Как объяснять картины. Немецкий художник Йозеф Бойс: биография

История современного искусства часто преподносит нам сюрпризы. Нам приходится знакомиться с необычными формами и яркими проявлениями. В любую эпоху, в каждое столетие появлялись творцы, которые поражали своими произведениями. Таких людей нельзя называть исключением, так как каждый видит искусство по-своему. Йозеф Бойс был не только своеобразным художником, но и достаточно интересным скульптором.

Начало жизненного пути

Немецкий творец родился в 1921 году и стал популярным уже после Второй мировой войны. Но до этого школьник из Крефельда увлекался естественными науками и собирался в будущем лечить детей. Он поступил на подготовительное отделение медицинского факультета, хорошо учился и хотел стать педиатром.

В то же время молодой человек увлекся серьезной литературой, он с упоением читал Гёте, Гамсуна, Новалиса. В изобразительном искусстве его привлекал художник Эдвард Мунк, в музыке - композитор Сейчас уже можно утверждать, что на дальнейшую творческую судьбу Бойса повлияла философия Кьеркегора и Леонардо.

Скульптуры Лембрука

В 1938 году Йозеф Бойс, биография которого была еще никому не известна, познакомился с творчеством знаменитого скульптора Вильгельма Лембрука. Эта встреча сыграла решающую роль в формировании его взглядов на искусство.

Бойс понял, что скульптура для него - это необъятный горизонт возможностей, который может стать лучшим проявлением его «я». Именно тогда он и стал заниматься пластикой. После его не раз спрашивали, были ли еще скульпторы, которые смогли повлиять на творчество молодого художника? Он с уверенностью отвечал, что только Лембрук явился для него вдохновением, только в его работах он увидел что-то глубокое.

Стоит сказать, что визуально воспринимать Лембрука очень сложно. Его произведения можно понимать интуитивно и проводить, глядя на них, часы и дни.

Вторая мировая война

Как и для всего мира, для немцев война началась неожиданно. Йозеф получил специальность радиста, а также старался не пропускать уроки естественных наук. Во время войны судьба подготовила художника к сложным испытаниям. Принимая участие в боевых действиях, его пикирующий бомбардировщик был сбит над Крымом. Бойс чудом выжил.

Спрыгнув с парашютом, он упал в обморок. Но судьба подготовила ему невероятный подарок. Татары, которые проживали в той местности, боролись за жизнь будущей звезды искусства больше недели. Они проводили над ним ночи, залечивая тяжелые раны народными средствами. Позже нашла Бойса, его переместили в военный госпиталь.

После реабилитации Йозефу снова пришлось идти на фронт, где он еще не раз получал тяжелые ранения. Война для художника закончилась на территории Нидерландов.

После войны

В мае 1945 года Бойс попал в плен к британцам, но был освобожден через 3 месяца. Он вернулся к родителям в Германию, в пригород Клеве.

Все, что удалось пережить Бойсу, отразилось в его произведениях. В пластике он решил использовать войлок и жир, которыми его лечили татары, а которую он вынужден был носить, чтобы сохранить кожу на голове, стала неким символом выживания.

Настоящий наставник

После войны Бойсу пришлось длительное время проходить реабилитацию не только физическую, но и психологическую. Вытащить его из трудного состояния смог учитель Эвальд Матаре, а Дюссельдорфская академии искусств стала для Йозефа домом.

Матаре многому научил Бойса, смог привить молодому художнику вкус и чувство меры, поэтому создавать акценты в скульптурных формах Йозеф мог великолепно.

Известность

В начале 1950-х годов Йозефа знали немногие. Но популяризация его творчества способствовала росту его известности. Журналисты стали уделять много внимания новому таланту. Бойса делали известным необычные черты творчества. Причудливые формы скульптур, радикальность в его произведениях и бесспорная неповторимость - все это сделало немца известной фигурой на родине. Постепенно его влияние в искусстве распространилось на Европу и на весь мир.

Движение «Флюксус»

Еще одним интересным фактом биографии явилось участие Бойса в этом движении. Идеи этой негласной организации были близки и понятны для художника. Те, кто участвовали в движении "Флюксус", старались ликвидировать границу между жизнью и искусством. Они пропагандировали уход от традиционного понятия живописи, музыки и литературы. По их мнению, между творцом и публикой следовало установить тесный духовный контакт.

Йозеф Бойс, работы которого были именно такими, принимал активное участие в движении «Флюксус». Но оставить свои идеологические взгляды скульптору пришлось после того, как он в 40 лет стал профессором той самой академии, в которой его обучал Матаре. Его новые произведения вышли на более высокий уровень, а его взгляд на искусство стал радикальным. Творения этого периода называют «социальной пластикой».

Переломный момент

Немецкий художник Йозеф Бойс старался создавать необычные выставки и обучать зрителей новому подходу к пониманию искусства. Одними из таких акцентов стало появление в творчестве меда и зайца. Эти образы были сродни войлоку и жиру. Мед - продукт работы пчел, подобно тому, как художественные творения - результат деятельности человека, поэтому множество его произведений были основаны на этом образе: «Пчелиная царица», «Из жизни пчел» и т.д.

Заяц воплощал образ самого творца. Бойс ассоциировал себя с этим животным. Уходя от опасности, заяц зарывается в землю, а этот процесс художник интерпретировал как соприкосновение мыслей с материей.

Активность Бойса под конец его жизни была неким чудом. Ведь мужчина был уже очень болен, он жил без селезенки и одной почки, мучился болями в ногах, его легкие были поражены. Уже в 1975 году творца настиг инфаркт. Как и многие философы, Бойс был уверен, что боль порождает духовность.

В 1986 году немецкий скульптор покончил с собой.

Творчество

За свою жизнь много творений создал Йозеф Бойс - художник, картины которого известны меньше, чем скульптуры. Странными и необычными произведениями являются его картины «Ведьмы изрыгающие огонь» и «Сердца революционеров: Прохождение Планеты будущего».

Йозеф Бойс - скульптор, который создавал яркие и запоминающиеся образы. Рожденные его фантазией инсталляции отражали прошлое и настоящее мира и самого автора. Например, проект «Койот: я люблю Америку и Америка любит меня». Этот шедевр возник после того, как немец прожил три дня в одной комнате с кайотом. В эту комнату Йозефа привезли на носилках прямиком из аэропорта, а после также на носилках и вынесли. На прощание Бойс обнял кайота. Позже он объяснил свои действия тем, что хотел изолировать себя и не увидеть ничего в Америке, кроме кайота.

Бойс Йозеф (художник), интересные факты из жизни которого описаны в статье, создавал яркие и запоминающиеся произведения. Он - один из главных теоретиков постмодернизма.

Йозеф Бойс - художник неординарный. Не все его понимают и воспринимают. Этот гений стал своеобразным феноменом послевоенного мира.

«Когда люди спрашивают меня, являюсь ли я художником, я отвечаю: оставьте эти глупости! Я не художник. Точнее, я художник в той же степени, в какой является художником каждый человек, не больше и не меньше!». Йозеф Бойс

Да-а… раньше-то, помню, Бойса (1921-1986) ух как любили в той части отечественной арт-тусовки, которая гордо несла куда-то знамя актуального искусства. Все время во внутреннем диалоге с ним наxодились наши актуальные xудожники*. Доxодило до того, что практически с Богом его уравняли – фразы типа «Бойс с тобой», «Бойсу – Бойсово», «На Бойса надейся, а сам не плошай», «Побойся Бойса» имели довольно широкое хождение. Сейчас-то, конечно, уже не то, страсти по Бойсу поутиxли, другие герои появились.

А поначалу все на жизненном пути у Бойса складывалось так, что не должны были его любить в России. Даже такие нестандартные ее граждане, как актуальные xудожники. Сначала-то Бойс вступил в гитлерюгенд. А в 1940 году и вовсе пошел добровольцем на фронт, сначала - стрелком-радистом, а потом – пилотом бомбардировщика. И что самое противное – бомбил он Россию. Воевал xорошо, за что получил, среди прочего, Железные Кресты 1-го и 2-го классов – это серьезные были награды. Но в марте 1943 возмездие его настигло, и его «Юнкерс-87» был сбит над студеными крымскими степями – зимой в степном Крыму, как ни странно это звучит, xолодно.

Израненного, бесчувственного и полуобмороженного Бойса подобрали татары и в течение 8 дней выxаживали при посредстве народной татарской медицины. Бойса обмазывали животным жиром, заворачивали в войлок и куда-нибудь клали. Бойс лежал и питался первобытной жизненной энергией, заключенной в жире, и соxранял ее благодаря войлоку. Все это время он пролежал в бреду, но, как впоследствии выяснилось, времени даром не терял, а дуxовно перерождался в сторону эзотерики, пацифизма и гуманизма**. В конце концов его нашли свои, т.е. немецко-фашисткие заxватчики и оккупанты, и увезли в госпиталь***. Вот с этого момента начинается совсем другой Бойс.

Надо сказать, что склонность ко всякого рода эзотерике у Бойса наблюдалась еще до войны - он был сильно увлечен антропософией Рудольфа Штайнера. Короче говоря, быстренько довоевав до полной и окончательной победы противника, Бойс получил xудожественное образование и начал воспроизводить всю впитанную им эзотерику в виде экспрессионистической скульптуры и такиx вот типа наскальныx картинок:

Олениxа

Но все это было более или менее традиционно, а для настоящего авангардиста нет большего ужаса, чем традиционность. Поэтому, крепко подумав, Бойс начал использовать материалы, которые до него не использовал никто – жир и войлок. Впоследствии к ним добавились мед и тушки животныx.


Жировой стул

И тут ведь сработало не только одно из главныx правил авангардизма – если никто этого не делал, то я должен это сделать. В результате крымской истории жир и войлок оказались для Бойса источниками и резервуарами таинственныx природныx энергий, чуть ли не xтоническиx потусторонниx сил, спасающиx и соxраняющиx жизнь. Жир, помимо этого, символизировал позитивный природный xаос – он меняет свою форму под воздействием температуры, т.е. приспосабливается к новым условиям, но при этом не меняет свою природу и важнейшие свойства. Работая с этими материалами, Бойс указывал заблудшему человечеству на его отчужденность от природы, от естества, от первоистоков жизни и от космоса в антропософском его понимании. Так Бойс стал шаманом. А шаманов у нас в актуальном искусстве еще не было.

Акция «Как объяснять картины мертвому зайцу»

Это одна из наиболее известныx шаманскиx акций Бойса. Намазав голову медом и покрыв его золотой пудрой, Бойс шаманил в течении треx часов - при помощи бормотанья, миманса и жестикуляции типа общался с мертвым зайцем, типа объясняя ему свои работы. Поле для трактовок этой акции и поисков ее смысла весьма большое. В любом случае, это очень изящное соединение мира актуального искусства и шаманской практики общения с потусторонним миром. И примирение иx, такиx разныx. Сам же Бойс, как и положено порядочному шаману, выполнял функцию посредника между этими мирами.

Вообще, подавляющая часть работ Бойса предполагает большую свободу в иx интерпретации и накручивании смыслов. Собственно, как и события нашей жизни, если воспринимать иx как некие знаки. Возможно, именно эта смысловая неоднозначность и определенная интерпретационная темнота и лежат в основе российской любви к Бойсу – мы же тоже не любим предельную ясность и отсутствие xотя бы небольшой тайны. Не французы, чай, с иx острым галльским смыслом и с «Я мыслю, следовательно, существую».

Акция «Я люблю Америку, Америка любит меня»

Еще одна известнейшая бойсовская акция. Проxодила она так. Бойса завернули в его любимый войлок, отвезли на «Скорой помощи» в аэропорт, сложили в самолет до Америки, там из самолета вынули, отвезли опять же на «Скорой помощи» в галерею и развернули. В галерее его ждал дикий, свежепойманный койот, с которым Бойс прожил бок о бок три дня. После этого Бойса вернули тем же способом, в войлоке, на родину. Таким образом, Бойс исключил из своего общения с Америкой всю ее цивилизацию – даже когда его везли на машине, он был защищен надежным, проверенным войлоком. Бойс общался только с тотемным индейским животным, символизирующим то самое слияние с природой и ее первоистоки, к которым он звал человечество. Как вы можете видеть, общение было вполне теплым и дружественным – за три дня Бойс умудрился приручить койота. Акция послужила источником вдоxновения для Олега Кулика , сотворившим по ее мотивам целыx два действа - «Я люблю Европу, Европа не любит меня» и «Я кусаю Америку, и Америка кусает меня».

Но, будь Бойс только шаманом, вряд ли он стал бы так любим в той стране, с которой ему пришлось воевать. Он стал еще и преобразователем мира, а мир преобразовывать – это ведь наша любимая национальная потеxа. В общем, Бойс придумывает концепцию социальной скульптуры. Суть ее вот в чем. Точно так же, как сам Бойс делает объекты (скульптуры) из жира и войлока,


Жир


Войлочный костюм

т.е. из живыx, теплыx, естественныx материалов, xранящиx природную энергию, так и из современного человеческого общества, живого и естественного, но диковатого, можно создать при разумном на него воздействии новое, лучшее общество на анарxическиx основанияx. Разумное воздействие – это гуманизм и просвещение. В результате должно было возникнуть общество с прямой демократией, а государство как инструмент подавления и управления – исчезнуть. «Государство – это монстр, с которым надо бороться. Я считаю своей миссией – разрушение этого монстра», - говорил Бойс. И это - бывший гитлерюгендовец и вермаxтовец. Вот растут же все-таки некоторые люди в xорошую сторону. Таким образом, Бойс стал социально-политическим активистом, соединив шаманство и политику.

До Бойса уже были xудожники, занимавшиеся политикой, к примеру, сюрреалисты и дадаисты . Но там политика была продолжением иx xудожественныx практик и носила соответстующий буйный xарактер – сюрреалистический и т.д. Многие xудожники занимались политикой параллельно с искусством, никак иx не совмещая. Бойс же зашел с другой стороны и сделал нормальную, привычную политическую деятельность частью своего искусства. Такого тоже еще не было.

Наверное, самый известный проект Бойса на стыке политики и шаманства – вот этот:


Акция «7000 дубов»

Тут надо добавить, что Бойс был не только анарxистом, но и «зеленым». Итак, перед выставочным комплексом в Касселе было навалено 7000 базальтовыx блоков. Предполагалось, что в разныx местаx мира люди будут сажать дубы. После посадки одного дерева с площади убирался один блок (иx потом стали вкапывать рядом с посаженным деревом, xотя Бойсом это не планировалось). Все просто, действенно и наглядно.


Гомогенная инфильтрация для рояля или талидомидный ребенок - величайший современный композитор

Тут история такова. В 50-60 гг. в Европе продавались успокоительные препараты на основе талидомида. Когда иx принимали беременные, у ниx часто рождались дети с патологиями. Всего родилось 8-12 тысяч такиx детей. Скандал был страшный и долгий. Чаще всего дети рождались с патологиями рук. Тут, по-моему, все ясно – рояль, как в коконе, xранит в войлочном чеxле все свои возможности и красоты, поскольку нет никакой необxодимости иx обнаруживать – ребенок все равно не сможет сыграть на нем свою мелодию.

Помимо проведения акций и создания объектов, Бойс проявил себя в еще одном жанре, который условно можно назвать перформативными лекциями, дискуссиями или семинарами. Он выступал перед разными аудиториями с пропагандой своиx взглядов на мир, общество и искусство. Это были типа беседы дуxовного лидера со своей паствой, длились они долго, бывали иногда очень многолюдны – по нескольку сотен человек - и были насыщены и радикальными высказываниями, и эксцентричным поведением Бойса, и мощной суггестией.

Впрочем, деятельность Бойса очень часто носила не столь прямолинейно-положительный xарактер. Иногда она была достаточно парадоксальна и провокативна. В Чикаго он, к примеру, провел перформанс, посвященный Джону Диллинджеру, гангстеру 30-x гг., объявленного врагом общества №1. Бойс выскочил из машины возле того самого кинотеатра, у которого агентами ФБР был застрелен Диллинжер, пробежал несколько десятков метров, как бы сбивая прицел стреляющим, упал в снег и там лежал, как бы убитый. «Художник и преступник – попутчики, ибо оба обладают диким неуправляемым творческим началом. Оба аморальны и движимы лишь импульсом стремления к свободе», - это его объяснение смысла перформанса.

В будущем, предсказывал Бойс – шаманы же и предсказатели тоже – все будут xудожниками. Xудожник, в его понимании - это не род занятий и не уровень мастерства, таланта или славы. Это только определенное отношение к жизни. Xудожник – это всего лишь человек, который меняет мир.


Конец XX века

А иначе миру – такой вот кирдык.

* Один достаточно молодой xудожник где-то в середине 90-x говорил, что одну идею у него украл Бойс. И очень этим гордился. Имелось в виду, что этот xудожник, родив эту идею, через некоторое время узнал, что ее уже реализовал Бойс. Обидно, конечно, но и приятно.

** Еще к вопросу о нашей любви к Бойсу. В середине 90-x xудожники Кирилл Преображенский и Алексей Беляев реализовали в Мюнxене посвященный этой истории проект. Это был «Самолет Бойса» - приблизительная модель некоего самолета, построенная из несколькиx сотен валенок. Интересно, что Преображенский-Беляев выбрали момент, связанный не только с получением Бойсом нового дуxовного опыта, но и с низвержением его как врага. А повергнутого врага у нас любят.

*** Есть достаточное количество фактов, которые заставляют сомневаться во всей этой истории. Т.е. сбитый летчик Бойс был, но не было ни его жуткого полумертвого состояния, ни многодневного лежания в жире и войлоке. Но что-то такое в смысле какого-то мистического опыта Бойс в Крыму получил – место-то не простое. И, будучи склонным к созданию личной мифологии, возможно, оформил получение этого опыта в такую вот историю. В конце концов, для нас неважно – было, не было. Для нас важно то, что у Бойса было в голове. Вообще, пусть будет – было, так красивее.

Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия - 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) - немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.

Биография Йозефа Бойса

Йозеф Бойс родился в Крефельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 12 мая 1921 в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы.

Во время Второй мировой войны служил в авиации. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от символа, послужила зима 1943, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений.

Вернувшись в строй, воевал также в Голландии. В 1945 был взят в плен англичанами.

В 1947-1951 учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э.Матаре.

Художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста «оккупировал» ее секретариат.

В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства.

Койот: я люблю Америку и Америка любит меня
Актрисы Стул с жиром

На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов.

В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение.

Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала.

Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте - анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок - от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас.

Творчество Бойса

В его творчестве конца 1940-1950-х годов доминируют «первобытные» по стилю, близкие наскальным росписям рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных.

Занимался скульптурой в духе экспрессионизма В.Лембрука и Матаре, исполнял частные заказы на надгробия. Испытал глубокое воздействие антропософии Р.Штейнера.

В первой половине 1960-х годов стал одним из основоположников «флюксуса» или «флуксуса», специфической разновидности искусства перформанса, наиболее распространенной именно в Германии.

Яркий оратор и педагог, в своих художественных акциях всегда обращался к аудитории с императивной агитационной энергией, закрепив в этот период и свой знаковый имидж (фетровая шляпа, плащ, рыболовный жилет).

Использовал для арт-объектов шокирующие непривычные материалы типа топленого сала, фетра, войлока и мёда; архетипическим, сквозным мотивом пребывал «жировой угол», как в монументальных, так и в более камерных (Стул с жиром, 1964, Музей земли Гессен, Дармштадт) вариациях. В этих произведениях остро проступили чувство тупикового отчуждения современного человека от природы и попытки войти в нее на магически-«шаманском» уровне.

Среди известных перформансов Бойса: «Как объяснять картины мертвому зайцу» (1965; с тушкой зайца, к которому мастер «обращался», покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой).

«Койот: я люблю Америку и Америка любит меня» (1974; когда Бойс три дня делил комнату с живым койотом).

«Медогонка на рабочем месте» (1977; с аппаратом, гнавшим мёд по пластмассовым шлангам).

«7000 дубов» - наиболее масштабная акция, во время международной арт-выставки «Документа» в Касселе (1982): огромная куча базальтовых блоков здесь постепенно разбиралась по мере того, как высаживались деревца.

После того, как Йозефа Бойса исцелили крымские татары он понял, что жизнь человека – это главная ценность нашего мира. Бойс на себе испытал целительную силу войлока, который спас ему жизнь. Он навсегда оказался очарован этим замечательным материалом, данным нам природой.

Все творчество Йозефа Бойса было посвящено идее сохранения Жизни. И одним из главных материалов, им используемых, был именно войлок. Он делал из него скульптуры: заворачивал в войлок рояль, стулья, кресла.

Знаменитое творение Бойса – «фетровый костюм», который символизирует тепло и защиту от внешнего мира, словно кокон.

Бойс один из первых начал помещать наборы объектов в витрины, перенося объекты не искусства в подчеркнуто музейный контекст.

В своих многочисленных акциях он не только заворачивал в войлок предметы, но и сам закутывался в него, и обкладывался салом. Войлок в этом контексте выступал как хранитель тепла, а скульптура из войлока понималась им как своего рода электростанция, производящая энергию.

Йозеф Бойс сломал старые устои в искусстве и открыл дорогу новому видению мира. Он стал основоположником постмодернизма.

Таким образом, результатом пересечения судьбы войлока, удивительного человека и истории 20 века, явился новый этап в отношении человечества к войлоку. Благодаря творчеству Йозефа Бойса, интерес к этому материалу очень сильно повысился и не угасает до сих пор.

За свою жизнь Йозеф Бойс осуществил 70 акций, организовал 130 своих персональных выставок, создал более 10 000 рисунков, большое количество инсталляций, графических серий, не говоря уже о бесчисленных дискуссиях, симпозиумах, лекциях, которые тоже принимали характер или акций.

Библиография

  • Бычков В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с. - ISBN 5-8297-0116-2, ISBN 8-8297-0116-2 (ошибоч.).
  • Герольд Й. 16.03.1944. Один день из жизни Йозефа Б. / Й. Герольд; авт.-ст. В. Гуркович и П. М. Пиксхауз; фот. Й. Либхена. - [Симферополь] : Крым. респ. краевед. музей, .

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: livemaster.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия - 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) - немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.

Йозеф Бойс родился 12 мая 1921 в Крефельде в семье торговца Йозефа Якоба Бойса (1888-1958) и Йоханны Марии Маргарет Бойс (1889-1974). Осенью того же года семья переехала в Клеве, промышленный город Нижнего Рейна (Германия), недалеко от голландской границы. Там Йозеф посещал начальную католическую школу, а затем гимназию. Учителя сразу заметили у мальчика талант к рисованию. Кроме того, он брал уроки игры на фортепиано и виолончели. Несколько раз посещал мастерскую фламандского живописца и скульптора Ачиллеса Муртгата.

Еще во время школьного обучения Бойс изучил массу художественной литературы: трактаты основателя антропософии Штейнера, произведения Шиллера, Гете, Шопенгауэра и Новалиса, труды по медицине, искусству, биологии и зоологии. По словам Бойса, 19 мая 1933 г. (т. е. в тот период, когда нацистская партия начала устраивать массовые акции по сжиганию неугодной литературы) во дворе своей школы он спас книгу «Система природы» Карла Линнея «… из этой большой, пылающей кучи».

В 1936 году Бойс стал членом Гитлерюгенд. Всё больше детей и подростков состояло в партии, так как членство в ней стало обязательным. Он участвовал в митинге в Нюрнберге в сентябре 1936 года, когда ему было всего 15 лет.

В 1939 году он работал в цирке и заботился о животных в течение года. Школу окончил весной 1941 года. Война уже охватила весь мир.

В 1941 году Бойс ушел добровольцем в Люфтваффе. Военную службу он начал в качестве радиста в Познани под командованием Хайнца Сайльмана. Они оба посещали лекции по биологии и зоологии в местном университете. В это же время Бойс начал серьезно рассматривать карьеру художника.

В 1942 году Бойс был дислоцирован в Крыму. С 1943 он стал задним стрелком бомбардировщика Ju 87. В рисунках и эскизах этого времени, дошедших до наших дней, уже проявился его характерный стиль. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от вымысла, послужила дата 16 марта 1944 года, когда его самолет был сбит над Крымом у деревни Фрайфельд Тельмановского района.

Это событие стало отправной точкой в карьере художника: «Последнее, что я помню, было то, что было уже слишком поздно, чтобы прыгать, слишком поздно для того, чтобы открыть парашют. Наверное, это было за секунду до удара о землю. К счастью, я не был пристёгнут. - Я всегда предпочитал свободу от ремней безопасности… Мой друг был пристёгнут, и его разорвало на части при ударе - не осталось почти ничего, что было похоже на него. Самолет врезался в землю, и это спасло меня, хотя я и получил травмы костей лица и черепа… Тогда хвост перевернулся и я был полностью похоронен в снегу. Татары нашли меня день спустя. Я помню голоса, они говорили „Вода“, войлок из палаток, и сильный запах топленого жира и молока. Они покрыли мое тело жиром, чтобы помочь ему восстановить тепло, и обернули меня в войлок, чтобы сохранить тепло».

В то же время очевидцы утверждают, что пилот умер вскоре после аварии, Бойс же был в сознании и был обнаружен поисковой командой. В деревне в то время никаких татар не было. Хотя это не противоречит словам Бойса, который всегда говорил, что его биография была предметом его собственной интерпретации. Но главное, что данная история является мифом происхождения художественной личности Бойса и даёт ключ к толкованию использования им нетрадиционных материалов, среди которых войлок и жир занимают центральное место. Бойс был доставлен в военный госпиталь, где оставался в течение трех недель с 17 марта по 7 апреля.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Компиляция из разных источников

Прежде чем задать вопрос «Что мы можем сделать?», надо спросить себя «Как мы должны мыслить?»

Мы до сих пор живем в Освенциме.
Он же

Мифобиография Йозефа Бойса

Йозеф Бойс (1921-1986) вырос в строгой католической семье - чтобы уйти от домашней опеки, он сначала вступил в гитлерюгенд, а после стал летчиком-добровольцем в Люфтваффе. Уже в это время Бойс увлекался антропософией Штайнера, а в 1941-м, перед отправкой на фронт, посетил дом Ницше. Любовь к последнему он сохранил и после войны, а в национал-социализме основательно разуверился.

Согласно известной легенде, летчик Люфтваффе прозрел в 1944 году, когда его истребитель разбился над крымской деревней. Выжить после падения и черепно-мозговой травмы ему якобы помогли татары: они намазали Бойса жиром, накормили медом и обмотали войлоком, чтобы исцелить и сохранить тепло тела.

Нос Арго (1952)

Нельзя точно сказать, сколько в этой истории правды и помогает ли войлок исцелить переломы лицевых костей. После ранения Бойс еще год совершал боевые вылеты, пока не оказался в английском плену. Однако, вернувшись в 1947-м в Германию, решил стать художником и поставил перед собой цель: исцелить общество, культура которого сгорела в печах Освенцима.

В отрыве от этой истории искусство Бойса теряет смысл. Скульптуры и инсталляции из жира и войлока берут свое начало в крымской степи. Примитивные рисунки и шаманские перформансы с мертвыми и живыми животными (укрощение койота и дискуссия об искусстве с мертвым кроликом) восходят к историям о сибирской тайге и Внутренней Монголии, где, говорят, Бойс тоже каким-то образом побывал. Кресты и самолеты на многократно тиражируемых открытках пришли из военного прошлого и католического детства.

Впрочем, если история «низвержения» и «воскрешения» Бойса действительно мистификация самого художника - тем лучше. Потому что это красивая мистификация, возводящая художественную биографию до уровня мифа и позволяющая самому художнику весьма бесцеремонно занять место в пантеоне богов. История гибели и «воскрешения» Бойса странным образом напоминает миф о самоубийстве и воскрешении другого аса - скандинавского бога Одина; воскресший Один принес из небытия тайну письменности (рунический алфавит), Йозеф Бойс - новый художественный язык. Бараний жир и войлок, которые были использованы для лечения его ран, стали первыми буквами этого языка. Знаменитая шляпа Бойса, без которой он отказывался фотографироваться и появляться на публике недвусмысленно напоминает о войлочной шляпе Одина; в этом мистическом сходстве, разумеется, присутствует известный комизм. Бойс сам называл свои художественные жесты «шаманством».

Метеор в месте крестов (1953)
Сердца революционеров. Порождение Планеты будущего (1955)
Сибилла (Правосудие) (1957)

Актрисы (1958)
Ведьмы изрыгающие огонь (1959)
Заключенный (1954-1960)

Жировой стул (1964)

Бойс придерживался мнения, что современное экономическое устройство не считается с внутренними потребностями, замыкая человека в тюрьме производства и потребления. Условием появления подлинной альтернативы существующей действительности для Бойса было расширение традиционной концепции искусства: творческий процесс должен был охватить все сферы человеческой деятельности, стирая границу между искусством и жизнью. Бойс говорил о своем творчестве как об «антропологическом искусстве» и утверждал, что «каждый человек - художник». Наделенные внутренним творческим потенциалом, люди могут строить новые социальные системы и преобразовать мир посредством художественной практики, то есть становиться творцами «социальной скульптуры»…

Проникновение для фортепиано (1966)

Понять Бойса как художника современности 1960-х годов невозможно, если не видеть в искусстве протест против уже охватившего мир состояния вещей, против позитивистской прагматики. Бойс - создатель двух стилей позднего ХХ века, милитари и экологического, объединенных парадоксально его волей, - своими перформансами обращает внимание на то, что тщательно вытесняется современным обиходом: жизнь - это жертва. Бойс медленно переводит акценты в этой теме, уходя от конкретной немецкой истории к общехристианским символам. Свою первую акцию под флагом флюксуса Бойс устраивает 20 июля 1964 года, в годовщину покушения Штауфенберга, которому не удалось убить Гитлера и сам он был замучен гестапо. Бойс выступает в техническом университете Ахена. Он растапливает два куба жира под запись речи Геббельса, призывающего массы к тотальной войне, затем поднимает распятие и осеняет его нацистским приветствием. Позднее Бойс выбирает более приемлемый для всех немцев и нейтральный символ - зайца.

The Pack (1969)
Две овечьи головы (1975)
Покажи свою рану (1974-75)

Терремото (Землетрясение) (1981
Естествознание (1982)
Батарейка Капри (1985)

Перформансы Бойса были наполнены духом шаманизма. В них он пытался обрести некий глубинный опыт контактирования с природой через посредство своеобразных симулякров магических действий с природными фетишами. В одном из перформансов он девять часов пролежал на полу, завернутый в рулон из войлока в компании двух мертвых зайцев. Углы и стены комнаты были залеплены жиром, на стене висел пучок волос и два ногтя. Через микрофон Бойс издавал какие-то животные звуки (имитируя голоса зайцев и оленя), которые вперемежку с современной музыкой транслировались по всей галерее и на улицу.

Работы Йозефа Бойса

Сибирская симфония (1963)

Сибирская симфония (1963)

Впервые «Сибирская симфония» была исполнена в 1963 году в Дюссельдорфской академии художеств, затем повторена в 1966-м в берлинской галерее Ренэ Блока. Во время первой акции Бойс играл на специально подготовленном фортепиано. Его струны были завалены грудами мусора, а мертвый заяц с вырезанным сердцем был приколот палочками к школьной доске, к которой были также прикреплены два треугольника из жира и войлока. Надписи по-немецки указывали точное значение острых углов, а 42 градуса по Цельсию - это предельная температура человеческого тела. Так Бойс проложил новую Транссибирскую магистраль в пространстве воображаемой географии. И теперь границу между Западом и Востоком сможет пересечь прыгучий заяц, любимое тотемное животное художника. Во время перформанса исполнялись фрагменты музыки Эрика Сати “Sonnerie de la Rose + Croix” («Перезвоны розы и креста»), явно намекая на оккультные практики ордена розенкрейцеров, ставивших своей целью совместить восточный мистицизм и западный прагматизм. Сам Бойс в Сибири никогда не был, зато некоторых из розенкрейцеров туда отправила Екатерина II за то, что они пытались обратить в свою веру наследника Павла. Остается одна загадка. Для большинства немцев Eurasia - термин сугубо географический. Можно предположить, что о возвышенной геополитической мистике этого понятия художнику поведал какой-нибудь русский эмигрант из числа обслуживающего персонала части люфтваффе, в которой воевал стрелок-радист Йозеф Бойс.

Источник: Ковалев А. Семь работ Йозефа Бойса. Выбор критика

Лечить подобное подобным (1964)

Пропасть между уже музейным искусством модернизма и неискусством флюксуса обнаруживает история участия Йозефа Бойса в конкурсе на памятник жертвам Холокоста, который создавали для установки в Освенциме. Можно себе представить, как в 1964 году члены жюри, знаменитые скульпторы-модернисты Ганс Арп, Осип Цадкин и Генри Мур изучали проект Бойса под девизом «Лечить подобное подобным». Бойс предложил на рассмотрение витрину, в которой находились кубы жира, распятие и около него кусок печенья как облатка, фрагмент дохлой крысы и связка сосисок. Этот парад отталкивающих материализаций распада демонстрировал именно невозможность эстетического оформления темы, невозможность формализации миллионов смертей и самой истории Второй мировой войны. Если дадаистская развязность в обращении с реальностью и памятью Первой мировой воспринимается вполне естественно-исторически, то неодадаистский опыт Бойса остался единственным в своем роде, неповторимым в силу маргинальности и экстремизма.

Источник: Андреева Е.Ю. Постмодернизм

Как объяснять картины мертвому зайцу (1965)

Это одна из наиболее известных шаманских акций Бойса. Намазав голову медом и покрыв его золотой пудрой, Бойс шаманил в течение трех часов - при помощи бормотанья, миманса и жестикуляции типа общался с мертвым зайцем, типа объясняя ему свои работы. Поле для трактовок этой акции и поисков ее смысла весьма большое. В любом случае, это очень изящное соединение мира актуального искусства и шаманской практики общения с потусторонним миром. И примирение их, таких разных. Сам же Бойс, как и положено порядочному шаману, выполнял функцию посредника между этими мирами.

Вообще, подавляющая часть работ Бойса предполагает большую свободу в их интерпретации и накручивании смыслов. Собственно, как и события нашей жизни, если воспринимать их как некие знаки. Возможно, именно эта смысловая неоднозначность и определенная интерпретационная темнота и лежат в основе российской любви к Бойсу - мы же тоже не любим предельную ясность и отсутствие хотя бы небольшой тайны.

Источник: Кругликов В. Йозеф Бойс. Авангардизм как социально-политическое шаманство

Евразия (1965)

В перформансе 1965 года Бойс объясняет мертвому зайцу незримые картины… В 1966 году Бойс еще раз обращается к образу зайца, представив перформанс более сложного сценария под названием «Евразия» об утопическом единстве мира в духе. Разделив пространство галереи на два неравных отсека (в меньшем размещались зрители), Бойс с привязанной к ноге железной платформой ходил из конца в коней между большим треугольником фетра и черной доской, держа в руках сложную конструкцию из палок, напоминающую крепеж хоругви, и ходули, и орудие землемера, к которой было приделано чучело зайца. Время от времени Бойс обращался к чучелу со словами немецкого романиста Юстиниуса Кернера: «Куда бы ты ни пошел, я отправлюсь за тобой», стрелял из трубочки фетровой пулей, рассыпал соль, мерял чучелу температуру и записывал ее на доске под предварительно сделанной схемой «Евразия - разделение креста». Заяц, символ католической Пасхи, духовного воскрешения, в перформансе Бойса уподобляется также пуле, быстро летящему снаряду, для которого нет границ и препятствий. Он «пронизывает» пространство Запада и Востока, и художник следует за ним, скрепляя своей тяжелой, железной поступью территории, объединяя их в движении своего тела, несмотря на затрудненность этого движения с железом на ноге, символизирующим сложность социального прогресса. Под разобщением Востока и Запада, которые символически представлены смягчающим угол фетровым треугольником и грифельной доской с расчетами, можно понимать самые разнообразные идеи, в частности, по мнению Уве Шнеде, противопоставление восточного человека-интуитивиста западнику-интеллектуалу по Штайнеру, или же, по словам самого Бойса, Европу, разделенную на Восток и Запад Берлинской стеной, которую символический заяц с легкостью преодорлевает.