Собор Св. Петра в Риме: горькая правда

Собор Святого Петра (или Базилика Святого Петра) — это известный во всем мире христианский католический храм, который является одним из крупнейших памятников исторической архитектуры во всем мире. Постройка представляет собой крупнейшее культовое сооружение, и располагается в центре Ватикана. В этом храме колоссальных размеров проходят все официальные церемонии Римской католической церкви.

Здание собора характеризуется огромными размерами и необыкновенной красотой . Собор занимает главенствующие позиции среди базилик Рима, которые ежегодно посещает огромное количество паломников.

Размеры постройки поистине громадны. Так, внутри собора Святого Петра одновременно может находиться до 60 тысяч прихожан. А площадь перед собором способна вместить до 400 тысяч человек. Это обстоятельство также имеет немаловажное значение и определяет центральное место собора в Ватикане.

История постройки собора.

В разработке проекта для постройки собора Святого Петра в Риме принимали участие большинство известных итальянских архитекторов того периода. Изначально в 1506 году утвердили проект, разработанный Донато Браманте.

Браманте предлагал постройку сооружения в форме равностороннего греческого креста. Спустя некоторое время Браманте умер, и главным на строительстве собора был назначен Рафаэль Санти, который внес изменения в проект, удлинив одну из сторон креста, вследствие чего сооружение приобрело форму католического креста с одной удлиненной стороной.

Позже главным архитектором собора стал Бальдассаре Перуцци, который вернулся к первоначальному проекту. Следующим был Антонио да Сангалло — и он, в свою очередь, тоже изменил план постройки, доказывая преимущество формы базилики перед всеми остальными.

Таким образом, изменения проекта происходили на протяжении 40 лет. В 1546 году главным архитектором постройки собора стал Микеланджело, который одобрил идею постройки сооружения, увенчанного куполом в центре.

Поэтому Микеланджело усилил и увеличил размеры всех несущих конструкций, а центральное пространство собора оставил свободным. При участии архитектора был построен барабан центрального купола.

Следующим архитектором собора стал Джакомо делла Порта, который достроил купол, придав ему более плавные и вытянутые очертания. Всего было построено 2 купола из четырех, запланированных в проекте.

Уже в середине XVII века, в 1656 — 1667 годах Джованни Лоренцо Бернини оформил пространство масштабной площади перед собором, на которой могло бы собираться максимально возможное количество прихожан. Эта площадь стала одной из самых больших во всем мире.

Особенности фасада.

Фасад собора Святого Петра поражает своей красотой и роскошным оформлением. Высота здания составляет 48 метров, а ширина равна более 118 метров. Верхнюю часть фасада украшают статуи Христа и святых апостолов. Высота статуй составляет более 5,50 метров.

В передней части собора расположено 5 входных порталов, которые ведут в собор. Двери в порталах роскошно украшены, а окружающее пространство оформлено мозаикой и рельефными изображениями. собора поражает роскошью и великолепием.

Интерьер собора.

Внутреннее убранство собора Святого Петра поражает красотой и гармонией роскошного оформления. Пропорции пространства внутри собора строго выверены, и, несмотря на громадные размеры, в оформление все детали вписаны чрезвычайно гармонично.

Огромное количество статуй, надгробий, алтарей и много ценных произведений живописи украшают интерьер собора. В соборе Святого Петра собрано большое количество редчайших скульптур и картин.

Вся внутренняя структура собора разделена на три нефа: правый. центральный и левый. Каждый из них характеризуется уникальной отделкой и особенностями художественного оформления.

Главным украшением центрального нефа является чудодейственная статуя Святого Петра, выполненная из бронзы скульптором Арнольфо ди Камбио еще в XIII веке. Прихожане собора и паломники верят в исцеляющее действие статуи, и поэтому многие во время посещения собора целуют ногу Петра, поэтому она уже отполирована до зеркального блеска.

Купол собора представляет собой шедевр архитектуры. Внутри его высота достигает 119 метром, а диаметр равен 42 метра. Над главным алтарем в подкупольном пространстве располагается огромный, роскошный высотой 29 метров, опирающийся на 4 витых колонны, на которых стоят статуи ангелов.

В правом нефе находится мраморная скульптура работы Микеланджело » Пьета», созданная им в конце XV века. На сегодняшний день скульптуру прикрывает защитное стекло, чтобы слишком впечатлительные прихожане не смогли ее повредить.

Собор святого Петра - один из величайших христианских храмов в Мире. Это место по праву считается священным, ведь в Ватикане находится множество священных реликвий и памятных сооружений.

О Соборе

Рим - один из самых древних городов мира с богатой историей и удивительной архитектурой. Каждый год в столицу Италии приезжают туристы со всего мира, чтобы увидеть достопримечательности города. Одно из самых известных мест - собор Святого Петра в Риме.

Архитектура этого сооружения поражает с первого взгляда: огромный просторный купол, колонны и высокий обелиск посреди площади… Всё это выглядит величественно и впечатляюще. Закрытое, священное для всех христиан место - Ватикан - приоткрывает завесу тайны, позволяя оказаться в одной из многих частей храма.

Кто архитектор Собора Св. Петра? Он был не один, они часто менялись, однако это не помешало создать прекрасное сооружение, которое считается предметом мирового культурного наследия. Место, где живёт Папа Римский - главное лицо мировой христианской религии, - всегда будет оставаться одним из самых великих и популярных среди путешественников. Святость и значимость этого храма для человечества невозможно переоценить.

Собор Святого Петра снаружи

То здание, которое можно увидеть сегодня, полностью продумал архитектор Собора Св.
Петра - Микеланжело.

Скульптурные группы на фасаде храма - величайшее творение лучших мастеров Италии. Присмотревшись внимательнее, можно увидеть, что эти высокие статуи изображают Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и апостолов. Обелиск возле храма тоже имеет свой смысл. По-другому его называют «игла», и считается, что у его основания покоится прах Юлия Цезаря.

Колоннада, смыкающаяся с двух сторон собора - тоже важная часть архитектурного комплекса. Она была воздвигнута по проекту одного из архитекторов Собора Св. Петра - Бернини. Наверху колоннады расположена череда статуй ста сорока святых. Среди них - значительное количество женщин. Все они смотрят на с высоты колоннад.

Перед входом возвышается статуя апостола Павла - символический ход скульпторов, проводящий параллель между входом в Рай и входом в Собор.

Собор Святого Петра: история, описание

История создания сооружения полна загадок и тайн. К сожалению, собор Святого Петра - относительно новый храм по сравнению с другими святынями Европы. Тот, который существует сегодня, в значительной мере отличается от того собора, над которым работали великие архитекторы и скульпторы.

В храме проходили многие исторические события. Фундамент храма и первая базилика были построены при а в 800 году происходила коронация короля франков и лангобардов Карла Великого, который впервые объединил французские земли.

За время своего существования конструкция здания несколько раз горела и снова восстанавливалась зодчими. Много усилий было приложено, чтобы восстановить собор Святого Петра. Святые места Рима, к которым ежегодно верующие совершают паломничества - почти все они находятся здесь.

Это место особенно важно для всего христианского мира: здесь можно посетить комнату, где хранятся мощи апостола Петра.

Микеланжело

История храма настолько велика, что трудно ответить на вопрос: "Какие великие архитекторы были главными строителями собора Святого Петра?" Это здание видело разных художников, скульпторов и зодчих, однако сделали по-настоящему важные вещи лишь единицы.

Много людей приложили усилия для создания такого проекта, как собор Святого Петра в Риме. Микеланжело Буонарроти - главный архитектор храма, вклад которого в его строительство был очень значимым. Он был нанят одной из влиятельнейших семей Флоренции - Медичи. Архитектор собора Св. Петра, который был раньше, планировал сделать купол в форме удлинённого креста. Но именно благодаря замыслу Микеланжело купол собора имеет сферическую форму. Как главный архитектор Собора Св. Петра, художник создавал росписи и скульптуры для храма. Вскоре один из представителей семьи Медичи был избран Папой Римским. Новоизбранный Лев X назначил Микеланжело, теперь уже официально, главным архитектором Собора.

Интересен тот факт, что великий скульптор и художник Буонарроти долгое время отказывался от работы над архитектурой такого проекта, как Собор Св. Петра. Микеланджело, однако, потом все же согласился и кардинально изменил идею постройки.

Скульптура и останки апостола Петра

Статуя апостола Петра - главная достопримечательность Собора. Скульптура кажется одновременно суровой и приветливой. Кроме того, она считается святой. Существует традиция: посетив собор, необходимо обязательно дотронуться до ноги этой фигуры. Считается, что после этого дух отпускает человеку все его грехи. Сердце того, кто дотрагивается до ноги, должно быть чистым, даже если человек совершил много плохого. Каждый день желающих дотронуться до мраморной ноги святого так много, что смотрителям музея приходится время от времени полировать её поверхность.

Однако самым священным считается другое место. Оно находится под землёй. Это склеп, где хранятся мощи святых. Колонна с останками апостола Петра, в честь которого назван Собор - важнейшая часть всего храма-музея. Главный архитектор собора Св. Петра создал спуск в склеп. Он напоминает лестницу в преисподнюю, однако, спустившись, все обращают внимание на останки - скелеты святых. В склепе довольно темно, что создаёт ощущение потустороннего мира.

Купол Собора

Купол Собора Святого Петра - один из самых больших в Европе. Он опирается на четыре массивных столба, украшенных лепниной и скульптурами.

Над столбами расположены лоджии, где раньше хранились реликвии. Под каждой из реликвий сооружена соответствующая статуя святого.

Скульптура апостола Андрея Первозванного - мужчина, который держит брус дерева и взывает к Небу. На его лице - выражение муки и страдания.

Другая статуя - Святая Равноапостольная царица Елена. Она придерживает огромный крест - символ Веры. Её вторая рука направлена к зрителю, лицо спокойное и умиротворённое.

Совсем другое настроение передаёт скульптура Святой Вероники. В её позе - динамика, движение. Святая Вероника держит в руках плат, который подала Иисусу, чтобы он вытер своё лицо. Она будто бы вручает его, а в выражении её лица - решимость и уверенность. Четвёртую колону украшает статуя святого Лонгина. Святой выглядит угрожающе сурово, в одной его руке - копьё. Другая рука простирается в сторону. В его позе можно прочитать гнев и жажду правосудия.

Пол из надгробий. Скульптура «Моисей»

Собор Святого Петра в Риме и его надгробия - самое захватывающее во всём храме. Его особенность заключается в том, что в одном из залов Собора пол представляет собой череду надгробий.

Когда ступаешь по нему, чувствуешь невероятное волнение, ощущение святости и связи с Всевышним.

Внутри храма - множество фресок, на полах, потолках, стенах… Всюду окружает высокое искусство - изображения библейских сюжетов.

Скульптура Моисея - одно из любимых мест для туристов. Эта статуя изображает героя Ветхого Завета, который вывел свой народ из пустыни и стал великим спасителем для христиан. В складках его мантии, выражении лица, напряжённых мышцах рук чувствуется волнение, ответственность за всё человечество. В его позе - готовность к ударам судьбы, желание противостоять року. Густая борода вылеплена так реалистично, что кажется, будто это настоящие волосы. Она придаёт Моисею суровый вид, который на мгновение заставляет даже испугаться его.

Скульптуры Правого Нефа

Знаменитая мраморная Пьета, созданная руками Микеланжело - мировой шедевр искусства. Скульптура будто бы живая, заставляет проникнуться чувством скорби, тихого горя по умирающему Христу. Складки ткани, гладкое лицо Девы Марии - все это выглядит так реалистично, что кажется, будто бы они, преодолев множество веков, вмиг оказались в зале, и мы только что стали невольными зрителями произошедшей трагедии. Веки Девы Марии опущены, она прикрыла глаза от горя. В позе Христа - поражающая беспомощность. Эта скульптура - очень сильная психологически и эмоционально, - создавалась годами, и малейшая ошибка могла привести к потере формы и всей идеи. Однако мастер Микеланжело создал её такой нежной и грустной, что она выглядит по-настоящему живой.

Недалеко от Пьеты расположена Гробница Матильды Тосканской, украшенная скульптурой женщины-воительницы и нескольких купидонов у её ног. Это было выполнено скульптором Бернини.

Сикстинская капелла

Одна из известнейших фресок мирового искусства - созданная Микеланжело Крупнейшая на то время по масштабам картина украсила самый большой собор в мире - Собор Св Петра. На то время Папой Римским был Юлий II. Он пригласил юного Микеланжело для выполнения этой работы. Тот ещё не имел достаточных навыков в живописи, но согласился и приступил к работе. Сегодня для того, чтобы детально изучить эту фреску, понадобится более пяти часов. Многообразие линий, складок ткани на фигурах и сюжетов Библии захватывает и не даёт отвести взгляд. Можно разглядеть и Христа, распятого на кресте, и сцены из Ветхого Завета… Например, сотворение Мира, создание Адама и Евы, отделение воды от суши, изгнание людей из Рая, приносящего жертву Ноя, испуганную Дельфийскую сивиллу, пророков…

По углам капеллы расположены древнейшие отрывки из Библии: Медный змей, Юдифь и Олоферн, Наказание Амана.

Капелла несколько раз реставрировалась, однако не утратила своей красоты и целостности композиции.

Ватикан — одно из самых маленьких и в то же время самых могущественных государств мира, суверенная территория Святого Престола. Кстати, де-юре государство это возникло по историческим меркам совсем недавно — в 1929 году в результате Латеранских соглашений, заключённых правительством Бенито Муссолини. Главное здание Ватикана, известное практически каждому, — собор Святого Петра с двумя вытянутыми, словно клешни рака, барочными колоннадами работы Бернини, с крыши которых на нас заботливо смотрят 140 фигур различных святых. Про это место за последние несколько веков было написано так много, что удивить кого-то своими скромными записями я даже и не надеюсь. Однако, я надеюсь, что мой взгляд через объектив чем-то отличается от сотен подобных и позволит вам взглянуть на одну из главных католических святынь хоть немного, но всё же с другой стороны.

Главный собор католической церкви расположен рядом с тем местом, где когда-то располагался цирк Нерона, ставший известным, благодаря проводимым здесь массовым казням первых христиан. На месте собора раньше находилось кладбище. Здесь же, согласно преданию, был распят святой Пётр. Над его могилой в III веке нашей эры императором Константином была построена первая базилика. Есть, конечно, альтернативная версия — что святой Пётр никогда в жизни не бывал в Риме. Но, давайте, не будем блуждать в запутанных коридорах истории, тем более дело это, как известно, неблагодарное, и примем каноническую версию жизни апостола на веру.

Здание собора, которым мы любуемся сегодня, строилось в XVI-XVII веках. К созданию собора приложили руку самые известные архитекторы эпохи Возрождения — Рафаэль, Микеланджело, Бернини, Браманте. Причём каждый из мастеров значительно менял проект предшественников, внося свои изменения и решения.

Фасад собора. Высота — 45 метров, ширина — 115. В центре, под фронтоном, — знаменитый балкон, с которого папа Римский обращается к верующим.

Базилика построена в форме латинского креста. До 1989 года собор являлся крупнейшим храмом в мире, пока его не обогнала базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ, построенная в Ямусукро, столице Кот-д"Ивуара, кстати, по образу и подобию главного героя моего рассказа.

Часы на фасаде, с одной стрелкой. На другой стороне — такие же часы, но с двумя стрелками.

На крыше собора установлено 13 статуй — Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и 11 апостолов, кроме апостола Петра.

Высота каждой статуи — почти 6 метров.

Армия Ватикана — швейцарские гвардейцы. В наше время их всего 110, как можно догадаться из названия — все они граждане Швейцарии. Считается, что их форма шьётся по эскизам Микеланджело. Кстати, это одна из старейших армий мира, сохранившихся до наших дней. Правда, в военных действиях она участвовала всего один раз — в 1527 году, когда Рим был разграблен войсками императора Священной Римской империи.

Собор огромен. Вроде входишь вместе с огромной толпой, но внутри эта толпа неожиданно рассеивается по безразмерному залу и становится абсолютно незаметной. Во времена празднеств собор вмещает до 60 тысяч человек.

Длина центрального нефа — 211 метров.

Всё это впечатляет не меньше в , который до постройки собора Святого Петра оставался крупнейшим христианским храмом в мире.

Интерьер собора до ряби в глазах красив и торжественен. Причём, в отличие от православных храмов, эти великолепие и роскошь совершенно не крикливы. Изящными деталями можно любоваться бесконечно долго — здесь действительно есть что поразглядывать.

Отдельно стоит упомянуть огромное количество различных статуй, созданных мастерами Возрождения. Например, Ватиканская пьета — скульптура оплакивания Иисуса Девой Марией. К слову, это — единственная работа, собственноручно подписанная Микеланджело.

Надгробие могилы Бенедикта XV.

Бронзовая статуя Святого Петра, XIII век. Считается, что если к ней прикоснуться — то желаемое исполнится, поэтому к ней всегда стоит внушительная очередь.

Памятник святому Викентию де Полю и монумент папе Александру VII, это, кстати, одна из последних работ Бернини, созданная им в 80-летнем возрасте.

Собор Святого Петра - католический собор, являющийся наиболее крупным сооружением Ватикана и до последнего времени считавшийся самой большой христианской церковью в мире.

Белый шатер, сияющий в синем небе Рима - купол собора Святого Петра , главного храма католического мира. Храма, которому уже более пяти веков…


Собор Святого Петра расположен к западу от центра Рима, на территории суверенного государства Ватикан. История рассказывает, что на месте нынешнего собора Святого Петра находился цирк, на арене которого во времена Нерона предавали мученической смерти христиан. В 67 году сюда после судилища был приведен и апостол Петр. Петр попросил, чтобы казнь его не уподобляли Христовой. Тогда он был распят головой вниз. В 326 году в память об этом император Константин повелел построить базилику во имя Святого Петра. Когда она обветшала, папа римский Николай V в 1452 году начал строительство собора. После его смерти работы были приостановлены, и только в 1506 году папа Юлий II поручил архитектору Браманте строительство собора. Браманте задумал церковь в виде греческого равностороннего креста. Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. После смерти Браманте работа была поручена Рафаэлю, который перепроектировал церковь в виде креста латинского. Затем строительство собора возглавил Микеланджело. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивали уже после его смерти. Архитекторы Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана по проекту Микеланджело возвели два купола: внутренний, округлый, и внешний, вытянутый вверх. Карло Мадерно достроил продольные капеллы и оформил фасад собора. Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны. 18 ноября 1626 года, в 1300-летний юбилей первой базилики и через 120 лет после начала строительства, папа Урбан VIII освятил новый собор.

Но на этом история не закончилась. В начале XVII в. по указанию Павла V архитектор Карло Мадерно удлинил восточную ветвь креста - пристроил к центрическому зданию трёхнефную базиликальную часть, вернувшись таким образом к форме латинского креста, и построил фасад. В результате купол оказался скрытым фасадом, утратил своё доминирующее значение и воспринимается только издали, с виа делла Кончильяционе.


Требовалась площадь, которая вмещала бы большое количество верующих, стекающих к собору, чтобы получить папское благословение или принять участие в религиозных празднествах. Эту задачу выполнил Джованни Лоренцо Бернини, создавший в 1656-1667 гг. площадь перед собором - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики. Также он создал великолепное внутреннее убранство и знаменитую сень над могилой апостола, чье имя носит собор. Колоннада, обрамляющая соборную площадь, также его творение.


Вид со стороны собора на площадь

Новый алтарь поставили на месте прежнего и в полу прорубили “окошечко” - “исповедальню”, через которое верующие могли видеть гробницу святого Петра, сокрытую под землей. Раскопки, проведенные в 1940-х годах, доказали, что под алтарной частью собора находится гробница апостола. Об этом свидетельствовали многочисленные факты, включая надписи и изображения. Алтарь собора св. Петра обращён на запад, а не на восток, как в большинстве христианских храмов.


Перед входом в собор возвышаются статуи Святых апостолов Петра и Павла. Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного, врученные ему Господом. В собор ведут пять дверей. Последняя с правой стороны - Святая, и открывается она лишь в Святой год. В древности начало юбилейного года знаменовалось звуком трубы из козлиного рога, называемой “yobel”, откуда и произошло слово “юбилей”. Святая дверь замурована бетоном. Через каждые 25 лет накануне Рождества (25 декабря) перед юбилейным годом бетон разбивается. После троекратного коленопреклонения и трех ударов молота Святая дверь распахивается и папа, взяв в руки крест, первым входит в собор. В конце юбилейного года дверь снова закрывается и замуровывается на следующие 25 лет.


Бронзовые двери центрального входа выполнены флорентийским мастером Филаретом. В верхней части дверей изображены большие фигуры сидящих на троне Спасителя и Богоматери. В центре - апостолы Петр и Св. Павел. В двух нижних клеймах изображены сцены судилища у Нерона и последующей казни апостолов: усекновение главы Святого Павла и распятие Святого Петра. Над дверями помещён мраморный барельеф Бернини “Иисус вверяет Петру ключи от Царствия Небесного”.

Купол, шедевр архитектуры, имеет внутри высоту 119 м и диаметр 42 м. Он опирается на четыре мощных столба. В нише одного из них стоит пятиметровая статуя св. Лонгина работы Бернини. Роль Бернини в создании скульптурного убранства собора очень велика, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет, с 1620-го до 1670 г. В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов.


Среди ветвей лавра на верхних частях колонн видны геральдические пчелы семейства Барберини. Бронзу для кивория взяли из Пантеона, разобрав по приказу папы Урбана VIII (Барберини) конструкции, которые поддерживали крышу портика. Сквозь балдахин видна находящаяся в центральной апсиде и также созданная Бернини кафедра св. Петра. Она включает поддерживаемое четырьмя статуями отцов церкви кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. Справа от кафедры - надгробие папы Урбана VIII работы Бернини, слева - надгробие Павла III работы Гульельмо делла Порта, одного из учеников Микеланджело.

Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх словно поднятое ветром легкое полотнище.

По фризу купола и далее по фризу всей церкви идет мозаичная надпись по-гречески и на латыни со словами Христа: “Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и не одолеют ее врата адовы; И дам тебе ключи Царствия Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах”.


Внутреннюю поверхность купола украшают изображения четырех Евангелистов: Матфей - с ангелом, водившим его рукой при написании Евангелия, Марк - со львом, Лука - с волом, Иоанн - с орлом. Лев, орел и вол - называемые “апокалиптическими зверями”, о которых Иоанн Богослов в “Апокалипсисе” пишет как о животных, которые окружали престол Бога.



Высота фасада - 45 м, ширина - 115 м. Аттик фасада венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика пять порталов ведут в собор.


Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики. Напротив этого портала, над входом в портик, находится прославленная мозаика Джотто конца XIII в. “Навичелла”. Рельефы крайнего левого портала - “Врат смерти” - созданы в 1949-1964 гг. крупным скульптором Джакомо Манцу. Очень выразителен образ папы Иоанна XXIII.


Внутри собор поражает и гармонией пропорций, и своими огромными размерами, и богатством оформления - здесь масса статуй, алтарей, надгробий, множество замечательных произведений искусства. Общая длина базилики 211,6 м. На полу центрального нефа имеются отметки, показывающие размеры других крупнейших соборов мира, что позволяет сравнить их с самым громадным, собором св. Петра.


В центре собора возвышается алтарь с неугасимыми лампадами. Алтарь называется папским, поскольку служить перед ним мессу может только папа римский. Неподалеку расположена бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руке ключи от Царствия Небесного. Ступни апостола уже побелели и стерлись от прикосновений верующих: по поверью, если загадать желание и, держась рукой за стопу Петра, с верой попросить об исполнении задуманного, то все непременно сбудется.


В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело - мраморная “Пьета”. Она была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 25 лет. После того как злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.


Рядом располагается небольшая капелла Распятия, в которой хранится великолепное деревянное распятие конца XIII - начала XIV в., приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина, удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе.

Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой - надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе - введении нового, григорианского, календаря. Чуть дальше находится выполненное в неоклассическом стиле скульптором Кановой надгробие Климента XIII. Огромный интерес представляет созданное в 1490-х гг. скульптором Антонио Поллайоло надгробие Иннокентия VIII, это один из немногих сохранившихся памятников, находившихся ещё в старой базилике. Недалеко от входа вы видите ещё одно создание скульптора Кановы - надгробие последних представителей шотландской королевской семьи Стюарт.

Его называют «сердцем Ватикана» и «Белой жемчужиной». Сегодня Собор является главной резиденцией Папы Римского, одним из главных католических храмов мира. Размеры Собора Святого Петра в Риме просто потрясают – огромный белый купол под синим небом Рима…

История строительства, архитектурный стиль, фото

На том месте, где сегодня стоит Basilica di San Pietro, во времена Древнего Рима находился Цирк Нерона – место жестоких и кровавых забав. Властный император жаждал зрелищ. На арене цирка проходили жестокие бои гладиаторов, а во время гонения христиан порой император против гладиатора ставил одного из них.

Бои такие длились недолго, и христиане погибали мученической смертью, растерзанные мечом гладиатора или когтями животных… На один из таких боев привели однажды и апостола Петра . Нерон повелел после состязания распять его, но Петр попросил о единственной вещи – не уподоблять его казнь Христовой. Император согласился, но выполнил эту просьбу своеобразно – Петр все же был распят, но – вниз головой.

О месте захоронения не было сведений долгое время, пока однажды в документах одного адвоката в 160 году не нашли упоминание о памятнике над могилой Петра. Петр был похоронен здесь же, на «цирковом» кладбище, где хоронили безымянных жертв гладиаторских боев.

Гонения на христиан прекратились только спустя почти полтора века, при императоре Константине. Император издал указ построить на месте захоронения Петра базилику в честь первых христиан, пострадавших за веру, и назвать ее именем апостола. Первый алтарь базилики был воздвигнут в 313 году, как раз на месте захоронения Петра. После окончания постройки (в 326 году) Basilica di San Pietro стала местом паломничества всех христиан , которые приезжали сюда почтить память мучеников.

Вплоть до 800 года здесь проходила коронация всех вновь избранных на папство понтификов , пока в 846 году после набега сарацинов базилика не была разграблена. До сарацинов дошли слухи, что в любом из храмов Рима можно поживиться весьма ценными предметами, поэтому разграблению подверглись практически все храмы.

После разграбления базилика Петра пережила несколько реконструкций , но все равно к XV веку вид ее был уже весьма плачевный. Поэтому Папа Римский Николай приказал значительно расширить и укрепить базилику, что и было начато в 1452 году. Однако из-за смерти понтифика работы были приостановлены.

Папа Юлий II подошел к вопросу более глобально: он повелел снести базилику и на ее месте выстроить большой собор, который был бы наиболее величественный из всех известных на то время.

К проектированию Basilica di San Pietro были привлечены практически все известные архитекторы того времени. Был утвержден проект Донато Браманте, и в 1506 году работа закипела . Так как после смерти Браманте к руководству строительством Собора Святого Петра в Риме приступил Рафаэль Санти, форма и план строения немного изменились: вместо греческого креста с равными сторонами он вернулся к традиционным формам латинского – с четвертой удлиненной стороной.

Архитекторы, работавшие над проектом после Рафаэля, стремились к различным формам храма – то базилике, то центрическому сооружению. Разночтение форм продолжалось до тех пор, пока к делу не приступил Микеланджело Буонаротти (1546 год).

Он укрепил фундамент здания, сделав его очень прочным , а центральнокупольную идею сделал главной темой. По краям Микеланджело возвел многоколонный портик и основу центрального купола Собора Святого Петра в Риме, а вот заканчивал его возведение уже Джакомо дела Порта.

К слову, Микеланджело очень долго отказывался от работы над проектом патриаршей базилики, и утверждал, что он художник, а не архитектор, но именно при участии Буонаротти работа над строительством Собора Святого Петра в Риме продвинулась вперед намного дальше , чем при всех его предшественниках. Почти с нуля были воздвигнуты стены, крыша и начата работа над куполом.

В начале XVII века центральная часть была увеличена , таким образом сохранилась идея латинского креста. Архитектором Карлом Модерна была сделана пристройка базиликальной части и фасада с западной стороны. К сожалению, после последних пристроек купол хорошо просматривается только с одной стороны – с виа Делла Кончильяционе.

Чтобы все желающие смогли присутствовать на торжественных мероприятиях или службах, требовалась большая площадь.

Эту идею блестяще реализовал Джиованни Бернини, спроектировавший главную площадь в Ватикане перед Собором Святого Петра в Риме, а также знаменитую закругленную колоннаду, обрамляющую площадь. На площади в 1562 году был установлен обелиск, привезенный в Рим из Египта еще римским императором Калигулой в I веке.

Окончание строительства датируется ноябрем 1626 года, когда Папа Римский Урбан VIII официально открыл Собор и начал службу.

На страницах нашего сайта вы узнаете еще об одной достопримечательности Рима – ! Чем знамениты античные бани и почему так притягивают туристов?

Описание достопримечательности

По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест , который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).

Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными , которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Входов в Basilica di San Pietro имеется аж пять: Врата смерти, Врата Филарета, Врата Таинств, Врата Добра и Зла и Святые врата. Через Врата смерти Ватикан провожает в последний путь умерших понтификов.

Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год , что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.

Перед центральным входом в Собор расположены скульптурные фигуры святых апостолов Петра и Павла.

Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.

Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (XIII век) , которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.

Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело . От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.

Еще один шедевр Бернини – балдахин (кеворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.

Алтарь стоит на месте прежнего, только реконструированный и укрепленный. В полу проделано специальное «окно», через которое прихожане могут увидеть гробницу святого Петра.

На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты , гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с XV века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.

Часы работы, стоимость билетов

Время работы собор Святого Петра в Риме ежедневно, с 9 до 19 часов (с октября по март – с 9 до 18 часов). Исключение составляет утро среды – каждую среду с утра Собор закрыт по причине проходящих в нем папских приемов.