, волокна ткани и бумаги. Интересны получается рассматривать тонкие срезы листика фикуса или луковицы. Если на предметное стекло капнуть масла (например, вазелинового), то будет удобнее зафиксировать объект. Например, можно положить 2-3 шерстинки.или волосинки. Еще интересно посмотреть на кристаллы соли, сахара. Ну и так далее.

Примеры опытов можно поискать в интернете, например, " ".

Итак, все было стандартно - упаковка-почтовый пакет.




Внутри коробка.
Обычная такая коробка для детского микроскопа. У нас они точно такие же, только с плюсом в ценнике.


Дополнительные фото упаковки











Внутри пенопластовая ячейка с комплектом, разложенным по своим местам.


В комплекте идет:
Сам оптический микроскоп 1 шт
5 пластиковых предметных стекол
2 флакона для образцов
1 коробочка для хранения и несколько наклеек для надписей
1 пинцет.

Внешний вид всего этого добра.




Микроскоп имеет две ручки - регулировка высоты подсветки и высоты головы. Дополнительно на окуляре регулируется фокус. Часть с объективами поворотная, можно выбирать 3 варианта увеличения: 100х, 400х, 1200х. Подсветка включается маленьким ползунком, нужно предварительно снизу установить 2 батарейки АА (нет в комплекте).

Теперь готовимся к опытам.
Сразу скажу, что передать изображение с оптического микроскопа целая проблема. Я фотографировал на тапок на камеру смартфона, предварительно прислонив ее к оккуляру. Не все получается четко. В живую изображение чуть чуть почетче (на камере не срабатывает автофокус на окуляр). Но все равно я постарался передать как смог.

1) Нитка.
Берем самую простую хлопковую (?) нитку, отрываем кусочек и заправляем на предметное стекло.


Прижимаем на предметный столик.


Вот примерно что видно при увеличении 1200х.

2) Кленовый лист.
Можно увидеть структуру листа, прожилки. Лист просвечивается, что очень удобно.


Зажимаем кусочек на стеклышке на предметном столе.


Включаем подсветку




Вот что видно в окуляры

3) Срез луковицы. Вернее я рассматривал пленку от лука.




Разделяем слои лука, отрываем пленку

Расправляем на стеклышке, желательно без складок




Видны крупные клетки лука. А вот что находится внутри клеток - не видно. Да и изображение получается смазанное.

4) Волос человеческий.
Промежуточных фото нет, вот что видно в окуляре.


5) Муха (мошка)


Готовим препарат)


С мухой интереснее. Отлично видно конечности и крылья. А вот тушка мухи не просвечивается.


На крыльях видны маленькие волосики или чешуйки




Еще раз напоминаю, что на качество полученных снимков влияет способ их получения - прислоненная камера смартфона. В живую ощущения несколько другие, хотя пластиковые линзы особо четкой картины не дают.

Вместо вывода: покупка на жирбесте помогла мне сэкономить энную часть денег от покупки подобного же в оффлайне. Ребенок посмотрел, попробовал, успокоился. А я сделал выводы о качестве и необходимом функционале. У из обзора небольшое увеличение, слабая подсветка. Хочется чего-то большего.

Из минусов отмечу отсутствие примеров опытов в комплекте, все приходится искать и выдумывать самостоятельно.
Могли бы вложить инструкцию. Или хотя бы ссылку на онлайн руководство по опытам.
Еще из минусов - общая хлипкость конструкции и достаточно размытое изображение.

Возможно, следующий детский микроскоп у меня будет вот такой

Помимо указанного (картинка кликабельна), вот два варианта на тао ( и ).

В любом случае, у меня все))))
Надеюсь было полезно))))

Планирую купить +4 Добавить в избранное Обзор понравился +42 +50

Итак, Вы купили микроскоп. Инструкцию читать, как правило, лень или нет времени. Вы, наверняка, хотели бы иметь какого-нибудь знакомого, который подробно Вам все объяснит и покажет – как же пользоваться микроскопом. А еще, может быть, Вы должны не только обучиться сами или освежить в памяти школьные навыки, но и научить своего ребенка, который, возможно, в будущем станет биологом или исследователем.

Как пользоваться микроскопом? На первых порах, и Вам и Вашему ребенку необходимо понять, что оптический прибор - это один из самых простых, научиться использовать который не составит труда.

Запомните одну логическую цепочку: свет, проходящий сквозь предмет или отраженный от предмета, проходит сквозь объектив и окуляр микроскопа, и представляет перед Вашими глазами увеличенное изображение! Это и есть принцип работы с микроскопом.

Итак, нам с Вами понадобится:

объект исследования

направленный луч света

выбранный объектив

выбранный окуляр

ручка фокусировки для настройки четкости изображения

Свет в микроскопе представлен в виде верхней и нижней подсветок. Подсветки работают от сети переменного тока или батареек и включаются нажатием кнопки на корпусе. Есть так же микроскопы, в которых нет верхней подсветки.

Прежде всего определите – на что Вы собираетесь смотреть в микроскоп. Если это объект, пропускающий свет, то его необходимо закрепить между предметным и покровным стеклом и пользоваться нижней подсветкой.

Если это объект, не пропускающий свет, то просто положите его на предметный столик под объектив и пользуйтесь верхней подсветкой.

Объекты, которые целесообразно рассматривать в микроскоп в проходящем свете (нижняя подсветка): части насекомых (крылья, лапки, головки и т.д.), срезы листьев и растений, срезы зерновых и бобовых культур, пыль, накипь, вода и все жидкие микропрепараты, простейшие микроорганизмы, грибковые микроорганизмы и т.д.

Объекты, которые рекомендуется рассматривать в микроскоп в отраженном свете (верхняя подсветка): монеты, камни, бумага, ткань, насекомые целиком, шерсть и волосы, пластмасс и иные плотные синтетические материалы, образцы почвы и пород, листики и растения целиком, деревянные поверхности, любые предметы и ткани, не пропускающие свет.

Далее что нам надо сделать - это расположить объект на предметном столике микроскопа. Располагаем его так, чтобы ось объектива указывала именно в ту область, которую мы хотим увидеть увеличенной. Для того, чтобы в окуляре появилось четкое изображение объекта, надо выставить на револьверном устройстве минимальный объектив (например, 4 крат) таким образом, чтобы он был перпендикулярен оси столика.

Далее необходимо вставить в окулярную трубку окуляр, и медленно поднимать с помощью фокусировочного механизма предметный столик от крайней нижней точки к верхней. При этом необходимо смотреть глазом в окуляр до тех пор, пока не появится сначала расплывчатое, а потом четкое увеличенное изображение объекта.

Теперь можно увеличить объект еще больше! Для этого используем объектив большей кратности и проводим повторную фокусировку. Очень важно, чтобы при смене объективов и окуляров объект был надежно зафиксирован на предметном столике и не двигался. Иначе поиск нужно будет осуществлять еще раз.

Увеличение считается очень легко - надо умножить кратность окуляра на кратность используемого в данный момент объектива. К примеру, мы используем объектив 10 крат и окуляр 16 крат, значит наше действующее увеличение будет 160 крат!

Мы надеемся, что наша статья подсказала Вам как пользоваться микроскопом. У нас на сайте Вы найдете так же очень много полезной информации по работе с микроскопами и без труда повысите свой уровень знаний.

01-01-2017

Не будем долго вдаваться в пространные суждения о пользе для детей такой научной игрушки как микроскоп. Раз уж вы читаете эту статью, значит решили его купить, так что перейдём сразу к конкретике.

Какой выбрать?

Как обычно, при выборе любого товара для ребёнка нужно учитывать его возраст . С микроскопами всё так же, только градация гораздо меньше. Условно можно разделить их на две категории - это микроскопы для маленьких детей (детский сад) и для школьников , а примерный выбор можно посмотреть по этой ссылке www.fotosklad.ru/catalog/detskie-mikroskopy-ea.. .
Между этими категориями различия во многих параметра, но основными здесь будут цена, функционал и простота использования.

Нажмите для увеличения

Микроскопы для малышей

Ребёнку, который ходит в детский сад достаточно будет простого микроскопа, по цене до тысячи рублей. Для этого прекрасно подходит модель «Eastcolight 100-450». В названии уже указано минимальное и максимальное увеличение. Для малыша, который ежедневно узнаёт и так много нового, таких параметров будет вполне достаточно, чтобы немного познать ещё и микромир. Пока ему вряд ли понадобится тысячекратное увеличение. А исходя из стоимости, будет не так жалко если ребёнок повредит микроскоп, как они часто это делают со своими игрушками.

Нажмите для увеличения

Микроскопы для школьников

При выборе микроскопа для школьника уже можно учитывать сформировавшиеся интересы ребёнка. К примеру, если он увлекается не только биологией, но и любит звёзды, то есть наборы и микроскоп и телескоп, например, набор с названием, которое говорит само за себя - «Eastcolight Телескоп и микроскоп».
Основное отличие микроскопов для школьника, это большая кратность увеличения (есть модели с увеличением до 1200 раз) , более богатый выбор дополнительных предметов в наборе (различные виды стекол: покрывные, предметные и пр.; пинцеты, скальпели, пипетки, чашки, баночки, палочки и многое другое) . Ну и разумеется, такие микроскопы подороже, чем обычные детские. В основном цена варьируется в диапазоне двух-трёх тысяч рублей.
Как пользоваться детским микроскопом?
На самом деле особо подробно расписывать ответ на этот вопрос нет никакого смысла. Как правило, все наборы комплектуются подробными пошаговыми инструкциями на любое действие. Так что разбираться смогут сами дети, которые умеют читать. Но на всякий случай публикуем ещё и обучающее видео , которое, кстати, будет ещё полезно, чтобы составить своё мнение о целесообразности покупки микроскопа.