Список действующих лиц и система персонажей чеховской драмы.

Сцены из деревенской жизни в четырех действиях

Действие первое
Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти. Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали профессор Серебряков и его вторая жена Елена Андреевна, вся жизнь в доме «выбилась из колеи». Дядя Ваня критикует профессора за эгоизм, за постоянные жалобы, за то, что тот двадцать пять лет пишет об искусстве, ничего в этом не понимая. Астров болеет за судьбу русского леса, который бессмысленно вырубают. Сам он находит время спасать крестьянские леса от порубки и насаждать молодые деревья. Это настоящий подвижник. Он очень симпатичен Соне, дочке профессора от первого брака, которая живет в усадьбе и вместе с дядей Ваней ведет хозяйство.

Войницкий высказывает свои чувства Елене Андреевне, та отмахивается от него.

Соня старается не сердиться на мачеху и рассказывает Елене Андреевне о своей любви к Астрову.

Действие третье
Соня называет мачеху колдуньей — та заразила всех своей праздностью: все обленились. Дядя Ваня ходит за ней, как тень; доктор бросил свои леса и медицину. Соня жалуется Елене Андреевне, что доктор не замечает ее чувств. Мачеха предлагает поговорить с доктором. Астров показывает Елене Андреевне свою карту, где регистрируется, как беднеет флора и фауна края. Истребление леса, вырождение народа его волнует и сердит.

Женщину же занимают совсем другие мысли, она пытается выведать у доктора о его чувствах к Соне. Доктор же называет Елену хищницей, ведь она не может не догадываться, что Астров ездит в дом вовсе не ради Сони. Он обнимает женщину, целует ее волосы, назначает ей свидание в лесничестве. Эту сцену видит дядя Ваня. Он смущен и испуган. Елена Андреевна хочет уехать.

Серебряков собирает всех и объявляет о своем решении продать имение, а деньги вложить в ценные бумаги, которые дадут им с женой средства жить в городе. О том, где и как будут жить Соня и Войницкий, он не подумал. А ведь имение принадлежит Соне! Оно перешло ей в наследство от покойной матери. Дядя Ваня объявляет Серебрякову, что тот погубил его жизнь — ему сорок семь лет, а он не жил! Не жил! Только работал на неблагодарного и самодовольного человека. Разгорается скандал. Дядя Ваня с нелепым возгласом «Бац!» стреляет в профессора из револьвера, но промахивается.

Действие четвертое
Астров и дядя Ваня беседуют о безнадежности своей жизни. Серебряков с женой собираются уезжать в Харьков. Все остается по-старому. Соня и Войницкий проверяют запущенные счета. Соня мечтает о лучшей жизни: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах... Мы отдохнем!»

Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара - старая нянька Марина. «Кушай, батюшка», - предлагает она чаю доктору Астрову. «Что-то не хочется», - отвечает тот.

Появляется Телегин, обедневший помещик по прозвищу Вафля, живущий в имении на положении приживала: «Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в мире и согласии - чего еще нам?» Но как раз согласия-то и мира и нет в усадьбе. «Неблагополучно в этом доме», - дважды произнесет Елена Андреевна, жена профессора Серебрякова, приехавшего в имение.

Эти отрывочные, внешне не адресованные друг другу реплики, вступают, перекликаясь, в диалогический спор и высвечивают смысл напряженной драмы, переживаемой действующими лицами пьесы.

Заработался за десять лет, прожитых в уезде, Астров. «Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого не люблю», - жалуется он няньке. Изменился, надломился Войницкий. Раньше он, управляя имением, не знал свободной минуты. А теперь? «Я […] стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен…»

Войницкий не скрывает своей зависти к профессору в отставке, особенно его успеху у женщин. Мать Войницкого, Мария Васильевна, просто обожает своего зятя, мужа её покойной дочери. Войницкий презирает ученые занятия Серебрякова: «Человек […] читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве». Наконец, он ненавидит Серебрякова, хотя его ненависть может показаться весьма пристрастной: ведь он влюбился в его красавицу жену. И Елена Андреевна резонно выговаривает Войницкому: «Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все».

Тогда Войницкий выставляет более глубокие и, как ему представляется, неотразимые основания своего нетерпимого, непримиримого отношения к экс-профессору - он считает себя жестоко обманутым: «Я обожал этого профессора… я работал на него как вол… Я гордился им и его наукой, я жил и дышал им! Боже, а теперь? …он ничто! Мыльный пузырь!»

Вокруг Серебрякова сгущается атмосфера нетерпимости, ненависти, вражды. Он раздражает Астрова, и даже жена с трудом его выносит. Все как-то прослушали высказанный диагноз болезни, поразившей и героев пьесы, да и всех их современников: «…мир погибает не от разбойников, не от пожаров, а от ненависти, вражды, от всех этих мелких дрязг». Они, включая и саму Елену Андреевну, как-то забыли, что Серебряков - «такой же, как все» и, как все, может рассчитывать на снисхождение, на милосердное к себе отношение, тем более что он страдает подагрой, мучается бессонницей, боится смерти. «Неужели же, - спрашивает он свою жену, - я не имею права на покойную старость, на внимание к себе людей?» Да, надо быть милосердным, твердит Соня, дочь Серебрякова от первого брака. Но услышит этот призыв и проявит к Серебрякову неподдельное, задушевное участие только старая нянька: «Что, батюшка? Больно? […] Старые, что малые, хочется, чтобы пожалел кто, а старых-то никому не жалко. (Целует Серебрякова в плечо.) Пойдем, батюшка, в постель… Пойдем, светик… Я тебя липовым чаем напою, ножки твои согрею… Богу за тебя помолюсь…» Но одна старая нянька не могла и не смогла, конечно, разрядить гнетущую, чреватую бедой атмосферу. Конфликтный узел так туго завязан, что происходит кульминационный взрыв. Серебряков собирает всех в гостиной, чтобы предложить для обсуждения придуманную им «меру»: малодоходное имение продать, вырученные деньги обратить в процентные бумаги, что позволило бы приобрести в Финляндии дачу. Войницкий в негодовании: Серебряков позволяет себе распорядиться имением, которое фактически и юридически принадлежит Соне; он не подумал о судьбе Войницкого, который двадцать лет управлял имением, получая за то нищенские деньги; не задумался и о судьбе Марии Васильевны, столь беззаветно преданной профессору! Возмущенный, взбешенный Войницкий стреляет в Серебрякова, стреляет дважды и оба раза промахивается. Напуганный смертельной опасностью, лишь случайно его миновавшей, Серебряков решает вернуться в Харьков. Уезжает в свое небольшое именьице Астров, чтобы, как прежде, лечить мужиков, заниматься садом и лесным питомником. Затухают любовные интриги. Елене Андреевне не хватает смелости ответить на страстное увлечение ею Астрова. При расставании она, правда, признается, что увлеклась доктором, но «немножко». Она обнимает его «порывисто», но с оглядкой. А Соня окончательно убеждается, что её, такую некрасивую, Астров полюбить не сможет. Жизнь в усадьбе возвращается на круги своя. «Опять заживем, как было, по-старому», - мечтает нянька. Без последствий остается и конфликт между Войницким и Серебряковым. «Ты будешь аккуратно получать то же, что и получал, - обнадеживает профессор Войницкого. - Все будет по-старому». И не успели отбыть Астров, Серебряковы, как Соня торопит Войницкого: «Ну, дядя Ваня, давай делать что-нибудь». Зажигается лампа, наполняется чернильница, Соня перелистывает конторскую книгу, дядя Ваня пишет один счет, другой: «Второго февраля масла постного двадцать фунтов…» Нянька садится в кресло и вяжет, Мария Васильевна погружается в чтение очередной брошюры… Казалось бы, сбылись ожидания старой няньки: все стало по-старому. Но пьеса так строится, что она постоянно - и в большом и в малом - обманывает ожидания и её героев, и читателей. Ждешь, к примеру, музыки от Елены Андреевны, выпускницы консерватории («Мне хочется играть… Давно уже я не играла. Буду играть и плакать…»), а играет на гитаре Вафля… Действующие лица расставлены так, ход сюжетных событий принимает такое направление, диалоги и реплики спаяны такими смысловыми, часто подтекстовыми перекличками, что с авансцены оттесняется на периферию традиционный вопрос «Кто виноват?», уступая её вопросу «Что виновато?». Это Войницкому кажется, что его жизнь погубил Серебряков. Он надеется начать «новую жизнь». Но Астров рассеивает этот «возвышающий обман»: «Наше положение, твое и мое, безнадежно. […] Во всем уезде было только два порядочных, интеллигентных человека: я да ты. На какие-нибудь десять лет жизнь обывательская, жизнь презренная затянула нас; она своими гнилыми испарениями отравила нашу кровь, и мы стали такими же пошляками, как все». В финале пьесы, правда, Войницкий и Соня мечтают о будущем, но от заключительного монолога Сони веет безысходной печалью и ощущением бесцельно прожитой жизни: «Мы, дядя Ваня, будем жить, […] будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба; […] мы покорно умрем и там, за гробом, мы скажем, что мы страдали, что мы плакали, что нам было горько, и Бог сжалится над нами. […] Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнем! (Стучит сторож. Телегин тихо наигрывает; Мария Васильевна пишет на полях брошюры; Марина вяжет чулок.) Мы отдохнем! (Занавес медленно опускается.)»

Сцены из деревенской жизни в четырех действиях

Действующие лица
Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор. Елена Андреевна , его жена, 27-ми лет. Софья Александровна (Соня) , его дочь от первого брака. Войницкая Мария Васильевна , вдова тайного советника, мать первой жены профессора. Войницкий Иван Петрович, ее сын. Астров Михаил Львович , врач. Телегин Илья Ильич , обедневший помещик. Марина , старая няня. Работник .

Действие происходит в усадьбе Серебрякова.

Действие первое

Сад. Видна часть дома с террасой. На аллее под старым тополем стол, сервированный для чая, скамьи, стулья; на одной из скамей лежит гитара. Недалеко от стола качели. — Третий час дня. Пасмурно.

Марина (сырая, малоподвижная старушка, сидит у самовара, нижет чулок) и Астров (ходит возле).

Марина (наливает стакан) . Кушай, батюшка. Астров (нехотя принимает стакан) . Что-то не хочется. Марина . Может, водочки выпьешь? Астров . Нет. Я не каждый день водку пью. К тому же душно.

Нянька, сколько прошло, как мы знакомы?

Марина (раздумывая) . Сколько? Дай бог память... Ты приехал сюда, в эти края... когда?.. еще жива была Вера Петровна, Сонечкина мать. Ты при ней к нам две зимы ездил... Ну, значит, лет одиннадцать прошло. (Подумав.) А может, и больше... Астров . Сильно я изменился с тех пор? Марина . Сильно. Тогда ты молодой был, красивый, а теперь постарел. И красота уже не та. Тоже сказать — и водочку пьешь. Астров . Да... В десять лет другим человеком стал. А какая причина? Заработался, нянька. От утра до ночи все на ногах, покою не знаю, а ночью лежишь под одеялом и боишься, как бы к больному не потащили. За все время, пока мы с тобою знакомы, у меня ни одного дня не было свободного. Как не постареть? Да и сама по себе жизнь скучна, глупа, грязна... Затягивает эта жизнь. Кругом тебя одни чудаки, сплошь одни чудаки; а поживешь с ними года два-три и мало-помалу сам, незаметно для себя, становишься чудаком. Неизбежная участь. (Закручивая свои длинные усы.) Ишь, громадные усы выросли... Глупые усы. Я стал чудаком, нянька... Поглупеть-то я еще не поглупел, бог милостив, мозги на своем месте, но чувства как-то притупились. Ничего я не хочу, ничего мне не нужно, никого я не люблю... Вот разве тебя только люблю. (Целует ее в голову.) У меня в детстве была такая же нянька. Марина . Может, ты кушать хочешь? Астров . Нет. В Великом посту на третьей неделе поехал я в Малицкое на эпидемию... Сыпной тиф... В избах народ вповалку... Грязь, вонь, дым, телята на полу, с больными вместе... Поросята тут же... Возился я целый день, не присел, маковой росинки во рту не было, а приехал домой, не дают отдохнуть — привезли с железной дороги стрелочника; положил я его на стол, чтобы ему операцию делать, а он возьми и умри у меня под хлороформом. И когда вот не нужно, чувства проснулись во мне, и защемило мою совесть, точно это я умышленно убил его... Сел я, закрыл глаза — вот этак, и думаю: те, которые будут жить через сто-двести лет после нас и для которых мы теперь пробиваем дорогу, помянут ли нас добрым словом? Нянька, ведь не помянут! Марина . Люди не помянут, зато бог помянет. Астров . Вот спасибо. Хорошо ты сказала.

Входит Войницкий .

Войницкий (выходит из дому; он выспался после завтрака и имеет помятый вид; садится на скамью, поправляет свой щегольской галстук) . Да... Астров . Выспался? Войницкий . Да... Очень. (Зевает.) С тех пор, как здесь живет профессор со своею супругой, жизнь выбилась из колеи... Сплю не вовремя, за завтраком и обедом ем разные кабули, пью вина... не здорово все это! Прежде минуты свободной не было, я и Соня работали — мое почтение, а теперь работает одна Соня, а я сплю, ем, пью... Нехорошо! Марина (покачав головой) . Порядки! Профессор встает в 12 часов, а самовар кипит с утра, все его дожидается. Без них обедали всегда в первом часу, как везде у людей, а при них в седьмом. Ночью профессор читает и пишет, и вдруг часу во втором звонок... Что такое, батюшки? Чаю! Буди для него народ, ставь самовар... Порядки! Астров . И долго они еще здесь проживут? Войницкий (свистит) . Сто лет. Профессор решил поселиться здесь. Марина . Вот и теперь. Самовар уже два часа на столе, а они гулять пошли. Войницкий . Идут, идут... Не волнуйся. Серебряков . Прекрасно, прекрасно... Чудесные виды. Телегин . Замечательные, ваше превосходительство. Соня . Мы завтра поедем в лесничество, папа. Хочешь? Войницкий . Господа, чай пить! Серебряков . Друзья мои, пришлите мне чай в кабинет, будьте добры! Мне сегодня нужно еще кое-что сделать. Соня . А в лесничестве тебе непременно понравится...

Елена Андреевна , Серебряков и Соня уходят в дом; Телегин идет к столу и садится возле Марины.

Войницкий . Жарко, душно, а наш великий ученый в пальто, в калошах, с зонтиком и в перчатках. Астров . Стало быть, бережет себя. Войницкий . А как она хороша! Как хороша! Во всю свою жизнь не видел женщины красивее. Телегин . Еду ли я по полю, Марина Тимофеевна, гуляю ли в тенистом саду, смотрю ли на этот стол, я испытываю неизъяснимое блаженство! Погода очаровательная, птички поют, живем мы все в мире и согласии,— чего еще нам? (Принимая стакан.) Чувствительно вам благодарен! Войницкий (мечтательно) . Глаза... Чудная женщина! Астров . Расскажи-ка что-нибудь, Иван Петрович. Войницкий (вяло) . Что тебе рассказать? Астров . Нового нет ли чего? Войницкий . Ничего. Все старо. Я тот же, что и был, пожалуй, стал хуже, так как обленился, ничего не делаю и только ворчу, как старый хрен. Моя старая галка, maman, все еще лепечет про женскую эмансипацию; одним глазом смотрит в могилу, а другим ищет в своих умных книжках зарю новой жизни. Астров . А профессор? Войницкий . А профессор по-прежнему от утра до глубокой ночи сидит у себя в кабинете и пишет. «Напрягши ум, наморщивши чело, всё оды пишем, пишем, и ни себе, ни им похвал нигде не слышим». Бедная бумага! Он бы лучше свою автобиографию написал. Какой это превосходный сюжет! Отставной профессор, понимаешь ли, старый сухарь, ученая вобла... Подагра, ревматизм, мигрень, от ревности и зависти вспухла печенка... Живет эта вобла в именье своей первой жены, живет поневоле, потому что жить в городе ему не по карману. Вечно жалуется на свои несчастья, хотя, в сущности, сам необыкновенно счастлив. (Нервно.) Ты только подумай, какое счастье! Сын простого дьячка, бурсак, добился ученых степеней и кафедры, стал его превосходительством, зятем сенатора и прочее и прочее. Все это неважно, впрочем. Но ты возьми вот что. Человек ровно двадцать пять лет читает и пишет об искусстве, ровно ничего не понимая в искусстве. Двадцать пять лет он пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и всяком другом вздоре; двадцать пять лет читает и пишет о том, что умным давно уже известно, а для глупых неинтересно,— значит, двадцать пять лет переливает из пустого в порожнее. И в то же время какое самомнение! Какие претензии! Он вышел в отставку, и его не знает ни одна живая душа, он совершенно неизвестен; значит, двадцать пять лет он занимал чужое место. А посмотри: шагает, как полубог! Астров . Ну, ты, кажется, завидуешь. Войницкий . Да, завидую! А какой успех у женщин! Ни один Дон-Жуан не знал такого полного успеха! Его первая жена, моя сестра, прекрасное, кроткое создание, чистая, как вот это голубое небо, благородная, великодушная, имевшая поклонников больше, чем он учеников,— любила его так, как могут любить одни только чистые ангелы таких же чистых и прекрасных, как они сами. Моя мать, его теща, до сих пор обожает его, и до сих пор он внушает ей священный ужас. Его вторая жена, красавица, умница — вы ее только что видели — вышла за него, когда уже он был стар, отдала ему молодость, красоту, свободу, свой блеск. За что? Почему? Астров . Она верна профессору? Войницкий . К сожалению, да. Астров . Почему же к сожалению? Войницкий . Потому что эта верность фальшива от начала до конца. В ней много риторики, но нет логики. Изменить старому мужу, которого терпеть не можешь,— это безнравственно; стараться же заглушить в себе бедную молодость и живое чувство — это не безнравственно. Телегин (плачущим голосом) . Ваня, я не люблю, когда ты это говоришь. Ну, вот, право... Кто изменяет жене или мужу, тот, значит, неверный человек, тот может изменить и отечеству! Войницкий (с досадой) . Заткни фонтан, Вафля! Телегин . Позволь, Ваня. Жена моя бежала от меня на другой день после свадьбы с любимым человеком по причине моей непривлекательной наружности. После того я своего долга не нарушал. Я до сих пор ее люблю и верен ей, помогаю, чем могу, и отдал свое имущество на воспитание деточек, которых она прижила с любимым человеком. Счастья я лишился, но у меня осталась гордость. А она? Молодость уже прошла, красота под влиянием законов природы поблекла, любимый человек скончался... Что же у нее осталось?

Входят Соня и Елена Андреевна ; немного погодя входит Мария Васильевна с книгой; она садится и читает; ей дают чаю, и она пьет не глядя.

Соня (торопливо, няне) . Там, нянечка, мужики пришли. Поди, поговори с ними, а чай я сама... (Наливает чай.)

Няня уходит, Елена Андреевна берет свою чашку и пьет, сидя на качелях.

Астров (Елене Андреевне) . Я ведь к вашему мужу. Вы писали, что он очень болен, ревматизм и еще что-то, а оказывается, он здоровехонек. Елена Андреевна . Вчера вечером он хандрил, жаловался на боли в ногах, а сегодня ничего... Астров . А я-то сломя голову скакал тридцать верст. Ну, да ничего, не впервой. Зато уж останусь у вас до завтра и, по крайней мере, высплюсь quantum satis. Соня . И прекрасно. Это такая редкость, что вы у нас ночуете. Вы, небось, не обедали? Астров . Нет-с, не обедал. Соня . Так вот кстати и пообедаете. Мы теперь обедаем в седьмом часу. (Пьет.) Холодный чай! Телегин . В самоваре уже значительно понизилась температура. Елена Андреевна . Ничего, Иван Иваныч, мы и холодный выпьем. Телегин . Виноват-с... Не Иван Иваныч, а Илья Ильич-с... Илья Ильич Телегин, или, как некоторые зовут меня по причине моего рябого лица, Вафля. Я когда-то крестил Сонечку, и его превосходительство, ваш супруг, знает меня очень хорошо. Я теперь у вас живу-с, в этом имении-с... Если изволили заметить, я каждый день с вами обедаю. Соня . Илья Ильич наш помощник, правая рука. (Нежно.) Давайте, крестненький, я вам еще налью. Мария Васильевна . Ах! Соня . Что с вами, бабушка? Мария Васильевна . Забыла я сказать Александру... потеряла память... сегодня получила я письмо из Харькова от Павла Алексеевича... Прислал свою новую брошюру... Астров . Интересно? Мария Васильевна . Интересно, но как-то странно. Опровергает то, что семь лет назад сам же защищал. Это ужасно! Войницкий . Ничего нет ужасного. Пейте, maman, чай. Мария Васильевна . Но я хочу говорить! Войницкий . Но мы уже пятьдесят лет говорим и говорим, и читаем брошюры. Пора бы уж и кончить. Мария Васильевна . Тебе почему-то неприятно слушать, когда я говорю. Прости, Жан, но в последний год ты так изменился, что я тебя совершенно не узнаю... Ты был человеком определенных убеждений, светлою личностью... Войницкий . О, да! Я был светлою личностью, от которой никому не было светло...

Я был светлою личностью... Нельзя сострить ядовитей! Теперь мне сорок семь лет. До прошлого года я так же, как вы, нарочно старался отуманивать свои глаза вашею этою схоластикой, чтобы не видеть настоящей жизни,— и думал, что делаю хорошо. А теперь, если бы вы знали! Я ночи не сплю с досады, от злости, что так глупо проворонил время, когда мог бы иметь все, в чем отказывает мне теперь моя старость!

Соня . Дядя Ваня, скучно! Мария Васильевна (сыну) . Ты точно обвиняешь в чем-то свои прежние убеждения... Но виноваты не они, а ты сам. Ты забывал, что убеждения сами по себе ничто, мертвая буква... Нужно было дело делать. Войницкий . Дело? Не всякий способен быть пишущим perpetuum mobile, как ваш герр профессор. Мария Васильевна . Что ты хочешь этим сказать? Соня (умоляюще) . Бабушка! Дядя Ваня! Умоляю вас! Войницкий . Я молчу. Молчу и извиняюсь. Елена Андреевна . А хорошая сегодня погода... Не жарко... Войницкий . В такую погоду хорошо повеситься...

Телегин настраивает гитару. Марина ходит около дома и кличет кур.

Марина . Цып, цып, цып... Соня . Нянечка, зачем мужики приходили?.. Марина . Все то же, опять все насчет пустоши. Цып, цып, цып... Соня . Кого ты это? Марина . Пеструшка ушла с цыплятами... Вороны бы не потаскали... (Уходит.)

Телегин играет польку; все молча слушают; входит работник .

Работник . Господин доктор здесь? (Астрову.) Пожалуйте, Михаил Львович, за вами приехали. Астров . Откуда? Работник . С фабрики. Астров (с досадой) . Покорно благодарю. Что ж, надо ехать... (Ищет глазами фуражку.) Досадно, черт подери... Соня . Как это неприятно, право... С фабрики приезжайте обедать. Астров . Нет, уж поздно будет. Где уж... Куда уж... (Работнику.) Вот что, притащи-ка мне, любезный, рюмку водки, в самом деле.

Работник уходит.

Где уж... куда уж... (Нашел фуражку.) У Островского в какой-то пьесе есть человек с большими усами и малыми способностями... Так это я. Ну, честь имею, господа... (Елене Андреевне.) Если когда-нибудь заглянете ко мне, вот вместе с Софьей Александровной, то буду искренно рад. У меня небольшое именьишко, всего десятин тридцать, но, если интересуетесь, образцовый сад и питомник, какого не найдете за тысячу верст крутом. Рядом со мною казенное лесничество... Лесничий там стар, болеет всегда, так что, в сущности, я заведую всеми делами.

Елена Андреевна . Мне уже говорили, что вы очень любите леса. Конечно, можно принести большую пользу, но разве это не мешает вашему настоящему призванию? Ведь вы доктор. Астров . Одному богу известно, в чем наше настоящее призвание. Елена Андреевна . И интересно? Астров . Да, дело интересное. Войницкий (с иронией) . Очень! Елена Андреевна (Астрову) . Вы еще молодой человек, вам на вид... ну, тридцать шесть-тридцать семь лет... и, должно быть, не так интересно, как вы говорите. Все лес и лес. Я думаю, однообразно. Соня . Нет, это чрезвычайно интересно. Михаил Львович каждый год сажает новые леса, и ему уже прислали бронзовую медаль и диплом. Он хлопочет, чтобы не истребляли старых. Если вы выслушаете его, то согласитесь с ним вполне. Он говорит, что леса украшают землю, что они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение. Леса смягчают суровый климат. В странах, где мягкий климат, меньше тратится сил на борьбу с природой и потому там мягче и нежнее человек; там люди красивы, гибки, легко возбудимы, речь их изящна, движения грациозны. У них процветают науки и искусства, философия их не мрачна, отношения к женщине полны изящного благородства... Войницкий (смеясь) . Браво, браво!.. Все это мило, но не убедительно, так что (Астрову) позволь мне, мой друг, продолжать топить печи дровами и строить сараи из дерева. Астров . Ты можешь топить печи торфом, а сараи строить из камня. Ну, я допускаю, руби леса из нужды, но зачем истреблять их? Русские леса трещат под топором, гибнут миллиарды деревьев, опустошаются жилища зверей и птиц, мелеют и сохнут реки, исчезают безвозвратно чудные пейзажи, и всё оттого, что у ленивого человека не хватает смысла нагнуться и поднять с земли топлива. (Елене Андреевне.) Не правда ли, сударыня? Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, чего мы не можем создать. Человек одарен разумом и творческою силой, чтобы преумножать то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. Лесов все меньше и меньше, реки сохнут, дичь перевелась, климат испорчен, и с каждым днем земля становится все беднее и безобразнее. (Войницкому.) Вот ты глядишь на меня с иронией, и все, что я говорю, тебе кажется не серьезным и... и, быть может, это в самом деле чудачество, но, когда я прохожу мимо крестьянских лесов, которые я спас от порубки, или когда я слышу, как шумит мой молодой лес, посаженный моими руками, я сознаю, что климат немножко и в моей власти, и что если через тысячу лет человек будет счастлив, то в этом немножко буду виноват и я. Когда я сажаю березку и потом вижу, как она зеленеет и качается от ветра, душа моя наполняется гордостью, и я... (Увидев работника, который принес на подносе рюмку водки.) Однако... (пьет) мне пора. Все это, вероятно, чудачество, в конце концов. Честь имею кланяться! (Идет к дому.) Соня (берет его под руку и идет вместе) . Когда же вы приедете к нам? Астров . Не знаю... Соня . Опять через месяц?..

Астров и Соня уходят в дом; Мария Васильевна и Телегин остаются возле стола; Елена Андреевна и Войницкий идут к террасе.

Елена Андреевна . А вы, Иван Петрович, опять вели себя невозможно. Нужно было вам раздражать Марию Васильевну, говорить о perpetuum mobile! И сегодня за завтраком вы опять спорили с Александром. Как это мелко! Войницкий . Но если я его ненавижу! Елена Андреевна . Ненавидеть Александра не за что, он такой же, как все. Не хуже вас. Войницкий . Если бы вы могли видеть свое лицо, свои движения... Какая вам лень жить! Ах, какая лень! Елена Андреевна . Ах, и лень, и скучно! Все бранят моего мужа, все смотрят на меня с сожалением: несчастная, у нее старый муж! Это участие ко мне — о, как я его понимаю! Вот как сказал сейчас Астров: все вы безрассудно губите леса, и скоро на земле ничего не останется. Точно так вы безрассудно губите человека, и скоро, благодаря вам, на земле не останется ни верности, ни чистоты, ни способности жертвовать собою. Почему вы не можете видеть равнодушно женщину, если она не ваша? Потому что — прав этот доктор — во всех вас сидит бес разрушения. Вам не жаль ни лесов, ни птиц, ни женщин, ни друг друга... Войницкий . Не люблю я этой философии! Елена Андреевна . У этого доктора утомленное, нервное лицо. Интересное лицо. Соне, очевидно, он нравится, она влюблена в него, и я ее понимаю. При мне он был здесь уже три раза, но я застенчива и ни разу не поговорила с ним как следует, не обласкала его. Он подумал, что я зла. Вероятно, Иван Петрович, оттого мы с вами такие друзья, что оба мы нудные, скучные люди! Нудные! Ile смотрите на меня так, я этого не люблю. Войницкий . Могу ли я смотреть на вас иначе, если я люблю вас? Вы мое счастье, жизнь, моя молодость! Я знаю, шансы мои на взаимность ничтожны, равны нулю, но мне ничего не нужно, позвольте мне только глядеть на вас, слышать ваш голос... Елена Андреевна . Тише, вас могут услышать!

А.П. Чехов был известен своими рассказами и пьесами, которые поражали читателей тем, как тонко писатель подмечал особенности человеческой натуры. Для Антона Павловича было важно показать переживания героев и то, как они влияют на их поступки, потому что в первую очередь его интересовала личность, а потом уже все общественные и политические вопросы. В пьесе Чехова "Дядя Ваня", краткое содержание которой представлено ниже, говорится о том, как может переживать человек, когда его представление о личности другого человека полностью меняется.

Действующие лица

Персонажи из "Дяди Вани" Чехова - это простые люди, ничем не выдающиеся, но которые, как и все, радуются и переживают. В пьесе есть два героя, заслуживающих внимание: это профессор Серебряков и его шурин, дядя Ваня. Именно их конфликт занимает центральное место в пьесе. Назовем основных героев произведения:

  • Серебряков Александр Владимирович - профессор в отставке.
  • Елена Андреевна - вторая жена профессора, молодая особа 27 лет.
  • Соня - дочь Серебрякова от первого брака.
  • Войницкая Мария Васильевна - мать первой жены профессора и дяди Вани.
  • Войницкий Иван Петрович - известен в пьесе как дядя Ваня, управляющий имением Серебрякова.
  • Астров Михаил Львович - врач.
  • Телегин Илья Ильич - бедный помещик, приживала у Войницких.
  • Марина - старая няня.

Беседа во время чаепития

Пьеса описывается как "сцены из деревенской жизни в четырех действиях". Все повествование происходит в одном поместье. Писатель рассказывает нам о том, как устроена жизнь вдали от шума и суеты большого города. Все действия разворачиваются в поместье профессора Серебрякова.

Александр Владимирович приезжает туда вместе со своей молодой женой, Еленой Андреевной. Имением управлял его шурин, брат первой жены профессора, Войницкий. Для родных он - просто дядя Ваня. Ему помогает в этом дочь Серебрякова, Соня.

Краткое содержание "Дяди Вани" Чехова начинается с чаепития в имении Войницких. Няня Марина разговаривает с Астровым, врачом, другом Войницкого. Он приехал по просьбе Елены Андреевны, потому что ее муж стал жаловаться на здоровье. Дожидаясь их возвращения с прогулки, Михаил Львович сетует Марине на долю врача. Он рассказывает об антисанитарных условиях в крестьянских избах, о том, как приходится в любое время суток идти к больным.

К ним выходит Войницкий. Он тоже жалуется, но уже на то, что с приездом четы Серебряковых весь его распорядок дня изменился. Дядя Ваня говорит, что он ничего теперь не делает. Только ворчит, ест и спит. Войницкий разочарован в профессоре: раньше он восхищался им и его идеями, а теперь осознал, что Серебряков ничего не сделал существенного.

Дяде Ване непонятно, как его старый шурин может пользоваться успехом у противоположного пола. Войницкий в восхищении от его жены. Дядя Ваня спорит за чаепитием со своей матушкой, потому что она обожает профессора. Елена Андреевна упрекает Войницкого за его несдержанность. Он признается ей в любви, но она отвергает его ухаживания. Иван Петрович призывает ее не разрушать настоящее чувство.

Важные признания

Дальнейшие действия пьесы "Дядя Ваня" Чехова, краткое содержание которой поможет понять смысл и сюжет произведения, продолжаются в столовой Серебряковых. Профессор и его жена живут на доходы с имения его первой жены. После того как Александр Владимирович вышел в отставку и приехал к Войницким, он только ворчит и жалуется на старость и здоровье. Его брюзжание уже раздражает всех, даже его жену.

Только няня Марина жалеет стареющего профессора. Иван Петрович снова признается в своих чувствах к Елене Андреевне, но она отвергает его. Дядя Ваня, Телегин и Астров напиваются и рассуждают о жизни. Соня пытается признаться в любви к Астрову, но он не отвечает ей взаимностью.

Елена Андреевна и Соня откровенно разговаривают. Жена профессора признается, что ее любовь к Серебрякову оказалась лишь иллюзией. Девушка признается ей, что она влюблена во врача, но знает, что она некрасива, поэтому он не любит ее. Елена Андреевна решает ей помочь.

Нарастание конфликта

Вроде бы ничего особенного не происходит с героями пьесы "Дядя Ваня" Чехова. Краткое содержание третьего действия, однако, показывает, что между присутствующими на чаепитии назревает конфликт. Молодая жена профессора понимает, что Войницкий прав. Женщина не чувствует себя счастливой. Выйдя замуж за профессора, прельстясь его ученостью и положением, она не обрела того семейного уюта, которого ждала. Елене хочется настоящего чувства, она влюблена в Астрова.

Она с волнением соглашается поговорить с ним о Соне. Но женщина догадывается, что врач влюблен в нее. Астров подтверждает ее догадки. Он пытается поцеловать женщину: в этот момент их видит дядя Ваня. Елена Андреевна, боясь нравственного осуждения, говорит, что покинет имение вместе с мужем.

Раскрывается личность профессора: он оказывается корыстным и эгоистичным человеком. Ему кажется, что доходы с этого поместья недостаточны, поэтому он решает продать его. Часть денег поместить в банк и жить на проценты. Дядя Ваня в ужасе: куда деваться ему, старушке-матери и Соне? Ведь они столько лет для него трудились, старались побольше денег ему отправить.

Профессор говорит, что позже обдумает это. Соня не может поверить в то, что отец выставляет своих близких родственников на улицу. Потрясенный такой несправедливостью, дядя Ваня два раза стреляет в профессора, но оба раза промахивается.

Отъезд Серебряковых

В последнем действии пьесы Чехова показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня пребывает в удрученном состоянии и решается на самоубийство. Поэтому он тайно забирает из аптечки Астрова морфий. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть его. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович пытается уговорить Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на этот поступок из-за книжных идеалов. Елена прощается с дядей Ваней и врачом в теплых чувствах. Войницкий внешне примиряется с профессором. Он обещает присылать ему столько же денег, сколько и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают поместье. Расстроенная Соня призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Тогда девушка произносит свой монолог о том, что их предназначение в том, чтобы трудиться. И потом они будут вознаграждены за свои труды.

Личность дяди Вани

В пьесе Чехова один из центральных персонажей - Иван Петрович. В самом начале читателю показывается, что ранее этот мужчина обладал впечатлительностью, возвышенностью, верой в идеалы. Но постепенно, все больше занимаясь обыденными делами, он черствеет и осознает, что все идеалы - пусты.

В пьесе показано, нарастание внутреннего конфликта героя, который заканчивается его попыткой самоубийства. Войницкий - это разочаровавшийся в жизни человек, но еще не до конца утративший веру в лучшее. В его сердце еще есть справедливость и любовь к ближним, в отличие от его шурина.

Трагедии других героев

В пьесе "Дядя Ваня" А.П. Чехова показано, что не только главный герой стремился улучшить свою жизнь. Елена Андреевна, приняв увлечение за любовь, вышла замуж за эгоистичного и пустого человека. Но она испугалась, что все ее "книжные" устои разрушатся, поэтому не решилась оставить профессора.

Астров - талантливый человек, но из-за непростых условий ему все труднее сохранить свой талант и умение чувствовать. Соня надеялась, что Елена поможет ей в отношениях с Астровым, но та сама в него влюбилась. Все эти герои надеялись на то, что их жизнь улучшится, но эти надежды не сбылись. Поэтому всем остается жить так, как раньше.

Это был краткий анализ произведения "Дядя Ваня" Чехова, в котором показано, как страх человека перед переменами может помешать ему построить счастье. У них были возможности, чтобы поставить себе новые цели, изменить жизнь. Но их надуманные идеалы помешали это осуществить. Также рассказывается и о том, как важно иметь цель и трудиться для ее достижения - тогда помыслы будут чище, а жизнь правильнее.

Окт 26 2010

Тема пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня» (1896) - жизнь «маленьких» людей, с ее незаметными страданиями и самоотверженным трудом во имя чужого , тема красоты, пропадающей понапрасну. Самим названием пьесы Чехов указывает на простоту, повседневность, обыкновенность и своих героев, и их страданий. Дядя Ваня и его племянница Соня всю свою жизнь работают не покладая рук для чужого счастья: для того, чтобы создать материальное благополучие отцу Сони, профессору Серебрякову, которого они привыкли считать талантливым, передовым, большим ученым. Серебряков, уже отставной профессор, женат вторым браком на молодой красивой женщине. Его первая жена, мать Сони и сестра дяди Вани, умерла уже давно.

Имение, где трудятся дядя Ваня и Соня, принадлежало покойной матери Сони. Теперь оно принадлежит Соне. В течение двадцати пяти лет дядя Ваня трудился для того, чтобы погасить долг отца и привести расстроенное имение в порядок. Двадцать пять лет работал он, «как самый добросовестный приказчик», получая нищенское жалованье от Серебрякова и высылая ему в столицу весь доход до последней копейки, чтобы тот мог спокойно писать свои ученые труды и ораторствовать с кафедры.

Проза повседневных хозяйственных дел, ночи, отданные переписыванию бумаг, переводу книг для профессора, полный отказ от личных радостей, нищенское жалованье - все это было освящено в глазах дяди Вани и Сони высокой целью. Их вдохновляла мысль, что, служа ученому, они служат науке, 165 культуре, прогрессу - общей идее. Профессор был для них «существом высшего порядка». Дяде Ване сорок семь лет. Он - нищий. Он никогда не знал ни радости, ни отдыха. И вот теперь, когда его лучшие годы уже прошли, у него открылись глаза на ужасную правду.

Он понял, что отдал лучшие годы, молодость, всего себя на служение ничтожеству. Он увидел, что его кумир - просто напыщенная бездарность, набитая претензиями и самомнением, «старый сухарь, ученая вобла». Избалованный легко давшейся ему успешной карьерой, любовью женщин, работой на него дяди Вани и Сони, Серебряков бездушен, эгоистичен. За двадцать пять лет он ни разу не поблагодарил дядю Ваню, не прибавил ему ни копейки к его мизерному жалованью. Приезд Серебрякова в имение нарушает весь строгий трудовой порядок в доме.

Профессор тиранит всех окружающих своими капризами, своей подагрой, своим черствым эгоизмом. Все в доме вынуждены заботиться только о нем. Дядя Ваня переживает тяжелое состояние человека, которому под старость пришлось убедиться в бессмысленности всей прожитой им жизни. Так он приходит к своему трагически запоздалому «бунту». Он как будто требует обратно свою загубленную . Влюбляется в жену профессора. Впервые в жизни начинает пить. Его удручают мысли о том, что все потеряно, жизнь пропала. Профессор объявляет о своем проекте: продать имение, чтобы на вырученные деньги он мог жить в столице. Дядя Ваня потрясен. Мало того, что он отдал все свои средства и всю свою жизнь Серебрякову.

Теперь, когда он стал стар, его вместе с Соней в благодарность за все гонят из родного угла. «Бунт» дяди Вани заканчивается выстрелом в профессора. После этой кульминации дядя Ваня еще лелеет мысль о самоубийстве, но затем, под влиянием нежной и кроткой Сони, он возвращается опять к своему труду - все на того же Серебрякова.

Но в красоте Елены Андреевны он чувствует нечто оскорбляющее чувство красивого. Ложная, нечистая красота не может внушить глубоко человеческого чувства. Красиво то, что служит творчеству, созиданию. Страстно влюбленный в прелесть родной земли, в ее леса, сады, страдающий от того, что леса вырубаются хищнически, Астров говорит: «Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов пролегли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, - народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, 167 тиф, дифтерит, пожары…

Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего». Астров скорбит о разрушении красоты земли, красоты человека. Он размышляет в разговоре с Еленой Андреевной: «Вот вы приехали сюда с мужем, и все, которые здесь работали, копошились, создавали что-то, должны были побросать свои дела и все лето заниматься подагрой вашего мужа и вами. Оба - он и вы - заразили всех нас вашей праздностью. Я увлекся, целый месяц ничего не делал, а в это время люди болели, в лесах моих, лесных порослях, мужики пасли свой скот… Итак, куда бы ни ступили вы и ваш муж, всюду вы приносите разрушение… и я убежден, что если бы вы остались, то опустошение произошло бы громадное». Чуждая труду и творчеству и поэтому постепенно становящаяся чуждой самой жизни, опустошенная и опустошающая других, Елена Андреевна, сама того не понимая, разрушает все красивое, большое, человеческое, что встречается на ее пути.

Она - хищница, которая сама не понимает этого. Она разрушила дружбу и возможную любовь Астрова и Сони. Разрушив чужое , Елена Андреевна не способна создать счастье ни себе самой, ни Астрову. Она опустошает других так же бессмысленно, бесцельно, как бесцельно влачится по жизни и ее пустая красота, не способная служить счастью. Бездушная, неодухотворенная и некрасивая красота.

Лейтмотив пьесы - гибнущая красота - звучит во множестве вариаций. Ведь и сам Астров, тоскующий из-за разрушения красоты жизни, тоже представляет собой образ гибнущей красоты. Красота Астрова, его прекрасный внутренний и внешний разрушаются самою жизнью. Уезжает из имения Серебряков с Еленой Андреевной. Уезжает Астров, навсегда уходит он из жизни Сони. Но все уже стало по-другому в их жизни. Навсегда ушли из нее надежды. Чехову удалось в финале «Дяди Вани» выразить ту красоту человеческого горя, которую, по его словам, «не скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет передавать, кажется, одна только музыка». 168 литература Мудрость финала пьесы заключается в том, что упоминание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» - это упоминание о той жизни, которой заслуживают и Соня, и дядя Ваня, и Астров, и множество «маленьких» людей, тружеников, отдающих всю свою жизнь счастью других…

А над всей этой беспросветной жизнью «маленьких» людей, над темной, злой силой разрушения поднимается чеховская мечта о той будущей жизни, когда все в человеке будет прекрасно. И, как всегда у Чехова, представление о прекрасном сливается с представлением о правде, о творческом труде. Правда и труд - основа, вечный живой источник красоты.

И жизнь должна быть такою, чтобы душевная сила, самопожертвование, самоотверженное трудолюбие не расхищались, не служили ложным кумирам, чтобы не Серебряковы задавали тон в жизни, а Астровы, дяди Вани, Сони могли украсить родную землю творческим, свободным трудом.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема и сюжет пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня» . Литературные сочинения!