Шунут оленьи ручьи. Гора шунут

Шунут считается самой высокой горой в окрестностях города. Трудно сказать, какие именно окрестности берутся при расчётах, но высота более 720 метров - действительно выдающееся значение для обычно низкого Среднего Урала.
Гора оказалась запрятана в самую настоящую глушь. Словно бы специально кто-то разместил её в этом тайном месте, чтобы никто не потревожил покой великана. Удивительным образом в окрестностях мегаполиса оказался абсолютно пустынный край, покрытый дремучими лесами. До ближайшего населённого пункта - 10 км, до других - десятки. В богом забытых посёлках всё ещё живут староверы, молящиеся по своим, сохранённым древним книгам. При этом, как ни странно, посетителей хватает и здесь: от ближайшего посёлка - Краснояра - к горе тянутся сразу несколько троп и даже одна автомобильная дорога - правда, проехать по ней способны только наиболее внедорожные представители этого вида транспорта. Большое количество тропинок играет с туристами злую шутку: совершить роковой поворот не туда на очередном перекрёстке с виду одинаковых троп проще простого, но потом придётся долго плутать по бесконечным болотам, куда такие коварные тропинки заводят. И кто только их прокладывает?...


Верный знак, что вы на правильном пути - маленькая речушка (либо Малый Ик, либо его ещё более малый приток), через которую имеется мостик.
02

Вокруг - сложный, смешанный лес. От речки фактически и начинается подъём на Шунут - практически с половины дороги от Краснояра. Шунут - очень пологая гора, въехать на неё на лыжах вполне возможно вплоть до самой скалистой вершины.
04

Вершину ниоткуда невозможно увидеть - только подъехав вплотную обнаруживаешь сплошную стену отвесных скал. Если идти вдоль неё на северо-восток, вскоре можно найти удобный, пологий подъём на верх, к самым камням.
05

Поплутав по шунутским лесам и болотам, к вершине я добрался уже вечером, когда солнце красиво освещало скалы своими лучами. Стояла ясная, солнечная, непривычная для февраля погода, было довольно тепло и безветренно. В небе сияла Луна.
06

Возле этого места стоит мемориальная табличка в память о погибшем здесь человеке - он сорвался со скалы.
08

Вокруг - завораживающая красота.
09

Шунут входит в состав хребта под названием Коноваловский Увал. Он тянется с севера на юг. Вот вид вдоль него на север.
10

На вершинах, лежащих севернее Шунута, скал не видно.
12

Панорама на север. Можно рассмотреть полную версию .
13

Даже на самой вершине растут ели, или, возможно, пихты. Хвоя очень плотная, густая.
15

Если же обернуться и посмотреть в сторону юга, то видно несколько скалистых вершин хребта.
17

Вид на восток.
Панорама. Можно рассмотреть полную версию .
18

Вид на юг - Коноваловский увал во всей красе. Ёлки справа растут на Шунуте. Далее, справа на лево, если я правилно опознал, идут: безымянная вершина высотой в 651 с лишним метр, увенчанная живописными скалами, затем - гора поменьше, чуть больше 571 метра, со скалой Старик Камень в левой части, ещё дальше, в левой части панорамы - скалы, названия которых мне неизветны. Мда, удалённость этих мест чувствуется даже в невозможности найти названия местных вершин.
Панорама. Можно рассмотреть полную версию .
19

Неизвестная скала 651 м
20

С Шунута в ясную погоду хорошо рассматривать окрестности. Ничто не закрывает взор на десятки километров - другие горы не сравнятся по высоте. То самого горизонта - бескрайние уральские леса, позолоченные последними лучами солнца.
23

В середине кадра - Краснояр, единственный местный оплот цивилизации. Есть что-то в этом пейзаже от древних времён, когда крошечные посёлки первых поселенцев Урала вот так одиноко стояли, окружённые бескрайними, необъятными и, кажется, непобедимыми лесами.
Выше Крснояра, вдали виднеется карьер в Дегтярске. Сам город, видимо, скрыт рельефом.
25

Левее виден крошечный городок Мариинск, стоящий на берегу Мариинского пруда на реке Ревде. Через этот городок идёт единственная дорога на Краснояр.
26

Ещё левее видна Волчиха, одиноко возвышающаяся над невидимым отсюда Волчихинским водохранилищем. Её склон белый, потому что на нём оборудован горнолыжный спуск.
27

Ну а левее Волчихи - Ревда. Самый заметный объект после дымящихся труб - высокое отдельностоящее здание в правой части кадра - это выстроенный несколько лет назад храм Ахристрагита Михаила. Левее Ревды виден, должно быть, её сиамский брат - Первоуральск.
28

Среди скал Шунута я увидел удивительное. Прямо в снегу растёт маленький зелёный кустарник, растёт среди зимы.
29

Ещё несколько вечерних видов Шунута.
32

Скала, похожая на наковальню или нос корабля.
34

***
Последняя новая песня со сборника "Rarities & B-sides" группы Delerium, называющаяся "Ray", попалась мне несколько позже двух других. Эта песня записана вместе с самым новым альбомом "Music Box Opera", но не вошла в его состав. Когда альбом ещё не вышел, его рекламировали как "возвращение старого звучания Делериума" - но получилось гораздо более в духе Делериума нынешнего, с продолжением лучших наработок непосредственно предшествовавших его выходу альбомов. А вот в песне Ray группе, пожалуй, удалось таки невозможное - по настоящему совместить характер прежнего, раннего Делериума с нынешним.
До 9-го альбома Делериум был мрачной, нечеловечески жёсткой, механистичной музыкой - смесью звуков машин, криков из фильмов ужасов и нарочито синтетических звуков с синтезаторов. Ни капли лиричности, ни толики той переливчатой мелодичности, по которой его опознают ныне. В 9-м альбоме в группу пришла её первая вокалистка - Kristy Thirsk, и изменила творчество Делериума до неузнаваемости. Её "парящий" голос создавал бескрайний простор, эфемерные дали и полёт фантазии. Делериум никогда уже больше не смог быть прежним. И вот, в песне "Ray" им, наконец, удалось совместить несовместимое, пусть баланс всё же смещён в сторону современного звучания значительно. Удалось успешно. Результат, видимо, настолько невписывался в остальной альбом Music Box Opera, что его отложили до лучших времён, а в сам альбом включили другую песню в исполнении K. Thirsk - эталонную "Sky", одно из лучших произведений группы. Что ж, может, оно и к лучшему, и Ray действительно лучше раскрывает себя в обособленности.


Фото сделаны на Pentax K-30 с объективами:
1 - 18, 29 - 48: ,

Экстремальный тест-драйв от ЕКАБУ.

Когда у вас появится автомобиль, более или менее относящийся к классу внедорожных, компания отличных друзей, хорошее настроение, пара лишних выходных, резиновые сапоги, много еды, лебедка и тысяч десять российских рублей – отправляйтесь покорять гору Шунут, что примерно в сотне километров от Екатеринбурга. Все остальное – погода, подготовка вашего автомобиля, карты-навигаторы – может облегчить ваш путь, но отнюдь не гарантирует прибытие в пункт назначения. В этом мы убедились в августовские выходные, стартовав из города экипажем в десять человек на четырех автомобилях: УАЗ-450 (он же «Батоша», он же «Пикачу», он же «Родненький-давай-давай»), УАЗ «Патриот», Toyota Hilux и Hyundai Terracan (он же «Таракашка»).

Цель нашего путешествия была незамысловатой: испытать представленные автомобили «в деле», полюбоваться природой с высоты в 726 м над уровнем моря (между прочим, Шунут – вторая по высоте вершина области и высочайшая в окрестностях Екатеринбурга), поесть шашлыки, попеть песни под гитару у костра.

Ехать решили через Ревду, где были около полудня в субботу. Полчаса по не слишком многолюдной дороге - и сворачиваем на «дорогу к Шунуту». Если вы «забьете» «Шунут» в поисковике, найденные фотографии не отразят и трети прелести этой разъезженной бывалыми любителями трофи тропы. Лучше посмотрите видео на YouTube.

Здесь стоит оговориться, что дорог, ведущих на Шунут, существует несколько, и, говорят, есть гораздо приличнее той, что выбрали мы. Нам же предстояло проехать около 20 км (по навигатору). Примерно две трети пути мы передвигались по разъезженной внедорожной техникой глинистой дороге, пересеченной грязевыми и водными ямами-лужами, «усложненной» глубокими колеями. Бонус – болотистые участки, которые сменяются на последней трети пути «горными потоками» (ручьями от прошедших дождей).

Как мы все это преодолели? С трудом. На Шунут компания добралась спустя шесть часов, причем благословенную третью часть пути мы преодолели часа за два. Остальное – перманентное выкапывание и вытаскивание из грязи увязших в ней авто, ремонт подручными средствами вышедших из строя агрегатов. Минуты вынужденного простоя скрашивали фотосессиями и перекурами.

Ну, а теперь о технике. Увы, не обошлось без крупных поломок. У «Патриота» оказался «снесенным» передний мост, из-за чего флагман нашего «флота» превратился в тяжелую и не очень поворотливую повозку. К тому же лебедка производства КНР приказала долго жить. Впрочем, тросы и веревки выручали не хуже. Благо, их можно было цеплять и спереди, и сзади. С приятной стороны показал себя УАЗ-450 («Батоша»), с олимпийским спокойствием выезжавший даже из самых густых грязей, благодаря пониженной передаче, полному приводу и «грязевой резине». Этот «Пикачу» был, пожалуй, самым подготовленным автомобилем экспедиции. Впрочем, иномарки тоже показали высокий класс, спасибо полному приводу (а у «Хайлюкса» еще и блокировке дифференциалов). В какой-то момент пилот «Батона» решил «показать класс» и въехал в глубокую лужу, где и заглох из-за залитого двигателя. Это обеспечило нас проблемами до конца путешествия – сломался генератор, и дальше пришлось ехать исключительно на аккумуляторе.

Набив шишек себе и авто, мы выстроились в оптимальной последовательности: впереди шел «Патриот», за ним относительно легкий Hyundai Terracan, «Тойота» ехала третьей, периодически «давая толкача» «Батону», проблема которого заключалась только в том, что он иногда глох. Так процессия добралась до Шунута, где и встала на ночевку. Ах да, подъезжая к горе, «Патриот» умудрился проткнуть переднее правое колесо, чем обеспечил нас утренним двухчасовым квестом «перебортуй колесо в лесу без инструментов».

Усталые, но счастливые, мы забылись в приятных хлопотах: шашлыки, окрошка, разведение костра и, собственно, «залаз» на Шунут. Скалы от прошедшего дождя были мокрыми – хорошо, у всех с собой были берцы или кроссовки. Гробовым холодком веяло от ближайшей к нашей стоянке скалы – здесь три года назад разбился 17-летний молодой человек, о чем гласит табличка у подножия горы, окруженная «палисадником» из кладбищенских искусственных цветов. Будьте аккуратнее, если соберетесь на вершину. А туда вы непременно соберетесь, иначе, что на Шунуте, собственно, делать?

Вид на все четыре стороны света открывается потрясающий. Правда, насладиться им можно только вечером. Утром здесь стоит густой туман. И, да: если вы не экстремалы, а на скалы все-таки очень хочется, поезжайте к соседям – на знаменитый челябинский Шихан. Вид там не хуже, дорога – в разы лучше, а в качестве бонуса – красивое и приятное для купания озеро. На Шунуте же с водоемами туго, даже до источника Платониды мы так и не добрались.

Спустившись и обустроив лагерь, как водится, до утра пели песни и наслаждались обществом друг друга – редкие встречи городских жителей так приятны! Пришла гроза – натянули тент. В общем, ничто не смогло нам помешать отдохнуть, хотя усталость давала о себе знать, и только особо стойкие туристы досидели до рассвета.

Утром желающие сходили за грибами, вернулись с неплохими трофеями. Хотя сама поляна вокруг стоянки порядком «обобрана» туристами, а вот вдоль дороги, по которой мы возвращались, были сыроежки, подосиновики, волнушки.

Поменяли, как уже говорилось выше, колесо, изрезав на «запчасти» резиновые сапоги героической девушки, пилота «Патриота». Время начинало поджимать – полдень воскресенья, завтра на работу. Минимум шесть часов по грязи сильно смущали часть коллектива, и на общем совете было решено ехать «дорогой на Серьги». Проблема заключалась в том, что никто эту дорогу не знал, кроме «местного», встреченного накануне одним из членов нашей команды. «Местный» оказался льстецом, заявив что-то вроде «ого! как вы вообще добрались по этой грязи! Обратно езжайте по другой дорог» Подивились нашей стойкости и пешие туристы, явившиеся утром на Шунут.

Двинулись в дорогу. Первая ее треть была очень даже сносной, мы ехали под гору, а значит и глубоких луж не встречали. Даже «лысая» резина «Хайлюкса» позволяла машине маневрировать, а не просто скользить вниз. В какой-то момент УАЗ-450 попал одной стороной в глубокую колею, размытую дождевым ручьем, и практически лег на бок. Несколько ловких движений туда-сюда, и УАЗик без посторонней помощи выбрался из этого затруднительного положения. Пилот торжествовал, а его пассажиры… нужно было видеть их глаза размером с пятачок! Зуб даю – по крайней мере, половина жизни пронеслась перед их взором.

Спустя часа полтора-два, мы спустились в низину и столкнулись со вчерашними проблемами. Глубокие колеи, разбитые какой-то внушительной техникой (по ощущениям – лесовозами), задерживали каждый из автомобилей минут на 10-15. На одной из полян решили устроить привал – пообедали, пока еще бодро поделились впечатлениями и опасениями. Еще метров 500, и снова все «сели в грязь». К тому же УАЗ-450 заглох, и, соответственно, не мог помогать остальным. День клонился к вечеру, а навигатор давал еще километров 12 до Серег. Положение осложнялось еще и тем, что у нас не работал ни один оператор связи.

Около семи вечера стало понятно, что пора организовывать спасательную операцию. Родные и близкие ждали нас обратно около восьми вечера. В общем, чтобы избежать поисков с вертолетами и собаками, было решено отправить посыльных с телефонами всех имевшихся операторов обратно на гору – вызывать эвакуатор и звонить родным.

Оставшиеся разделились на три группы: организация походной кухни – в сложных условиях сумерек и накрапывающего дождя нам удалось приготовить отменный грибной суп, разведка окрестностей – изучили карты и нашли просеку, которая стала запасным вариантом дороги на случай, если эвакуатор не явится. И, собственно, никто не отменял вытаскивания автомобилей. Через два часа, уже по темноте, вернулись посыльные, радостно сообщившие, что в одиннадцать вечера за нами приедет ГАЗ-66, именуемый также «Шишигой».

Сели ждать. Время тянулось бесконечно долго. Темнота, дождь. Настроение – ниже плинтуса. Стали готовится к экстремальной ночевке и придумывать витиеватые истории для начальства, которое завтра будет в бешенстве.

Ровно в одиннадцать вечера мы расслышали рев двигателя. Где-то далеко, но отчетливо. Подали «сигнал бедствия» клаксонами всех трех автомобилей (у УАЗа-450 аккумулятор умер уже очень давно). Еще пара минут, и темноту нашей лесовозной дороги полоснули лучи фар нашего спасителя. К нам вырулила «Шишига» под управлением бравого Валерия, экипажу которого были устроены настоящие овации. Этакая таежная рок-звезда явилась к городским салагам.

Ну, а дальше все просто, но при этом эпично и зрелищно. Девушек погрузили в «кунг» ГАЗа. УАЗ завели, прицепили к нему «Патриот» и отправили вперед. Из иномарок устроили «гирлянду», зацепленную за ГАЗ-66. Представляете себе американские свадебные кабриолеты, к которым цепляют жестяные консервные банки? Так вот, это были мы. «Шишига» понеслась, почти не делая остановок, обратно через гору, на ту самую вчерашнюю дорогу, которую мы так хотели избежать. К слову, наши спасатели поведали, что с пути на Серьги мы сбились и заехали в такие дебри, куда даже бывалые не суются.

К пяти утра мы были на трассе. За эвакуацию с нас взяли очень скромную сумму, учитывая размеры бедствия – около 10 тысяч рублей. Дальнейшие приключения ничто по сравнению с пережитым за уходящую в туманный рассвет ночь. В Ревде остался «Патриот» – надо было уладить проблемы с двигателем. УАЗ-450, мчавшийся по грязи с полностью «умершей» электрикой (чтоб вы понимали – штурман подсвечивал дорогу фонариком, высунувшись из окна), был взят на буксир «Хайлюксом». Hyundai Terracan резво умотал в Екатеринбург, взяв на борт тех, кому в город надо было срочно. В девять утра большая часть команды добралась до столицы Урала, и кто-то даже не опоздал на работу. А вечером мы созвонились и решили, что на ближайшие месяцы экстрима с нас точно хватит.

Текст: Станислава Свердлова
Фото: Станислава Свердлова/Наталия Исакова

На гору Шунут Камень выдался в октябре 2010 года. Ходили мы вчетвером. Погода выдалась очень хорошей, солнечной. Однако на дворе уже был октябрь и было довольно прохладно. Уже были заморозки.

Добраться до Шунута можно так. Из Екатеринбурга садимся на электропоезд до Ревды (вокзал). Причём ехать надо утром, так как потом с ревдинского вокзала уходит автобус до села Краснояр в 9:10 (если не ошибаюсь), а следующий автобус будет только в 2 часа дня. Ждать всё это время на вокзале очень утомительно и поэтому вы решитесь взять такси, которое запросит 300-350 рублей. Кстати, в городе Ревда действуют около 17-18 компаний такси. Так что лучше встать пораньше и поехать на автобусе.

Доехали до Краснояра. Идти на Шунут можно разными тропами. Мы же пошли по дороге, ведущей в деревню Лавровка. Она начинается прямо за остановочным комплексом. Т.е. не налево от него, а за ним.

Как дойдёте до пересечения дороги с рекой Ик (река проходит по трубе), то через несколько метров будет поворот направо - вам туда! Вы дойдёте до поля, на котором, возможно, увидите указатель, если его не сломали. Вот идите по лесной дороги и выйдете в урочище "Платонида".

Описывать легенды про это место я не буду, посмотрите лучше в интернете. Скажу лишь, что урочище представляет собой 4 старообрядческие могилы, землянку на берегу реки Малый Ик и оборудованный родник. На фото - могила Платониды, точнее, просто монумент, но останков её там вроде нет. Подробнее об этом месте Вы увидите в другом отчёте.

Посетить это место - милое дело! Попить и набрать водички хорошей, родниковой. Посидеть, отдохнуть. Долго мы не задержались здесь и отправились дальше - на Старик Камень. Идти на Старик Камень нужно по этой дороге (что на фото ниже). Затем вы дойдёте до развилки, Т-образный перекрёсток - и вот там надо повернуть налево.

Затем дорога поворачивает направо (без других поврортов), идите всё время по главной до тех пор, пока справа вы случайно не наткнётесь на это:

Вдалеке виднеется Шунут.

На Старике Камне мы долго тоже не задержались, ибо осень, темнеет рано - нужно топать на главную достопримечательность здешних мест - гору Шунут Камень. Вот такое встретили по дороге. Ну прям фильм ужасов какой-то.

Идти на Шунут нужно по той же дороге. Когда дойдёте до своротки на Платониду, то не сворачивайте, а идите прямо. До тех пор (успеете устать), пока не увидите своротку налево - грунтовка с автомобильной колеёй. Идите туда, в гору, около 3-4 км. Будет жарко, я гарантирую! Это самый сложный этап всего похода! По тропе идите до поворота, потом сворачивайте направо - вы дойдёте до родника. Там, думаю, не потеряетесь уже.

Cамая высокая гора в окрестностях Екатеринбурга (726,2 м). длиной 15 км. Является стратотипом, а также самой высокой точкой Коноваловского увала. Высота скал 25-40 м. с запада, 60-70 м. с востока, возраст - более 600 млн лет. Гора в основном покрыта лесом, за исключением вершины и ряда примыкающих к ней скал. По характеру почв и растительного покрова территория этого горного массива с прилегающими землями относится к зоне тайги, ее южной подзоне.

Зимой здесь всегда очень снежно и живописно. Гора плохо просматривается из лесистых окрестностей и найти ее, не зная точных ориентиров, бывает сложно. Маршрут очень увлекательный и сложно проходимый для автотранспорта. Шунут-Камень очень популярен и часто посещается пешими любителями уральской природы. Рядом с Шунут-Камнем есть целебный радоновый источник Платонида , имеющий интересную историю.

До нашего времени дошла такая вот легенда.

В одной башкирской семье родились братья-близнецы. Они быстро подрастали. И вот однажды в детской игре образовалась куча-мала. Одному из братьев повредили позвоночник, отчего вырос горб, и он остался небольшого роста. Зато другой брат дорос до облаков и стал защищать свой народ от врагов. Когда подступали большие племена завоевателей, большой брат превращался в огненное существо, похожее на человека, и посылал в чужеземцев сверкающие молнии. От страха недоброжелатели бежали без оглядки. Так и прозвали великана Шунут («шун» - существо, «ут» - огонь). Легенду подтверждает и название речки Ик, бегущей с Шунута.

Одно время в числе супротивников башкир были калмыки. Увидев Шунута, они кричали: «Ик идет! Спасайтесь!» В калмыцком, который является одним из монгольских языков, «ик» означает - большой, великий. Калмыки набирали воды из реки и пускались в обратный путь, не опасаясь огненных стрел Шунута. Так речку и стали называть Ик, как место пребывания великана Шунута. Хотя сама речка Ик небольшая. Так многие века Шунут охранял свой народ от недругов. Но все же великан был наказан за то, что от его сил гибли люди. Он лишился сна, маялся от сильной боли по всему телу. Одна смерть могла победить его болезнь. А лишить его жизни могла только рука родственника. Но мать и отец давно умерли. Вся надежда оставалась на родного брата- карлика. Но тот очень любил Шунута и не соглашался на его убийство. Великан долго уговаривал брата. В конце концов горбун решился исполнить просьбу Шунута, но с тем условием, что, переместившись в другое состояние, он по-прежнему будет помогать людям, станет забирать у людей их болезни.


Великан лег на землю, и меньший брат отсек мечом голову Шунута. Когда взойдешь на Шунут, то появляется ощущение, что поднимешь руку и дотянешься до облаков. А у подножия Шунута забил целебный радоновый источник. Вода родника со склона через несколько метров попадает в речку Ик. Многие стали ощущать себя бодрее, искупавшись в этом источнике.


За всеми событиями, происходящими у минерального источника, зорко следит голова Шунута. Со временем и камни стареют. Голова великана стала похожа на лицо старика, поэтому кто как называет скалу: то Старик-Камень (на географических картах), то Голова Шунута, иногда просто, старик в кепке. С вершины открывается великолепный вид на г. Шунут, и окрестности.

В недалекие времена облюбовали эти места староверы. Здесь располагались их скиты. А еще место у целительного родника называют Платонида - по иноческому имени женщины старой веры, похороненной вблизи источника.

За Ревдой, недалеко от села Мариинск, есть много природных достопримечательностей. Самые известные из них - гора Шунут, скала Старик-камень и источник святой Платониды. Эти места часто посещают туристы из Первоуральска, Екатеринбурга, Ревды и других городов Свердловской области. Они рассказывают - там замечательно!

Любители бездорожья на своих автомобилях подъезжают к самому подножью Шунута. А потом пешком поднимаются на вершину горы.

Я всегда жду этой поездки, потому что мы собираемся на Шунуте среди друзей и единомышленников, любителей туризма, - рассказывает друг редакции портала Городскиевести.ру Юрий. Он живет в Екатеринбурге и очень любит путешествовать. - Шунут - это великолепные виды с вершины горы, интересная дорога, которая требует усилий от всего экипажа автомобиля, и, конечно, вечерний костер, веселые разговоры и истории.

Гора Шунут, или Шунут-камень - главная вершина Коноваловского увала. По данным портала «Ураловед.ру», Шунут - самая высокая гора в окрестностях Екатеринбурга. Высота ее 726 метров над уровнем моря.

Историки думают, что название «Шунут» произошло от двух слов: мансийского шун - «существо» и башкирского ут - «огонь». Возможно, когда-то на этой высокой горе жгли сигнальные костры, чтобы сообщить о приближающейся опасности. Еще по одной версии, древние жители этих мест проводили на горе священные ритуалы.


С вершины горы Шунут видно все окрестности. Фото// OFF-ROAD клуб «Шунут4х4»

Есть о горе Шунут и легенда. Давным-давно в этих местах росли братья-близнецы. Нередко они ссорились между собой. В очередной потасовке у одного брата оказался поврежден позвоночник, из-за чего он остался на всю жизнь горбатым карликом. А вот второй брат вырос великаном, голова которого достигала облаков. Конечно, при таком росте он обладал богатырской силой и защищал свой народ от чужеземцев. За то, что он превращался в существо, извергавшее молнии, прозвали великана Шунутом.

Однажды Шунут сильно заболел. Таким было наказание за то, что он прервал множество жизней. По легенде избавить Шунута от страданий и убить его должен был один из родственников. Из родной крови у Шунута остался только брат-калека. Он согласился на убийство только при одном условии - что даже после смерти его брат будет помогать людям. По легенде Шунут выполнил обещание: считается, что если подняться на вершину горы и «коснуться руками облаков», то можно избавиться от многих болезней.

По той же легенде Шунут лег на землю, его брат-близнец отсек ему голову мечом. Отрубленная голова откатилась и окаменела. Сейчас это место называют Старик-камень.


Согласно поверьям, каменная голова наблюдает за всем, что происходит на горе Шунут. Фото// OFF-ROAD клуб «Шунут4х4»

Скала Старик-камень расположена на четыре километра южнее Шунута. Высота Старика - 648,1 метра над уровнем моря. Свое название Старик-камень получил за очертания, которые напоминают человеческое лицо.

Недалеко от Старик-камня есть еще одна достопримечательность - источник святой Платониды . Этот гидрологический памятник природы находится примерно в 10-12 километрах от поселка Краснояр. Считается, что вода из источника (она содержит радон) обладает целебными свойствами.


Каждый год за целебной водой к роднику, который бьет около источника святой Платониды, приходят сотни паломников. Фото// OFF-ROAD клуб «Шунут4х4»

Вокруг источника святой Платониды ходит немало легенд. По одной из них , давным-давно из села Краснояр женщина по имени Платонида ушла жить в глухой лес. Долгие годы она обитала у святого источника, благодаря чему ей удалось сохранить силы и здоровье. В честь Платониды источник и назвали. Похоронили Платониду там же, в лесу. К ее могиле стали приходить паломники.

Как гласит вторая легенда, девушка из зажиточной семьи полюбила бедняка. Но отец Платониды решил выдать дочь замуж за зажиточного крестьянина. Тогда девушка сбежала из родных мест и поселилась в лесу около Краснояра. В это время ее любимый ходил по Уралу в поисках своей невесты. Однажды, обессиленный, он присел на берегу небольшой речушки и окаменел. Прозвали люди этот камень Стариком. А Платонида так и жила много лет на берегу этой же речки и тайком помогала людям.


Есть еще одно поверье: если искупаться в речке Малый Ик у источника святой Платониды и оставить какую-нибудь вещь, в которой ты входил в воду, - можно чудесным образом исцелиться от всех болезней. Фото// OFF-ROAD клуб «Шунут4х4»

Еще одна легенда. Девушка из татарской семьи решила принять православие. Накануне своей свадьбы она сбежала и поселилась в женском монастыре, где получила имя Платонида. Ее молитвами в лесу недалеко от скита забил целебный источник.

И четвертая легенда об источнике святой Платониды. Девушку из семьи старообрядцев после смерти родителей отвезли в лес родные братья - чтобы не делить с ней наследство. Через 40 (!) лет братьев замучила совесть и они, считая сестру умершей, приехали к скиту, где бросили ее. Там они нашли Платониду в полном здравии, к тому же по-прежнему молодой и красивой. Все потому, что Платонида пила воду и умывалась в целебном источнике, рядом с которым жила.


В этих местах снимали советские фильмы. На Шунуте сняли эпизод художественного фильма Свердловской киностудии «Золотая баба» (он вышел в 1987 году). А скалу Старик-камень можно увидеть в фильме «Тайна Золотой горы» (1985 год). Фото// OFF-ROAD клуб «Шунут4х4»

Как добраться

Из Первоуральска выезжайте на трассу Пермь-Екатеринбург, направляйтесь в сторону Ревды, проезжайте город насквозь. За полтора километра до села Мариинск сворачивайте направо, на лесную дорогу. Дальше, если ехать прямо, попадете на Шунут. Если свернете налево, - на Платониду. Скала Старик-камень находится между Платонидой и Шунутом.

Координаты

  • Гора Шунут - N 56° 31’23», E 59° 44’09»
  • Источник святой Платониды - N 56° 30’18»; E 59° 47’19»
  • Скала Старик-камень - N 56° 29.122′ E 59° 45.346′

Еще по теме

  • Любителям урбантрипа обязательно стоит съездить в . Там волшебно, хоть и немного пугающе.
  • Хотите посмотреть на звезды и побывать на увлекательной экскурсии? Тогда вам обязательно нужно попасть в ! Там будет интересно и детям, и взрослым.